Лит.: Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерус. искусства 1-й трети XV в.//Древнерус. искусство XV - нач. XVI в. М., 1963. С. 134-136; Грабар А. Н. Неск. заметок об искусстве Феофана Грека//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 87-90 [ об изображ. символов евангелистов ] ; Ухова Т. Б., Писарская Л. В. Лицевая рукопись Успенского собора: Евангелие нач. XV в. из Успенского собора Моск. Кремля. Л., 1969; Velmans T. La couverture de l " Évangile dit de Morozov et l " évolution de reliuze byzantine//Cah. Arch. 1979. Vol. 28. P. 115-136; Вздорнов Г. И. Искусство книги Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII-XV. М., 1980. С. 109-110; Рындина А. В. Оклад Евангелия Успенского собора Моск. Кремля: (К вопр. о ювелирной мастерской митр. Фотия)//ДРИ: Рукоп. книги. М., 1983. Сб. 3. С. 143-167; СКСРК, XIV. С. 348-352. 205 [ описание, библиогр. ] ; Евангелие Успенского собора Моск. Кремля: Исслед. и реставрация одного памятника. М., 2002; Осипов Ю. А. Реставрация оклада Евангелия Успенского собора Моск. Кремля//Тр. отдела науч. реставрации и консервации Гос. Ист.-культ. Музея-заповедника «Московский Кремль». М., 2004. Вып. 1. С. 120-127; Лицевое Евангелие из Успенского собора Моск. Кремля (Морозовское). М., 2006 (CD-ROM). А. Л. Лифшиц, Е. Я. Осташенко Рубрики: Ключевые слова: ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства

http://pravenc.ru/text/180920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля. 1-я четв. XV в. (ГММК ОП) Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля. 1-я четв. XV в. (ГММК ОП) (Морозовское Евангелие; ГММК. Кн. 34), одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425). Большая по формату и объему рукопись (35,5×29 см, 365 листов) прекрасно сохранилась. В нач. XVII в. она была заново переплетена, в ее блок для защиты миниатюр были вставлены двойные бумажные листы-рамки с вклеенной между ними тафтой. Тогда же доски переплета с внешней стороны были покрыты итал. узорным малиновым бархатом, а с внутренней - оклеены зеленым атласом вост. происхождения. Е. У. с. представляет собой самый распространенный на Руси до нач. XV в. тип евангельского текста - полный апракос, в к-ром текст расположен в порядке чтения на литургии на весь год, начиная с Пасхи. «Недельное» Евангелие дополнено текстом 11 евангельских чтений на утрене воскресенья, различными указателями евангельских чтений и месяцесловом. Евангелист Иоанн с Прохором (Л. 4 об.). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34)) Евангелист Иоанн с Прохором (Л. 4 об.). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34)) Текст написан на прекрасном белом пергамене, немногочисленные мелкие повреждения писчего материала приходятся на поля книги, в каллиграфический рус. устав неск. почерков органично включены отдельные элементы и начерки младшего рус. полуустава. Из 2 основных писцов 1-й надежно отождествляется с писцом древней части Синодика Успенского собора Московского Кремля (ГИМ. Син. 667), 2-й - столь же несомненно с протодиак. Спиридоном (Спиридонием), писцом Евангелия Владимира Андреевича Храброго 1393 г. (РНБ. F. n. I. 18), Киевской Псалтири 1397 г. (РНБ. ОЛДП. Fol. 6), Служебника митр. Исидора кон. XIV (?) - нач. XV в. (Vat. slav. 14). Графико-орфографическая система рукописи отражает знакомство переписчиков с южнослав. книжной традицией и содержит ряд особенностей, к-рые традиционно связывают со 2-м южнослав. влиянием. Палеографический анализ позволяет датировать работу переписчиков 1-м десятилетием XV в.

