Елена Анатольевна Моршакова, заведующая отделом Оружейной палаты Московского Кремля, считает большим достоинством экспозиции то, что она посвящена одному шедевру и не вмещает в себя других произведений. — Мы имеем уникальную возможность увидеть иконостас так, как его видели наши предки с XV по XVII век, ведь настенная роспись в Успенском соборе появилась только в XVII веке; то есть этот иконостас был некогда единственным элементом храмового убранства. В XVIII веке иконостас был разобран и заменён витиеватой конструкцией, выполненной согласно художественным веяниям того времени. О бесценных сокровищах надолго забыли. От зрителя требуется работа Сегодняшний главный хранитель большинства икон, составлявших великий иконостас, – Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Он рассказал, что в настолько полном виде (из почти 60 икон мы недосчитываемся только двух) иконостас, иконы которого «рассеяны» по нескольким музеям страны, ещё не представал перед зрителем ни разу. — В опубликованных в советское время изданиях по истории русского искусства о нём практически не пишут. В то время он ещё не был отреставрирован, не был собран, поэтому студенты моего поколения об этом уникальном комплексе ничего не знали. И сейчас важно вернуть его нашей культуре. Попытка собрать иконостас была предпринята во время Олимпиаы 1980, однако тогда выставка прошла незамеченной. Это вторая выставка, и теперь иконы можно увидеть отреставрированными Каждого, кто видит иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «тёмном» средневековье уже умели добывать такой яркий, насыщенный цвет. Шаромазов поясняет: — Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зелёным. И вот представьте себе, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм! Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника признаёт, что экспозиция древней церковной живописи требует большой «отдачи» от зрителя. — В последнее время зритель привык, чтобы за него «жевали», «клали в рот» и даже «проглатывали». Если ты не хочешь работать над собой, внутренне расти, выставка ничего не даст. Темперамент в темпере

http://pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belo...

Вот так и в нашей жизни. Огромное значение в жизни каждого человека имеют родители. Родители закладывают основу не только физического организма человека — они формируют его душу, его убеждения, его взгляды на жизнь. Недаром педагоги говорят, что человеческая личность формируется до пяти лет, а дальше она уже сформирована и будет развиваться в соответствии с заложенными в ней навыками. Какая же огромная ответственность лежит на родителях! Мы знаем, что родители, старшее поколение нередко негодуют по поводу молодого поколения, видя в нем много неприемлемого, ошибочного, опасного. Иногда это действительно соответствует тому, что есть на самом деле. Но откуда же берется это новое поколение? Оно ведь не с неба свалилось! У каждого из молодых людей, нередко совершающих очень постыдные поступки, есть родители; и разве можно осуждать молодых, не осуждая их родителей? Разве Господь не видит всего того, что происходит? И почему всю ответственность мы возлагаем на того, который совершает какое-то противное Богу или людям деяние, показываем на него пальцем, подвергая его критике и осуждению? За ним ведь стоят его родители. Иоаким и Анна могли посвятить девочку Богу, а могли не посвятить. Могли привести в храм, а могли не привести. Вот так и сегодня, и всегда на протяжении всей истории родители могли сделать или не сделать. А если не сделали, то они разделяют ответственность — пред Богом, пред людьми, пред обществом — за поведение своих детей. Ну и, наконец, наставники. Ведь мог первосвященник и не выйти навстречу Марии, мог не ввести Ее во святая святых, вводя тем самым душу Младенца в живое соприкосновение с Божественной силой, с Божественной благодатью, которая источалась от священных предметов из священной истории. Но он это сделал. Сегодня старшее поколение, в том числе педагоги в школе, преподаватели и профессора в университетах и институтах, нередко сетуют на то, какая ужасная молодежь. А разве они не несут ответственность за молодое поколение? Разве старшее поколение не является наставником для младшего? И разве молодежь может быть другой, если она взирает на пример старших, творящих беззаконие, разрушающих семьи, разрушающих нравственные основы личной, семейной, общественной жизни? Если молодежь смотрит фильмы, телевизионные передачи, которые делает старшее поколение, разрушая нравственную основу общества? Молодые будут как худшие герои этих самых фильмов — именно так оно и происходит.

http://patriarchia.ru/db/text/3417833.ht...

