– Владыко, в заявлениях инициаторов подобных идей в лице политиков различных рангов аргументы выглядят внешне благородно – объединить православных в некой Единой Поместной Церкви… – У Церкви свои законы, как внешние, так внутренние, глубинные, духовные. Иногда они накладываются на обычные закономерности общественной или политической жизни, но не становятся от этого тождественными. А политикам кажется, что для них все в Церкви понятно, что они могут все «порешать» по своим лекалам, как привыкли. Но не получается так. Наши политики умеют только создавать новые расколы, а не врачевать их. – Можно вспомнить инициативу Филарета по созданию «КПЦ-КП», когда он заверял Леонида Кравчука, что это новое «церковное детище» объединит под его омофором и УПЦ с УАПЦ, и раскол будет уврачеван. Но раскол лишь усугубился. Неужели нынешние власти этого не понимают? – В том, что все без исключения высокопоставленные деятели УПЦ КП и УАПЦ подписали свежее «Обращение» об автокефалии, нет ничего ни нового, ни удивительного. Непонятно, почему Президент так этому удивляется и радуется? Они и так все это время считают себя автокефальными. Так чего же они просят у Константинополя? Автокефалии? Нет. Они и так «автокефальные». А просят они своей легализации и признания. Может ли патриарх Варфоломей пойти на такой шаг? Будем надеяться, что нет. Ведь такая «легализация» никогда не будет воспринята мировым православием, а значит, принесет не мир, но новые разделения. И Патриарх это прекрасно понимает. – Но если гипотетически допустить, что Константинопольский Патриархат, вопреки каноническому порядку православного мира, в одностороннем порядке либо признает, либо перерукоположит их «епископат», то чем это чревато? – Совершенно точно это приведет к негативным последствиям, как в мировом православии, так и в украинском. Скажем несколько слов лишь об украинских последствиях такого шага. Такой «легализацией» окончательно будет зацементировано церковное разделение в нашей стране. Сейчас вопрос с украинскими расколами открыт, и, рано или поздно, я уверен, все они получат исцеление каноническим путем. Если же будет две параллельных канонических православных структуры в Украине, то они никогда между собой не объединятся. Ни у одной из них не будет к этому ни единого стимула. Посмотрите на пример Православной Церкви в Америке. Там целый ряд канонических национальных Православных Церквей, и никто даже не думает объединяться. И Украина также рискует больше никогда не обрести своей структурно единой Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/112582.html

