Необходимо также подчеркнуть, что книга написана с принципиально внеконфессиональных, вненациональных и свободных от какой бы то ни было идеологии позиций. Генезис Брестской унии 1596 г. в историографии Споры о Брестской церковной унии, ее предыстории, ближайших и отдаленных последствиях, исторической роли в судьбе Украины и Белоруссии, ее месте и значении в истории европейского христианства продолжаются уже 400 лет. Понятно, что они не будут свободны от пристрастности до тех пор, пока существуют христианские церкви и национальные историографические школы 3 . Но никак нельзя сказать, что эти споры все четыреста лет остаются бесплодными. Они действительно помогают родиться истине, хотя не менее часто этому препятствуют. И наше понимание того, что произошло в 1595–1596 гг. и какие происшедшее имело причины и последствия, несомненно, углубляется. При этом, правда, историческое сознание, формируемое не столько научными знаниям, сколько национальными и конфессиональными пристрастиями, остается вовсе не адекватным научным представлениям об истоках и истории греко-католической церкви. И сама научная историография проблемы остается очень тесно переплетенной с традициями вненаучного исторического сознания. Тем не менее сегодня мы уже можем сказать, насколько и в чем именно наши научные знания обогатились и уточнились в результате многолетней работы историков. Как складывались и каковы сложившиеся к сегодняшнему дню в научной историографии 4 представления о генезисе Брестской унии? Генезис Брестской унии в отечественной историографии до конца XIX в. Историография Брестской унии родилась вместе с греко-католической церковью, ибо уже в конце XVI – начале XVII в. в полемических сочинениях и сторонников, и противников унии 5 стали формироваться две соперничающие концепции свершившегося события. Одна из них видела в унии измену истинной вере и жестокий удар по украинско-белорусской церкви, другая – возвращение к естественному состоянию единства христианских церквей и благое для «Руси» дело. Одни объясняли «измену» православных епископов и их сторонников корыстью, другие приписывали им бескорыстное служение идеалу единой церкви. Полемика продолжалась на протяжении всего XVII в., постепенно затихая во второй половине XVII в. в условиях, когда позиции православия в Речи Посполитой оказались очень ослабленными. Сведения о Брестской унии, иногда весьма подробные, как, например, в «Церковных анналах» Барония 6 , появлялись и в западноевропейской историографии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Еще президентом Ющенко был озвучен с высокой трибуны постулат: питання». Другими словами: все, что идеологически целесообразно для государства, и есть правда, а то, что не вписывается в идеологию бандеровского государства, есть ложь и враждебно ему. Именно в соответствии с этой «целесообразностью», этнофилетистской ересью, и выстроено «богословие Майдана» Говоруна. Публицистическая и общественная деятельность архимандрита Кирилла. Ему принадлежит антицерковная статья «Патриарх Кирилл и его церковное ГКЧП», опубликованная под псевдонимом Глеб Коваленко (2012 г.). В декабре 2013 г. он подписал Обращение об евроинтеграции Украины «Побеждай зло добром». В 2013 г. создал «Богословие Майдана». Является сторонником снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы. Был участником международного совещания украинских униатов, раскольников и предателей единства Русской Церкви из УПЦ МП «Украинское православие во всемирной семье православных церквей: прошлое, современность, будущее» (Торонто, 2014 г.). Ко всему этому хочется также добавить, что благодаря своим публикациям он стал любимцем антиправославных и русофобских сайтов, таких как католические и в На этих сайтах прошла презентация его экуменической книги На презентации книги архимандрит Кирилл (Говорун) сообщил, что он преподает и развивает «собственное богословие» в НПУ имени М.П.Драгоманова. Проуниатская деятельность архимандрита Кирилла (Говоруна). Если архимандрит Говорун подтвердит факт принятия унии, то будет понятна и очевидна логика его действий, но пока публично об этом он еще не заявлял. Трудно перечислить все католические и униатские конференции, встречи, симпозиумы, конгрессы, в которых принимал участие этот «православный» архимандрит. Например, в 2017 году в городе Сан-Феличе-дель-Бенако (Италия) состоялся Всемирный Русский греко-католический конгресс. Он ознаменовал столетнюю годовщину создания первого Синода Русской Греко-Католической церкви в Санкт-Петербурге и стал продолжением ряда её конгрессов, проходивших на протяжении XX века. В Конгрессе приняли участие представители русских католических общин из России, Австралии, США, Италии, Германии, Испании, Аргентины, Франции, Бельгии, Великобритании, Нидерландов и Латвии.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/01/es...

