Игумен Нифонт, крестьян 41 душа. Но когда в 1704 году вместо города Старой Ладоги учреждена Новая, и из оной в сию жители переселены были, то монашествующие переведены в Старо-Ладожский Ивановский монастырь, а Медведский обращён в приходскую церковь . Медведицкий монастырь Или Усть-Медведицкий Преображенский Воронежской Епархии на содержании войска Донского 3 класса женский монастырь. Находился в Донских землях близ Дона на устье реки Медведицы, от чего и называется Медведицким или Усть-Медведицким, расстоянием от города Черкаска в 300, от Усть-Медведицкой станицы в 5, Островской в 10, Усть-Хопёрской в 30 вёрстах. Этот монастырь сперва был мужеской и начался, как из записки, имевшейся в монастыре, видно, в 7173/1665 году; но по чьему дозволению, о том ни грамот, ни записок нет. Можно думать, что по тогдашней вольности Донских Козаков они сами основали и этот монастырь, испросив только у кого-нибудь или, может быть, и у своего Сарского и Подонского Епископа благословение на церковь . Земли к нему отведены в 1693 году. С начала до 1754 года положение монастыря было между горами, почему и назывался Межигорским, а в 1754 году, по благословению Преосвященного Феофилакта, Епископа Воронежского, перенесён он на гору неподалёку от прежнего места, и построена каменная церковь . В монастыре сем настоятелями бывали Архимандриты и Игумены, по рассуждению Преосвященных. А по Указу 1788 года этот монастырь был уничтожен. Но по просьбе Донских Козаков и по Указу Святейшего Синода 1799 года Октября 20 паки восстановлен, для помещения женского монастыря со штатом Игуменьи и сестёр по окладу и числу монастырей 2 класса, на содержание Донских жителей. Медведовский монастырь Медведский и Пустынно-МедведовскийНикалаевский , Киевской Епархии заштатный мужской монастырь. Медведский Никалаевский монастырь Мужской. Находился в Новгородской Епархии и её уезде, что в рядке Черной, от Новгорода В 55 вёрстах. Около 1746 года упоминается он в числе приписных монастырей к Савину-Сторожевскому под названием Новгородского уезда Николаевский Медведский, что в рядке Черной.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Благотворителям и потрудившимся в деле возрождения монастыря были вручены почетные грамоты губернатора Волгоградской области и Волгоградской областной Думы. Изначально Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан как мужской, однако в 1785 году был преобразован в женский. Войсковой атаман генерал-поручик А.И. Иловайский ходатайствовал перед правящим архиереем о преобразовании Усть-Медведицкого мужского монастыря в женский по причине того, что «между жилищами того войска состоят три монастыря и есть мужские, женского ни одного», а женщин, желающих принять монашество, было много. При игумении Арсении (Себряковой; 1833-1905) при монастыре открылось училище, в которое направляли молодых послушниц, которые впоследствии становились преподавателями в училище. Преподавали игумения Арсения и клирики монастыря. Был построен Казанский собор с нижней церковью в честь преподобного Арсения Великого (освящен 8 сентября 1885 года). При игумении Арсении были выстроены двухэтажные крытые железом корпуса для монахинь, отдельные дома для священнослужителей, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской. Под руководством игумении был заново отделан старый Преображенский храм, к нему пристроили теплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В советское время монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1991 году. 30 августа 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II определил: «Благословить открытие Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в Волгоградской епархии». 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в женский монастырь, во главе женской общины, приехавшей сюда с Украины, стояла монахиня Георгия (Боровик), ныне игумения монастыря. 21 октября 2016 года решением Священного Синода настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумения Арсения (Себрякова) была прославлена в лике местночтимых святых Волгоградской митрополии ( журнал 95 ).

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

Пещеры Усть-Медведицкого Преображенского женского монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Описание [ править править код ] План пещер 10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы. Камень, освящённый явлением Пресвятой Богородицы Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер. Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсеньи. По преданию, игуменья Арсенья молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников. Как добраться [ править править код ] Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7 Телефоны: +7 (903) 371-70-49 (мобильный); +7 (84464) 4-45-44 Электронная почта : ust-medveditskymonastery@mail.ru Видео [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь Усть-Медведицкий монастырь. Экспедиции Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Пещеры_Усть-Ме...

