21 ноября. Благодарю Владыку живота моего за приятие служения моего литургии, за очищение грехов, освящение, оживотворение – мир, веселие в Нем. Благодарю, яко уныние мое при встрече с лукавым врагом моим (как мне казалось) протоиереем Ламановым скоро отъял Господь по молитве веры и упования на Него и всякую неприязнь к нему в сердце разрушил. Благодарю, яко новое уныние мое и огорчение, смятение в квартире Федорова Алекс. Федоровича по случаю не взятия настоящего тона дьячком Зреловым снова отъял от сердца моего по молитве покаяния моего. Благодарю Господа, яко величайшую скорбь, тесноту, уныние, смятение во время праздничной всенощной по окончании или пред концом ее Господь также отъял. Согрешил чревоугодием, лакомством и достоин всякого наказания от Господа, жестокосерд с нищими. Видел во сне сильный пожар в Кронштадте, будто дом (М...) сгорел и других 29 домов; издали сначала смотрел на пламя, потом пришел на место пожара и уже застал пепелище с небольшим огнем, ярился на пламя за то, что оно сожигает – мало того что светит; деревянный высокий забор кругом пепелища, чтобы удержать пламя от дальнейшего распространения (нелепость), – так я нелепо живу: дела мои подобны этому (Господи, помилуй). Меня попаляет и разрушает чревоугодие. Доколе я томлю себя им? Доколе не буду поститься? Чудная гармония порядка, красоты, жизни в прекрасном во всех отношениях мире Божием, – только нет этой гармонии в роде человеческом, согрешающем всячески и безобразящем себя и природу, насколько от них зависит. Чудная гармония совершенна во святых Божиих. Да святится имя Божие. Медиум вызвал дух Христофора Колумба. Спирит проповедовал, что души живут между Землей и Луной по смерти. Кисло-сладкий хлеб оказался для сердца очень тяжел (всенощная). Что мне креста директор не дает, это есть дело промысла. Благодарю Господа и за сие, ибо это на пользу мне. 21 ноября. До обедни и во время обедни чувствовал я себя очень тяжело как от ветреной, вьюжной погоды с юга, так и от вчерашней еды вечером каши в значительном количестве и винегрету с уксусом. Предвечерней ел щи с рыбой и рыбу жареную – и это всё крепит сильнейшим образом, и вот на сердце у меня сделалась крайняя тягота и теснота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

238 Для сравнения приводим современное расписание блюд семинарского стола в великий пост. Дни Завтрак Понедельник Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, компот Винегрет Вторник Икра кетовая с хлебом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и огурцами, пончики с повидлом Вареники с картофелем.   Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша пшенная, кисель клюквенный Фаршированная щука с хреном и уксусом Четверг Лососина и варе картофель с маслом Суп перловый с грибами, рыбные котлеты с грибным соусом, саго с красным вином Холодный борщ с бычками и пироги с чечевицей Пятница Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, вишневый кисель Картофель жареная с огурцами Суббота Пироги с горохом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и капустой, компот из сухих фруктов Уха из бычков с фрикадельками и пироги с рисом Воскресенье Суши вермишелевый с грибами, рыба жареная с огурцами, александрийский пирог с повидлом Вареники с капустой 309 Журналы педагогич. собр. правл. сем.за 1874 – 75 уч. г. 1 и дела правл. сем. за тот же год 11. 411 Журн. правл. сем.за 1883–4 уч. г. 12 и 16. В должности инспектора одесской семинарии за время ее существования состояли следующие лица: Иером. Пантелеймон Помигуев (183: 8–1841), иером. Ионасаф Гапонов (1841– 1843), иером. Вениамин Суворов (184: 3–1846), иером. Геннадий Левитский (184: 6–1858), иером. Вениамин Быковский (185: 8–1864), свящ. Николай Неводчиков (186: 5–1868), свящ. Алексей Соловьев (1869–1887), Василий Анисимов (1884–1905), Яков Чредин (1905–1906), и Конст. Спасский (1906). 422 Приводим в хронологическом порядке список ректоров одесской дух.