Но если бы церковная ситуация на Украине зависела только от решимости Вселенского патриарха Варфоломея I и желаний украинского президента! Не исключено, что значительная часть епископата УПЦ КП и УАПЦ, а также некоторое число рядовых священнослужителей и прихожан, уставших от канонической неопределенности и оскорбленных своим маргинальным статусом (церковный мир так и не признал УПЦ КП и УАПЦ), готовы перейти под крыло Константинополя. Однако глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко) и предстоятель Украинской автокефальной православной церкви Мефодий (Кудряков) изначально были против совместной инициативы патриарха Варфоломея и Виктора Ющенко. Ведь в случае перехода в константинопольскую юрисдикцию оба автоматически теряют свой статус первоиерархов независимых церквей. И поэтому нет ничего странного в том, что в ходе предварительных консультаций Филарет неоднократно заявлял о своем неприятии прожекта. Нельзя исключать, что во главе пока что виртуальной Украинской поместной церкви может стать кто-нибудь из варягов. В итоге на Украине появится уже не три, а четыре (с учетом УПЦ Московского патриархата) не слишком ладящих между собой церкви. Причем две из них точно будут управляться из центров, находящихся вне пределов суверенной территории Украины. Какое уж тут единство! Но самое примечательное в том, что и большинство украинских политиков с большим скепсисом относятся к конфессиональной задумке президента. Но, как уже говорилось, у Виктора Ющенко особого выбора не было. Он вынужден был блефовать. Еще один, уж вовсе невероятный вариант украинским " раскольникам " предлагает Московский патриархат: покаяться, примириться и всем миром вернуться в лоно РПЦ. Но разве это подходит, например, Филарету, который в свое время соперничал с Алексием II за московский патриарший престол? Собственно говоря, это была одна из причин, приведшая его в стан раскольников. Жаль того, что торжества по случаю 1020-летия крещения Руси получились скорее разъединительными, чем объединительными. Кто-то пошел " на Варфоломея " , кто-то праздновал вместе с русским предстоятелем. Но больше всего народу собралось на концерте ДДТ и на днепровских пляжах. Если не считать проливного дождя во время официальных торжеств на Софийской площади, в остальные дни над Киевом было абсолютно безоблачное небо.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– В 1993–1994 годы «Священный миланский синод» находился в общении с УПЦ КП, а в 1994–1997 годы «Священный миланский синод» являлся Автономной митрополией в юрисдикции УПЦ КП; – В 1995 году «каллиникитским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «серафимо-геннадиевской» группировки был образован Российский Экзархат; – В 1996 году «Святой православной церковью Северной Америки « на базе приходских общин «андреевской» ветви «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 1996 году в юрисдикцию УПЦ КП вошло несколько старостильнических клириков и иерархов; – В 1997 году «матфеевско-григорианским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 1997 году в юрисдикцию «Священного миланского синода « вошли два иерарха «Украинской автокефальной православной церкви в изгнании»; – В 1997 году в юрисдикцию РПАЦ вошёл иерарх «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции; – В 2000 годы состоялось установление богослужебного общения «Православной церкви Италии» с «Черногорской православной церковью» и УПЦ КП; – В 2002 году в юрисдикцию «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции вошёл иерарх раскольнической «Болгарской православной церкви»; – В 2003 году «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 2006 году епископ Лакедемонийский Симеон (Манихофер), Экзарх «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции в Австрии, перешёл в юрисдикцию «Черногорской православной церкви»; – В 2007 году в юрисдикцию «УАПЦ (к)» вошёл иерарх «Священного миланского синода»; – Взаимное признание и общение между «Православной церковью Италии», раскольнической «Болгарской православной церковью», УПЦ КП, Черногорской православной церковью и Православной церковью Македонии; – Учреждение в 2008 году «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции и «Истинно-православной церковью Румынии» так называемых «Истинно-православной церкви России», «Истинно-православной церкви Кипра» и «Истинно-православной церкви Кении».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К вопросу о каноничности хиротонии Макария (Малетича) Протоиерей Ростислав Ярема Источник: Радонеж      Ключевым вопросом в дискуссии о так называемой «Православной церкви Украины» (далее ПЦУ) был и остается вопрос апостольской преемственности«иерархов» основных раскольнических деноминаций Украины, признанных Вселенским Патриархатом и принятых последним в «сущем сане». Именно это стало камнем преткновения в рецепции, или признании, ПЦУ остальными Православными автокефальными Церквами, даже теми, которые тесно связаны с Константинопольским Патриархатом историческими и национальными узами. И если наличие правильной епископской хиротонии у бывшего митрополита Киевского Филарета, впоследствии низложенного и преданного анафеме, ни у кого не вызывает сомнения, то относительно каноничности хиротонии бывшего «предстоятеля так называемой Украинской автокефальной православной церкви» (далее УАПЦ) Макария (Малетича) возникает много вопросов. На Украине широко известно, что «митрополит Львовский» Макарий (Малетич) и ряд «иерархов» бывшей УАПЦ ведут своё «преемство» от самозванца Викентия (Чекалина). Этот факт также известен и в других Поместных Церквах, о чем ярко пишет протоиерей Анастасий Гоцопулос. Константинопольская сторона предприняла попытки опровергнуть эти сведения на сайте «Φос Фанариу», протянув ниточки преемственности от Макария к Филарету. Подобные же сведения распространяются в тех Поместных Церквах, которые сомневаются в каноничности «епископата» ПЦУ. Попробуем проанализировать, насколько обоснованы тезисы, к которым апеллирует автор публикации на «Φос Фанариу», отстаивая наличие архиерейского сана у Макария (Малетича). Прежде всего, необходимо отметить, что данная публикация изобилует множеством недостоверных сведений. Например, упомянутый в этой статье некий Варлаам Ильенко - на самом деле фигура мифическая, реально не существующая. Ни в одной из «катакомбных» деноминаций России и Украины (а списки их «епископата» хорошо известны) никогда не существовало такого «епископа».

