Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божестве Спасителя. Они являются собеседниками Христа о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями. И поэтому преображение Христа «провоз­вещало и славное Креста ради спасительное Воскресение» и избавление мира от преступления (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии). На Фаворской горе Господь Христос, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)» (там же, 4-я стиховная стихира), славу Своего Божества (там же, 1-я стихира на литии), «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно». С одной стороны, твердо уверяя, удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не со зраком и еже жити погубят, но яко же можаху вмещати, телесныма очима стерпяще» (там же, 3-я стихира на литии). Поэтому-то «Божества Своего (только) малый зрак обнажил» Спаситель (там же, стихира по 50-м псалме), скрывая под плотию «сокро­венную молнию Своего Существа и Божественнаго благолепия» (там же, седален по 2-й кафизме). «Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком» (там же, 2-й канон, песнь 5, русский перевод). В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей. В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие, имже спасти еси мир, грехом погибающий» (Преоб­ражение, утреня, 2-я хвалитная стихира). В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображался, облистати паки сотворил, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость» (Великая вечерня, 2-я стиховная стихира). В ряде стихир праздника Преображения указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа, – Его слушать («Того послушайте»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 3-й) и Троичны гласа. Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни – каноны Минеи (см. 26 марта: праздника, глас 6-й, и Архангела, глас 4-й) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника (см. в Минее 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи – на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6. Библейские песни – великопостные. Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песни – ирмос 2-го трипеснца Триоди; по 3-й и 6-й песни – ирмос канона Архангела. По 3-й песни – седален Архангела, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак Архангела, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую» . По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 3-го). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Архангела, глас 4-й – 4 (см. в Минее 26 марта; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...» (см. в Минее 26 марта). Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Архангельское слово...».

http://patriarchia.ru/bu/

В древнем Иадгари (груз. переводе гимнографического приложения к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-IX вв.) для Великого Четверга выписаны следующие песнопения: трипеснец (3-го плагального гласа, нач.: " Услышал голос Твой и убоялся, ибо долготерпишь " ), хвалитные стихиры (7-го гласа), стихиры на " Господи, воззвах " (2 цикла - 7-го и плагального 2-го (т. е. 6-го) гласов), тропарь на Литургии (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, нач.: " Долготерпение Господа на блудном сыне " ), прокимен, тропари на умовение рук и на перенесение св. Даров и причастны на Литургии (все те же, что и в груз. переводе Лекционария, но тексты, в отличие от последнего, выписаны полностью). За Литургией следует чин умовения ног (Метревели. Иадгари. С. 185-190). После XI в. самобытная иерусалимская традиция прекратила свое развитие - богослужение Иерусалимской Церкви, как и остальных Православных Поместных Церквей, полностью переориентировалось на к-польскую традицию и восходящие к ней монастырские Типиконы. Святогробский Типикон 1122 г. - единственный источник, который младше XI в. и где еще прослеживаются элементы древней иерусалимской практики, хотя уже и смешанной с к-польской. Особенно ярко смешение 2 традиций проявляется в использовании за службами библейских чтений, соответствующих как древней иерусалимской, так и послеиконоборческой константинопольской лекционарным системам (некоторые чтения не относятся ни к той, ни к др.). Согласно этому Типикону, на утрене Великого Четверга поется " Аллилуия " на 4-й плагальный (8-й) глас, с тропарем " Егда славнии ученицы " ; затем стихословятся непорочны (т. е. Пс 118) и поются 2 особых тропаря по непорочных (нач.: " Ангельский собор удивился, зря Тебя в Сионской горнице совечеряющего " ) с троичном и богородичном; следуют 4 седальна, чтение, Пс 50 с 2 покаянными тропарями (нач.: " Призри, Владыка, помилуй меня " ) и богородичном; канон - тот же, что и в Студийском и Иерусалимском уставах; в каноне выписано 2 кондака (по 3-й и по 6-й песни); после 9-й песни канона следует особый эксапостиларий (нач.: " О дивное чудо, дланью все содержащий " ) с богородичном; после хвалитных стихир (2 подобна и 4 самогласна, славник и стихира на " И ныне: " ) стихословится утреннее славословие (от " Слава в вышних Богу " до " Сподоби, Господи " ) и бывают чтения (прокимен из Пс 40, Быт 22. 1b-19a, Деян 1. 15-20, 2-й прокимен из Пс 54, Лк 22. 1-39); затем - " Сподоби, Господи " и шествие на Голгофу с пением стихиры и богородична; утреня заканчивается чтением " Благо есть " и Трисвятого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

