в один день были зверски убиты ее только что вернувшийся из плена сын Владимир Николаевич и зять, Георгий Михайлович Родзянко, сын председателя Государственной думы. Княгиня поседела за одну ночь и всю оставшуюся жизнь носила траур. После постигшей их семью катастрофы княгиня и ее дочь T. Н. Родзянко целиком посвятили себя Белому движению. Генерал Π. Н. Врангель до конца своей жизни поддерживал с ними дружеские отношения. См. о ней; Андреев Н. Княгиня Н. Г. Яшвиль//SK. 1940. T. 11. С. 236–240. 2661 В конце 1931 г. благодаря содействию Т. Масарика Семинарий, преобразованный к тому време­ни в Институт, получил специальное помещение по адресу Слунная ул., д. 10. В 1944 г. Институт снова переехал на Гальштатскую ул., д. 6. См.: АИИИ АН ЧР. Л. 8–16. Документы о найме помещений Института им. Η. П. Кондакова. 2662 Острогорский Георгий Александрович (1902–1976) родился в Петербурге, окончил в 1919 г. классическую гимназию. Эмигрировав вместе с семьей в Финляндию, в 1921 г. Острогорский посту­пил в Гейдельбергский университет, где изучал философию и социологию. О пробуждении интереса к византийским занятиям он писал Успенскому: «Византийской историей начал заниматься незадолго до окончания Гейдельбергского университета. Непосредственных учителей в области византиноведе­ния у меня не было, взялся я за такую работу (докторскую диссертацию из экономической истории Византии) по собственной инициативе и проводил ее на свой риск и страх, так как византологов в Гейдельберге, где я прошел и окончил университет, нету. По окончании университета (в 1925 г.) я уже не переставал заниматься византийской историей и, в частности, обратился к изучению иконоборче­ского периода»: ПФА РАН. Ф. 116. Оп. 2. Д. 256. Л. 3–3 об. Письмо Г. А. Острогорского Ф. И. Успен­скому от 11.01.1928. В 1924–1925 гг. он учился у Ш. Диля в Париже и по возвращении в Гейдельберг в июне 1925 г. защитил докторскую диссертацию о сельской общине в Византийской империи X в. (Die ländliche Steurgemeinde des byzantinischen Reiches im X.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается его резких высказываний 20-х годов о женской религиозной поэзии, которые привели к разрыву отношений с Цветаевой и Ахматовой, то они вовсе не были проявлением воинственного атеизма того времени. Здесь роковую роль сыграли не сами эти высказывания о «женском рукоделье» (так, кстати говоря, называлась рецензия Сергея Городецкого 1912 года на поэтические дебюты Ахматовой и Цветаевой, никак не повлиявшая на их личные отношения), а их совпадение со статьей Льва Троцкого «Внеоктябрьская литература», опубликованной в сентябре – октябре 1922 года в трех номерах «Правды». Главный партийный идеолог впрямую не цитировал Мандельштама, но называл те же самые имена, да и формулировки почти совпадали. Понятно, что Троцкий использовал статьи Мандельштама 1921 года. То же самое произойдет и в 1946 году, когда Жданов, в качестве доказательства «вины» Ахматовой, сошлется на его дореволюционную статью об акмеизме. Политики не давали ему покоя ни при жизни, ни после смерти. Образ Твой мучительный и зыбкий Я не мог в тумане осязать. «Господи!» – сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать. Божье имя, как большая птица, Вылетело из моей груди. Впереди густой туман клубится, И пустая клетка позади. 1912 Вот дароносица, как солнце золотое Повисла в воздухе – великолепный миг. Здесь должен прозвучать лишь греческий язык: Взять в руки целый мир, как облако простое. Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. И Евхаристия как вечный полдень длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех Божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится. 1915 В разноголосице девического хора Все церкви нежные поют на голос свой, И в дугах каменных Успенского собора Мне брови чудятся, высокие, дугой. И с укрепленного архангелами вала Я город озирал на чудной высоте. В стенах Акрополя печаль меня снедала По русском имени и русской красоте. Не диво ль дивное, что вертоград нам снится, Где реют голуби в горячей синеве, Где православные крюки поет черница: Успенья нежное – Флоренция в Москве. И пятиглавые московские соборы С их итальянскою и русскою душой Напоминают мне явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой. 1916 В хрустальном омуте какая крутизна! За нас сиенские предстательствуют горы. И сумасшедших скал колючие соборы Повисли в воздухе, где шерсть и тишина. С высокой лестницы пророков и царей Спускается орган, Святого Духа крепость, Овчарок бодрый лай и добрая свирепость, Овчины пастухов и посохи судей. Вот неподвижная земля, и вместе с ней Я христианства пью холодный, горный воздух, Крутое «Верую» и псалмопевцев роздых, Ключи и рубища апостольских церквей. Какая линия могла бы передать Хрусталь высоких нот в эфире укрепленном, И христианских гор в пространстве изумленном, Как Палестрины песнь, нисходит благодать. 1919 Люблю под сводами седыя тишины Молебнов, панихид блужданье, И трогательный чин, ему же все должны –

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Ф. 802. Оп. 16. Д. 97. Л. 217 об.–218). 139 Фаустов А. И. – студент Ленинградского Богословского института. 320 Федицына Мария Николаевна; (около 1903 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Федоров Василий. Ок. 1907 – эконом Олонецкого ЕЖУ; 9 февраля 1910 назначен диаконом Верховского прихода Олонецких уезда и губернии с рукоположением в сан священника по выдержании испытания (рукоположен 21 марта 1910). С 1911 – эконом Олонецкой ДС; с 4 января 1913 – священник Вешкельского прихода Петрозаводского уезда. 127, 130, 136, 137 Федоров К. Ф. – казначей, с 1 февраля 1921 – помощник казначея Петроградского Богословского института. 237 Федоров Константин Михайлович; (1882 – 1978). Окончил С.-Петербургскую учительскую семинарию и регентские классы Придворной певческой капеллы (1906). Преподаватель пения в средних школах. Регент. С 1946 преподаватель церковного пения Ленинградских ДА и ДС. С 21 марта 1958 – почетный регент. См.: Бронский В. К. И. Федорову – 90 лет//ЖМП. 1973. 1. С. 24–25. 478 Федоров Михаил Иванович; (12 июля 1887 – ?). Окончил Николаевскую купеческую школу (1903), служил в Волжско-Камском коммерческом банке (1905–1908), в обществе страхования жизни (1910–1914), в строительной конторе А. К. Пурышевой (1914–1917). С 1918 – на 1-м государственном колбасном заводе. Чтец и секретарь приходского совета Троицкого подворья, к которому был приписан после рукоположения. В 1919 был слушателем пастырско-благовестнических курсов. Священник. 237, 245 Федосеев Л. – член Приходского совета Успенской церкви, что на Сенной площади. 216 Федосеев Ф. В. – уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Ленинграду и Ленинградской области. 437 Федотов Василий Алексеевич; (1877 – 24 сентября 1937) – протоиерей. Служил в Знаменской церкви Ленинграда. Арестован 22 августа 1937. Расстрелян в Ленинграде. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 243. 350, 351, 357, 366 Федченков Сергей Афанасьевич; (ок. 1886 – 8 октября 1946). Окончил Тамбовскую ДС (1908) и С.-Петербургскую ДА (1912), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. П. Голубцов, д–р церк. ист., проф. Моск. Дух. Акад.: «Литургия в первые века христианства». Бог. Вестн., 1913 и др. 12 Епископ Порфирий Успенский, маг. богосл., Киев. Дух. Акад. Епископ Чигиринский см. о нем А. А. Димитриевскай в ТКДА, 1886, 3. 13 Цит. у Глубоковского, цит. соч., стр. 65. Перечень имен и работ русских литургистов см. еще у Лазара Мирковича: «Православная Литургика», Срем. Карл. 1918, стр. 38–45. 14 Об истории литургической науки на западе см. Dom F. Cabrol. Introduction aux e " tudes liturgiques; Pqris1907, рр. 39 sqq. U. Chevalier: «La renaissance des e " tudes liturgiques» in Compte–Rendu du IV Scientifique International des Catholiques, Sciences Religiesus ; Fribourg 1898, рр. 299–315; K. Mohlberg «Ziele und Aufgaben der Liturgie. Geschichtliche Forschung», Mu:nster i. W. 1919, р. 1–36; C. Callewaert: Liturgicae Institutiones. I. De Sacra Liturgia Universim. ed. 3., Brugis1933; рр. 56–121; L. Eisenhofer. Handbuch der Katholischen Liturgik. Freiburg in Bayern 1932., рр. 118–141. P. Oppenheim. Introductio Historica in Litteras Liturgicas, ed. 2. Torino, 1945. 