http://pravoslavie.ru/120741.html

1 января 1926 г. В. Горожанин так аттестовал подчиненного: «...Уполномоченный группы по духовенству... Из очень немногих работников-чекистов, специалистов по духовным делам, по-видимому, самый лучший. Провел очень тонкую и сложную работу по укреплению обновленчества (это не опечатка. - Прим. авт.) на Украине. Незаменимые его качества - умение разговаривать с попами и способность к вербовке... Незаменимый специалист в порученной ему области. Горизонт в работе большой и В характеристике за 1929-1930 гг. указывалось, что Карин «имеет большие заслуги по борьбе с церковной контрреволюцией на Украине». Начальники не жалели эпитетов для похвалы: «В работе тов. Карина много образцов агентурного совершенства. Был случай, когда в Киев съехалось на совещание около 30 епископов, известных своей контрреволюционной деятельностью. В течение нескольких дней епископы были настолько обработаны, что стали беспрекословно выполнять директивы ГПУ». Речь шла о съезде епископов-«самосвятов» Украинской Автокефальной Православной В 1927 г., очевидно за успехи в сеянии расколов и нестроений в православии, свертывании автокефального движения, Коллегия ОГПУ СССР наградила богоборца именным «Маузером», а в 1932 г. - знаком Почетного чекиста. Он возглавил 3-е отделение (антицерковное) в Секретном отделе ГПУ УССР (по должности став «главным религиоведом» ведомства в Украине). В 1937-1938 гг. Карин 26 месяцев провел в тюрьмах Москвы как фигурант очередного сфабрикованного дела, коллеги избивали заслуженного чекиста на допросах до «состояния куска мяса», по собственным же словам Сергея Тарасовича. Никого не оклеветал и с началом войны добровольно вернулся в спецслужбу, участвовал в организации зафронтовой разведывательно-диверсионной работы, заслужил боевые ордена. Более известен как основной организатор агентурно-оперативного механизма «самороспуска» УГКЦ в 1946 г. Отметим, что агентурная работа по автокефалам велась планомерно и с размахом. Судя по смете на первое полугодие 1926 г., в ГПУ по УАПЦ работало 66 секретных сотрудников («сексотов», т. е. тех, кто негласно принимал участие в активных оперативных мероприятиях и разработках) с месячным окладом 20 рублей каждому. Симптоматично, что наибольшая мзда полагалась отколовшимся (после проведенной чекистами оперативной комбинации) от УАПЦ деятелям Действенно-Христианской Церкви (ДХЦ) - «единственным их стимулом могут быть деньги», честно отмечало антирелигиозное поразделение ГПУ Семейный агентурный подряд

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/14/goni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