сем. за 75-летие ее существования. Архим. Порфирий Успенский (1838–1840), архим. Афанасий Соколов (1841), архим. Никодим Казанцев (1841–1845), архим. Израиль Лукин (1815–1848), архим. Парфений Попов (1848–1852), архим. Серафим Аретинский (1852–1858), архим. Феофилакт Праведников (1858–1864), прот. Мартирий Чемена (1868–1901), прот. Василий Флоровский (1901–1903), архим. Анатолий Каменский (1903–1906) и прот. Константин Бречкевич (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21. Поношение чаяше душа моя и страсть (страдания). Я, говорит, по изъяснению Кирилла и Дидима, наперед знал поношения и страдания и крест, которые имел понести; почему и ученикам говорил: се восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть (Матф.20, 18). И ждах соскорбящего, и не бы, и утешающих, и не обретох. Надеялся или желал, чтобы кто либо пожалел о страданиях моих, но не нашлось ни одного; надеялся также, что утешит меня кто либо, но не нашел никого. А это было тогда, когда Господь, взяв с Собою Петра и двух сынов Зеведеевых и начав скорбеть и тосковать, стал говорить им: скорбит душа моя смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною; потом отойдя немного и помолившись, приходит к ученикам и находит их спящими и говорит Петру: так ли вы не могли одного часа победить со Мною, как пишет святый Матфей (гл. 26, 36). То же было и тогда, когда все ученики, оставя его, разбежались, (там же 56). 22. И дата в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта. Евангелист Иоанн говорит: после сего, видя Иисус, что все уже совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоив уксусом губу и возложив на иссоп, поднесли к устам Его (Иоан.19,20), где Писанием назвал сии Давидовы слова. А Матфвей говорит: дали ему пить уксусу, смешанного с желчью (Матф.27, 34); также Марк говорит: а один побежав и наполнив губу уксусом и наложив на трость, поил Его (Map.15, 36). Здесь выражешя: в снедь и в жажду должно принимать за выражения: чтобы мне есть, чтобы мне пить. Но иудеи только для того, чтобы пил, подносили Ему желчь и вместе уксус. Ибо уксусу, говорит, давали Ему пить смешанного с желчью; а настоящее Давидово пророчество говорит, что желчь давали Ему в пищу Его, а уксус —в питье Его. На сие можем сказать, что поелику Иисус сказал: жажду; то посему ругаясь над ним Иудеи, одни подносили Ему уксус, чтобы пил, а другие желчь, чтобы та, а иные смешали желчь с уксусом, чтобы к остроте уксуса прибавить горечь желчи. Но можно предполагать, что во-первых дали Ему желчь для большей насмешки, как бы для того, чтоб Он не почувствовал отвращения, когда натощак напоят Его уксусом ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Марк почти согласен с ним в словах, в мыслях же – согласен полностью. Затем Матфей говорит: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить». Так говорит и Марк: «А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его». Матфей же повествует, что относительно Ильи сказал совсем не тот, кто принес губку, ибо пишет: «А другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» ( Мф. 27:46–49 ; Мк. 15:34–36 ). Из этого мы можем понять, что так говорили и человек с губкой, и прочие воины. А Лука, прежде чем сказать о хуле разбойника, так упомянул об этом уксусе: «Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Самого Себя» ( Лк. 23:36–37 ). Лука одной фразой передал все то, что было сделано и сказано воинами. Читателя не должно смущать то обстоятельство, что по его словам уксус приносил не один из них: употребляя вместо единственного числа множественное, Лука применил тот способ изложения, о котором шла речь выше. Об этом уксусе упомянул и Иоанн, когда сказал: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» ( Ин. 19:28–29 ). Прочие же евангелисты не упомянули об этом «жажду» и о бывшем там сосуде, наполненном уксусом. Глава XVIII 55 . Матфей продолжает: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф. 27:50 ). Подобным образом говорит и Марк ( Мк. 15:37 ). А Лука объясняет, что именно Он воскликнул этим громким голосом; он говорит: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Лк. 23:46 ). А Иоанн умолчал как о первых словах, приведенных Матфеем и Марком, так и о последних, о которых упомянул один Лука. Но Иоанн привел то, что упустили другие, а именно, что Господь воскликнул: «Совершилось!», после того как отведал уксуса, – что, по нашему пониманию, Он сказал раньше того громкого