15 См Л. Миркович цит соч, стр 35 и сл. 16 Dom F. Cabrol, op. cit. pp. 128–130. 17 См. Y. M. Congar. Bulletin d’Ecclesiologie 1939–1946 in Revue des Sc. Phil. et Theol., XXXI, 1947, pp. 77–96 и его же — «Jalons pour une The " ologie du Paris 1953, pp. 65 sqq. 18 Общие истории и анализ литургического движ.: Dom O. Rousseau, Histoire de Mouvement Liturgique, Paris 1945; E. B. Koenker. The Liturgical Renaissance in the Roman Catholic Church, Chicago 1954. J. H. Srawley The Liturgical Movement. L. Bouyer. La vie de la Liturgie, Paris, 1956, и спец. номер журнала «Maison Dieu» — 25, 1951: Avenir et risq es du renouveau liturgique. 19 L. Bouyer. La Pascal. Paris 1947, p. 9. 20 О движения Maria Laach и казелевской теории литургической мистерии, см. Th. Filthaut: La the " ologie des Paris 1954, и спец. ном. «Maison Dieu» (14, 1948) — Dom Odo Casel. La doctrine du chre " tien. Там же главная библиография. Органом движения был ежегодник Jahrbuch fu:r Liturgiewissenschsft, vol. 1–15 (1921 ff.). 21

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

16 авг. 1911 г. А. был назначен исполняющим должность доцента при кафедре истории и обличения ламаизма и монг. языка. 13 апр. 1912 г. указом Святейшего Синода он был командирован на год в Монголию для изучения тибет. языка и лит-ры, касающейся ламаизма. В 1913 г. за кандидатскую работу ему была присуждена премия митр. Иосифа (Семашко). 23 марта 1913 г. по ходатайству Совета КазДА и по прошению А. ему была продлена командировка в Монголию еще на год с обязательством по возвращении прослужить в профессорской должности в академии не менее 5 лет. По возвращении из командировки А. одновременно с преподавательской и научной деятельностью активно участвовал в работе историко-этнографического музея в Казани, став помощником директора. В 1913 г. музей стал учебно-вспомогательным учреждением для студентов миссионерского отд-ния, а с 1915 г.- и для слушателей миссионерских курсов. А. передал в дар музею большую коллекцию из более чем 100 предметов, включавшую изображения буддистских богов и богинь на полотне, из терракоты, бронзы, дерева и папье-маше, ксилографические доски для печатания молитв, принадлежности шаманского культа, четки, кит. монеты и мн. др. 3 нояб. 1914 г. в храме КазДА состоялось Крещение 3 китайцев, к-рые своим просвещением были целиком обязаны А. В 1915 г. за отличную и усердную службу А. был награжден наперсным крестом. После Октябрьской революции, в 1918 г., поняв невозможность продолжения научной деятельности, А. уехал в Успенский муж. мон-рь, находившийся в 6 верстах от Красноярска, где пробыл до февр. 1919 г., затем вместе с 5 монахами удалился на оз. Тиберкуль в Минусинском окр. Здесь они основали скит, в к-ром подвизались 2 года. С 1921 г. А. служил в приходском храме с. Белый Яр в Хакасии. В 1922 г. еп. Енисейским и Красноярским Зосимой (Сидоровским) А. был уволен от служения на приходе. В сент. 1922 г. еп. Зосима перешел в обновленчество, продолжая управлять Енисейской епархией. Еп. Зосима вызвал А. в Красноярск и предложил присоединиться к обновленцам. Отказавшись, в нояб. 1922 г. А. удалился в жен. мон-рь на р. Матур, где находился около полугода. Обновленцам стало известно место проживания А., пользовавшегося большим авторитетом среди православных, и, чтобы избежать преследований, А. уехал вместе с неск. монахами и монахинями в тайгу, где организовал скит. В окт. 1923 г. насельники скита были арестованы ОГПУ, но, поскольку никаких обвинительных материалов против них не оказалось, вскоре были освобождены. В июне 1924 г. А. стал настоятелем минусинской кладбищенской церкви, где открыто выступил против обновленцев, обличая их в отступлении от Православия. Обновленцы попытались завладеть церковью и обратились за помощью в ОГПУ, А. был арестован, но вскоре освобожден за отсутствием обвинительного материала.

