По самому теперь присутствию вашему здесь, братие, видно, что вы имеете благое намерение посвятить настоящую седмицу на приуготовление себя к исповеди и причащению Святых Тайн. Тогда как многие из собратий ваших преданы еще сну, или стенают от тяжкой дани, безрассудно принесенной вчера плотоугодию, — вы, вместе с служителями алтаря, поспешили утренневать ко храму святому и насладиться первой зарей Великого поста. Приветствуем вас с сим подвигом усердия и любви! Кто может (а много ли таких, кои не могли бы?), для того всего лучше начать поприще святого говения ныне, вместе с Церковью, потому что Богослужение настоящей седмицы особенно приноровлено к подвигам святого покаяния, и особенно богато предметами, возбуждающими умиление сердечное. Судя по сему, и мы могли бы только пригласить вас быть внимательными к тому, что будет совершаться здесь в продолжение сей святой седмицы, и потом предоставить вас собственному вашему усердию к делу вашего спасения. Но поскольку и при обилии средств врачевания и при известности способов их употребления живой голос и наставление врача никогда не излишни, то позвольте нам, по долгу духовных врачей, предложить любви вашей несколько благих советов. Будем беседовать как можно проще и естественнее, чтобы из самого слова нашего видно было, что мы беседуем во время поста, коему приличны не цветы красноречия, а слезы и пепел покаяния. Святая Церковь в продолжение сей седмицы, во-первых, сама предложит вам, братие, наидействительнейшие средства к исцелению душ и освящению сердец наших; и вам должно употребить все старание, чтоб усвоить себе сии средства и воспользоваться ими как должно: это первый, главный и неотменный долг ваш! Но, пользуясь Святыми Таинствами и душеспасительными учреждениями Святой Церкви, вы не оставите употребить и со своей стороны всех, от вас самих зависящих средств, ведущих к той же цели: это второй, также священный долг ваш! Побеседуем порознь о том, как лучше исполнить вам ту и другую обязанность; рассмотрим те средства ко спасению, кои находятся в собственных руках ваших, и кои, не быв определены Церковью, а предоставлены свободе каждого, по тому самому требуют скорейшего наставления, касательно их употребления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

Промысла Божьего кротких свершителей, Демонских замыслов зорких рушителей, Коим вверяем мы тайны свои!.. Здесь, – на земле, – верю сердцу высокому, Чувству горячему, нежным душам; Верю друзей поминанью далекому... Гению, в мире всегда одинокому, И вдохновеньям его и мечтам!.. Верую в счастье, – в это видение Редкое, дивное, спор всех времен!.. Да! если двое сошлись и в сближении Душ и сердец обрели упоение, – Счастье возможно им, счастье не сон!.. Сентябрь 1841 Село Анна Молитвы дар Посвящается князю Петру Андреевичу Вяземскому Молитвы дар, – дар чудесный, дар безценный, Замена всех непрочных благ земных, Блажен, кому дано душою умиленной Изведать таинство святых отрад твоих! Блажен, кто молится в минуту счастья, Кто с Богом сердце так сумел сдружить, Что Божья мысль святит в нем радости и страсти И может их порыв безумный укротить! Блажен, кто молится в тоске и муке, Под ношею тяжелого креста, Кто горем посещен, возносит к небу руки, Твердя: «Ты свят, Господь, и власть Твоя свята!» Блажен, кто, битвой жизни испытуем, Смиренно верует, смиренно ждет, И вышний Промысел хвалебным аллилуем, Как отроки в пещи, все славит и поет!! 11 июня 1849 Москва Возглас Учитель! Ты скорбел божественной душой, Предвидя муки час, на Вечери святой... Учитель! Ты страдал в истоме ожиданья, И Элеонский холм внимал Твои стенанья... Но, покорясь Отцу, уста не отвратил От чаши горькой Ты, – до дна ее испил, И смертью совершил вселенной покаянье, И Крест Твой не слыхал ни пеней, ни роптанья, О! выучи меня страдать! Учитель! Милостив и кроток до конца, Ты за мучителей своих молил Отца... Учитель! Ты простил врагам ожесточенным... И лжесвидетелям, и палачам презренным... «Не знают, что творят они, – остави им!» Ты говорил Отцу с смиреньем неземным, Ты грех их выкупил своей священной кровью, Проклятьям и хулам ответствовал любовью... О! выучи меня прощать!.. 30 сентября 1849 Москва Монастырь Обитель древняя, убежище святыни, Как стало мне легко в стенах твоих! Как живо чувствую я ныне Всю суетность надежд и радостей земных! Здесь, здесь меня отрада ожидала, Здесь утешение спустилось свыше мне; Моленье теплое на время оторвало Печаль, таимую в сердечной глубине.