3 Ноября 1721 года Правительствующий Сенат ведением сообщил Святейшему Правительствующему Духовному Синоду следующее: В нынешнем 721-м году по Его Великого Государя указу велено во всех епархиях, и монастырях, и соборах прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, також и исторические рукописные и печатные книги пересмотреть и переписать губернаторам, вице-губернаторам и воеводам, и те переписные книги прислать в Сенат. А в поданном в Сенат Володимерской провинции воеводы Василья Кафтырева доношении написано, что-де по переписи в городах в Муроме, в Гороховце и в Вязниковской слободе в соборах и в монастырях вышеписанных писем и книг явилось, и о том переписные книги в Сенат посланы; а не отправлено-де по тому указу города Володимерова Успенского собору за неответствованием протопопа Степана. Также Володимерского уезду патриарших домовых монастырей игумены сказали, что-де о вышеписанном ведомо в Москве в патриаршем Дворцовом Приказе, а ныне-де оный духовный чин ведом в Святейшем Правительствующем Духовном Синоде, и без послушных-де указов они являются не послушны. И о том указал Великий Государь из Сената в Святейший Правительствующий Духовный Синод для ведома отписать. Святейший Правительствующий Синод, слушав вышеписанного ведения, согласно приговорили: в переписке в Володимерской провинции в монастырях и в соборах прежних жалованных грамот и других куриозных писем оригинальных, також и гисторических рукописных и печатных книг синодальной команды подчинённым светским управителям быть послушным. И о том из Синода в Москву в Духовный Приказ к кому надлежит послать указ. 340 (313). – 7 Декабря. О поручении по случаю отъезда Синода в Москву производить дела в Синоде и в Тиунской Конторе двум асессорам. Святейший Правительствующий Синод согласно приговорили: по отъезде своём в Москву в Санкт-Питербурхе у отправления синодальных и Конторы Тиунской дел быть асессорам: Троицкому протопопу Иоанну Семёнову, Петропавловскому протопопу Петру Григорьеву, и чинить им отправление по присланным Его Императорского Величества указам из Москвы из Святейшего Правительствующего Синода со всеусердным радением, также подаваемые от Коллегий и присылаемые из городов доношения и дела, приличествующие к синодальному рассмотрению, приимать и по них что возможно отправлять без продолжения времени, со остерегательством, смотря на важности дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тяжелые, мрачные мысли, точно калеными стрелами, пронизывали мозг. Неужели на Руси начинается кровавый пир сатанистов? Ведь то, чему я был свидетелем, так походило на пляску обезумевших детей-убийц на трупе своего отца... Боже! Неужели на Руси Святой начинается владычество темной, злой силы? Вопрос за вопросом один мучительнее другого... Размышлял, строил всякие предположения и ничего утешительного не находил. Проникла в пределы дорогой Родины-Матери чужая злая рука, влила искусно яд в душу народную, и помрачился ум, озверело сердце, развратилась воля. Даже святынь не щадят. На Кремль поднялась святотатственная, варварская рука... Но вот замолк рев артиллерийской пальбы, затих на время шум братоубийственной бойни – большевики стали у власти. Из дыма гражданской войны выглянул, зияя ранами, Кремль, разбитый, оскверненный, опозоренный. Кремль – твердыня национального духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора. Кремль, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников. Кремль, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури, павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни, покрыв ураганным огнем его златоглавые соборы. Так поступили с Кремлем, этим дивным дивом, восьмым чудом мира, привлекавшим к себе за тысячи верст толпы любопытных иностранцев, приезжавших в Москву подивиться на красоту кремлевских соборов. Пробраться в Кремль сейчас нет никакой возможности. Только лишь первое время, после занятия его большевиками, с большими неприятностями и после долгой волокиты и всяких хлопот большевистские правители Москвы выдавали на небольшом обрывке бумаги с какими-то непонятными отметками пропуск, который при посещении Кремля бесконечно и грубо проверялся часовыми. Но скоро виновники, в безумной ярости разрушившие святыни, в ужасе затворили Кремлевские ворота, и скрыли Кремль от взоров, справедливо боясь народного гнева, который, безусловно, последовал бы, если бы толпы людей, с жадным любопытством устремившихся осмотреть свой Кремль после боя, пропустили бы внутрь, в его распавшееся каменное недро. Чувство невыразимой тоски, поистине неизглаголанного горя и ужаса охватывает вас при виде этих разрушений, и чем дальше вы углубляетесь в осмотр поруганной святыни, тем эта боль становится сильнее и сильнее. С не поддающимся описанию волнением вы входите за ограду на каменную площадь к великому Успенскому собору и видите огромные лужи крови с плавающими в них человеческими мозгами. Следы крови чьей-то дерзкой ногой разнесены по всей этой площади.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

