Завещание Патриарха Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. 5 декабря, 2014 Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. Шесть лет назад Россия простилась с Патриархом. Верующие люди знают — смерти нет, и это для нас, «плотяных», 5 декабря 2008 года стало днем скорби, а для Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Днем Рождения в жизнь вечную… Я не устану славить Бога за то, что Он даровал мне счастье личного общения с Патриархом. Мы встретились на самой заре его патриаршества, в августе 1990 года. Москва в те дни готовилась праздновать свой первый в современной истории День Города, и съемочная группа, в состав которой я входила, готовила к выпуску документальный фильм об этом событии. В рамках празднования было много обычных, мирских, мероприятий. Но еще должны были совершиться два знаменательных события, связанных с духовной жизнью России – первое (после почти 70-летнего перерыва!) богослужение в Успенском Соборе Кремля и первый Крестный ход по Москве. Передо мной стояла задача — взять у Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II интервью. Надо сказать, что это оказалось непросто: рабочий день Патриарха был расписан поминутно за месяцы вперед. Если честно, вскоре я устала только отслеживать его наполненный с утра до ночи рабочий график! То, что он практически не отдыхал, — это факт. Рано утром служба, дальше — прием делегаций, отдельных визитеров. Всем от Святейшего было что-то надо. Нам в том числе. И если бы не помощник патриарха — Борис Борисович Вик, мы еще очень долго безуспешно пытались бы втиснуться в график приемов. Так или иначе, но наступил-таки день, когда светская с головы до пят, с коротко подстриженным затылком (стыдно вспомнить!) я отправилась на съемки. Что осталось в памяти? Если совсем коротко, то главным впечатлением отложились доброта и …застенчивость патриарха. Нам было отведено на запись беседы всего 20 минут. Вопросы мы передали в пресс-службу заранее, и Святейший без запинки ответил на них.

