Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была заложена в 1823 г. и освящена 22 нояб. 1832 г. Храм строился на пожертвованные женой берг-инспектора пермских заводов Агриппиной Семеновной Булгаковой 3 тыс. р. Иконостас поставлен на пожертвования челябинского купца Максима Ахматова и его дочери Наталии, передавших мон-рю 1,2 тыс. р. Собор во имя св. кн. блгв. Александра Невского был заложен в 1814 г., в 1836-1852 гг. существенно перестроен. 21 сент. 1852 г. был освящен главный алтарь храма, 8 июня 1853 г.- придел во имя свт. Николая Чудотворца, 23 мая 1854 г.- придел в честь Воскресения Господня. Перестройку мон-рь произвел за собственный счет и за счет благотворителей. Пожертвования собирались в 1841-1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П. П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (напр., хозяин Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев передал 500 р.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрел тот облик, который сохранился до наст. времени. К сер. XIX в. сложился архитектурный облик мон-ря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделенного на 3 участка, различные по назначению. Юж. участок - хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок - собственно мон-рь, фасад к-рого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены 3 церкви: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1823-1865, освящена 23 июля 1865), во имя св. Феодосия Тотемского (1823-1866, освящена 17 июня 1866) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская ц. 11 окт. 1876 г. в ней был освящен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Сев. участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре сев. и вост. фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до наст. времени. Архитектурный ансамбль мон-ря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга.

http://pravenc.ru/text/189627.html

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1822 г. В приходских деревнях Семотинке и Авксентьевке находятся деревянные часовни, время и повод построения коих неизвестны. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: процентов с причтового капитала 65 руб. 50 коп., доходы от служб и требоисправлений 282 руб., от мирских сборов 75 руб., от земли 143 руб. – всего около 565 руб. 50 коп. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1.5 дес., пахотной 25 дес. 2048 кв. саж. и сенокосной 6 дес. 44 саж. Приход состоит из села Старой слободы и деревень: Авксентьева, Татьянина, Семотинки, Весок, Красной Рощи и Хохряковки, в коих по клировым ведомостям числится 449 душ муж. пола и 495 жен. В селе есть церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. Основание деревянного храма в составе загородной усадьбы датируется второй половиной XIII века. Изначально здешний храм был освящён во имя Святителя Николая Чудотворца. Здесь во времена Переяславского княжества находилась летняя резиденция Переславских князей. Удобна она была как для летнего отдыха, так и для осенних охот. Усадьба находилась на выгодном географическом положении, а именно на перекрёстке дорог, ведущих в Переславль-Залесский, в Дмитров, Москву, Суздаль и Владимир. Загородная усадьба потеряла своё главное значение в нач. XVI века, когда в декабре 1513 года царский великокняжеский усадебный двор, состоящих из терема, деревянного храма и прочих хозяйственных построек, официально переместился в образованную Новую Александровскую Слободу, на месте которой позже возник Александровский Успенский женский монастырь. Сами же усадебные постройки, со временем обветшали и были разобраны. Ныне от них ни осталось и следа. В те годы здесь числились две деревянные церкви. По переписным книгам 1675 года в дворцовом селе Старая Слобода находятся 2 деревянных " рубленых клецки " церкви - ветхая (упоминается в документах 1628 года) в честь Третьего Обретения главы Иоанна Предтечи с деревянной колокольней на которой из 3-х колоколов два были пожертвованы царём Иоанном Васильевичем.