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Радуйся, вдовицу убогую от обиды епарха защитивый; радуйся, жене грешнице прощение грехов у Бога испросивый. Радуйся, сирот отче и страждущих утешение; радуйся, во гресех погибающих вразумление и исправление. Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче. Кондак 6 Проповедник всему миру истины Христовы явился еси, святителю отче Василие, силою благодатною слова твоего, яко острием меча, греховная сердца проницаяй и к покаянию возбуждаяй, да вси чистым сердцем Троице Святей поют: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси на тверди церковней, яко великое светозарное светило, отче Василие, всю поднебесную разумением веры истинныя просвещающее, мрак же страстей греховных отгоняющее, от нихже и нас свободи, зовущих ти сице: Радуйся, Троицы Святыя верный служителю; радуйся, таин веры богоозаренный изъяснителю. Радуйся, яко Отцу Сына Единосущна и Духа сопрестольна велегласно проповедал еси; радуйся, яко истину о Свете Превечном, от Света Превечна просиявшем, верным изъяснил еси. Радуйся, Господа Спасителя, яко Бога воплощенна и Творца всех век исповедавый; радуйся, таинство двух естеств и единой Ипостаси во Христе Бозе показавый. Радуйся, силою царственнаго слова твоего богатым житницы открыти повелевый; радуйся, от корысти неправедныя многи учением отвративый. Радуйся, душепагубное пиянство словом, яко громом, поражавый; радуйся, жестокосердие и зависть из сердец истреблявый. Радуйся, воздержания ревнительный наставниче; радуйся, покаяния неумолчный проповедниче. Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче. Кондак 7 Хотя верныя от соборищ арианских оградити, ты, святче Божий Василие, вся в церкви благоукрасил еси, и чин умилительный Божественныя Литургии мудре сложил еси, многи же молитвы, яко миро благовонное, от уст твоих огнедохновенных излияшася, имиже во гресех прощения себе и усопшим братиям просим, Троицу же Пресвятую славим, поюще: Аллилуиа. Икос 7 Новаго Аарона вернии зряху в тебе, отче святый Василие, егда боголепно Жертву Безкровну священнодействовал еси, даровании Святаго Духа, яко многоценными каменьми светящеюся одеждою, украшен. Ныне же в вышнем жертвеннице о Церкви предстательствуяй, поминай выну и нас, тебе умиленно зовущих:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир, истощенный в войнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Молитвенно поднятые руки по-матерински умиряют, оберегают обратившихся к ней людей и одновременно словно взывают к тишине, к вслушиванию в иное, надмирное звучание жизни. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. И вся земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер — живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Увидеть этот Свет, обратиться к нему, стать причастным ему — есть вечный путь «умиления злых сердец». «Богоматерь» — ответ Петрова-Водкина на весь ужас и хаос военных лет.  Кажется невероятным, что, прочувствовав, проникнув в такую глубь и ввысь, он вскоре будет восславлять победоносные громы революции, будет украшать петроградскую площадь в честь первой годовщины октябрьских событий, станет писать картины, в которых попытается явить нового «классового» героя и… одновременно в холодном и голодном послереволюционном Петрограде, в полупустом храме будет вслушиваться в вечные слова молитвы: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы».   После революции Петров-Водкин выглядит вполне востребованным советской властью, вписанным в истеблишмент советской культуры.  Он был в числе первых профессоров, приглашенных революционно настроенными студентами в качестве педагога обновленной Академии художеств. Вместе с учениками оформлял, как уже говорилось, одну из петроградских площадей в честь годовщины революции, выступал с лекциями о новом искусстве. Весной 1917 года Петров-Водкин стал членом комиссии по делам искусств при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Первым из советских художников он получил звание заслуженного деятеля искусств, в 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. В 1936 году с размахом празднуется 30-летие его творческой деятельности — две большие выставки и творческие вечера прошли в Ленинграде и Москве. Налицо вехи биографии успешного советского художника, который, кажется, не чувствует никакого разлада с новой властью. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Смотрит с оклада Скорбная Мать. Бледный старик стоит на коленях, Слез умиленья не может унять. Ладан струится волною душистой, Сотни свечей – как сердец огоньки! Чудный Источник течет здесь Пречистый, Алчущий, пей из Господней Руки. Регент, рукою взмахнув дерзновенно, Строгий, как лица российских святых, Знак подает, и тропарь вдохновенный Мощно и дивно звучит с высоты. О, Красота! О великое чудо Русского храма, зовущее в высь К Тому, Кто дарует усталому люду Истину, Путь и Спасенье, и Жизнь! 