Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. До 1922 г. на территории Л. в. находилось Васильсурское викариатство Нижегородской епархии. 3 июля 1922 г. Президиум ВЦИК утвердил перенесение центра Макарьевского у. из Макарьева (с 1920 с. Макарьево) в г. Лысково и переименование уезда в Лысковский. Однако учрежденное в 1923 г. на этих землях вик-ство Нижегородской епархии первоначально называлось Макарьевским. 30 авг. 1923 г. временно управляющий Нижегородской епархией Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский; впосл. архиепископ) обратился к патриарху свт. Тихону с рапортом. В нем он просил избранного им вместе с духовенством и мирянами бывших Макарьевского и Васильсурского уездов священника лысковской Вознесенской ц. Александра Щукина (см. ст. Александр (Щукин) , сщмч., архиеп.) утвердить епископом Макарьевским с совершением его хиротонии в Н. Новгороде. Резолюцией патриарха от 3 сент. просьба еп. Филиппа была удовлетворена. Свящ. А. И. Щукин был пострижен в монашество с сохранением имени, его епископскую хиротонию 5 сент. 1923 г. в Н. Новгороде совершили еп. Филипп и Лукояновский еп. Поликарп (Тихонравов). В начале служения еп. Александр пребывал в Макариевом Желтоводском во имя Св. Троицы женском монастыре . Здесь архиерею удалось организовать преподавание детям Закона Божия, через год запрещенное властями. В 1924 г. он переехал в Лысково и, вероятно, тогда же стал именоваться епископом Лысковским. В кон. 1928 г. еп. Александр был арестован и в апр. 1929 г. приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере. После освобождения ему было запрещено возвращение в Нижегородский край, поэтому 31 дек. 1931 г. он был назначен епископом Болховским (см. Болховское викариатство ), викарием Орловской епархии. Л. в. было возобновлено с назначением на кафедру прот. Владимира Красовского, постриженного в монашество с именем Зиновий и хиротонисанного 22 дек. 1943 г. во епископа. До 1946 г. он временно управлял Горьковской епархией. В послевоенный период Лысковские архиереи были настоятелями Казанской ц. в Лыскове и благочинными церквей Лысковского окр. В февр. 1946 г. еп. Зиновий был назначен на Горьковскую кафедру, а на Л. в. перемещен Каменец-Подольский еп. Максим (Бачинский), в мае того же года переведенный на Измаильскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2110944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Калужской и Боровской епархии РПЦ. Существовало в 1923-1929 гг. на территории Малоярославецкого у. Калужской губ., названо по г. Малоярославец. В XVIII-XIX вв. церковное управление на этих землях осуществлялось при посредстве Малоярославецкого духовного правления (в фонде 273 ГА Калужской обл. сохр. его дела за 60-е гг. XVIII - 60-е гг. XIX в.), к-рое размещалось в одной из башен малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В отсутствие на кафедре Калужского еп. Феофана (Тулякова ; впосл. митрополит) и по причине ареста викарного Боровского еп. Алексия (Житецкого) временное окормление правосл. общин епархии по поручению патриарха Московского и всея России свт. Тихона осуществлял пребывавший в Калуге с 17 авг. 1923 г. викарий Киевской епархии Звенигородский еп. Алексий (Готовцев) . В кон. авг.- 1-й пол. сент. 1923 г. от имени калужских правосл. общин еп. Феофану было направлено заявление, в к-ром среди прочего содержалось ходатайство о назначении викария в Малоярославец. 4(17?) сент. того же года состоялось заседание Синода под председательством патриарха, на к-ром было постановлено учредить М. в. и назначить викарием еп. Алексия (Готовцева). Патриаршим постановлением от 1(14?) окт. 1923 г. еп. Алексию было вверено Серпуховское викариатство Московской епархии. 22 окт. того же года на Малоярославецкую кафедру был назначен незадолго до этого принесший покаяние патриарху и воссоединенный с Церковью бывш. обновленческий еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский). В прошении свт. Тихона на имя начальника 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова от 26 нояб. 1924 г. о разрешении провести в Москве собрание под председательством патриарха «для обсуждения церковных вопросов» Малоярославецкий еп. Иоасаф упомянут в числе проживающих в Москве архиереев, намеченных первоиерархом к участию в собрании. В статусе епископа Малоярославецкого, управляющего Калужской епархией, 12 апр. 1925 г. он подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) . В 1925-1927 гг. (с перерывами) еп. Иоасаф пребывал в ссылке, не позднее осени 1927 г. был переведен на Могилёвскую кафедру, а 10 нояб. того же года на его место был назначен Оршанский еп. Стефан (Виноградов) . В 1927 г. еп. Стефан подвергся кратковременному аресту, а 5 февр. 1929 г. был перемещен на Мосальское викариатство Калужской епархии. После этого М. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2561742.html