http://sobory.ru/article/?object=03537

Монахиня Сергия (Каламкарова)      В этом году исполняется 30 лет со времени восстановления монашеской жизни в Успенском женском монастыре города Александрова. Обитель была основана во второй половине XVII века преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в знаменитой Александровской слободе. Еще в 1990-е годы одновременно с восстановлением монастырских зданий и устройством монашеской жизни сестры начали работу в архивах по изучению монастырской истории, по крохам собирали сведения о прежних насельницах обители и священниках, совершавших служение в монастырских храмах. Через некоторое время Успенский женский монастырь в Александрове стал центром работы по канонизации новомучеников и исповедников Владимирской епархии. Трудами сестер был собран огромный материал о пострадавших за Христа в земле Владимирской, подготовлены документы для прославления исповедников: святителя Афанасия (Сахарова) и пресвитера Петра Чельцова. Эта работа продолжается до сих пор. Последние двадцать лет послушание, связанное с изучением истории обители, несет монахиня Сергия (Каламкарова), благочинная Успенского женского монастыря города Александрова. С ней мы и побеседовали о том, что включает в себя монастырское послушание такое рода и с какими трудностями приходится сталкиваться исследователям новейшей истории нашей страны: – Начало работы по изучению судеб репрессированного духовенства и монашествующих Владимирской епархии было положено во второй половине 1990-х годов с благословения приснопамятного митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия насельницей нашего монастыря инокиней Сергией (Ежиковой). На основе полученных в ФСБ справок о пострадавших за веру, просмотренных в архивах следственных дел, собранных воспоминаний потомков и прихожан была создана база данных о репрессированных, а в 2000 году издан синодик-справочник «За Христа пострадавшие в земле Владимирской». Но самым большим трудом был сбор сведений для канонизации епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) и протоиерея Петра Чельцова, которая осуществилась на Церковном Соборе 2000 года. Сейчас сложно представить себе все технические трудности того времени. Ведь в 1995 году компьютеры еще только входили в процесс делопроизводства, и в архив ФСБ вместе с инокиней Сергией ездила мать Екатерина (сейчас монахиня Афанасия), которой приходилось набирать тексты следственных дел на печатной машинке, ее сестры возили с собой. С другой стороны, в те годы архивы ФСБ были более доступны.

http://pravoslavie.ru/137855.html

Из наиболее ценной утвари в монастыре хранились: напрестольный серебряно-вызолоченный, со святыми мощами, крест, переданный первому уфимскому монастырю в 1732 году; Евангелие, изданное в 1763 году. Хранился также портрет первой настоятельницы монастыря, игуменьи Филареты. На территории обители располагалось более 20-ти различных жилых и служебных корпусов. В основном они были или полукаменными, или деревянными. Двухэтажные строения, как правило, обносились по периметру второго этажа галереей. В монастыре имелись свечной завод, поставлявший восковые свечи на всю епархию, золотошвейная, иконописная, две каретные и ковровая мастерские, просвирня, погреба, амбары, баня и прачечная. Отдельно размещались скотный двор, состоявший из конюшни и коровника, а также небольшой сад, примыкавший к северо-западной стене монастыря. Обители также принадлежали по Уфе восемь домов, в т.ч. и большое 2-этажное кирпичное здание Подворья Благовещенскаго монастыря на углу Успенской и Александровской улиц (ныне здание-памятник по ул. Комм., 50). Между Иверской и Благовещенской церквами находилось монастырское кладбище, где были похоронены все игумении, сестры, трудницы и многие благотворители монастыря, в том числе в 1914 г. и жена знаменитого уфимского купца Н.К. Блохина София Николаевна. Здание главного сестринского корпуса было построено в конце XIX века (судя по плану монастыря 1925 г., он показан как уже давно существующий). До этого сестры размещались по отдельным разрозненным зданиям. После построения в здании проживала большая часть монахинь и послушниц. Четыре комнаты здесь занимала настоятельница игуменья. Фактически, по высоте это здание 3-х этажное, учитывая утонувший в культурном слое первый полуэтаж. Основной этаж кирпичный, верхний – деревянный. На сегодняшний день это единственный сохранившийся и самый большой корпус монастырского архитектурного комплекса, современный адрес – ул. Сочинская, 10/1. Поначалу штат монастыря при его учреждении был невелик: настоятельница, 15 монахинь и столько же послушниц. В начале ХХ века и до закрытия обители насчитывалось до 600 сестер. За всю историю в монастыре последовательно настоятельствовали шесть игумений. Обитель жила за счёт труда сестёр (мирянок, послушниц, инокинь и монахинь), занимавшихся различным ремеслом: шитьём золотом, серебром, жемчугом, сипелью, в приготовлении церковных облачений и других изделий.

