Глава I Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того. Церкви: Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, Сретения Господня, Великомученицы Екатерины, Преподобномученицы Евдокии, Воскресения Христова, Нерукотворенного Спасова образа – «за золотою решеткою», Великомученика Иоанна Белоградского, Св. Иоанна Предтечи, Положения ризы Пресв. Богородицы, Похвалы Пресв. Богородицы, Нерукотворенного Спасова образа, «что у царевен на сенех», Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа и Св. Апостолов Петра и Павла. История происхождения каждой из этих церквей. Внешнее и внутреннее устройство, ризница. Служение патриарха и других высших духовных лиц. Посещения для молитвы особами царской фамилии. Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того Приступая к исследованию вопроса о Московских Кремлевских придворных церквах в XVII веке, мы, прежде всего, не можем не остановиться на многочисленности оных, особенно во второй половине сего столетия. В то время как до 1628-го было лишь четыре придворных церкви – во имя Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Ея, Сретения Господня и Великомученицы Екатерины, в конце XVII века, кроме указанных церквей, находим еще церкви: соборные – во имя Нерукотворенного Спасова образа и Живоносного Христова Воскресения, новую церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, Риз-положения, Похвалы Пресвятой Богородицы, Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа, Св. Апостолов Петра и Павла и Св. И. Предтечи. Все указанные церкви в официальных документах XVII в. обозначались как в собственном смысле придворные, в отличие от других ружных церквей, того же Кремля, принты которых также содержались на средства государя, терминами: «что у Великого Государя», «государыни», или «у благородных царевен» – вверху или «на сенех» 6 . Что касается причины существования столь многих церквей в Кремлевском дворце, то ее отчасти можно усматривать в преобладании у нас на Руси в XVII в. религиозного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (празд. 15 февр.), чудотворный образ, прославившийся в XVII в. История Д. и. связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» (ГИМ. Син. 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186). В монастырской описи от февр. 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. В сер. XVII в. житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский мон-рь Верхотурского у., где принял монашеский постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресв. Богородицы и удалился за р. Урал, где на левом берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, на Белом городище, в 1644 г. он ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство мон-ря. Весной 1646 г. земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сент. 1651 г. мон-рь был сожжен войском сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы, а икона стала главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168670.html

Мон-рь Успения Пресв. Богородицы в с. Итриа. Кон. XVI в. [груз. ], жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви. Основан во 2-й пол. XVI в. Находится в Шида-Картли (Внутренней Картли), в ущелье р. Сурамула, в юго-зап. части одноименного села близ пос. Сурами (Хашурский р-н). Основан католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Дорофеем III (1589-1595), который еще до вступления на Патриарший престол приобрел «за большую плату» у царя Картли Георгия IX (1525-1527) расположенное вблизи Сурами с. Итриа вместе с крестьянами и «на развалинах» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы воздвиг «монастырь прекрасный, имени Сиони (Успения Пресв. Богородицы.- Авт.), большой и благородный... для себя и дома своего построил для упокоения, для вотчины и для владения» (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 126; ПГП. 1970. Т. 3. С. 352-357). Церковь неск. раз возобновлялась, была разрушена иран. войсками шаха Тамаза (30-50-е гг. XVI в.). В жалованной грамоте (гуджаре) (1589-1600) католикоса-патриарха Дорофея III, выданной И., говорится, что плененный персами в 1569 г. в битве у Парцхиси царь Картли Симеон I, вернувшись в 1578 г. из неволи, пожертвовал «немного ценностей» на обновление И. Во время продолжавшихся иран. нашествий церковь и село были вновь разорены, католикос-патриарх Дорофей III восстановил И. на собственные средства и пожертвовал мон-рю много земель с крестьянами и церковную утварь; он отмечал особенную помощь царя Кахети Левана (1518/20-1574) и его сыновей (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5008). По ходатайству католикоса-патриарха царь Картли Георгий X (1600-1605), будучи еще царевичем, подарил И. значительное число земельных наделов с крестьянами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 355). В XVII в. мон-рь щедро одаривали груз. цари и феодалы: в 1645 г. царь Картли Ростом и царица Мариам передали И. во владение с. Чумателети; в 1666 г. некий Бежан Чхеидзе украсил икону Успения Пресв. Богородицы и пожертвовал И. крестьян; в 1700 г. супруга царя Картли Ираклия I (1688-1703) царица Анна закрепила за И. право владения 2 мостами через р. Сурамула (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 131-133).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАНОВА УЧЕМСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Угличском у. Московской, затем Ярославской губ. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.). XV в.- 1764 г. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Основана, вероятно, ок. 1482 г. прп. Кассианом Учемским. В 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы, прп. Кассиан с учениками поставил деревянные крест, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, трапезу и кельи. Но весенний разлив Волги уничтожил монастырские постройки. Согласно Житию, иноки отчаялись и решили разойтись, но преподобный напомнил им о Всемирном потопе: «И ныне, братия возлюбленная, пришла, сия вода на нас за грехи и беззакония наши. Но, наказуя, Господь нас милует... Потерпим мало здесь, да во веки возрадуемся». Вскоре мон-рь был перенесен на более высокое место и, возможно, по благословению Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского) на средства угличского кн. Андрея Васильевича Большого отстроен заново. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую ц. с трапезой), а затем храм во имя святых Константина и Елены и другие постройки. Кн. Андрей отписал обители земли, «имение на строение, хлеб, оброки», назначил ружное жалованье. Перед кончиной строитель Кассиан († 1504; 1509 (?)) избрал своим преемником старца священноинока Илариона. Преподобный был похоронен в К. п., сначала «на монастырском дворе под открытым небом», затем в Иоанно-Предтеченской ц. По молитвам к прп. Кассиану происходили исцеления, летопись которых вели насельники. В Смутное время К. п. пострадала, возможно, меньше др. угличских обителей, что современники объясняли заступничеством прп.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) РПЦ, учреждена в окт. 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 окт. 1799 г.- Вятская и Слободская, с окт. 1918 г.- Вятская и Глазовская, с лета 1922 г.- Вятская и Слободская, с 27 дек. 1934 г.- Кировская и Слободская, с 21 апр. 1994 г. имеет совр. название. Территория епархии совпадает с границами Кировской области Кафедральный город - Киров (до 1781 Хлынов, в 1781-1934 Вятка), кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Правящий архиерей - митр. Марк (Тужиков ; с 22 марта 2011). Епархия разделена на 19 благочиний: 1-е и 2-е Вятские, Вятско-Полянское, Кикнурское, Кильмезское, Кирово-Чепецкое, Котельническое, Кстининское, Мурашинское, Нолинское, Омутнинское, Подосиновское, Санчурское, Слободское, Советское, Уржумское, Шабалинско-Свечинское, Унинское, Яранское. В нач. 2005 г. в В. е. действовали 175 приходов, 9 мон-рей (3 муж., 6 жен.), в клире епархии состояли 192 священнослужителя (162 священника, 30 диаконов). 4 окт. 2012 г. решением Свящ. Синода из состава Вятской еп. были выделены Уржумская (в административных границах Афанасьевского, Белохолуницкого, Богородского, Верхнекамского, Вятско-Полянского, Зуевского, Кильмезского, Лебяжского, Малмыжского, Нагорского, Немского, Нолинского, Омутнинского, Сунского, Унинского, Уржумского и Фаленского районов Кировской области) и Яранская (в административных границах Арбажского, Даровского, Кикнурского, Котельнического, Лузского, Мурашинского, Опаринского, Пижанского, Подосиновского, Санчурского, Свечинского, Тужинского, Шабалинского и Яранского районов Кировской области) епархии. [История] 1657-1917 гг. Решение об открытии В. е. было принято на Соборе в окт.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНИД Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) († 1549, Адрианов Пошехонский мон-рь (ныне в дер. Андрианова Слобода Пошехонского р-на Ярославской обл.)) , прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь ). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное в 2 редакциях в большом числе списков XVI-XIX вв. Первая редакция (нач.: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573); ее автору было неизвестно местонахождение мощей прмч. Адриана, обретение к-рых состоялось в 1626 г. Самый ранний список датируется кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981 об., сборник-конволют XVI-XVII вв.). Вторая редакция (нач.: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей прмч. Адриана, представляет собой переработку и сокращение 1-й; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрел более книжный характер. Согласно Житию, послушник Л. подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре . 13 сент. 1540 г. он по благословению игумена мон-ря, прп. Лаврентия , удалился из обители вместе с иеродиак. Адрианом (см. Адриан Пошехонский , прмч.), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Искрецки манастир], недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Находится на склонах гор Стара-Планина в 2 км от с. Искрец (Софийская обл.). Согласно преданию, о котором сообщала поздняя (1845; см.: Василиев. 1949. С. 61) надпись на воротах, был основан в XII в. Как предполагают исследователи, в период Второго Болгарского царства И. м. был частью комплекса из крепости и неск. церквей, от к-рого сохранились лишь каменные и мраморные плиты с изображениями и основание большого, вероятно митрополичьего, храма в местности Белинов-Крыст ( Кацев-Бурски Д. Искрец в миналото и сега. София, 1924. С. 3-4; Динев Л. Селищната област по Искърския пролом: Антропогеографски проучвания//ГСУ, ИФФ. 1943. Т. 49. С. 18; Василиев. 1949. С. 59). Во время османского нашествия И. м. был разрушен и восстановлен в 1602 г., когда была построена одноапсидная церковь (6,4×17 м) с толстыми (0,75 м) стенами, с 4 маленькими окнами, перекрытая цилиндрическим сводом с двускатной кровлей. В 1841-1846 гг. к наосу (5,8×3,8 м) был пристроен притвор, а к храму - массивные контрфорсы. С юж. стороны к церкви примыкает 7-гранная крещальня-исповедальня - единственное сохранившееся подобное строение в болгарском монастыре. Относительно времени ее возведения есть 2 версии: в XVIII в., согласно датировке Г. Чаврыкова плохо сохранившихся росписей ( Чавръков. 1974. С. 178), и в 1856 г., к-рый упоминается в надписи в нише окна ( Василиев. 1949. С. 61; Коцева. 1984); по архитектурным особенностям строение относится скорее к сер. XIX в. В центре крещальни сохранилась каменная купель. Искрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Искрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы В церкви есть фрески XVII и XIX вв. Наиболее ранние из них находятся в наосе церкви и относятся к 1602 г. На своде в 4-угольных рамках представлено 3 типа изображения Христа: Христос Вседержитель (Пантократор), Христос Еммануил и Христос Ангел Ветхий Денми ( Каменова.

