О дальнейшей судьбе «московской» части ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева. «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора Святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени, – пишет Н. Энеева. – Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне» 91 . Еще одна частица ризы Господней находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 году в связи с 250-летием со времени основания этой церкви. А патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от патриарха Александрийского 92 . Наши предки, благоговейно сохранявшие дарованную Православной Руси святыню, считали себя недостойными этого великого благодеяния. «О, преславного чудесе! Каково Божие дарование Российстей земли даровася Риза, еюже безгрешный Господь одеем, сию неблагодарнии людие от дальных стран, яко дар некий, в царствующий град Москву принесоша», – говорится в одном из песнопений службы на положение ризы Господней 93 . …В год двухтысячелетия христианства, впервые после 80-летней безвестности, православные россияне смогли вновь получить доступ к величайшим христианским святыням, хранившимся до революции в соборах Кремля. С 19 мая по 24 сентября 2000 г. в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля были представлены реликвии, связанные со Страстями Господними. В числе этих святынь – Ковчег с ризой Богоматери, привезенный в Успенский собор в 1680 г. князем В. Голицыным. В конце XVIII – начале XIX вв. святыня была переложена в ковчег иранской работы, в котором в 1625 году шах Аббас прислал в Москву часть взятой персами в Грузии ризы Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Во время Отечественной войны 1812 г. А. проявил себя как незаурядный организатор, патриот и добрый пастырь, воодушевлявший народ на отпор врагу. А. составил молитву об изгнании врагов, одобренную имп. Александром I и введенную в круг богослужения в Москве. По его указанию был установлен чудотворный Смоленский образ Божией Матери на поклонение народу в Успенском соборе Кремля. 14 авг. 1812 г. А. благословил московское земское ополчение, вручив хоругви; организовал крестные ходы с чудотворными Смоленской, Иверской и Владимирской иконами Божией Матери вокруг Кремля, Китай-города и Белого города, водосвятительный молебен в госпитале в Лефортовском дворце; принимал меры к сохранению церковных ризниц и отправке из Москвы Патриаршей б-ки, дел консистории и Синодальной конторы, помогал духовенству выехать из Москвы. По настоянию московского коменданта гр. Ф. В. Ростопчина А. в ночь на 2 сент. вместе с Владимирской и Иверской иконами Божией Матери уехал во Владимир, затем в Муром. После отступления французов А. 7 нояб. 1812 г. вернулся в Москву и сразу же приступил к восстановлению и освящению поруганных московских святынь и храмов; по поручению императрицы Марии Феодоровны раздавал пособия жителям Москвы, потерявшим имущество. Указом имп. Александра I от 28 дек. 1812 г. А. было повелено после смерти митр. Платона продолжать управление епархией и выделены средства для возобновления храмов и духовных уч-щ. 1 дек. 1812 г. А. освятил Покровский собор и Китай-город, 12 дек.- Белый город, 1 февр. 1813 г. был открыт Кремль освящением Архангельского собора . 30 авг. 1813 г. был освящен Успенский собор Кремля, наиболее пострадавший от французов. 3 марта 1813 г. А. открыл присутствие консистории, по его указанию 31 марта 1813 г. возобновились занятия в МДА. А. приветствовал вернувшееся московское ополчение, принял от него хоругви и установил их в Успенском соборе Кремля, ввел ежегодные поминовения погибших на Бородинском поле, благодарственный молебен и крестный ход всех московских сороков 11 окт.- в день оставления французами Москвы. К 1816 г. благодаря деятельности А. все московское духовенство было возвращено на свои приходы. 12 окт. 1817 г. на Воробьёвых горах состоялась закладка храма Христа Спасителя по обету, данному имп. Александром I, в благодарность за победу над французами. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» А. был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом ТСЛ, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией. С 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. Умер от туберкулеза и похоронен по завещанию в Успенском соборе ТСЛ, у зап. ворот.

http://pravenc.ru/text/62614.html

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси. В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор. Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем. Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244559...

