м-ря Дионисия 1657 г. патр. Никону о невыдаче м-рю вкладной соли; строитель старец Иоиль), 327, 120 (грам. 1658 г. патр. Никона о смещении Старорусс. воеводы Ив. Доможирова за обиды, нанесен. строителю Иоилю), 474, 175 (данная 1664 года крест. Петру Пронину на рыбн. ловлю в оз. Ильмене, выданная строит. м-ря Пахомием), 517, 189 (отписка 1665 г. строителя м-ря Иоиля о наборе им с погостов 100 солдатъ), 535, 199 (грам. 1665 г. патр. Никона о неправильных донесениях; строит. Иоиль), 575, 576, 217, 218 (грам. 1666 г. строителю Иоилю), 671, 247 (отписка 1667 г. строит. м-ря Пахомия о хлебе), 833, 329 (грам. 1676 г. митроп. Корнилия игум. м-ря Иосифу о приписке Кречева и Сергиева м-рей к Иверскому), 981, 404 (договорная запись 1699 г. между Иверск. и Спасс. м-рями о полюбов. разделе сенн. покосов; игум. Александр), 1029, 426 (наказ 1660 г. Ивер. м-ря старцу Гермогену об управлении Старорусс. Спасс. м-рем и солян. промыслами), 1035, 428 (отписка 1662 г. строителя м-ря Пахомия об отсылке хлеба в Ивер. м-рь). 474. Спасский – Преображенский – Севский , мужской, ныне церковь в Спасо-Преображенской слободе, Орловской губ., Севского у., в 1 вер. к сев.-вост. от Севска, на левом берегу р. Севы. Основан в 1618 г. архимандритом Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря Корнилием, переселившимся сюда со всем монастырским имуществом по уступлении Новгород-Северска Россиею Польше. По штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но в 1765 году при учреждении Севской викарной епархии обращен в архиерейский дом, каковым и оставался до 1819 г., когда архиереи переведены в Орел в тамошний Успенский монастырь. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 257; Ратшин, 431; Зуев, “Путеш. зап.”, 132; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 914, 8, 926 (строит. Леонид); Иванов, “Опис. гос. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имел 38 двор. крест.); Горчаков, “Монаст. Приказ”, прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 25); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1859 года, Отд. 2, 61 (Распросн. речи 1707 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Адрес: 302004, г. Орел, ул. 5 августа, 18. Телефон: +7 (4862) 55-11-23 Подробнее... Богоявленский собор (Орёл) [ править править код ] Богоявленский собор После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644)... по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге...» участок земли «...под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254). Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем. Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую. Адрес: 302001, Орел, Богоявленская площадь, 1. Телефон: +7 (4862) 54-31-59 Подробнее... Свято-Троицкий храм (Орёл) [ править править код ] Троицкий храм При учреждении Орловской губернии в 1778 году под кладбище для 3-й части города было отведено новое место за городом, близ Наугорской дороги. Кроме того, что Троицкое кладбище было отведено для 3-части города Орла, к нему, по приходскому положению, были отнесены загородные деревни: Сухая Орлица, Некрасовка, Костомаровка, Жилина, Тельгино, Никуличи, Кишкинка и погородные слободы Подмомонастырская, Солдатская, Новотроицкая. Также на Троицком кладбище хоронились покойники из Орловских Богоугодных заведений. Церкви на кладбище не было 50 лет и лишь указом Орловской духовной консистории от 7 февраля 1823 года за 447 разрешено было построить церковь каменным зданием на доброхотные пожертвования.