В Москве состоялся Всероссийский кадетский сбор Москва, 26 марта 2004 г. 24 марта в Москве состоялся Всероссийский кадетский сбор, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, сообщает сайт Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. У могилы Неизвестного солдата встретились кадеты четырнадцати корпусов, классов, центров, клубов и иных кадетских объединений. Все они съехались в Москву по приглашению атамана Центрального казачьего войска, казачьего полковника Б.Б.Игнатьева и туристической фирмы «Каникулы». Помимо представителей Первого, Второго и Третьего Московских кадетских корпусов, в сборе приняли участие кадеты Забайкальского казачьего кадетского корпуса из Читы, Воздушно-десантного - из Нижнего Новгорода, Моздокского молодежного военно-патриотического клуба «Казачок Терека», Курской региональной общественной организации «Молодежное казачье движение», Прикамского Казачьего кадетского корпуса из Лысьвы, Казачьего центра военно-патриотического воспитания «Новая Корчева» из Конакова, Чкаловского Цесаревича Алексия детского казачьего кадетского центра и Монинской общеобразовательной школы с начальной летной подготовкой из Подмосковья, Детско-молодежного казачьего кадетского центра, а также Центра военно-патриотического воспитания «Пластун» из Москвы. Отдав дань памяти павшим за свободу и независимость нашего Отечества, кадеты построились на Соборной площади Кремля, где их приветствовал атаман Б.Б. Игнатьев. Затем они присутствовали на богослужении в Успенском соборе, которое совершил председатель Синодального Отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в сослужении заведующего сектором казачества игумена Митрофана (Смирнова), благочинного храмов Каширского округа, протоиерея Виталия (Коценко) и игумена Иосифа (Шапошникова), настоятелем храма Зачатия Анны в Зарядье. По завершении богослужения протоиерей Димитрий поздравил юных воинов с началом служения России и, напутствуя, окропил святой водой. Затем кадеты повзводно прошли церемониальным маршем перед Красным крыльцом.