восклицания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Постоим еще, христианин, на Голгофе перед Христом, страждущим ради нас, грешных, и посмотрим, какие еще перенес Он ради нас страдания. Видим, что пречистые Его уста, благовествовавшие мир и Евангелие, запеклись от страшной боли, и язык, проповедавший отпущение грехов грешникам, прильпнул к гортани Его (Пс. 21:16). И слышим, что в том жесточайшем страдании Он вопиет: жажду (Ин. 19:28). Кто Он, Который вопиет: Жажду? Он Тот, Которого земля и исполнение ее (Пс. 23:1), Он напаяющий горы с высот Своих (Пс. 103:13), собирающий, как мех, воды морские, заключающий бездны в сокровищницы (Пс. 32:7); Он Тот, Который извел воду из камня и провел воды, как реки (Пс. 77:16); Он Тот, Который, ударил камень – и потекли воды (Пс. 77:20), расторг камень – и потекли воды (Пс. 104:41). Он плотью, ради нас принятой, жаждет в страдании, и в жажде Своей вопиет: жажду! За нас стоит Заступник и в страдании Своем жажду терпит. Нам следовало в пламени геенском вечно страдать, жаждать, кричать и просить, но просить бесполезно, капли воды, ради прохлаждения языка нашего (см. Лк. 16:24). Но Христос здесь, на Голгофе, жаждет, да от нас отнимет вечную в геенне жажду и подаст нам прохлаждение во царствии Своем небесном, да устроит нас возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном (Мф. 8:11), где возлежащие не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце (Ис. 49:10), ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Откр. 7:16-17). Так Христос жаждой Своей отнимает вечную нашу жажду и подает нам воду живую, от которой пьющий не будет жаждать вовек (Ин. 4:14). Посмотрим, чем напояют жаждущего в страдании Сына Божиего. Видим, что и воды студеной не сподобляется Покрывающий небо облаками, но уксусом поят Его: напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его (Ин. 19:29). И Сам Он через пророка говорит: Дали в пищу Мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс. 68:22). Желчи вкушает и горьким уксусом напаивается Избавитель наш, да отнимет горесть нашу, к душам нашим от плода заповеданного древа прилипшую, и подаст нам есть и пить за Трапезой Своею в царствии Его (Лк. 22:30). И Церковь святая поет Ему: «Да избавимся мы сластнаго греха, желчи вкусил еси, Сладосте жизненная!» (Песнь 7 гласа 5-го, в пятницу на утрени).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Пс.68:21 .  Поношение чаяше душа моя и страсть (страдания). Я, говорит, по изъяснению Кирилла и Дидима, наперед знал поношения и страдания и крест, которые имел понести; почему и ученикам говорил: се восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть ( Матф.20:18 ). И ждах соскорбящего, и не бы, и утешающих, и не обретох Надеялся или желал, чтобы кто-либо пожалел о страданиях моих, но не нашлось ни одного; надеялся также, что утешит меня кто-либо, но не нашел никого. А это было тогда, когда Господь, взяв с Собою Петра и двух сынов Зеведеевых и начав скорбеть и тосковать, стал говорить им: скорбит душа моя смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною; потом отойдя немного и помолившись, приходит к ученикам и находит их спящими и говорит Петру: так ли вы не могли одного часа побдеть со Мною, как пишет святый Матфей ( Мф. 26:40 ). То же было и тогда, когда ВСЕ ученики, оставя его, разбежались, (там же 56). Пс.68:22 .  И дата в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта Евангелист Иоанн говорит: после сего, видя Иисус, что все уже совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоив уксусом губу и возложив на иссоп, поднесли к устам Его ( Иоан.19:29 ), где Писанием назвал сии Давидовы слова. А Матфей говорит: дали ему пить уксусу, смешанного с желчью ( Матф.27:34 ); также Марк говорит: а один побежав и наполнив губу уксусом и наложив на трость, поил Его ( Мк.15:36 ). ЗДЕСЬ выражения: «в снедь» и «в жажду» должно принимать за выражения: чтобы мне есть, чтобы мне пить. Но иудеи только для того, чтобы пил, подносили Ему желчь и вместе уксус. Ибо уксусу, говорит, давали Ему пить смешанного с желчью; а настоящее Давидово пророчество говорит, что желчь давали Ему в пищу Его, а уксус – в питье Его. На сие можем сказать, что поелику Иисус сказал: жажду; то посему ругаясь