Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 24 жовтня 2008 р. 10:22 Послание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви участникам молодежного симпозиума, посвященного 100-летию со дня кончины святого праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца [Стаття] Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион направил послание участникам молодежного симпозиума, посвященного 100-летию со дня кончины праведного Иоанна Кронштадтского. 17 жовтня 2008 р. 16:00 18 октября — память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев [Стаття] Празднуя память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. 10 жовтня 2008 р. 17:00 11 октября — память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Преподобные Кирилл и Мария являются ярким примером христианского благочестия, благоугодного жития, целомудренного супружества, воспитания детей в вере и благонравии. Суете княжеского двора они предпочитали простую уединенную жизнь в своем поместье, не пренебрегали и обычным сельским трудом. 10 жовтня 2008 р. 16:00 11 октября — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих [Стаття] Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется 11 октября (28 сентября). |
Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 7 листопада 2008 р. 13:40 Искаженное представление о любви — это мина замедленного действия. Интервью с ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым. [Ihmepb " ю] В ноябрьском номере журнала «Фома» ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор протоиерей Владимир Воробьев размышляет о том, на чем с христианской точки зрения основаны семья и брак, чем супружеская любовь отличается от влюбленности, и к чему должны быть готовы молодые люди, вступающие в брак. 24 2008 р. 21:04 «Любви и радости» [Ihmepb " ю] Накануне праздника Пасхи Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ответил на вопросы, интересующие читателей «Российской газеты». 26 грудня 2007 р. 22:48 Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы журналистов информационных агентств и радиостанций России [Ihmepb " ю] 26 декабря, накануне Нового года и в преддверии Рождества Христова, в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась традиционная встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с журналистами крупнейших информационных агентств и радиостанций России. 26 жовтня 2007 р. 13:00 Никита Кривошеин: «Приезд Патриарха был величайшим событием и для русских, и для всех православных, проживающих во Франции» [Ihmepb " ю] В беседе с корреспондентом радио «Радонеж» Никита Игоревич Кривошеин критикует позицию руководства константинопольской Архиепископии русских церквей, противящегося сближению с Московским Патриархатом. |
Дни, посвященные Святым, имена которых мы носим, т.е. дни ангелов, дни именин, суть праздники для носящих их имена. Равным образом дни Святых, которым посвящены известные храмы, суть праздники для целых п р и х о д о в , где сии храмы. Какие из праздииков – главнейшие? Из праздников самые главнейшие суть: Пасха праздник праздников, и так называемые двунадесятые от своего числа 12-ти: 1) Рождество Богородицы, 2) Воздвиженье, 3) Введение в храм Богородицы, 4) Рождество Христово, 5) Крещенье, 6) Сретенье, 7) Благовещенье, 8) Вербное воскресенье, 9) Вознесенье, 10) Троицын день, 11) Преображенье и 12) Успенье. 6) Посты. Много ли у нас постов? Пост очень полезен для души нашей; поэтому у нас, православных, много постов и многодневных, и однодневных. Для каждого времени года: для весны, лета, осени и зимы у нас свой пост; в честь Господа, Пресв. Богородицы и Святых Божьих у нас есть посты. Какой весенний пост и почему он установлен? Весенний пост, это – Великий пост , иначе Четыредесятница, перед празд. Пасхи, пост сорокодневный, почему и называется Четыредесятницею. Установлен этот пост по примеру Господа Спасителя, который, перед вступлением в служение спасению рода человеческого, по крещении, постился в пустыне сорок дней. Какая особенная обязанность всякого православного христианина в сей пост? В сей пост всякий православный христианин непременно обязан очистить себя говением, т.е. пощением, хождением в церковь к службам, исповедью и св. причащением. Какой летний пост и почему он установлен? Летний пост – Петров пост, перед празд. св. Апостолов Петра и Павла. Установлен в честь св. Апостолов, которые выходили на проповедь Евангелия Христова с постом и молитвою. Какой осенний пост и почему он установлен? Осенний – Успенский, перед празд. Успения Пресв. Богородицы. Установлен в честь Богородицы. Она всю свою жизнь, а особенно пред своим переселением на небо много постилась. Какой зимний пост и почему он установлен? Зимний – Рождественский, перед празд. Рождества Христова. Установлен в честь Господа, чтобы посредством поста приготовиться к достойному празднованию большего из великих праздника спасительного Рождества Христова. |
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед Великий Пост в 2024 году с 18 марта по 4 мая в 2024 году. Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы. В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы. Петров пост в 2024 году Петров пост еще называют Апостольским постом с 1 по 11 июля в 2024 году. С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост в 2024 году С 14 по 27 августа в 2024 году. Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. |