Как известно, риторика римской курии после Второго Ватиканского Собора подразумевает именование Православной Церкви «Церковью-сестрой» и не чурается словесного осуждения прозелитизма на канонических территориях не подначальных Риму Апостольских Поместных Церквей. На протяжении последних полутора десятилетий эта риторика находилась в вопиющем противоречии с практикой агрессивной экспансии греко-католиков на западе Украины, где униатами было захвачено свыше 2500 православных храмов, а верные своей родной Церкви православные клирики и миряне становились жертвами жестоких расправ. Молчаливое попустительство этим процессам со стороны понтифика-поляка серьезно осложняло отношения Русской Православной Церкви с Ватиканом. Но после избрания на папский престол кардинала Йозефа Ратцингера у части аналитиков возникла надежда на то, что новый глава католиков проявит бóльшую взвешенность в решении украинского вопроса и не станет оплачивать притязания Ватикана на духовное окормление некоторых территорий бывшего СССР за счет отношений с Православной Церковью. Благословившее перенос кафедры римское священноначалие заняло, однако, по отношению к Русской Церкви позицию по сути недружественную, а по форме двусмысленную. Перенос кафедры сопровождался обнародованием Ватиканом заявления, в котором подчеркивалось, что папа не был инициатором этого акта, а лишь дал на него свое согласие. Подобная политика частичного самоустранения курии от произошедшего на Украине логически способна привести лишь к консервации нынешнего типа отношений — отнюдь не самых доверительных — между Русской Православной и Католической Церквами. Новый папа неоднократно заявлял о своем намерении трудиться на благо постепенного преодоления разделений между Римом и иными Апостольскими Церквами ради совместного свидетельства о Христе в современном агрессивно секулярном мире. Однако, с точки зрения многих журналистов, в истории с греко-католической кафедрой Ватикан очевидно и сознательно предпочел подчинить ход событий логике не достижения высоких общехристианских целей, а сиюминутных политических страстей, которые бушуют в соседней братской стране уже несколько месяцев.

http://patriarchia.ru/db/text/37786.html

Митрополит Иларион (Алфеев) побеседовал с папой римским Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору, и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. 6 октября, 2011 Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору, и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. 29 сентября митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, встретился с папой римским Бенедиктом XVI в его летней резиденции в Кастель Гандольфо (Италия). Как сообщалось на сайте ОВЦС, «в ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся двусторонних отношений Римско-католической церкви и Московского патриархата». По просьбе корреспондента «Известий» митрополит Иларион уточнил, что папа оказался прекрасно информирован о жизни РПЦ и «о том, что делает и говорит патриарх». Папа Бенедикт XVI (слева) пожимает руку митрополиту Илариону, фото: REUTERS/Osservatore Romano — Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору (см. «Известия» от 8 сентября 2011), и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. — Встреча проходила с глазу на глаз, и с моей стороны неправильно передавать ее содержание журналистам — это было бы неэтично прежде всего по отношению к собеседнику, — подчеркнул митрополит, хотя и отметил, что ничего секретного в беседе не было. Однако собеседник «Известий» все же уточнил, что проблемой, которая остается нерешенной не в богословском, а в практическом плане, остается ситуация на Западной Украине. — В этом регионе пока не достигнуты мир и гармония между православными и греко-католиками. Эта тема поднималась много раз, но мы пока не видим изменения ситуации, — констатировал митрополит Иларион. — Может быть, что-то изменится к лучшему в связи с избранием нового главы Греко-католической церкви архиепископа Святослава (Шевчука). Я надеюсь встретиться с ним в обозримом будущем. Архиепископ Святослав уже встречался с предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата митрополитом Киевским Владимиром и выражал готовность к диалогу с православной церковью.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Православные и католики должны учиться действовать не как соперники, а как братья 18 февраля 2016 г. 15:37 12 февраля 2016 года в Гаване состоялась первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским, которая находилась в повестке отношений двух Церквей в течение 20 лет. О том, каковы ее итоги, повлияет ли она на решение главной проблемы двух Церквей, следует ли опасаться сближения с католиками, а также ожидать визита Понтифика в Россию и Патриарха — в Рим, в интервью корреспонденту « Интерфакс-Религия» Алексею Соседову рассказал председатель  Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . — Владыка, как Вы расцениваете итоги встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском? — Очень много говорится о том, что это первая в истории встреча, что никогда такой встречи не было. Но я думаю, что самое важное — это содержательная сторона встречи, потому что, конечно, приятно видеть Папу и Патриарха вместе, как они друг с другом общались в такой братской обстановке, улыбались друг другу. Самое важное — это содержательное наполнение встречи, в полной мере отраженное в подписанной Папой и Патриархом Совместной декларации . Я думаю, что эта декларация еще долго будет служить маяком, на который будут ориентироваться христиане двух традиций — православной и католической. В декларации были сказаны важные слова и о Евангелии как общей основе для верующих Востока и Запада, и о том, как в современных тяжелых условиях евангельские заповеди воплощать в жизнь. Эта декларация является руководством к действию. — Отразится ли это историческое событие на решении главной проблемы в отношениях двух Церквей — действий греко-католиков (униатов) на Украине? — Буквально на днях СМИ распространили реакцию архиепископа Украинской Греко-Католической Церкви на совместную декларацию Папы и Патриарха. Эта реакция была очень негативной, очень оскорбительной не только для нашей стороны, но и для Папы. Эти высказывания показывают, что руководство УГКЦ остается, что называется, в своем репертуаре. Они не готовы прислушаться не только к голосу нашего Патриарха, но даже к голосу своего Папы. У них есть своя политизированная повестка дня, свои заказчики, они эти заказы отрабатывают, и даже Папа для них не указ.