“Душевною леностию воздремався, не стяжах женише Христе, горяща светильника иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляхся. Утробы щедрот Твоих не затвори мне Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе” (утреня Великого вторника, стихира вторая на хвалитных). Таким образом, эта притча призывает нас к бодрствованию. Мы должны заботиться о нашей душе для того, чтобы войти в Царствие, которое, как и Второе пришествие Христа, “близко, при дверях” ( Мф.24:33 ). Гимнография также подчеркивает, что мы должны быть внимательными и готовыми войти в Царствие: “Яко свещы светлыя украсивше душы, жениху приходящу к нетленному браку, прежде заключения дверей, внидем с ним” (канон на повечерии Великого вторника, песнь 9, тропарь 1). Притча о десяти девах близка к притче о брачном пире ( Мф.22:1-14 ), которая не читается на службах Страстной недели. По словам еп. Кассиана (Безобразова) , в христоцентричной перспективе, образ брачного пира получает свой полный смысл в связи с учением о Царстве 5 . Брачный чертог интерпретируется как образ Царствия Божия, в которое мы призываемся войти, облеченные в соответствующие одежды. Этот евангельский отрывок является источником для экзапостилария первых трех дней Страстной седмицы: “Чертог твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя” (экзапостиларий первых трех дней Страстной седмицы). Этот брачный пир понимается как Царствие, которое близко и в которое призывает нас возвращающийся Христос: “Отверзися чертог, украсися с ним Божественный брак, жених близ призываяй нас, уготовимся прочее” (канон на повечерии Великого вторника, песнь 3, тропарь 3). Брачные одежды, позволяющие войти в Царствие Божие понимаются, конечно, как образ очищенной покаянием от грехов и страстей души; очищение, которое мы можем получить только через Христа: “Во светлостех святых Твоих, како вниду недостойный? Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов. Очисти Господи, скверну души моея, и спаси мя яко Человеколюбец” (утреня Великого вторника, первая стихира на хвалитных).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

