Потомственный военный, выпускник Пажеского корпуса, сделавший блестящую военную карьеру, награжденный не то двенадцатью, не то четырнадцатью орденами, он в 1890 году неожиданно для всех вышел в отставку. Мало кто знал тогда, что еще за двенадцать лет до этого встреча с отцом Иоанном Кронштадтским перевернула сознание офицера-артиллериста. И все эти годы он изучал богословие и медицину, а уйдя в отставку, уехал в Москву и стал всерьез готовиться принять священнический сан, хотя к тому времени у него было уже четверо детей, а жена наотрез отказывалась превращаться из столичной дамы в московскую попадью. Но в 1893 году сан он все-таки принял, а через два года, овдовел, и в том же году вышла его Серафимо-Дивеевская летопись. А потом, Чичагов – тогда еще отец Леонид – добился аудиенции у государя и передал ему эту книгу и просьбу посодействовать канонизации Саровского подвижника. Ему же, по повелению императора и определению Синода, и поручили подготовить канонизацию. К тому времени он уже принял монашество и был зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры. Потом было много назначений, пока в Успенском соборе Московского кремля его не рукоположили во епископа. «Когда (…) во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, – то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание», – сказал он на своей хиротонии. Борьба с равнодушием Орловская, Кишиневская, Тверская кафедра… Еще в Орле владыка Серафим понял: не будет нормальной приходской жизни – катастрофа неизбежна. «По моему убеждению, необходимо было все реформы начать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное. Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение, – писал он. – Равнодушие, отсутствие ревности по вере — вот что более всего страшит!»

http://pravoslavie.ru/109036.html

В последние годы царствования Елизаветы Петровны Е. А. стала гораздо популярнее Петра Феодоровича при дворе, в столичном обществе и в гвардии. После кончины императрицы 25 дек. 1761 г. к власти пришел Петр III, с к-рым Е. А. практически не общалась. Рост недовольства политикой императора помог ей организовать заговор, руководителями к-рого стали графы Н. И. Панин, К. Г. Разумовский, Г. Г. и А. Г. Орловы и кнг. Е. Р. Дашкова. 27 июня 1762 г. был арестован П. Б. Пассек, один из участников заговора, что ускорило развитие событий. 28 июня Е. А. приехала в С.-Петербург (Петр III находился в это время в Ораниенбауме), где ей присягнули на верность гвардейские части. Император, видя безнадежность сопротивления, подписал отречение от престола и был арестован. Через неск. дней он скончался при невыясненных обстоятельствах на мызе в Ропше (близ С.-Петербурга). По наиболее распространенной версии, он был убит А. Г. Орловым, возможно действовавшим по воле Е. А. Офиц. версия гласила, что Петр III умер от «несварения желудка». 22 сент. 1762 г. Е. А. была коронована в Успенском соборе Московского Кремля . Внутренняя политика Е. А. пришла к власти в сложный для страны период. В «Записках» она вспоминала, что в 1762 г. казна была пуста, армия давно не получала жалованья, тысячи крестьян были «в явном непослушании властей». Императрица намеревалась завершить начатый имп. Петром I процесс формирования регулярного гос-ва и провести ряд реформ, связанных с идеями Просвещения: укрепить законность, оформить права и обязанности разных сословий, умножить благосостояние граждан. Она была убеждена, что такое большое гос-во, как Россия, должно управляться самодержавным монархом. В заметке «О величии России» Е. А. писала: «Если бы кто был настолько сумасброден, чтобы сказать: ...я нимало не забочусь об этом величии и об этом пространстве России, лишь бы каждое частное лицо жило в довольстве; пусть лучше она будет поменее; такому безумцу я бы ответила: знайте же, что, если ваше правительство преобразится в республику, оно утратит свою силу, а ваши области сделаются добычей первых хищников». Для устройства русского общества единственно приемлемой считала сословную структуру европейского типа, при к-рой обязанности, права и привилегии каждого сословия были бы приведены к единой законодательной схеме.

