Вот так и в нашей жизни. Огромное значение в жизни каждого человека имеют родители. Родители закладывают основу не только физического организма человека — они формируют его душу, его убеждения, его взгляды на жизнь. Недаром педагоги говорят, что человеческая личность формируется до пяти лет, а дальше она уже сформирована и будет развиваться в соответствии с заложенными в ней навыками. Какая же огромная ответственность лежит на родителях! Мы знаем, что родители, старшее поколение нередко негодуют по поводу молодого поколения, видя в нем много неприемлемого, ошибочного, опасного. Иногда это действительно соответствует тому, что есть на самом деле. Но откуда же берется это новое поколение? Оно ведь не с неба свалилось! У каждого из молодых людей, нередко совершающих очень постыдные поступки, есть родители; и разве можно осуждать молодых, не осуждая их родителей? Разве Господь не видит всего того, что происходит? И почему всю ответственность мы возлагаем на того, который совершает какое-то противное Богу или людям деяние, показываем на него пальцем, подвергая его критике и осуждению? За ним ведь стоят его родители. Иоаким и Анна могли посвятить девочку Богу, а могли не посвятить. Могли привести в храм, а могли не привести. Вот так и сегодня, и всегда на протяжении всей истории родители могли сделать или не сделать. А если не сделали, то они разделяют ответственность — пред Богом, пред людьми, пред обществом — за поведение своих детей. Ну и, наконец, наставники. Ведь мог первосвященник и не выйти навстречу Марии, мог не ввести Ее во святая святых, вводя тем самым душу Младенца в живое соприкосновение с Божественной силой, с Божественной благодатью, которая источалась от священных предметов из священной истории. Но он это сделал. Сегодня старшее поколение, в том числе педагоги в школе, преподаватели и профессора в университетах и институтах, нередко сетуют на то, какая ужасная молодежь. А разве они не несут ответственность за молодое поколение? Разве старшее поколение не является наставником для младшего? И разве молодежь может быть другой, если она взирает на пример старших, творящих беззаконие, разрушающих семьи, разрушающих нравственные основы личной, семейной, общественной жизни? Если молодежь смотрит фильмы, телевизионные передачи, которые делает старшее поколение, разрушая нравственную основу общества? Молодые будут как худшие герои этих самых фильмов — именно так оно и происходит.

http://patriarchia.ru/db/text/3417833.ht...

