Видение пророка Исайи Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской Это апокрифическое сочинение связывают с кругом памятников письменности Кумрана, найденных на берегу Мертвого моря в 1947 г. Полный греческий текст его не сохранился, известны лишь фрагменты V–VI вв. и переработка, сделанная в XII в. (греческая легенда). Кроме того, «Видение Исайи» известно в коптском фрагменте IV в. и в латинских фрагментах V–VI вв. Славянский текст «Видения» является переводом с греческого, он был известен древнерусским книжникам уже по Индексу отреченных книг, вошедшему в «Изборник 1073 г.». Как предполагают исследователи, в основе «Видения Исайи» лежит более обширное апокрифическое сочинение «Вознесение Исайи», содержащее 11 глав, в котором главы с 6-й по 11-ю составляют собственно «Видение». Впрочем, существует мнение, что «Видение» возникло в раннехристианскую эпоху как вполне самостоятельный рассказ, позднее соединенный с другим апокрифическим текстом о пророке Исайе, и эта компиляция называлась «Вознесение Исайи» (Д. Петканова). Полный текст этого обширного «Вознесения» сохранился лишь в эфиопской версии в списках XV–XVII вв., она осталась неизвестна древнерусской литературе. Самый ранний древнерусский список «Видения пророка Исайи» содержится в Успенском сборнике XII–XIII вв., по тексту которого и издается в настоящем томе. (В 1997 г. вышла книга «Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования». (Отв. ред. и составитель В. В. Мильков). Серия «Общественная мысль: исследования и публикации». В этом издании опубликованы апокрифы в переводе на современный русский язык, но без их древнерусского оригинала, лишь с указанием на списки, которые положены в основу перевода. Перевод «Видения Исайи» осуществлен, как и наш, по списку Успенского сборника В. М. Хачатурян, комментарии и примечания с точки зрения истории философских взглядов в Древней Руси принадлежат В. М. Хачатурян и В. В. Милькову. Наш перевод «Видения Исайи, сына Амосова» был сделан ранее и независимо от этого издания).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8/18 июля), чудотворный образ, получивший название по месту явления ок. 1623 г. в Вязниковской слободе Ярополчской вол. Владимирского у. (с 1778 г. Вязники) («Сказание о чудесах от чудотворного сего святаго новоявленнаго образа Казанские Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии града Иерополча в Вязниковской слободе» - вязниковская редакция: Вязниковский ист.-худож. музей. Собр. ркп. 988, 1025, 1026; ГА Владимирской обл. О. Ф. Р-357. Оп. 2. 177). В списке XVII в. («Сказания о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казанъские Михайлова моления Обросимова» - ОР РГБ. Ф. 173) указывается, что икона была написана старцем Иоакимом, к-рого авторы агиографических исследований отождествляют с прп. Иоакимом - местночтимым в Суздале и Шуе иноком Шартомского во имя свт. Николая Мирликийского мон-ря (ученик прп. Иринарха, затворника Борисоглебского († 13 янв. 1616); до нач. 20-х гг. XVII в. подвизался в Борисоглебском на Устье мон-ре Ростовского у.). Подвижник был известен современникам не только тем, что он был искусный изограф, но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений. «Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование В. и. состоялось в Казанской ц. слободы (название храма в сказании не указано, наиболее раннее упоминание о деревянной Казанской ц. относится к 1630) по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в окт. 1623 г. архим. владимирского Рождественского мон-ря Порфирием, а также освященным Собором в лице игум. владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского мон-ря Варсонофия, протопопа Успенского собора со священниками и диаконами. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Так, 13 окт. 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений (отражены в вязниковской ред. сказания).

