Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Примечания 1. Протоиерей Иоанн Захариевич Белоликов (1873–1937) одно время, еще при жизни отца Захарии, был священником в родном селе Васильевском, затем в селе Чуровском Череповецкого уезда. Впоследствии отец Иоанн служил священником Богородице-Успенской Рдейской женской пустыни у Рдейского озера, в 88 верстах от Старой Руссы. Последние сведения об этом служении – 1920 год. Там умерла его жена Наталья, оставив троих сыновей и пятерых дочерей. После закрытия монастыря служение отца Иоанна протекало в городе Старая Русса, где он был настоятелем Георгиевской церкви. Он жил со старшей дочерью Марией Ивановной, но когда гонения на христиан усилились, отец Иоанн отправил дочь в Петроград к братьям и сестрам. Верующие отзывались об отце Иоанне с глубоким почтением, но дети отказались от него – шаг, который понятен уму, но который не вмещает сердце. Родные вспоминают, как старый священник приезжал в Ленинград и тайком подходил к ограде детского сада, чтобы посмотреть на внучку, и маленькая девочка ловила на себе пристальный взгляд незнакомого человека в странной одежде. 26 октября 1937 года отец Иоанн был арестован. Решением «тройки» по Ленинградской области он был приговорен к расстрелу со следующим обвинением: «Проводил контрреволюционную агитацию против колхозного строительства, распространял измышления о колхозах, ссылаясь на религиозные учения, во время революции скрывал в монастыре белобандитов и эсеров». Расстрелян 12 ноября 1937 года в Ленинграде, на станции Левашове, где предположительно и погребен. 2. ПротоиерейАлексий Захариевич Белоликов (1883–1937) окончил Новгородскую Духовную Семинарию и служил священником сначала в Ирме Череповецкого уезда, а с 1907 по 1937 год в родном селе Васильевском. Размеренная жизнь в окружении большой семьи, рядом с прекрасным человеком – женой Верой Алексеевной – после революции стала мученической. Семья жила в тягостной нищете и в атмосфере травли по «спецзаказу» со стороны сельской шпаны. Летом 1937 года была снесена малая церковь прихода, подле которой находились могилы родителей. Неоднократные попытки выслать отца Алексия останавливались вмешательством его брата, Василия Белоликова: как член обновленческого Синода, он мог добиться отмены приговора, ибо некоторое время власти считались с обновленцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр, митрополит Крутицкий июня 1862-†27 сентября/10 октября 1937 Прославлен в 1997 г. Память празднуется 27 сентября/10 октября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года о канонизации священномучеников: Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) . Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новолуговое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Новолуговского храма. Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков. Бирюков Андрей Владимирович родился в 1881 году в Пермской губернии. Окончил 4 класса Тобольской духовной семинарии. Рукоположен во священника около 1920 года, перед назначением в Новолуговскую церковь был священником церкви села Барышевского. В 1930 году о. Андрей был в первый раз арестован, но через полтора месяца выпущен на свободу. После ареста в Новолуговом, видимо, не служил. В 1937 году он стал вторым священником Успенской церкви Новосибирска. 20 ноября был арестован, а 2 декабря 1937 года расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован в 1956 году. С 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипалыциков). Архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипалыциков) родился в селе Балахта Ачинского уезда Енисейской губернии 28 декабря 1896 года в крестьянской семье. Окончил Красноярскую духовную семинарию, ректором которой в то время был протоиерей Николай Асташевский - будущий митрополит Новосибирский Никифор. В начале 1920-х годов иеромонах Сергий служил в Покровской церкви Новониколаевска. Осенью 1924 года в Новониколаевск прибыл назначенный Патриархом Тихоном епископ Никифор (Асташевский). Иеромонах Сергий стал келейником владыки Никифора. В списках священнослужителей Новосибирской епархии 1928 года отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска - кафедрального храма. В 1932 году архимандрит Сергий был арестован и осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из лагеря в Новосибирск в 1935 году и был назначен настоятелем Никольского храма села Новолугового Новосибирского района. В ночь с 4 на 5 мая 1937 года архимандрит Сергий вновь арестован и доставлен в новосибирскую тюрьму, где находился до расстрела 29 июля 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Белгород. Марфо-Мариинский монастырь. Успенско-Никольский собор. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Появлению Успенско-Николаевского собора на земле белгородской способствовало событие необычное – сам Государь Император Петр I пожертвовал на строительство его сто рублей. Об этом было записано в клировых ведомостях и указана точная дата царской благотворительности – 15 июня 1701 года. Об этом же свидетельствует и небольшая мемориальная доска на стене храма. А собственноручную записку первого российского императора более двухсот лет хранили в алтаре, показывая лишь именитым гостям. Возведение собора завершено в 1709 году. После 1917 года был закрыт, в 1933-1937 гг. в нем размещалась тюрьма, в 50-80-х гг. XX в. Белгородский хлебозавод. В мае 1998 года был передан РПЦ и в нем началась реставрация. Восстановлен и освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 26 декабря 2005 года. В 1993 году при храме основан Марфо-Мариинский женский монастырь. 