http://pravmir.ru/zaveshhanie-patriarha/

Но, кроме трудов и забот, так сказать, нравственного характера, которые с весьма привлекательной стороны обрисовывают личность преосвященного Августина, его ожидала в это именно время масса особых, экстренных, собственно административных трудов. Из предосторожности, в предупреждение всяких случайностей, светское начальство уже начало вывозить из Москвы во Владимир и другие города государственные драгоценности и наиболее важные документы правительственных мест. А драгоценности церковные, а святыни Московские? И здесь, в этой церковной сфере, шла оживленная, кипучая деятельность, при ближайшем, непосредственном участии преосвященного Августина. По его распоряжению, ризницы Патриаршая, некоторых монастырей и соборов укладывались в ящики и размещались на особых, для того присланных графом Ростопчиным повозках. В тоже время преосвященный отдал приказание священникам приходских церквей для предупреждения тревоги и смятения запирать колокольни, убирать ризницы, не касаясь внешних украшений в церквях, сам выдавал виды священно-церковно-служителям на выезд из Москвы, разрешал множество всякого рода недоумений и вопросов, связанных с ожидаемым вступлением неприятелей в Москву 31 . Указанные выше повозки с церковными ризницами, число которых по одним известиям простиралось до 300, а по другим – до 600, составили громадный транспорт, который и выехал из Кремля в ночь с 31 августа на 1 сентября в Вологду 32 , в сопровождении ректора Московской духовной Академии архимандрита Симеона и под охраною воинской команды. Преосвященный Августин имел намерение вывезти также из Москвы оставшиеся в Успенском соборе драгоценные украшения, некоторые чудотворные иконы и св. мощи, но граф Ростопчин решительно воспротивился сему, опасаясь, что приведение в исполнение намерения преосвященного Августина может вызвать в народе уныние и смятение 33 . Вообще Московский Главнокомандующий всеми мерами старался поддержать в жителях Москвы убеждение, что Москва не будет отдана неприятелям 34 . Мало того, он имел по-видимому твердое решение идти, в предшествии крестного хода, с Московским ополчением на Поклонную гору, где преосвященный Августин должен был благословить это ополчение на решительную битву с наступающим неприятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Сегодня наше сердце сопереживает народу Сирии, вашим соседям, с которыми Ливан связан тесными узами. Мы особенно состраждем сирийским христианам, которых те, кто претендует на право утверждать демократию в Сирии, убивают сегодня в собственных домах только потому, что они христиане. Те люди врываются в христианские дома и убивают их обитателей, у которых не было в руках оружия, изгоняют стариков и детей. Телевидение доносит до нас эти кошмарные картины трагедии сирийского народа. Многие в Сирии являются членами Антиохийской Православной Церкви , это наши братья и сестры. Сравнительно недавно, посещая Сирию, я имел возможность видеть эти лица. И как страшно сознавать, что многие из тех, кто молился вместе со мной и с Патриархом Игнатием , кто радостно и светло взирал на торжество двух Православных Церквей, сегодня уже не живут на белом свете, — они погибли в результате страшной войны, которая сегодня идет на территории Сирии». Отметив заботу Президента Ливана М. Слеймана о сохранении единства ливанского общества, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Это, конечно, главная Ваша ответственность как Президента. Но одновременно, будучи христианином, Вы утверждаете всей своей деятельностью важность, высоту христианских нравственных принципов как в жизни, так и в политике». В обращении к еще одному лауреату премии МФЕПН, В.И. Якунину, Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал, что награжденный хорошо известен в России и за рубежом, в том числе своей многообразной деятельностью в сфере благотворительности, вкладом в развитие гуманитарных программ. В.И. Якунин возглавляет Фонд святого апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы России. Один из реализуемых при активном участии В.И. Якунина проектов — форум «Диалог цивилизаций» — направлен на установление интеллектуального культурного диалога с представителями различных национальностей. «Во время глобализации, когда все смешивается, когда возникает опасность уничтожения национальных, религиозных традиций, Ваша деятельность, Владимир Иванович, имеет совершенно особое значение», — засвидетельствовал Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/2741497.ht...

