Глава Казахстанского митрополичьего округа и и посол Германии в Казахстане обсудили перспективы сотрудничества 18 июля 2019 г. 16:49 18 июля 2019 года в духовно-культурном и административном центре Православной Церкви Казахстана имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в городе Нур-Султан состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Казахстане Тило Клиннером. Перед началом встречи для руководителя немецкой дипмиссии благочинный приходов столицы архимандрит Сергий (Карамышев) провел экскурсию по Успенскому кафедральному собору. Гостю было рассказано о строительстве и благоукрашении храма, воздвигнутого благодаря поддержке первого президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, о росписи стен и сводов, выполненной артелью мастеров-изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством члена Союза художников России В.К. Курилова, и создании резного позолоченного иконостаса и киотов, изготовленных резчиками художественно-производственной мастерской имени Феодора Стратилата в традициях XVII века, и украшенных иконами, написанными заслуженным художником Российской Федерации С.Н. Соколовым. После экскурсии по собору Тило Клиннер ознакомился с экспозициями музея новомучеников и исповедников Казахстанских, расположенного в стенах духовно-культурного центра Митрополичьего округа. Общение главы Православной Церкви Казахстана с послом ФРГ прошло в каминном зале. На встрече присутствовали: архимандрит Сергий (Карамышев), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, иеромонах Геннадий (Бурдюжа), иподиакон митрополита Р. Фролов. После обмена приветствиями Тило Клиннер, хорошо владеющий русским языком, поделился добрыми впечатлениями от посещения Успенского кафедрального собора. Посол подчеркнул, что, будучи лютеранином, он знает и основы православного вероучения, высоко ценит русскую церковную культуру — зодчество, иконопись и хоровое пение. Гость отметил высокий уровень музея, посвященного новомученикам и жертвам политических репрессий ХХ века, разнообразие и актуальность представленного материала, серьезный научный подход в оформлении стендов и витрин с экспонатами.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

М.И. Вострышев Хроника первосвятительского служения патриарха московского и всея России Тихона. Противостояние русской православной церкви и советского государства (1917 – 1925) 103 1917 год 4/17 ноября. Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении Православной Российской Церкви: В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. 5/18 ноября. В храме Христа Спасителя жребием из трех кандидатов всероссийским патриархом избран митрополит Тихон (Беллавин). При благовестии ему патриаршества на Троицком подворье он произнес пророческие слова: «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни». 7/20 ноября – 20 ноября/3 декабря. Патриарх Тихон отправился в Троице – Сергиеву лавру, где и пробыл до дня своего торжественного возведения на первосвятительский престол. 21 ноября/4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Торжественное возведение на первосвятительский престол (интронизация) в Успенском соборе Московского Кремля патриарха Московского и всея России Тихона. 23 ноября/6 декабря. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 ноября/9 декабря. Служил литургию в Казанском соборе на Красной площади. 27 ноября/10 декабря. Служил литургию в Знаменском монастыре на Варварке. 2/15 декабря. Послал телеграмму великобританскому послу с просьбой передать королю Англии поздравления по случаю взятия английскими войсками Иерусалима. 3/16 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Московской духовной семинарии. В середине дня председательствовал на торжественном заседании Общества любителей духовного просвещения, где в числе других выступал по поводу 50 – летия со дня кончины московского митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛА ДИАКОН (Кон. XIII-XV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании А. Д., к-рое основано на надписи, скопированной в XVII в. с его надгробной доски (помимо жития на доске были написаны тропарь и кондак преподобному; ср. Арсений Трудолюбивый ), сообщается, что А. Д. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря, служил диаконом в Успенском соборе мон-ря. Он превосходил мн. подвижников воздержанием, не употреблял ни сладкой, ни вареной пищи, его обычной едой была 1 просфора в неделю и немного «зелия» (овощей). «Многое показал еси пощение, о Ахило: едва единою в седмицы и се едину малу просфору снедаше» - сказано в кондаке преподобному. А. Д. упоминается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация А. Д. произошла, видимо, при настоятеле Киево-Печерского мон-ря архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же была составлена служба Собору, А. Д. упоминается в 4-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Общецерковное почитание А. Д. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских. Отдельная память А. Д., как и др. преподобных отцов Дальних пещер, начала праздноваться во 2-й пол. XIX в. Е. В. Лопухина Иконография. Изображения А. Д. сохранились в основном в композиции «Собор Киево-Печерских святых», где он обычно представлен оглавно, средовеком, в правой группе иноков, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, в 8-м ряду, 4-м слева, в камилавке,- на гравюрах кон.

http://pravenc.ru/text/77182.html

Софийский собор (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

У день пам " Карагандинського глава Казахстанського митрополичого округу освятив храм споруджуваного кафедрального собору Караганди 22 жовтня 2018 р. 18:43 22 октября 2018 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, празднование в честь обретения мощей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского — последнего Оптинского старца и небесного покровителя Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение нижнего храма строящегося Свято-Троицкого кафедрального собора во имя преподобноисповедника Севастиана города Караганды. За богослужением великого освящения и Божественной литургией Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора архимандрит Анатолий (Киселев), секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг, благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Александр Угольков, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Карагандинской епархии протоиерей Михаил Патрикеев, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, духовенство Карагандинской епархии. На богослужении в храме для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих пребывал ковчег с честной десницей преподобного Севастиана Карагандинского. Песнопения исполнил хор Карагандинской епархии под управлением В. Тесленко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5288603...