1987 Молитва Спасибо, Господи, Тебе За мое детство золотое, За синь лазоревых небес За облачко над головою. Да, я счастливая была В садах черемухового цвета, И детства яхта уплыла, Как и у Грина, – к Морю света. Спасибо, Господи, зато, Что встретилась с мечтою чистой Полотен Винчи и Ватто, И фресок с Девою Пречистой; Что в моем сердце Ты вложил Любовь к Поэзии смиренной, Когда в цветные виражи Взвивался голос вдохновенный: – «Был у Христа-Младенца сад, И много роз взрастил Он в нем. Он трижды в день их поливал, Чтоб сплесть венок Себе потом. Когда же розы расцвели, Детей соседних созвал Он, Они сорвали по цветку, И сад был весь опустошен. „Как Ты сплетешь Себе венок, – В Твоем саду нет больше роз!» – „Вы позабыли, что шипы Остались Мне», – сказал Христос. И из шипов они сплели Венок колючий для Него, И капли крови вместо роз Чело украсили Его». Как дивно голос детский пел, Как верилось в явленье чуда! Спасибо Господи, Тебе За Твой призыв к добру повсюду! Твоей стопы незримый след Всечастно видела я рядом. И вот теперь, на склоне лет, Благодарю Тебя за Радость, За детства светлые лучи, В которых Ангел мне явился, И свет хранительной свечи Так долго в жизни мне светился. 1988 Тихий голос твой.. Как хорошо, Господь, что Ты со мной! Я чувствую Твое благоволенье. Тебя объять не в силах ум земной, Лишь в в е р е постигаем откровенье! Ты создал мир, как гимн святой Мечте, Для Радости, Любви, а не печали; Но Истину распяли на кресте, Чело венцом терновым увенчали. И если б вновь в наш мир явился Ты,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Считают посещение храма и богослужения общественного делом простого народа да женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеками ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство». «О Храм святый! Сколь благо, сколь сладостно в тебе молиться! – мыслит верующий. – Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих, пред престолом Божиим и пред Лицом Седящего на нем? Поистине душа тает от умиления молитвенного! Слезы по ланитам струятся, как вода! Сладостно молиться за всех!» «Вы не могли заметить, что вся сила – в сердце: легко на сердце – и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце – и всему худо. Но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви, как месте веры по преимуществу. Здесь Бог касается очищающею благодатию Своею сердец наших и дает нам носить Свое «благое иго». – Вот великий секрет, который узнать стоит всем. При легкости на сердце человек готов бегать, скакать: оттого –Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя» (см.: 1Пар.13:8 ; Пасхальный канон, песнь 4). И наоборот: когда человек перестает ходить в храм, или в церковь , то исчезает в нем совсем мало-помалу и вера. «С тех пор, как человек по своей воле отпал от Бога, он, – как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, – неохотно смотрит на место прежнего жительства своего; любит больше мрак леса, то есть здешнего мира, чем свет прежнего места, то есть рая Божия. Трудно он соединяется с Богом, – и по соединении часто отпадает от Него; трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл ему; не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара». Поэтому о.Иоанн еще удивляется, как это люди, переставшие ходить в церковь , хранят иногда в душе своей веру! Церковь – питательница веры! Поэтому оторвавшиеся от Церкви, – в духовном или телесном смысле этого слова, – непременно отрываются, или по крайней мере изменяются в своей прежней вере. Поэтому Батюшка Церковью истинною считает лишь Православную Церковь . А там, где хоть сколько-нибудь изменили православную веру, он уже считает церковью «самодельною», – как и называет ее. Вот, например, как пишет он о лютеранах или англиканах, потому лишь, что они не почитают Божию Матерь и святых и не имеют их икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Царица Небесная, Матерь Божия!» «Се исходит в сретение Твоея Всечестныя Иконы, с старцами и юношами своими – весь град Бирюч в годину притрепетнаго ожидания, праведнаго гнева, низпосланнаго уже правосудием Божиим на окружающие его грады и веси ища покрова Твоего и заступления от грядущей скорби!.. В печальный и незабвенный 1848-й год, Ты покрыла честным Своим омофором сетовавший наш град; и смертоносная пагуба миновалась. Да будет и ныне, необоримою стеною от губительной смерти