Дмитров. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский храм Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о Введенском храме в Конюшенной слободе города Дмитрова встречается в XVII веке. Церковь Была деревянная. Ныне существующий каменный храм был возведен «тщанием прихожан», но особенно крупные пожертвования поступили от купцов Ф.К.Макаров, А.И. и И.А. Толченовых (отца и сына). Храм был освящен 10 сентября 1768 года. В 1786 году по проекту Н.П. Осипова была построена трехъярусная колокольня, но за высоким куполом храма звон был плохо слышен и поэтому в 1832 году надстроили четвертый ярус. На колокольне было восемь колоколов. Самый большой из них весил почти три с половиной тонны. Введению во храм Пресвятой Богородице и посвящен главный придел. Он имеет необычайно пышное убранство для сельского храма. Необыкновенной красотой поражает шестиярусный иконостас с объемной барочной резьбой и вытыми колоннами. Великолепны его Царские врата с иконами Благовещения и евангелистов. Настенная живопись принадлежит художнику П.В. Кузяеву (от же расписывал и Сергиевский придел Успенского собора), который работал в храме в 1872 и 1879 годах. Второй придел церкви, освященный 15 июля 1765 года, посвящен св. мученикам Кирику и Иулитте, пострадавшим в IV веке. Третий придел посвящен святителю Николаю, великому чудотворцу. Придел был освящен 24 октября 1764 года. Советское время началось для Введенской церкви с изъятия ценностей. Из храма вынесли всю драгоценную утварь. С некоторых икон сорвали венцы и оклады, были похищены кресты-мощевики. Под слоями извести исчезла живопись фасада. В 1937 году власти согнали всех жителей к храму и объявили, что по просьбе трудящихся будут сбрасывать колокола. Храм оцепили вооруженные красноармейцы. В тот день было уничтожено три самых больших колокола. Тем не менее, храм никогда не закрывался. Во время Великой Отечественной войны всего в километре от храма на горе Волдынской остановились немецкие войска. Отсюда было удобнее обстреливать Дмитров. Артобстрелы велись регулярно. Жители Заречья (современной название Конюшенной слободы прятались в храме, чтобы спастись. На колокольне находился дозорный пункт советских войск. 5 декабря 1941 года немецкий снаряд влетел в храм, пробил стену трапезной и разорвался в приделе Святителя Николая, унеся жизни 11 человек. Погибшие похоронены в двух братских могилах около храма.

http://sobory.ru/article/?object=03594

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Кременчуг. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Крюкове Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В последнее время мы всё меньше интересуемся своей историей. Много кременчужан не знают, что до революции город считался еврейским. Ведь людей этой национальности проживало почти 60%. Поэтому, наверное, и было в Кременчуге 3 большие синагоги и больше, чем 30 молитвенных еврейских домов, и лишь 12 православных церквей. Одна из них - Успенская церковь города. В 1883 г. городской архитектор Кременчуга Александр Несвицкий разработал проект одноглавой церкви для Крюковского кладбища. Последние работы по её сооружению завершились в 1887 г.  Того же года церковь была освящена метрополитом Переяславським и Полтавским Иоанном на отсюда и название. Церковь была задумана как кладбищенский храм, то есть она предназначалась исключительно для отпевания умерших и выполнение обрядов, связанных с погребением, и была приписана к Покровской приходской церкви. После революции, когда Советская власть начала набирать силу, бригадой комсомольцев-активистов церковь была закрыта. Звоны переплавлялись на вагоностроительном заводе, в самом сооружении был создан рабочий факультет, а в подвалах церкви для работников завода консервировались овощи. Со временем храм превратили в спортзал и так он просуществовал до Великой Отечественной войны. О религии в те года не могло быть и речи. Ведь с 1937 г. «большим правителем» Иосифом Сталиным была объявленная безбожная пятилетка. Во время Великой Отечественной войны, когда оккупанты заняли город, по просьбе местных жителей они разрешили в 1942 г. в Успенской церкви проводить службы - так бывшая кладбищенская церковь превратилась в приходскую. Люди сносили сюда иконы, церковную утварь. Церковь была спасена благодаря 4 женщинам: Евдокии Резниченко, Прасковьи Иванюк, Ефросинии Андреевны и Домникии. Первым священником, который начал молебные, панихиды, отпевание, был протоиерей Григорий. В конце 1950-х г.г. в Советском Союзе разворачивается ещё одна антирелигиозная компания, направленная на закрытие большинства действующих церквей. К тому времени Кременчугская Успенская церковь была единым действующим религиозным центром на Кременчугский, Глобинский, Козельщенский и близлежащие районы. И только благодаря усилиям архимандрита Порфирия, храм удалось спасти от закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=37431