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Патриарший визит в Брянскую митрополию. Великое освящение Успенского собора Свенского монастыря 20 октября 2019 года 20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с однодневным Первосвятительским визитом в  Брянскую митрополию . Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Павло-Посадский Фома , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, заместитель руководителя  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси  Н.И. Державин. Из аэропорта г. Брянска Святейший Патриарх Кирилл направился в Свенский Успенский мужской монастырь, расположенный в поселке Супонево Брянского района Брянской области. У врат Успенского собора Свенской обители Святейшего Владыку встречали  митрополит Брянский и Севский Александр , губернатор Брянской области А.В. Богомаз, архиереи и духовенство Русской Православной Церкви. Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения Успенского собора и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва;  митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий ; митрополит Брянский и Севский Александр;  митрополит Орловский и Болховский Тихон ;  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ;  архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан ;  епископ Щигровский и Мантуровский Паисий ;  епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир ; епископ Павло-Посадский Фома;  епископ Рославльский и Десногорский Мелетий ; наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин); секретарь  Брянской митрополии , настоятель храма Преображения Господня (Спасо-Гробовского) в г. Брянске протоиерей Павел Чикалин; благочинный Новозыбковского округа  Клинцовской епархии  Брянской митрополии, настоятель храма в честь чуда Архангела Михаила в Хонех г. Новозыбкова протоиерей Владимир Похожай; секретарь Клинцовского епархиального управления, настоятель Петропавловского кафедрального собора г. Клинцы протоиерей Василий Воликов; клирики Брянской митрополии.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

В 1719 г. пожар, испепеливший почти весь Белев, уничтожил и деревянную Успенскую церковь. Вскоре после пожара, неизвестно в каком году, по всей вероятности, усердием прихожан, при содействии, может быть, родственников стольника Щепотьева построена была каменная церковь с приделом Архистратига Михаила. Эта церковь существовала до 1821 г. Оставалась ли она соборною, или же, с уничтожением крепости, и собор был переведен тогда же в мужской Спасо-Преображенский монастырь, сведений об этом не имеется. Еще при существовании этой церкви начата была постройкой в 1776 г. существовавшая в конце XIX в. каменная Успенская церковь. К постройке этой церкви на свои средства приступил Орловский помещик Спиридон Тимофеевич Мацнев, но за смертью его, по недостатку средств, постройка прекратилась на целые 27 лет и едва не была разобрана, по предписанию консистории. Но за судьбу этого вновь строившегося храма вступилось гражданское начальство. Губернское правление не изъявило своего согласия на это, предписав гражданам окончить начатую постройку. В 1803 г. приступили к постройке храма, а в 1804 г. он был зданием закончен. Первоначально устроена была трапезная церковь с приделом во имя собора Пресвятая Богородицы, который и был освящен около 1805 или 1806 г. Сам же храм был приготовлен к освящению только в 1815 г. Постройка эта была произведена на " общественные доходы граждан " , при содействии частных благотворителей, из коих особенное попечение к устройству настоящей церкви прилагали: бывший Белевский стряпчий Андрей Николаевич Мясоедов, купец Даниил Димитриевич Волков и купец Алексей Иванович Казанин. Новоустроенная церковь была не достаточно просторна и не имела колокольни. Вследствие этого в 1821 на средства благотворителей приступили было к расширению трапезной части и постройке колокольни, при чем употреблялся в дело материал прежней, разобранной церкви. Трапезная церкви была устроена в 1822 г., а колокольня окончена только в 1832 г. В 1842 г., стараниями настоятеля этой церкви, протоиерея Григория Успенского и церковного старосты купца Петра Васильевича Меренищевского, алтарь церкви, сильно обветшавшей, был разобран до основания и построен новый, более поместительный, с каменными сводами. В теплой трапезной церкви устроен был в 1865 г. новый придел с левой стороны во имя Всех Святых на средства Белевской купчихи Анны Михайловны Бородиной и сына ее Александра Максимовича Бородина. На их же средства переделан был заново и другой придел во имя собора Пресвятой Богородицы по одинаковому плану с левым приделом. Производились и другие, менее капитальные поновления в храме.