В кон. XX в. - в нач. 90-х гг. Св. Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия на которую назначен архиепископ Герман. В 1991 г. на заседании Синода Русской Православной Церкви по ходатайству правящего архиепископа Германа, вступившего в управление Волгоградской епархией, было постановлено: " Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии " . В 1992 г. монастырь начинает свою восстановительную деятельность. Первыми насельниками были настоятель иеромонах Савин (Аганин), два штатных иеромонаха, один иеродиакон, один монах и небольшое число послушников. В монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстановлены пещеры (в пещерах хранится икона Св. Троицы написанная братией), игуменский дом (где была оборудована трапезная), для совершения богослужения оборудовали домовую церковь. В августе 2001 г. монастырь был преобразован в женский. Решением Российского союза исторических городов и регионов г.Серафимович включен в список малых исторических городов России. Здесь сохранена своеобразная архитектура старинной казачьей станицы. http://www.donskiezory.com/tours/palom.shtml Одним из исторических мест города является Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Это своеобразная жемчужина донского края. Он был основан в 1652 году на уступе гористого берега, место для которого было выбрано неудачно. Уступ не имел прочного основания - это был старинный оползень берега, который с разливом Дона и талыми водами сполз в Дон вместе с обителью. И все же, несмотря на катастрофу, история монастыря продолжалась. При Игумене Лаврентии он был перенесен на теперешнее место, более отдаленное от Дона. В 1754-59 гг. был построен замечательный храм во имя Преображения Господня с приделом Владимирской иконы Божьей Матери. В 1785 году, по ходатайству благочестивых донских женщин, монастырь был переименован в женский, через три года был упразднен.

http://sobory.ru/article/?object=1036

В 1904-1905 гг. иг. Арсения тяжело заболела, все чаще помышляла о смерти и не желала, чтобы кто-либо присутствовал в момент ее смерти. 25 июня 1905 г. она отправилась в паломническую поездку в Саровскую пустынь на поклонение мощам прп. Серафима, не смотря на свое болезненное состояние, где имела возможность посетить святые места и думала возвратиться назад. К сожалению, ей это не удалось, болезнь усилилась, и ей пришлось, задержатся на четыре дня. 19 июля в день празднования открытия мощей прп. Серафима, боль усилилась и чувствуя близкую кончину приготовилась к принятию Святых Христовых Тайн. 21 июля по принятии Святых Тайн, она думала всё-таки вернуться. Вернутся ей было не суждено, вечером того же дня, в одиннадцатом часу ночи иг. Арсения преставилась на 72 году жизни. Тело было подготовлено к погребению. Деревянный гроб был опущен в металлический, присланный из Москвы от родственницы Ладыгиной. 22 июля о смерти игумении стало известно в Усть-Медведицком монастыре. Казначея монастыря Леонида послала депешу Преосвященному Платону о перенесении тела почившей и тогда уже по его просьбе Тамбовский архиерей и губернатор дали согласие перевести тело почившей в родную обитель. В июле 30 числа гроб с почившей прибыл на платформу Себрово, через сутки погребальная процессия прибыла в Усть-Медведицкий монастырь. До 20 августа гроб находился в Казанском храме, куда все желающие могли придти и попрощаться с почившей. На погребении присутствовало 9 иереев и 3 диакона. После панихиды было зачитано завещание написанное иг. Арсенией об избрании игуменьей казначею Леониду. Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в Арсеньевской церкви. Это нижний храм в честь прп. Арсения Великого.Над могилой иг. Арсении Леонида воздвигнула памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной на нем " Смоленской ик. Божией Матери " и возжена лампада. За свое сорокалетнее управление иг. Арсения неоднократно получала благословение Св. Синода: имела наперстный крест и крест с драгоценными украшениями, пожалованный ей из кабинета Его Величества, Государя Императора; знак Красного креста за русско-турецкую войну в 1877 – 1878 гг.; медаль в память царствования имп.