Вот что пишет г. К.И. 660 о гармонически настроенных колоколах протоиерея Израилева. «В нынешнюю летнюю поездку на родину мне пришлось быть свидетелем одного церковного торжества, оставившего по себе глубокое, можно сказать, неизгладимое впечатление в душе. Торжество это так исключительно, впечатления от него так дороги для всякого православного русского сердца, что мне невольно хочется поделиться их избытком. Чтобы быть более понятным, начну несколько издалека. Ростов, Ярославской губернии, мой родной город, бывший некогда столицею Ростовского княжества, представляет собою один из древнейших городов русских. Богатый святынями и различными древними историческими памятниками, привлекающими к себе немало и благочестивых паломников, и исследователей родной старины, он хранит, между прочим, в стенах своего кремля такую историческую драгоценность, подобной которой не найдете вы ни на одном из городов русских. Это знаменитые своею гармоничностью ростовские колокольные звоны, устроенные во 2-й половине 17 века при древнем Успенском соборе ростовским митрополитом Ионою III Сысоевичем (1652–1691). С искренним, неподдельным восторгом всегда слушались и слушаются многочисленными посетителями Ростова его мелодичные соборные звоны, но до самого последнего времени к этому светлому чувству примешивалось еще иное, противоположного свойства. Жалко становилось, слушая эти звоны, того, что они представляют собою лишь единичное исключительное явление, что тяжеловесные, заботливо украшенные надписями и рельефными изображениями наши церковные колокола никогда почти не бывают согласны между собою, что требования музыкальной гармонии при устройстве колокольного звона теперь обыкновенно совсем забываются, игнорируются. И вот Ростов, с соборной колокольни которого слишком два уже века раздаются гармонически-величавые звоны, дал, наконец, человека, который не только строго научным образом определил эти звоны и положил их на ноты, не только предложил особые нотные схемы для исправления некоторых из них, не только увековечил их гармонию на особых, поставленных на резонансовые ящики камертонах, но и поставил своею задачей распространить, воскресить на Руси православной этот забытый в наши дни колокольный гармонический звон. Я говорю о знаменитом своими неутомимыми полувековыми учеными занятиями в области музыкальной акустики маститом 76-летнем старце, о. протоиерее Аристархе Александровиче Израилеве, который в течение 45 с лишком лет проходил пастырское служение в Ростовском женском монастыре, – говорю о пастыре, который «не только своим теплым пастырским голосом всегда старался проповедовать слово Божие, но и холодную медь заставил благозвучно вещать славу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Москве состоялся Всероссийский кадетский сбор Москва, 26 марта 2004 г. 24 марта в Москве состоялся Всероссийский кадетский сбор, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, сообщает сайт Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. У могилы Неизвестного солдата встретились кадеты четырнадцати корпусов, классов, центров, клубов и иных кадетских объединений. Все они съехались в Москву по приглашению атамана Центрального казачьего войска, казачьего полковника Б.Б.Игнатьева и туристической фирмы «Каникулы». Помимо представителей Первого, Второго и Третьего Московских кадетских корпусов, в сборе приняли участие кадеты Забайкальского казачьего кадетского корпуса из Читы, Воздушно-десантного - из Нижнего Новгорода, Моздокского молодежного военно-патриотического клуба «Казачок Терека», Курской региональной общественной организации «Молодежное казачье движение», Прикамского Казачьего кадетского корпуса из Лысьвы, Казачьего центра военно-патриотического воспитания «Новая Корчева» из Конакова, Чкаловского Цесаревича Алексия детского казачьего кадетского центра и Монинской общеобразовательной школы с начальной летной подготовкой из Подмосковья, Детско-молодежного казачьего кадетского центра, а также Центра военно-патриотического воспитания «Пластун» из Москвы. Отдав дань памяти павшим за свободу и независимость нашего Отечества, кадеты построились на Соборной площади Кремля, где их приветствовал атаман Б.Б. Игнатьев. Затем они присутствовали на богослужении в Успенском соборе, которое совершил председатель Синодального Отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в сослужении заведующего сектором казачества игумена Митрофана (Смирнова), благочинного храмов Каширского округа, протоиерея Виталия (Коценко) и игумена Иосифа (Шапошникова), настоятелем храма Зачатия Анны в Зарядье. По завершении богослужения протоиерей Димитрий поздравил юных воинов с началом служения России и, напутствуя, окропил святой водой. Затем кадеты повзводно прошли церемониальным маршем перед Красным крыльцом.