6, 33). Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) родился 4 декабря 1951 г. в с. Долиняны Хотинского района Черновицкой области Украины в семье священника. В 1967 г. окончил среднюю школу, в 1970 г. — Новоселицкое медицинское училище. В 1970–1971 гг. работал в Драгинецкой больнице. В 1971–1973 гг. служил в рядах Советской Армии. 15 июля 1973 г. рукоположен во диакона к Успенскому кафедральному собору г. Смоленска. В 1975 г. назначен и. о. секретаря Смоленского епархиального управления. В 1976 г. возведен в сан протодиакона и утвержден в должности секретаря Смоленского епархиального управления. В 1983 г. окончил Московскую духовную семинарию. В мае 1985 г. принят в число братии Успенской Почаевской Лавры. 6 декабря 1985 г. пострижен в монашество. В Лавре исполнял обязанности бухгалтера. В 1986 г. возведен в сан архидиакона. В июне 1990 г. назначен благочинным Почаевской Лавры. 28 августа 1990 г. возведен в сан иеромонаха. В 1991 г. заочно окончил Московскую Духовную Академию. 17 февраля 1991 г. хиротонисан во епископа Тернопольского и Кременецкого. 28 июля 1998 г. возведен в сан архиепископа. 9 июля 2011 г. возведен в сан митрополита. Фото предоставлены Тернопольской епархией Журнал «Православие и современность» 28 (44) Беседовала Инна Стромилова скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дурко 14 января 2015, 23:26 Митрополит Сергий самый лучший пастырь. Мы все его уважаем и любим. Владыку очень любят наши дети. Он самый лучший и самый добрый. Да хранит его БОГ! Елена 5 июня 2014, 09:16 Дай Бог, сил, Владыке Сергию!!! Божий Человек!!! Душа радуется, когда вижу Вас, а уж если повезет благословение взять, вообще хожу целый день счастливая с улыбкой до ушей. Светлана 28 марта 2014, 11:27 Владыка Сергий - удивительный архиерей!... Галина 5 марта 2014, 23:37 Спаси Господи и Сохрани Владыку! Несколько раз видела его в Почаевской Лавре, где наша паломническая группа была года три назад. Он был просто одет, мы даже не поняли, что он имеет какой-то сан,своей любовью ко всем он покорил наши сердца. На следующий день встречи, когда мы уже знали кто это, мы не осмелились подойти к нему, он подошел к нам сам.До сих пор вспоминаем его, многие молятся за него. У каждого из нас есть его фотография, которую мы скопировали с поздравительной открытки, адресованной владыке простому монаху Харлампию, бывающему в нашем городе Сочи. Спасибо за статью о Владыке, именно такого мы помним и любим его.