39. 1664 г., декабря 19. Статейный список об исполнении митрополитом Павлом и прочими лицами царских указов по делу о посохе Петра митрополита, взятом патриархом Никоном из Успенского собора И Декабря ж в 19 день, за два часа до света, Павел, митрополит Крутицкий, да окольничий Родион Матвеевич Стрешнев с товарищами к Москве приехали и великому государю посылки своей поднесли статейной список. Да с ними ж прислал к великому государю Никон патриарх Воскресенского монастыря архимандрита Герасима с посохом чудотворца Петра митрополита и с письмами, по которым он приезжал к Москве. И в статейном списке и в письмах написано: Лета 7173, Декабря в 18 день, указал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому, да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, да Чудова монастыря архимандриту Иоакиму, да думному диаку Алмазу Иванову ехать к бывшему Никону патриарху и где его съедут говорити. И по указу великого государя преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский, да окольничий Родион Матвеевич, и Чудовский архимандрит и думный диак, приехав в его патриаршее село Чернево, велели про себя патриарху сказать. И митрополит, и окольничий на патриарший двор взошли. И бывший Никон патриарх встретил митрополита и окольничего с товарищами у нижнего крыльца, и пошёл в хоромы. И митрополит, и окольничий с товарищами пошли за патриархом в хоромы же, и по указу великого государя патриарху говорили: приезжал он патриарх к Москве, и в соборную церковь вошёл без ведома и без указа великого государя. И великий государь и весь освященный собор присылали в соборную церковь к нему патриарху говорить властей: преосвященного Иону, митрополита Ростовского и Ярославского, и его Павла, митрополита Сарского и Подонского, и Газского митрополита и своих великого государя бояр, боярина князя Никиту Ивановича Одоевского с товарищами. И по указу великого государя, власти и бояре ему говорили: приехал он бывшей Никон патриарх к Москве и в соборную церковь вошёл. А прежде приезда своего к Москве к великому государю и к освященному собору о том, чтоб быть ему на Москве в соборной церкви побить челом, никого наперёд себя не прислал; и он бы патриарх из соборной церкви шёл и ехал туда же, откуда приехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Астрахань. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Входоиерусалимская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Входа Господня в Иерусалим Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1700 и 1703. Год утраты:Не установлен. Адрес: Астраханская область, город Астрахань, улица Советская Координаты: 46.349283, 48.035293 Проезд:Церковное место находится в жилом квартале, напротив входа в Кремль Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Появление этого храма в Астрахани было связано с особыми событиями, имевшими для города и Астраханской церкви большое значение. 17 марта 1667 года Астраханский архиепископ Иосиф в Москве был посвящён в сан митрополита. Астраханская кафедра была поставлена на четвёртую степень достоинства в числе всех остальных русских епархий, это было очень высокое положение. Астраханский митрополит в числе прочих привилегий получил и право совершать на Вербное воскресение так называемое «шествие на осляти». Это символическое торжественное действие было отображением тех евангельских событий, когда Господь Иисус Христос за неделю до Пасхи въехал на белом осле (знак особого отличия) в Иерусалим, где Его с ликованием встретили собравшиеся на праздник евреи, устилая Его путь своими одеждами и держа в руках веточки вайи (пальмы). «Шествие на осляти» долгое время было привилегией одних только патриархов, только при Патриархе Никоне этой чести были удостоены 5 особо важных митрополий. С 1667 года в их число вошла и Астраханская митрополия. В Москве крестный ход с «шествием на осляти» Патриарха, причем лошадь (ослятю) вел под уздцы обязательно сам царь, совершался из Кремлевского Успенского собора в храм Василия Блаженного (Покровский собор), где Патриарх совершал особый молебен. В Астрахани для совершения такого действия не имелось храма, подобного Московскому Покровскому собору. Прибывший летом 1667 года в Астрахань из Москвы митрополит Иосиф велит спешно построить вблизи кремля, на восточной стороне, деревянный храм. К весне 1668 года церковь в честь Входа Господня в Иерусалим была уже выстроена и освящена. В этом году в Астрахани было совершено первое торжественное «шествие на осляти». Вот как оно происходило в этот и последующие годы: из Успенского Кафедрального собора Астраханский митрополит, восседая на «осляти» (которую изображала белая лошадь), с крестом и Евангелием в руках, ехал во Входо-Иерусалимский храм, где читал Евангелие о вхождении Господа в Иерусалим, и служился праздничный молебен. Лошадь под митрополитом вел астраханский воевода, заменявший собою царя. Под ноги лошади, на которой восседал митрополит, дети постилали красные сукна и одежды. Впереди митрополита шло духовенство с певчими, а за ними на возке везли нарядную вербу, украшенную орехами, рожками, изюмом, яблоками и другими сладостями. Верба потом разламывалась по частям и раздавалась участникам этой торжественной процессии и народу.

