В 2020 году отмечается 400-летие этого официально утвержденного празднования в память о том, что первый государь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, принес у чудотворного образа обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Костромского края, одна из древнейших икон, явленных на Русской земле. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Ее общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. С 1991 года чудотворный образ, перед которым, даже несмотря на безбожное советское время, молились в разных храмах Костромы, пребывает в Богоявленском кафедральном соборе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С этого же года здесь ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. К настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. С 27 по 29 января 2009 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была торжественно доставлена из Костромы в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви в Храм Христа Спасителя. 1 февраля святыня находилась в главном храме России во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Известно, что Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле в пределах младшего брата Александра Невского – князя Василия Ярославича. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.

http://pravoslavie.ru/129746.html

Икона Божей Матери Корсунской «Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше». Икона Божей Матери Корсунской , одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.). В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»). Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия ). Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

http://pravoslavie.ru/74500.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (76) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2020-04-18) Происхождение изображения: Загружено 2020-04-18, анонимно. Описание: Икона в окладе и ризах Богоматерь Федоровская (Феодоровская). Тверская областная картинная галерея. 1802 г. Кострома. Д.В.Серебряников. Дерево, паволока, левкас, темпера. 65 х 51,3. Реставрирована в 1999-2000 гг. в мастерской ТОКГ. Оклад. 1803 г. Кострома. Мастер В.Е.Шевяков. Серебро, чеканка, гравировка, золочение. 65,3 х 52. На венце и нижнем поле в правом углу клейма: ВШ, Корабль на волнах, пробирера Д.З (Д.И.Заводов). Реставрирован в 1999-2000 гг. в мастерской ТОКГ. Ризы. 1904 г. Тверская губерния (Торжок?). Парча, серебро, речной жемчуг, драгоценные камни, стразы, бисер, золотное шитье, вышивка бисером и жемчугом, чеканка.Собрание ТОКГ. Икона Богоматерь Федоровская происходит из Вознесенского Оршина монастыря, о чем свидетельствует вкладная надпись на обороте иконы: «Сия местная икона Федоровской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе с каменьями в венце пожертвована в Тверской Оршин монастырь в придельной храм калязинскою помещицею Александрою Васильевою Тяжеловою в 1862 году». Она находилась в южном приделе Вознесенского собора монастыря. В 1904 году тверская купчиха Пелагея Колесова пожертвовала на икону шитую золотом и жемчугом ризу (одежду Богоматери и младенца Христа), украшенную драгоценными камнями и стразами. Иконография образа сходна с иконой «Богоматерь Умиления» (византийский тип «Богоматери Елеуса»), где Богоматерь представлена склонившейся к младенцу Христу, который обнимает Марию за шею. Иконографической особенностью «Богоматери Федоровской» является изображение стоящего младенца Христа с обнаженной левой ножкой и помещение его на правой руке Богоматери. Этот тип восходит к памятникам византийской иконописи XII века. Икона является списком «в число и меру» почитаемой в России костромской иконы Богоматери Федоровской. По преданию, чудотворный образ Богоматери с Младенцем явился костромскому князю Василию Ярославичу Квашне 16 августа 1239 года в лесной чаще неподалеку от Городца. Икона была перенесена в Кострому и поставлена в церкви Феодора Стратилата, откуда и получила свое название. Перед иконой «Богоматери Федоровской» в 1613 году происходило «умоление» на царство Михаила Федоровича Романова. В числе бояр, подписавших «утвержденную» грамоту, был настоятель Вознесенского Оршина монастыря Иосиф.

