Забота о человеке, о его внутреннем духовном мире в эпоху интенсивного освоения ресурсов, бурного развития науки и техники становится задачей 1. Ведь мало извлечь богатства из из недр, надо сделать так, чтобы эти богатства не разрушали внутреннюю духовную жизнь человека. Сам Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Почему? Да потому что богатство дает человеку возможность удовлетворять любые свои похоти. Так человек теряет жизненные ориентиры, ввергая в погибель и себя, и своих близких. Мы знаем, что богатство может приносить великую пользу, но может и ввергать в пучину страданий. Вот почему так важно, чтобы духовная жизнь не отставала от экономического и индустриального развития. Если же этот разрыв будет увеличиваться, то человек будет все больше и больше страдать. Собственно говоря, на что же сегодня нацелена проповедь Церкви? Именно на то, чтобы человек не страдал по своим грехам, чтобы он не вовлекал себя в бездну страданий, чтобы не происходила потеря жизненных ориентиров, забвение нравственных принципов, на которых покоится человеческое бытие. Все это ставит очень масштабные задачи перед Церковью, которая несет ответственность за духовную жизнь людей. В связи со столетием революционных событий в нашей стране и на телеэкранах, и в печати многие размышляют о том, как же все это случилось, почему это произошло. Часто ответы на этот вопрос носят идеологизированный характер. Но если отмести политическую конъюнктуру и взглянуть беспристрастно, то мы поймем, что наши национальные болезни, приведшие к катастрофе век назад, начались не за год, не за пять, даже не за десять, а как минимум за двести лет до 1917 года, когда стали разрушаться духовные основы жизни нашего просвещенного общества, так называемой элиты. Люди начали терять внутренний суверенитет, отдавая свои разум и душу тому, что приходило извне, воспринимая сигналы извне абсолютно некритически, подверстывая под них свою веру, свое мировоззрение, что и привело к утрате веры, к духовному и интеллектуальному помрачению.

http://patriarchia.ru/db/text/5054963.ht...

Вот почему мы молимся сегодня о семьях — о мужьях и женах, о детях, о бабушках и дедушках, о всех, кто соединен семейными узами. Да благословит Господь жизнь наших семей! Да укрепит Господь каждого члена семьи и да умудрит, чтобы он дорожил этой великой общностью и никогда не ставил под сомнение ее ценность, — даже тогда, когда отношения между членами семьи проходят через испытания! И дай Бог, чтобы эти испытания никогда не кончались разрушением святых и Богом благословенных семейных уз. Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг, и если он совершает его достойно, то семья крепкая, сильная, и она способна пройти через все испытания и внешние, и внутренние. В таких семьях и формируются сильные личности, способные на подвиг. Сегодня мне стало известно о подвиге, который совершил один из наших полицейских патрульной службы. Это произошло на заснеженной трассе Оренбург-Орск. Вы, конечно, слышали и видели телевизионные передачи: страшная вьюга, мороз, холод. Многие застряли в сугробах, у многих жизнь повисла буквально на волоске, и вот рядом с этими несчастными оказался полицейский Даниил Максудов, который, спасая кого-то, отдал ему свои рукавицы, куртку… Сейчас он лежит в госпитале с тяжелейшим обморожением конечностей, и неизвестно, как все это закончится, — может быть, самым трагическим для него образом. Но ведь когда он снимал теплые рукавицы и отдавал другому, когда он сбрасывал с себя форменную куртку, он же понимал, что он делал! Он шел на этот поступок сознательно. Пусть эти примеры помогают нам осознать важность человеческого подвига. Без таких подвигов не может состояться человеческая общность. Без подвигов не может состояться семья. Нужно научиться наступать на горло своей песне. Нужно научиться сдерживать свои эмоции. Нужно научиться хранить любовь даже тогда, когда муж и жена стареют и перестают быть привлекательными, когда теряются физические силы и энергия, которые притягивают людей друг к другу. Нужно научиться нести подвиг жизни в семье, и тогда дети будут способны на подвиг, народ наш будет способен на подвиг, без которого не может состояться человеческое общество и без которого не может быть крепким государство.

http://patriarchia.ru/db/text/4329007.ht...