http://pravoslavie.ru/9380.html

В манифестах от 20 и 26 июля 1914 года государь прямо обозначил причины, по которым Россия вступает в войну: сохранение территориальной целостности, защита чести, достоинства и положения нашей страны среди великих держав и славянских народов. Сам по себе факт объявления Германией войны России способствовал восприятию в обществе этой войны как отечественной, главная цель которой - отражение агрессии. По всей России священниками совершались молебны «о даровании победы над вероломным и коварным врагом». В городах состоялись массовые шествия и манифестации в поддержку правительства, особенно мощные прошли в Санкт-Петербурге и Москве. Показательно, что уже на следующий день после объявления войны в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади поддержать власть собрались тысячи людей. Это были представители всех сословий российского общества: интеллигенция, мещане, рабочие, крестьяне из близлежащих деревень. Они все дружно опустились на колени перед вышедшими на балкон Зимнего дворца государем и государыней. Николай II зачитал народу манифест о вступлении России в войну и первым торжественно принял присягу на Евангелии. 4 августа государь с семьей прибыл в Москву, на улицах которой его с воодушевлением встретили около полумиллиона москвичей и подмосковных крестьян. В Успенском соборе Московского кремля прошел торжественный молебен «во славу русского оружия». То, что общество встретило начавшуюся войну в едином патриотическом порыве,- бесспорно. Патриотизм русского общества проявился и в готовности широких слоев населения к самопожертвованию. Так, первая из мобилизаций военного времени (всего их было 19) прошла не просто успешно и быстро - явка на нее призывников была почти стопроцентной. Она привела также к началу массового добровольческого движения. В армию шли многие молодые люди, имевшие отсрочку от призыва. Это были студенты, интеллигенция, рабочие оборонных заводов, имевшие бронь. Добровольно записались в армию писатели В. В. Вересаев и А. И. Куприн, поэт Н. С. Гумилев, многие другие деятели культуры и науки. Показательно, что даже находившиеся в ссылке революционеры подавали прошения властям, в которых просили направить их в действующую армию. Можно сказать, что все слои российского общества отнеслись к начавшемуся мировому конфликту не только с должным пониманием, но и с готовностью к самопожертвованию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Да поможет нам милосердный Господь Бог, да подкрепит он нас завтра и да благословит на мирно-трудовую поставлен крест. 14-го мая. Вторник. Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. С 8 ч. утра были на ногах; а наше шествие тронулось только в 1/2 10. Погода стояла к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!! Вернулись к себе в половину второго. В 3 часа вторично пошли тем же шествием в Грановитую палату к трапезе. В 4 часа все окончилось вполне благополучно; душою, преисполненною благодарностью к Богу, я вполне потом отдохнул. Обедали у Мама, которая к счастью отлично выдержала все это длинное испытание. В 9 час. пошли на верхний балкон, откуда Аликс зажгла электрическую иллюминацию на Иване затем последовательно осветились башни и стены Кремля, а также противоположная набережная и Замоскворечье. Легли спать рано. Ивана Великого в Кремле. 15-го мая. Среда. Отлично выспавшись, проснулся с прекращающимся дождем. День сделался таким же как вчера. В 11 1/2 начались поздравления от духовенства, высших учреждений, дворянства, земства и городов. Сверх ожиданий поздравления окончились ко времени завтрака, двумя часами раньше чем предполагали. Отдыхали у себя. Получил вчера и сегодня около 300 телеграмм! В 7 час. пошли со всеми иностранцами в Грановитую палату, к обеду для духовенства и особ первых двух классов. Жара там была страшная. Возвратились назад в 9 ч. Вечер провели у Мама с речь идет о греческих родственниках царствующей семьи Константина I — король Греции и его спутники. 16-го мая. Четверг. Утро было снова серое, а днем солнце жарило здорово. В 11 1/2 ч. начались поздравления от: двора, свиты, военных, казачьих войск и волостных старшин русских и инородцев — длившиеся до 3 1/4 ч. Завтракали в промежутке, так как трудно было бы выдержать это долгое стояние одним махом. Выпив чаю, поехали все в Нескучное, где погуляли с наслаждением. Зелень поразительно подвинулась вперед. Вернулись в Кремль в 6 1/2. Обедали с Мама. В 9 3/4 начался куртаг — бесконечное хождение по залам взад и вперед. Спустились к себе в 11 1/2 ч. 17-го мая. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Сегодня наши молитвы о том, чтобы единство это, как я уже сказал, никто не поколебал и никто не разрушил. Но чтобы было так, каждый из нас должен трудиться для сохранения этого единства — в первую очередь молиться, ведь Господь слышит молитвы. По молитвам Господь избавлял землю нашу от нашествий иноплеменников, междоусобной брани. А если повнимательнее приглядеться к своему жизненному пути — каждого по его молитвам Господь избавлял от скорбей, бед и зол. Господь слышит наши молитвы, тем более молитвы не о каком-то личном небольшом благополучии, а о духовном благополучии, духовном здравии всего нашего единого исторического народа Святой Руси. И еще раз хочу сказать: все эти мысли актуализируются, когда взираешь на исторические стены Успенского собора — кафедрального собора Святой Руси. Пусть Господь приклонит милость Свою ко всему нашему народу, прекратит междоусобную брань, которая сегодня, к сожалению, в отдельных землях исторической Руси приобретает форму реальных военных действий. Пусть Господь вразумит каждого, кто вовлекается в эти военные действия. И каждый должен понять, что стреляет он по своему брату, и потому прекращение войны, установление мира и духовного единства всего нашего народа — вот о чем сегодня наша молитва и вот что должно быть предметом наших общих трудов. Но когда мы говорим так, мы очень далеки от того, что на западном языке называется пацифизмом. Пацифизм — это борьба за мир при любых обстоятельствах и очень часто на любых условиях. Но мы всегда говорим — и это укореняется в нашей духовной традиции — не может быть мира без справедливости. Мир без справедливости надламывается при любом осложнении обстановки или изменении отношения людей. Поэтому мир должен быть прочный. А для того чтобы он был таким, нужно, чтобы силой Божией были искоренены из сознания людей, которые не стремятся к духовному единству Святой Руси, все эти диавольские помыслы, чтобы все мы осознали ответственность за сохранение духовного единства Русского мира. И да поможет всем нам Господь именно таким образом совершать свое служение — каждому на своем месте. Я со смелостью произношу в этих стенах слова «Русский мир», хотя знаю, что некоторые силы на Украине их демонизируют. Но мы употребляем слово «русский» не в том смысле, что оно означает только часть исторической Руси, соответствующую Российской Федерации. Мы употребляем это слово в том же смысле, как употребил его Нестор Летописец, говоря о том, «откуда пошла есть Русская земля». Не российская, не украинская, не белорусская — откуда пошла Русская земля! Вот в каком смысле мы употребляем это слово — с полной ответственностью, внутренним спокойствием и уверенностью в правоте нашей позиции.

http://patriarchia.ru/db/text/5968673.ht...

