Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Глебович Успенский (22.09.1879, с. Шолы Белозерского у. Новгородской губ.- 21.09.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. ц. в честь Вознесения Христова в с. Вознесение Бологовского р-на Калининской обл. Род. в семье псаломщика, отец умер, когда А. было чуть больше года. По окончании ДС А. был рукоположен во священника. Служил на разных приходах, с кон. 20-х гг.- в Тверской епархии. В нач. 30-х гг. был осужден к 6 мес. ИТЛ по обвинению в неуплате налогов, часто выдвигавшемуся против священнослужителей в то время. В нач. 1937 г. определен в Вознесенскую ц. Проявил себя ревностным пастырем, учил, как сохранить веру Христову в тяжелые времена гонений, храм стал центром духовной жизни для неск. многолюдных деревень и поселков. 2 сент. 1937 г. А. и староста храма Василий Яковлевич Шикалов были арестованы, их обвинили в совместной контрреволюционной деятельности, проявлявшейся в исполнении правосл. Таинств и треб, чтении Библии вслух, распространении крестов, молитв и т. д. Святые мученики были расстреляны по приговору от 19 сент. 1937 г. Реабилитированы в 1989 г. Прославлены Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 21531-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 186-188. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл. Основан прп. Далматом (Мокринским). Источниками сведений по истории Д. м. являются написанное сыном прп. Далмата архим. Исааком (Мокринским) «Известие об основании Далматовского монастыря» (Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря. 1992. С. 184-186), а также документы архива Д. м. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224) и фонда Сибирского приказа (РГАДА). Датой основания Д. м. считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского мон-ря Верхотурского у. инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении р. Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, к-рый сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Сначала Илигей враждебно отнесся к прп. Далмату, но затем, после чудесного вразумления от Пресв. Богородицы, весной 1646 г. передал ему земли на Белом Городище в присутствии детей и сородичей. Надгробие прп. Далмата. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Надгробие прп. Далмата. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Вскоре на Белое Городище к иноку Далмату пришел нижегородский старец Иоанн, ученик священноинока Дорофея; затем в пустыни стали селиться др. подвижники. Это было первое рус. поселение в долине р. Исети. По благословению Тобольского архиеп. Герасима (Кремлёва) были построены часовня, кельи, частокол. В условиях малозаселенности края остро встала проблема рабочих рук для монастырского хозяйства. Прп. Далмат проводил много времени в разъездах по слободам Тобольского и Туринского уездов, вступал в конфликты с местной администрацией из-за пограничных земель и беглых крестьян, иногда шел и на нарушение царских запретов на прием новых крестьян. Так, в 1654 г. приказчик Киргинской слободы М. Фефилов подал тобольским воеводам челобитную о том, что Далмат отказался выдать укрывшихся в обители беглых пашенных крестьян Киргинской слободы. Воеводы послали в Д. м. память, чтобы «крестьян с тягла не принимали».

http://pravenc.ru/text/168668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (празд. 15 февр.), чудотворный образ, прославившийся в XVII в. История Д. и. связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» (ГИМ. Син. 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186). В монастырской описи от февр. 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. В сер. XVII в. житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский мон-рь Верхотурского у., где принял монашеский постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресв. Богородицы и удалился за р. Урал, где на левом берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, на Белом городище, в 1644 г. он ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство мон-ря. Весной 1646 г. земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сент. 1651 г. мон-рь был сожжен войском сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы, а икона стала главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168670.html