http://pravenc.ru/text/674966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛЕВИ [Греч. Παναγα Μαλεβ; Ιερ Μον Μαλεβς], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на высоте 920 м на сев. склоне горного массива Парнонас, близ городка Айос-Петрос, в 47 км от Триполи. Первый монастырь был построен в 717 г. на одной из вершин Парнонаса. Переселенные на Пелопоннес жители Афона (тогда еще не принадлежавшего монахам) привезли с собой чудотворную икону Успения Пресв. Богородицы. По преданию, она является одной из 70 икон, написанных ап. Лукой, и впосл. получила название «Панагия Малеви». Обитель находилась в труднодоступном месте и однажды снежной зимой она оказалась на неск. месяцев изолирована от внешнего мира. Все насельники умерли от голода, о чем последний из них оставил запись. После этого икона чудесным образом перенеслась на это место, где находится совр. монастырь. Она была найдена пастухом, к-рый видел по ночам свет в зарослях кустарника. Икону трижды переносили в старый мон-рь, но она каждый раз возвращалась на это место, пока жители не поняли изволения Богоматери основать здесь новую обитель. Традиционно считается, что существующий в наст. время мон-рь построен иером. Иосифом в 1116 г., хотя совр. исследователи предполагают, что это произошло в 1616 г. К этому времени относится сооружение крестово-купольного собора (иконостас 1876 г., иконы XIX в.). Свое наименование мон-рь получил от одного из названий Парнонаса - Малевос (Μαλεβς). В источниках М. (не известно старая или новая обитель) впервые упоминается в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога 1320 г., который был выдан монастырю Вронтохион в Мистре. В 1362 г. для чудотворной иконы изготовили серебряный оклад. В архиве М. хранилось 15 документов периода лат. владычества и 99 турецких документов, из них уцелело 103, они находятся в процессе изучения. В 1609 г. М. получил от тур. властей разрешение на строительство церкви в местности Села близ Платаноса. Здесь возникло подворье Успения Пресв. Богородицы. М. также имел подворья сщмч. Харалампия в Кораковуни и вмч. Георгия в Ксирокамби.

http://pravenc.ru/text/2561718.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821). Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812) и митр. Кишиневский (1813-1821). Киш., 1894; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX - lea subt Rui. Chiinu, 1931; Manastiri basarabene. Chiinu, 1995; Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R. S. S. Moldoveneasc (1944-1965). Chiinu, 2004; Пэнас М. История Правосл. Церкви Респ. Молдова. Киш., 2009; Содоль В. А. Правосл. мон-ри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: АКД. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале (Суздальская и Владимирская епархия). В 1273 г. кафедральным городом стал Владимир, епархия называлась Владимирской, Суздальской и Нижегородской. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав Митрополичьей области . С 6 дек. 1352 до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил свт. Алексий (впосл. митрополит Киевский и всея Руси). Епархия возобновлена в 1744 г. с названием Владимирская и Арзамасская, с 1748 г.- Владимирская и Яропольская, в 1764-1788 гг.- Владимирская и Муромская. В 1788 г. объединена с Суздальской и Переславской епархиями (центр в Суздале). Вновь открыта в 1798 г. как Владимирская и Суздальская, в 1916-1922 гг.- Владимирская и Шуйская, с 1923 г.- Владимирская и Суздальская. Границы епархии совпадают с границами Владимирской обл. Кафедральный город - Владимир, кафедральный храм - Успения Пресв. Богородицы собор во Владимире . Правящий архиерей - архиеп. Евлогий (Смирнов ; с 11 нояб. 1990). В. е. включает Владимирский городской, Суздальский городской, Суздальский районный, Собинский, Петушинский, Александрово-Киржачский, Кольчугинско-Юрьев-Польский, Ковровско-Камешковский, Вязниковско-Гороховецкий, Муромско-Меленковско-Селивановский, Судогодский и Гусь-Хрустальный благочиннические округа, северо-западное и юго-восточное монастырские благочиния, воинское и тюремное благочиния. К 1 янв. 2005 г. во В. е. действовали 266 приходов и 27 мон-рей (12 муж., 15 жен.). Клир епархии составляли 344 священнослужителя (307 священников, 37 диаконов). Христианство в Залесской земле в X - нач. XIII в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Территория совр. В. е. в раннем средневековье входила в состав Ростово-Суздальского и частично Муромо-Рязанского княжеств. Она осваивалась выходцами из земель смоленских кривичей, новгородских словен и приокских вятичей со 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010