http://sobory.ru/article/?object=43499

Еп. Иона (Павинский) , с февр. 1820 г. проживавший в архиерейском доме, инициировал строительные работы на территории бывш. обители. К 1828 г. был сооружен 2-этажный архиерейский корпус с 6-колонным портиком, в к-ром освящена ц. Благовещения Пресв. Богородицы. В 1845-1858 гг. воздвигнуто 2-этажное здание консистории, достроены каменные стены вокруг всего комплекса, разбиты верхний и нижний сады. В неск. метрах севернее Малой Троицкой церкви-усыпальницы 5 июня 1860 г. был заложен, а 29 июня 1879 г. еп. Ювеналием (Карюковым) освящен 5-главый кирпичный архиерейский собор Св. Троицы (архит. Ефимов). Ок. 1899-1900 гг. все здания были отремонтированы, значительно перестроена Успенская ц., именовавшаяся Владычной усыпальницей. В ней были погребены епископы Никодим (Быстрицкий; † 1839), Поликарп (Радкевич ; † 1867), Ювеналий (Карюков; † 1882), Ириней (Орда ; † 1904), Митрофан (Землянский; † 1914). В 20-х гг. ХХ в. эти могилы были осквернены и разграблены. В ризнице архиерейского дома хранились 18 напрестольных Евангелий, в т. ч. Евангелие (1830) в серебряном позолоченном окладе с чеканной каймой (все «финифтияные изображения» осыпаны стразами), 12 напрестольных крестов, 5 потиров, в т. ч. серебряный позолоченный весом более 6 фунтов, 4 серебряных позолоченных ковчега. Среди 12 архиерейских панагий была привезенная из Севска серебряная панагия на синей финифти с «золотыми разводами», украшенная 32 бриллиантами и 4 яхонтами. Здесь же находились 7 наперсных архиерейских крестов, в т. ч. серебряный позолоченный крест, украшенный яхонтами, алмазами и 5 голубыми сапфирами, а также серебряный, местами вызолоченный архиерейский жезл с верхушкой, украшенной драгоценными камешками (более 5 фунтов) ( Прокопий (Леонов). 2001. С. 60-61). К нач. XX в. архиерейский дом владел 7 дес. 1356 кв. саж. земли, мясной лавкой близ Очного моста, переправой через р. Оку, мукомольной мельницей с сенокосом и Спасским лугом в г. Севске, Бандинской лесной дачей в Севском у., Клетнянским архиерейским подворьем в Брянском у.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

289 Член Собора епископ Иннокентий (Ястребов), с 1915 г. был настоятелем Донского монастыря. – Примечание 291 Выступление члена Собора князя Григория Николаевича Трубецкого в защиту патриаршества см.: Деяния... Т. 2. С. 393–397. – Примечание 293 Протоирей Е. 3. Капралов прочитал доклад об обязательном преподавании Закона Божия в школе (См.: Деяния... Т. 2. С. 57–61). – Примечание. 294 Симонов (Успенский) монастырьмужской монастырь в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки, основан в 1370 г. – Примечание. 295 Имеется в виду епископ Мисаил (Крылов). Мисаил (Крылов Михаил Иванович; 1837 – после 1918). В 1883 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. С 1885 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1889 г. епископ Орловский и Севский, с 1896 г. епископ Могилевский и Мстиславский. В 1904 г. уволен на покой с назначением настоятелем Жировицкого монастыря Гродненской епархии. С 1905 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1908 г. уволен на покой с назначением управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырем в Москве, штатный член Московской Синодальной Конторы. 21 сентября 1917 г. уволен согласно прошению от должности члена Московской Синодальной Конторы и управляющего Московским Симоновым монастырем с назначением ему местожительства в Кирилло-Белозерском монастыре Новгородской епархии. Скончался после 1918 г. – Примечание. 296 Речь идет о семье графа Леонида Алексеевича Комаровского (Камаровского) (1846–1912), известного юриста-международника, доктора юридических прав, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Подробнее о семье см.: Дневник. Т. 1. С. 578–579; Дневник. Т. 2. С. 206–207. – Примечание. 297 В Чудовом монастыре в церкви Святителя Алексия в 1906 г. под храмом была устроена церковь прп. Сергия Радонежского, ставшая усыпальницей убитого в 1905 г. великого князя Сергея Александровича. Великий князь Сергей Александрович Романов (1857–1905), седьмой сын Императора Александра II, в 1891–1905 гг. генерал-губернатор Москвы. Основатель и председатель Императорского Православного Палестинского общества. В 1884 г. женился на принцессе Елизавете Гессен-Дармштадтской (Елизавете Федоровне). В 1905 г. убит эсером-террористом Каляевым. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   Ване исполнилось 22 года. Только позднее, уже живя в Москве, он понял и оценил с благодарностью Господу все пережитое. Сверх всякого чаяния внезапно этим полагалось начало вожделенного еще в отрочестве пути к монашеству. Он реально ощутил направляющую его руку Божию. И с того времени во всякой жизненной ситуации в сознании Ивана возникал лишь один вопрос: а по-Божьи как? Что хочет от меня Господь?    Сборы были недолгими. Ваня обежал оставшиеся не закрытыми к этому времени церкви, где еще не угасли лампады. Он попрощался со всем родным и родными.    Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, один из древнейших на Руси, был основан в конце XIV в. Наибольшего расцвета достиг в XVI в. в период управления святого игумена преподобномученика Корнилия, пострадавшего от руки царя Иоанна Грозного. Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался и долгое время оставался единственным действующим мужским монастырем на территории РСФСР в XX столетии. Этот монастырь всегда славился своими старцами и молитвенниками.    Введенский женский монастырь в г. Орле был основан в конце XVII в., наибольшего расцвета достиг в XIX в., в 1923 г. был закрыт советскими властями. С 1993 г. началось возрождение монастыря. В этой обители до закрытия несла послушание двоюродная сестра о. Иоанна по матери Мария Николаевна Овчинникова — монахиня Евгения.    Протоиерей Николай Иванович Азбукин — священник церкви Илии Пророка г. Орла. Крестил младенца Иоанна Крестьянкина и был его первым духовником.    Елизавета Илларионовна Крестьянкина (в девичестве Кашеверова) родилась в 1874 г. в г. Болхове Орловской губ. Около 1895 г. венчалась с Михаилом Дмитриевичем Крестьян-киным, род. 1860 г., торговцем мясом. В семье Крестьянкиных родилось 8 детей (шесть сыновей и две дочери), младший — Иоанн. В 1912 г., через 2 года после рождения последнего ребенка, Михаил Дмитриевич умер, и Елизавета Илларионовна осталась вдовой с пятью детьми на руках (трое умерли младенцами). Скончалась Елизавета Илларионовна 20 августа 1936 г. в г. Орле , похоронена на Крестительском кладбище.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Колокольня Брусенского монастыря была разобрана. Пролом в стене, где находилась колокольня, сохранялся вплоть до 800-летнего юбилея Коломны, когда его наконец не заложили кирпичом. Также к юбилею были снесены почти все деревянные постройки монастыря, которые сохранялись на протяжении всей истории монастыря, постепенно обновляясь. Лишь один одноэтажный деревянный дом был сохранён: художник А.В. Смирнов использовал его под мастерскую. В 1971-1980 годах под руководством С.П. Орловского проводилась реставрация Успенской церкви, в результате чего древнему памятнику был возвращён его прежний облик. 28 августа 1997 года состоялась первая Божественная литургия в Успенском соборе после многих лет запустения. 13 октября 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с амвона этого храма зачитал решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возобновлении монашеской жизни в Коломенском Успенском Брусенском монастыре и о назначении его настоятельницы монахини Анастасии. Летом 1999 года была обретена могила игуменьи Олимпиады. Осенью 2000 года в монастыре была открыта выставка, рассказывающая об его истории. К 825-летнему юбилею Коломны было начато восстановление пяти глав Крестовоздвиженского собора. Источник http://drevo-info.ru Успенский Брусенский монастырь - старинная православная обитель, появившаяся в Коломенском кремле в середине XVI века как мужской и позднее возобновлённая как женский монастырь. В настоящее время является действующим монастырём Московской епархии и имеет статус объекта культурного наследия Российской Федерации. В 1552 г. после успешного похода на Казань и присоединения Казанского ханства к Московскому царству Иван IV Грозный, останавливавшийся в Коломне перед военной кампанией, велел увековечить это судьбоносное событие основанием на территории Коломенского кремля мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, главным храмом которого стала каменная шатровая Успенская церковь. На закладном камне, обнаруженном в стене храма во время проводившихся в конце XIX столетия реставрационных работ, указано, что он был не выстроен, а «прославлен», то есть восстановлен на месте более древней церкви с одноимённым посвящением.