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Кирилл (Павлов). Фотография. Кон. ХХ в. (Павлов Иван Дмитриевич; 8.09.1919, дер. Маковские Выселки, ныне Михайловского р-на Рязанской обл.- 20.02.2017), архим., духовник братии ТСЛ, один из почитаемых старцев РПЦ. Из крестьянской семьи. В 12 лет осиротел. Жил в семье брата, воспитывался бабушкой. В 1933-1937 гг. учился в Касимовском индустриальном техникуме, который окончил по специальности «техник-технолог по холодной обработке металлов резанием». Работал на заводе в пос. Катав-Ивановский (ныне г. Катав-Ивановск Челябинской обл.). В 1939 г. был призван на срочную военную службу, отправлен на Дальн. Восток. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, служил в разное время в минометной роте, танковых частях. Участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле оз. Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Был дважды ранен. К. вспоминал, что в апр. 1943 г., неся караульную службу в разрушенном Сталинграде, среди развалин дома нашел Евангелие. Это событие изменило его жизнь, и он обратился к вере. Всю войну он прошел с образом Иверской иконы Божией Матери, к-рый надела на него бабушка, когда провожала на военную службу. Иногда его отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый дом Павлова, но это был его однофамилец. Был награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизован в 1946 г. Работал в Москве на топливной базе на ул. Рогожский Вал. В том же году поступил в Московскую ДС. На каникулах, с 27 июня по 27 авг. 1947 г., жил в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , исполнял клиросное и др. послушания. В 1950 г., окончив семинарию, поступил в МДА. В 1954 г. окончил ее со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I-II вв. христианства». 25 авг. 1954 г. был пострижен в монашество с именем Кирилл в честь прп. Кирилла Белозерского архим. Пименом (Извековым ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 8 окт. того же года в Успенском соборе ТСЛ Ростовским и Каменским митр. Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона. 30 нояб. в Трапезном храме ТСЛ рукоположен во иерея Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит). К. был пономарем в Троицком соборе, затем лаврским кассиром, помощником казначея, а потом казначеем ТСЛ. В 1965 г. был возведен в сан архимандрита и назначен духовником братии ТСЛ. В 1984 г. был в составе делегации РПЦ, посетившей Св. землю в день престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1986 г. был освобожден от обязанностей казначея, смог больше времени уделять духовному окормлению братии монастыря и богомольцев.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Воеводин Григорий Дмитриевич, 6.01.1869, г. Луга С.-Петербургской губ., по др. данным, С.-Петербург - 17.12.1937, г. Боровичи Ленинградской, ныне Новгородской обл.), архиеп. Полоцкий и Витебский. Из мещанской семьи. В детстве прислуживал в алтаре храма Михаила Архангела - нижнего храма ц. Воскресения Христова и Рождества Христова (Малоколоменской) в С.-Петербурге. В 1890 г. окончил 8-ю С.-Петербургскую гимназию, в 1894 г.- СПбДА со степенью канд. богословия. На выбор жизненного пути Г. большое влияние оказала встреча со св. Иоанном Кронштадтским в июне 1890 г.; впосл. Г. неоднократно посещал его в Кронштадте. 13 февр. 1893 г. он был пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. По окончании ДА весной 1894 г. посвящен во иеромонаха и назначен преподавателем Владикавказского ДУ; в 1895 г. перемещен в Александровскую миссионерскую семинарию в с. Ардоне (Осетия), с 21-26 авг. 1896 г. преподаватель гомилетики Могилёвской ДС; с 18 июля 1898 г. инспектор Полтавской ДС. С 27 июня 1901 г.- в сане архимандрита настоятель уфимского Успенского мон-ря, а также член Уфимской Духовной консистории. По прошению 6-26 марта 1908 г. перемещен в распоряжение Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) для зачисления в состав братии одного из мон-рей епархии. 27 авг. 1908 г. назначен настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря и начальником новооткрытого Житомирского уч-ща пастырства, 20 июля 1910 г.- также настоятелем Тригорского Преображенского мон-ря в Житомирском у. В кафедральном Преображенском соборе Житомира 25 июля 1910 г. архиеп. Антонием в сослужении 4 епископов хиротонисан во епископа Острожского, 3-го викария Волынской епархии с оставлением в должностях начальника Житомирского уч-ща пастырства и настоятеля 2 мон-рей; 27 окт. установлен круг его полномочий. С 28 февр. 1913 г. 2-й викарий той же епархии. Награжден орденами св. Владимира 4-й (1909) и 3-й (1912) степени, св. Анны 1-й степени (1914).