http://pravenc.ru/text/180920.html

В 1934 году соборный ансамбль Костромского кремля (в том числе и Богоявленский собор) был почти полностью уничтожен, от кремля сохранились лишь два соборных дома и сторожка соборной ограды. Первые взрывы, разрушавшие соборный ансамбль, прозвучали 8 июля 1934 года, затем последовали череда взрывов и разборка руин для получения строительных материалов. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка города Костромы. В 1991 году выдающийся костромской архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР Леонид Сергеевич Васильев (1934–2008) разработал проект восстановления Богоявленского собора – который не был реализован, но принес большую пользу при начале воссоздания Костромского кремля в XXI веке. В 1998 году правительство Российской Федерации утвердило программу социально-экономического развития Костромской области до 2005 года, которой предусматривалось финансирование восстановления колокольни Богоявленского собора Костромского кремля. Однако эта программа также не получила практического воплощения: 26 декабря 2003 года референт Костромского епархиального управления иеромонах Ферапонт (ныне митрополит Костромской и Нерехтский) совершил молебен на месте воссоздания колокольни и освятил ее закладные камни, но ограниченный объем финансирования и организационные трудности так и не позволили приступить к восстановлению колокольни по существу. Современное состояние [ править править код ] Принципиальное изменение ситуации вокруг воссоздания Костромского кремля (и прежде всего Богоявленского собора) связано с именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выдающегося российского благотворителя и мецената, президента ООО «Корпорация ВИТ» Виктора Ивановича Тырышкина. 19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Костромской кремль и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского собора. Осенью 2015 года в Костромском кремле начались археологические работы на месте расположения Богоявленского собора и колокольни, а 22 декабря 2015 года губернатором Костромской области Сергеем Константиновичем Ситниковым было издано распоряжение о реализации проекта по воссозданию храмового комплекса Костромского кремля. Возрождение кремля осуществляется на средства и под руководством Виктора Ивановича Тырышкина, а главным архитектором этого проекта стал Алексей Михайлович Денисов – архитектор-реставратор высшей категории, академик Российской Академии архитектурного наследия. При разработке проекта собора было решено воссоздавать его в формах XVIII века, таким, каким собор был построен С.А. Воротиловым – то есть без боковых приделов, пристроенных в XIX веке.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Кроме циклов, непосредственно иллюстрирующих текст И. Б. О., его сюжеты включены в композиции «Страшный Суд», в житийные иконы ап. Иоанна Богослова, в рукописи, напр. в Псалтири с восследованием 2-й четв. XVI в. (РГБ. Больш. 432). Лит.: Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых «Апокалипсисов» по рус. рукописям с XVI в. по XIX. М., 1884. 2 т.; James M. R. The Apocalypse in Art. L., 1931; Алпатов М. В. Памятник древнерус. живописи кон. XV в.: Икона «Апокалипсис» Успенского собора Моск. Кремля. М., 1964. С. 110; Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Кат. выст./РГБ. М., 1995; Качалова И. Я. Апокалипсис в стенописи Благовещенского собора//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 30-53. В монументальной живописи на Руси наиболее раннее упоминание об изображении на сюжеты И. Б. О. связано с известной по письменным источникам работой Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля, о чем сообщается в письме иером. Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому: «…Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех… в каменной церкви во святом Благовещении корень Иессеев и Апоколипьсий также исписавый» (Изборник: (Сборник произведений лит-ры Др. Руси). М., 1969. С. 398-403, примеч. на с. 750-751). Всадник на бледном коне. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Всадник на бледном коне. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Других изображений на сюжеты И. Б. О. в монументальной живописи на Руси не было известно вплоть до создания росписи Благовещенского собора Московского Кремля в 1547-1551 гг. (возможно, повторившей состав росписи 1416). Апокалиптический цикл является частью росписи наоса, на стенах центрального поперечного нефа. Большая часть составляющих его сюжетов относится к началу текста И. Б. О. и представляет собой сцены апокалиптических богоявлений («Видение Ходящего посреди семи светильников», «Поклонение старцев Сидящему на престоле»), а также изображения ангелов у храма, символизирующих 7 церквей, и Жены, облаченной в солнце. На зап. стороне центрального нефа располагаются 2 сцены апокалиптических бедствий - «Явление четырех всадников» и «Проповедь пророков Илии и Еноха и умерщвление их зверем». Иконографическое решение сюжетов восходит к иконе «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1482). Дальнейшее повествование представлено в традиц. иконографических формах «Страшного Суда», изображенного на стенах и сводах зап. нефа под хорами. Усиление интереса к эсхатологической тематике в сер. XVI в. связывают с формированием новой идеологической и историософской концепции Русского гос-ва («Москва - третий Рим»).

http://pravenc.ru/text/471605.html

Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры 24 мая 2011 г. 15:51 24 мая 2011 года, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. В этот день празднуется тезоименитство Его Святейшества. По окончании  Божественной литургии  Предстоятель Русской Церкви, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство совершили крестный ход из Успенского собора к  храму Василия Блаженного  на Красной площади, где был совершен праздничный молебен. Затем Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры»