http://pravenc.ru/text/189613.html

В непринужденности творящего обмена Суровость Тютчева с ребячеством Верлена, Скажите, кто бы мог искусно сочетать, Соединению придав свою печать? А русскому стиху так свойственно величье, Где вешний поцелуй и щебетанье птичье. Это стихотворение, входившее в число неопубликованных, многое объясняет не только в раннем, но и позднем Мандельштаме, особенно 20х годов, когда он, как казалось многим, неожиданно в своих статьях и поэзии обратился к христианству как к «зернохранилищу вселенского добра». В наиболее известном вашингтонском четырехтомном Собрании сочинений Мандельштама (1967–1981) стихотворение «Люблю под сводами седыя тишины…» комментируется двумя цитатами, которые стоит повторить. Первая из «Портретов» Сергея Маковского, писавшего: «Религиозность этого „полудня”(или „вселенской литургии»?) не только восторженно христианская, но русская, иконописная религиозность. Удивительно, как сумел проникнуться ею этот выросший в еврейской мелкомещанской среде юноша, набравшийся многосторонней образованности в Швейцарии и Гейдельберге!» Вторая цитата из статьи 1921 года «Слово и культура» самого Мандельштама: «Да, старый мир – „не от мира сего», но он жив более чем когда-либо. Культура стала церковью. Произошло отделение церкви-культуры от государства. Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние. Наконец мы обрели внутреннюю свободу, настоящее внутреннее веселье. Воду в глиняных кувшинах пьем как вино, и солнцу больше нравится в монастырской столовой, чем в ресторане. Яблоки, хлеб, картофель – отныне утоляют не только физический, но и духовный голод. Христианин, а теперь всякий культурный человек – христианин, не знает только физического голода, только духовной пищи. Для него и слово „плоть» и простой хлеб – веселье и тайна». К этому можно лишь добавить, что Сергей Маковский во многом повторяет слова Максимилиана Волошина о книге «Молитва о России» Ильи Эренбурга, вышедшей в конце 1918 года, после расстрела Московского Кремля. А Мандельштам отвечает на вопросы, поставленные тем же Максимилианом Волошиным. Более того, у Мандельштама тоже есть стихотворение, тематически близкое к «Молитве о России» Эренбурга. Оно датируется 1916 годом, но, вероятнее всего, это были лишь наброски стихотворения, создававшегося одновременно со стихотворением об Успенском соборе «В разноголосице девического хора…», а в сборник «Tristia» 1922 года вошел уже окончательный вариант:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

«Правда всегда торжествует, даже если ложь глобально организована», – сказал он, обращаясь к участникам богослужения 4 февраля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля вознес молитвы о спортсменах России и других стран, входящих в каноническую ответственность Русской Церкви. Как сообщает сайт Московского Патриархата , перед началом сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с кратким словом. Патриарх напомнил о том, что «было организовано беспрецедентное по силе давление на международные спортивные институты с целью практически выбросить Россию из олимпийского движения, скомпрометировать ее на многие годы, поставить под сомнение лучшие достижения наших спортсменов». «Но мы знаем, что правда всегда торжествует, даже если ложь глобально организована. И сегодня у нас есть уверенность, что после соответствующего решения швейцарского суда оклеветанные спортсмены, выдающиеся представители нашего спорта, смогут поехать на Олимпиаду в Южную Корею и защищать там честь нашей страны», – сказал он. Предстоятель выразил надежду, «что этот эпизод завершит всякие попытки влиять на спорт, преследуя конкретные политические цели». «А целью являются не спортсмены – целью является Россия. Вот почему считаю уместным особенно помолиться сегодня в главном храме нашей Церкви об Отечестве нашем и о тех, кто будет его защищать, – к счастью, не на поле брани, а на спортивных площадках, с тем чтобы окончательно похоронить всякие попытки дискредитировать и изолировать страну нашу и народ наш только потому, что и у страны, и у народа есть намерение жить независимо от указаний сильных мира сего», – подчеркнул Патриарх Кирилл. XXIII Зимние Олимпийские игры пройдут с 9 по 25 февраля в городе Пхёнчхан (Южная Корея). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pomoli...