http://sobory.ru/article/?object=1036

Усть-Медведицкая игумения Арсения (Память 21 июля). Игумения Арсения, в миру Анна Михайловна Себрякова. Ее родители Михаил Васильевич и Мария Алексеевна Себряковы были знатные и самые богатые дворяне во всем Войске Донском. Отец ее занимал высокую и почетную должность областного предводителя дворянства Войска Донского, был образованным русским человеком прошлого столетия и глубоко религиозным. Матери своей Анна Михайловна лишилась рано, лет пяти или даже менее того, так что не помнила ее. Ее родители, как люди благочестивые и набожные, ежегодно ездили в Воронеж на поклонение мощам святители Митрофана и для бесед с святителем Воронежским Антонием. Иногда в такое путешествие Михаил Васильевич и Мария Алексеевна брали с собой кого-нибудь из детей. Раз, когда Анне Михайловне было три года, родители взяли и ее с собою и, по обыкновению, посетили архиепископа Антония, прося его святительского благословения их малолетней дочери Анне, которую няня держала на руках, но девочка вырвалась с рук няни и поклонилась в ноги архиепископу Антонию, к великому удивлению и изумлению ее родителей и няни. Тогда великий святитель благословил ребенка и сказал ее родителям: «ваша дочь Анна будет монахиня и великая подвижница». Отец Анны Михайловны, рано сделавшись вдовым, всю свою жизнь посвятил на воспитание детей, которых у него осталось шестеро: три сына и три дочери, из них Анна была младшая. Он стал вести жизнь аскета и строго наблюдал за детьми, дал им блестящее образование и светское воспитание – достойное того высокого положения, какое он сам занимал, но более всего обращал внимание на православно-христианское воспитание души ребенка, развивал уважение ко всему святому, заставлял изучать жизнь подвижников и мучеников. Более всех он обращал внимание на младшую свою дочь, а Анна Михайловна от природы была одарена редким умом, памятью, соображением и находчивостью, восприимчивостью и отзывчивостью ко всему доброму. Под влиянием чисто христианского воспитания, с ранних лет Анна Михайловна начала увлекаться жизнью подвижников, и рано у нее созрела мысль подражать им, хотя родитель ее, Михаил Васильевич, будучи сам строгим подвижником, не поощрял ее на это, а, напротив, отклонял и рано стал ей предоставлять права хозяйки дома (старшие его дочери были уже замужем). Он думал, что и Анна Михайловна полюбит светскую жизнь, по примеру ее сестер; но она, едва достигнув семнадцатилетнего возраста, умолила своего родителя благословить ее на тесный иноческий путь со всеми его лишениями н трудностями. Михаил Васильевич, вероятно, помня предсказание архиепископа Антония, благословил свою семнадцатилетнюю красавицу дочь на жизнь иноческую и лично привез ее в 1850 году в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, отстоявший от его имения верстах в семидесяти, в келлию родственницы своей – монахини Леониды Ладыгиной и, с согласия настоятельницы монастыря – игумении Вирсавии, отдал Анну Михайловну под начало монахине Леониде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сей монастырь стоит на берегу реки Дона, и близ него нет никакого селения; отстоит же оной от станиц, вверх по Дону, от Кременской в десяти, и вниз по той же реке от Новогригорьевской в десяти же верстах. До города Черкасска от него 500 верст; содержится экономией. Прозвание его произошло от Кременской станицы, коей попечением вероятно и основан оный. По указу 1788 года монастырь сей был упразднен. Но паки по просьбе Донских казаков и по указу Св. Синода 1798 года октября 20 дня восставлен на содержании Донском со штатом игумена и братии по подобию общежительной Саровской пустыни и Николаевской Рыхловской, со штатом на 56 человек. В сем монастыре бывали архимандриты и игумены по рассуждению Преосвященных. X ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ женский на содержании войска Донского, находится на Донских землях. Сей монастырь сперва был мужеской и начался, как из записки имевшейся в монастыре видно, в 7173 т.