Многие участники этого Собора пострадали в годы гонений и были причислены к лику святых новомучеников и исповедников. Священный Синод на заседании 4 мая 2017 года установил празднование памяти Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. Днем памяти Отцов Поместного Собора определено 5 (18) ноября — день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. На Поместном Соборе 1945 года, который прошел с 31 января по 4 февраля в храме Воскресения Христова в Сокольниках в Москве, Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Также важным деянием стало утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Поместный Собор 1971 года, созванный в связи с необходимостью избрания нового Предстоятеля после смерти Патриарха Алексия I, проходил c 30 мая по 2 июня в Троице-Сергиевой лавре. На Соборе новым Патриархом был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Важным деянием Собора стало принятие документа «Об отмене клятвы на старые обряды и на придерживающихся их». Поместный Собор 1988 года — проходил 6-9 июня в Троице-Сергиевой лавре. Проводился в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. На Соборе был принят новый Устав Русской Православной Церкви, а также состоялась канонизация благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, преподобного Игнатия (Брянчанинова), преподобного Амвросия Оптинского, святителя Феофана Затворника. Поместный Собор 1990 года, созванный в связи с необходимостью избрания нового Предстоятеля после смерти Патриарха Пимена, проходил 7 и 8 июня в Троице-Сергиевой лавре. Новым Предстоятелем был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Важным деянием стала канонизация праведного Иоанна Кронштадтского. Поместный Собор 2009 года, состоявшийся 27-28 января в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, избрал новым Предстоятелем митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Также Собор утвердил исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Архиерейским Собором 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 2008 года.    

http://foto.patriarchia.ru/church/pomest...

331 Дополнения. «...Саула, язвлена уже». В старообрядческом издании: «Саула явленна уже» (л. 132 об.). 334 Дополнения. «...ниже образуем перстов видом. И треми персты ...совокупляемыми, образуем». В старообрядческом издании: «ниже образуем перстов видом равенства Божества, но точию таинственне воображаем во уме, и тремя персты единосущными разделяеми, и во едино совокупляемыми, образуемыми...» (л. 133 об.). 335 Дополнения. «...ничто же прочее дале ищуще». В старообрядческом издании: «ничтоже прочее далече ищуще» (л. 133 об.). 336 Дополнения. «...сих же хвала от края небесе до края слышана есть». В старообрядческом издании: «их же похвала от края небесе добрая слышана есть» (л. 134 и об.). 337 Дополнения. «...во елика к научению же». В старообрядческом издании: «во елика к навычению, еже» (л. 134 об.). 339 Дополнения. «Тая же книги лист 804... глаголю и великосреднем». См. «Скрижаль», е. с. стр. 803–805. 340 Дополнения. «...употреблением перстов сих, глаголю же, указателнаго и средняго». В старообрядческом издании: «употреблением... и великосредняго» (л. 135 об.). 341 Дополнения. «...в тех же уставех Троице». В старообрядческом издании: «в тех же уставех Троицы» (л. 136 об). 342 Дополнения. «...во едино совершении по составу». В старообрядческом издании: «во едино совершение по составу» (л. 136 об.). 343 Дополнения. «...со восприятием, по вышереченным от вас», В старообрядческом издании: «со восприятием по вышереченных от нас» (л. 137). 345 Дополнения. «...от Отца не отлучается». В старообрядческом издании: «от Отца не разлучается» (л. 138). 347 Дополнения. Против слов «Лествица, о безмолвии слово 27» в старообрядческом издании на поле листа 140 помечено: «лист 245» (л. 140). 348 Дополнения. «...вопрошаше, в коем образе». В старообрядческом издании: «вопрошаше в некоем образе» (л. 140 об.). 351 Дополнения. «Аще бо вопросит вас о богословии, по святому». В старообрядческом издании: «Аще бо вопросит вас о богословии кто, по святому» (л. 144). 352 Дополнения. «...их же приемлете во образ Отца». В старообрядческом издании: «их же приемлем во образ Отца» (л. 145).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