Они могут прийти туда, могут побеседовать со священником, заказать молебен, участвовать в других богослужениях, вплоть до панихид и отпеваний. Такие случаи тоже бывали. - Неужели? - Да, если гибнут спортсмены или журналисты. Иногда участники по разным причинам погибали - и от сердечных приступов, и от несчастных случаев. А в Пекине Олимпиада вообще началась со всеобщей панихиды. Помните, какой был день? Страшное дело. Начало войны в Абхазии. Как специально было сделано. Вот мы говорим: Олимпиада - мир, а тут - наоборот. И первое действие, которое совершали священники, и лично я тоже, - панихида для всего Олимпийского комитета и для всех наших представителей, включая Президента. Вот такая была ситуация. Молебен в Успенском соборе Московского Кремля. 29 июля 2008 г. - Отец Николай, вы рассказали о том, что касается служения во время соревнований, во время проведения Олимпийских игр. Интервал между Олимпиадами - четыре года. Каким образом строится ваша работа со спортсменами в это время? - К сожалению, у нас есть только отдельные связи, только с малым количеством спортсменов, потому что все они в основном разъезжаются по своим регионам. Очень мало остается людей в Москве. Они тренируются на базах и в разных уголках мира - кто в Южной Америке, кто в Австралии, кто в Европе, кто-то у нас в Сибири. Поэтому мы можем встретить их как нашу команду Олимпийскую только тогда, когда они все съезжаются перед началом соревнований. - Может быть, с кем-то из спортсменов у вас успели за это время сложиться прочные отношения? Стал кто-нибудь прихожанином вашего храма? - Некоторые крестились. Некоторые крестили своих родственников. Разные были люди. Я не могу называть фамилии. Может быть, они не хотят, чтобы о них говорили, - их надо спрашивать. Я могу назвать тех, кто в России сейчас не живет. Например, известные мои духовные чада - это Катя Гордеева и Сережа Гриньков, олимпийские чемпионы, с которыми я познакомился, когда был уже священником. Они ко мне приходили, и мы с ними много проводили времени, потом я даже хоронил Сережу, который трагически погиб.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Мы удивляемся жестокости в молодежной среде. А как же не быть жестоким, когда главный герой сегодня творит дела жестокости? Мы удивляемся, когда молодые люди употребляют наркотики и уходят из этого мира. Как же мы не удивляемся, что весь виртуальный мир, созданный взрослыми, способствует тому, чтобы человек разрывал свою связь с реальностью и уходил из настоящего мира? Наставники — а это все старшее поколение, особенно те, кто влияет на умы и на сердца людей, педагоги, преподаватели, журналисты, писатели, продюсеры фильмов — несут ответственность за формирование молодого поколения. И от этой ответственности пред Богом и пред историей не уйти. Ну и, наконец, личный фактор. Ведь Младенец Мария Сама взбиралась по этим крутым ступеням, преодолевая то, что ребенку в три года преодолеть практически невозможно. Наверное, это требовало огромной целеустремленности, силы воли, способности терпеть, — и Она это сделала. Поэтому ответственность за жизнь, за свою собственную жизнь, несет в первую очередь сам человек. Как он идет по ступеням жизни? Младенцу было трудно подниматься. Наверное, легче было спрыгивать с этих ступенек и идти вниз. Именно так многие из нас поступают. Нам тяжело подниматься, нам тяжело расти, нам тяжело нравственно, интеллектуально, духовно, эстетически себя воспитывать, потому что все это требует усилий. Гораздо легче катиться вниз, падать в пропасть, особенно если тебя манит то, что создается людьми в виде псевдокультуры. Когда тебя манят в пропасть твои собственные инстинкты, твои слабости, псевдоидеалы и псевдоценности, нужна сила личности, чтобы подниматься вверх несмотря ни на что. И как важно, когда родители приводят человека к этой начальной позиции и говорят ему, что нужно идти вверх. Как важно, чтобы рядом были наставники, которые во время этого восхождения никогда бы не отступили и были с человеком до самого конца. И, наконец, как же важно, чтобы на этом пути состоялась встреча с Богом, реальное соприкосновение с Божественным присутствием. Тогда у человека вырастают крылья, он становится сильным, по-настоящему свободным, независимым от многих соблазнов и греховных притяжений. Он становится способным подниматься вверх, на самую вершину — туда, где дверь к Царствию Божиему. Вот эта история с Богоматерью, история Ее родителей, история первосвященника, история трехлетнего Младенца, карабкающегося по огромным ступеням древнего храма, — какой прекрасный образ, помогающий нам понять, что мы должны делать и как мы должны поступать, чтобы каждое последующее поколение людей достигало подлинной цели человеческого бытия. И сегодня, вспоминая об этом событии, мы просим Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную простирать над всеми нами Свой Покров и укреплять нас на пути нашей жизни. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/3417833.ht...

