Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

Соборная гора. На ней стоял кремль, уникальный, построенный из белого камня. В то время редко использовали этот материал как основной, чаще его заменяли кирпичом. А вот в Серпухове строили из него вплоть до XVII века. Стены кремля повторяли естественное очертание холма. 32-метровая Караульная башня с колоколом, Никольская – с тайным выходом к Серпейке, самая красивая – Высоцкая – смотрящая на монастырь. Всего пять башен и три полубашни. За всю историю существования этот кремль был взят лишь раз – из-за предателя. Ради белого камня кремль разберут в советские годы на строительство московского метро… Но так и не используют… Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни. На территории кремля стоял художественный, ландшафтный, духовный ориентир города, сохранившийся и поныне. Это Троицкий собор. Существующее здание построено в 1696 году архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотием, некогда бывшего священником этого собора. Богослужения здесь очень редки. Собор является филиалом историко-художественного музея, он хранит предметы, найденные при многочисленных раскопках на Соборной горе. Троицкий собор помнит двух святых новомученников. Один его настоятель протоиерей Василий Студиницын и сын другого настоятеля – священник Петр Орленков – были расстреляны в 30-годах. На месте второго храма, стоявшего на территории кремля (в память Димитрия Солунского и в честь Дмитрия Донского), теперь – мемориальный некрополь защитников города в Великой Отечественной войне. Там же – памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле. Собор Святой и Живоначальной Троицы – древнейший храм Серпуховской земли. Первоначальное здание храма было деревянным, и оно было освящено 15 июня1380 г. незадолго до Куликовской битвы. Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестовокупольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е гг.), Успенский собор в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.). Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечательно еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем Владимиром Хоробрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонеже – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=00380

Настал день 21 ноября. Еще серел на рассвете зимний день, когда члены Собора начали стекаться в Кремль. Увы! Москва не могла прийти в свой родной Кремль даже на великое историческое торжество. Новые хозяева Кремля пустили туда даже и на этот исключительный день очень немногих, да и эти немногие счастливцы должны были претерпеть целый ряд мытарств, прежде чем попасть в Кремль. Все эти ограничения и затруднения доступа в Кремль не имели никакого смысла: не были они и враждебным действием нового «правительства» в отношении к Церкви. Это была просто та тупая бессмыслица, в царстве которой выпало нам испытание теперь жить. Тяжело было идти по пустому Кремлю и видеть все его раны незалеченные. Со времени бомбардировки Кремля прошло уже три недели, но в Кремле все еще беспорядок. Больно видеть следы артиллерийских снарядов на таких исторических священных зданиях, как Чудов монастырь, храм Двунадесяти апостолов, и совсем ужасно видеть зияющее большое отверстие в среднем куполе Успенского собора. Ничто не исправлено; всюду осколки кирпичей и щебня. Таким национальным позором оканчивается петербургский период русской истории. С опустошения Московского Кремля этот период начался. Ведь за последние 200 лет Московский Кремль так часто напоминал археологический музей, где лишь хранятся памятники бывшей и ныне вымершей жизни. Но вот теперь в пустой, разбитый и оскверненный Кремль вместе с патриархом должен снова войти дух народной и церковной жизни. Картина разрушения Кремля скрывалась и забывалась, лишь только вступали в дивный и священный Успенский собор. Здесь, как живые, смотрят древние иконы и древняя стенная роспись. Здесь почивают представители духа древней Руси, почивают и во гробах нетленные. В Мироварную палату собираются российские архиереи в мантиях и священнослужители в облачениях. Там — полутьма под сводами древней патриаршей палаты. Епископы поют молебен, какой всегда бывает при наречении в епископа. В предшествии всех епископов следует митрополит Тихон в Успенский собор.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Боковые престолы собора - влкмч. Феодора Стратилата и влкмц. Ирины, свт. Николя Чудотворца. В подклете престолы - Всех Святых, в Российской земле просиявших, собора Радонежских святых, свт.Иннокентия Московского. Погребены патриархи Московские и Всея Руси - Алексий I (Симановский, ск. 1970), Пимен (Извеков, ск. 1990). Собор Успенский в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Материалы каталога " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официального сайта Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Троице-Сергиева лавра, 2005 г. Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Успенский собор (1585) Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=03961

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного». Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей). Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов. Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года. В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея). Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

http://patriarchia.ru/db/text/1559602.ht...