По окончании объезда Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Богоявленский кафедральный собор. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыр я, управляющий Центральным викариатством г. Москвы; архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; епископ Бронницкий Фома , первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря , управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами г. Москвы; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского собора; протоиерей Сергий Точеный, благочинный Богоявленского церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты — А.К. Майоров и Н.Н. Ласкорина). Прямая трансляция богослужения осуществлялась на телеканалах «Спас» и «Союз» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Икона Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского. Икона была обретена преподобным Серафимом в саровских лесах. Он называл ее «Радостью всех радостей». Чудотворный образ находился в его монастырской келье. Именно перед этой иконой святой отошел ко Господу 2 (14) января 1833 года. В письменных воспоминаниях современников святого Серафима образ упоминается в описаниях последнего периода его жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, святой Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5617056...

Arhiva În cea de-a noua zi de la decesul protoiereului Dimitrii Smirnov la Moscova au fost svârite slujbe de pomenire 30 octombrie 2020 20:24 29 октября 2020 года, на девятый день по кончине протоиерея Димитрия Смирнова , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами Московской городской епархии епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Божественную литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы. Его Преосвященству сослужили: благочинные Всехсвятского и Знаменского церковных округов протоиерей Сергий Дикий и протоиерей Сергий Куликов, настоятель храма свт. Митрофана Воронежского иерей Феодор Лукьянов, духовенство Северного викариатства. За богослужением молились родственники отца Димитрия Смирнова и многочисленные духовные чада почившего.  После сугубой ектении была вознесена молитва о прекращении морового поветрия. За Литургией возглашалась заупокойная ектения по новопреставленному протоиерею Димитрию. Проповедь после запричастного стиха произнес клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский. По окончании богослужения епископ Парамон в сослужении духовенства Северного викариатства совершил панихиду на могиле новопреставленного протоиерея Димитрия Смирнова. В тот же день днем панихиду на могиле отца Димитрия совершил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Протоиерей Димитрий Смирнов, почетный председатель  Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства , почетный настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, преставился ко Господу 21 октября. По материалам сайтов  Северного викариатства  и  Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства Патриархия.ru На девятый день по кончине протоиерея Димитрия Смирнова состоялись заупокойные богослужения

http://patriarchia.ru/md/db/text/5713528...

В Сурожской епархии сейчас состоят десять священников. При этом следует заметить, что первоначально ситуация была несколько иная, но в последнее время наметилось движение к возвращению в Сурожскую епархию ранее колебавшихся священников. Видимо, каноническое сознание восторжествовало. —  Как же обстоит дело с приходами? —  До начала печально известных событий в Сурожской епархии состояли 34 прихода и общины. В настоящее время на сайте Амфипольского викариатства значатся 14 приходов и общин, некоторые из которых были созданы уже после его образования. Несколько приходов викариатства (включая Лондон) окормляются священником Александром Фостиропулосом, который является клириком Фиатирской епархии и как-то особо не торопится переходить под омофор епископа Василия. Более того, и среди тех приходов, которые будто бы перешли в Константинопольский Патриархат, дело обстоит не так просто. В частности, приходы в Оксфорде и Ноттингеме, указанные на сайте викариатства, раскололись приблизительно пополам, так что половина прихожан осталась верной Сурожской епархии. О ситуации в Ноттингеме писалось очень много. Приход расколот ровно поровну. Видимо, чтобы попытаться склонить большинство на свою сторону, епископ Василий пригласил архиепископа Команского Гавриила (главу Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата — «Интерфакс» ) посетить Ноттингем. В сообщениях в Интернете было сказано, что архиепископ Гавриил едет в Ноттингем вопреки протестам нынешнего управляющего Сурожской епархией архиепископа Иннокентия . Но следует сказать и о большем. Архиепископ Гавриил приехал в приход вопреки просьбам значительной части прихожан. Пять членов приходского совета, в их числе староста прихода и секретарь приходского совета, обратились к архиепископу Гавриилу с просьбой, по крайней мере, отложить посещение прихода, чтобы не вносить еще большего раскола. Однако просьба прихожан была проигнорирована. Архиепископ Гавриил также приехал поддержать епископа Василия в его родном приходе в Оксфорде. Здесь многие прихожане во главе с замечательным священником отцом Стивеном Платтом решили остаться верными Сурожской епархии и образовать в Оксфорде свой приход.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203587...