http://pravoslavie.ru/9380.html

В манифестах от 20 и 26 июля 1914 года государь прямо обозначил причины, по которым Россия вступает в войну: сохранение территориальной целостности, защита чести, достоинства и положения нашей страны среди великих держав и славянских народов. Сам по себе факт объявления Германией войны России способствовал восприятию в обществе этой войны как отечественной, главная цель которой - отражение агрессии. По всей России священниками совершались молебны «о даровании победы над вероломным и коварным врагом». В городах состоялись массовые шествия и манифестации в поддержку правительства, особенно мощные прошли в Санкт-Петербурге и Москве. Показательно, что уже на следующий день после объявления войны в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади поддержать власть собрались тысячи людей. Это были представители всех сословий российского общества: интеллигенция, мещане, рабочие, крестьяне из близлежащих деревень. Они все дружно опустились на колени перед вышедшими на балкон Зимнего дворца государем и государыней. Николай II зачитал народу манифест о вступлении России в войну и первым торжественно принял присягу на Евангелии. 4 августа государь с семьей прибыл в Москву, на улицах которой его с воодушевлением встретили около полумиллиона москвичей и подмосковных крестьян. В Успенском соборе Московского кремля прошел торжественный молебен «во славу русского оружия». То, что общество встретило начавшуюся войну в едином патриотическом порыве,- бесспорно. Патриотизм русского общества проявился и в готовности широких слоев населения к самопожертвованию. Так, первая из мобилизаций военного времени (всего их было 19) прошла не просто успешно и быстро - явка на нее призывников была почти стопроцентной. Она привела также к началу массового добровольческого движения. В армию шли многие молодые люди, имевшие отсрочку от призыва. Это были студенты, интеллигенция, рабочие оборонных заводов, имевшие бронь. Добровольно записались в армию писатели В. В. Вересаев и А. И. Куприн, поэт Н. С. Гумилев, многие другие деятели культуры и науки. Показательно, что даже находившиеся в ссылке революционеры подавали прошения властям, в которых просили направить их в действующую армию. Можно сказать, что все слои российского общества отнеслись к начавшемуся мировому конфликту не только с должным пониманием, но и с готовностью к самопожертвованию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Сегодня наши молитвы о том, чтобы единство это, как я уже сказал, никто не поколебал и никто не разрушил. Но чтобы было так, каждый из нас должен трудиться для сохранения этого единства — в первую очередь молиться, ведь Господь слышит молитвы. По молитвам Господь избавлял землю нашу от нашествий иноплеменников, междоусобной брани. А если повнимательнее приглядеться к своему жизненному пути — каждого по его молитвам Господь избавлял от скорбей, бед и зол. Господь слышит наши молитвы, тем более молитвы не о каком-то личном небольшом благополучии, а о духовном благополучии, духовном здравии всего нашего единого исторического народа Святой Руси. И еще раз хочу сказать: все эти мысли актуализируются, когда взираешь на исторические стены Успенского собора — кафедрального собора Святой Руси. Пусть Господь приклонит милость Свою ко всему нашему народу, прекратит междоусобную брань, которая сегодня, к сожалению, в отдельных землях исторической Руси приобретает форму реальных военных действий. Пусть Господь вразумит каждого, кто вовлекается в эти военные действия. И каждый должен понять, что стреляет он по своему брату, и потому прекращение войны, установление мира и духовного единства всего нашего народа — вот о чем сегодня наша молитва и вот что должно быть предметом наших общих трудов. Но когда мы говорим так, мы очень далеки от того, что на западном языке называется пацифизмом. Пацифизм — это борьба за мир при любых обстоятельствах и очень часто на любых условиях. Но мы всегда говорим — и это укореняется в нашей духовной традиции — не может быть мира без справедливости. Мир без справедливости надламывается при любом осложнении обстановки или изменении отношения людей. Поэтому мир должен быть прочный. А для того чтобы он был таким, нужно, чтобы силой Божией были искоренены из сознания людей, которые не стремятся к духовному единству Святой Руси, все эти диавольские помыслы, чтобы все мы осознали ответственность за сохранение духовного единства Русского мира. И да поможет всем нам Господь именно таким образом совершать свое служение — каждому на своем месте. Я со смелостью произношу в этих стенах слова «Русский мир», хотя знаю, что некоторые силы на Украине их демонизируют. Но мы употребляем слово «русский» не в том смысле, что оно означает только часть исторической Руси, соответствующую Российской Федерации. Мы употребляем это слово в том же смысле, как употребил его Нестор Летописец, говоря о том, «откуда пошла есть Русская земля». Не российская, не украинская, не белорусская — откуда пошла Русская земля! Вот в каком смысле мы употребляем это слово — с полной ответственностью, внутренним спокойствием и уверенностью в правоте нашей позиции.

http://patriarchia.ru/db/text/5968673.ht...

Для того чтобы человек был способен сохранить свою душу, Бог многим наделил человека. Зло почти никогда не являет свое безобразие видимым образом. Зло очень редко, лишь в экстремальных своих проявлениях являет человеку ужас и страх. Чаще всего зло живет рядом с добром, зло нередко рядится в ризы добра, и темная сила приобретает образ ангела света. Как же отличить в жизни добро от зла? Для того чтобы человек был способен это сделать, Бог дает ему особый дар. Он вкладывает этот дар в человеческую природу, этот дар — часть нашего естества. Мы обретаем его с момента рождения даром — потому он и дар. Это не результат воспитания, образования, не результат, как говорят теперь, инвестирования средств в человеческую личность. Это Божий дар, и каждый младенец, появляющийся на свет, имеет этот Божий дар внутри себя. Мы именуем его нравственным чувством, нравственной природой человека. Это и есть та сигнальная система, которая оповещает нас о том, где добро, а где зло, и голосом этой системы является человеческая совесть. Зло на протяжении всей истории стремится разрушить нравственное чувство человека. На это брошены все силы зла. В какой-то момент людям стали предлагать представление о том, что никакого природного нравственного чувства нет, что всякая нравственность приобретена, что это результат человеческого опыта и нравственность зависит от условий жизни человека, его воспитания, образования, от эпохи, в которую он живет; а потому нет никакой сигнальной системы — все обусловлено условиями жизни и личным выбором человека: если человек считает нечто добром, то это и является для него добром, а то, что он считает злом, и является для него злом. Все эти мысли в течение более чем 300 лет культивируются через философию, политологию, культуру. Все это начиналось не сразу, но постепенно, к XXI веку, стало общепринятым мнением: не существует никакого природного нравственного начала. Но вот ведь что сторонники такого взгляда не могут ни объяснить, ни отвергнуть. «Вы бессовестный человек» — эта фраза без всяких аргументов используется и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. Она не требует никаких объяснений. Брошенная в личном конфликте или в публичном пространстве, она всеми понимается без всякой расшифровки, потому что нормы человеческой нравственности едины для всего рода человеческого. Именно потому, что они едины, существует такое понятие, как справедливость. Справедливость — это не юридическое и тем более не политическое понятие, как нас пытаются убедить. Справедливость — это нравственное понятие, и если законы расходятся с человеческим пониманием справедливости, основывающейся на нравственном чувстве, то люди говорят: это неправильный закон, это несправедливый закон.