Ныне в руки историков впервые попадает огромный и практически не разработанный массив материалов, относящихся к разным периодам русского церковного пения Нового времени. В предлагаемом двухтомнике речь пойдет о конце XIX – начале XX века, периоде, когда русская духовная музыка пережила свой наивысший расцвет. Он был, несомненно, одним из звеньев религиозного возрождения, которое наблюдалось в эту эпоху в разных сферах общественной жизни и искусства. Для церковно-певческого дела центром возрождения стала Москва, а точнее – Кремль и ведущая к нему Большая Никитская улица. В Успенском соборе Кремля пел Синодальный хор, на соседней улице находилось Синодальное училище церковного пения, готовившее певчих для этого хора. До последних десятилетий прошлого века училище представляло собой четырехклассное духовно-учебное заведение, к 1910-м годам оно стало первой в России высшей школой церковно-музыкального искусства. В ее стенах велась большая исследовательская работа, опиравшаяся на созданную при училище первую в России научную библиотеку древних певческих рукописей; из его стен выходили высококвалифицированные хормейстеры и педагоги. Целый ряд выпускников и педагогов училища талантливо проявил себя в творчестве, результатом чего стало образование композиторской школы с совершенно определенным, оригинальным обликом. Синодальный хор под управлением замечательных регентов – выпускников училища – в 1890-е —1910—е годы не только давал всей стране образец чисто русского храмового пения, но и много выступал в концертах, исполняя новые произведения, неоднократно выезжал за рубеж на гастроли. Успех хора у западноевропейских слушателей может быть сопоставлен с триумфами дягилевских «Русских сезонов» или гастролей Московского Художественного театра. Одна из самых ярких звезд художественного небосклона предреволюционных десятилетий, Синодальный хор был национальной гордостью России. Однако в 1918 году, в апофеозе своей деятельности, хор был упразднен и остался жить лишь в памяти благодарных слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имп. Екатерина I. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ в Москве. 1883 г. Артель Ф. Г. Торопова Имп. Екатерина I. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ в Москве. 1883 г. Артель Ф. Г. Торопова После венчания у Е. А. появился свой двор, она принимала иностранных послов, встречалась с европ. монархами. В описаниях, оставленных иностранцами, отмечалось, что она безвкусно одевается, ее низкое происхождение бросается в глаза. В этот период царица не принимала участия в управлении гос-вом. В решение политических вопросов не вмешивалась, но нередко заступалась перед царем за Меншикова и др. провинившихся вельмож. Петр I сообщал ей о военных походах и сражениях, но в дела не посвящал. 15 нояб. 1723 г. был издан манифест о предстоявшей коронации Е. А., к-рая «великою помощницею была, и не точию в сем, но и во многих воинских действах, отложа немочь женскую, волею с нами присутствовала и елико возможно вспомогала...». Коронация состоялась 7 мая 1724 г. в Успенском соборе Московского Кремля , Петр I возложил имп. корону на голову коленопреклоненной жены. Считается, что он собирался передать Е. А. преимущественное право на занятие престола после смерти, рассчитывая на поддержку ближайшего окружения. Но в 1724 г. она утратила доверие императора: в нояб. был арестован и казнен управляющий ее канцелярией Виллем Монс, по мнению современников за связь с Е. А. Имя императрицы не упоминалось на следствии, но Петр I повез ее смотреть на казнь, приказал опечатать ее драгоценности и запретил исполнять ее приказания. Е. А. боялась за свое будущее, пыталась вернуть расположение мужа и вымаливала у него прощение. В янв. 1725 г., во время предсмертной болезни Петра I, к-рый не оставил наследников и не успел составить завещание, в правящей верхушке наметился раскол: одни считали необходимым возвести на престол сына царевича Алексея Петра (впосл. имп. Петр II ) при регентше Е. А. и под контролем Сената, другие (Меншиков, гр. П. А. Толстой) - сделать Е. А. самодержавной правительницей. В критический момент императрица раздала деньги гвардейским офицерам и выплатила задержанное жалованье гвардии из собственных средств. Еще 7414 р. из личных средств пошли «на некоторые чрезвычайные расходы» майорам гвардии и др. высшим чинам. В результате 28 янв. того же года, после кончины Петра I, она была возведена на престол.