Святейший Патриарх Алексий встретился с лауреатом премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2006 год Бутросом Бутросом-Гали 22 января 2007 г. 15:43 22 января, после завершения богослужения в Успенском соборе , в Патриарших палатах Московского Кремля состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с лауреатом премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2006 год, 6-м генеральным секретарем Организации объединенных наций Бутросом Бутросом-Гали . Президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев, а также супруга Бутроса Бутроса-Гали. Святейший Патриарх Алексий поздравил Бутроса Бутроса-Гали с вручением ему премии Международного фонда единства православных народов. Его Святейшество в частности сказал: «Я еще раз хочу сердечно поблагодарить Вас, господин Бутрос-Гали, за предпринятое Вами долгое путешествие, для того, чтобы быть с нами в эти дни. Мы особенно рады, что Вы прибыли в Россию вместе со своей супругой, которая на протяжении многих лет разделяет Ваши труды и заботы в служении людям. Мы с глубоким уважением относимся к Вам, как известному международному деятелю, в весьма непростое время многие годы занимавшему пост генерального секретаря Организации объединенных наций. Мы приветствуем Вас и как представителя древней Коптской Церкви. Знаем о том огромном вкладе, который Вы внесли в становление, развитие и процветание Египетского государства. Я считаю, что присуждение Вам международной премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» в 2006 году является заслуженной и достойной наградой. Думаю, что Ваш авторитет и огромный международный опыт, который Вы накопили, поможет решить еще многие проблемы ради блага человечества». В ответной речи Бутрос-Гали облагодарил Святейшего Патриарха Алексия за оказанное ему гостеприимство и за высокую оценку его деятельности. Необычно теплую погоду, которая стоит в Москве этой зимой, и благодаря которой он может чувствовать себя почти также комфортно, как на родине, Бутрос-Гали сравнил с теплыми дружескими отношениями между нашими странами. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/185787.htm...

Кирил помолився за XXIII Зимових 4 лютого 2018 р. 15:10 4 февраля 2018 года, в преддверии XXIII Зимних Олимпийских игр, которые пройдут с 9 по 25 февраля в городе Пхёнчхан (Республика Корея), за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вознес молитвы о спортсменах России и других стран, входящих в каноническую ответственность Русской Православной Церкви. Перед началом сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с кратким словом: «По установившемуся обычаю после чтения Евангелия совершается сугубая ектения, на которой возносятся особые прошения о стране, о властях, о Церкви, о народе. К этим прошениям нередко присовокупляются особые прошения, связанные с переживанием тех или иных исторических событий, тех или иных скорбей. Вот и сегодня нам кажется уместным помолиться в этот момент Литургии о наших спортсменах, которые отправляются на Олимпийские игры. Вы все знаете, что произошло не только со спортсменами, но и со всей нашей страной. Было организовано беспрецедентное по силе давление на международные спортивные институты с целью практически выбросить Россию из олимпийского движения, скомпрометировать ее на многие годы, поставить под сомнение лучшие достижения наших спортсменов. Но мы знаем, что правда всегда торжествует, даже если ложь глобально организована. И сегодня у нас есть уверенность, что после соответствующего решения швейцарского суда оклеветанные спортсмены, выдающиеся представители нашего спорта, смогут поехать на Олимпиаду в Южную Корею и защищать там честь нашей страны. Мы очень надеемся, что этот эпизод завершит всякие попытки влиять на спорт, преследуя конкретные политические цели. А целью являются не спортсмены — целью является Россия. Вот почему считаю уместным особенно помолиться сегодня в главном храме нашей Церкви об Отечестве нашем и о тех, кто будет его защищать, — к счастью, не на поле брани, а на спортивных площадках, с тем чтобы окончательно похоронить всякие попытки дискредитировать и изолировать страну нашу и народ наш только потому, что и у страны, и у народа есть намерение жить независимо от указаний сильных мира сего. Совершим эту молитву. И, молясь о наших спортсменах, помолимся и об Отечестве нашем. Аминь». В сугубую ектению были включены дополнительные прошения о спортсменах-олимпийцах. После возгласа Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву «о сынах и дщерях народа нашего, призванных защитить Отечества честь и достоинство» на предстоящих Олимпийских играх. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5143177...