В древнем Иадгари (груз. переводе гимнографического приложения к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-IX вв.) для В. ч. выписаны следующие песнопения: трипеснец (3-го плагального гласа, нач.: «Услышал голос Твой и убоялся, ибо долготерпишь»), хвалитные стихиры (7-го гласа), стихиры на «Господи, воззвах» (2 цикла - 7-го и плагального 2-го (т. е. 6-го) гласов), тропарь на литургии (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, нач.: «Долготерпение Господа на блудном сыне»), прокимен, тропари на умовение рук и на перенесение св. Даров и причастны на литургии (все те же, что и в груз. переводе Лекционария, но тексты в отличие от последнего выписаны полностью). За литургией следует чин умовения ног ( Метревели. Иадгари. С. 185-190). После XI в. самобытная иерусалимская традиция прекратила свое развитие - богослужение Иерусалимской Церкви, как и остальных Православных Поместных Церквей, полностью переориентировалось на к-польскую традицию и восходящие к ней монастырские Типиконы. Святогробский Типикон 1122 г.- единственный греч. памятник после X в., сохраняющий элементы древней иерусалимской практики, хотя уже и смешанной с к-польской. Особенно ярко смешение 2 традиций проявляется в использовании за службами библейских чтений, соответствующих как древней иерусалимской, так и послеиконоборческой к-польской лекционарным системам (нек-рые чтения не относятся ни к той ни к др.). Причащение апостолов. Воздух из Хиландарского мон-ря. Кон. XIV - нач. XV в. Причащение апостолов. Воздух из Хиландарского мон-ря. Кон. XIV - нач. XV в. Согласно этому Типикону, на утрене В. ч. поется «Аллилуия» на 4-й плагальный (8-й) глас с тропарем «      »; затем стихословятся непорочны (т. е. Пс 118) и поются 2 особых тропаря по непорочных (нач.: «Ангельский собор удивился, зря Тебя в Сионской горнице со-вечеряющего») с троичном и богородичном; следуют 4 седальна, чтение, Пс 50 с 2 покаянными тропарями (нач.: «Призри, Владыка, помилуй меня») и богородичном; канон - тот же, что и в Студийском и Иерусалимском уставах; в каноне выписано 2 кондака (по 3-й и по 6-й песни); после 9-й песни канона следует особый эксапостиларий (нач.: «О дивное чудо, дланью все содержащий») с богородичном; после хвалитных стихир (2 подобна и 4 самогласна, славник и стихира на «И ныне:») стихословится утреннее славословие (от «Слава в вышних Богу» до «Сподоби, Господи») и бывают чтения (прокимен из Пс 40, Быт 22. 1b - 19a, Деян 1. 15-20, 2-й прокимен из Пс 54, Лк 22. 1-39); затем - «Сподоби, Господи» и шествие на Голгофу с пением стихиры и богородична; утреня заканчивается чтением «Благо есть» и Трисвятого.

http://pravenc.ru/text/150115.html

“Иссохшия смоковницы за неплодие, прещение убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость” (утреня Великого понедельника, стихира на стиховне 3, также на “Господи Воззвах” на вечерни в понедельник вечером). “От смоковницы о душе моя, научися кончины! Егда младо будет листвие, и прозябнет ветвие, жатвы час прочее, и ты егда сия увидиши, разумей, яко при дверех есть” (канон на повечерии в понедельник вечером, песнь 9, тропарь 2). Притча о бесплодной смоковнице близка к притче о талантах ( Мф. 25, 14-30 ), читаемой на Преждеосвященой литургии Великого вторника. Гимнография призывает нас не пренебрегать дарами, полученными от Христа через таинства Церкви и слышание Слова Божия, а приумножать их, чтобы наследовать Его Царствие: “Познала еси неплодная душе, лукаваго раба притчу, бойся и не небрези о даровании, егоже прияла еси, да не сокрыеши в землю, но да куплю дееши” (канон на повечерии в понедельник вечером, песнь 8, тропарь 2). “Час душе конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай окаянная бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова” (утреня Великого вторника, кондак). “Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа твоего” (стихира на хвалитных Великого вторника, стихира на “Славу”. См. также 1ю стихиру на стиховне на утрене Великого вторника). Второе пришествие и Страшный Суд Евангельское чтение на Преждеосвященных литургиях Великого понедельника ( Мф.24:3-35 ) и Великого вторника ( Мф.24:36-26, 2 ) говорят о признаках конца времен, о Втором пришествии Христовом, о дне и часе, которого никто не знает ( Мф.24:36 ), и о Страшном Суде. Это чтение, упоминающееся уже в конце IV в. Эгерией, в ее описании богослужений Великого вторника в Иерусалиме, читавшуюся на Елеоне. Это место имело особый эсхатологический характер, поскольку оно почиталось как место Вознесения и место Второго пришествия ( Деян.1:11 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

21. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Козельщанской иконы Божией Матери. Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Тимофея, иже в Символех (с 21 февраля), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси...». Примечание. Стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского, с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени понедельника. Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Льва, еп. Катанского (с 20 февраля) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Примечание. В этот день на хвалитех поются стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (с «Господи, воззвах»), глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси...» (на ряду). «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» после стихир не произносится. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-06/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 6 марта 2023 года 21. Понедельник 2й седмицы. Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Козельщанской иконы Божией Матери. Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4й и глас 6й – 3, и прп. Тимофея, иже в Символех (с 21 февраля), глас 8й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси…». Примечание. Стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского, с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени понедельника. Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя…». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля). На малом повечерии в Неделю 1ю Великого поста, накануне понедельника 2й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5й, со стихирами, глас 1й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Льва, еп. Катанского (с 20 февраля) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4я, 5я и 6я. Примечание. В этот день на хвалитех поются стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (с «Господи, воззвах»), глас 8й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси…» (на ряду). «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» после стихир не произносится. На 1м часе – кафизмы нет; на 3м часе – кафизма 7я; на 6м часе – кафизма 8я; на 9м часе – кафизма 9я. На вечерне – кафизма 18я.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

17. Страстная седмица. Великий Вторник. Сщмч. Симеона, еп. Персидского. Прп. Акакия, еп. Мелитинского. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Обретение мощей прп. Александра Свирского (службу зри 30 августа) . Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник. Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жених...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Евангелие – Мф., зач. 90-е: «Совет приемше вси фарисее на Иисуса...», без преступки (конец – в зачале 96-м: «Благословен Грядый во имя Господне»). Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...», и тотчас малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...», и икос, глас тот же: «Что унываеши, душе моя...». Двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос двупеснца. На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Скрывшаго талант осуждение...». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе талант...». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы совершаются по великопостному чину. На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...». Примечание. «Час же 3-й и 6-й, поем с кафизмами, во свое время, и с поклоны... Вкупе же поем и 9-й час без кафизмы... и Блаженны поем... и прочее все, якоже в понедельник указася» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Вторник»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-30/

Утреня, или заутреня , – одно из богослужений суточного круга, совершаемое в утренние часы. По содержанию утреня разделяется на три части: в первой христиане сокрушаются о своих грехах и испрашивают милости Божией на предстоящий день; во второй – прославляют воспоминаемого в этот день святого или празднуемое событие; в третьей – славословят Господа Иисуса Христа. Утреня бывает вседневная и праздничная. На вседневной утрени великое славословие читается. При совершении праздничной утрени великое славословие поется, а также присоединяется полиелей. В соединении с вечерней или великим повечерием утреня составляет всенощное бдение. Хвалитны, или хвалитные стихиры, или стихиры на хвалитех , – см. Стихира. Хиротония (греч. «рукоположение») – совершение таинства священства, возведение в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, священника и епископа. Хиротония совершается только епископом в алтаре во время Божественной литургии. Возложением рук епископа на главу посвящаемого сообщается Божия благодать священства (см.: Деян. 14:23 ) и передается апостольская преемственность этой благодати. С этой точки зрения все христианские деноминации, не имеющие законно поставленного епископата, хранящего и передающего апостольскую благодать, – безблагодатны и потому не могут совершать церковные таинства. Часы – богослужения суточного круга, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, соответствующих тому или иному времени суток и особенным обстоятельствам страданий Христовых; службы часов совершаются каждый день и поэтому называются вседневными. Как правило, совершение часов соединяется с другими службами: 1-й час – с утреней, 3-й и 6-й часы – с литургией, 9-й час – с вечерней. Служба 1-го часа установлена в воспоминание того, что в этот час осужден на смерть Господь Иисус Христос, 3-й час служит воспоминанием о суде Пилата, о мучениях Спасителя в претории, а также о сошествии Святого Духа на апостолов. На 6-м часе воспоминаются шествие Христа на Голгофу, Его пропятие на кресте и крестные страдания. На 9-м часе – великие предсмертные муки и смерть Спасителя. В некоторые дни года обычные часы не совершаются, вместо них служат другие часы, отличающиеся по своему составу. Таковы великопостные часы, царские часы и пасхальные часы – в Светлую седмицу, которые состоят из пасхальных песнопений – «Христос воскресе», «Воскресение Христово видевше» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010