http://patriarchia.ru/db/text/2433423.ht...

Предание запечатлело для нас иконографию этого бегства: Пресвятая Дева с новорожденным Младенцем — на осле, и престарелый Иосиф Обручник — пешком. Они идут через пустыню, без воды, быть может, без достаточного питания, и ведь не только слуги злого царя Ирода могли настичь семью, но и дикие звери. Достаточно представить себе эту страшную картину, чтобы понять, сколь скорбными были первые дни после Рождения Спасителя. И ведь эту скорбь перенесла семья, и именно семья сохранила Младенца для спасения рода человеческого. Конечно, все совершалось по промыслу Божию. Конечно, Божественная сила сопутствовала этому бегству. Но ведь никто на крыльях ангельских не перенес семью из Вифлеема в Египет — они прошли свою часть жизненного подвига, муки, скорби и страданий. Сегодняшний день можно по праву назвать праздником христианской семьи. Ведь семья — это и есть та общность людей, которая призвана, как, может быть, никакая иная общность, разделять и скорби, и радости каждого из ее членов. Семья призвана стать крепостью, защитой для каждого составляющего ее члена, родным, теплым домом, подлинным очагом, вокруг которого существует жизнь. Семья как величайшее Божие установление, имевшее место на заре человеческой истории, в жизни прародителей Адама и Евы, явилась самым устойчивым, можно сказать, вечным институтом общественной жизни. Менялись формы государственного устройства, политические системы, поднимались, а затем разрушались и уходили в небытие страны, государства, империи, но семья всегда сохранялась — как Божественное установление, как очаг, как колыбель, как место, где раскрывается любовь людей друг к другу. И вот мы достигли времени, когда псевдокультура, пронизанная грехом, вошедшая в плоть и кровь жизни современного человека, бросает вызов самой семье. Все это происходит просто по движению плоти, по голосу инстинкта, и укладывается в простую логику угождения своей собственной страсти. Но ведь всякий грех и всякое преступление непременно нужно объяснить, а затем и оправдать. И мы слышим, чем сегодня объясняется и оправдывается разрушение семьи — человеческой свободой, ложно понятой любовью. И ведь никто особенно не порицает того, что происходит, — более того, кинематограф, телевидение подхватывают эту идею, ее оправдывают, вводят ее в некий порядок жизни, представляют как возможный свободный выбор свободной личности.

http://patriarchia.ru/db/text/1930993.ht...

Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] У екзархату пройшов курс з Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля : У з Руською Православною Церквою [Ihmepb " ю] У пройшла IV науково-практична читання» Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами – Константинопольський – Православна Церква – icmopuчha Церкви –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил звершив освячення Володимирського храму в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5359642...