http://sobory.ru/article/?object=13591

Отец будущего патриарха, протоиерей Николай Страгородский, получил обычное для детей духовенства образование – в Арзамасском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. В ноябре 1864 года в Арзамасском Воскресенском соборе он венчается с семнадцатилетней Любовью Раевской. В начале же декабря 1865 года прибывший в Арзамас епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин) за Божественной литургией в Воскресенском соборе рукоположил Николая в сан диакона с последующим назначением на вакансию причетника в Николаевский женский монастырь. Спустя два года, 19 января 1866 года, у отца Николая и Любови Дмитриевны Страгородских родился первый ребенок – дочь Александра. В 1867 году, 11 января, родился второй ребенок – мальчик. По церковной традиции, спустя несколько дней в Воскресенском соборе было совершено таинство крещения и дано ему имя – Иван. Восприемниками были его дед, протоиерей Иоанн Дмитриевич, и родная сестра его матери Варвара Раевская. В сентябре 1868 года Любовь Дмитриевна скончалась от чахотки, и Николай Иоаннович остался один с двумя малолетними детьми. Овдовев, отец Николай вел строгую и скромную жизнь, поделив все свое время между церковью и семьей. В монастыре его любили за истовое служение Богу и всегдашнюю готовность к духовному руководству и помощи. В своем доме он установил распорядок жизни в строгом соответствии с уставами общецерковными и монастырскими. На помощь ему пришли родственники, основную заботу по воспитанию детей взяла на себя бабушка будущего патриарха – Пелагея Васильевна. Ей помогали в этом няня Анна Трофимовна и сторож Воскресенского собора Елизарыч, у которого малолетний Ваня порой пропадал целыми днями. Можно сказать, что детство брата и сестры прошло в ограде Алексеевского монастыря, где священствовал их отец – иерей Николай Страгородский, назначенный в 1867 году старшим священником в обители. Монастырь, расположенный в конце Прогонной улицы, был примечателен тремя каменными храмами: Вознесения Господня, Успенским и больничным – во имя преподобного Иоанна Лествичника и великомученицы Варвары. Главной святыней общины была местночтимая икона Божьей Матери «Утоли моя печали» и образ святителя Николая Чудотворца. При обители существовали странноприимный дом, две больницы и разные мастерские. Воспитанницы обители обучались Закону Божьему, чтению молитв и псалтырей. Кроме этого, юных насельниц в обязательном порядке по два часа в день обучали различным рукоделиям: сначала вышивке по канве, затем – более сложному шитью золотом и жемчугом. Сестры Алексеевской общины славились изготовлением плащаниц, облачений и различных церковно-богослужебных вещей, вышитых золотом и серебром. Заказы на них поступали даже из Греции и Святой земли. Одна из изготовленных сестрами плащаниц, а также хоругви были пожертвованы общиной в новоосвященный храм Христа Спасителя в Москве, за что матушка Евгения была награждена «золотой медалью для ношения на груди на Александровской ленте».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В 1883 году Высокопреосвященным Феогностом Архиепископом Владимирским и Суздальским в сан игумении посвящена благочинная Александровского Успенского монастыря монахиня Персида (Ключарева). В начале своего игуменства матушка на собственные средства выписала по заказу со Святой Афонской Горы икону Св. Целителя Пантелеимона на кипарисовой доске 17). В 1885 году ею испрошено благословение возвести второй этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная в монастыре. Освящение ее 30 ноября 1886 года подробно описано во " Владимирских Епархиальных Ведомостях " : " Доброму делу Бог помогает... Ни средств, ни материалов к устроению нового храма монастырь не имел; даже мысли об устроении нового храма ни у кого не было; родилась и росла эта мысль в сердце новопоставленной игумении, - и вот в непродолжительное время возник прекрасный, благоустроенный теплый храм с богатым иконостасом, росписью... Ноября 29 дня в субботу в 10 1/2 часов утра соборный колокол звучными ударами начал собирать к Собору духовенство и народ. Два архимандрита, игумения, протоиереи, светские власти встретили Владыку на железно-дорожном вокзале. День субботний в Муроме - базарный, а базары здесь бывают очень многолюдны. Десятки тысяч голов и голосов, - все это быстро бросившееся к Собору при виде архиерейского экипажа, звон во вся на двадцати колокольнях - все это представляло такую пеструю, сложную и вместе приятную картину, какую словами вообразить трудно... В 6 часов вечера в Троицком монастыре началась Всенощная, какую Муром редко может слышать... Красивая, богато убранная церковь залита огнями; хор архиерейских певчих и вторящие им нежные, приятные голоса монахинь; среди церкви на возвышенном месте Архипастырь, пред которым два архимандрита, четыре протоиерея, два священника и два дьякона; пред иконостасом стол, с приготовленными к освящению принадлежностями и во главе их весьма хорошей работы икона Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, торжественное богослужение, благоговейная тишина...