Всечестная Твоя икона; да освятятся Твоим Божественным шествием и ныне стогны нашего града.» Потом св. икона из ковчега взята была на руки г. начальником города с прочими членами. Стройное шествие, военная музыка, соединенная с хором певчих, нарочитый блеск солнца, звон колоколов, множество народа; – все это преисполняло сердца торжествующих граждан неизъяснимым восторгом, которому как будто сочувствовали небо и земля. Слезы радости и надежд на покровительство Царицы Небесной, были залогом благополучнаго исхода грозившей – зловещей опасности. Среди городской площади приготовлено было место для освящения воды и принесения общих молитв Взбранной Воеводе. По освящении воды и совершении молебна Божией Матери провозглашено было диаконом: паки и паки преклоньше колена ко Пресвятой Богородицы помолимся. Тогда вся народная масса с умилением и слезами, преклонила колена и, молитвою, произнесенною о. протоиереем, вызвавшею из сердец молящихся граждан много вздохов, окончено было торжество перенесения Иконы Тихв. Б. Матери из Усерда в г. Бирюч. После сего св. икона внесена была в градский собор и поставленасреди храма на украшенном аналое. Началась Божественная Литургия, при которой со всеми гражданами участвовал и штаб Уланскаго полка. По окончании литургии о. прот. было произнесено назидательное слово, приличное обстоятельствам времени. По всеобщему отзыву всех: 7-е число августа 1866 г. для г. Бирюча, было днем, каких они еще не встречали в жизни своей. Тогоже числа почетнейшие из граждан, принадлежащие приходом в собор, начали приглашать Царицу небесную в свои домы.

http://pravicon.com/image-34457

Чтобы не овладело душею уныние и малодушие, при виде грядущих, часто мысленных лишь бед, старайся проникаться верою в св. Провидение, или быть покорным чадом небесного Отца, который никогда вместо рыбы не даст тебе змию ( Мф. 7:10 ). Не человек Он, чтобы ошибаться в распределении благ своих нашим душам. Помни это и будь покойна в болезни. По случаю боли в глазах всего лучше оставить тебе чтение и письмо; когда поправишься, начитаешься тогда и напишешься вдоволь. И правило можешь совершать на память, не беспокоясь о невычитанном, особенно если Господь поможет тебе помолиться с умилением по четочкам. Полечиться не грех , равно как и посоветоваться с доктором; открывать однако же кровь я не советовал бы: лучше поговеть, попоститься день, два для исправления и уменьшения крови. Любовь к отцу духовному, бдевшему некогда о душе твоей, похвальна. Не нахожу ничего странного в желании твоем: «лечь костьми с ним незабвенным!» Ах! и я готов бы был смешать прах свой с прахом милых, незабвенных по любви ко мне. Даже живым некогда же дал быть зарытым в одной с ними могиле. Жаль только, что не было у меня такого отца, как у тебя, хотя пестунов и не мало, по милости Божией, было, – и не было потому, вероятно, что привязался бы к ним и не перенес бы разлуки с ними. Поспать в болезни лишний часок не грех , особенно если сильное влечение чувствуется к этому. В. Простите меня, отец мой, прискорбно мне, что приказываете скрывать от меня о постигающих вас скорбях и неприятностях. О. Меня страшить мысль, чтобы ты, узнав о неприятностях, постигающих меня за грехи, не вздумала, по любви твоей, винить других, досадуя таким образом на безвинных. С юных лет почти я, по милости Божией, переношу неприятности с большим удовольствием одень, без участия сердец, любящих меня и готовых скорбеть о мне со мною. В От оскудения елея лампадка моя угасает, отче мой; тяжело мне лишение сей отрады, не видать лика Божия, и в впотьмах страх находит ночью. О. Если есть елей, пусть горит твоя лампадка; а нет – сиди в впотьмах, созерцая во свете смирения Того, кто с любовью взирает, по слову пророка, на кроткого, молчаливого и трепещущего словес Его. Преподобный Герасим запрещал своим ученикам возгнетать огонь в келиях даже для необходимых нужд: послушаем преподобного и не станем скорбеть и бояться, сидя в впотьмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Чтобы яснее и рельефнее представлялось нам высокое значение нашего православного Царя, помазанника Божия, и тот глубокий истинно-христианский смысл, какой имеет священный обряд венчания, соединенного с миропомазанием, изложим теперь его. Уже по самому началу видно, что этот обряд имеет священный характер, вводит коронующихся, чрез посредство св. Церкви, в особое общение с Богом и составляет молитвенно-торжественное явление, заканчивающееся таинством причащения. От того-то, по нашему мнению, и торжествует и с особым умилением возносит свои молитвы к