А вот дальше происходит нечто, что выходит из ряда этих обычных событий. У храма девочку встречает первосвященник. Это действительно нечто необычное, странное. Первосвященник, глава ветхозаветной Церкви, духовный лидер народа — с какой стати он должен был встречать неизвестного ему ребенка? Но произошло именно так, что он находился тогда у ступеней храма. И затем произошло нечто особенное. Младенец Мария, трех лет от роду, вступает на первую ступень, — а их было пятнадцать, ведущих к храму, и это были большие каменные ступени. Те, кто видел когда-нибудь древние постройки, знают, что это такое — это не современные ступеньки в современном доме. Но Младенец Мария в трехлетнем возрасте взбирается Сама, без посторонней помощи, по этим пятнадцати ступеням. Затем снова происходит нечто необычное. Первосвященник, который Ее сопровождает, вводит Ее туда, куда нельзя было вводить никого из мирян и даже священников. Сам первосвященник только один раз в году входил в это место, где находился ковчег Завета, в котором хранились скрижали закона Моисеева; где стоял золотой сосуд с манной — той самой, которой евреи питались в течение сорока лет после исхода из Египта; где лежал расцветший жезл Аарона, брата Моисея. Это были великие святыни ветхозаветной Церкви, напоминавшие о самых важных событиях в жизни народа; и вот туда, куда первосвященник заходил только раз в год, он вводит Младенца Марию. Все эти события можно разделить на три важных этапа, и за каждым из них стоят люди. Первый — это посвящение Девы Марии Богу. Кто стоит за этим событием, за этим решением? Ее родители. Именно родители принимают такое решение, никто другой не имел права это сделать. Родители решают посвятить ребенка Богу. Затем первосвященник, наставник народа, — это он открывает свои объятия Младенцу, он вводит Ее во святая святых. Велика роль наставника в человеческой жизни — так же, как и родителей. Ну и, наконец, Сама Дева Мария, взбирающаяся по этим пятнадцати огромным ступеням. За этим событием — только Она и никто другой. Трудно было идти такому маленькому ребенку, но Мария шла, и за этим событием — Ее воля, Ее произволение, Ее жертва.

http://patriarchia.ru/db/text/3417833.ht...

Исполнение задуманного в масштабах всей Церкви зависит от народа Божия, — Патриарх Кирилл 3 июля, 2012. Новостная служба В этом и заключается смысл руководства, ведь руководитель не должен водить за руку и тем более не должен толкать в спину, — иначе это уже не руководство. 3 июля. ПРАВМИР. Вчера, 2 июля 2012 года, по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в братской трапезе, сообщает Патриархия.ru.  В заключительном слове Предстоятель поделился с ее участниками своими мыслями о путях реализации масштабных задач, поставленных ныне перед Церковью Священноначалием. «Сегодня я предлагаю двигаться вперед — всем нам, всей Русской Православной Церкви как одной большой семье, но пройдем мы эту дистанцию или не пройдем, от Патриарха уже не зависит — всё это зависит от архиереев, от священнослужителей, от монашествующих, от народа Божиего», — сказал Патриарх Кирилл. «Самое главное — это внутренняя сила человека, а сила эта не может быть сформирована лишь под влиянием каких-то внешних обстоятельств, включая образование, знания, отношение к руководству и так далее», — продолжил Предстоятель. «Я молюсь о том, чтобы каждый священник, каждый монах и монахиня, не говоря уже об архиереях, имели в первую очередь эту внутреннюю силу и дерзновение. Тогда не очень большое значение имеют указания сверху — они лишь помогают заострить внимание на том, что, может быть, оставалось до того без внимания», — подчеркнул Патриарх. «В этом и заключается смысл руководства, ведь руководитель не должен водить за руку и тем более не должен толкать в спину, — иначе это уже не руководство. Руководитель должен уметь формулировать правильные мысли, идеи, предлагать способы их осуществления и тем самым ориентировать движение людей, но, в конце концов, все зависит от тех, кто исполняет эти мысли, предписания и указания», — заключил Предстоятель Русской Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ispolnenie-zadumannogo...

Перед началом богослужения священник выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и совершает «семипоклонный начал». Это специальная молитва, «подготовительная». Она словно настраивает нас внутренне, призывает собраться. Сохранились обычаи совершать эту молитву перед выходом из дома и после возвращения с соборной молитвы, в самых крайних случаях ею заменяют утреннее и вечернее правила. Вот ее слова: Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.) Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.) Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.) И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.) Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.) Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.) На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов/nsad.ru После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…». В храме стоят со сложенными на груди руками: это символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве. Здесь же заметим, что прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.