Архив Пн В гости к Патриарху. Дети Донбасса побывали в Москве 8 сентября 2022 г. 16:17 В конце июля Москва встречала детей из Донецкой Народной Республики, освобожденных районов Луганской Народной Республики, Харьковской области и из Киева. За четыре дня ребята посетили праздничное богослужение в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля , приняли участие в крестном ходе к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру, осмотрели экспозицию Пушкинского музея, погуляли по столице, съездили в океанариум, познакомились с известными артистами и блогерами. А еще побывали в гостях у Святейшего Патриарха Кирилла. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии» ( 9, 2022 , PDF-bepcuя ).  В назначенное время к Пушкинскому музею подъехали два белоснежных автобуса с надписью «Патриаршая миссия». Из них вышли подростки и парами чинно пошли на экскурсию. Рыженькая девчонка по имени Вероника по дороге рассказала мне, как она оказалась в столице:  — Несколько лет назад я уже приезжала в Москву, но это не считается. Теперь все по-другому! Я была во дворе, когда ко мне подошла мама и сказала, что я еду в Москву, к самому Патриарху Кириллу. Ух ты! Не может быть! Я очень обрадовалась, но в то же время боялась, что это такая шутка.  Пока гости приобщаются к прекрасному в музее, мы говорим с Олегом Яновским, главой оргкомитета «Патриаршей гостиной в Переделкино», которая и приняла делегацию ребят на территории живописного писательского городка.  — Дети действительно не могли поверить, что эта поездка случится, — подтверждает он. — Когда мы с отцом Александром Быстровым в середине июля ездили в Донецк организовывать этот визит, днем сами едва не попали под обстрел в районе автовокзала, потом ночью я вовсе не смог спать — ни секунды без свиста и взрывов, что-то летит постоянно. А дети долго так живут.  Олег рассказывает, что в Донецк уже длительное время не приезжают культурные деятели, художники, артисты, ученые. Пригласив детей в Москву, организаторы попытались соединить культурную программу и духовное общение. 

http://patriarchia.ru/db/text/5957379.ht...

Что же тогда есть подлинное смирение, и почему именно на него указывает апостол Павел, говоря о чувствованиях Спасителя? Для того чтобы нам, людям XXI века, понять смысл смирения, мы должны оттолкнуться от того, что противоположно ему, — от более привычной для нас гордости, которая сейчас нередко воспринимается как норма человеческого бытия. Что такое гордость? Ее не нужно путать с поведением, когда неразумный, плохо воспитанный человек хочет показать себя более значимым, чем он есть на самом деле. Люди, особенно обладающие острым умом, тут же подмечают и нередко высмеивают подобное бахвальство и хвастовство. Но гордость и бахвальство — это разные вещи: человек может быть очень воспитанным, скромным, но невероятно гордым. Гордыня — это не способ коммуникации с другими людьми, а внутреннее состояние человека, для которого существует только одна ценность — его собственное «я». Если в центре жизни человека — он сам, а все остальное второстепенно, ничтожно, на периферии, — это и есть гордыня. Внешне гордыня может даже походить на смирение. Иногда так и говорят: смирение паче гордости. Человек устремляет взор долу, застенчив в общении, а внутри исполнен гордыни. Гордость противоположна смирению, потому что отец гордости и ее олицетворение — диавол. В центре его бытия — он сам. Именно с этого и начался отход ангела Денницы от Господа: в его жизни не осталось места Богу, все было поглощено собственной личностью. Так Денница превратился в сатану, бесконечно отдаленного от Создателя. Если человек погружает себя в стихию своего собственного «я» и в его душе практически не остается места для других, то там нет места и для Бога. Гордый человек неспособен установить связь с Богом, он неспособен молиться, неспособен сознавать свою неправду, неспособен приносить покаяние. Смиренный же человек — это тот, который расчищает свое внутреннее пространство, теснит свое собственное «я» и уступает центральное место в жизни Богу. В душе такого человека — забота о других, через нужды своих ближних он воспринимает и самого себя. Конечно, повинуясь законам бытия, он должен заботиться и о себе: о пропитании, одежде, доме, как и о своих близких и родных, но в центре его жизни — Бог. Такой человек очищает сосуд своей души, и Господь входит в это свободное пространство человеческого сердца и дарует особый дар благодати. Чем более человек теснит свое собственное «я» к периферии той системы ценностей, которую он исповедует, тем больше пространства заполняется Богом, тем сильнее связь с Господом, тем обильнее поток благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/3712805.ht...