Бигильдино. Церковь Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бигильдино, тоже Сурки, расположенное по левую сторону большой Рязанской дороги, при реке Дон, в качестве села упоминается в окладн. кн. 1676 г., где при бывшей в том селе церкви «Богоявления Христова» показано: «церковные земли двадцать четвертей в поле, а в двух к тому же, сенных покосов на десять копен». В приходе: «пятьдесят восемь дворов драгунских, тридцать дворов бобыльских и всего семьдесят четыре двора (со включением 3 дворов причта). Прежней дани было рубль шесть алтын четыре деньги. По сказке, за рукою той церкви попа Иосифа и, по новому окладу, против прежнего, прибыло рубль и пять денег. И всей дани два рубля семь алтын и пять денег». В ландратск. кн. 1716 г. в причте при Богоявленской церкви показано 2 дв. поповых, 2 дв. дьячковых и 1 пономарский. По переписн. кн. 186 г., как показал перед ландратом Ляпуновым заказной голова, Иван Михайлов, в Бигильдино числилось служивого чину людей 60 дворов, а по переписи 710 г. того же служилого чину людей, кроме драгунских и солдатских, 104 дв.»; в 1716 г. показано наличных только 80 дв., в 1734 г. – 78 дв. Дани в 1731 г. Взималось с Богоявленского прихода, полагая по 8 денег со двора, два рубля семь алтын три денги, пошлина гривна, десятильнича – полтина, подможных (полковым попам в подмогу) гривна, милостинных тоже, полонные с трёх дворов. Вместо деревянной, существующая ныне в селе Бигильдино каменная Богоявленская церковь с приделами Успенским и Предтеченским построена в 1778 г. В 1806 г., как придельная, так и настоящая были перестроены и освящены Донковским протоиереем Евдокимом в августе того же года. В 1878 г. оштукатурена была церковь и колокольня, а в 1881 г. возобновлены иконостасы в настоящей и в приделах. Земли под церковью и кладбищем состояло 2 дес., усадебной 5 дес., пахатной удобной 92 дес., неудобной 1 дес. 1824 кв. саж., под дорогой 954 кв. саж., под стоком Суркова верха 300 кв. саж., а всего 102 дес. 100 кв. саж. Дома у священников каменные, у остальных членов причта деревянные. У причта имелось неприкосновенного капитала в количестве 100 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=15346

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 3 сентября 2008, 22:11 Напомним, что три года назад, 1 сентября 2004 года, в городе Беслан боевики захватили школу 1. В результате теракта погибло 333 человека, из них 186 детей и 12 сотрудников спецназа. Памятник у Успенского храма на Малой Охте – это первый скульптурный знак памяти о тех событиях, воздвигнутый за пределами Осетии. 2 сентября 2008, 21:44 Под сводами храма прозвучат русская духовная и народная музыка, а также произведения композиторов XIX и ХХ веков. Их исполнит знаменитый Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под руководством главного дирижера Станислава Грибкова. 2 сентября 2008, 21:23 Во вторник, 2 сентября, в храме прошла панихида по детям, погибшим в Беслане в 2004 году. К монументу «Детям Беслана» были возложены цветы, прихожане в память о погибших зажгли свечи. 2 сентября 2008, 21:00 31 августа после Литургии в храме святой равноапостольной Марии Магдалины города Павловска, как и во многих других, был отслужен молебен перед началом учебного года. После общей молитвы, напутственного слова и благословения священника, детям были розданы… мелки! 2 сентября 2008, 18:06 30 августа закончилось двухнедельное пребывание в Петербурге детей из Косово. В Петербурге детей принимали в православной школе имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. 28 августа 2008, 12:27

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=12&t...

Позднее И. Л. вернулся в Могилёвскую Успенскую пуст., где находился до кончины патриарха в 1633 г. Иначе (менее достоверно) изложена данная часть биографии И. Л. в сочинении Ивана Алексеева. В «Истории о бегствующем священстве» сообщается, что И. Л. происходил из литов. шляхетского рода, стал келейником буд. патриарха Филарета, когда последний находился в плену в Польше (1611-1619), с митр. Филаретом приехал в Москву, был им пострижен в монашество, рукоположен во иерея, незадолго до кончины патриарха был отпущен для создания Раковой пуст. (версии о рукоположении И. Л. патриархом Филаретом придерживались мн. авторы, в т. ч. старообрядческие). В изложении последующих событий жизни И. Л. сочинение Ивана Алексеева не противоречит Житию. В 1634-1640 гг., во время Патриаршества Иоасафа I , И. Л. восстановил запустевший мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца на Красных горах в Старицком у., основанный ранее 1547 г. ( Зверинский. Ч. 1. С. 186, 306). Монастырскую Никольскую ц. незадолго до 1636 г. освятил св. Нектарий (Теляшин) , ошибочно названный в Житии Тверским епископом. На деле он был настоятелем Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни , в февр. 1636 г. был хиротонисан во архиепископа Сибирского. В Житии рассказывается, что после смерти патриарха Иоасафа I И. Л. был вызван в Москву и его рассматривали как одного из кандидатов на первосвятительский престол, но он, притворившись юродивым, бежал в пустынь. По сообщению Жития, И. Л. вместе с учеником Феодосием Святогорцем в 1653 г. (по-видимому, в 1652) совершил паломничество в Киев. Там он постриг в монашество И. Савёлова - буд. патриарха Иоакима . Однако известно, что И. П. Большой Савёлов - буд. патриарх Иоаким - принял монашеский постриг в нач. 1655 г. в Межигорском в честь Преображения Господня мужском монастыре под Киевом от игумена обители Варнавы (Лебедовича). Вернувшись в Россию, И. Л. между 1658 и 1662 гг. встретился в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова монастыре с оставившим патриаршую кафедру Никоном .