http://patriarchia.ru/db/text/4379304.ht...

В силу того что украинский закон, который регулирует религиозное поле, очень либеральный, в нашей стране много самых разнообразных сект. Это тоже должен учитывать будущий пастырь, должен разбираться во всех религиозных течениях. Еще один реальный факт нашей жизни — существование греко-католической Церкви, что тоже требует особого изучения. У нас преподается история западных исповеданий в разрезе тех тенденций формирования греко-католической Церкви, которые мы наблюдаем. И самая главная задача духовной школы и всякого ее выпускника — попытаться найти именно такой язык, посредством которого неизменяемые и вневременные истины можно донести до современного человека. Долгое время мы были ограничены стенами храма, сегодня этих рамок больше не существует. И священнику надо уметь, с одной стороны, доступно проповедовать церковным, глубоко верующим людям, и в то же время быть способным донести нашу позицию тем, кто еще не с нами, кто к нам индифферентен, и тем, кто воспринимает нас лишь как оппонентов. — Да, Владыка, насколько мне известно, ваши студенты изучают предметы, которые готовят их к работе в информационной среде. Расскажите об этих дисциплинах. — Это факультативные занятия, где теория обязательно сочетается с практикой. Например, получая теоретические знания по режиссуре, ребята и сами работают в кадре. Ведь часто человек перед включенной камерой просто немеет. Для того чтобы перед объективом оставаться самим собой, свободно мыслить и эти мысли грамотно выражать, надо просто тренироваться. Иной священник может быть прекрасным проповедником только в среде церковных людей. А сказать церковное слово так, чтобы оно осталось церковным и в то же время было понятно широкому кругу слушающих, в том числе и, скажем, внешним людям, — это особый талант. И здесь не каждый священник справится, нужно искать таких людей. — А вообще, насколько охотно духовенство соглашается сотрудничать с епархиальными и светскими СМИ? — По-разному бывает. Тут ведь важно понимать: если даже священник высказывает только свое мнение, то, опубликованное в печати или транслируемое с экрана, оно все равно будет восприниматься как позиция Церкви. Не зря существуют определенные правила, что общаться с корреспондентами могут только те, кому благословило Священноначалие, то есть те, кто эту ответственность может реально нести.