становится известна русскому искусству 810 , а в 1481 г. фресковая композиция на эту тему занимает место на своде Похвальского придела, рядом с иконостасом, в Успенском соборе Московского Кремля. В заключение повторим наши основные выводы. Замысел высокого иконостаса отвечал эсхатологическим настроениям, сложившимся как в византийском. так и в русском обществе в XIV–XV вв. В основе замысла лежали литургические образы. Митрополит Киприан, одним из первых на Руси в текстах своих посланий оформивший эсхатологические идеи, связанные с ожиданиями 7000 г.. должен был быть, наравне с художником, подлинным соавтором этого замысла. Широкая образованность художника, его знакомство как с современными решениями эсхатологической темы в византийском искусстве, так и со структурой, составом и иконографией средневизантийских темплонов, заставляет видеть в нем константинопольского мастера, и им наиболее вероятно был Феофан Грек, тем более, что другие созданные им живописные ансамбли последовательно раскрывали эсхатологическу ю тему. Общая идея этого разросшегося перед алтарем храма иконного ансамбля до середины XVII в. оставалась неизменной: иконостас являл образ будущего богообщения в новом преображенном мире 811 . Эта идея сказалась и на составе его местного ряда, в который к концу XV в. вошли почти как обязательные иконы «Троица Ветхозаветная» и «О тебе радуется...», раскрывающие темы предвечного состояния мира и Небесного Иерусалима. Непосредственная связь этой стены икон с реальной церковной Литургией, чин которой совершался перед ней на солее и за ней в глубине алтаря, усиливала смысл и значение грандиозной композиции иконостаса. Таким образом, эсхатологическая тема восточноевропейского искусства XIV-XV вв., связанная с ожиданием конца мира в 7000 (1492) г. и имевшая многообразные формы выражения в Византии, в России заняла прочное место на предалтарной преграде храма. Ее выражение сугубо в иконном ансамбле можно признать характерной особенностью русской художественной культуры, где многие иконографические темы и циклы византийской монументальной живописи находили свое новое решение в иконописи, наиболее распространенном виде искусства на Руси 812 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Спасибо за переданную в память о сегодняшнем дне картину с изображением Ангела. Великое дело совершается в Московском государственном университете в области образования и воспитания молодого поколения, а здесь, в храме — дело воспитания православных верующих! И мы не должны смущаться тем, что 15 лет назад не все были готовы переступить порог храма. 70 лет атеистического воспитания не могли не отразиться на сознании и душах людей. Но за эти годы уже пройден трудный путь возвращения к отеческой вере, нравственным и духовным ценностям святого Православия. Благодарю за то, что голосом студентки МГУ были высказаны слова приветствия и пожелания чтобы богослужения в этот день совершались Нами именно здесь. Ранее в этот день, на протяжении многих лет Мы совершали богослужения в Успенском соборе Московского Кремля. Но уже второй год я возглавляю богослужения в день памяти мученицы Татианы в этом храме, и думаю, что так будет впредь. В день памяти мученицы Татианы, когда российское студенчество отмечает свой праздник, нужно быть вместе с теми, кто окончил МГУ, кто сегодня начальствует, учит и учится здесь. Я сердечно поздравляю Вас, многоуважаемый Виктор Антонович, в Вашем лице профессорско-преподавательскую корпорацию МГУ, и не только этого вуза, но и всех вузов Москвы, потому что Вы являетесь председателем совета ректоров. Поздравляю священнослужителей, отца настоятеля с престольным храмовым праздником. Поздравляю всех, кто окончил Московский университет и по призванию стал священнослужителем. Сердечно поздравляю всех именинниц сегодняшнего дня, а все российское студенчество поздравляю с днем студентов, с днем памяти мученицы Татианы! Для меня дорого быть сегодня среди вас, чувствовать единую радость праздника и иметь возможность лично поздравить всех. Будем надеяться, что и далее все мы будем проходить свой жизненный путь, полагая, что в Отечестве нашем будет мир, согласие и благополучие. Мы сегодня отдаем себе отчет в том, что сильную Россию боятся и завидуют ей. Господь определил размеры нашего Отечества, и Святая Русь, которая на протяжении веков созидалась, расширяла и укрепляла свои пределы, будет и далее расти и укрепляться. Молитвами и трудами созидать свое будущее и будущее России — в этом наша общая задача и общее служение: и тех, кто обучает и воспитывает молодое поколение, и тех, кто воспринимает знания и опыт наставников и учителей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204383...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010