http://pravenc.ru/text/161155.html

Забелин 1902 – Забелин И. Е. История города Москвы. М, 1902. Завьялова, Каргалова 1995 – Завьялова М. К., Варганова Т. А. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI–XVII веков в собрании Государственного объединенного музея Республики Татарстан//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С. 70–81 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; 10). Зарицкая 1997 – Зарицкая О. И. Творческая деятельность Прасковьи Яковлевны Шатиловой, игуменьи Рождественского монастыря//История и культура Ростовской земли 1996. Ростов, 1997. С. 162–166. Золотая нить России 1993 – Золотая нить России. Выставка из собрания Гос. Исторического музея. Каталог. М., 1993. Извеков 1911 (1) – Извеков Н. Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911. Извеков 1911 (2) – Извеков Н. Д, прот. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и праведного Лазаря в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1911. Извеков 1916 – Извеков Н.Д. Московский Архангельский придворный собор. Сергиев Посад, 1916. Иконописный подлинник 1873 – Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. Иконописный подлинник 1903 – Подлинник иконописный/Под ред. А И. Успенского. М., 1903. Иннокентий, архим. 1893 – Иннокентий, архим. Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893. Искусство Византии 1977 – Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. Т. I–III. Искусство Руси эпохи Рублева 1960 – Искусство Руси эпохи Рублева (XIV – начало XV в.): Каталог выставки. М., 1960. Искусство Рязанских земель 1993 – Искусство Рязанских земель: Каталог выставки. М., 1993. Искусство средневековой Руси – Искусство средневековой Руси. М., 1999 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 12). Искусство строгановских мастеров 1991 – Искусство строгановских мастеров. Реставрация, исследования, проблемы: Каталог выставки. М, 1991. Историческое описание княгинина Успенского монастыря 1900 – Историческое описание первоклассного княгинина Успенского женского монастыря в губ. городе Владимире. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор поставил перед нами задачу создать на территории Соборной горы (ансамбль зданий и сооружений церковного назначения, место расположения кафедрального Успенского собора Смоленской епархии. — Примеч. ред.) древлехранилище и музей. Экспонаты для музея уже собраны, часть из них находится в Успенском соборе, часть — в наших запасниках. Формируем понемногу фонд, подбираем помещение, разрабатываем концепцию устройства и функционирования музея и древлехранилища. Как только появилась эта информация, к нам обратились смоленские коллекционеры с предложением разместить в епархиальном музее их уникальные коллекции серебряных предметов, икон, напрестольных Евангелий, крестов, монет и других предметов. Недобросовестный подрядчик — На первой конференции епархиальных древлехранителей, которая прошла более чем полгода назад, многие из выступавших говорили о проблеме недобросовестных подрядчиков, которые нарушают установленные порядки при проведении реставрационных работ. Коснулось ли это Смоленской области? — Мы тут не исключение. И это настоящая беда. Как известно, после того как храм выставляется на реставрацию, проводится конкурс среди подрядчиков. И иногда побеждают те компании, которые нанимают неаттестованных специалистов. Вред, который они могут нанести, трудно оценить. В 2017 году, например, был такой случай. Конкурс на реставрацию Рождественской церкви Загородной усадьбы смоленских митрополитов (Смоленский район, деревня Михновка) выиграла организация ООО «Ремстройсоюз». Они запросили ключи от храма, в ответ я попросил их показать необходимые документы, разрешающие работу на объекте (проект производства работ, разрешение на производство работ по сохранению ОКН, выданное Департаментом Смоленской области по культуре и туризму, список аттестованных в Минкультуры специ­алистов-реставраторов). Ничего этого у них не было, тем не менее они приступили к работам. Совершая объезды храмов, мы обнаружили, что среди рабочих нет ни одного аттестованного специалиста. На вопрос — кто из них старший, было сказано: «Здесь все старшие». Когда я попросил предъявить мне разрешение на право проведения работ на объекте культурного наследия, находящемся в безвозмездном пользовании Смоленской епархии, мне ответили: «Мы ничего не знаем, нас набрали на одном из сайтов».

http://patriarchia.ru/db/text/5385053.ht...

Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены — эти первые образы Его смирения и уничижения — не могли утаить Божественной славы Младенца. О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, то есть «простецы и мудрецы». Пастухи, пришедшие в вертеп после явления им Ангела с воинством небесным, поспешили в Вифлеем и первыми поклонились Младенцу-Господу. Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши пред ним, поклонились и поднесли Ему дары — золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — «яко человеку смертну». По изречению Церкви, не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь принесла родившемуся Господу дар: Ангелы — пение, небеса — звезду, пастыри — чудо, волхвы — дары, земля — вертеп, пустыня — ясли, люди — Матерь Деву, язычество — начаток христианства в своих волхвах. Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла. Установление Рождественского поста , как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского.Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

Надо сказать, что рука отлитого в бронзе Минина уже давно не указывает на святыни Кремля. Это произошло потому, что поставленный в 1818 году в центре Красной площади памятник Минину и Пожарскому был перенесён в 1930-е годы к Покровскому собору и повёрнут на 90 градусов. ( Прим. ред .). От редакции. Эту статью архиепископа Никона (Рождественского) мы хотим сопроводить фотографией памятника, нет, не Божьему угоднику («святыми статуями» православных уже не удивишь: они во множестве стоят уже по всей русской земле), но памятника самому Божеству (!). И если митрополит Филарет (Амфитеатров), протестуя против постановки статуи князю Владимиру, не постеснялся назвать этот памятник «идолом», то каким словом следует назвать это стоящее за алтарём ярославского Успенского собора изваяние? Когда мы воочию увидели это безобразие, то первым нашим желанием было снять на видеокамеру те кощунства, что совершались на наших глазах. Например, бросание в евхаристическую чашу монеток, пожимание рук ангелов (на фотографии можно видеть, что они блестят от частых прикосновений)... Мы хотели снять всё это и показать другим, чтобы хоть как-то воспротивиться богохульству, но вовремя остановились по следующей причине. Бросавшие монеты в чашу прохожие (едва не наступая при этом на надпись, которая гласит, что этот памятник изображает собой Святую Троицу), наверняка, имели самые простые мысли. Вроде того, что если я попаду в чашу или прикоснусь к руке, то загаданное мною желание исполнится. Они-то думали просто, зато находящиеся рядом с ними и понимающие, что происходит недопустимое, становились соучастниками действий, которые нужно назвать не одним только кощунством, но самым настоящим идолослужением. То же и в нашем случае. Имея доброе желание через показ непотребства прекратить непотребство, мы сами того не зная, приобщили бы к богохульству тысячи читателей сайта «Благодатный Огонь». Мы невольно стали участниками идолослужения в Ярославле, и сделали бы таковыми всех читателей БО, если бы показали то, чему были свидетелями. Неужели это не очевидно?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

СПб., 1997; Шевченко Е. Э. Проблемы изучения, описания и публикации памятников собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//Рукописные собрания церковного происхождения в б-ках и музеях России: Сб. докладов конф. 17-21 ноября 1998 г./Общ. ред.: прот. Б. Даниленко. М., 1999. С. 88-91; Сорокатый В. М. Праздничный ряд рус. иконостаса: Иконографические программы XV-XVI вв.//Иконостас/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 465-489; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Дионисий в Русском музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря: Кат. СПб., 2002; Осташенко Е. Я. Икона «Троица Ветхозаветная» из Сергиево-Посадского музея-заповедника и проблема стиля живописи 1-й трети XV в.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 313-337; Попов Г. В. Евангелие Успенского собора - памятник московского искусства кон. XIV-XV в.