http://pravoslavie.ru/68929.html

Вся западная половина южного фасада этого шедевра древнерусского белокаменного зодчества (три прясла из пяти) была совсем недавно выкрашена (навсегда?!) какой-то полимерной краской. Ее отвратительная фактура и холодно-белый, с примесью грязно-серого оттенок явно контрастировал с оригинальной поверхностью белого камня чистых кремовых и охристых тонов. Начисто заделанные до закраски швы позволили ремонтникам добиться гладкой поверхности, на которой едва различимы отдельные каменные блоки и ряды кладки. Заодно закрашены ценнейшие рельефы — маски, резные капители, композиция, представляющая севастийских мучеников. Вместе с тем, вокруг церкви взамен старого каменного настила, исключительно подходящего для территории столь монументального сооружения, появилась вымостка из мелкой бетонной плитки, выкладываемой обычно в современных парках. В метре от стен храма, по всему его периметру сейчас выкладывается отмостка — тротуарчик из той же плитки, ограниченной узенькими бордюрными блоками. Но оставим в стороне вопрос эстетического несоответствия такого благоустройства облику и значению этого храма. Обратим внимание на то, что вымостка скрывает значительную высоту цоколя храма и резные базы полуколонн, и кладется плитка на цементно-песчаную подготовку, которая после первого же дождя должна будет замонолитить конструкцию, навеки скрепив ее с цоколем и базами. А это, как и окраска каменного фасада уже являются грубейшими нарушениями государственного закона об охране памятников ». « Кто в ответе за содеянное? Когда мы подошли к храму, был вечер, так что его двери были заперты, а рабочие отказались раскрывать название своей организации и ее руководителей, а также имена лиц, по заказу которых производились изменения облика одного из лучших средневековых храмов Древней Руси. Будучи специалистами в области охраны памятников, мы поняли, что эти работы производятся хозяином территории и храма без необходимой проектной документации. Заказчика этих работ необходимо выявить и принудить сначала к их прекращению, а затем к возвращению собору прежнего облика с исполнением этой реставрации уже компетентными специалистами.

http://patriarchia.ru/db/text/450505.htm...

«...В Вашем приветствии я вижу новое доказательство Вашего неизменого кто мне благорасположения. Вполне ценю Вашу любовь и расположение. Очень сожалею, что я не имел возможности, в бытность мою в Лавре, побеседовать с Вами наедине и искренно, как привык беседовать с Вами. Напечатанная в газете «Москва» статья о возвращении моем в Витебск приятно удивила меня. Действительно, я много утешен был тою любовью, с какою встретила меня, после продолжительной разлуки, моя паства. Но, к прискорбию между добрыми овцами немало есть и козлишь, от которых приходится испытывать много, очень много огорчений. В настоящую пору, сверх обычных занятий, мне предстоит новое дело – распределение по церквам приношений в изобилии собранных мною в благословенном граде Москве. Впрочем, для этой операции составлен, мною Комитет. Москва удивила меня своею любовью ко мне и сочувствием к моим церковным нуждам; да воздаст ей за сие Небесный Мздовоздаятель! Петербург, напротив, поразил меня своею холодностью и равнодушием». 6-го числа вошел я в Св. Синод с представлением 2842 следуюшего содержания: «Член Полоцкой д. Консистории Витебского Успенского Собора священник Александр Хруцкий, вошел ко мне прошением в котором изъяснил, что он, по семейным обстоятельствам своим не может долее оставаться Членом Консистории, и потому просить уволить его от сей должности 842 . К увольнению священника Хруцкого от звания Члена Консистории препятствий не усматривается. Если Св. Синоду благоугодно будет священника Хруцкого от службы по Полоцкой Консистории уволить, то на его место признается способным и благонадежным Ключарь Витебского Кафедрального Собора, священник Андрей Альбицкий. Священник Альбицкий, по окончании курса наук во Владимирской Семинарии с званием студента рукоположен был во священника в Марте 1845 г.; с 24-го Октября 1857 г. по настоящий 1867 г. проходил должность Благочинного; в минувшем Марте, по прошению перемшен в Полоцкую епархию и определен к Витебскому Кафедральному Собору на священническую вакансию, с поручением ему должности Ключаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Началась у московского государства война за Малороссию; Никон с особенным рвением благословлял царя на эту войну своим советом, вероятно, побуждаемый к тому же своими киевскими справщиками, хлопотавшими в Москве о помощи своему отечеству. Отправляясь в поход, царь доверил патриарху, как своем ближайшему другу, свою семью, свою столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. Все боялись Никона: ничего важного не делалось без его совета и благословения. Он не только, по примеру Филарета, стал называть себя " великим государем " , но, во время отсутствия Алексея Михайловича, как верховный правитель государства, писал грамоты (напр. о высылке подвод на службу под Смоленск), в которых выражался так; " Указал государь, царь, великий князь всея Руси, Алексей Михайлович и мы, великий государь... " Во время постигшей Москву заразы, Никон сделал распоряжение поставить в разных местах заставы, чтобы, на время заразы, пресечь сообщение с войском, в котором был государь, приказал в Москве заложить кирпичом царские кладовые и не выпускать никого из тех дворов, где появится зараза, а сам выехал вместе с царским семейством в Вязьму. Тогда враги, в его отсутствие, начали возмущать народ и толковать, что бедствие постигает православный народ за еретического патриарха. Толпа принесла на сходку к Успенскому собору образ Спасителя, на котором стерлось изображение; некто Софрон Лапотников говорил, что этот образ выскоблен был по приказанию патриарха, и ему, Софрону, было от этого образа видение: велено показать образ мирским людям, чтобы все восстали за поругание икон. Народ сердился за то, что Никон дал волю еретикам печатать книги; какая-то женщина из Калуги кричала всенародно, что ей было видение, запрещающее печатать книги. Никону ставили в вину, что он покинул столицу, а за ним разбежались и приходские священники. Патриарх в своем управлении был до чрезвычайности строг, и множество попов находилось у него под запрещением; они-то и были повсеместными возмутителями толпы. Оставленный в столице князь Пронский с большим трудом успокаивал народное волнение, и вопрос о состоявших под запрещением попах был до того важен, что старосты и сотские московских сотен и слобод, не пристававшие к мятежникам, ради всеобщего успокоения, били челом патриарху, чтоб он разрешил опальных священников, потому что много церквей остается без богослужения, некому напутствовать умирающих и погребать мертвых.