http://pravoslavie.ru/63800.html

Митрополит Иларион и Папа Римский Франциск обсудили ситуацию на Украине и Ближнем Востоке 17 октября, 2014. Новостная служба 17 октября. ПРАВМИР. В Апостольском дворце Ватикана председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамского Иларион встретился с Главой Римской-Католической Церкви Папой Франциском. После обмена приветствиями, участники встречи обсудили драматические события на Украине, повлекшие гибель тысяч людей. Митрополит Иларион рассказал о ситуации на востоке Украины, где погибли трое священнослужителей и около пятидесяти храмов подверглись полному или частичному разрушению. Председатель ОВЦС поделился с Понтификом глубокой озабоченностью в связи с вовлеченностью Украинской Греко-Католической Церкви в политический конфликт на стороне сил, враждебных Русской Православной Церкви, выразив надежду, что греко-католики пересмотрят свою позицию, откажутся от односторонних политизированных заявлений и прекратят поддержку раскола. Также темой обсуждения стало трагическое положение христианского населения Ближнего Востока. Собеседники отметили необходимость консолидированных действий Церквей в деле защиты христиан в ближневосточном регионе. Председатель ОВЦС ознакомил Папу с инициативами Русской Церкви в данной сфере и поблагодарил Понтифика за миротворческие усилия, — сообщают на официальном сайте Московского Патриархата. В ходе встречи стороны обсудили различные аспекты православно-католического взаимодействия. Митрополит Иларион рассказал о ходе и результатах прошедшей 15-22 сентября этого года в Аммане (Иордания) XIII пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу. Председатель ОВЦС подчеркнул, что изучение в рамках комиссии вопроса о соотношении соборности и примата на местном, региональном и вселенском уровнях церковного управления должно основываться на источниках, а не на богословских спекуляциях. В завершение беседы митрополит Иларион поделился своими впечатлениями от участия в пленарной сессии Синода католических епископов, отметив актуальность всестороннего обсуждения проблематики, связанной с институтом семьи и необходимостью защиты традиционных семейных ценностей. Собеседники подчеркнули важность сотрудничества в данной области между Православной Церковью и Католической Церковью.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-i-p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первая православно-католическая международная конференция на тему " Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей " 03.05.2006 3 мая в Вене открылась первая православно-католическая международная конференция на тему " Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей " , передает Интерфакс. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил в адрес участников конференции приветственное послание , в котором выразил убеждение, что Православная и Католическая церкви должны сообща отстаивать христианские идеалы перед лицом современного мира. По мнению Алексия II, совместные труды православных и католиков вселят " надежду в сердца миллионов людей, искренне ищущих Царства Божия... и не желающих довольствоваться приземленными целями " общества потребления " . Предстоятель Русской Церкви выразил убеждение в том, что " европейская цивилизация зиждется на основании христианских ценностей " . В тоже время " вне связи со своим первоисточником, - подчеркнул Святейший Патриарх, - любые ценности и идеалы, какими бы светлыми и вдохновляющими они ни казались, способны утратить свой смысл " . Отметив, что европейская история полна подобных примеров, Его Святейшество подчеркнул, что сегодня христиане Запада и Востока могут и должны указать иной путь европейской мысли, которая бы не повторяла ошибок прошлого, " когда, пытаясь использовать нечто из христианского наследия, но забыв о Христе, европейцы порождали невиданные в истории трагедии " . В свою очередь, папа Римский Бенедикт XVI , обращаясь с посланием к участникам конференции в Вене, поддержал идею развития католическо-православного диалога. Бенедикт XVI выступил за " смелую и обновленную евангелическую деятельность в Европе в третьем тысячелетии " Католической и Православной церквей. Он также отметил, что " уважение к различным духовным традициям всегда обогащало Европу " . В своем послании папа поблагодарил РПЦ за " активное содействие " организации конференции. Между тем, отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом по-прежнему оставляют желать лучшего. С легкостью рассыпая " уверения в дружбе и уважении " к Русской Церкви, Ватикан тем не менее не предпринимает никаких реальных шагов для налаживания нормального православно-католического диалога. До сих пор на канонической территории РПЦ продолжается активная прозелитская деятельность католиков. В России, Украине, Белоруссии, Казахстане продолжают работать католические миссионеры. Кроме того, в западных областях Украины греко-католики проявляют себя крайне агрессивно в отношении Православия. Перенос кафедры украинских униатов из Львова в Киев еще более осложнил православно-католические отношения. Русская линия Редакция текста от: 03.05.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/547.html