http://patriarchia.ru/db/text/1493688.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое заседание Попечительского совета Костромского кремля 10 мая 2018 г. 18:48 10 мая 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил первое заседание Попечительского совета Костромского кремля. В заседании приняли участие: губернатор Костромской области, председатель Попечительского совета С.К. Ситников; сопредседатель Попечительского совета митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) ; член Совета Федерации ФС РФ от Костромской области Н.А. Журавлев; член Совета Федерации ФС РФ от Ярославской области А.И. Лисицын; президент ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкин; главный архитектор Костромского кремля А.М. Денисов; помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западного федерального округа М.Н. Белогубова. С сообщением о ходе восстановительных работ в Костромском кремле выступил президент ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкин. В ходе заседания обсуждались вопросы возрождения внутреннего убранства Богоявленского храма Костромского кремля. Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с планами реставрации, внес свои замечания и предложения по дальнейшему ходу восстановительных работ. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул важность воссоздания полноценного исторического облика кремля. Участники заседания обсудили возможность завершения восстановительных работ в Успенском соборе кремля к 2020 году и визита Его Святейшества в Костромскую митрополию, который может быть приурочен к этому событию. Костромской кремль основан в XIV веке и, предположительно, является первым городским кремлем на левом берегу Волги. К 1917 году в архитектурный ансамбль кремля входили Успенский собор и Богоявленский храм с колокольней, два здания соборного причта и соборная ограда. В Феодоровском приделе Успенского собора хранилась всероссийская святыня — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В 1934 году оба собора, колокольня и ограда были уничтожены.

http://patriarchia.ru/db/text/5192788.ht...

Олсуфьев 1924 (1) – Олсуфьев O. A. Кто вкладчики воздуха 1479 и покрова 1541 в музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924. Олсуфьев 1924 (2) – Олсуфьев Ю. А. К вопросу о шитом деисусном чине 1543) в музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924. Описание Жолтикова монастыря 1852 – Описание Тверского Жолтикова монастыря. Тверь, 1952. Описание России неизвестного англичанина 1884 – Описание России неизвестного англичанина, служившего зиму 1557–1558 гг. при царском дворе//Известия англичан о России XVI века. ЧОИДР. 1884. Кн. 4. Код 3. С. 1–105. Описи Успенского собора 1876 – Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 295–874. Опись Архангельского собора 1730 – Опись Архангельского собора Московского Кремля 1730 года. – РГАДА, ф. 188, оп. 1, д. 129. Опись Архангельского собора 1771–1773 – Опись церковного имущества Архангельского собора, составленная в 1771,1772 и 1773 годах. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, д. 161. Опись Архангельского собора до 1774 – Опись церковного имущества Архангельского собора – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, до 1774 г. (?), д. 163. Опись Архангельского собора 1857 – Главная опись церковных и ризничных вещей Московского кафедрального Архангельского собора 1857 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, д. 174. Опись Благовещенского собора 1924 – Опись икон, предметов декоративно-прикладного искусства и книг соборов и церквей Московского Кремля – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1924 г., ф. 39, л. 1–34. Опись Вознесенского монастыря 1720 – Опись монастырского имущества 1720 г. – РГАДА, ф. 1185, Вознесенский монастырь, оп. 1, 1720 г., д. 133. Опись Вознесенского монастыря 1859 – Главная опись церковного и ризничного имущества Московского первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле 1859. – РГИА, ф. 834, оп. 3, 1859 г., д. 2765. Опись Вознесенского монастыря 1910 – Главная опись ризничных вещей Московского Вознесенского девичьего монастыря. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 6,1910 r, оп. 1, д. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Во 2-й пол. XVI в. усилилась просветительная роль Ж. и. После проведения Соборов 1547-1549 гг. были написаны многочисленные Ж. и. рус. святых, в т. ч. с большим количеством клейм. Получают распространение житийные циклы святых, канонизированных в ранний период, напр. равноап. вел. кн. Владимира, к-рые включают иногда в Ж. и. святых Бориса и Глеба. Редким примером развернутого изображения Жития равноап. вел. кн. Владимира является икона «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием» из ц. Рождества Богоматери в Вологде (ВГИАХМЗ). Ярким свидетельством масштабности Ж. и. «новых чудотворцев» стал образ прп. Александра Свирского, созданный для Успенского собора Московского Кремля (ГММК), со 129 клеймами (см.: Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 118-144). Размеры средника уменьшились, роль клейм и повествования о деяниях святого возросла. Ж. и. прп. Александра Свирского получат впосл. распространение в сокращенном варианте. Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Если иконописец не располагал подробными сведениями о жизни святого (в Прологах и Минеях могли содержаться описания лишь основных событий), в состав клейм вводили традиц. сюжеты детства: рождение, крещение, обучение; в Ж. и. святителей - этапы служения - от поставления в диаконы (иногда монашеский постриг) до архиерейской хиротонии, а также успение святого, обретение мощей и происходящие от них чудеса. По принципу Ж. и. создавались иконы со сложным богословским замыслом, напр. 2 грандиозные иконы из Успенского собора Московского Кремля: «Распятие, с евангельскими сценами» и «Воскресение, с евангельскими сценами» (обе - в ГММК; см.: Маркина Н. Ю. О двух памятниках времени Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 145-173), где в клеймах проиллюстрированы евангельские тексты, описывающие события Страстной недели. Помимо собственно житийных сюжетов в клеймах изображены притчи Спасителя, его беседы с учениками и диспуты с иудеями. Полемика с представителями др. христ. конфессий обусловила интерес к появлению иконографических сюжетов, связанных с объяснением вероучения. В XVII в. обе иконы играли важную роль в церковном убранстве Успенского собора, располагаясь около модели Гроба Господня. Сходный замысел лежал в основе иконы «Спас Смоленский, с притчами» в иконостасе Благовещенского собора Кремля (сер. XVI в., ГММК).