http://pravenc.ru/text/161287.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелхиседек (Лебедев), архиеп. Брянский. Фотография. 2015 г. (Лебедев Василий Михайлович; 26.01.1927, дер. Нов. Черкасово Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне Шатурского р-на Московской обл.) - 8.06.2016, г. Подольск Московской обл.), архиеп. Брянский и Севский. Из крестьянской семьи. В детстве вместе с родителями посещал приходскую церковь, в 6 лет научился читать на церковнославянском, читал и пел на клиросе до закрытия храма в 1937 г. В 1944 г. окончил ремесленное училище в г. Рошаль Московской обл. и начал работать слесарем на заводе в Кашире Московской обл. Осенью 1946 г. поступил в МДС. По окончании семинарии 18 июля 1950 г. рукоположен Можайским еп. Макарием (Даевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 21 июля - во иерея. Назначен священником Преображенской ц. с. Бесова Каширского р-на Московской обл. В дек. того же года переведен в Пятницкую ц. с. Туголес (ныне Шатурского р-на). В февр. 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской ц. с. Молоди Чеховского р-на Московской обл. Под его руководством в храме были проведены ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтари, однако во время организованной в стране в правление Н. С. Хрущёва антирелигиозной кампании Воскресенская ц. была закрыта. В янв. 1961 г. свящ. В. М. Лебедев был назначен настоятелем Богородице-Рождественской ц. г. Орехово-Зуева и благочинным храмов Орехово-Зуевского окр. Московской епархии. В 1962 г. брак свящ. В. М. Лебедева распался из-за ухода его жены. В том же году он поступил в МДА. В 1963 г. принят в Троице-Сергиеву лавру . В том же году Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Мелхиседек и направлен на послушание на Троицкое Патриаршее подворье в Переделкине. В 1965 г., по окончании 3 курсов академии, решением Свящ. Синода РПЦ назначен епископом Вологодским и Великоустюжским. Окончил МДА, сдав оставшиеся экзамены экстерном. 17 июня 1965 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим возглавил хиротонию М. в лаврском Успенском соборе. На Вологодской кафедре М. проявил себя энергичным и деятельным архиереем. Регулярно служил в кафедральном соборе, выступал с яркими проповедями, его службы всегда привлекали много верующих, в т. ч. молодежь. Неск. раз объехал все храмы епархии, особо обращал внимание на посещение бедных приходов, к-рым оказывал необходимую помощь; принимал меры к привлечению в храмы иереев с хорошей богословской подготовкой. Сам продолжал заниматься церковной наукой. В 1967 г. защитил в МДА дис. «II Ватиканский Собор: Историко-критический обзор» и получил степень кандидата богословия.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Юрик Евгений Николаевич; 6.12.1910, с. Коростов, Галиция, Австро-Венгрия (ныне в Сколевском р-не Львовской обл., Украина) - 1.10.1984, Львов), митр. Львовский и Тернопольский. Происходил из старинного греко-католич. священнического рода (известен с XVIII в.). После первой мировой войны территория Зап. Украины, где проживала его семья, отошла к Польше (до 1939). В 1930 г. окончил гимназию в Станиславове (ныне Ивано-Франковск, Украина), поступил в Познаньский медицинский ин-т, затем перешел в греко-католич. Львовскую ДА. Окончил академический курс в 1937 г. в Станиславове, куда была переведена часть академии. В том же году принял священнический сан целибатом. Служил в с. Ганьковцы Снятынского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.). В 1938 г. назначен настоятелем храма в с. Воскресинцы Коломыйского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.), также был преподавателем гимназии в г. Коломыя. В 1943 г. назначен настоятелем греко-католич. Успенского собора в г. Черновицы (ныне Черновцы). В 1944-1945 гг. был настоятелем в с. Пробежная (ныне Чортковского р-на Тернопольской обл.). После Великой Отечественной войны активно поддержал движение за воссоединение укр. униатов с правосл. Церковью. Одним из первых вступил в организованную свящ. Г. Костельником (впосл. протопресвитер РПЦ) Инициативную группу (орган временного управления Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), созданный после ареста ее иерархов). Участник Львовского Собора 1946 г., принявшего решение об отмене Брестской унии 1596 г. После Собора перешел в Православие и был принят клириком в РПЦ. Стал ближайшим помощником Львовского и Тернопольского еп. Макария (Оксиюка ; впосл. митрополит). Был назначен управляющим епархиальной канцелярией, стал настоятелем Николаевского храма во Львове. В том же году протопр. Г. Костельник обратился с прошением в Московскую Патриархию о архиерейской хиротонии свящ. Е. Юрика. В ответе патриарх Московский и всея Руси Алексий I сообщал, что «вопрос о хиротонии о. Евгения решен принципиально, но владыка Макарий просил дать ему время поработать в канцелярии Львовского архиерея».