В отношениях Русской церкви с Ватиканом декларации пока опережают реальные достижения - отметил митрополит Кирилл Париж, 14 июня 2006 г . Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл убежден, что только взаимная открытость и доверие между православными и католиками будут способствовать реальному сближению позиций обеих Церквей, сообщает ИНТЕРФАКС . Характеризуя в интервью парижской газете " Русская мысль " понтификат Бенедикта XVI, владыка Кирилл безусловно поддержал часто высказываемое папой стремление к улучшению отношений между Московским патриархатом и Ватиканом. " Однако столь же безусловной является необходимость скорейшего перехода... от обнадеживающих деклараций к практическим шагам по разрешению конкретных конфликтных ситуаций " , - подчеркнул представитель Русской церкви. Между тем именно в практическом отношении начало нового понтификата отмечено, по словам митрополита Кирилла, " некоторыми разочарованиями " , в первую очередь перенесением кафедры Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, " где паствы у нее практически нет, но есть иные интересы и амбиции " . " Это событие стало еще одной печальной вехой в многолетнем конфликте между православными и греко-католиками на Украине " , - подчеркнул владыка. Кроме того, " средостением в диалоге между Церквами " , по мнению митрополита Кирилла, является чрезмерная миссионерская активность на канонической территории Русской православной церкви иностранных католических миссионеров, " очень редко и с большим трудом " идущих на контакт с Московским патриархатом. В связи с этим председатель Отдела внешних церковных связей выразил надежду на плодотворную работу совместной рабочей группы по разрешению существующих проблем между церквями, недавно возобновившей свою деятельность после почти годового " тайм-аута " . " Во многих сферах жизни современной Европы и мира православные и католики выступают как бы " естественными союзниками " , - подчеркнул митрополит Кирилл. 14 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17697.html

По свидетельству А. Геровского, в сфере образования в Подкарпатской Руси господствовал хаос. В имевшихся в Подкарпатской Руси четырех гимназиях, находившихся в Ужгороде, Мукачево, Хусте и Берегово, лишь малая часть предметов преподавалась по-русски и по русским учебникам; некоторые предметы преподавались по-украински, в то время как большая часть предметов преподавалась по-чешски и по чешским учебным пособиям. Культурно-национальная ориентация учебных заведений зависела от их руководства и от профессорско-преподавательского состава. Помимо упомянутой гимназии в Берегово, галицкие преподаватели задавали тон и в ужгородской гимназии, директором которой «в течение 15 лет был галичанин Алискевич, враждебный к русскому языку, который украинизировал эту гимназию». Важную роль в распространении украинской пропаганды и в подготовке украинских учительских кадров для Подкарпатья сыграли поддерживавшиеся чехословацким правительством две церковные учительские семинарии в Ужгороде при местной греко-католической епархии. В этих учительских семинариях, готовивших учителей для начальных школ, по инициативе греко-католического духовенства в качестве языка обучения был введен украинский литературный язык, а процесс обучения полностью определялся представителями Восточной Галиции. Вместе с тем, чехословацкие власти всячески препятствовали участию представителей русской эмиграции в Чехословакии в общественной жизни Подкарпатской Руси, в первую очередь стремясь не допустить русских эмигрантов в образовательную сферу Подкарпатья. Многочисленные общественные и образовательные структуры русской эмиграции, возникшие в 1920-е гг. в Праге в результате инициированной чехословацким руководством «Русской акции», не смогли распространить свою деятельность на Подкарпатскую Русь. Так, например, планы русских эмигрантов в Чехословакии и русофильской общественности Подкарпатья создать филиал Русского народного университета в Ужгороде в 1930 г. были отклонены чехословацкими властями. В 1936 г. представитель русофильской общественности Подкарпатья и депутат парламента ЧСР доктор С. Фенцик обратился к чехословацкому руководству с предложением выделить финансовые средства для размещения русских эмигрантов в Подкарпатской Руси для их последующего трудоустройства в сфере образования и в администрации края, однако правительство Чехословакии отвергло данное предложение. Явное нежелание Праги использовать русских эмигрантов в образовательной деятельности в Подкарпатской Руси выглядит особенно красноречиво на фоне того обстоятельства, что русская эмиграция в ЧСР в 1920-е гг. имела колоссальный интеллектуальный потенциал и была представлена большим количеством видных ученых, часто не имевших возможности полной творческой самореализации.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/16/kultur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010