Византийская икона Божией Матери XII века (находится в г. Фрайзинге. Бавария) была написана в XII веке и является, вероятно, знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») в Константинополе. Образ Владимирской иконы Богоматери также связан с образом Феодоровской иконы. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городетского монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10 – 13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) Феодоровская икона Богоматери без ризы Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Испорчена реставрацией И.Э.Грабаря (подробнее в книге А.В.Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012г.) Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Богомладенца Христа. (Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155 – 156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50 – 54, 62 – 63). Феодоровская икона до 1917 года Название «Феодоровская» икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Добавлено на опознание: 2016-01-13 13:34:54 Владелец: EkaterinaRostov Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эта икона висела в доме моего деда.Хотелось бы знать о ней хоть что-то. Ответов: 1. Последний ответ: Икона Господа " Господь Вседержитель " . Икона XIX-ro века, юг России. Подробнее здесь: http://pravicon.com/icon-667 Добавлено на опознание: 2016-01-10 20:27:31 Владелец: monakh1977 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Святая Марина " (побивающая беса) http://pravicon.com/image-12229 Добавлено на опознание: 2016-01-09 18:47:53 Владелец: montana Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 3. Последний ответ: Собор Архангелов в центре Михаил, слева 1, Иегудиил, 2 Гавриил, 3 ? 4 Варахиил, 5 Рафаил,6 ?, Добавлено на опознание: 2016-01-08 17:12:02 Владелец: bombom Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Казанской Пр.Богородицы Добавлено на опознание: 2016-01-08 17:11:20 Владелец: bombom Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Очень дорогая икона для коллекции. Spas.999@yandex.ru Добавлено на опознание: 2016-01-07 15:17:37 Владелец: Sanekshbk Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Неопалимая Купина " Добавлено на опознание: 2016-01-03 09:54:40 Владелец: optel Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: " Явление Пр.Богородицы Св.Сергию Радонежскому " Добавлено на опознание: 2016-01-02 17:01:32 Владелец: bombom Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Купила в церкви в Новосибирской области в 90-х годах Ответов: 1. Последний ответ: Икона Богоматери " Умиление " (Елеуса). http://pravicon.com/icon-325 Добавлено на опознание: 2015-12-25 11:55:17 Владелец: GuNN Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Досталась по наследству, помогите в опознании. Ответов: 4. Последний ответ: Свв.Петр и Павел Добавлено на опознание: 2015-12-18 15:09:58

http://pravicon.com/unknown/40

Иванова Светлана Валериевна, к. иск., Российский институт истории искусств. Санкт-Петербург. «Затрубите в шофар...»: Юбилейный рог в византийской иконографии Пасхи.    Рыжова Ольга Олеговна, к. иск. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник (Украина) «Икона и слово: надписи в иконостасе (1760-1762) пещерной церкви Св. Феодосия на Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры».   Исаев Григорий Евгеньевич. «Икона Божией Матери «Милостивая» в московском Зачатьевском монастыре как пример иконографического типа «Елеуса» («Умиление»)». Чистяков Петр Георгиевич, к. и. н., Центр изучения религий РГГУ. «Почитание Бронницкого списка Иерусалимской иконы Богоматери в XVIII-XXI вв.».  Гувакова Елена Витальевна, к. иск., ГИМ, Москва.  «Поздняя афонская икона: пять Богородичных памятников из Новодевичьего монастыря». 27 марта, пятница Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына   (ул. Нижняя Радищевская, 2) ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 10.30-12.30 Большой конференц-зал. Есаулов Иван Андреевич, д.ф.н., профессор, Литературный институт им. А. М. Горького. « " Ложная " иконичность " : о призраках " визуальности " в интерпретации русской словесности». Гуминский Виктор Мирославович, д. ф. наук, профессор, Институт мировой литературы РАН, Москва. «Икона в древнерусских хождениях». Дергачева Ирина Владимировна, д.ф.н., МГППУ, Москва. «Образы рая в переводных апокрифах Древней Руси». Анна Сергеевна Шкапа, к. ф. н.,  МГППУ, Москва. «Апокрифический сюжет " Сошествие во ад " в литературных текстах и иконографии " ». Комова Мариамна Александровна, к. иск., Орловский гос. университет, Орел. «Пространство и время в позднесредневековых сказаниях об иконах Орловской губернии».  Федорова Елена Алексеевна, д. ф. н., доцент, Ярославский гос. университет им. П.Г. Демидова, Ярославль.  «Иеротопия в рукописи " Описание Югской Дорофеевой пустыни " ».   12.30-12.45 — перерыв  ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ 12.45. – 15.00.  Большой конференц-зал. Ведущий —  Жилина Наталья Павловна, д. ф. н., профессор,  Балтийский федер. университет им. И. Канта, г. Калининград.  «Эонотопос в романе А.С. Пушкина " Дубровский " ».

http://e-vestnik.ru/db/ikona_v_russkoy_s...