е. в 1665 году, но по чьему дозволению, о том ни грамоты, ни записок нет. Можно думать, что по тогдашней вольности Донских казаков, они сами основали и сей монастырь, испросив только у какого-нибудь, или может быть и у своего Сарского и Подонского епископа благословения на церковь . Земли к нему отведены в 1693 году. Сначала, до 1754 года, положение монастыря было между горами, почему и назывался Межгорским: а в 1754 году, по благословению Преосвященного Феофилакта епископа Воронежского перенесен он на гору неподалеку от прежнего места, и церковь построена каменная. Близ монастыря стояла одна слободка монастырская. В окружности же имеются станицы Усть-Медведицкая в 5, Островская в 10, Усть-Хоперская в 30 верстах. В монастыре сем настоятелями бывали архимандриты и игумены по рассуждению Преосвященных. До Черкасска от сего монастыря 300 верст. Содержание имеет он от подаяний и от экономии. Местоположение его близ Дона, где впадает в оный река Медведица, от которой он и название Усть-Медведицкого имеет. По указу 1788 года монастырь сей был уничтожен. Но по просьбе Донских казаков и по указу Св. Синода 1798 года октября 20 дня паки восстановлен, для помещения женского монастыря; со штатом игуменьи и сестер по окладу и числу монастырей 2-го класса, на содержании Донских жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Спустя три года, в 1788 г. указом императора было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь, который был сведен до положения приходской церкви. Имущество было продано, насельницы распущены, церковную утварь было предписано отослать в Воронежский архиерейский дом, но отослано она так и не была, потому что в отношении Войскового Правительства в Воронежскую консисторию в 1789 г. было позволено оставить на прежнем месте. В доме настоятельницы было размещено сыскное начальство. Две мельницы в Островском юрту проданы. Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена. Ходатайствовал перед высшим начальством об открытии монастыря Войсковой атаман В.П. Орлов. Открыть его предполагалось для израненных на службах казаков и престарелых их жен. С момента открытия М. Карпова возвращается в монастырь уже постриженная в монашество с именем Александра в 1801 г. За свое правление от Преосвященного Арсения епископа Воронежского и Черкасского награждена игуменским жезлом. Скончалась она в 1827 г. (в схиме Мария). Преемницею Александры стала игумения Августа. Заслуга ее в том, что она обучала девочек церковному пению. При ней открылся новый источник благотворного влияния на край: малолетние дочери не богатых старшин и казаков, живя по кельям монахинь, получали начатки мирского воспитания и, возвращаясь в свет, уносили в своей душе семена нравственной чистоты и благочестия. Благодаря чему монастырь пользовался большим уважением. Скончалась она в 1835 г. После Августы на игуменство вступила Афанасия. В ее правление монастырь постигли испытания. В 1835 г. было объявлено Высочайше утвержденное положение, в этом положении не было упомянуто о пособии определенном монастырю в 1798 г. Пришлось положиться на добровольные пожертвования. Отказавшись от общественной благотворительности, они решили законным путем восстановить свои права и подали прошение на имя высшего правительства. Дело затянулось на несколько лет, пока не нашелся покровитель в лице архиепископа Игнатия Донского. Таким образом, благодаря Государю Императору Николаю Павловичу, принявшему участие в обеспечение монастыря, причин опасаться за будущее не было. Но все это было приведено в исполнение только в 1851 г. Скончалась иг. Афанасия в 1847 г., заменила ее казначея Вирсавия. При ней был устроен двухэтажный дом, для трапезы. Число монашествующих, при ней увеличилось от семнадцати до тридцати двух (1854 г.). 