773 Византия. Балканы. Русь. Иконы XШ-XV веков; Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. Август-сентябрь 1991 г. М.. 1991. 62. С. 235–236. 774 Антонова В. П.. Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи [ГТГ] : Опыт историко-художественной классификации. М.. 1963. Т. 1. Кат. 230. С. 285–290. 777 Лидса А. М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии/7 Иерусалим в русской культуре/Ред.-сост. А. Баталов. А. Лидов. М.. 1994. С. 22–23; Нер- сесян Л. В. К вопросу о происхождении и символическом содержании иконографии «О тебе радуется»//РИ: Искусство Византии и Древней Руси: К 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара. СПб.. 1999. С. 380–398. 779 Атштов М. В. Памятник древнерусской живописи конца XV в. Икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М.. 1964. С. 46; Плугин В. А. Указ. соч. С. 46. 781 Качалова И. Я. «Апокалипсис» в росписи Благовещенского собора II Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. Рукопись. 783 Дмитревский//. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. М.. 1894 (perip. – 1993). С. 168. 786 Успенский Л. А. Богословие иконы в православной церкви. М.. 1989. С. 230–231; см. об этом также: Щенникова Л. А. Деисусный чин со «Спасом в силах» (истоки иконографии)//Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. Рукопись. 787 Дмитревский И. Указ. соч. С. 172. 310 и Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 10. Табл. 3. 790 См. статью в наст, изд.: Лидов А. М. Византийский антепендиум: О символическом прототипе высокого иконостаса. С. 161–206. 791 HahnloserH. R. Le oreficerie della Pala d " Oro//La Pala d’Oro/A cura di IT. R. Hahnloser. R. Polaco. Venezia. 1994. P. 95. Tav. LXX. 796 По описи первой половины XVII в., в первоначальном иконостасе Успенского собора Московского Кремля на деревянных «стоянцах». разделявших 21 икону праотсчсс- кого чина, были закреплены 43 херувима и серафима (Описи московского Успенской собора, от начала XVII века по 1701 год включительно Ч РИН. СПб.. 1876. Т. 3. (Тб 308–309.413–414); чеканные изображения херувимов, укрепленные на вершине грехло- паетного завершения икон праотеческого чина, сохранились в иконостасе I роицктн о собора Троице-Сергиева монастыря (Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники. М.. 1968. Ил. 69). Характерно, что изображения херувимов в иконостасе Троицком собора, как. видимо, и кремлевского Успенского собора, были исполнены в рельефе г вызолочены, как и херувимы на темплоне в Рошиоло.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Архив Пн В день памяти святителя Петра Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 3 января 2023 г. 12:34 3 января 2023 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, основанном святителем Петром.  По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Петра, пребывающим в алтаре Успенского собора.  Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение в облачении, созданном по древнему иконописному образцу облачения святителя Петра, и с копией посоха святителя, хранящегося в Успенском соборе Кремля.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Донского ставропигиального монастыря ; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя ; схиархимандрит Илий (Ноздрин) ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Успенского собора и храмов Московского Кремля; члены Епархиального совета г. Москвы и столичное духовенство.  В храме присутствовали заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов. 

http://patriarchia.ru/db/text/5992189.ht...

В день памяти святителей Московских Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля 18 октября 2008 г. 14:47 18 октября, когда Русская Православная Церковь празднует Собор Московских святителей , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля . В Успенском соборе, начиная с 1326 года, когда здесь был погребен святитель Петр, основатель храма и первый московский святитель, устраивались захоронения Патриархов Всероссийских и московских митрополитов, в том числе, Первосвятителей Московских — Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена. За богослужением Святейшему Патриарху Алексию сослужили епископы Дмитровский Александр , Гатчинский Амвросий , а также представители духовенства Москвы. После Литургии состоялся праздничный молебен Собору Московских святителей, после которого Святейший Патриарх Алексий поздравил всех молящихся с праздником. «Нелегок был путь Первосвятителей Московских. Святой Патриарх Иов закончил свою жизнь в изгнании, а Патриарх Гермоген мученически пострадал в Смутное время. Но самое тяжелое бремя выпало на долю святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Сколько пришлось пережить его любвеобильному сердцу, когда он узнавал о разрушении храмов и монастырей, об убийствах священнослужителей!», — сказал Патриарх Алексий. Также он отметил, что в богослужении участвовал епископ Амвросий, который согласно решению Священного Синода переведен в Санкт-Петербургскую митрополию , где возглавит управление Духовными школами с титулом «Гатчинский». «Думаю, что для Москвы и для меня, как правящего епископа Первопрестольного града, тяжело расставаться с теми помощниками, которые были опорой и надеждой в моем нелегком служении на протяжении последних нескольких лет. Москва будет молить Бога о том, чтобы Господь помогал владыке Амвросию в его новом нелегком служении», — напутствовал архиерея Святейший Патриарх, поблагодарив владыку за его труды, понесенные в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/476286.htm...