По мнению совр. исследователей, иконография М. и., вероятно, имеет столичное происхождение. Не исключено, что образ подобного извода почитали в Москве (позже он мог быть на некоторое время забытым). Появление итал. протографов таких рус. икон, как иконы Божией Матери Муромская, Яхромская, Ярославская, относят к тому времени, когда женой вел. кн. Московского Иоанна III становится София Палеолог (с 1472), племянница последнего визант. имп. Константина XI, итальянка по матери ( Комашко. Подписные иконы. 2003. С. 84, 87; Святые образы. 2006. С. 369; Кочетков. 1994. С. 74). По особенностям иконографии М. и. не вписывается в формальную классификацию основных типов Богородичных образов и не соответствует строго ни одному из них. М. и. причисляют к типу «Одигитрия», с которым ее связывают благословляющий жест Младенца, а также наличие свитка в Его левой руке. Однако по иконографии она сильно отличается от этого торжественного и строгого изображения Божией Матери с Младенцем Христом, Которые обращены взором прямо к зрителю. М. и. относится к тому виду Богородичных образов, где в иконографии отражено «общение» Матери и Дитя. Взгляды Их обращены друг к другу; Мать удерживает лежащего Младенца обеими руками, чуть склонив к Нему голову. Младенец, несколько приподнявшись, смотрит на Нее и касается Ее подбородка (либо шеи) благословляющими перстами правой руки; Его левая рука со свитком откинута вниз. Данными иконографическими особенностями объясняются встречающиеся обозначения М. и. как «Умиление» (Елеуса) и даже «Взыграние». Но с этими иконографическими типами формально она также не вполне соотносится. Ключом к раскрытию символического смысла, заложенного в иконографическом типе М. и., является поза лежащего Младенца, указывающая на Него как на евхаристическую Жертву. Эту мысль подтверждает панагиар монастыря св. вмч. Пантелеимона, характер изображения Божией Матери с Младенцем на котором «недвусмысленно указывает на литургическое осмысление подобных образов» («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995. С. 174). М. и. в агиографических источниках муромского круга

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Русскими воинами это событие было истолковано как явное выражение покровительства Владычицы Небесной Земле Русской. Благодарные соотечественники после стояния на Угре назвали это место «поясом Богородицы». «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, — писал летописец. — Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию». Татьянин день: Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни. Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону Царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви свт. Николая в Толмачах . Храм находится при Третьяковской галерее. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах. На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей . В центре Престола с красным покровом лежит закрытое Евангелие. На Евангелии сидит белый голубь с золотым нимбом (символ Духа Святого). Слева и справа от Евангелия четыре гвоздя и терновый венец. За престолом изображен Крест, по сторонам которого — Копие и Трость. По сторонам Креста надпись IC ХС, ниже НИ КА . Все искусствоведы отмечают различия в технике живописи лицевой и оборотной сторон. Существуют доводы в защиту того, что икона еще со времени создания была двусторонней, но изображение Этимасии очень приблизительно относят к началу XV в. Оригинальная русская иконография образа Владимирской именуется «Насаждение древа государства Российского» .

http://pravmir.ru/vladimirskaya/

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Шлем Ярослава Всеволодовича , потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Феодоровская икона была обретена, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца —позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь (Городец, по легенде, считался Малым Китежем, основанным князем Георгием Всеволодовичем в 1164 году). Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской». Феодоровская икона Богоматери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса ( греч. Γλυκοφιλοσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Богородица изображается с Младенцем Христом , сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Сейчас эта икона находится в храме-музее в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее. В Константинополе хранились три святыни, связанные с Божией Матерью: Пояс, Риза и образ «Одигитрия». Это, по мнению византийцев, являлось основанием для того, чтобы именовать Царьград городом Богородицы. Согласно Преданию, Пояс и Риза были отданы двум благочестивым женщинам из Иерусалима незадолго до Успения. После этого святыни хранились и передавались из поколения в поколение. Пояс в конце IV столетия был доставлен в Константинополь. Там он пребывал в ларце одного из храмов, посвященных Богородице. Через пять столетий хранилище открыли и обнаружили на святыне золотой хрисовул (золотую двустороннюю печать) императора Аркадия (правил с 395 по 408 г.) и точную дату события — 31 августа. «Вскрытие» было сделано в связи с болезнью жены императора Льва VI Мудрого Зои. Ей было видение о том, что она будет исцелена после того, как приложит к себе Пояс Богоматери. И, действительно, после этого супруга правителя стала здоровой. Сейчас частицы Пояса хранятся на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре и на Кипре. Почему изображения Богородицы настолько разнообразны Один из самых распространенных и нередко затруднительных вопросов для христианина связан с почитанием огромного количества икон с изображением Пресвятой Богородицы. Почти каждый день мы видим в церковном календаре память в честь того или иного образа Божией Матери. История распространения христианства во многих государствах связана с тем, где жила и впоследствии являлась Приснодева. Поэтому Ее почитание всегда только возрастало. Например, даже на Руси первый каменный храм был освящен в честь Успения Божией Матери. В иконографии есть всего четыре типа изображения Богородицы: Оранта (с греч. «молящаяся»), или Знамение, Одигитрия (с греч. «путеводительница»), Елеуса (с греч. «милующая»), или Умиление, и акафистный тип. Именно они стали основанием для написания других почитаемых образов. К ним иконописцы добавляли свои особенности, которые зависели от событий, происходящих в церковной жизни, и были связаны с Богородицей в ту или иную эпоху.