Лютый перец и борщ-экспресс. Постные рецепты от иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) Как не сделать пост пыткой для близких? 13 июня, 2023 Как не сделать пост пыткой для близких? С 12 июня начался Петровский пост. Как его прожить, о чем не забыть и как быть с близкими, которые не хотят поститься? На эти вопросы отвечает иеромонах Феодорит (Сеньчуков) и делится рецептами блюд. Ранее материал был опубликован в 2022 году. Зачем нам пост? Любой пост нам необходим для сосредоточения на духовной жизни. Церковь нам дает его для того, чтобы мы меньше времени уделяли еде, развлечениям и сосредоточились на молитве, на богослужении. То есть, чтобы немножко отключились от обыденности. Есть определенная цикличность: пост — мясоед — пост — мясоед. В этом чередовании у нас проходит церковный год. Это не значит, что в другое время мы должны меньше молиться. Но молитвенная жизнь нам облегчается именно такими постами. Есть понятие «дебелость плоти». Именно это в пост и отключается. Мы меньше едим мяса. Но смысл поста — не в том, чтобы мы совсем не ели (пост — не голод). Изначально посты состояли из полного отказа от еды и воды. Но когда писался типикон, то пришли к тому, что в пост мы ограничиваем свое питание. Мы можем поститься строго или нет, но при этом «наше разжжение плоти» утихомирить условным недоеданием. Что главное нужно сделать в это время? Самое главное — это молитва, духовная жизнь. Нужно постараться в эти дни чаще молиться, чаще бывать на богослужениях, чаще исповедоваться. Вся наша жизнь должна быть стремлением к Богообщению, и пост нам эту задачу облегчает. Вообще, что такое посты? Это как дорожные знаки, разметка на дороге. Нам это установлено, чтобы мы не соскочили в кювет. Мы можем ехать медленно или быстро, но если мы не будем нарушать разметку, то приедем туда, куда надо. Если мы этому не следуем, то можем проскочить, а можем и сорваться. Как не сделать пост пыткой для окружающих? Все очень просто. Не надо навязывать людям свои установки. Если ты постишься — постись. Но не нужно изображать из себя страдальца. Скрывать пост бессмысленно, но это не значит, что ты должен принуждать к нему всех окружающих. Ешь, что тебе положено, а другим не навязывайся. Как на время поста отрешиться от всех вокруг происходящих событий и нужно ли это? |
В плане именно употребляемых продуктов пост делится на нестрогий (воздержание от всех видов мясо-молочной пищи) и строгий (воздержание также и от рыбы). В монастырском уставе пост дифференцирован более глубоко как по календарю, так и по составу пищи (присутствует понятие «сыроядения» — употребления в пищу в определенное время только сырых овощей, и «пост без вкушения растительного масла», а также «совершенный пост» — полное воздержание от пищи, например, перед причастием). В то время как сроки пощения для всех Церковью устанавливаются общие, то строгость поста и мера воздержания определяется индивидуально в соответствии с конкретными условиями. Так, по канонам Церкви от поста «разрешаются» (то есть освобождаются) болящие, путешествующие (в меру необходимости), беременные, кормящие матери и т.п. В течение года Церковью определены четыре многодневных поста: Великий , Петров , Успенский и Рождественский , а также большинство сред и пятниц в течение всего года и несколько сугубых однодневных постов (точные сведения о времени постов удобно посмотреть во вступительной части любого Православного церковного календаря). Великий и Успенский посты являются строгими (безрыбными), Петров пост и Рождественский пост (кроме последней седмицы) — нестрогими. Итак, пост — это школа духовного сосредоточения. Пост — это школа самопожертвования, умения отказаться от «дольнего» ради «горнего», школа послушания и смирения, школа управления своей волей и своим организмом. Пост — это периодическое напоминание нам о приоритете духовных ценностей над материальными. Пост (как и периодичность богослужений, праздников) — это ритмика горнего мира, соединение земли с Небом. Пост — это труд во Христе, пост — это радость во Христе. Пост — это заповедь Божия: «…тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2, 20). А ведь сказано Господом: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей…» (Ин. 15, 10). Специфика поста в том, что он как бы воссоединяет духовное делание и быт православного человека. Впрочем, это можно сказать и о многих других сторонах «воцерковленного» быта : неизменность чтения утренних и вечерних молитв, освящение трапезы, традиционное празднование в домашнем кругу церковных праздников (например, обычай колядования на Рождество ) и т.п. |
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Когда начали праздновать Рождество Христово Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». |