http://sobory.ru/article/?object=1036

Александра III и в 1905 г. награждена Библией, выданной ей из Синода за основание монастырского училища. Кроме того, имела наперстный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ей сестрами обители, с разрешения начальства в день тридцатилетнего юбилея управления монастырем. В 1910 г. монастырь по-прежнему сохранял свое положение второго класса, в его владении было 1197 дес. земли, имел кирпичный завод, богадельню, школу, управлялся игуменьей, количество насельниц достигало до 249 сестер. В Советское время монастырь был закрыт в 1927 г. Две церкви, находящиеся на территории монастыря, закрыты в 1929 г. на заседании президиума Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета совета рабочих. На заседании президиума Нижне-Волжского краевого исполкома было принято решение о закрытии двух церквей, находящихся на территории детской колонии, располагавшейся в зданиях бывшего женского монастыря. Церковные здания были необходимы детской колонии состоящей из 400 человек и с той целью, чтобы помещения передали колонии, выдвигалось положение, что церкви мешают воспитанию детей. Ходатайствовал о закрытии церквей Хоперский крайисполком. В выписке от 15/1.05.1929 г. с подпиской " срочно " сообщалось, что Усть-Медведицкий женский монастырь намечен для культурных целей находящейся там детской колонии. До какого года там располагалась детская колония неизвестно, а за все время существования Сов. власти в монастыре располагалась электростанция, зерносклад и пионерский лагерь. Во время великой Отечественной Войны 1942-1943 гг. монастырь стал местом тяжелых боев. Можно предположить, что большинство монастырских построек было разрушено войной, чудом сохранился лишь Казанский храм монастыря. Вообще в послевоенное время в годы бесхозного состояния немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные " недоброжелатели " . Первым шагом для восстановления былого облика Преображенского храма было закрытие в него доступа. Были заграждены оконные и дверные проемы от " неблагодарных потомков " . Предполагалось, что в строительстве храма будет принимать участие молодежь, но местные власти отклонили любительское благоустройство, предпочитая профессиональную реставрацию.

http://sobory.ru/article/?object=1036

Крестный ход с Урюпинской иконой Божией Матери отправится по рекам Волгоградской области Волгоград, 5 апреля 2006 г . В середине апреля 2006 г . Волгоградская епархия проведет пасхальный крестный ход на байдарках по рекам Бузулук, Хопер и Дон. Он начнется в ст. Алексеевской у храма Архангела Михаила и закончится в старейшем казачьем монастыре Усть-Медведицкой Спасо-Преображенской женской обители (г. Серафимович). Одна из байдарок понесет на борту список Урюпинской чудотворной иконы Божией Матери. В некоторых прибрежных станицах, где пройдет крестный ход, после разрушения церквей, службы не велись, наверное, десятилетия. Священник Геннадий Ханыкин будет служить Божественную литургию в каждой станице, сообщает сайт Волгоградской епархии . Маршрут: ст. Алексеевская – ст. Усть-Бузулукская – ст. Аржановская – ст. Зотовская – ст. Федосеевская – ст. Слащевская – ст. Букановская – ст. Усть-Хоперская - Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь (г. Серафимович). Чудотворная икона Божией Матери «Урюпинская» почитается верующими как самая большая святыня Волгоградского края. Этот образ в 1827 г . явился благочестивым старицам близ ст. Урюпинской. На месте явления иконы появился источник. Позднее около источника казаки поставили часовню. К этому месту постоянно совершались паломничества – для нескольких десятков тысяч приходивших специально наводились семь наплавных мостов через Хопёр. Здесь в уединённой местности под названием «Святые горы» даже планировали создать монастырь. На поклонение иконе в Покровский храм стекались тысячи людей, ее приносили домой к безнадёжным и уже умиравшим больным, и они получали исцеление. Народ чтил и благодарил свою Заступницу, с любовью украшая Её ризу. Грянули тяжелые времена – начались репрессии, расстрелы священников, закрытия храмов и, как бы в ответ на это, икона исчезла. Лишь в 1944 г . она вернулась в Покровскую церковь. Уже в 90-х годах верующие передали в храм еще один список – копию явленной иконы. Этот изящный образ Богородицы с Предвечным Младенцем также обладает чудодейственной силой помогать молящимся. В последнее время уже не только сами верующие идут к своей святыне, но и она выходит им навстречу. По городам и весям Волгоградской области вот уже несколько лет шествует с иконой на руках крестный ход.

http://pravoslavie.ru/16906.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010