Изъятое имущество было возвращено. Но оба храма были закрыты, и во время кампании по разграблению церквей в связи с голодом в Поволжье из них была изъята вся золотая и серебряная утварь, всего 108 предметов. 6 апреля 1922 г. коммуна была преобразована в Борщевскую сельскохозяйственную артель. В 1929 г. артели понадобился материал для строительства нового скотного двора, и его правление обратилось в вышестоящие инстанции о разборке Крестовоздвиженской церкви, которая в последние годы использовалась под склад. А Иверский храм был закрыт в 1938 г. и в нем какое-то время размещалась школа. Была разобрана деревянная колокольня, постепенно исчезли все стены и монастырские постройки, в 1958 г. снесли все пять куполов Иверского храма. На сегодняшний день этот храм - единственный сохранившийся из всех монастырских построек. Реставрировать храм начали только в 2000г. Купола храма в новом варианте заменены на шатры. Литургия в нем не служилась. И только летом 2004 г. в Тульскую епархию прибыл протоиерей Владимир Фролов для возрождения обители. И в январе 2005 г. им было положено начало служения литургии. Покровский А. Успенско-Иверский женский монастырь. Захарова Л. Успенско-Иверский женский монастырь//ТЕВ, -2005.- Замечательнейшим по красоте и техническому оснащению было двухэтажное здание Успено-Иверского женского монастыря в с. Борщевом, выстроенного в 1893-1913 г.г. Это первая церковь в Веневском уезде с паровым отоплением и вентиляцией, что позволяло служить в обоих храмах - верхнем и нижнем - круглый год. Своды и перекрытия выполнены из железобетона московской фирмой " Кутюрье, Боленкур и Горденин " . Строительство продолжалось около 20 лет, израсходовано 100 тыс.рублей. Было множества противников идеи построить в рядовом селе, вдалеке от оживленных трактов, такой огромных храм. Постоянно не хватало средств. Но покровительство на самом высоком уровне позволило довести дело до конца. Строительство удалось закончить благодаря усилиям игумени Флавианы и священика А.Покровского.