3. иерей Николай Емельянов (†24.04.2017) 4. протоиерей Алексей Байков (†10.05.2017) 5. протоиерей Михаил Правдолюбов (†19.05.2017) 6. иеродиакон Иоанн (Макаров; †22.05.2017) 7. протоиерей Николай Морозов (†04.07.2017) 8. диакон Александр Рытов (†09.07.2017) 9. протоиерей Геннадий Нефедов (†28.07.2017) 10. протоиерей Иоанн Тараканов (†12.08.2017) 11. протодиакон Николай Попович (†12.08.2017) 12. протоиерей Сергей Косов (†07.09.2017) 13. протоиерей Евгений Прохоров (†28.09.2017) 14. иеромонах Маркелл (Фанышев; †25.11.2017) 15. архимандрит Дионисий (Шишигин; †01.12.2017) Почившие насельники монастырей: 16. монах Виссарион (Титов; †02.01.2017) 17. архимандрит Кирилл (Павлов; †20.02.2017) 18. архимандрит Наум (Байбородин; †13.10.2017) 19. монах Пантелеимон (Дементиенко; †04.11.2017) Почившие насельницы монастырей: 20. схимонахиня Ксения (Фролова; †31.12.2016) 21. схимонахиня Калерия (Игнатова; †19.12.2016) 22. монахиня Никона (Егорова; †17.12.2016) 23. схимонахиня Екатерина (Ивлева; †09.07.2017) 24. схимонахиня Григория (Биллим; †19.09.2017) 25. монахиня Таисия (Васильева; †04.08.2017 ) 26. монахиня Маргарита (Ковешникова; †29.09.2017) 27. инокиня Фекла (Тимохина; †01.11.2017) Пропоем почившим «Вечную память». Обзор деятельности Патриарха в 2017 году В 2017 году общее количество Патриарших богослужений составит 200 служб, включая богослужения, запланированные после епархиального собрания. Радостный юбилей начала работы Поместного Собора 1917-1918 годов и Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона и печальная столетняя годовщина начала гонений на Церковь стали поводом для множества памятных богослужений, конференций и круглых столов, во время которых мы не только обращали свой взор в прошлое, но пытались осмыслить, как в сознании современного общества преломляются последствия упомянутых событий. Отдельно упомяну Литургию Преждеосвященных Даров, которую я совершил 15 марта, в день 100-летия обретения иконы Божией Матери «Державная», а также освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском ставропигиальном мужском Сретенском монастыре и Божественную литургию в этом соборе в праздник Вознесения.

http://pravoslavie.ru/109387.html

Александр 2017/09/30, 12:21:44 Пресвятая Богородица, любви, счастья, мудрости, терпения Вам! Александр 2017/09/30, 12:20:32 Слава Богородице! Богородице слава! Александр 2017/09/24, 02:57:46 Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Александр 2017/09/11, 14:30:01 Александр 2017/09/10, 10:45:28 2017/09/10, 10:25:07 2017/08/18, 22:13:26 2017/08/16, 08:40:48 2017/08/13, 15:10:42 2017/08/13, 15:09:34 2017/07/28, 17:54:59 Слава всем святым! Слава всем Ангелам! 2017/07/13, 15:35:21 Добрый день! Друзья, кто в ближайшее время собирается посетить Святую Гору и в частности монастырь Ватопед? Очень надо передать одному монаху некоторую информацию. Заранее спасибо. Виталий 2017/07/13, 08:32:30 2017/04/23, 14:13:15 Вы не переживайте... Если я сейчас за вас молюсь, то не неужели не буду молиться после своей смерти?..... :-) 2017/04/20, 17:18:28 Христос Воскресе! Слезно прошу молитв о болящей р.Б. Валентине. Храни Вас Бог! 2017/04/09, 09:31:50 2017/03/26, 14:53:50 Пресвятая Троица, слава Вам! Пресвятая Богородица, слава Вам! 2017/03/16, 21:49:58 Слава Иисусу Христу! Слава Богородице! Слава Троице! Слава Богу! Богу слава! Слава Богу за всё! 2017/03/12, 12:29:18 Саша (Александр) 2017/02/03, 00:45:39 алла 2017/01/25, 11:29:35 Саша а ты поработать не пробывал для алла - > Здравствуйте! Когда я работал на госслужбе в Минфине и Минэкономики Казахстана в 1998-2003 годах, обычно приходил на работу к 9.00 и уходил домой не ранее 20.00... Суббота был рабочий день до обеда... Отпусков практически не было... Уволился оттуда по собственному желанию..... :-) Спасибо! Merci. Thank you! Рахмет. Благодарю! Спаси Бог! Спаси Господи! Саша (Александр) 2017/02/02, 23:17:18 Solace Ubuntu (Linux) Mercy Милосердие Charity Clemence Charite Misericorde Karitato Barmherzigkeit... :-) Александр 2017/02/01, 15:48:40 О смирении. Слава Богу за всё! Человек ходит, а Бог водит. Главный начальник - Бог. Человек предполагает, а Бог располагает.