http://pravenc.ru/text/189611.html

Мы знаем несколько таких Божественных вмешательств, которые пресекали избыточествующее зло. То было наказание всемирным потопом, то было разрушение вавилонской башни — рассеяние людей, появление различных культур и языков, которые разделили человечество, как бы полагая человеческие границы тотальному распространению зла. Наконец, казнь Содома и Гоморры — это тоже корректирующий жест Божественной десницы: когда в одном конкретном месте зла стало так много, что жизнь перестала быть способной к продолжению самой себя, Бог наказал людей огнем и серой.  Именно в этом мятущемся мире стали появляться люди, которые своим словом, своей жизнью, своими страданиями помогали сохранить некую систему нравственных координат, не запутаться, не потерять разницу между добром и злом. Этих людей мы называем пророками. Они грозно вещали своему народу, а через народ свой — всему миру, давая примеры добродетели и порицая пороки. Кто-то их слышал, кто-то принимал их слово, а кто-то отвергал его и погружался в бездну греха. Еще в самом начале человеческой истории, когда произошло грехопадение первых людей, когда стало невозможным для них быть в раю, то есть в общении с Богом, Бог, говоря о наказаниях первым людям, а через них и всему человеческому роду, сказал о том, что «семя Жены сотрет главу змия» (см. Быт. 3:15), то есть, от женщины родится Человек, Который уничтожит диавольскую силу. И мы знаем, что это произошло не силой человеческой, но силой Божией, через которую Бог соединился с плотью человеческой, с человеческой природой, и через Деву Марию вошел в этот мир и стер главу змия. Но произошло это примерно так же, как и в случае со вселенским потопом. И тогда почти тотальной смертью Бог умертвил грех, но не умертвил права человека выбирать между добром и злом, потому что если человек лишается этого права, он перестает быть человеком. Вот так же и Христос — Он сокрушил главу змия, и нет тотальной власти диавола над миром, но Господь не уничтожил богообразной природы человека, сохранив его внутреннюю свободу, свободу выбирать между добром и злом.  С тех пор мы в особом состоянии.

http://patriarchia.ru/db/text/3588242.ht...

Во встрече участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. В ходе встречи участники обсудили ряд аспектов православно-католических и межрелигиозных отношений, ситуацию в мире и вызовы, стоящие перед обществом 8. Казахстан - Русская земля. Там все города Русские: Атырау это Гурьев, Алма-Ата - это Верный, Кзыл-Орда - это Перовск, Семей - Семипалатинск, Талды-Курган - Гавриловское, Нур-Султан, ранее Астана, ранее Акмола - это Целиноград. Кстаи, Туркменбаши - это Красноводск. А еще Кустанай, Кокчетав, Павлодар, Уральск, Актюбинск, Рудный, Зыряновск и еще сотни и сотни русских городов, посёлков, сёл и деревень. Спрашивается, где здесь казахи? Так называемый " Казахстан " - это Русская земля! Не бывать ноге римского жреца на Русской Земле! Для тех, кто не в курсе: титул так называемого " римского Папы " - понтифик, переводится на русский именно как жрец. 7. Ответ на 3, Калужанин: " Православие и либеральное крыло в РПЦ - вещи разные. " ///////////////////////// Очень сложное умопостроение… Крылья " машут " главой, что ли? Открытие на " нобелевку " ! 6. " А поутру " они " проснулись… " ? " Так стоит ли встречаться нашему Патриарху с папой? Поймёт ли паства? - дежурно (?) вопрошает автор очередной " свежеиспеченной " публикации-пирожка, коему похоже " неведомо " , что еще за много годков до гаванской встречи " тысячелетия " " согласие " " среднестатистической " паствы из, в частности - среднерусского региона самолично (!) (пусть тогда и в косвенном виде) было получено Патриархом Кириллом во время утренней службы в Успенском Соборе Кремля… То было весьма символическое событие - припоздавший к приглашенным Патриарх, приведший с собой папских " нукеров " (?), дружно " отстоявших " службу с православным людом в несколько сотен грешников… И никто никого не вытолкал, " традиционалистически " не возмутился, а значит… какие могут быть сегодня вопросы? Автора смущают названия секций ( «Роль образования и религиозного просвещения в укреплении уважительного сосуществования религий и культур, справедливости и мира», «Вклад религиозных лидеров и политиков в продвижение глобального межрелигиозного диалога и мира…», «Вклад женщины в благополучие и устойчивое развитие общества и роль религиозных сообществ в поддержке социального статуса женщины») и в связи с этим он делает вывод, что Православие к сему якобы не имеет отношение? Представляется, это крайне поверхностный взгляд на проблему… Ведь никто не " воспрещает " наполнить любую из рассматриваемых тем содержанием-видением духовным - было бы умение-желание? И тогда вопросы обретут совсем не социологический подтекст-окрас, а это - что ни говори - миссионерство среди заблудших? И то пойдет " в зачет " Православию.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/10/pa...