Таким образом, пост телесный в тесной связи состоит с постом духовным по отношению к плотским вожделениям, и кто хочет разжжения тела угасить, кипение крови охладить, мечтания сатанинские отогнать, тому нужно непременно иметь воздержание от многоястия и сладкопития, тому надлежит пребывать в посте непременно. Пост есть младости страж, взросших обуздание, девства питатель, супружества охранение. Не подозревает муж нарушения своему браку, видя жену, живущую в посте. Не сокрушается жена ревнованием, видя, что муж хранит воздержание. Пост и в самом браке воздержанию научает, внушая, да и в молитве упражняются. Так рассуждают святые отцы. Не менее и с другой стороны, пост телесный есть неразлучный и наилучший товарищ посту духовному, ибо предотвращает гнев и последующие за ним распри, брани, бивства и кровопролития. Каким образом? Зри связь. Главнейший источник гнева есть пиянство, как свидетельствует повседневный опыт, выразительнее же Премудрый Царь Соломон: терния прозябают в руце пияницы ( Притч. 26:9 ). Но где наблюдается строгое воздержание в пище и питии, короче, где сожительствует пост, там нет места гневу, предотвращены распри, брани, бивства и кровопролития. Не ковались бы, взывает Святитель Каппадокийский, оружия, ежели бы пост господствовал 23 . Кто также когда, соблюдая пост, дом свой расточил и растратил попапрасну имение? Кто в посте оставил жену без пропитания, чад без воспитания или без наследства? Не слыхано. Где пост, там нет лихоимства и мздоприятия. Пост пророков образует, ибо жизнь Крестителя Христова что иное была, как не всегдашний пост? Иоанн имяше ризу свою от влас велблужд, и пояс усмен о чреслех своих, снедь же его бе пружие и мед дивий ( Мф. 3:4 ). За то не было пророка, в рожденных женами, больша Иоанна Крестителя. Пост сильных укрепляет, законодателей умудряет. Не мог бы Моисей стерпеть грома, молний и гласов трубных, восходя на гору Синайску для принятия скрижалей завета от Господа, ежели бы прежде постом себя не оградил. Постом он не только законоположение на высоте исходатайствовал, но и Бога узреть удостоился. Между тем, люди израильские снедоша ясти и пити, и восташа играти; за то скрижали оные, кои исходатайствовал пост, сокрушились. Сравни оба сии обстоятельства и увидишь, как пост к Богу приводит, а невоздержание от Него удаляет. |
Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым . — Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом? Пост является могущественным оружием духовной брани — Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии. — Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»? Если плоть держится в строгости, страсти не получают себе пищи — Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам. |
Посты, как и праздники, были одни годовые, т.е. такие, которые соблюдались Церковью в известное время ежегодно, другие – недельные. К постам первого рода относятся: Великий пост, или св. Четыредесятница, Петров пост, Успенский и пост Рождественский. «Эти четыре церковные поста, – говорит Лев, папа Римский , в 8-й беседе о посте, – так расположены в целом году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания: для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний пост после Пятидесятницы, для осени – осенний пост – Успенский, и для зимы – зимний, Рождественский пост». Нужно заметить, во 1-х, что главнейшие посты Православной Церкви совершаются перед великими христианскими праздниками, с тем, очевидно, намерением Церкви, чтобы после подвижнических и постнических трудов радость праздничных дней была более чистой и торжественной и чтобы христиане достойно праздновали светлые дни Господских праздников. Во 2-х – то, что в круге годичном в Христианской Церкви как есть праздники Господские (в честь Самого Господа), и Богородичные, и в честь святых, так есть и посты, посвященные одни памяти Господа (пост Великий и Рождественский), другие памяти Пресвятой Богородицы (Успенский) и памяти святых (Петров пост). Важнейший из всех постов, установленных Св. Православною Церковью , есть пост св. Четыредесятницы , который она и заповедует соблюдать строже всех других постов. Пост этот установлен Церковью в воспоминание того великого поста, в котором Господь наш Иисус Христос после принятия от Иоанна крещения водой в течение 40 дней и ночей приготовлял Себя на служение человеческому роду. И Св. Церковь установила сохранять этот пост 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы и продолжая до Лазарева воскресения, т.е. субботы 6-й седмицы. Это было время строжайшего воздержания, и Св. Церковь все направляла и направляет к тому, чтобы возбудить в душах верующих покаяние и сердечное сокрушение о грехах, дабы, совершенно очистившись, они могли быть достойными и принятия Тела и Крови Христовой. Для возбуждения в христианах большего благочестия и для большего расположения к посещению св. храмов во время св. Четыредесятницы правилами Церкви запрещены были всякие зрелища и общественные игры. В богослужениях же своих, совершаемых отличным образом от прочих времен года, Св. Церковь внушает христианам обязанности подвигов молитвы и покаяния, и во всех, даже малейших подробностях великопостного богослужебного чина видно самое внимательное участие Св. Церкви к христианскому усовершенствованию своих членов посредством поста. И действительно, в древнее время христиане проводили пост сей в строжайшем воздержании и богомыслии. Во все дни совершались благочестивые собрания для принесения молитв и здесь, как можно видеть из бесед св. Златоуста на книгу Бытия, говорены были поучения народу. |
| |