http://sobory.ru/article/?object=02230

Иеросхимонах Максим (в миру Михаил Кузьмин) родился в 1852 году. Он окончил юнкерское училище, проходил службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана и на 38-м году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исаия назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников. Например, он разыскал в рукописях архива письмо иеромонаха Паисия (впоследствии настоятеля Чуркинской Успенско-Николаевской пустыни) к Глинскому о. Серафиму любомудрому. Это письмо, копию которого Михаил переслал в 1901 году бывшему Глинскому насельнику – игумену Чуркинской пустыни Македонию (Жирову), впоследствии было использовано при составлении жизнеописания о. Паисия и опубликовано в книге «Архимандрит Паисий – настоятель Высокогорской Чуркинской Успенско-Николаевской пустыни Астраханской епархии» (Астрахань, 1904. С. 8). Ив. Ювачев, посетивший Глинскую пустынь в начале XX века, писал об отце Максиме: «Этот офицер-монах занимался составлением небольших назидательных статей, которые Глинская пустынь издает в виде маленьких брошюр». Но главное, по благословению Глинских старцев, Михаил заново переработал существовавшие жизнеописания игумена Филарета и подготовил к переизданию 3-е издание жизнеописания игумена Филарета, которое было опубликовано в 1905 году. По сравнению с прежними, оно значительно дополнено сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого рукописного описания Глинской пустыни 1829 года, других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни. При издании этого жизнеописания имя автора не было указано. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) обнаружил в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки письмо инока Глинской пустыни Михаила Кузьмина к настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Ксенофонту, в котором о. Михаил сам называет себя автором указанного жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Названа пустынь, вероятно, по фамилии князей Глинских, благоустроителей обители. Основана на месте явления в начале XVI в. пчеловодам чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, которая получила название Пустынно-Глинской. Расцвет обители связан с деятельностью её настоятеля Филарета (Данилевского) , который управлял пустынью в 1817–1841 гг. В 1922 г. Глинская пустынь была закрыта; храмы и колокольня взорваны; местонахождение Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы неизвестно. В монастырских постройках была размещена сельскохозяйственная артель, которая была позднее реорганизована в комбинат по изготовлению сельхозинвентаря. В 1942 г., после оккупации Сумской области фашистскими войсками, по ходатайству верующих пустынь стала действовать. В 1961 г. под давлением властей Глинская пустынь вновь была закрыта. В 1994 г. началось возрождение монастыря. В 1996 г. обитель стала ставропигиальной пустынью Украинской Православной Церкви. 31 Житие при. Иоанникия Великого († 846) см.: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (далее – Четьи-Минеи). М., 1991. Кн. 3 (Ноябрь, 4). С. 66. См. также «Из жития святого Иоанникия Великого» (часть 2 «Из другого мира», глава «Из житий святых»). 32 Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь была основана в 1762 г. Расцвет обители начался в середине XIX в.; Чуркинский монастырь стал одним из духовных центров Астраханской губернии. В начале XX в. в обители было около 150 насельников. В 1910 г. при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит. Монастырь имел кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, большое поголовье скота. В 1919 г. пустынь была закрыта, в 1930 г. – снесены колокольня и Успенский собор. В 2003 г. монастырь был возвращен Астраханской епархии. Началось возрождение обители. 33 Имеется в виду архимандрит Паисий (в миру – Петр Сипченко; 1802–1869), который управлял Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустынью в 1855–1869 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Свияжск. Успенско-Богородичный мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1555. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Успенская, дд. 1-6, 6А. Координаты: 55.769712, 48.65285 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова монастырь будет сразу слева. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенский монастырь, 1 класса, в городе Свяжске. Основан святым Германом, архиепископом Казанским, в 1555 году. Пятиглавый Успенский собор, построенный из дикого камня святым Германом, в бытность его архимандритом монастыря, расписан стенной живописью, которая ныне составляет один из редких памятников древности. Здесь открыто почивают мощи основателя монастыря (см. 6 ноября). В монастыре хранится дикирий и посох, выточенные святым Германом из дерева, шапочка, в которой он был погребен, и находится келья, где он подвизался. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основание Свято-Успенского мужского Свияжского монастыря тесно связано с образованием Казанской епархии. Он был основан в 1555 году. Первым настоятелем монастыря был назначен архимандрит Герман, позже ставший архиепископом Казанским, святителем Германом и Казанским чудотворцем. В 1592 года его мощи были перенесены из Москвы сюда и сейчас составляют главную святыню Успенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01000

На воскресном вечернем Богослужении поется акафист Покрову Божией Матери или празднику. Благодаря усердию насельниц, в монастыре соблюдается Богослужебный Устав. Сестры регентуют, поют и читают на клиросе. Вся монастырская одежда и храмовое облачение изготавливаются насельницами. Сестры поддерживают чистоту и порядок не только в храме, но и в гостинице для паломников, готовят обед для работающих в монастыре строителей, благотворительно окормляют бедных людей и паломников. Насельницами прилагаются усилия и для развития собственного подсобного хозяйства. В селах Вергилевка (Белгородский район) и Русская Березовка (Ракитянский район) существуют монастырские подворья. Монастырь по своему уставу общежительный. В настоящее время в обители живут 30 насельниц. В обители действуют приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба и магазин церковной утвари. Обитель имеет около 20 самостоятельно действующих по уставу обители отделений в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке. Храмы [ править править код ] Успенско-Николаевский собор [ править править код ] Успенско-Николаевский собор — самый древний каменный храм, сохранившийся на Белгородской земле. Строительство его, по свидетельству составившего в 1785 году «Описание Курского наместничества» Ивана Башилова, относится к 1692-1703 гг. Возведение собора осуществлялось силами солдат Белгородского гарнизона и московскими стрельцами во главе с Иваном Прокофьевым. В алтаре собора (до его закрытия) хранилась записка о том, что Петр I 15 июля 1701 г. «...пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да Великого чудотворца Николы что строится в Белгороде в солдатской слободе Жилой сто рублёв денег». В 1759 г. собор сильно пострадал от пожара: сгорели деревянная крыша, купола, иконостас, обгорели стены. В начале XIX в. собор был обнесен высокой кирпичной оградой. На месте северозападной башни в 1889 г. была выстроена круглая часовня в память избавления Государя императора Александра III и его августейшего семейства от опасности при крушении поезда 17 октября 1887 г. В начале 30-х годов XX века собор закрыли. Здание переоборудовано под хлебозавод.