http://pravenc.ru/text/578194.html

В 1929 году в ходе кампании по уничтожению церквей и снятию колоколов было решено снести храм. Но местные жители пудовыми замками храм закрыли, отправились с ходатайствами в различные инстанции и отстояли храм. Старинное село Вятское, первое упоминание о котором относится к самому началу XVI века, что в 38 километрах от Ярославля, сейчас входит в число самых красивых деревень России. Своё название село получило согласно одной из версий, потому что рядом проходила дорога на Вятку. На его территории в настоящее время действует огромный историко-культурный комплекс - с разнообразными музеями в старинных отреставрированных домах, гостиницей и действующим уникальным храмом Воскресения Христова. В Вятском было два храма. На высоком берегу Ухтомки стояла большая Успенская церковь, возведённая в 1780-х годах на средства купца Григория Кубанина. Воскресенская же церковь на противоположном берегу была построена на 30 лет раньше на средства прихожан. Кстати, в будущем, именно это её и спасло. В советское время она уцелела в отличие от Успенского храма. Более того, его вообще было решено не закрывать! Воскресенский храм возвели достаточно быстро, рядом поставили 33-метровую колокольню. Она до сих пор является одной из самых высоких в Ярославской области. Церковь обнесли каменной оградой с воротами. А у церковных стен устроили кладбище. Прихожанам удалось сохранить убранство храма. Уцелели росписи, резные иконостасы и старинные образа. Так, задолго до революции, одной из главных святынь Воскресенской церкви стала икона Святого Пантелеймона Целителя, подаренная вятским жителям афонскими монахами. Известно, что раньше образ мироточил. В справочнике " Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии, вышедшем в Ярославле в 1908 году, сообщается: " Воскресенская церковь - каменная, с таковою же колокольнею и оградою; крепка и прочна. В ней три престола: в настоящей холодной Воскресения Христова, а в трапезе, на южной стороне - во имя Архистратига Михаила, на северной же - во имя святителя Григория Богослова. Построена в 1750 году тщанием прихожан. Церковной земли 18 десятинъ. Церковных домов два для жительства священника, диакона и псаломщика. Церковного капитала 3325 руб. Прихожан в селе 75 мужчин, 186 женщин: (в приписных деревнях) - 753 мужчин, 987 женщин. В приходе: одна земская и одна церковно-приходская школа. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала в проц. бум. 2350 руб. " .

http://sobory.ru/article/?object=12728

В состав монастыря входили: ул. Аксакова, 14 – двухэтажный белый корпус, ул. Аксакова, 16 – «Новый корпус», ул. Аксакова, 166 – корпус красный 2-х этажный, ул. Аксакова, 186 – флигель (больница), ул. Аксакова, 20 – флигель на скотном дворе, ул. Выставочная, 48 – флигель привратницкий, ул. Выставочная, 6-а – корпус игуменский, ул. Выставочная, 50 – корпус трапезный, ул. Выставочная, 50 – корпус училищный, Флигель пуховая мастерская, ул. Аксакова (у проходной швейного объединения) – Странноприимный дом. В послевоенный, советский период территория монастыря находилась в ведении Министерства обороны РФ, и только недавно, с 2010 года, после долгих обращений в Министерство обороны Русской Православной Церкви было возвращено здание монастырской трапезной (памятник архитектуры и культуры). Много усилий для восстановления разрушенного Успенского монастыря прилагала матушка Варвара (Валентина Михайловна Горюнова, 18.01.1939-01.10.2010). Был сооружен храм-часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник» на территории бывшего Успенского женского монастыря. 31 октября 2009 года члены православного молодежного клуба «Общее дело» совместно с оренбургскими казаками навели порядок на кладбище бывшего Успенского монастыря и установили там Поклонный крест. 7 ноября 2009 года на этом месте впервые за 87 лет была совершена панихида по почившим сестрам Успенского монастыря. Панихиду совершил настоятель храма св. мц. Татианы при ОГУ иерей Сергий Клименко при участии мужского хора Оренбургской духовной семинарии.  По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Валентина монахиня Флора (Новицкая) с декабря 2006 года занималась оформлением документов и переговорами с «Росимуществом», а затем с Министерством обороны о возврате зданий и земель, принадлежавших Свято-Успенскому Оренбургскому женскому монастырю. В августе 2010 года возвращено здание монастырской Трапезной.  Информация с сайта епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=36046