http://sobory.ru/article/?object=00630

Мало кому из бывших насельниц монастыря удалось избежать гонений за веру: многие из них были лишены избирательных прав, а некоторые претерпели аресты и заключение. Известно о репрессиях, которым подверглись игумения Тамара, монахини Адолия (Афонская), Аглаида (Холуйская), инокини Анна Ивановна Пичугина, Евгения Васильевна Иванова, Анастасия Спиридоновна Любавина, Мария Ивановна Буланова, Пелагея Ивановна Белова, Дарья Ивановна Голядкина, Домна Ивановна Питерцева. Осуждены они были по статье 58 ч.10 УК за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников, «Братстве тайного монашества», распространении провокационных слухов». Приговорены кто к нескольким годам ссылки, кто к 8 или 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей и поражению в избирательных правах. Все они впоследствии были реабилитированы – «за недоказанностью обвинения». Великое мужество и крепкая вера помогли этим гонимым женщинам устоять, не отречься от Бога, не оставить Церковь и не изменить своим монашеским обетам. После закрытия монастыря территория его официально была названа посёлком «Заря». В большей части жилых построек — в келейном корпусе, игуменском доме, деревянных домах-келиях в ужасной тесноте и никогда не ремонтируемых помещениях — поселились люди, вели хозяйство. Многочисленные сараи, подсобные пристройки, погреба и огороды, даже свинарники находились в монастырских стенах, на кладбище пытались разводить кроликов, а после уничтожения надгробий землю использовали под огороды. В храмах разместились экспозиции музея, склады, под Троицким собором десятилетия было овощехранилище. В церкви Сретения Господня разместился молокозавод. Были уничтожены гробницы царевны Феодосии Алексеевны и инокини Маргариты (царевны Марфы). Распятскую церковь-колокольню сначала использовали как складское помещение, а 1971 г. в ней был устроен планетарий и детская площадка. Красильную палату занимала небольшая кондитерская, а в келейном корпусе был кинопрокат. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Алек...

5-го Апреля. Великая Суббота. Занимался до 2 ½. В 3 часа утра пошли с д. Сергеем и Эллой в Успенский собор – патриаршим ходом. Митрополит служил утреню. Вскоре после крестного хода с плащаницею вернулись к себе в 4 ¼. Ночь была тихая, теплая, заря только начиналась. Выпив чаю, легли в 5 ч. Встал в 9 ½. Погода начала хмуриться, и днем полил дождь. В 2 ½ поехали в Вознесенский женский монастырь поклониться плащанице. Осмотрели гробницы цариц и Великих Княгинь. Оттуда поехали к д. Сергею, где дети красили яйца. Читал внизу бумаги. Возвратились к себе в 5 ½ ч. Д. Сергей и Элла обедали у нас. В 11 ¾ начался выход к Спасу за Золотою решеткою. 6-го Апреля. Светлое Христово Воскресение. Заутреня кончилась скоро. Там же, перед церковью, христосовался с генералами, военными и гражданскими чинами и дворцовыми гренадерами. Вернулись в Зеленую гостиную в 2 часа, где разгавливались. Спали до 10 ч. Митрополит пришел с соборянами и викариями «славить». Затем наверху христосовались со всеми нашими людьми. Завтракали в час с детьми – приятно было не есть постного. Отвечал на телеграммы. В 3 ч. поехали в Александрию, где долго и хорошо прогуливались. Погода стояла дивная, при сильном южном ветре было 15° в тени. В 7 ½ поехали к д. Сергею и Элле к вечерне. После обеда вышли на балкон, громадная толпа занимала всю площадь перед домом. Она целый вечер стояла там и все время кричала ура! Трогательно. Приехали домой по Никитской, т. к. по Тверской проезда не было. 7-го Апреля. Понедельник. К удивлению, проснулись сырой дождливой погодой. В 10 час. пошли к обедне. После службы приехал Миша . В 11 ¼ час. началось христосование: с начальниками в Андреевской зале, с пажами и юнкерами воен. училищ в Александровской и с нижними чинами в Георгиевской зале. Обе мои роты Екатеринославского и Астраханского полков и пасхальные караулы Перловского и Сумского полков. Там же христосовался со старообрядцами, волостными старшинами Москов. губ. и рабочими – представителями касс взаимопомощи различных фабрик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