http://azbyka.ru/palomnik/Марфо-Мариинск...

Дерновы на смертном одре ЖМП 2 февраль 2018 /  17 октября 2018 г. 13:58 Подвиг проповедника К 100-ЛЕТИЮ КОНЧИНЫ ПЕРВОГО НОВОМУЧЕНИКА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА ДЕРНОВА И ЕГО СЫНОВЕЙ В 1906 году, в разгар Первой русской революции, елабужский священник Павел Дернов опубликовал небольшое, но емкое письмо — отклик на публикацию своего собрата М. А. (статья вышла под инициалами пожелавшего сохранить инкогнито корреспондента), с горечью и болью писавшего о духовенстве и так называемом освободительном движении 1 . В своем ответе отец Павел, всецело поддерживая автора, отмечал: «И вот деятели освободительного движения готовы избивать нас и избивают нравственно всякими поношениями, злословиями и клеветами за то, что мы вместе с ними не служим этому движению во всем, этим целям, со всеми сопутствующими ему темными явлениями » 2 . Эти слова сполна воплотились в реальность 11 лет спустя — в 1917 году. PDF-bepcuя Усердный елабужский пастырь Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года в семье священника села Пиштань Яранского уезда Вятской губернии (и одноименной епархии). В 1894 году Павел Александрович Дернов закончил курс Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия и приехал в Елабугу. Молодой священник был направлен в елабужский Спасский собор. Именно здесь находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, который носили крестным ходом не только в города Вятской губернии, но и, например, в город Мензелинск (Оренбургская губерния). С 1 октября 1894 года отец Павел служил священником и законоучителем Елабужского реального училища и женской гимназии, где читал курс русской литературы, а также настоятелем Рождественско-Богородицкой гимназической церкви 3 . Преподавал он и в Елабужском епархиальном училище. Воспитанники вспоминали о батюшке как о любимом учителе 4 . Матушка отца Павла — Анна — была дочерью протодиакона Спасского собора Елабуги Аркадия Ивановича Лаженицына 5 . Они сочетались браком 26 сентября 1894 года. К 1917 году в семье Дерновых росли пятеро детей.

http://e-vestnik.ru/analytics/podvig_pro...

В 1989 г. здание храма передали православным. Оно находилось в крайне запущенном состоянии. Крыша просела и протекала во многих местах. С окон были сняты решетки. Система отопления храма была разрушена. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt В 1883 году общество мастеровых фаянсовой фабрики и причт храма Рождества Пресвятой Богородицы обратились к правящему архиерею с ходатайством о строительстве в селе Песоченский Завод второго каменного храма. Такое разрешение было получено, а 13 мая 1883 года проект строительства храм был одобрен строительным отделением Калужского губернского правления (в Государственном Архиве Калужской области сохранился этот проект с подписями Калужского губернатора, губернского инженера Савельева, губернского архитектора Гриневского), и на собранные мастеровыми деньги началось строительство. 20 тысяч рублей на возведение храма за несколько лет выделил причт Рождественско-Богородицкого храма, а также владельцы Нижне-Песоченского завода фаянсовых изделий И.А. Мальцов и его сын С.И. Мальцов, другие состоятельные граждане. Храм в честь св. Александра Невского за семь лет был построен и открыт для богослужения в 1890 году. Центральный престол был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, а на следующий год освящены в боковых приделах трапезной: правый – во имя преподобного Сергия Радонежского, левый – во имя святителя Афанисия, патриарха Александрийского. В 1890-1896 годы церковь Александра Невского была приписана к храму Рождества Пресвятой Богородицы, и все богослужения совершались его причтом, который и вел для обоих храмов метрические и исповедные книги. С 1896 года были назначены к новому храму священник и псаломщик, в таком количестве причт находился вплоть до закрытия храма в советское время. Однако земель, домов и другой собственности у храма не было, священнослужители проживали на наемных квартирах. При храме в 1891 году была учреждена одноклассная церковно-приходская школа, для которой в 1907 году было выстроено каменное здание на средства Синода, общества мастеровых и частных жертвователей (здание сохранилось), до 2012 года в нем размещалась детская спортивная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01719