над ним Иудеи, одни подносили Ему уксус, чтобы пил, а другие желчь, чтобы та, а иные смешали желчь с уксусом, чтобы к остроте уксуса прибавить горечь желчи. Но можно предполагать, что во-первых дали Ему желчь для большей насмешки, как бы для того, чтоб Он не почувствовал отвращения, когда натощак напоят Его уксусом (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Бог исполняет все прошения того, кто всем сердцем служит Ему и людям. Он исполнял все прошения Своих апостолов, прошения великих святых, подобных Великому Антонию. На них исполнялись слова Христовы: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Следовательно, для того, чтобы на нас исполнилось это слово Христово, мы не должны быть прелюбодеями и прелюбодейцами по отношению к Богу, мы должны быть чистыми и святыми, как были чисты и святы апостолы. К нам не должны быть приложимы и другие слова апостола Иакова: «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (3, 10–11.) Уста святых апостолов, уста великих преподобных, уста великих святителей всегда изливали только сладкую, благодатную воду; не слышал от них мир слов гнилых, слов праздных. Никогда не текла вместе с водой сладкой — вода горькая, вода проклятий, изрыгаемая устами нечистыми. Это запомните, это да будет критерием для суждения вашего о людях. Если видите человека, уста которого изрыгают то слова добрые, то слова проклятий и гнева, слова раздражения, — уходите от такого, знайте, что сердце его нечисто, знайте, что далек он от того, чем должен быть христианин. Знайте, что в общении с таким человеком и сами развратитесь, ибо общение с развращенными никогда не остается без последствий — и сами развратитесь, сами станете подобны тем, из уст которых течет одновременно и сладкая, и горькая вода. А мы должны быть не таковы, мы должны всегда помнить пример, приведенный святым Ефремом Сириным: он уподобляет душу губке, которую опустили в сосуд с уксусом, и которая вся напиталась уксусом. Не исправить содержания губки: сколько на нее ни лей драгоценного вина, всё равно останется она наполненной уксусом. И напротив: если губку опустить в драгоценное вино, она вся пропитается этим вином, и всё нечистое, что попробуем мы прибавить к содержанию этой губки, не будет воспринято ею, потому что уже не может она вместить ничего другого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Иудеи убили Спасителя, но и мы причастны этому убийству: вина лежит на них, а успех достался нам; удары их, а свобода наша; наказание им, а благословение нам. Свет приходит, Христос прославляется. Исполняется сегодня и Давидово пророческое слово, относящееся к воспоминаемому кресту. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). Вспомни, возлюбленный, как Господь, вися на кресте, возопил: «жажду»! ( Иоан. 19:28 ) – и тотчас один из воинов подбежал и, напитав губку уксусом, смешанным с желчью, поднес ее Господу. Почему однако почувствовал жажду Господь, источивший некогда воду из рассеченного камня? Конечно, что написано было, то должно было исполниться: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Вот какое вино произвел иудейский виноград! «Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских» ( Втор. 32:32 ). Их – точило, уксус и горечь, а плоды, наслаждение и бессмертие – наши. К нам-то и относится увещание пророка: «вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). 2 . Что еще остается сказать нам? Господь, призвав учеников Своих, сказал им прямо: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф. 26:31 ). Видишь, как все засвидетельствовано, как все точно? Ничего лишнего, ничего не оправдываемого делом? «Все вы соблазнитесь о Мне, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада». Вот точность Святого Духа! Пророк возопил, и Дух Святой ответил делом. Не сказал пророк: поражу пастыря, и погибнут овцы, но сказал: «и рассеются», т.е. на время соблазнятся, а немного спустя утвердятся в вере. Называет Господа Пастырем, так как Он есть Пастырь добрый, оставивший девяносто девять овец, чтобы отыскать одну заблудшую, т.е. оставивший небесные силы и пришедший к падшему Адаму. Овцами же названы апостолы, как послушные спасительному жезлу, пасущиеся на Его теле и имеющие стойла в обителях царства небесного. Ведь как и в настоящей жизни, когда волк врывается в стадо и похищает овцу, остальные овцы пугаются, отскакивают и бегут, но как только услышат свирель пастуха, тотчас бегут и собираются вместе, так и ученики Господа, увидевши крест, отступили, бежали как от волка, но только услышали о воскресении Господа, тотчас собрались около Него, узнали Его и не отлучились от небесных обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