На отпусте каждой службы мы поминаем святых Иоакима и Анну, именуя их Богоотцами, — именно потому, что они так воспитали Пречистую Деву Марию, что Она стала способной стать Матерью Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Эти святые родители дают всем пример того, как нужно духовно вскармливать своих детей, — чтобы никакие соблазны мира, никакие треволнения не разрушили целостность их личности. Сегодня особый день. Мы должны молиться о сохранении наших семей, об их укреплении, и в связи с этим я бы хотел напомнить, что сейчас рассматривается проект закона, касающегося борьбы с так называемым семейным насилием. Существует ли это явление? Конечно, существует, и мы нередко становимся свидетелями тяжелых семейных конфликтов. Кто ж не был свидетелем семейных драм, кто не слышал криков ссорящихся супругов или даже видел реальное насилие и боль, физическую и духовную, которую они испытывают? Как к этому относиться? Конечно, никакого насилия в семье допускать нельзя! Но есть нечто опасное в современных тенденциях, в том числе в законодательной сфере, когда под видом борьбы с семейным неблагополучием некоторые пытаются узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил, общественных или государственных организаций, неких добровольцев, якобы призванных помочь урегулировать положение в семье. К такого рода вторжению чужих людей в семейную жизнь нужно относиться с очень большой осторожностью. Семья — это святое пространство любящих друг друга людей, и нужно делать все для того, чтобы сохранять эту любовь, чтобы не допускать никакого насилия, чтобы жизнь супругов была радостной, мирной, счастливой, чтобы в атмосфере любви воспитывались дети. Очень опасно, когда в закрытое семейное пространство вторгаются чужие люди и иные силы, и кто знает, что подобное вторжение может принести — пользу или вред для тех, кто живет бок о бок друг с другом и сохраняет семейные узы. Поэтому, категорически выступая против всякого насилия в семье, считая это великим грехом и преступлением, мы вынуждены возвысить наш голос в защиту семейного пространства от вторжения извне под любыми предлогами.

http://patriarchia.ru/db/text/5541260.ht...

Отец гордости и ее олицетворение – диавол Что такое гордость? Ее не нужно путать с поведением, когда неразумный, плохо воспитанный человек хочет показать себя более значимым, чем он есть на самом деле. Люди, особенно обладающие острым умом, тут же подмечают и нередко высмеивают подобное бахвальство и хвастовство. Но гордость и бахвальство – это разные вещи: человек может быть очень воспитанным, скромным, но невероятно гордым. Гордыня – это не способ коммуникации с другими людьми, а внутреннее состояние человека, для которого существует только одна ценность – его собственное «я». Если в центре жизни человека – он сам, а всё остальное второстепенно, ничтожно, на периферии, – это и есть гордыня. Внешне гордыня может даже походить на смирение. Иногда так и говорят: смирение паче гордости. Человек устремляет взор долу, застенчив в общении, а внутри исполнен гордыни. Гордость противоположна смирению, потому что отец гордости и ее олицетворение – диавол. В центре его бытия – он сам. Именно с этого и начался отход ангела Денницы от Господа: в его жизни не осталось места Богу, всё было поглощено собственной личностью. Так Денница превратился в сатану, бесконечно отдаленного от Создателя. Если человек погружает себя в стихию своего собственного «я» и в его душе практически не остается места для других, то там нет места и для Бога. Гордый человек не способен установить связь с Богом, он не способен молиться, не способен сознавать свою неправду, не способен приносить покаяние. Из проповеди в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2014 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы Разрушение образования – это разрушение потенциала нации Общество развивается, отталкиваясь от знаний. Без знаний не может быть развития, а если и оно происходит, то способно завести людей в тупик, породить разочарование и даже большие беды. Разрушение школы, разрушение образования – это разрушение потенциала нации. Трудно представить, что может произойти с нашей страной, если мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать «по злой воле», не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу – в то время, когда наука, технологии, знания и образование являются главным двигателем развития человеческого общества.