//Евангелие Успенского собора. М., 2002. С. 20-30; он же. Рукописная книга Москвы: Миниатюра и орнамент 2-й пол. XV-XVI вв. М., 2009; Кочетков И. А. Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв. М., 2003; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова Л. В. Церковное искусство XV-XIX вв.: Путев./КБМЗ. М., 2003; Яковлева А. И. Мастера Евангелия Успенского собора//Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. М., 2003. С. 129-153; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника: Кат. М., 2004; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря в 1-й трети XV в. (проблема Христофора)//ДРИ. 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-390; Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of exhibition/Ed. H. C. Evans. N. Y.; New Haven, 2004; Пивоварова Н. В. Н. А. Мартынов и его рисунки древнерус. памятников//Проблемы изучения истории РПЦ и совр. деятельность музеев. М., 2005. С. 232-252; она же. Сокровища, к-рые мы потеряли: Еще раз о судьбе ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря//Страницы истории отечественного искусства: Сб. ст. по мат-лам науч.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

464 Единственный сп. второй ред. без начала в рукоп. Унд. XVII в. 380, л. 35. Первая редакция упоминает мимоходом о приставе Стефане Кобылине, мучившем Филиппа в заточении, потом постриженном и заточенном в Каменный монастырь. Второй редактор рассказывает подробнее о заточении Филиппа со слов старца Симеона, бывшего Ст. Кобылина, «поточену ему бывшу на Соловках». На время второй редакции есть намек в известии ее, что на месте мельниц, построенных Филиппом, ныне построены новые каменные: может быть, это те, которые были поставлены после пожара, истребившего мельницы в 1601 году, по Соловецкой летописи. Солов, рукоп. Каз. дух. ак. 483. 466 Милют. ч. мин, ноябрь, л. 1055, Унд. XVII в. 275 и 1271: в последнем анаграмма, в которой скрыто имя автора; она напечатана по рукоп. Царского в III т. Зап. Археол. Общ. и разобрана в т. IV, стр. 140. Нач. жития: «Якоже в чувственных видимое солнце». Иона, вероятно, прежде жил в Рождественском монастыре и не прекращал сношений с ним, став в 1589 г. епископом вологодским; о чуде 1572 г. рассказал ему монах этого монастыря Антоний; в 1600 г. он положил в ту же обитель список творений Максима Грека на помин души своей по смерти. Опис. рукоп. Царского, стр. 200. 467 Эти известия извлечены из предисловия Филофея к житию и записок Германа, помещенного Тулуповым перед житием в рукоп. Тр. Серг. л. 672, л. 85. В рукоп. Унд. XVII в. 345 то же житие со службой. Герман был первым строителем монастыря на Столобном острове и скончался в 1614 году; духовную его см. в Ист. опис. Ниловой пустыни, В. Успенского, стр. 109. Нач. жития: «Благословен Бог и Отец Господа нашего». 469 Она в рукоп. Унд. XVIII в.. 346 и 347, в обеих без предисловия; нач.: «Сей преп. Нил рождение и воспитание име от области и предел В. Новаграда». 470 Этот свод в солов. рукоп. каз. дух. ак. 609; список помечен 1632 годом. Здесь повести о монастыре предшествует опись монастырских зданий; в повести переписана большая часть Корнилиева сказания, к которому прибавлены известия о первом печерском пустыннике Марке, о деятельности Корн или я и о его преемниках; затем следуют статьи об осаде Пскова и монастыря в 1581 г., о переложении мощей Марка и Ионы при иг. Иоакиме, о нашествии поляков в 1611 г. и о чудесах Печорской иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