Богу, Подателю всех благ, о своих венчанных царях наша благословенная Россия. И если евреи радостно торжествовали дни помазания своих царей приветствиями, сопровождавшимися игрою на свирелях и священных трубах ( 3Цар.1:40–41 ); то такие радостные приветствия естественнее со стороны нашей в самые дни торжества коронования и свящ. помазания нашего Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны; только дай Бог, чтобы эти приветствия были искренни и лились из чистых, преданных сердец. – В определенный для священного коронования день и час Их Величества, Император и Императрица, предшествуемые духовником, окропляющим путь Их шествия св. водою, выходят из своих покоев, и торжественно, под балдахином, вступают в соборный храм Успения Божией Матери 7 , с которым, по предсказанию почивающего в нем святителя Петра, связана слава нашей родины, при пении певчими умилительного псалма Давидова: «Милость и суд воспою Тебе, Господи… (106)». При самом входе Московский митрополит встречает Их речью, митрополит Новгородский подносит для целования благословляющий крест, а Киевский митрополит окропляет св. водою. Вступивши в храм, как дом Царя царствующих и Господа господствующих, Их Величества делают поклонение пред царскими вратами, прикладываются к местным иконам Спасителя и Божией Матери, и за тем отходят к своим местам, приготовленным среди храма под балдахином, и садятся на престолах своих предков царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. После этого начинается самый обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Якоже божественному Павлу, из Милита исходящу, вси благочестивие людие, тогда собравшиися, обилныя слез струи из очес своих точаху, по божественному писанию, глаголющу 46 : доволен же бысть плач всех, и нападше на выю Павлову, облобызаху его. Тако вси людие благочестивии в соборную церковь апостольскую стекшиися, оному престол свой патриаршеский оставляющу самовольно, и отходящу, рыдаху и стенаху, и умиленно слезяху, и овии убо вопияху: мы овцы твоя, ты пастырь наш, Вскую нас душеполезною слова Божияго пажитию паствовати отрицаешися? Овии вопияху: мы чада твоя, ты отец наш, Вскую ны сиры оставляеши? Овии велегласно вопияху: мы таинственного церкви Божия телесе уды, ты священная наша глава, Вскую от нас удес церковных отлучаешися? Вси же главы своя к лицу земли преклоняще и руки его честныя лобызающе, да патриаршеского престола своего не оставляет, да православныя церкве Российския вдовы не творит, да словесное стадо Христово, себе врученное, паствует и пастырским духовнаго исправления жезлом на правую спасения стезю возводит, усердно моляху. Он же что содеяше? Вин отхождения своего благословных не даде, моление не точию всенародное, не точию иерейское, не точно архиерейское, но и царское велесчестное (кто бо любовь зело любившаго себе в пепеле забвения погребает, сий и моление любившаго себе пренебрегает) аще от небрежения сия бысть, содеявый сие весть. Пренебреже себе самого, еже ему не к тому патриарху московскому быти узой анафемы связа, велегласно патриаршеския власти отречение сотвори, и жезл пастырский на патриаршестем месте поставлей, но предъизволному же желанию своему ходя, из церкве соборныя и изъиде. Чтож, изходя, к преосвященным архиереем, христолюбивым служителем и братолюбивым в Господе Иисусе Христе (не дерзнет уже слово рещи чадом духовным) братием рече? Рече соизбранным Духа Всесвятого сосудом, божественным Павлом 47 : и ныне предлагаю вас, братие, Богу и слову благодати Его, могущему наздати вам достояние во освященных всех. Сим сице бывшим священный собор сице рече: понеже благоговенный Никон богоданного себе сана патриаршеского отрешися, ни убо здравой слова Божияго солию мысленную сердец человеческих землю осоляти, ниже новому на твердом апостольския веры основании от архитектона Христа Бога созданному православныя церкви Российския Сиону трудолюбно предстателствовати, ниже словесного стада Христова, себе врученного, неборасленным кроткого исправления злаком паствовати, ниже светозарен светилник на свещнице церковном светлосияющ быти, но под спудом негли за смиренномудрое лежати и житие безмолвное, тихое и мирное возжелание жити. Убо мы священный собор, да ин боголюбимый верховный предстатель в душеполезное предстателствуемых спасение, ин благоискусный пастырь крайний в душевную паствуемых ползу, ин благонравный первопрестолный чиноначалник в правилное чиноначалствуемых правление благодатью Духа Всесвятаго избран будет? О сем праведно рассудим, и правильно потщимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010