О причте Воскресенского собора, с 1809 года, имеются следующие сведения: с 1764 года, в церкви св. великомученицы Екатерины отправляли служение священники «из ученых»: Василий Самуилов, из Троицкой церкви, что на Охте; Иоанн Матвеев – из Троицкого собора, диакон Иоанн Иоакимов, из того же собора; дьячок Михаил Александров, да охтенской же дьячок Яков Федоров. В 1809 году, по ходатайству князя Павла Щербатова, управлявшего вдовьим домом в Смольном монастыре, сюда, к церкви св. Екатерины, определен священником диакон Анисим Александровский, окончивший курс богословия в александроневской академии; в 1809 году диакон Василий Максимов просил определить его в священники к церкви св. Марии Магдалины, что при Воскресенском Девичьем монастыре. По одобрению начальницы Екатерининского института Юлии фон Адлерберг, его просьба была уважена. Священник Антоний Семенов, за невоздержную жизнь, сослан в Сергиевскую пустынь, а по исправлении, определен в Тивральскую церковь , в Финляндии. Сведения об основании и устройстве Воскресенского Девичьего монастыря Основание и устройство Воскресенского монастыря находятся в тесной связи с жизнию 1-й игуменьи Феофании Готовцевой. Об участии ее в устройстве монастыря известно следующее: когда в Бозе почивший император Николай Павлович возымел мысль устроить в Петербурге женский монастырь, то, для устроения его, вызвана была, с несколькими монахинями, из Горицкого монастыря, ризничия Феофания, урожденная Щулепникова, вдова генерал-майора Готовцева, убитого в сражении со шведами 8 августа 1809 года. Прибыв в Петербург, Феофания, с 20-ю привезенными ею монахинями, поселилась вблизи церкви Благовещения, на Васильевском острове, в доме бывшем униатской коллегии. 28 октября 1845 года митрополит Антоний посвятил Феофанию в игуменьи. Для служения в домовой монастырской церкви вызван был из гдовского уезда, 62-х летний священник Василий Артамонович Дубягский. Должность казначеи поручена была монахине Варсонофии; наблюдение за ризницею вверено Дионисии, после бывшей игуменьею Староладожского Успенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Старая Слобода. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Свято-Казанская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из листка, распространяемого в храме: Небольшая историческая справка о Свято-Казанском храме в с. Старая Слобода Александровского района. Село Старая Слобода с незапамятных времен было дворцовым, принадлежащим великокняжескому двору. Здесь со времен Переяславского Залесского княжества находилась летняя резиденция русских великих князей. В состав великокняжеской усадьбы с названием Александрова Слобода входили: большой деревянный теремный дворец, деревянная церковь, большая конюшня и каретник, а также другие хозяйственные постройки. Усадьба была исключительно удобна по расположению: от нее пути вели и в Переяславль Залесский, и в Дмитров, и в Москву, и в Суздаль и Владимир. Поскольку центром здешней земли был Переяславль Залесский, то в усадьбе Александровой Слободы перебывали все переяславские князья, в том числе Великий князь Александр Невский. Основание усадьбы и церкви предполагается во второй половине 12 века. Предположительно, первоначальная деревянная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. Здешняя усадьба потеряла свое главное значение в начале 16 века, когда в декабре 1513 года царская - великокняжеская усадьба переместилась в Новую Александрову Слободу, на месте которой сейчас стоит Александровский Успенский женский монастырь . На прежнем месте осталось дворцовое село Старая Слобода. Летом 1689 года село оказалось в центре событий, связанных с маневрами так называемых потешных войск, которые проводил здесь юный царь Петр Алексеевич и генерал-англичанин Патрик Гордон с Преображенским и Семеновскими полками. По указанию царя Петра Первого, по его обещанию и по заверенной воле брата его, только что, в январе 1696 года умершего, царя Иоанна Пятого, 10 августа 1696 года в Старой Слободе рядом с прежней обветшавшей церковью заложили новую кирпичную церковь, строительство которой было завершено 4 мая 1698 года. Строителем храма был духовник Великого Государя о. Феофан Феофилактович, Протопресвитер Благовещенского собора Московского Кремля. Основной престол в холодной церкви - во имя Казанской иконы Божией Матери. Одновременно с ним строился левый (северный) придел вот имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Более поздний - правый (южный) придел св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03537

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010