Широко отверзаем двери сего храма в надежде, что Вы не останетесь здесь одинокими в Вашей молитве. С нею сольются не только видимые молитвы беспредельно преданного Вам народа и служителей алтаря, но и более мощные невидимые молитвы Ваших предков, собирателей земли русской, и целого сонма святых, нетленно почивающих в сем храме. Да услышит же Всевышний эту молитву! Да сотворит Он по сердцу Вашему! Да ниспошлет Он на Вас то небесное благословение, которое и стропотное обращает в правое, и острое – в пути гладки ( Ис.40:4 )! Да рассеет Он ту печальную смуту, упоминание о которой в недавнем твоем, Государь, манифесте звучит такой грустной нотой, острой болью отзываясь как в Твоем любящем отеческом сердце, так и во всех сердцах Твоих верноподданных. Слово при встрече Императорской Семьи в Успенском соборе Московского Кремля 29 мая 1912 года 130 Благочестивейший Государь! Еще в древности один из великих мудрецов заметил, что царь в своем царстве то же, что солнце в природе. Солнце зайдет на закате за горизонт – и всюду мрак и темнота, все живущее предается бездеятельности и сну. Солнце затмится луной, и у всей природы печальный вид, среди дня наступает ночь, везде недоумение и страх. Солнце скроется за тучу, и уже не так ясно, не так отрадно, не то небо, не та земля, не те все вещи. Таково солнце по действию на природу – таков и царь по действию на его верноподданных. Опытно изведала это за последние годы наша первопрестольная Москва, когда после разразившейся над ней революционной тучи она, быть может, в наказание за то, что не сумела предотвратить ее, в течение девяти лет лишена была твоего лицезрения. Невесело, тоскливо, сумрачно было за это время и в наших душах, как в природе без солнца, и чем тягостнее было это состояние, тем сильнее была жажда Твоего лицезрения. Но вот, наказав нас посещением краткой печали, Милосердный Господь изобильно исполнил сердца наши радостью и весельем, даровав нам утешение в виде тебя на нашем патриотическом торжестве со всем твоим домом. Говорю: изобильно, потому что всегда светлое твое лицезрение ныне светит нам новым, особенно ярким лучом! Среди твоего благословенного семейства древняя столица в первый раз видит Государя Наследника, эту светлую надежду, этот плод горячих своих молитв, это сокровище русского сердца. Видит она это и с чувством невыразимой радости усматривает здесь исполнение над тобой древнего благословения: созижду в род и род Престол Твой, и «будут сынове и дщери Твои яко новонасаждения масличная, яко тако благословится царь, бояйся Бога» ( Пс.88:5; 127:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Советский сапер на Большой Советской улице в освобожденном Смоленске. Сентябрь 1943 г. 25 сентября 1943 года вместе с передовыми частями армии Западного фронта в родной Смоленск вошел поэт-фронтовик А.Т. Твардовский: «Первым было впечатление, будто город горел все эти два года. Кварталы заволокло дымом, едкая пыль от взорванных зданий стояла в воздухе». Поэт Александр Твардовский на пепелище родного дома на хуторе Загорье Смоленской области Житель Смоленска А.П. Хомич, свидетель и участник борьбы за Смоленск, вспоминает о первом дне освобожденного города: «Если бы вы видели Смоленск 25 сентября 1943 года, в день его освобождения! Передвигаться по городу было невозможно: всё горело, рвалось, грохотало. На этом самом месте вместо сада – штабеля дров, трупы людей и лошадей. Там, где до войны был льнокомбинат, стояли ряды виселиц. На каждой по нескольку повешенных… Полуразрушенные дома просвечивали выбоинами окон и казались черепами с пустыми глазницами. В дымящихся развалинах люди не узнавали своих домов. Только зубчатые стены Кремля говорили, что это он, наш Смоленск. Обо всем этом вспоминать тяжело, но и забывать ничего нельзя» . Панорама разрушенного Смоленска после отступления фашистских войск В том же сентябре 1943 года в Смоленском Успенском соборе пустующее место древней иконы занял ее старинный список, сделанный еще в 1535 году, – чудотворный образ Надвратной иконы Божией Матери Одигитрии. ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ После войны Смоленск отстроился заново и трепетно хранит память о своих защитниках, которые стоят на его площадях и в парках, отлитые в бронзе, высеченные в граните… Памятник партизану, Герою Советского Союза Владимиру Куриленко (1924–1942). Смоленск В самом центре города у крепостной стены расположен сквер, в котором соединилась благодарная память потомков о защитниках Родины – воинах двух Отечественных войн: 1812 и 1941–1945 годов. Он так и называется – Сквер Памяти героев. Это единство делает смоленский мемориал уникальным. Такого нет даже в Москве, хотя смоленский мемориал Великой Отечественной войны во многом подобен московскому: крепостная стена из кроваво-красного кирпича, Вечный огонь, обелиски городов-героев…

http://pravoslavie.ru/156238.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010