С распростёртыми объятиями Русь приняла самозванца. Он был коронован в Успенском соборе Кремля. Дальше события развивались стремительно, превращая на глазах мощную европейскую державу в разрушенную и разграбленную мятежами, бунтами, интервенциями и самозванством страну. Армии внезапно возникали и столь же внезапно рассыпались. Процветало мародёрство. Все воевали между собой, предавая друг друга и тут же вновь сговариваясь. Города, каждый из которых представлял собой независимую, суверенную демократию, неоднократно присягали тому, кто казался сильнее, и тут же нарушали присягу, если менялись обстоятельства. И на фоне этого катастрофического хаоса внушали надежду на избавление от анархии только отчаянно защищавшиеся Троице-Сергиева Лавра, Смоленская крепость и Псков. Польско-литовский сброд, переполнивший Москву с воцарением Лжедмитрия I, решил, что Россия - его добыча. Самозванец, тайный католик, демонстративно нарушал русские традиции. К тому же он взял в жёны католичку-польку - Марину, дочь сандомирского воеводы Мнишека, которую даже короновали. Самозванец погиб в мае 1606 года в результате заговора князей Шуйских. На третий день боярина Василий Ивановича Шуйского на Красной площади бояре провозгласили Царём, и 1 июня привели к венцу. Разумеется, по тогдашним представлениям Шуйский был узурпатор, и все эти события раскололи страну. В начале июня Кремль объявил, что младенец Дмитрий всё-таки был убит в Угличе, причём по приказу Годунова. Это оправдывало свержение Самозванца, лишая его вдову статуса коронованной царицы (её сослали в Ярославль) и узаконило нового Царя. Но не для всех. Тут же объявился якобы спасшийся второй Лжедмитрий, явный мошенник. Юг страны восстал за «царя Дмитрия» - в Путив ле во главе с князем Шаховским, в Чернигове - с князем Телятьевым. Главой восстания стал бывший холоп Иван Болотников, тоже тёмная личность. До октября 1607 года шли военные действия. Воевали хорошо вооружённые войска, насчитывавшие десятки тысяч воинов. Болотников осаждал Москву, но в его стане произошел раскол (ушли рязанцы Прокопия Ляпунова), он потерпел поражение под Тулой, его схватили, сослали в Каргополь и утопили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Вот и взбудоражилась Русь. Люди устал лицезреть интриги и столкновения между русскими элитами и, обратив свой взор вовне, отправили посольство к стенам Смоленска. Почему Смоленска? А потому, что польский король Сигизмунд, к которому обращались за помощью в обеспечении внешнего управления, уже стоял под стенами этого русского города, желая его захватить. Но даже оккупация значительной части русских земель никого не остановила, никому не раскрыла глаза на происходящее, — никто ничего не видел, опьянившись желанием привлечь на вдовствующий московский престол иноземного царя. Вот теперь следует задать самый главный вопрос, имеющий отношение к прошлому, настоящему и будущему: а почему происходит смута? Именно так историки, да и народ наш назвали те годы всеобщего национального помрачения. Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — «блуд». Обычно блудом называют случаи неверности супругов или нечистой плотской жизни. Это правильно, но этими грехами понятие блуда не ограничивается. Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат. А разве не так происходит, когда люди разрушают свои собственные семьи? Когда сознание помрачается настолько, что появляются сироты при живых родителях? Эти частные случаи нам хорошо известны, но ведь то же самое происходит, и в куда больших масштабах, когда народ отказывается от собственного нравственного чувства, а ведь именно нравственное чувство определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства. Если же происходит отрыв от нравственного чувства, то ему на смену приходит стихия блуда, становятся неизбежными заблуждения, утрата координат… Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. А что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Святые отцы очень хорошо прозревали этот феномен блуда и заблуждения — он действительно связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед всем Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет в блуд, заблудится, потеряет систему координат. И поелику непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/4263946.ht...