23 мая в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошли переговоры Блаженнейшего Патриарха Феофила и Святейшего Патриарха Кирилла, в ходе которых обсуждались вопросы, касающиеся двусторонних отношений между Иерусалимской и Русской Православными Церквами, а также  темы общеправославного характера. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира (I степени). Также церковные награды были вручены членам делегации Иерусалимской Церкви. 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в Крестном ходе из Кремля к памятнику Кириллу и Мефодию на Славянской площади и совершили молебен у памятника. Блаженнейший Патриарх Феофил и Святейший Патриарх Кирилл также совершили Божественную литургию в Никольском Морском соборе Кронштадта. В ходе визита Блаженнейший Патриарх Феофил принял участие в освящении памятника священномученику Ермогену у стен Московского Кремля, посетил Троице-Сергиеву Лавру, Иерусалимское подворье в Москве и художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Главы Иерусалимской и Русской Православных Церквей встретились с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его резиденции в Сочи. Предстоятель Иерусалимской Церкви также побывал на острове Валаам, где молился за Божественной литургией в главном соборе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря и осмотрел его многочисленные скиты, и в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге Его Блаженство посетил Казанский кафедральный собор, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Исаакиевский собор и Троицкий собор Александро-Невской Лавры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила и Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3102900...

В мае 2009 года региональное общественное движение «Народный собор» и Женское православно-патриотическое общество, объединившие более 250 общественных организаций из разных регионов страны, выступили с инициативой постановки памятника Святейшему Патриарху Ермогену – великому патриоту и защитнику Отечества к 400-летию со дня его мученической кончины и к 100-летию прославления в лике святых. Для решения этой задачи был создан Региональный общественный фонд содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Ермогену. Деятельность Фонда получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Хроника наиболее значимых событий современного этапа осуществления исторического проекта по постановке памятника Патриарху Ермогену: 16 июля 2011 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе Фонда освятил у мощей святителя Гермогена икону, написанную в преддверии юбилейных торжеств, посвященных 400-летию мученической кончины (2012) и 100-летию прославления Патриарха Ермогена в лике святых (2013) и благословил крестный ход по пути народного ополчения Минина и Пожарского. В период с 21 по 23 сентября 2011 года состоялся крестный ход из Нижнего Новгорода в Москву, с новонаписанной иконой священномученика Ермогена, который прошел по территории пяти областей и завершился на Красной площади в Москве. 1 марта 2012 года, в день 400-летия со дня мученической кончины святителя Ермогена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь священномученика Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа города Москвы. 3 марта 2012 года, в день памяти священномученика Ермогена у стен Московского Кремля, в Александровском саду, Святейший Патриарх Кирилл возглавил освящение закладного камня в основание памятника святителю Ермогену – инициатору освобождения страны от иноземцев в 1612 году, замученному интервентами в Чудовом монастыре. Перед этим была совершена Божественная литургия в Успенском соборе Кремля, где покоятся его святые мощи. Там же Святейший Патриарх Кирилл объявил конкурс на создание памятника. «Надеюсь, что народ наш соберет средства, найдутся умельцы, которые воплотят глубинный смысл подвига великого патриота и Патриарха земли Русской», – сказал Предстоятель Церкви.