http://pravenc.ru/text/182315.html

694 Ильин XI. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М.. 1976. С. 59. 698 Ильин XI. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XV вв. М., 1970. С. 29–56. 699 Бетин Л. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов//Гам же. С. 41–56: Он же. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса//Там же. С. 57–86. 701 См.: Воронин Н.//. Два памятника архитектуры XIV века в Московском Кремле//Из истории русского и западно-европейского искусства. М.. 1960. С. 31: Федоров В.//., Шеляпина И. С. Древняя история Благовещенского собора Московского Кремля//СА. 1972. N 4. С. 223–235; Алешковский М. X.. Алытиуллер Б. Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского //СА. 1973. Ху 2. С. 88–99: Федоров Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960–1972 годов//СА. 1974. Ху 2. С. 112–129. 702 См.: Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1975. Вып. I. C.       37 14: Он же. Иконостас Благовещенского собора и московская иконопись начала XV в.//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1982. Вып. 2. С. 31 44. См. также: Сорокатый В. М. Некоторыс надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М.. 1977. С. 417–420. 703 Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благ овещенского собора Московского Кремля//Советское искусствознанис " 81. М.. 1982. Вып. 2 (15). С. 81–129; Она же. К вопросу о происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. (Материалы юбилейной научной конференции.) М.. 1983. С. 183–194. 704 О датировке и атрибуции Деисуса Благовещенского собора см.: Вздорнов Г. II. Феофан Грек. Творческое наследие. М.. 1983. С. 12–13. 79–84. Кат. 11.1 – II.9; Яковлева А. И. «Ерминия» Дионисия из Фурны и техника икон Феофана Грека//ДРИ. XIV-XV вв. М.. 1984. С. 7–25: Смирнова 3. С. Московская икона XIV-XVI1 веков. Д.. 1988. С. 10–12. 262–263: Щенникова Л. А. Станковая живопись//Качалова И. Я.. Маясова Н. А.. Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.. 1990. С. 45. 48. 51–56.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Алексий возглавил благодарственный молебен Первосвятителям Московским Москва, 19 ноября 2007 г. 19 ноября в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил благодарственный молебен Первосвятителям Московским: свв. Петру, Алексию, Ионе, Макарию, Филиппу, Иову, Ермогену и Тихону.   Затем была совершена заупокойная лития «О всех в Бозе почивших Предстоятелях Российской Церкви», сообщает Седмица.Ru.   Во время богослужения Святейший Патриарх Алексий молился на историческом Патриаршем месте, в правой части собора, где в древности стоял посох святителя Петра.   На богослужении присутствовали иерархи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и другие участники торжеств, посвященных 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.   По окончании литии Святейший Патриарх Алексий обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.   Затем Предстоятель Русской Православной Церкви и все участники богослужения поклонились честным мощам Первосвятителей Московских, которые покоятся в Успенском соборе.   Слово Святейшего Патриарха Алексия после молебна в Успенском Соборе Кремля   Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие матушки игумении, братья и сестры!   Сегодня мы возносили молитвы ко Господу Вседержителю в центральном храме нашего Первопрестольного града Успенском соборе Московского кремля.   Здесь, на протяжении почти четырех столетий находили себе упокоение Предстоятели нашей Церкви, поэтому под сенью этого древнего собора, уповая на милость Божию, Пресвятой Богородицы и предстательством Первосвятителей Московских, трудившихся на ниве Господней, почивающих мощами в этом святом месте, духом же предстоящих у Престола Вседержителя, испрашивали мы Церкви и народу Божию мира, благоденствия, тихого и безмолвного жития, «во всяком благочестии и чистоте».   Нынешнее торжественное молебное пение связано со знаменательным юбилеем в истории Русской Православной Церкви: девяностолетием восстановления патриаршего престола. Это событие состоялось на Поместном Соборе 1917 года и было связано, в первую очередь, именем святителя и исповедника Патриарха Тихона, а также с именами многих других святых XX века: священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, Петра, митрополита Крутицкого, Митрофана, епископа Астраханского, святителя Иллариона, архиепископа Верейского.

http://pravoslavie.ru/24904.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010