http://isihazm.ru/1/?id=191&c_pid=1

353 Дополнения. «...подобна Отцу и Духу Бога, суща нага от приятия». В старообрядческом издании: «подобна Отцу, и Духа Бога суща нага от приятия» (л. 145). 354 Дополнения. «...како не иноестествен по сему Христос и Отца». В старообрядческом издании: «како и виноестествен посему Христос. Отца» (л. 146). 355 Дополнения. «...другий Сына едину ипостась и едино божественное естество, третий Духа едину ипостась и едино божественное естество». В старообрядческом издании этих слов нет. 357 Дополнения. «Аще убо онех не ползова Христос погнавших закона правду». В старообрядческом издании: «Аще убо онех не ползова Христос погнавших законно правду» (л. 146 об.). 360 Дополнения. «...паки, глаголюще образовати треми персты святую Троицу». В старообрядческом издании: «паки глаголете образовати первыми персты треми святую Троицу» (л. 146 об.). 361 Дополнения. «...смешающим и сливающим». В старообрядческом издании: «смешающих и сливающих» (л. 147). 362 Дополнения. «Феодора же Фаранскаго». В старообрядческом издании: «обьявленнова на шестом вселенском соборе Феодора Фаранскова» (л. 147 об.). 365 Дополнения. «...новое сие силогисмо». В старообрядческом издании: «и новое сие умышление» (л. 149). 366 Дополнения. «Святаго Дионисия Ареопагита . Сущее. Сеце... божественный суд». Отрывок заимствован из 7-ой главы сочинения «О церковном священноначалии». См. Великие Минеи-Четии, Октябрь, 1–3, Спб. 1870, стб. 712–713. Текст отрывка в сочинении Фирсова довольно значительно отступает со стороны языка от текста Миней (У Герасима: искуси, прямо, учительне, в В. М. Ч. разумичьная искушеньства, все премудрому, пророческы и т. п.). 367 Дополнения. «Яко аще паче воли Божии». В старообрядческом издании: «Яко аще паче не по воли Божии» (л. 149 об.). 368 Дополнения. «...дерзнет отлучитися от общения его». В старообрядческом издании «дерзнет отлучитися от него от общения его» (л. 150 об.) 369 Дополнения. «Собора, иже в Констянтине граде, в храме святых апостол, от Игнатия патриарха. Еретических плевел». «Того же собора правило 15. Уставленая» ... Оба правила – 13-ое и 15-ое – так называемого Двукратного собора, 861 года. Текст их заимствован как видно из цитаты (на поле л. 150) в старообрядческом издании, не из Кормчей, а из «Никона чер(ныя) гор(ы) от слова 40-го».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

255 Дополнения. «...и паки в новой книге, еже о вере, во главе 17, еже о соборех». См. примечание выше и ниже. 256 Дополнения. В старообрядческом издании (л. 108) опущен отрывок, начиная со слов: «якоже пишет прежереченный Максим Грек в слове, еже о Святем Дусе» – и кончая словами: «и еже писа о сем, та списания его отверже святый пятый собор» Пропуск произошел, очевидно, по вине переписчика вследствие сходства выражения: «отверже святый сей пятый собор» (перед пропущенным отравком) 258 Дополнения. «Федоритова списание». В старообрядческого издании: «Феодоритово списание» (л. 109). 259 Дополнения. «Вещь вся без цены убо». В старообрядческом издании: «Вещь сия без цены убо» (л. 110). 260 Дополнения. «Виды же его святаго начертания». В старообрядческом издании: «Виждь сего святаго начертания» (л. 110). 261 Дополнения. «...иже от небеснаго Егова к нам схождения – в паки от десныя». В старообрядческом издании: «иже от небеснаго Егова к нам схождения Слова. И паки от десныя» (л. 110 об.). 262 Дополнения. «Что сего явственнее?» В старообрядческом издании «Что сего яснее?» (л. 110 об.). 263 Дополнения. «И сей убо вкратце о тех». В старообрядческом издании: «И се убо вкратце о тех» (л. 110 об.). 265 Дополнения. «...и еже с небесе Единороднаго снитие». В старообрядческом издании: «и еже с небесе Единороднаго снитие на землю» (л. 1ll об.). 266 Дополнения. «А положением перстов на пупе снитие Его». Исправлено по старопечатному изданию. В рукописи; «снити Его». 267 Дополнения. «...обитание явственне возвещаем». В старопечатном издании; «обитание ясно возвещаем» (л. 112 об.). 268 Дополнения. «Книга Максима Грека . Сказание, како знаменатися крестным знамением. Глава 40... по Спасову божественному гласу». – Вероятно, Фирсов имел под руками книгу Максима Грека бывшей Соловецкой библиотеки 494, 4°, 766 л., XVI- XVII в., где «Сказание» это находится на л. 477 и след. и, по-видимому, составляет 40-ую главу. (Сравн. Описание рукоп. Солов. монастыря, I, е. с., стр. 473–478 и 483–484. При описании рукописи 494, по-видимому, опущено «Слово о книжном исправлении» между лл. 158– и 198 ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