Для того чтобы человек был способен сохранить свою душу, Бог многим наделил человека. Зло почти никогда не являет свое безобразие видимым образом. Зло очень редко, лишь в экстремальных своих проявлениях являет человеку ужас и страх. Чаще всего зло живет рядом с добром, зло нередко рядится в ризы добра, и темная сила приобретает образ ангела света. Как же отличить в жизни добро от зла? Для того чтобы человек был способен это сделать, Бог дает ему особый дар. Он вкладывает этот дар в человеческую природу, этот дар — часть нашего естества. Мы обретаем его с момента рождения даром — потому он и дар. Это не результат воспитания, образования, не результат, как говорят теперь, инвестирования средств в человеческую личность. Это Божий дар, и каждый младенец, появляющийся на свет, имеет этот Божий дар внутри себя. Мы именуем его нравственным чувством, нравственной природой человека. Это и есть та сигнальная система, которая оповещает нас о том, где добро, а где зло, и голосом этой системы является человеческая совесть. Зло на протяжении всей истории стремится разрушить нравственное чувство человека. На это брошены все силы зла. В какой-то момент людям стали предлагать представление о том, что никакого природного нравственного чувства нет, что всякая нравственность приобретена, что это результат человеческого опыта и нравственность зависит от условий жизни человека, его воспитания, образования, от эпохи, в которую он живет; а потому нет никакой сигнальной системы — все обусловлено условиями жизни и личным выбором человека: если человек считает нечто добром, то это и является для него добром, а то, что он считает злом, и является для него злом. Все эти мысли в течение более чем 300 лет культивируются через философию, политологию, культуру. Все это начиналось не сразу, но постепенно, к XXI веку, стало общепринятым мнением: не существует никакого природного нравственного начала. Но вот ведь что сторонники такого взгляда не могут ни объяснить, ни отвергнуть. «Вы бессовестный человек» — эта фраза без всяких аргументов используется и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. Она не требует никаких объяснений. Брошенная в личном конфликте или в публичном пространстве, она всеми понимается без всякой расшифровки, потому что нормы человеческой нравственности едины для всего рода человеческого. Именно потому, что они едины, существует такое понятие, как справедливость. Справедливость — это не юридическое и тем более не политическое понятие, как нас пытаются убедить. Справедливость — это нравственное понятие, и если законы расходятся с человеческим пониманием справедливости, основывающейся на нравственном чувстве, то люди говорят: это неправильный закон, это несправедливый закон.

http://patriarchia.ru/db/text/2433423.ht...

Предание запечатлело для нас иконографию этого бегства: Пресвятая Дева с новорожденным Младенцем — на осле, и престарелый Иосиф Обручник — пешком. Они идут через пустыню, без воды, быть может, без достаточного питания, и ведь не только слуги злого царя Ирода могли настичь семью, но и дикие звери. Достаточно представить себе эту страшную картину, чтобы понять, сколь скорбными были первые дни после Рождения Спасителя. И ведь эту скорбь перенесла семья, и именно семья сохранила Младенца для спасения рода человеческого. Конечно, все совершалось по промыслу Божию. Конечно, Божественная сила сопутствовала этому бегству. Но ведь никто на крыльях ангельских не перенес семью из Вифлеема в Египет — они прошли свою часть жизненного подвига, муки, скорби и страданий. Сегодняшний день можно по праву назвать праздником христианской семьи. Ведь семья — это и есть та общность людей, которая призвана, как, может быть, никакая иная общность, разделять и скорби, и радости каждого из ее членов. Семья призвана стать крепостью, защитой для каждого составляющего ее члена, родным, теплым домом, подлинным очагом, вокруг которого существует жизнь. Семья как величайшее Божие установление, имевшее место на заре человеческой истории, в жизни прародителей Адама и Евы, явилась самым устойчивым, можно сказать, вечным институтом общественной жизни. Менялись формы государственного устройства, политические системы, поднимались, а затем разрушались и уходили в небытие страны, государства, империи, но семья всегда сохранялась — как Божественное установление, как очаг, как колыбель, как место, где раскрывается любовь людей друг к другу. И вот мы достигли времени, когда псевдокультура, пронизанная грехом, вошедшая в плоть и кровь жизни современного человека, бросает вызов самой семье. Все это происходит просто по движению плоти, по голосу инстинкта, и укладывается в простую логику угождения своей собственной страсти. Но ведь всякий грех и всякое преступление непременно нужно объяснить, а затем и оправдать. И мы слышим, чем сегодня объясняется и оправдывается разрушение семьи — человеческой свободой, ложно понятой любовью. И ведь никто особенно не порицает того, что происходит, — более того, кинематограф, телевидение подхватывают эту идею, ее оправдывают, вводят ее в некий порядок жизни, представляют как возможный свободный выбор свободной личности.

http://patriarchia.ru/db/text/1930993.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010