http://pravoslavie.ru/61754.html

В самом Храме были приготовлены Храмовые иконы Рождества Христова, Святителя Николая и Александра Невского. 9:30 По окончании водоосвящения раздался благовест, известивший о начале освящения Храма Христа Спасителя. 10:00 Прибытие митрополита Иоанникия, чтение входных молитв. Затем, перед началом чтения литургийных часов, из церкви Сошествия Св. Духа у Пречистенских ворот (разобрана) вышло духовенство Никитского сорока тоже в специально сшитых к освящению Храма Христа Спасителя новых парадных облачениях и, перейдя площадь, остановилось у главного входа в Храм. Западные двери его отворились. Из них вышел преосвященный викарий Мисаил с местным духовенством, с хоругвями, синодальными певчими, и тремя Храмовыми иконами. Начался Крестный ход от Храма Христа Спасителя в Успенский Собор Кремля за святыми мощами в следующем порядке: 1. Во главе — диакон. 2. Два причетника несли фонарь и два по сторонам их. 3. Хоругви Собора Христа Спасителя (хоругвеносцы в форменных кафтанах). 4. Псаломщики — певцы в стихарях. 5. Все свободные от назначения для присутствования при освящении псаломщики попарно с новыми зажженными выносными золочеными свечами одинакового размера. 6. Диаконы в стихарях с лучшими серебряными, какие имеются в церкви, кадилами. Маршрут Крестного хода проходил по Волхонке и Моховой через Троицкие ворота к Соборной площади Московского Кремля. Подойдя к Успенскому Собору духовенство Никитского сорока и священнослужители Храма Христа Спасителя вошли в Успенский Собор, а хоругвеносцы с хоругвями всех Соборов и монастырей Кремля выстроились в ряд вдоль западной паперти Собора. Обратный путь Крестный ход от Успенского Собора к Храму Христа Спасителя прошел по иному маршруту: через Боровицкие ворота, третий Александровский сад вдоль набережной Москва–реки и церкви Похвалы Богородицы (находилась рядом с Храмом Христа Спасителя, разобрана). Несколько иным был и порядок шествия. Впереди несли хоругви Храма Христа Спасителя, Кремлевских Соборов и монастырей, затем Храмовые иконы Храма Христа Спасителя, иконы св. митрополитов, чудотворные иконы. За ними шло московское духовенство и духовенство московской епархии — всего до 800 человек.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207672...

Два года назад участники " Народного Собора " развернули кампанию за возвращение знаменитой чудотворной иконы на ее прежнее место – Спасскую башню Московского Кремля с целью возвращения главной башне страны первоначального исторического облика. В мае 2009 года иконописцем Дмитрием Винокуровым по заказу " Народного Собора " был сделан список знаменитой иконы по сохранившейся старинной литографии. Этот список был освящен в ночь с 23 на 24 мая 2009 года на Патриаршем подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игуменом Иоанном (Ермаковым). А уже утром 24 мая в праздник Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла участники " Народного Собора " пронесли эту икону крестным ходом до ворот Спасской башни Московского Кремля, где она встречала крестный ход из Успенского собора во главе с Патриархом Кириллом. Причем икона прошла до Спасской башни во главе всего крестного хода. После этого было принято решение привезти этот список чудотворной иконы в Вятку, откуда он прибыл боле 350 лет назад в столицу и пронести его Великорецким крестным ходом. К этому решению участников " Народного Собора " сподвигнул удивительный факт. Несколько лет назад, когда только возник " Народный Собор " , на Патриаршем подворье в Сокольниках, для защиты которого от рейдеров и сплотилось это общественное движение, произошло обновление иконы Николая Чудотворца. Эта совершенно черная икона, подаренная кем-то из прихожан, в течение года совершенно обновилась и приобрела яркий цвет. Примерно в то же время в Вятке в Спасском соборе (он построен на месте Троицкой церкви, в которой находился знаменитый чудотворный образ Спасителя, давший название главной башне Московского Кремля) произошло другое чудесное событие. Здесь также полностью обновилась совершенно потемневшая икона Спаса Нерукотворного, подаренная прихожанином. Прибыв в Вятку, которая до сих пор все еще называется Кировым, участники " Народного Собора " принесли список чудотворной иконы в Спасский собор. Настоятель храма отец Александр Перминов радостно встретил икону и благословил прибывших на крестный ход участников " Народного Собора " .

http://pravoslavie.ru/30744.html

20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор. Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трёхнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до kohцa XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси. Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора. Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона. Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда. Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

http://patriarchia.ru/db/text/136423.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010