[, что]: Илию зовет Он (οτος)! 9. Оцет и смерть. а. Напоение уксусом. После сего Иисус, ведая, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд полный уксуса. [Они же (воины), напоив уксусом губу, и возложив на иссоп, поднесли к устам Его]. И тотчас, побежав из них, и взяв – и наполнив (γεμσας) наполнив (πλσας τε) уксусом, наложив [же (τε)] на трость, поил Его, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его; а другие говорили: постой; посмотрим придет ли Илия спасти Его. б. Последнее возглашение, и предание Богу Отцу духа. Когда же Иисус вкусил уксуса; сказал: совершилось! Иисус же, опять возопив (κρξας) [и возгласив (φωνσας)] громким голосом, [испустив (φεις) громкий голос], [Иисус]сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, и преклонив главу, предал испустил (φκε) дух (τ πνευμα) [испустил дух, εξπνευσεν]. 10. Знамение. Сотник. Жены. а. Раздрание завесы в храме, землетрясение, и воскресение усопших. раздралась завеса во храме – раздралась по полам (μσον) – надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни разселись; И гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли; И вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим. б. Уверование во Христа сотника и бывших с ним при кресте. Видев же сотник (Мк. κεντυρων, Лк. εκατνταρχος), стоявший напротив Него, происходившее, – что Он после такого вопля испустил дух, сказал, – прославил Бога, говоря: точно (ντως) истинно (ληθως) человек сей праведник был, – Сын был Божий. (И не только) Сотник ( δ κατνταρχος, – но) и с ним стрегущие Иисуса, увидев землетрясение, и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: истинно, Божий Сын был Сей! в. Возвращение с Голгофы народа, с сокрушением сердца. И весь народ, сошедшийся смотреть сие, видев происходившее, возвращался, бия себя в грудь. г. Знакомые Господу и Мироносицы у Креста Христова. Все же знакомые Его стояли вдали, – Были [же] многие женщины, издали смотревшие (θεωρουσαι), – которые следовали за Иисусом

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

45. Слово 56. 46. " Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Ин.6,53). 47. Ср. " Святая - святым " в Литургии Иоанна Златоуста. 48. Слово 26. 49 Ср.: " Что же говорит Бог у пророка? " И пусть едят козла, приносимого в день поста за все грехи " - замечайте внимательно - " и пусть только жрецы, все, едят внутренности неомытые с уксусом " . Почему? - " Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом: то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом " , А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте, какую дал Он заповедь. " Возьмите двух козлов, хороших и одинаковых, и принесите их в жертву: пусть одного из них жрец возьмет во всесожжение " . А с другим что должны они сделать? " Другой " , сказано, " да будет проклят " . Замечайте, как открывается здесь преобразование об Иисусе. " Плюньте на него все, и поразите его, и возложите волну червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню " . По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню, снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый шиповником, коего ростки обыкновенно едим, находя на поле, и который один между кустарниками имеет сладкие плоды. А к чему и то, заметьте, что один козел возлагается на жертвенник, а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: " Не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили, подвергли осмеянию и распяли? Поистине это Тот, Который тогда называл Себя Сыном Божиим " . Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла. Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать " . Послание апостола Варнавы. Гл. VII. - Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010