В эпоху становления централизованного Русского гос-ва владимирский Успенский собор был взят за образец при перестройке по заказу вел. кн. Иоанна III Васильевича собора Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1475-1479). Итал. архит. Аристотель Фьораванти создал новаторский 6-столпный собор «палатного» типа и увенчал его 5 полусферическими К. на мощных световых барабанах. Центральный барабан (пролет ок. 9 м) чуть больше и выше угловых (ок. 7 м). Все К. покрыты позолоченными луковичными главами (изначально шлемовидные, были заменены в XVII, XIX и нач. XX в.). Особенностью расположения К. является то, что они сдвинуты к востоку; т. о., центральный К. осеняет амвон, 2 восточных - диаконник и жертвенник, скрытые за иконостасом, а 2 западных - наос. Успенский собор Московского Кремля, как главный кафедральный храм России, стал важнейшим иконографическим образцом и одним из национальных архитектурных символов. По его подобию строили рус. 5-главые соборы вплоть до сер. XVIII в., когда эта схема органично вписалась в новую архитектуру барокко. Наиболее ранним подражанием, хотя и наделенным индивидуальным обликом, является собор арх. Михаила в Московском Кремле (1505-1508, архит. Алевиз Новый), выстроенный в формах венецианского Ренессанса. Крестово-купольный храм увенчан 5 К. на барабанах (центральный крупнее), сдвинутых к востоку. Первоначально шлемовидные главы были из черной лощеной черепицы. В XVII в. черепица уступила место луженому железу. Покрытия К. менялись после пожаров, в т. ч. в 1737 г. была сделана центральная золоченая луковичная глава, а угловые главы были выкрашены в зеленый цвет (позднее стали шлемовидными серебристыми). Собор Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. 1475–1479 гг. Собор Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. 1475–1479 гг. Большинство крупных монастырских и городских соборов XVI в. повторяют образ Успенского собора Московского Кремля с 5 крупными луковичными главами на цилиндрических барабанах (Успенский собор в Ростове, 1508-1512, перестроен в XVII в.; Преображенский собор Хутынского мон-ря, 1515; Успенский собор в Тихвине, 1507-1515; Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, строительство начато ок. 1525, перестроен во 2-й пол. XVI в.; Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1559-1585, с центральной золоченой главой и угловыми синими с золотыми звездами; Софийский собор в Вологде, 1568-1570).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Наиболее раннее изображение И. в рукописной книге встречается в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 120) в иллюстрации освящения ц. арх. Михаила «монастыря Всеволожа» (Выдубицкого) в Киеве (1088). Несмотря на именование епископов в тексте, на миниатюре фигуры в архиерейском облачении не персонифицированы и условны, имеют нимбы. В лицевой рукописи Ростовского патерика 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 27 об.), принадлежавшей ростовскому купцу И. С. Рахманову, собраны жития большинства местных чудотворцев. На миниатюре И. изображен в рост, в повороте влево, перед образом Божией Матери (Богоматерь с Младенцем на коленях восседает на престоле, в Ее правой руке - скипетр, на голове - корона; подпись: «     U  ()      ()    ()     # »). И. в бордовой фелони и охристом омофоре, на голове белый клобук, правая рука возле груди, левая раскрыта ладонью, борода седая средней величины. К ранним изображениям И. в монументальной живописи относится его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Ил. 47). В центральной апсиде алтаря в медальонах, выделенных цветом, помещены поясные изображения рус. святых: в центре - свт. Леонтий Ростовский, справа от него - И. в белом клобуке, с заостренной внизу бородой, в небольшом повороте влево, правая рука вытянута вперед в благословляющем жесте, покровенной левой прижимает к груди Евангелие. В росписи сев. фасада Успенского собора Московского Кремля (первоначальная живопись неоднократно поновлялась в XVII-XIX вв.) между колонками изображены в рост 6 святых: прп. Пафнутий Боровский, Ростовские святители И., Леонтий и Игнатий, преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 35). И. изображен также в росписи 1563-1564 гг. Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле, которую выполнили «мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий и Дементей Сидоровы дети» ( Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 38, 95, 100. Табл. 9). Благословляющий И. представлен в рост (руки разведены, в левой - Евангелие) вверху на юж. грани сев.-вост. столба собора, у него длинная седая борода. В главной апсиде алтаря ярославской ц. прор. Илии, расписанной в 1680 г. артелью костромских и ярославских мастеров во главе с Гурием Никитиным, И. написан в ряду с Московскими и Ростовскими святителями ( Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 89, 95. Табл. 3). В росписи 1684 г. Троицкого собора костромского Ипатиевского мон-ря его образ помещен в диаконнике среди Ростовских и Новгородских святителей ( Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. Т. 1. С. 156-157).