В числе определяющих цели и задачи премии «Щит и меч Отечества» книг, представленных на конкурс 2017 года, я не могу не назвать двухтомник «Россия в Святой земле» Лисового Николая Николаевича, как основополагающий вектор развития христианской цивилизации. Книга издана под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества, председателем которого является С.В. Степашин, Института Российской истории РАН и Архива внешней политики Российской империи МИД Российской Федерации. Основательный труд в тысячу страниц увидел свет благодаря помощи учредителя и создателя нашей премии Игоря Рауфовича Ашурбейли. Второй том издания полностью посвящён истории Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847–1917). Представляемые широкой публике документы дают целостную панораму жизни миссии в различных областях её деятельности, в совместных усилиях с Иерусалимским консульством, Константинопольским посольством, Императорским Православным Палестинским Обществом по укреплению русского духовного и политического присутствия в регионе. Выявлен и представлен комплекс источников по становлению и динамике системы землевладения и строительства Русской духовной миссии в Святой Земле (храмы, монастыри, подворья), документально прослежена структура и персоналии управления миссией, масштабы и источники её финансирования в различные периоды. Эти три автора: Олег Бакланов, Николай Лисовой и молодой писатель Константин Полупанов, – своей триадой дали Комиссии систему координат, в пределах которой мы читали и изучали книги других авторов и авторских коллективов. Скажу честно, что плохих книг не было, и потому назову лишь на тех, кто показался мне особенно памятным. После окончания Киевского университета я был направлен на работу в город корабелов – Николаев, где одна из центральных улиц города носит имя Виктора Лягина, что проходит от Набережной улицы до переулка Образцова, поперечная улица в городовой части Николаева от бульвара, мимо главной гауптвахты, Рождественско-Богородичной церкви к Привозному рынку… И вот сейчас, в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», где я проработал много лет, вышла в свет книга Александра Бондаренко «Виктор Лягин» о подвиге разведчика, с которым давно сроднился. Казалось бы, все знаю о Викторе Лягине, та ще не всэ… Но все знать и невозможно, о чем еще раз убедился прочитав эту книгу.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/22/li...