http://sedmitza.ru/lib/text/435654/

На Балканах прошли концерты Московского Синодального хора 17 сентября 2010 г. 15:09 16 сентября 2010 года концертом в Белграде завершилось триумфальное турне Московского Синодального хора по странам бывшей Югославии. Это событие стало частью программы Дней русской духовной культуры на Балканах. Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия). Везде выступления российских певчих вызывали большой интерес и встречали восторженный прием у публики. Зрители благодарили участников хорового коллектива, отмечая, что русское церковное пение, основанное и выросшее на общей для народов России и Балкан православной вере, открывает им духовную глубину русского народа, является зримым подтверждением возрождения и духовного подъема в России. Концерты Московского Синодального хора в рамках Дней русской культуры на Балканах, прошедшие под знаком человеческого взаимопонимания, мира и духовного единения, стали ярким событием в современной культурной жизни этих стран. Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением Патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу и переведенную в Петербург.

http://patriarchia.ru/db/text/1277251.ht...

7 октября того же года назначен на третье место священника к Успенскому собору Царицына. Попечителем округа допущен к преподаванию закона Божьего в 4-й женской гимназии, став через несколько месяцев законоучителем. Свящ. В. Мраморнов имел архипастырские благословия и награды, в их числе медаль в память 25-летнего юбилея церковно-приходских школ . Проходя службу в церквях Саратова, Дубовки и Царицына, везде свящ. В. Мраморнов преподавал Закон Божий, состоя законоучителем в гимназии и училищах, а некоторыми церковными школами заведовал. После 1917 г. свящ В. Мраморнов, имевший богатый опыт законоучительской деятельности, трижды (в 1923, 1930 и 1931 гг.) привлекался советскими органами к судебной ответственности по ст. 58 п. 10 УК РСФСР («контрреволюционная пропаганда») – за произносимые проповеди, за отстаивание возможности религиозного обучения детей в условиях запрещения преподавания Закона Божия . Полна событиями и трагична судьба пастыря и законоучителя протоиерея Якова Петровича Горохова. Биографические данные говорят о нём, как о высокообразованном священнослужителе и нравственно одарённом человеке, который во всех местах своего пастырского служения показал себя истинным христианином, преданным Церкви. Родившийся в 1879 г. в г. Камышине Саратовской губернии, Я.П. Горохов в 1900 г. окончил Астраханскую духовную семинарию . С 1906 проходил обучение в Московской Духовной академии, которую закончил в 1911 г. . В 1915–1916 гг. служил законоучителем в Камышинском реальном училище, являлся протоиереем Камышинского Вознесенского собора и состоял в должности епархиального миссионера . Будучи высокообразованным и просвещённым иереем И. Горохов публиковался в епархиальной печати . В качестве законоучителя Камышинского реального училища он явился инициатором и организатором одного примечательного события – училищного празднества и написания благодарственного письма императору Николаю II по поводу военной победы русский войск на фронтах Первой мировой войны в 1915 г. в связи со взятием Перемышля .