http://sobory.ru/article/?object=41496

Вступление на паству московских святителей (Исторический очерк) Вступление на паству московских архипастырей и в настоящее время сопровождается некоторыми особенностями, не наблюдаемыми в других епархиях России. Обыкновенно оно открывается торжественным совершением литургии в Успенском соборе в ближайший воскресный или праздничный день по приезде нового митрополита в Москву. В торжественном шествии в собор для совершения первой литургии и состоит особенность московского вступления на паству. Во время благовеста к литургии новый московский архипастырь прибывает в Казанский собор, где его ожидает в богатых облачениях столичное духовенство со святынями московских церквей и соборов. Облачившись во все архиерейские одежды, он отсюда, в предшествии большого крестного хода, идет в новый свой кафедральный Успенский собор для вступления на кафедру московской митрополии. В этом крестном ходе сохранился древний русский обычай. В прежнее время на Руси каждый архиерей, по прибытии в новый свой город, останавливался в первой церкви, находившейся на пути его к собору, отсюда шел торжественным крестным ходом на площадь, где на особо приготовленном месте читал молитву или евангелие и уже потом вступал в собор и совершал в нем первую литургию. Но этот обычай представляет собою только малую часть весьма сложных и весьма торжественных обрядов, какими сопровождалось в древней Руси, а особенно в Москве XVI и XVII веков, вступление новых святителей на паству. В то время – это вступление сопровождалось особым чинопоследованием, состоявшим из настолования и шествия на осляти вокруг города. Настолование существовало в России с древнейших времен. Еще св. Иларион (XI века), митрополит киевский, говорил о себе, что он «от благочестивых епископ священ и настолован». Оно совершалось по хиротонии каждого архиерея и непосредственно следовало за той литургией, во время которой он был посвящен. Большой торжественностью отличалось настолование митрополитов и патриархов московских, совершавшееся перед первой литургией нового святителя в Успенском соборе и всякий раз в присутствии московского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Здесь очень важны обстоятельства явления Феодоровского образа 16/29 августа 1239 года. Эта икона, чье имя в переводе с греческого " Божий Дар " , появилась на Руси почти одновременно с Владимирским образом Богоматери и находилась прежде в Городецком Феодоровском монастыре. После полного разорения Городца отрядами Батыя, святыня, согласно Сказанию была перенесена св. вмч. Феодором Стратилатом в Кострому в праздник Успения Богородицы и обретена на следующий день в пригородном лесу на речке Запрудне. Современные исследователи спорят об имени князя, которому была явлена икона (возможно владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу, чье имя в крещении было Феодор), но главное то, что она была явлена не крестьянину, не монаху или торговцу, а именно князю рода Рюриковичей. Это сразу же определило статус этой иконы как покровительствующей властям. Важным смысловым моментом стала и сама сцена обретения святыни, когда икона не далась в руки князю, а только пришедшим из Костромы священникам. В ней легко прочитывается образ взаимодействия светских и духовных властей, их симфонии. Эта символика была очевидной для наших предков. (По сию пору икону Покровительницы власти по традиции могут брать в руки только священники). В тяжелые годы Батыева нашествия чудо явления Богородицы в Ее Феодоровском образе было истолковано как залог сохранения русской государственности, своего рода благословение власти Рюриковичей. Возможно, неслучайно, в тропаре Феодоровской иконе, этот образ Богоматери сравнивается с кивотом Завета: « Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению Лица Твоего ». Событие явления иконы, одной из первых явленных святынь на Руси, было столь значительным для наших предков, что алтарь Успенского собора, выстроенного специально для пребывания образа, оказался обращен не на восток, а на север, - в сторону места обретения иконы. Это уникальный случай в церковной жизни той эпохи. Со временем вокруг Успенского собора вырос Костромской кремль. Несмотря на то, что он не был самым защищенным, именно здесь княжеская и боярская знать устраивала для себя осадные дворы. Несколько поколений " власть имущих " во время смут и внешних опасностей приезжали сюда под защиту " своей " иконы. Первая служба чудотворной святыне созданная в XIV-XV вв. свидетельствует о возникшем уже тогда общерусском почитании образа. Об этом же говорят древние списки иконы XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных государями Василием III Иоанновичем, Иоанном Васильевичем Грозным, Федором Иоанновичем, Борисом Федоровичем Годуновым и Василием Шуйским К концу Смутного времени количество осадных дворов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010