http://pravenc.ru/text/114616.html

Со стороны Киевской митрополии вопрос о назначении еп. Дионисия управляющим приходами Зап. Волыни в 1918-1919 гг. не поднимался (несмотря на позднейшие утверждения еп. Дионисия о том, что укр. духовные и светские власти якобы планировали создание отдельной епархии во главе с ним на территории Зап. Волыни, Берестейщины, Пинщины и Мозырщины). Дважды, в сент. и окт. 1918 г., митр. Антоний обращался через МИД Украинского гетманского гос-ва в австро-венгерское представительство в Киеве с просьбой разрешить прибытие в любой из зап. уездов Волыни Владимир-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) для окормления этой части Волыни, а также оказавшихся в изгнании клириков Владимир-Волынского и Ковельского уездов, о возвращении к-рых в родные края также ходатайствовал Киев. Однако согласия на это со стороны австро-венг. властей не последовало. В нач. 1919 г., после захвата большевиками Киева и Житомира, еп. Дионисий уехал в Кременец. В мае-июне 1919 г., когда город был занят большевиками, архиерей скрывался у верующих (по др. данным, находился в Иоанна Милостивого, свт., Загаецком мужском монастыре ). Патриарх Тихон утвердил еп. Дионисия в должности временно управляющего Холмской епархией, о чем было извещено 27 дек. 1919 г. Мин-во исповеданий и народного просвещения Польши (Холмщина, как и зап. часть Волынской губ., после провозглашения независимости Польского гос-ва оказалась в его составе). 20 окт. 1920 г. управляющим Холмской епархией указом патриарха Тихона был назначен архим. Сергий (Королёв) , хиротонисанный 17 апр. 1921 г. во епископа Бельского (Бельско-Подляшского). К весне 1919 г. Кременецкий епископ оказался единственным действующим архиереем в западной части бывш. Волынской и Житомирской епархии. В 1919-1920 гг. епископ налаживал разрушенную войной церковную жизнь в Кременецком, Дубенском, Ровенском и Луцком повятах (уездах), распространяя свою юрисдикцию на соседние Староконстантиновский и Острожский уезды, независимо от епархиального центра в Житомире. Неопределенность гос. границ в 1919-1921 гг. была причиной одновременных назначений на один и тот же приход клириков указами из Житомира и Кременца. 18 февр. 1920 г. еп. Дионисий без согласования с в. у. Волынско-Житомирской епархией еп. Фаддеем (Успенским) назначил настоятелем в Крестовоздвиженский собор в Староконстантинове свящ. Иоанна Августиновича. После протестов местного духовенства 30 апр. 1920 г. еп. Дионисий и Кременецкое ЕУ предложили должность настоятеля прот. Иоанну Барановичу, благочинному Староконстантиновского городского окр. (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 250. Л. 27-29). Между тем еп. Фаддей 23 апр. 1920 г. назначил настоятелем собора свящ. сщмч. Аркадия Остальского , с чем согласились местное духовенство и прихожане (ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 258. Л. 242). Подобных случаев было немало.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

14 нояб. 1919 г. красные войска взяли Омск, в городе восстановилась советская власть. Большевики начали активно проводить в жизнь декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 14 янв. 1920 г. архиеп. сщмч. Сильвестр и Омский епархиальный совет в соответствии с посланием патриарха свт. Тихона (Беллавина) от 8 окт. 1919 г. обратились к духовенству и верующим с призывом подчиниться новой власти и удалиться от политической борьбы. СибЧК в секретном порядке готовила показательный процесс над архиеп. сщмч. Сильвестром. По преданию, 26 февр. 1920 г. в омской тюрьме он был подвергнут пыткам, распят на полу и жестоко убит; в регистрационной записи загса причиной смерти указан рак кишечника. В 1920-1921 гг. были арестованы 30 священников и 2 диакона; из них расстреляны прот. Сергий Дмитриевский (7 окт. 1920) и свящ. Александр Знаменский (февр. 1921). 