465 Единственный сп. второй ред. без начала в рукоп. Унд. XVII века. 380, л. 35. Первая редакция упоминает мимоходом о приставе Стефане Кобылине, мучившем Филиппа в заточении, потом постриженном и заточенном в Каменный монастырь. Второй редактор рассказывает подробнее о заточении Филиппа со слов старца Симеона, бывшего Ст. Кобылина, «поточену ему бывшу на Соловках». На время второй редакции есть намек в известии ее, что на месте мельниц, построенных Филиппом, ныне построены новые каменные: может быть, это те, которые были поставлены после пожара, истребившего мельницы в 1601 году, по Соловецкой летописи. Солов, рукоп, Каз. дух. ак. 483. 467 Милют. ч. мин, ноябрь, л. 1055, Унд. XVII века. 275 и 1271: в последнем анаграмма, в которой скрыто имя автора; она напечатана по рукоп. Царского в III т. Зап. Археол. Общ. и разобрана в т. IV, стр. 140. Нач. жития: «Якоже в чувственных видимое солнце». Иона, вероятно, прежде жил в Рождественском монастыре и не прекращал сношений с ним, став в 1589 году епископом вологодским; о чуде 1572 года рассказал ему монах этого монастыря Антоний; в 1600 году он положил в ту же обитель список творений Максима Грека на помин души своей по смерти. Опис рукоп. Царского, стр. 200. 468 Эти известия извлечены из предисловия Филофея к житию и записок Германа, помещенного Тулуповым перед житием в рукоп. Тр. Серг. л. 672, л. 85. В рукоп. Унд XVII века. 345 то же житие со службой. Герман был первым строителем монастыря на Столобном острове и скончался в 1614 году; духовную его см. в Ист. опис Ниловой пустыни, В. Успенского, стр. 109. Нач. жития: «Благословен Бог и Отец Господа нашего». 470 Она в рукоп. Унд XVIII века. 346 и 347, в обеих без предисловия; нач.: «Сей преп. Нил рождение и воспитание име от области и предел В. Новаграда». 471 Этот свод в солов. рукоп. Каз. дух. ак. 609; список помечен 1632 годом Здесь повести о монастыре предшествует опись монастырских зданий; в повести переписана большая часть Корнилиева сказания, к которому прибавлены известия о первом печерском пустыннике Марке, о деятельности Корн или я и о его преемниках; затем следуют статьи об осаде Пскова и монастыря в 1581 году, о переложении мощей Марка и Ионы при иг. Иоакиме, о нашествии поляков в 1611 году и о чудесах Печорской иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Дьяк Роман Богин, справил Иван Уланов. К сей поступной записи церкви Успения Пресвятой Богородицы, что у великаго государя на сенех, поп Федор Фомин руку приложил. Послух Федька руку приложил» 2092 . 47 к стр. 213. Челобитная дьячка Рождественского собора по поводу примирения с Кадашевцом «Царю государю и великому князю Алексию Михаиловичу... бьет челом богомолец твой Рождественскаго собору, что у тебе великаго государя на сенех, псаломщик Якушка Иванов да холоп твой Кадашевец Кирюшка Гаврилов, сын Иванов. В нынешнем, государь, во 172 г. августа в 5 число богомолец твой Якушко на него Кирилу челом бил в беглой своей девке Палашке, Микитиной дочери да в сносных животах в 30 рублев с полтиною, и я Якушко у него Кирилу и ныне не ходя в суд поговорили меж собою полюбовно и помирились. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михаилович пожалуй меня богомольца своего, вели государь челобитье наше и мир наш записать. Царь государь смилуйся» 2093 . 48 к стр. 218. Челобитная дьячка Евдокиинской церкви на портного мастера «Царю государю и великому князю всея великия и малыя и белыя России самодержцу Феодору Алексеевичу, бьет челом богомолец твой церкви преподобномученицы Евдокии, что у тебя великаго государя вверху, псаломщик Ивашка Васильев. Жалоба, государь, мне на Кадашевца портново мастера на Василия Кузьмина. В нынешнем, государь, во 189 году, февраля в 3 числе, отдал богомолец твой ему Василию Кузьмину кафтанишко сделать камчатое, и он Василий для своей бездельной корысти ту мою камку испортил и то портище ни во что обратил. Кроил то кафтанишко по моему слову во вся дополно, а сделать отдал по вся скудно, не против меры. Милосердый государь царь и великий князь, всея великия и малыя и белыя России самодержец Феодор Алексеевич, пожалуй меня богомольца своего, вели государь о сем розыскать и своей государской милости указ учинить» 2094 . Читать далее Источник: Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке/Церк.-ист. археол. исслед. прот. Моск. придвор. Благовещ. собора Н.Д. Извекова. – Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1906. - II, 268, с., л. ил. (Московская церковная старина : Труды Комис. по осмотру и изуч. памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии, изд. под ред. пред. Комис. А.И. Успенского; Т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010