головуванням нарада Центрального м. Москви 16 жовтня 2012 р. 20:48 16 октября 2012 года на Патриаршем подворье храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах состоялось миссионерское совещание Центрального и Южного викариатств г. Москвы. В совещании приняли участие первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами столицы архиепископ Истринский Арсений , наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Исидор (Тупикин) , председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин), благочинные: Центрального благочиния протоиерей Владимир Диваков , Покровского благочиния протоиерей Александр Абрамов, Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев, Даниловского благочиния протоиерей Олег Воробьев, Донского благочиния протоиерей Александр Фарковец, а также члены Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы , духовенство и миссионеры Центрального и Южного викариатств. По словам иеромонаха Димитрия (Першина), первоочередными задачами Миссионерской комиссии на сегодняшний день являются организация миссионерской работы на уровне приходов, благочиний и викариатств, а также подготовка и повышение квалификации миссионерских кадров. В числе основных проблем построения единой системы миссионерской работы в Москве были названы отсутствие общеепархиальных миссионерских программ, недостаточное развитие миссионерства во «внешних» целевых аудиториях — молодых семьях, среди детей, студенчества, светских СМИ и в Интернете, недостаточно интегрированная методическая база, слабая координация между приходами, а также отсутствие правовой и организационной поддержки. Главным мотивом совещания стали вопросы развития двустороннего диалога: какие методики и наработки может предложить приходам Миссионерская комиссия с одной стороны, и какие есть потребности и запросы у приходов и благочиний — с другой. По словам архиепископа Арсения, «в первую очередь нужно работать с заходящими в храмы, а усилия приходских активистов следует направлять в русло общественной деятельности и просвещения».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2531143...

Клинская Основана в 1921 г. Именование – по г. Клин (Московская область). Московское викариатство. Возобновлена 07(20)07.1990. Титулярная. Пребывание с 1992 г. – в г. Дюссельдорф. 25.08(07.09)1921 06.1923 08(21)08.1923 11(24)08.1923 21.08(03.09) 1923 в/у Гавриил Красновский 21.08(03.09)1923 07(20)07.1990 05(18)02.1992 10(23)12.1992 Клинская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Клин (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1935 г. 02(15)02.1923 06(19)09.1923 Игнатий Жебровский 02(15)11.1923 28.04(11.05)1926 28.04(11.05)1926 16(29)09.1926 Нил Ушаков 16(29)09.1926 16(29)10.1927 1928 (?) 28.06(11.07)1928 26.07(08.08)1928 08.1928 10.1929 09.1935 Лазарь Любимов Клинцовская, обн. (?) Основана и упразднена в 1926 г. Именование – по г. Клинцы (Брянская область). Черниговское викариатство. Именовалась: Клинцовско-Стародубская. 01.1926 2071 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 07(20)11.1921. В 1922 г. совратился в обновленческий раскол, где оставался недолго, 06.1923 по принесении покаяния, вновь принят Святейшим Патриархом Тихоном в общение с Церковью. 2072 Первая дата – возвращение на кафедру по принесении покаяния в уклонении в обновленческий раскол. Вторая дата епископа Иннокентия и даты его преемника – определения Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 278, л. 77). 2073 Вариант первой даты – 13.09.1923 (Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Компьютерная база данных/www.pstbi.ru Официальный веб-сайт Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета). В 1926 г. арестован. Выслан под Феодосию. В 1927 г. вернулся в Москву, но сразу же арестован (04.1927). Затем ссылался в разные регионы – Крым, Казахстан. Последний арест – 28.03(10.04)1941. Расстрелян в Запорожье 05(18)07.1941. 2074 Архиепископ. Управляющий Патриаршими приходами в США и с 09(22)11.1990 в Канаде; вторая дата – постановление Синода Русской Православной Церкви: «отозвать и направить в распоряжение Филарета, митрополита Киевского». С 05(18)02 по 09(22)06.1992 пребывал без кафедры. Далее см. Винницкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Грузинского Экзархата, существовало в 1875-1885 гг., включало в себя правосл. приходы в Осетии. В 1602-1829 гг. Сев. Кавказ являлся частью Астраханской епархии. Большую роль в распространении христианства среди народов Сев. Кавказа сыграло образование в 1745 г. Осетинской духовной комиссии, к-рая осуществляла свою деятельность гл. обр. в Кизляре и Моздоке. В 1793-1799 гг. существовало Моздокское викариатство Астраханской епархии, приравненное по статусу к епархии 3-го класса. Моздокскому епископу были поручены «все те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую комиссию»; в его ведении находились храмы и мон-рь в Кизляре и Моздоке с уездами, а также «все вновь устрояемые в тамошних пределах и в самой Осетии церкви». В 1810 г. закончился процесс вхождения Грузии в состав России, в 1811 г. был учрежден Грузинский Экзархат РПЦ. 15 сент. 1815 г. начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе, осуществлявшая христ. миссию на территории Юж. и Сев. Осетии, позднее также на территории Абхазии и Дагестана. С 1817 г. миссия подчинялась непосредственно экзарху Грузии. В 1836 г. во Владикавказе открылось уч-ще для осет. детей, задачами к-рого были «образование церковно- священнослужителей для осетинских приходов... приготовление некоторых воспитанников... к званию миссионеров, или проповедников, для горских же народов». В 40-х гг. XIX в. в связи с обострением военной ситуации на Кавказе и отпадением под действием призывов Шамиля мн. горцев в ислам остро встал вопрос о возведении миссии на более высокий уровень и реорганизации ее работы. В 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Сев. Осетии под управлением старшего благочинного, бывшего также миссионером. В 1857 г. была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на к-рую назначили с возведением в сан архимандрита преподавателя Тифлисской ДС Иосифа (Чепиговского) . Одновременно экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский) разработал план создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе - организационного центра христ. просвещения, к-рый мог бы эффективно противостоять мусульм. пропаганде; учреждение Об-ва состоялось в 1860 г.