17 февр. 1921 г. в Петропавловске убит красноармейцами еп. сщмч. Мефодий (Краснопёров). Успенский кафедральный собор в Омске. 1891–1898 гг., разрушен в 1935 г. Архит. Э. Ф. Виррих. Фотография. Нач. ХХ в. Успенский кафедральный собор в Омске. 1891–1898 гг., разрушен в 1935 г. Архит. Э. Ф. Виррих. Фотография. Нач. ХХ в. В июне 1920 г. епархию возглавил еп. Димитрий (Беликов; 1920-1922, с авг. 1921 архиепископ). В сент. 1920 г. прекратил работу Омский епархиальный совет. 25 окт. 1920 г. создана Ликвидационная комиссия по отделению Церкви от гос-ва и школы от Церкви при Омском губисполкоме. В том же году закрыто 13 домовых храмов при учебных заведениях, местах заключения, больницах, богадельнях, власти во всех школах отменили преподавание Закона Божия. В течение 1921 г. в городе и его окрестностях закрыты все мон-ри и подворья, в их помещениях разместили детские дома и приюты. В марте 1921 г. закрыт госпитальный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В окт. заключены договоры с общинами Омска о пользовании храмами. 7 янв. 1922 г. в Омске прошла демонстрация атеистов «штурм небес» с участием комсомольцев, учащихся вузов; на одной из площадей под звуки Интернационала сожгли модель храма.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Устройству церковной жизни новообразованной епархии препятствовало то обстоятельство, что с осени 1917 г. Н. Волга и Дон являлись ареной ожесточенных боев. 30 июня 1919 г. Царицын был взят Кавказской армией ген. А. И. Деникина. В авг. 1919 г. еп. Дамиан созвал собрание духовенства, на к-ром рассматривался вопрос оказания помощи священнослужителям, прибывшим из мест, занятых большевиками, кроме того, было принято решение об организации пастырско-богословского уч-ща. Уч-ще было создано еп. Дамианом в эвакуации в Ставрополе (авг.- окт. 1919), в нояб. того же года продолжило работу в Царицыне. 3 янв. 1920 г. в город вошли части Красной Армии. В кон. 1919 г. еп. Дамиан и часть духовенства вместе с отрядами Белой Армии покинули Царицын, впосл. архиерей оказался в Болгарии, где 19 апр. 1936 г. умер в сане архиепископа Царицынского. Панорама Царицына со стороны набережной Волги. В центре — Успенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Панорама Царицына со стороны набережной Волги. В центре — Успенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) После установления в Царицыне советской власти началось проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Первые попытки осуществления этого декрета в крае предпринимались в годы Гражданской войны, в 1920 г. с этой целью были созданы соответствующие губ. и уездные комиссии. В 1918 г. власти закрыли Камышинское уездное ДУ, в 1920 г.- Усть-Медведицкое ДУ. По обвинению в контрреволюционной деятельности в мае 1921 г. были расстреляны клирик Вознесенской ц. прот. Алексий Лебедев и настоятель Успенского собора прот. Иаков Горохов, в июне - свящ. Венедикт Островидов, в августе - иером. Матфей (Олейник) и свящ. Иосиф Вавулин. К авг. 1921 г. у религ. орг-ций Царицына были конфискованы все денежные средства и имущество, к-рые признали «нерелигиозными». 9 окт. 1922 г. были закрыты мон-ри епархии. В 1921-1922 гг. Царицынская губ., как и др. поволжские регионы, жестоко пострадала от голода. В губернии прошла кампания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Несмотря на готовность Царицынского еп. Нифонта (Фомина) отдать для закупки продовольствия все церковные ценности, не используемые при богослужении, власти принимали репрессивные меры. Еп. Нифонт, викарий Донской епархии Нижнечирский еп. Николай (Орлов) и 15 священников были арестованы по обвинению в сокрытии ценностей, еп. Николай был расстрелян.