http://pravoslavie.ru/103920.html

Владика висловив подяку Церкви за Церкви. «Не дивлячись на випробування Православна Церква не вистояла, не залишилася Церквою але стала ще наша Церква 53 близько 12300 250 У Церкви несуть послух понад 100 12400 4600 Його Блаженство. бувало, в наш час так, що втручатися в церковне життя використовувати Церкву в хочуть управляти Церквою, однак Церква не повинна на спроби. Церква не може на догоду вимогам людським, — зазначив митрополит що Церква незручна для людини, яка звикла жити пристрастями. Проте не Церква повинна вимоги природи, повинен сам людина повинна намагатися стати кращим, Христу». Предстоятель Церкви звернувся до православних владики, брати сестри, нас дивують ходи, охопили вашу землю задля та захисту ваших святинь. Нас ваше стояння у ваша у Для нас, православних ваш приклад надихаючим. Ми з вами, щоб не свята, а й щоб ще раз " Брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден "  (Притч. 18, 19)». За УПЦ Служба ВЗЦЗ , , грецька за темою На Сербському " в звершили поминання Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Коломенська передала допомогу у Волноваський район. зведення про допомогу 18 2024 року) [Стаття] У надають адресну допомогу мешканцям. зведення про допомогу 17 2024 року) [Стаття] У надали адресну допомогу " ям Донбасу та зведення про допомогу 16 2024 року) [Стаття] Синодальний передав допомогу до зведення про допомогу (за 13-15 2024 року) [Стаття] За депутата у захоплено Покровський храм села Православна Церква в небаченого та насильства Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Влада приховати факти порушення прав У екзархату пройшов курс з Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля : У з Руською Православною Церквою [Ihmepb " ю] У пройшла IV науково-практична читання» На Сербському " в звершили поминання Представники в взяли участь у Начальник в Церкви взяли участь у у Горненському з ключовими словами Сербська Церква – Православна Церква – розколи в – icmopuчha Церкви –   новини з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5601116...

В XI веке начинается закрытие иконостаса. Это было связано с тенденциями уменьшения зрелищности и с усилением мистического переживания таинства. Такая практика стала распространяться в середине XI века в монастырях. Это вообще очень важный период, когда появляется новая византийская иконография, с центральной композицией «Причащения апостолов», с образом Христа-священника. Эти изменения тесно связаны с полемикой вокруг схизмы 1054 года и с осознанием многими византийскими богословами, что они принадлежат к другому типу христианства, чем Запад. И вот эту свою иную веру они захотели подчеркнуть в иконографии. С этим связан и процесс закрытия алтарей, и помещением икон между колонками алтарной преграды. Но, как мы знаем из письменных источников и сохранившихся памятников, практически до XV века в Византии не было заданной модели – какой следует быть алтарной преграде. И одновременно в том же Константинополе существовали самые разные алтарные преграды: от абсолютно открытых до многоярусных. На Афоне в XIV веке, скорее всего, в окружении Филофея Коккина, будущего Константинопольского Патриарха, была осуществлена реформа. Её причины понятны: Византийская империя шла к своей гибели, к тому времени распался на разные политические структуры православный мир, и замысел тех, кто проводил реформу, состоял в том, чтобы унифицировать литургическую жизнь в условиях политически распадающегося византийского содружества государств, и за счет унификации сохранить единство православия. Появление высокого иконостаса, на мой взгляд, было неотъемлемой частью этого процесса. Первые примеры высокого иконостаса, что показательно, мы видим на Руси, в том числе в Успенском соборе Московского кремля. Знаменательно, что осуществляет эти попытки митрополит Киприан, который был келейником Филофея Коккина, то есть, был его ближайшим сподвижником. Он принес на Русь эту великую идею унификации литургической жизни в условиях политического распада. У него, конечно, были помощники и среди великих художников, в этом процессе, как мы можем догадываться, участвовал и Феофан Грек.

http://pravmir.ru/smyisl-ikonyi-v-soedin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010