С годами детали интерьера и внешнего оформления Рождественско-Кацкого храма требовали ремонта, некоторые части храма перестраивались или строились заново. И всё это вновь делалось руками умелых мастеровых! Так, в августе 1834 года крепостной крестьянин коллежского советника и кавалера Антона Васильевича Мясоедова Арсений Кириллов из деревни Слободы Мышкинского уезда договорился на ремонтные и строительные работы в зимней части храма - в трапезной. Ему следовало отремонтировать резьбу иконостаса придела Святого Илии и вызолотить его, во всей трапезной исправить пол с накатом, под приделами и придельными престолами деревянные опорные столбы заменить на каменные, окрасить трапезную внутри (причём потолок отделать с кругами-клеймами, как было ранее), обрешетить заново трапезную снаружи, покрыть её по новому плану железом и окрасить зелёной красной четыре раза (то есть в четыре слоя). За всю работу мастер получить должен был ходячей монетой 450 рублей, никуда не отлучаясь от дела; жить ему назначалось в церковной келий в сторожке. А знаете ли, кто этот Арсений Кириллов? Давайте возвратимся в 1815 год! Узнали? Да, это тот самый мастер, который в 1815 году выполнял плотницкие работы, а теперь, в 1834 году, приобретя ещё более умения, нанимался на ремонт деревянных деталей церкви и прочие работы. Кстати сказать, бывший некогда крепостным помещика Соковнина, он достался его дочери на её часть родового состояния. А дочь сия была в замужестве за А. В. Мясоедовым. И уж к слову, из рода Мясоедовых была мать Александра Осиповича Кожина (помните помещика, владевшего талантливым живописцем Алексеем Трофимовым Кашинцовым). Если задуматься, сколько же исторических параллелей может отражать один простой строительный контракт...  Но продолжаем дальше. В феврале 1835 года крепостной крестьянин помещицы Надежды Алексеевны Сысоевой Игнатий Герасимов Соколов из деревни Бывалищ Мышкинского уезда договорился о золочении балдахина (сени) над главным Христо-рождественским престолом холодной церкви, а в трапезной (зимней церкви) в приделе Святителя и Чудотворца Николая - нового иконостаса. Работа была очень кропотливая и тонкая, не допускающая ошибок, нарушения технологии, требующая внимания и чёткости в наложении материала - сусального золота из тонких, почти невесомых листочков, которые для удобства продажи и работы собирали в небольшие книжечки-пачечки. Листочковое золото наклеивалось определённым способом на предварительно сделанную основу - полимент или гульфарбу, имевших значение грунтовой основы. На всю работу мастеру отводилось полтора года - к 1-ому октября 1836 года определялось её окончание. Оплата за весь объём оговаривалась в 1175 рублей государственными ассигнациями.

http://sobory.ru/article/?object=18149

Когда-то глаза прихожан собора радовали золочёные хоругви и кресты, уникальные старинные иконы, резные аналои, сработанные из крепкого дуба, посеребренные подсвечники. Все они исчезли в советскую эпоху, когда в Уфе один за другим стали закрываться православные храмы. В этот период властями насаждалось обновленчество, особенно активно этот процесс шёл начиная с 1920-х годов. Появились священники и епископы нового толка, сеющие раскол в рядах православных общин. Храмы захватывались духовенством, пошедшим на сделку с советской властью, но последующее их массовое закрытие красноречиво свидетельствовало о провале этой авантюры. С закрытием в Уфе кафедрального собора стало окончательно ясно: идеологические игры большевиков потерпели крах, и отныне устанавливалась эпоха жёсткого, воинствующего атеизма. Священникам и прихожанам ценой немалых усилий удавалось защитить родной храм вплоть до 1934 года. 5 апреля Президиум БашЦИК постановил закрыть Рождественско-Богородскую церковь, после чего началось её планомерное разорение, покуда решался вопрос, для каких хозяйственных нужд можно приспособить освободившиеся помещения. В итоге было решено передать храм медицинскому институту - под анатомическую клинику. По причине бюрократической волокиты анатомическая клиника в опустевшее здание так и не переехала, и оно продолжало пустовать вплоть до окончания следующего года. Только в декабре 1935 года храм передали в ведомство " Башкино " . Однако предыдущая история повторилась: надежды работников кинофикации оборудовать в церковном помещении установку для демонстрации звукового кино, первенцем которого в СССР стала драма " Путёвка в жизнь " (1931), не спешили воплощаться в жизнь. По некоторым сведениям, в 1936 году вместо медиков и киношников в храм пришли сотрудники НКВД. Эта в высшей степени серьёзная организация развернула в здании свою тюрьму, но уже в следующем, 1937 году по каким-то причинам освободила помещения. В октябре 1938 года здание использовалось в качестве склада. Власти стремились искоренить само упоминание о православии, Боге и религии. Однако невозможно вычеркнуть из истории города важную и существенную её часть, и даже когда церкви уничтожались, либо, подобно храму Рождества Богородицы, использовались не по назначению, люди помнили их прежние имена, звоны колоколов и кресты, осенявшие город светлой благодатью.

http://sobory.ru/article/?object=08336

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010