2.Второе утверждение «права народу на самовизначення, в тому в питаннях церковного життя». Опять же чисто церковный вопрос сводится к праву народа на государственно-территориальное самоопределение, в том числе церковное. Тут, вероятно, имеется в виду, что государственный суверенитет является основанием для претендования и  на самостоятельность в церковной сфере. Заметим, опасность такой точки зрения неоднократно выражалась священноначалием Украинской Православной Церкви: «Мы неоднократно указывали на недопустимость подхода с политическими мерками к этой очень сложной проблеме. Автокефалия той или иной Поместной Православной Церкви - это не атрибут государственного суверенитета (выделенно нами – иг. Сильвестр) , но мера, которая содействует благу Вселенской Церкви Христовой. При подходе к решению проблемы предоставления автокефалии новой поместной Церкви не может учитываться только политический фактор. Это было бы преступлением по отношению к Церкви, а также глубоко ошибочным» ( Собору УПЦ 28 липня 2000 року ).   Также не следует забывать, когда принимались правила и определялись права епархий, митрополий и автокефальных Церквей, отцы Вселенских и Поместных соборов никак не могли учитывать право народа на территориальное самоопределение, в том числе и церковное (сравните с правилом 12 Четвертого Вселенского Собора), так как мыслили себя одним народом, одной веры, одной империи. И если принцип самостоятельного управления проводился, то был связан с административно-территориальным делением империи, а не с национально-территориальным.   Описывая события начала 90-х, отец архимандрит говорит: «та частина духовенства православних (а на в це не один християн), прихильниками церкви, не отримали на (выделенно нами – иг. Сильвестр) , проголосили православну церкву або до церкви, не перебувають у вселенським православ’ям». В этом пассаже центральным местом является определение мотивация тех, кто пошел на разрыв с Русской Православной Церковью – «не отримали на Я принадлежу к  младшему поколению, и не был ни участником, ни свидетелем событий тех лет, но имею закономерный вопрос: неужели, с учетом всей многогранности и  страстности событий тех лет, с церковной точки зрения главной, более того – единственной (другие в тексте интервью не названы), – причиной автокефальных тенденций, приведших к расколу, стало отсутствие понятого ответа! Вряд ли церковный народ, знающий каноны, может всерьез считать, что невразумительный ответ (не на вероучительный вопрос!!!) достаточное основание для объявления автокефалии.

http://pravoslavie.ru/45239.html

Во-вторых, это давление со стороны раскольников. Так, недавно в адрес грядущего «Поместного» Собора УПЦ были направлены обращения двух наиболее крупных раскольнических организаций – УАПц и УПц КП. В обоих обращениях содержится призыв принять автокефалию и обещание присоединиться к вновь образованной автокефальной УПЦ. По некоторым данным, на Украинском Соборе, проведение которого назначено на лето 2008 г., готовится обращение к Московскому Патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии УПЦ. Учитывая упомянутое внешнее и внутреннее давление, вполне возможно, что такое действительно произойдёт. Попробуем просчитать развитие событий при таком шаге. Во-первых, Московский Патриархат может подобное обращение и не удовлетворить. И тогда его авторам и сторонникам придётся либо смириться и успокоиться, либо пойти по стопам Денисенко и провозгласить автокефалию самостоятельно – ровно с теми же последствиями. В таком случае это будет означать лишь возникновение ещё одного раскола на Украине. Епархии, верные Московскому Патриархату, продолжат бытие канонической УПЦ МП, которая просто очистится от тех, для кого автокефалия превыше Царства Небесного. Во-вторых, допустим – чисто теоретически, - что Московский Патриархат всё же ответит на такое обращение положительно. Здесь на первый план выйдет тот факт, что значительная часть епископата, священства, монашества и мирян Украинской Православной Церкви настроена резко против автокефалии, и намерена в любом случае остаться в подчинении Московскому Патриархату. Похожая ситуация была в русских приходах США в 1960-х годах. Поэтому в томосе об автокефалии, дарованном Московским Патриархатом для Православной Церкви в Америке, указано, что её приходы вольны самоопределяться, и те, которые желают, могут оставаться в подчинении Московскому патриарху. Нет никаких оснований полагать, что в случае с Украиной поступят иначе. А значит, немалая часть приходов, монастырей и даже целых епархий в случае дарования аналогичного томоса об автокефалии, покинут УПЦ и перейдут в непосредственное ведение Московского патриарха.