http://pravicon.com/image-34696

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами МИЛОСТИВАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ (Елеуса) - Богородица с " тремя глазами " - чудотворная фреска монастыря Богородицы Живоносный Источник на о. Патмос. В монастыре Богородицы " Живоносный Источник " на о. Патмос есть удивительная фреска с изображением Богородицы с " тремя глазами " . В 1956 году фреска фактически исчезла со стены на несколько часов, а вместо неё было подобие белого тумана. Когда же фреска появилась вновь, но уже с тремя глазами, одна из монахинь услышала исходящий от неё голос, который поведал о будущей судьбе этого монастыря и христианской Церкви в конце времен. От святыни и сейчас исходит очень сильное благоухание. В монастыре жива ещё монахиня, которая была свидетельницей этого чуда. Она рассказывала, что через месяц после этого события в монастырь пришло письмо от девушки из Америки, которая написала, что в тот самый день и время, когда фреска исчезла со стены, к ней являлась Божия Матерь с Патмоса и исцелила её от смертельной болезни (по иным источникам, эта девушка сама приезжала в монастырь и рассказала об этом). Интересно, то хотя фреска и подписана Елеуса ( " Умиление " ), изображение явно относится к иконографическому типу " Одигитрия " . В Интернете распространены два вида фотографий этой фрески: 1) Богородица в красном одеянии, Христос – в синем, надпись МР ОУ толстая, надписи IC XC нет, само изображение выглядит ветхим. 2) Богородица и Христос в одеяниях одинакового красного цвета. Надпись МР ОУ тонкая, имеется надпись IC XC, изображение выглядит более новым. Если фреску подновляли, то непонятны столь серьезные различия, впрочем, других объяснений пока нет. Если Вы можете сообщить подробную историю этой фрески и объяснить ситуацию с различием изображений – свяжитесь с админом сайта http://pravicon.com/contact.html . Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами " .

http://pravicon.com/info-726

Икона Белозерская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Белозерская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Умиление Белоезерская Икона происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске. Ранее она находилась в церкви во имя Василия Великого, тоже в Белозерске. Отсюда именование иконы. История ее создания и бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим и одновременно с Ростово-Суздальскими землями. Но утверждение о принадлежности иконы новгородскому или владимиро-суздальскому письму не имеет под собой оснований. Уже в XIII столетии на территориях вокруг Белого озера и по берегам Шексны образовалось самостоятельное княжество. Своей иконописной школы в это время здесь, разумеется, еще не сложилось. Вместе с тем весьма совершенная по технике исполнения икона Богоматери во многом отвечает принципам византийского монументального стиля эпохи Комнинов. Вернее всего будет предположить, что ее писал приезжий греческий иконописец или русский иконописец, прошедший основательную выучку у византийского мастера. Возможно, образ создавался и не в самом Белозерском княжестве, а в каких-то близлежащих землях - большую по размерам икону навряд ли везли издалека. Источник: Сайт lib.pstgu.ru Примечание от PRAVICON.COM : Считается более древней, чем прославленная на Руси Богоматерь Владимирская, вместе с которой относятся к типу Умиление (Елеуса). Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-01-16. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умиление Белоезерская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-232

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2015-06-17 21:24:54 Владелец: Savaza Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Обнаружила икону Божьей Матери у своей бабушке. И не могу понять какая это Божья Матерь, название. Бабушка говорит, что ее благословляли на брак этой иконой, а ей уже 90 лет-). Попытки опознаний [ 2015-06-27 15:32:16 ] marinakova : ОЧЕНЬ " ТЕПЛАЯ " ИКОНА. СРАЗУ 2 ТИПА НАПИСАНИЯ - " УМИЛЕНИЕ " (ЩЕЧКА К И " ОДИГИТРИЯ " ПО ПОЛОЖЕНИЮ РУКИ БОГОРОДИЦЫ - УКАЗЫВАЕТ НА ПУТЬ СПАСЕНИЯ - ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И НОЖКИ ТАКЖЕ ПО НАПИСАНИЮ ТИПА " ОДИГИТРИИ " . НАЗВАНИЕ ОБРАЗА БОГОРОДИЦЫ ПРОИСХОДИТ ОТ ТОЙ МЕСТНОСТИ, ГДЕ ПРОИЗОШЛО ЧУДО (ВЛАДИМИРСКАЯ,КАЗАНСКАЯ УРЮПИНСКАЯ И Т.Д), ИЛИ ОТ САМОГО ЧУДА(НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ, РАДОСТЕЙ И Т.П.). ТАК ЧТО ВАШ ОБРАЗ МОЖНО НАЗВАТЬ БОГОРОДИЦА ОДИГИТРИЯ. А В КАКОЙ МЕСТНОСТИ БАБУШКУ БЛАГОСЛОВЛЯЛИ НА БРАК? ОТКЛИКНИТЕСЬ. [ 2015-06-28 10:04:19 ] tol : Она все же Умиление (Елеуса), просто мы привыкли наблюдать их в зеркальном виде. Если Вы поднесете ее к зеркалу, увидите подобие, например, Феодоровской иконы. Хотя и в таком виде Умиления встречаются, например Толгсккая икона, хотя именно Вашей иконе я бы не спешил приписывать какое-либо иное название, кроме Умиления. [ 2015-06-28 12:52:19 ] Savaza : marinakova - это была Москва. Ну, или малая вероятность, что район Химок. [ 2015-06-30 22:23:21 ] marinakova : ТОЛ, ПО НАПИСАНИЮ - ЭТО ОДИГИТРИЯ, ХОТЯ ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА ОТКРЫТУЮ НОЖКУ, КАК НА ФЕОДОРОВСКОЙ. САВАЗА - ПОВТОРЯЮ, СМЕШАННЫЙ ТИП НАПИСАНИЯ, ЧТО НИКАК НЕ УМОЛЯЕТ ИКОНУ. НАЗВАНИЕ НИКАКОЕ НЕ НУЖНО, ОНО ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРИ ПРИЗНАНИИ ОБРАЗА ЧУДОТВОРНЫМ. [ 2015-07-01 19:34:04 ] tol : Имхо признаки умиления преобладают над признаками одигитрии - многие иконы, признанные умилениями, по сути и одигитрии одновременно, хотя все это субъективно и на самом деле не имеет никакого значения. Тем более, учитывая тот факт, что даже известные иконы частенько писались как в прямом, так и в зеркальном отражении (по причине, мне дор сих пор неведомой).