http://pravoslavie.ru/73318.html

Возвращаясь к их участию в заграничных гастролях Синодального хора, следует сказать, что рецензенты немецких газет были поражены тем, что октависты опускались в нижнем регистре до ля контроктавы. Однако судя по литографированным нотам Синодального хора, октависты-«синодалы» могли брать и более низкие ноты – ля бемоль и соль контроктавы. 253 Второй дрезденский концерт, повторявший программу второго римского концерта от 19 (6) мая, происходил 30 (17) мая. 255 Приведем программу Синодального хора на третьем дрезденском концерте 31 (18) мая: Чесноков П. Хвалите имя Господне Во царствии Твоем Рахманинов С. Слава… Единородный Сыне Да исполнятся уста наша Тебе поем Гречанинов А. Херувимская Шведов К. Тебе поем Кастальский А. Ныне отпущаеши 1) Достойно есть, сербского напева Верую 256 Синодальный хор прибыл в Москву 23 мая. Его встречу А. Н. Гладкий описал так: «Прибыли в Москву 23-го утром пыльные, грязные, но здоровые духом и телом, бодрые и гордые успехами и той славой, молва о которой бежала впереди нас. По пути, где ни останавливался хор – всюду знакомые и незнакомые поздравляли с успехом. Встретили хор многие педагоги училища, все остававшиеся при нем воспитатели и эконом, а также родные и знакомые хористов. По прибытии на Никитскую все мальчики были немедленно отправлены в баню, и в два часа после обеда было отслужено благодарственное молебствие о благополучном возвращении хора из-за границы» ([Гладкий А, Н.] Поездка Синодального хора за границу..., с. 51). 257 Вероятно, речь идет о представителях обществ хоругвеносцев, которые до революции существовали при некоторых храмах Москвы, в том числе и при Успенском соборе Кремля. 258 Значительная часть московского духовенства действительно приветствовала новый режим, о чем свидетельствует хотя бы следующее постановление Московского столичного совета благочинных от 7 марта 1917 года: «приветствовать со всей радостью заявление обер-прокурора В. Н. Львова о новом направлении церковной деятельности» поддерживать Временное правительство безотносительно к его политическим основам и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Москве пройдет концерт, посвященный подвигу священников в Великой Отечественной 17 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В исполнении мужского хора московского подворья Троице-Сергиевой лавры прозвучат шедевры церковной музыки. Слушателям представят российскую премьеру духовного концерта композитора русского зарубежья Бориса Ледковского, сообщили организаторы мероприятия. Концерт русской духовной музыки «Преславная днесь», посвященный подвигу священнослужителей в годы Великой Отечественной войны, состоится 11 мая в Большом зале Московской консерватории. В исполнении мужского хора московского подворья Троице-Сергиевой лавры прозвучат шедевры церковной музыки. Слушателям представят российскую премьеру духовного концерта композитора русского зарубежья Бориса Ледковского, сообщили  организаторы мероприятия. На концерте среди зрителей ожидаются ветераны Великой Отечественной, которым подворье лавры предоставило в зале часть бесплатных мест. Созданный в 1994 году коллектив мужского хора подворья регулярно принимает участие в патриарших богослужениях в Успенском соборе Кремля. Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-moskve-projdet-konce...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010