15 июня 1701 года Государь Император Петр I пожертвовал на строительство Успенско-Николаевского собора сто рублей, o чем свидетельствует запись в клировых ведомостях и небольшая мемориальная доска на стене храма. В 1709 году возведение собора завершено. После революции 1917 года Успенско-Николаевский собор закрыт, в 1933-1937 годах в здании размещалась тюрьма, в 50-80-х годах XX века - Белгородский хлебозавод. В 1993 году открыто подворье, которое 28 декабря 1999 года преобразовано в Белгородский женский монастырь во имя Святых Марфы и Марии. В мае 1998 года полуразрушенный храм возращен Русской Православной Церкви. 26 декабря 2005 года восстановленный храм освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Священнослужители обители окормляют заключенных ИТК строгого режима в поселке Сосновка. Успенско-Николаевский собор города Белгорода слышал много похвал и красивых эпитетов. О нём любили рассказывать и писать паломники, церковнослужители, археологи - многие, кто бывал и молился в этом соборе и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веках.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Новороссийск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Церковь построена в конце XIX века на перекрёстке двух дорог на возвышенности. В 1937 году её закрыли, но уже в годы войны стали восстанавливать. Первое богослужение прошло здесь в конце осени 1942 года, а в 1943 году на Пасху церковь выдержала бомбардировку. Служба не прекратилась даже тогда, когда по церкви били из гаубиц. Источник: книга " Храмы России " В конце 1891 года в Новороссийске начало функционировать городское кладбшде. Территория его ограничивалесь улицами: Анапской (ныне Видова), Ставропольской, Чайковской и Ксениевской (ныне Клары Цеткин); общая площадь - около 20 000 сажен, имела форму прямоугольника. На территории кладбищенской земли бьло начато сооружение Успенской церкви. Строительство ее осуществлялось под руководством специально образованного (Городской Думой) комитета. 23 ноября 1904 года Городская Дума рассмотрела вопрос об освящении вновь построенной Успенской церкви. Приняв доклад Управы об окончании строительства Дума решила отпустить в распоряжение комитета 300 руб. на освящение церкви и единогласно постановила благодарить председателя комитета по постройке церкви М.Ф. Пенчула‚ а также всех членов комитета за их труд и пожертвования в пользу вновь выстроенного храма. В обиходе‚ в том числе и в Городской Думе, Успенская церковь именовалась также Кладбищенская церковь, однако в официальных типографски иэготовленшх докумпентах тех лет эначилось: " Городское кладбище при Успенской церкви " . В настоящее время на территории, принадлежащей Успенской церкви (бывшее городское кладбище)‚ находится здание военного госпиталя на ул. Видова (рядом с церковью). С 1945 года — действующая. По материалам архивного отдела г. Новороссийск, Краснодарский край, 1995г. В 1904 г. на городском кладбище появилась церковь (на углу улиц Ставропольской и Анапской - современные Гладкова и Видова), который сохранился до наших дней и действующий поныне. Свято-Успенский Кафедральный Собор - тогда это была Успенская (кладбищенская) церковь. Комитет по ее постройке был организован еще в 1899 г. и возглавил его Городской Голова Михаил Федотович Пенчул.

http://sobory.ru/article/?object=11654

Архим. Мстислав (Волонсевич). Фотография. 1954 г. (Волонсевич Дмитрий Иванович; 12.11.1906, Вильна (с 1918 Вильно, ныне Вильнюс, Литва) - 2.04.1978, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи служащего. С юности проживал в Польше (с 1922 Виленский край входил в состав Польского гос-ва). В 1926 г. окончил гимназию в Вильно. Поступил на правосл. Богословский фак-т Варшавского ун-та (окончил в 1936). В апр. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в Почаевской Успенской лавре и был рукоположен во диакона. В февр. 1935 г. рукоположен во иерея. Входил в клир неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. В 1935-1937 гг. настоятель миссионерского прихода в г. Галиче. Галичскую общину образовали в 1934 г. бывш. униаты, перешедшие в Православие. Община не имела своего храма и не была зарегистрирована польск. властями, к-рые выселили ее 1-го священника из города. М. прибыл в Галич в 1935 г. тайно, на санях под соломой, и совершил богослужение под открытым небом. В дальнейшем местные власти требовали от М., чтобы он каждый раз получал разрешение на приезд в Галич. В сент. 1937 г. М. был назначен настоятелем храма вмч. Георгия, единственного православного во Львове. В том же году удостоен в Варшавском ун-те ученой степени магистра богословия. В 1938 г., видимо в связи с передачей польск. властями львовского Георгиевского храма в военное ведомство, М. переехал в Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь. Был возведен в сан игумена, стал помощником настоятеля обители архим. Митрофана (Гутовского; впосл. епископ) в руководстве мон-рем и располагавшимися в обители псаломщицко-диаконскими курсами. В дальнейшем М. был возведен в сан архимандрита. Служил некоторое время на приходе в с. Хыруве Львовского воеводства, затем вернулся в Яблочинский мон-рь. Во время второй мировой войны, в годы нем. оккупации Польши, М. находился при Варшавской митрополии, окормлял приход в г. Жирардуве. В 1944 г. был вывезен на принудительные работы в Германию, где остался после окончания второй мировой войны в брит. зоне оккупации.