http://bogoslov.ru/article/1689400

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть вашим Милостивый государь покорнейшим слугою Иван Беляев 22 декабря 1848 года. 39 Действительному члену Осипу Максимовичу Бодянскому. Общество покорнейше просит вас доставить сведения: 1) где находится рукопись последнего неизданного еще тома Повествования о России, покойного действительного члена Арцыбышева, ибо супруга покойного требует окончательного решения по делу об издании сего тома; 2) выданы ли деньги 183 руб. 33 к. сер. корреспонденту Гартенштейну за выписку из Праги, по вашему приказанию, матриц славянского шрифта, составленного по указаниям Шафарика, и ежели деньги еще не выданы, то кто их должен выдать Гартенштейну, ибо в протоколах Общества по сему предмету нет никаких указаний. Для соображений по сему последнему делу при сем прилагаются в копии письма Гартенштейна. Бодянский Беляеву 40 Милостивый государь Иван Дмитриевич! На письмо ваше от 17 генваря текущего года имею честь отвечать вам то же самое, что и в первом моем письме от 20 прошлого декабря истекшего года касательно рукописей, взятых мною из разных книгохранилищ, т.е. что они взяты мною не как только секретарем, но вместе и как действительным членом Общества Истории и древностей Российских, для моих ученых занятий, и потому я, как такой, имею полное право пользоваться ими, по примеру прочих гг. действительных членов, в подобных случаях столько же, сколько то необходимо мне; а по миновании в оных нужды, будут мною возвращаться в Общество для отправления их по принадлежности, тем более, что все почти они, за исключением принадлежащих Московской Синодальной библиотеке и Успенскому собору, вытребованы не на срочное время. Что касается до последних, то некоторые из них уже возвращены г. бывшим председателем Общества, графом С.Г.Строгановыми его высокопреосвященству, митрополиту Московскому и Коломенскому и кавалеру Филарету, еще в первых числах сего месяца, а на остающиеся испрошено согласие его высокопреосвященства. С истинным почтением и совершенною преданностью имею честь оставаться

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/p...

и одного святого, канонизованного после собора 1549 г.; напротив, одного святого исключили и затем внесли в список ещё двух новых святых. Если не обо всех, то о многих из этих колебаний автор заявляет, что он не в состоянии дать удовлетворительное объяснение (стр. 253–254). Есть лишние святые в нынешнем уставе, сравнительно с редакцией 1695 г., но автор опять может лишь констатировать невозможность или трудность объяснения (255). В рукописном синодике недели православия, принадлежавшем вероятно Московскому Успенскому собору, несмотря на то, что он, в качестве книги, по которой совершался обряд православия, не мог не подлежать контролю высшей власти, которая сама совершала по ней обряд, есть также немалая доля произвола (стр. 258 и сл.). Следуя порядку изложения проф. Голубинского, мы должны бы были перейти теперь к VI отделу его книги, в которой даётся общее обозрение канонизации святых в русской церкви. Мы, однако, этого не делаем и отложим рассмотрение общего обозрения к концу рецензии, а займёмся тем отделом, который не помечен у автора никаким номером, а по существу должен предшествовать общему обозрению. Речь в нём идёт о почитаемых усопших, которые не суть снятые в собственном смысле, но которым воздаётся известное почитание, составляющее, так сказать, «низшую степень» культа святых, как выразился проф. Голубинский – и совершенно правильно – на стр. 42 своего исследования. Это соображение, а также трудность или даже невозможность провести точные границы между классом святых в собственном смысле и классом, почитаемым усопших, – трудность, объясняющаяся неудовлетворительностью нашего исторического знания и неудовлетворительностью самых данных, на которых могли бы быть обосновываемы точные выводы – могли бы побудить и самого автора поставить этот отдел в непосредственную связь с рассмотренным V отделом. Надобно заметить, что соответствующий класс почитаемых усопших существует и в католической церкви, и, по-видимому, там дело стоит проще и яснее, чем у нас. Кроме святых и блаженных, допускается почитание не канонизованных и небеатифицированных усопших, которые умерли в славе святости, или которые, по убеждению народа, творили чудеса, пока в отношении к почитанию известных лиц не последовало явственного воспрещения со стороны церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010