http://pravenc.ru/text/155146.html

В 1920-1921 гг. продолжался конфликт между еп. Дионисием и архим. Смарагдом (Латышенко) , ректором возвращенной из Москвы Холмской ДС, которая разместилась в кременецком Богоявленском муж. мон-ре. В апр. 1920 г. архим. Смарагд отказался объединить Холмскую ДС с организуемой в Кременце Волынской епархиальной семинарией и заявил, что считает своим архиереем Белостокского и Холмского еп. Владимира (Тихоницкого) (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 1. Д. 7. Л. 3-5). Еп. Дионисий пожаловался властям, и волынский воевода 20 июня 1920 г. предупредил архим. Смарагда о том, что будет выдворять из Волынского воеводства всех священников, к-рые не признают еп. Дионисия. С аналогичными требованиями выступил и министр вероисповеданий и образования Польши С. Стемповский. В сент. 1920 г. начала работу Кременецкая семинария, куда перешло большинство преподавателей Холмской ДС, включая прот. Александра Громадского, ставшего ректором нового учебного заведения. 28 февр. 1921 г. еп. Фаддей (Успенский) подал Синоду и Собору укр. епископов прошение о создании Дубенского вик-ства Волынской епархии и о поставлении викарием архим. Смарагда. (Смарагда поддерживали русские на Волыни, в авг.-сент. 1921 обратившиеся в Варшавский синод с просьбой рукоположить Смарагда во епископа Дубенского; в Дубно и Ровно в то время были большие рус. общины, действовали рус. гимназии.) Этим планам противостоял еп. Дионисий, обвинивший Смарагда в антипольск. деятельности. Кременецкий епископ требовал от местных властей депортации Холмской ДС за пределы Волыни. В мае 1921 г. архим. Смарагд находился уже в Люблинском воеводстве. В июне 1921 г. последовало решение властей об упразднении Холмской ДС, депортированной ранее из Кременца, тогда же департамент православных исповеданий при Министерстве вероисповеданий и образования Польши признал за еп. Дионисием полномочия по руководству Кременецкой семинарией, легализованной в февр. 1921 г. В 1919-1920 гг. К. в. имело полусамостоятельный статус, в этот период при еп. Дионисии существовала Кременецкая консистория.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

К октябрю 1923 г. комиссия разместила коллекцию в восьми отделах: 1) древлехранилище – 916 экспонатов. Все предметы XII–XVIII вв., имевшие историко-художественное значение (изделия из золота, серебра, драгоценных камней, облачения из старинных тканей), ранее хранившиеся в ризнице, в 1918 г. составили отдел предметов прикладного искусства; 2) отдел древнерусской живописи, возник в 1919 г., 174 иконы с XIV в. по XIX в.; 3) отдел древнерусской книги, возник в 1920 г., 70 экспонатов с XVI в. по XVII в.; 4) жилые покои XVIII в., отдел возник в 1920 г., 343 экспоната; 5) архитектурный отдел, возник в 1923 г., 166 экспонатов; 6) кустарный отдел, возник в 1922 г., 322 экспоната; 7) показательная иконописная мастерская, возникла в 1923 г., 220 экспонатов; 8) музей быта в Вифании, с полной обстановкой покоев XVIII в. К музею относились также Успенский и Троицкий соборы, колокольня, стены с башнями. К 1 октября 1925 г. возникли отделы: 1) искусство XIV-XV вв.; 2) жилые покои конца XVIII – начала XIX вв. (быт высшего духовенства); 3) келья монаха; 4) шитье и икона XIX в.; 5) отдел гравюр. Намечалось создать отделы: 1) искусство XVI в.; 2) ткани XVI-XX вв.; 3) церковная археология, основу отдела должна была составлять часть музея Московской духовной академии, принятого в 1919 г. священником П. А. Флоренским и М. В. Шиком; 4) монастырский быт; 5) осада Лавры XVII в.; 6) скульптурный. За период с 1918 по 1925 гг. были проведены следующие выставки: 1) показная коллекция изданий Лавры (весна 1919); 2) выставка картин, рисунков, гравюр, фотографий Лавры, участвовали М. В. Боскин, А. А. Кеслер, Вас. И. Соколов , Вл. И. Соколов, В. Ф. Мей, В. И. Хрустачев, Н. Ф. Юон (1921); 3) древнерусская книга (1921); 4) выставка картин и набросков Тер-Аванесяна в пользу голодающих Поволжья (1–15 декабря 1921); 5) выставка шитья и тканей (лето 1921); 6) выставка экспонатов времени митрополита Филарета (Дроздова) (1922); 7) выставка изделий местных кустарей (1922); 8) выставка Сергиевского общества изучения местного кроя (май 1922); 9) выставка предметов искусства XIV-XV вв. (1924; эта выставка так же, как и выставка книг 1921 г., имела всероссийское значение); 10) выставка шитья и тканей XIX в. (январь 1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010