http://pravenc.ru/text/2564276.html

Закрыть «Собой вы души верных закрывали» Вечная память священнослужителям и мирянам, невинно убиенным и пострадавшим за веру Христову Яна Сонина   08:42 01.11.2023 824 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором 29 октября в Калязине почтили память священнослужителей и мирян, невинно убиенных и пострадавших за веру Христову в годы гонений на Церковь. В канун Дня памяти жертв политических репрессий в Парке Памяти, который находится рядом с храмом Вознесения Господня, по инициативе общественности была установлена памятная плита, на которой высечены эти слова и отрывок из стихотворения Игоря Алексеева: «Вы на себе несли кресты: Даже тогда, когда их с вас срывали, Пред Богом и страной своей чисты, Собой вы души верных закрывали ... Ваш скорбный путь – России крестный путь, Отмеченный в непознанных скрижалях, И, дай Господь, нам веры не свернуть, Опять в пустыню духа и печали…» Чин освящения плиты прошел после воскресной Божественной литургии, его провел благочинный Калязинского церковного округа иерей Георгий Иванов. Перед собравшимися выступил глава Калязинского района Константин Ильин. Он отметил, что в истории нашей страны было немало трагических моментов, но главное – это их правильная оценка потомками и общее покаяние за совершённые ошибки. Благодарственными письмами главы района были награждены люди, которые своим трудом, финансовыми средствами оказали помощь в установке памятной плиты. Средства пожертвовали калязинцы, предприятия города, иногородние жертвователи, родственники, потомки пострадавших священнослужителей. На плите не высечено конкретных имен, поскольку их открыто уже немало – около ста. Некоторые из репрессированных и убиенных священнослужителей известны нам уже давно и прославлены в лике новомучеников Русской земли, некоторые имена еще только открывает история. Планируется издать брошюру со всеми известными сведениями об этих людях. Во время открытия плиты вспомнили имена о. Павла Фаворитова и о. Илии Чередеева – последних священников Успенского храма в сельце Константиново, расстрелянных в 1937 году. Священника Владимира Введенского из села Скнятино. Их лики смотрят на нас с икон, находящихся в храме Вознесения Господня. Священника Константина Чекалова из села Красное. Их потомки не раз бывали в Калязине, делали доклады о своих родных на Макарьевских Калязинских чтениях. По-разному сложилась судьба многих монахинь Кашинского Сретенского монастыря, сосланных в Сибирь и Казахстан. Среди них немало было простых калязинских крестьянок. Калязинцы были также и в числе тех 49 расстрелянных в 1937 году по резонансному делу о. Григория Шлиссельбургского, который находился в ссылке в Кашине и затем был арестован и приговорен к казни. Недавно в Кашине впервые прошли памятные мероприятия в честь него и того дела.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/01/so...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 23.08.1851, г. Луцк Волынской губ.- 24.05.1940, Харьков), сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Харьковский. Род. в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской ДС, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вел рассеянную жизнь. Во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». В 1900 г. принял монашеский постриг в Донском в честь иконы Божией Матери мон-ре в Москве и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре был назначен наместником Донского мон-ря с возведением в сан архимандрита. С 1903 г. эконом и казначей туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и имп. Палестинского об-ва. В 1906 г. назначен казначеем жировицкого Успенского мон-ря , в 1910 г. переведен настоятелем Лубенского мон-ря. В 1911 г., после прославления свт. Иоасафа Белгородского , А. организовал крестный ход из Лубенского мон-ря в Белгород, в к-ром участвовало неск. сот человек. С 1917 г. настоятель Псково-Печерского мон-ря , с 1919 г. настоятель скитской церкви бывш. Козельщинского жен. мон-ря Полтавской губ. В 1932 г., после закрытия храма, А. уехал в Киев. 30 окт. 1932 г. в Киеве хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, 7 сент. 1933 г. назначен епископом Винницким. В 1934 г. был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , с 2 июня 1937 г. архиепископ Харьковский. К 1937 г. в Харькове сохранилась единственная Никольская ц. на Холодной горе. Представители властей предложили А. поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил А. с правосл. клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, А. предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделен стеной. Несмотря на запрет властей, через 2 недели стена была сооружена. Радея о богослужении, церковном пении, А. умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектении «Подай, Господи» А. говорил: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!»