http://pravenc.ru/text/158946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАУГАВПИЛССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Латвийской Православной Церкви (Московский Патриархат), восстановлено в 1989 г. (см. Двинское викариатство Полоцкой епархии ), названо по г. Даугавпилсу (до 1893 Динабург, до 1920 Двинск в Латвии). В связи с преклонным возрастом митр. Рижского и Латвийского Леонида (Полякова ; 8 окт. 1966 - 8 сент. 1990) по его ходатайству 6 июля 1989 г. постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Свящ. Синода определено архим. Александру (Кудряшову) быть епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии. Хиротония состоялась 23 июля 1989 г. в московском Богоявленском соборе. Еп. Александр жил в Риге, занимался делами Рижской епархии, его кафедральным храмом стал рижский храм св. Иоанна Крестителя. 9 сент. 1990 г., после кончины митр. Леонида, еп. Александр стал временно управляющим Рижской и Латвийской кафедрой, 27 окт. был назначен епископом Рижским и Латвийским. Затем более 15 лет Д. в. не замещалось. 19 июля 2006 г. решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода Даугавпилсским епископом был назначен игум. Александр (Матрёнин), 21 июля возведенный в сан архимандрита. Наречение архим. Александра во епископа Даугавпилсского состоялось 17 авг. 2006 г., архиерейская хиротония - 19 авг. в храме Христа Спасителя в Москве. Еп. Александр (Матрёнин) является помощником правящего митр. Рижского и всея Латвии Александра (Кудряшова), а также ответственным за приходы Латгалии (Вост. Латвия). В наст. время на территории 3 благочиний в Латгалии действуют ок. 60 храмов. Кафедральный храм еп. Александра - собор св. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе (построен в 1904-1905). В Даугавпилсе, 2-м по величине городе Латвии, 5 действующих правосл. храмов (в т. ч. Александро-Невский, построенный в 1998-2003 на месте разрушенного в советские годы Александро-Невского собора (1856-1864)), завершается восстановление 6-го храма - Успенского. Помимо Борисоглебского собора еп. Александр совершает богослужения в др. храмах Даугавпилса, а также в Резекне, Лудзе и Зилупе, в сельских церквах Латгалии. Проводятся встречи с властями посещаемых городов и селений, с общественностью, учащимися и верующими. Появление викарного епископа в Латгалии оживило духовную жизнь края, способствует укреплению Православия, поднятию его авторитета среди местного инославного населения.

http://pravenc.ru/text/Даугавпилсское ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010