http://blog.predanie.ru/article/bogorodi...

Наименование другого типа икон – «Умиление» произошло от русского перевода греческого слова Елеуса — Милующая. На них Дева Мария, полная трогательной нежности и грусти, обнимает Сына, сидящего на ее руке и прильнувшего щекой к ее щеке. Самая известная на Руси икона Умиление — «Пресвятая Богородица Владимирская» I трети XII века (находится в собрании ГТГ). Она была принесена из Византии в Киев, а затем перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир, где и стала называться Владимирской. Глубоко чтимый образ, широко распространенный во множестве повторений, представлен на выставке в двух вариантах. В одном из них, датируемом XVII веком, живописными средствами воспроизведены венцы и коруна, украшенные жемчугом и каменьями. Это — элементы драгоценного убора «Владимирской». Другой список, исполненный в XVIII столетии, особенно интересен тем, что соответствует размеру и композиции иконы XII века. Различные оттенки образа «Умиление» раскрываются в иконах, исторически связанных с Ярославлем. Характерной чертой изображения Пресвятой Богородицы Ярославской является жест руки Младенца, касающегося подбородка Матери. Представленная икона датируется XVI веком. Согласно преданию, такой образ в далеком XIII столетии принадлежал ярославским князьям Василию и Константину. В 1314 году на берегу реки Толги в ярославских землях была обретена икона Пресвятой Богородицы с Младенцем, получившая наименование Толгской. На месте чудесного явления поставили церковь, а затем основали монастырь. На выставке «Толгская» показана в повторении XIX столетия. Среди произведений, посвященных земной жизни Богородицы, особого внимания заслуживает изображение «Рождества Христова» (XVIII столетие). Центральная сцена окружена изображениями, сопровождающими Рождество. Это благовествование ангелов пастухам о Спасителе и поклонение пастухов Младенцу, путешествие волхвов, ведомых Вифлеемской звездой, и принесение ими даров, бегство Святого семейства в Египет. Представление об иконописи XVIII - начале XX веков дают иконы «Коронование Богоматери» и «Всех Скорбящих Радость», в которых прослеживается влияние западноевропейского искусства, тонкого миниатюрного письма образ «Неопалимой Купины», а также «Благовещение», «Успение» и «Покров Пресвятой Богородицы», выполненные в традиции искусства Палеха. Образы «Пресвятой Богородицы Иверской» и «Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» — паломнические святыни Святой горы Афон и Троице-Сергиевой лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/100802.htm...

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это — «Одигитрия» (Путеводительница), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это — Знамение (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») — образ боговоплощения от земной женщины, о котором апостол Лука пишет так: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Это — «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание», в греческом варианте) — вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это акафистный тип — так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в акафисте и иных церковных гимнах. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей, и Ходатаицей. Ее иконы называются: «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь его Покровительницы. В Международном фонде славянской письменности и культуры с помощью его безвременного ушедшего от нас президента, скульп­тора Вячеслава Михайловича Клыкова, не раз проводилась выставка икон «О Тебе радуется». Книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушали храмы и уничтожали святыни. В лучшем случае чудотворные иконы письма благочестивых старцев попадали в музеи, многие оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня.

http://pravoslavie.ru/30494.html

Существует традиция: начиная с 1892-го и вплоть до 1914-го, в сентябре (8-30) Псково-Печерскую икону «Умиление» переносили в Ригу. В Риге совершался крестный ход, образ приносили во все православные храмы города и в дома к людям. Существовали четкие правила: В чем помогает икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская Традиционно перед иконой молятся: Фото: http://hram-troicy.prihod.ru Читайте также — Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери Иконография Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская относится к иконописному типу Елеуса. В переводе с греческого языка это слово означает «Милостивая». Елеуса — самый популярный иконописный тип в русской традиции. Младенец Иисус прижимается щекой к щеке Матери с умилением. Интересно, что между Богородицей и Иисусом нет никакой дистанции, они сливаются в единое целое, являя собой безграничную любовь к людям. Молитва Молитва перед иконой Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4:

http://pravmir.ru/ikona-umilenie-pskovo-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010