http://pravenc.ru/text/2566028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никита (Делекторский). Фотография. 30-е гг. XX в. (Делекторский Федор Петрович; 22.12.1876, г. Покров Владимирской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских), еп. Орехово-Зуевский. Из семьи священника. В 1897 г. окончил Владимирскую ДС по 2-му разряду и с 1 сент. того же года был направлен законоучителем в двухклассное уч-ще Министерства народного просвещения при фабрике Южской мануфактуры в Вязниковском у. Владимирской губ. В 1898 г. женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери протоиерея Христорождественского собора г. Александрова. 3 авг. 1898 г. Федор был рукоположен во иерея ко храму переславль-залесского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , обращенного в том году из заштатного мужского в общежительный женский. Первыми насельницами обители стали монахини, переведенные из александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря . В 1901-1907 гг. одновременно с настоятельством в монастырском храме свящ. Ф. Делекторский состоял с 1901 г. членом Ревизионного комитета при Переславском ДУ, а также являлся с 1905 г. законоучителем церковной школы Николаевского жен. мон-ря и с 1907 г. законоучителем и заведующим Успенской церковноприходской школой в Переславле-Залесском. В 1903 г. награжден набедренником. В 1904 г. была опубликована отдельной брошюрой написанная им история Николаевского мон-ря. 17 окт. 1907 г. освобожден от всех должностей и переведен священником к Введенской ц. и ц. св. Сорока мучеников Севастийских в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского. 22 авг. 1909 г. уволен по прошению за штат и 31 авг. того же года стал вольнослушателем МДА. 16 янв. 1910 г., выдержав дополнительные испытания по богословским предметам семинарского курса при Холмской ДС, утвержден в звании студента семинарии.

http://pravenc.ru/text/2565370.html

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился в Курске 22 марта 1903 года. В 1909 году его семья переехала в Благовещенск-на-Амуре. Высшее образование Георгий Вознесенский получил в Русско-китайском политехническом институте в Харбине, там же окончил пастырско-богословские курсы. В 1931 году он принял постриг с именем Филарет, вскоре был рукоположен, в 1933 году возведен в сан игумена, в 1937 году – архимандрита. В 1962 году из Харбина уехал в Гонконг, оттуда в Брисбен, епископом которого назначен в 1963 году. А в 1964 году владыка Филарет избран на место ушедшего на покой первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского; † 1965). Это бремя митрополит Филарет нес в течение 21 года. Владыка Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года. В 1998 году было решено перенести останки почившего первоиерарха из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными. «Митрополит Филарет – это человек глубокой аскетической жизни. Посмотрите на его облик! Он был молитвенником, – вспоминает о владыке Филарете (Вознесенском) протоиерей Алексий Котар, настоятель Николаевского кафедрального собора в г. Сиэтл (штат Вашингтон, США). – Сам святой владыка Иоанн Шанхайский его кандидатуру выставил. Кандидатами тогда были и святитель Иоанн, и кто-то другой, и в качестве компромисса владыка Иоанн предложил выбрать молодого архиерея – владыку Филарета. В какой-то мере владыка Филарет был мне как отец, потому что когда я учился в русской гимназии в Нью-Йорке, то в последний год моего обучения родители уехали в Сан-Франциско, папа (протоиерей Николай Котар. – А.Н.) был переведен туда, и владыка Филарет взялся как-то присматривать за мной, вызывал меня к себе, наставлял, поправлял. Он очень любил молодежь, часто встречался с молодежью. У нас по воскресеньям были кружки; мы приходили к нему прямо в покои, где он нас угощал, беседовал с нами. Когда он приходил к нам домой, то любил сесть за рояль: играл некоторые вещи, в том числе и свои, был хорошим музыкантом и композитором.

http://pravoslavie.ru/30547.html

Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на по­дольской земле. В 1559 г. царь Иван Грозный отдал погост с церковью Данилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на сто лет. В 1730-х гг. по указу Синодального казенного приказа протопоп Иоанн Максимов построил в селе храм из белого камня в честь Покрова Богородицы с приделом во имя сщмч. Власия. В 1845-1856 гг. стараниями священника Александра Успенского на средства прихожан построили новый каменный храм по проекту арх. Дмитрия Гущина. Церковь имела приделы: правый — в честь свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского, и сщмч. Власия, епископа Севастийского; левый — в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В 1894 г. при церкви имелись библиотека, богадельня, позже — Покровское общество трезвости, церковноприходская школа. С 1937 г. богослужения в храме прекратились, здание использовали под мастерские и склад. В 1992 г. храм вернули верующим. 9 сентября 2001 г. его удостоил великого освящения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. История храма Покровский храм в селе Покровском (расположен на границе села Покровского и деревни Юдановка), что в окрестностях поселка Вороново Новой Москвы (до 01.07.2012 Подольского района Московской области) построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда . Освящение церкви состоялось в 1728 г. 

http://sobory.ru/article/?object=03716

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010