В 1904 году в селе Спас-Телепнево: церковь, земская школа, две мелочных и винная лавка, 53 двора; жителей: 162 мужчины и 186 женщин. Телепнево - небольшая деревня в Ермолинском сельском округе (центр - деревня Успенское) Вяземского района в двух километрах от автодороги Москва-Минск. Сохранился фундамент храма, две одноэтажные хозяйственные постройки и часть усадебного парка. В праздник Нерукотворенного Образа, 29 августа 2007 года на месте алтаря храма установлен и освящен поклонный крест. (8) Обойдя деревню Максимково (Максимово) в 12 верстах ( 12,8 км ) от Вязьмы, ранним утром 22 октября кавалерийские корпуса русской армии заняли господствующие высоты между селом Федоровское и деревней Мясоедово. В 1904 году в деревне Максимково: школа грамоты, синильное заведение, мелочная лавка, две шерсточесалки, 95 дворов; 53 мужчины, 287 женщин. Деревня Максимково входит в Андрейковский сельский округ Вяземского района. (9) Корпус Даву вместе с обозами и отставшими частями 22 октября останавливался в 12 верстах ( 12,8 км.) к северо-западу от Вязьмы в селе Федоровское. В его окрестностях, в тылу Даву, сосредоточились казаки атамана Платова и 26-я дивизия Паскевича. Здесь же находился и начальник генерального штаба Ермолов. Село образовано на землях бывшего Феодоровского монастыря, разоренного в конце XVI века " литовскими людьми " . Во время похода на Смоленск 3 июня 1654 года в Федоровском находился " государев стан " царя Алексея Михайловича. В 1730 году в селе прихожанами была построена деревянная церковь. Каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата устроен в 1800 году на средства помещика Петра Васильевича Коробанова. В 1904 году в селе Федоровском: церковь, церковно-приходская школа, мелочная лавка, 48 дворов; 150 мужчин, 138 женщин. Деревня Федоровское входит в Новосельский сельский округ Вяземского района. (10) Корпуса Богарнэ и Понятовского прошли деревню Мясоедово, отстоявшую от Вязьмы в 8 верстах ( 8,5 км.), утром 22 октября и по Смоленской дороге подошли к городу с востока.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Благодаря им инсигнии Владимира Святого не могли сделаться наследственными у великих князей, а удельным и совсем их негде было взять. Если летопись и говорит о том, что как те, так и другие носили какие-то особенные одежды: коць и клобук, то в тоже время дает понять, что это были обыкновенные одежды, а не инсигнии. 735 Право ношения их, очевидно, определялось рождением, а не церковным чином. Еще яснее подтверждает это Ипатьевская летопись, которая под летом 6763 (1255) записала: «присла папа (Иннокентий IV) послы (князю Галицкому Даниилу), носяще венец и скипетр и коруну, еже наречется королевъскый сан, рекый: «сыну! приими от нас венець королевьства». 736 Очевидно, князь не имел инсигний. Инсигнии являются впервые в самом конце XV в., когда по политическим условиям возможным стало венчание или коронация в собственном смысле. В это-то время входит в употребление и весь чин византийской коронации X в. без миропомазания. Что именно в таком виде нужно представлять себе историю венчания на Руси, видно и из того, что летописцы сохранили нам подробное описание венчания в 1498 г. Им он казался ново- —186— стью. Рассматривая его, мы новость видим только в том, что на князя в церкви возлагаются княжеские одежды, как инсигнии; все остальное имеет прецеденты в древности. Итак, после единичного случая венчания в X в., у нас венчание в собственном смысле впервые является в XV в. и с этого времени непрерывно совершается, постепенно усвояя византийские черты. У вел. кн. Uoahha III умер старший сын Иван. Недовольный своим другим сыном Василием, он решил передать великокняжеское достоинство своему внуку Димитрию Ивановичу и 4 февраля 1498 г. «благословил и посадил его на великое княжение». Посажение было в присутствии митр. Симона, архиеп. Ростовского Тихона, 5-ти епископов и всего священного собора и совершено было так. В Успенском соборе «уготовили место большее, на чем и святителей ставят, а на том месте учинили три стулы: великому князю да внуку да митрополиту; и среди церкви налой, а на нем положили шапку да бармы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010