http://pravenc.ru/text/674806.html

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2009 г. 13:47 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля . Его Святейшеству сослужили епископы Красногорский Савва , Дмитровский Александр , Бронницкий Игнатий , Солнечногорский Сергий , Подольский Тихон , благочинные города Москвы и столичное духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о Ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. На богослужении присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . За Божественной литургией пел хор Свято-Данилова монастыря . По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора и совершил краткий молебен на соборной площади Кремля. Со ступеней собора Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с отмечаемым праздником: «Всех вас, дорогие владыки, досточтимые отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это главный престольный праздник Патриаршего кремлевского Успенского собора, с воздвижением которого связано возвышение Москвы как столицы Русского государства. С этим храмом связаны самые значительные страницы нашей истории. Но и во многих других важных центрах Русского Православия есть Успенские кафедральные соборы. Успенский кафедральный собор есть и в городе Владимире, который был столицей Руси после Киева. А Киев славен Успенской Киево-Печерской лаврой и лаврским Успенским собором, который также был наименован в честь этого праздника. И во многих других городах кафедральные соборы посвящены этому дню — и не случайно.

http://patriarchia.ru/db/text/728348.htm...

В день Собора Московских святых Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля 6 сентября 2009 г. 13:13 6 сентября, в день Собора Московских святых и памяти святителя Петра, митрополита Московского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили епископы Аркадий (Афонин) ,  Красногорский Савва ,  Смоленский и Вяземский Феофилакт , представители духовенства Москвы и Смоленской епархии . За богослужением пел хор Успенского кафедрального собора города Смоленска. На Божественной литургии присутствовали губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, председатель областной думы А.И. Мишнев, директор ГТРК «Смоленск» Н.А. Юрченко, главный федеральный инспектор Смоленской области В.Г. Слепнев, представители общественности Смоленска. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви приветствовал владыку Феофилакта и представителей общественности Смоленска. «Сегодняшним днем мы полагаем некую новую традицию, когда в Успенском Патриаршем соборе Кремля главном храме Русской Церкви во время Патриарших богослужений с  нами будут молиться представители епархий Русской Церкви», сказал Патриарх. «Это важно, чтобы люди приезжали в Москву, видели первопрестольный Кремль, видели этот исторический собор, который является свидетелем значительной части нашей церковной и гражданской истории. Прикосновение к этим святыням помогает многое понять и многое переосмыслить, помогает развить в себе чувство ответственности не только за свою собственную жизнь, но и за свою страну», отметил Предстоятель. «Если это чувство ответственности будет развиваться в сознании наших людей, то страна будет другой, продолжил Патриарх. Самое опасное для жизни народа когда мы не хотим видеть дальше своей личной жизни, когда во имя личного благополучия готовы разрушать благополучие общее, когда для того, чтобы получить крохи и копейки, мы наносим ущерб государству, обществу, природе. Если у каждого человека будет развитое чувство ответственности за страну, за народ, то в ответ на это чувство и Господь будет давать разумение, будет усиливать наши общие совместные деяния, направленные на благо Отечества и Церкви». В ответном слове епископ Феофилакт поблагодарил Его Святейшество за радость совместной молитвы и за попечение о Смоленской епархии , которое Святейший Владыка не оставил и после избрания на Московский Патриарший престол. От лица епархии владыка вручил Святейшему Патриарху Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/734736.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010