http://pravicon.com/unknown-1587

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Умиление (Елеуса) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери Умиление. Середина 15 века. Москва. Иконография повторяет икону " Умление " иконостаса предела Николая Чудотворца, Благовещенского собора Московского кремля. Данная икона в древности была выносной. Икона находится в Государственом музее религии города Санкт-Петербург. Файл 12216.jpg:   Размер: 350x427, 0.15 MPix, 81 Kb. Дата: 2011-04-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (2) . Описание: икона ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ УМИЛЕНИЕ (с четырьмя Евангелистами в углах) происходит из семьи Мазараки Россия, середина XIX в.. Иерусалим, частное собрание. Файл 13256.jpg:   Размер: 496x640, 0.32 MPix, 136 Kb. Дата: 2011-08-24, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (326) , (26) . Описание: Умиление (Амолинтос).Средиземноморье, Критская школа.Вторая половина XV - начало XVI веков.Дерево (липа), смешанная техника.Размер - 67 х 49,9 см. Приобретена Николаем Лихачевым в Венеции. Файл 13946.jpg:   Размер: 550x759, 0.42 MPix, 227 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (199) , (5) . Описание: Умиление (Елеуса).Византия. Первая половина - середина XV века.Дерево (тополь), ковчег, темпера.Размер - 66,2 х 48 см. Из коллекции Николая Лихачева в Санкт-Петербурге. Файл 13947.jpg:   Размер: 550x756, 0.42 MPix, 141 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (127) , (3) . Описание: Икона Божией Матери УМИЛЕНИЕ XVII век. Москва Дерево, левкас, темпера. 33,3х26,5 см. Икона близка к " Умилению Ярославскому " , отличие - движение левой ручки Младенца, лежащей на плече Матери, что делает образ редким по иконографии. Файл 16774.jpg:   Размер: 815x1020, 0.83 MPix, 345 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (130) , (1) . Описание: Четырехчастная икона Всем Скорбящим Радость; Умиление; избранные святые Петр и Феврония Муромские, митрополиты Алексий, Петр и Иона; избранные святые Гурий, Самон и Авив, Вонифатий и Наталия. Первая четверть XIX в. Hebьяhck.JPG Файл 18138.jpg:   Размер: 2029x2289, 4.64 MPix, 1810 Kb. Дата: 2012-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (128) , (1) . Описание: Св.Богородица свящ.Емил Лилов.2019г./церковь " Св.Афанасий " ,г.Златоград,Болгария. Файл 33749.jpg:   Размер: 2488x3320, 8.26 MPix, 2718 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (59) , (1) .