http://pravoslavie.ru/36333.html

Мониторинг СМИ В ожидании канонического признания Глава УАПЦ рассужает о будущем православия на Украине 29.12.2008 02:01 Юбилейный 2008 год поставил перед Украинской Церковью ряд вызовов. В рамках празднования юбилея 1020-летия крещения Киевской Руси Украину посетили Вселенский патриарх Варфоломей и главы поместных православных церквей. При содействии Украинского государства появилась уникальная возможность активизировать диалог между вселенским православием и церковным движением за автокефалию. Казалось бы, сегодня мы накануне окончательного создания канонической Поместной Православной Церкви. Впрочем, возможности, которые дарит нам Господь, не всегда используются нами во благо. Ведь для того, чтобы двигаться вперед, надо иметь мужество отказываться от личных и корпоративных амбиций. Визит патриарха Варфоломея и модели преодоления раскола Визит Вселенского патриарха стал действительно уникальной возможностью для той части украинского православия, которая объявила о своей канонической независимости от Московского патриарха. Прибыв в Украину по приглашению президента Украины, Вселенский патриарх был также гостем канонически признанной Украинской Православной Церкви (под омофором Блаженнейшего митрополита Владимира). И хотя это существенно ограничивало Святейшего патриарха в контактах с представителями автокефального движения, у него была возможность убедиться, что в современной Украине действительно существуют реальные предпосылки для канонической независимости. Святейший Варфоломей, уже бывавший когда-то в Киеве в советские времена, не мог не обратить внимания на то, что юрисдикции, которые российская церковная дипломатия традиционно называет «маргинальными», действительно объединяют в своем составе тысячи приходов и ведут полноценную церковную жизнь. Наконец, общаясь с представителями разнообразных политических групп, Святейший патриарх убедился, что объединение украинского православия является не только одним из безусловных приоритетов главы Украинского государства, но и поддерживается влиятельными политическими силами страны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

За прошедшие два года по представлению Синодальной комиссии по канонизации святых Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику святых 13 подвижников благочестия: Всего за период с 1993 года по настоящее время в Украинской Православной Церкви были совершены канонизации 267 святых. В течение 2011-2012 годов были проведены IX и Х Международные фестивали православного кино «Покров», а также IV, V и VI фестивали православных средств массовой информации. Традиционно в предновогодние дни в центре Киева проводятся благотворительные ярмарки. Издательский отдел Украинской Православной Церкви в течение 2011-2012 годов выпустил в свет 26 изданий. Среди них особо следует отметить богослужебное Евангелие на украинском языке, украинское издание Православного катехизиса, подготовленное на основе труда святителя Филарета (Дроздова), ряд украинских переводов памятников древней церковной письменности. Кроме того, Издательский отдел постоянно осуществляет экспертизу книг, подготовленных к печати православными издательствами Украины. За истекший период была проведена экспертиза более 50 таких изданий. В 2012 году Издательский отдел вместе с Киевской духовной академией начал серию юбилейных изданий к 400-летию Киевских духовных школ. Празднование этого юбилея намечено на 2015 год. Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви ныне продолжает изучение вопроса о возможности получения духовными учебными заведениями Украины государственной лицензии и аккредитации на ведение педагогической деятельности по направлению «Православное богословие». Методический совет Учебного комитета работает над усовершенствованием учебных программ и соотнесением их с нормативными требованиями Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. В 2012 году выпускникам всех духовных семинарий Украинской Православной Церкви начали выдавать дипломы бакалавра православного богословия единого образца. Вызовы, стоящие пред Украинской Православной Церковью Одним из главных вызовов, стоящих перед нашей Церковью, остается проблема церковных расколов в Украине. Сегодня значительная часть наших единоверцев по-прежнему пребывает вне общения с мировым Православием, находясь в составе так называемых Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

http://patriarchia.ru/db/text/2772214.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010