242 Дополнения. «...Иувевалий, патриарх Иерусалимский, Мемнон, епископ Едеский». В старообрядческом издании: «и Оувеналий патриарх Иерусалимский, Мемнон, епископ Ефеский» (л. 103). 243 Дополнения. «...Христородицу Пресвятую Деву Марию зле окаянный именоваше». В старообрядчееком издании: «Христородицу Пресвятую Деву Марию, рождшую того Господа нашего Бога Исуса Христа, именоваше» (л. 103 об.). 244 Дополнения «...епископ и Ива Едеский, извержение». В старообрядческом издании: «епископ, и Иоанн Едесский» (л. 104). 245 Дополнения. «...и восточнии епископи и западнии. По сих же...». В старообрядческом издании: «и восточнии епископи присташа и египетстии по сих же...» (л. 104). 247 Дополнения. «...собор сверши убо в Халкидоне». В старообрядческом издании «соверши убо, иже в Халкидоне» (л. 104 об.). 248 Дополнения. «...в первый чин устроитися.». В старообрядческом издании: «в первый сан» (л. 105). 249 Дополнения. «...списания яве и ясно не проявляхуся». В старообрядческом издании: «списания яве ясно проявляхуся» (л. 105). 250 Дополнения. «...лукавая начашася». В старообрядческом издании исправлено на поле, «начаша» (л. 105 об.). 251 Дополнения. «...Несториева богоборца». В старообрядческом издании исправлено на поле: «поборника» (л. 105 об.). 253 Дополнения. «...елико же на святый яже в Ефесе собор». В старообрядческом издании: «елико же на святый иже во Ефесе первый собор» (л. 105 об. – 106). 254 Дополнения. В старообрядческом издании, на поле листа 107-го, против слов «и от Сына догматствующа Духа Святаго ... себе от того» находится выноска: «Кирил Иерусалимский, лист 369–370». Действительно, в Кирилловой книге (М., 1644 г. – 7052 г. апреля 21, л. 369 об.) в слове Максима Грека о св. Духе (глава IV-aя) находится соответствующее изречение: «Сему убо согласуя и блаженный Кирил, таковая глаголет, яко от лица священнаго его собора, в единой епистолии своей, ея же посла ко Иоанну патриарху антиохийскому себе оправдая, о них же Феодорит епископ Кира града оклевета его, глаголя и от Сына догматствующа Духа Святаго присносущне и существенне происходити». Сравн. Сочинения преп. Максима Грека , е. с, I, стр. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

269 Дополнения. «О сем же Максиме в новой книге печатной, глаголемей Чиновник, пишет сице...» Под упоминаемой здесь, а также на стр. 172–181, книгою «Чиновник» следует, очевидно, разуметь так называемую «Скрижаль», изданную в Москве, 4°, в 1655–1656 году. Наименования «Скрижаль», как известно, эта книга в послесловии не имела, почему, вероятно, Фирсов, сообразуясь с её содержанием и начальными словами предисловия («Чин боголепный») и мог называть её «Чиновником». – Об этой книге см.: А. Родосский , о с, стр. 265–267. 270 Дополнения. «...книга сия несогласна в себе». В старопечатном издании: «книга сия несогласна к себе» (л. 113 об.). 272 Дополнения. «Благих бо учителей блага и учения». В старопечатном издании «Благих бо рече учителей блага и учения» (л. 114). 273 Дополнения. «Паки же, аще и премудрости». В старопечатном издании: «Паки же реку, аще премудрости» (л. 114). 275 Дополнения. «...сиречь разум и премудрость». В старопечатном издании: «сиречь якоже разум и премудрость» (л. 114 об.). 276 Дополнения. «Како же может быти сие». В старопечатном издании: «Како может быть сице» (л. 114 об.). 277 Дополнения. «Видите ли, како разделяетеся». В старопечатном издании: «Видиши ли, како разделяетеся» (л. 115). 279 Дополнения. «...сами соглаголницы бывше». В старопечатном издании: «сами отметницы бывше» (л. 115 об.). 280 Дополнения. «...вещию же отметающеся». В старопечатном издании: «вещию же отметаетеся» (л. 115 об.). 281 Дополнения. «Дамаскин и Николай Малакс, о них же не слышахом... кто они и откуду и в кая лета быша, и что суть мудрование их». В старопечатном издании: «Дамаскин Николай Малакс, о нем же не слышахом... яко он и откуду и в кая лета бысть и что есть мудрование его» (л. 116 об.). В «Скрижали» (М., 1655–56 г; о ней см. выше прим.) свидетельство Николая Малакса вплетено между страницами 817– 818; свидетельство же Дамаскина монаха см. на стр. 756–789. 283 Дополнения. «...и что ино разве неистовствуют». В старопечатном издании «и что разве неистовствуют» (л. 117).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