http://pravenc.ru/text/64132.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 января (4 февраля) Священномученик Иоанн Успенский Священномученик Иоанн родился 30 августа 1870 года в посаде Большие Соли Костромского уезда Костромской губернии в семье священника Алек­сандра Успенского. Иван Александрович окончил духовное учи­лище и в 1890 году был рукоположен в сан диакона, а уже в период начавшихся после большевистской революции гонений – в сан священника и служил в Введенской церкви в селе Введенском Кинешемского района Ивановской области. После начала в 1937 году беспощадных гонений власти аресто­вали почти всех священников, многих церковных старост, членов церковных двадцаток и наиболее активных мирян. 1 ноября 1937 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Кинешме священник Иоанн Успенский, трое мирян и священник из села Пешково; в силу того, что они были друг с другом знакомы, сотрудники НКВД решили объединить их дела в одно дело. В тот же день начались допросы, которые продолжались не­прерывно в течение нескольких дней. – Вы арестованы как участник контрреволюционной поповско-кулацкой группы, расскажите следствию о своей контрреволюционной деятельности, – потребовал следователь от отца Иоанна. – Участником контрреволюционной поповско-кулацкой группы я не являлся, контрреволюционной деятельности не вел, – ответил священник. – Следствию достоверно известно, что вы, будучи враждебно настроенным к существующему строю, среди своего окружения вели систематическую контрреволюционную агитацию, направ­ленную на срыв проводимых мероприятий партии и советской власти. Следствие требует дать правдивые показания. – Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил. – Вы показываете ложь, следствие имеет достаточно фактов, подтвержденных свидетельскими показаниями, о том, что вы про­водили активную антисоветскую агитацию. Показывайте правду! – Повторяю, что нигде и никогда антисоветской агитации я не вел. – Попа Николая Лебедева вы знаете? – Да, Лебедева я знаю хорошо, последний служит в Успенской церкви села Пешково.

http://fond.ru/kalendar/82/ioann/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   28 июля (10 августа) Преподобномученик Василий (Эрекаев), преподобномученицы Елена (Асташкина) и Анастасия (Камаева), мученики Арефа Ерёмкин, Иоанн Ломакин, Иоанн Сельманов,  Иоанн Милёшкин и мученица Мавра Моисеева Ни на один год после того, как в России восторжествовала власть большевиков, не прекращались гонения на Русскую Пра­вославную Церковь. Один год от другого отличался лишь боль­шей ожесточенностью гонений и суровостью приговоров. Любая попытка осмысления прошлого России и ее настоящего с точки зрения иной, нежели большевистская, рассматривалась как контрреволюционный, антигосударственный заговор, а выска­занная вслух жалоба на тяжелое положение народа или только лишь на свою собственную судьбу интерпретировалась как злост­ная клевета на государственный строй. В начале 1937 года сотрудники НКВД Мордовии сочли доста­точными для массовых арестов собранные ими «сведения о том, что в Торбеевском, Ковылкинском, Темниковском и Ичалковском районах существует  контрреволюционная церковно-монархическая организация, возглавляемая» духовенством. В марте 1937 года были арестованы священники, монахини и крестьяне, всего двадцать два человека, проживавшие в этих районах, и за­ключены в тюрьму в городе Саранске, среди них – иеромонах Ва­силий (Эрекаев), послушницы Елена (Асташкина) и Анастасия (Камаева) и миряне Арефа Ерёмкин, Иоанн Ломакин, Иоанн Сельманов, Иоанн Милёшкин и Мавра Моисеева. Преподобномученик Василий  родился 19 июля 1876 года в де­ревне Носакино Малышевской волости Спасского уезда Тамбов­ской губернии  в семье крестьянина Георгия Эрекаева. Жители деревни Носакино были приписаны к Успенской церкви в селе Старая Пичиморга, находившемся рядом с деревней. Окончив сельскую школу, он в 1898 году поступил послушником в Саров­ский монастырь в Темниковском уезде той же губернии. Сразу же после начала в 1914 году Первой мировой войны он был призван в армию и служил в обозе; после возвращения в монастырь он был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и под­визался в обители до ее закрытия в 1927 году.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/588/Aref...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010