http://pravicon.com/icon-325-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Умиление (оплечный вариант) " Описания иконы Оплечный вариант иконы Умиление (Елеуса) Источник: PRAVICON.COM Формально, это просто иконы Умиление, обрезанные по разным причинам. Эти иконы выделены в отдельный раздел, поскольку их часто путают с похожей Корсунской иконой, имеющей свои особенности. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Определена на сайте музея как «Богоматерь Корсунская» (в действительности не соответствует иконографии Корсунской иконы). Период создания: Первая половина XVIII века Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: 41,4x35,0 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 9573693 Номер по КП (ГИК): ЦМиАР КП-2200 Инвентарный номер: 1658-I Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Ру[...] Файл 35406.jpg:   Размер: 648x767, 0.5 MPix, 327 Kb. Дата: 2021-01-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (42) , (0) . Описание: Икона определена на сайте музея как «Богоматерь Корсунская» (не соответсвует иконографии Корсунской иконы). XVI – XIX век. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. 22,3x19,5 см. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева " Файл 35417.jpg:   Размер: 707x800, 0.57 MPix, 301 Kb. Дата: 2021-02-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (37) , (0) . Описание: " Рис. 406. Икона Божией Матери типа " Умиление " (перевод погрудный). Примеч. 1 к стр. 186: Подлинник в Третьяковской галерее в Москве. С. 188: Некоторые иконы оглавного перевода (наприм. рис. 406) относятся к значительной для русских икон древности и никак не могут быть вынесены за XVI век. " (Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. - Санкт-Пете[...] Файл 35418.jpg:   Размер: 855x985, 0.84 MPix, 369 Kb. Дата: 2021-02-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (31) , (0) .

http://pravicon.com/icon-748

Икона Божией Матери «Умиление ». [Именно с этой иконой «Умиление» 15 апреля, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в разгар пандемии коронавируса Патриарх Кирилл совершил крестный объезд города Москвы. По его призыву все верующие в это время вместе со своим Предстоятелем читали Акафист Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия]. Инфографика (содержание материала): Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская — образ Пресвятой Богородицы, который находился в келье преподобного Серафима Саровского; Где находится : Москва, Патриаршая резиденция в Чистом переулке, Владимирская церковь; Умиление, или Елеуса (греч. - милостивая, милующая от греч. слова — сострадание, сочувствие) — один из типов изображения Богородицы в иконописи. Также «Умиление» - название отдельных икон Богородицы. Например, Старорусская икона «Умиление» или «Умиление» Псково-Печерская; История : По преданию святой Серафим обрел икону в саровских лесах и повесил у себя в келье. Об «Умилении» появились записи в 1815 году, когда преподобный Серафим вышел из затвора и стал принимать у себя посетителей — их святой помазывал маслом от лампады, которая висела перед иконой. Святой называл ее «Всех радостей Радость». Стоя на коленях перед иконой «Умиление», святой Серафим скончался 15 января 1833 года. А в 1903 году Русская Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых. После смерти святого Серафима икону передали в Дивеевский женский монастырь — это была его  главная святыня. В 1927 году монастырь закрыла советская власть, а икону тайно хранили у себя благочестивые люди. В 1991 году икону передали Святейшему Патриарху Алексию II. Раз в год — в Великий  пост на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — ее привозят в Богоявленский Елоховский собор на богослужение, которое возглавляет Патриарх; Пояснения к особенностям Серафимо-Дивеевской иконы Божией матери «Умиление» : эта икона - « нехарактерное изображение Богородицы. ..»; Корона на голове Богородицы — символ Царицы Небесной...; На нимбе Божией Матери написаны слова из акафиста Пресвятой Богородице: « Радуйся Невеста Неневестная »...; Звезды на голове и плечах — символ приснодевства Богородицы; Сложенные крестообразно руки, наклон головы и опущенный взгляд изображают покорность воле Бога; Оклад иконы из драгоценных материалов подарил император Николай II. Он же был одним из активных инициаторов канонизации преподобного Серафима. Ил.: Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы Патриарха московского и всея Руси; Здание Патриаршей резиденции в Москве. Фото; Русская икона «Умиление», XVI век; Серафим Саровский в своей келье, стоя на коленях, молится перед иконой «Умиление». Живописное изображение; Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» в окладе. Фото diveevo-monastyr.ru; Император Николай II. Фото. Материал подготовил Кирилл Баглай //Фома. - — июнь 2020. - С.20-21. - (раздел « Вера », рубрика « Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля Свеча светоприемная В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010