http://sobory.ru/article/?object=00036

Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас! Литература 1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, Исповедники и Подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Тт.1 – 7. Москва – Тверь: «Булат», 1992 – 2002. 2. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века (составленные игуменом Дамаскиным (Орловским) в 12 тт. Москва – Тверь: «Булат», 2005 – (продолжающееся издание). 3. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века Московской епархии под ред. Митрополита Ювеналия (Пояркова). – Москва – Тверь: «Булат», 2002. 4. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни» (любое издание). 5. Ямвлих. Жизнь Пифагора. М.: « Алетейа», 1998. 6. Св. Иоанн Дамаскин. Источник знания.- Спб.: «Наука», 2006. 7. Егоров Г. Священное писание Ветхого Завета. Учебное пособие.- М.: «ПСТГУ», 2007. 8. Иоанн Златоуст Полное собрание творений в 12 тт. Свято - Успенская Почаевская Лавра, 2005 (Беседа о священномученике Фоке. Беседа о мучениках). 9. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. В кн.: Вехи. Из глубины.- М.: «Правда», 1991. 10. Боханов А.Н. Император Николай II.- М.: «Русское слово», 2001. 12. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: «Международные отношения», 2005. 13. Пушкин А.С. ПСС.т.6. Л.: «Наука», 1978. 14. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: «Молод. гвард.», 1997. 15. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди, размышления, поздравления.- М.: «Правило веры», 2007. 16. Бутовский полигон. М.: «Альзо», 2007. 17. Добротолюбие. т.5. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993 (Преподобного Симеона Нового Богослова деятельные и богословские главы. 158). 18. Мученица Татиана (Гримблит). Стихотворения.- М.- «Булат», 2006. 19. Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский.- Спб.: «Вера», 1997. 20. Иеромонах Никон (Беляев). Дневник.- Житомир, 2003. 21. Жития Новомучеников и Исповедников Оптиной Пустыни, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Письма преподобноисповедника Рафаила.- Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

11 апреля этого же года храм Успения Божией Матери был освящен. Рядом с трапезной храма построили колокольню, на которую со временем подняли восемь колоколов: весом 20 пудов, 44 и 81 пуд и 5 меньших, неизвестно сколько весивших. К концу XIX века представлял собой обширный комплекс построек, включавший в себя административные, жилые и хозяйственные корпуса и пять действовавших храмов: Троицкий собор (1879), Успенскую церковь (1693), придельную с ней церковь Рождества Иоанна Предтечи (1700), Троицкую церковь-усыпальницу (1845) и домовую при архиерейском корпусе Благовещенскую церковь (1824). На кладбище монастыря были похоронены герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант, барон Ф. К. Корф (1773 или 74-1823), писатель и театральный деятель, граф Г. И. Чернышев (1762—1831). После 1918 года комплекс бывшего архиерейского дома использовался для размещения в нём различных учреждений, подвергаясь переделками разрушениям. С 1950 гг. и до 1980 года здесь находилась детская воспитательно-трудовая колония. К 1980 году постепенно были разрушены почти все храмы бывшего монастыря. В 1980 году для проноса олимпийского огня через Орёл была разрушена уникальная Успенская церковь XVII века, которая была видна по пути следования факелоносцев. В настоящее время постройки бывшего Успенского монастыря полностью утрачены. Из строений архиерейского дома сохранилась лишь двуглавая Троицкая церковь-усыпальница, построенная в 1843-1845 гг. (архитектор Н. Ефимов) по заказу орловского губернатора А. В. Кочубея как поминальный храм, где были погребены его мать, жена и двое сыновей (могилы утрачены). В 1992 г. проводились реставрационные работы здания, и 22 января 1993 г. восстановленная церковь была освящена епископом Орловским и Брянским Паисием. С 1990 года начинается строительство новой Успенской церкви (по новому проекту). 20 апреля 1992 года по решению мэра г.Орла А. Г. Кислякова территория бывшего монастыря была передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года возобновлена монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Орло...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010