23. 26 января 2017 года: Выступление на V Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в Москве; 24. 21 февраля 2017 года: Заседание Президиума Межрелигиозного совета России в Москве; 25. 14 марта 2017 года: Заседание Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского в Москве; 26. 28 марта 2017 года: Церемония награждения победителей Международного детско-юношеского литературного конкурса " Лето Господне " в Москве; 27. 28 марта 2017 года: Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии в Москве; 28. 31 марта 2017 года: Общее собрание членов Совета попечителей Храма Христа Спасителя в Москве; 29. 6 апреля 2017 года: XXIX заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию " Православной энциклопедии " в Москве; 30. 11 мая 2017 года: Церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2017 год в Москве; 31. 23 мая 2017 года: XVII церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов в Москве; 32. 2 июня 2017 года: Заседание по случаю 135-летия Императорского православного палестинского общества в Москве; 33. 16 июня 2017 года: Выступление на конференции " 100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь " в Москве; 34. 16 июня 2017 года: VII заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы; 35. 10 июля 2017 года: Заседание Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря на Валааме; 36. 5 сентября 2017 года: Заседание Комитета по присуждению премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в Москве; 37. 10 октября 2017 года: Выступление на I Международном коммуникативном форуме " МедиаПост " в Российском государственном социальном университете в Москве; 38. 16 октября 2017 года: Выступление на 137-й Ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

220 Дополнения. «...но сими двема персты благослови люди». В сторообрядческом издании «но сима двема перстома благослови люди» (л. 95 об.). 222 Дополнения. «Сице убо благословно видится». В старообрядческом издании: «Сице оубо богословно видится» (л. 96). 223 Дополнения. «Аще же любопрится кто». В старообрядческом издании: «Аще же любо зрится кто» (л. 96 об.). 224 Дополнения. «...разумении (и) целомудрием». «И» добавлено по старообрядческому изданию (см. л. 97). 225 Дополнения. «...сложением трех перст во едино, сведетелствова». В старообрядческом издании: «сложением трех перстов, едино свидетелства» (л. 97). 226 Дополнения. «...кто любо аще ни есть, иже». Так в старообрядческом издании. В рукописи: «кто любо аще еси есть». 228 Дополнения. «яко инако, рече, достоит». В старообрядческом издании: «яко инако достоит» (л. 98). 229 Дополнения. «...сиреч патриарху». Исправлено по старообрядческому изданию. В рукописи: «патриарх». 231 Дополнения. «в лето 7027». В старообрядческом издании, ошибочно: «в лето 7087» (л. 98 об.). – Более правильное чтение в рукописи Солов. 901 дает возможность установить, каким списком Кормчей пользовался Герасим Фирсов. Это – Кормчая, 1°, на 451 л., переписанная в Новгороде в 7027 году (к 11 августа) при великом князе Василии Ивановиче Климентовским дьяком Саввою, Даниловым сыном, и принадлежащая Казанской Духовной Академии 476 (по «Описанию» 415. Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Часть II, Казань, 1885, стр. 55–66). Подтверждением этой догадки служит совпадение ссылок Герасима Фирсова со счетом глав указанного списка, не соответствующим счету их в печатных изданиях Кормчей. Ссылка Фирсова на главу 37-ую Кормчей «о латынских ересех», («ересь 16») имеет в виду статью «О фрязех и прочих латинех» (нач.: «Папа римский»), где находится соответствующее место (сравн. «Описание» ч. II, стр. 57). 232 Дополнения. «Московская печати». – В старообрядческом издании: «московския печати» (л. 98 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010