Одновременно с возрождением унии на Украине, также при поддержке националистических сил, возобновилась деятельность раскольников-автокефалистов. В февр. 1989 г. в Киеве при поддержке «Народного руха Украины», об-ва «Мемориал» и др. орг-ций был образован Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), призвавший правосл. приходы Украины к выходу из юрисдикции Московского Патриархата. 19 авг. 1989 г. приход львовской Петропавловской ц. во главе с настоятелем прот. Владимиром Яремой заявил о своем выходе из РПЦ, к Петропавловскому приходу присоединились неск. западноукр. общин, мотивировавших свои действия тем, что автокефалия якобы способна остановить распространение унии. После безуспешных попыток найти поддержку у К-польского Патриарха Димитрия сторонники автокефалии стали налаживать контакты с эмигрантскими раскольничьими структурами, к-рые вели свое происхождение от УАПЦ, образованной в 1942 г. Поликарпом (Сикорским) . Одновременно автокефалисты Галиции нуждались в поддержке канонического архиерея из Московского Патриархата, к-рый согласился бы примкнуть к их движению. Таковым стал уволенный на покой еп. Иоанн (см. В. Боднарчук ). 20 окт. 1989 г. состоявшийся во Львове «собор» раскольников направил на его имя офиц. предложение возглавить УАПЦ. 22 окт. 1989 г. Боднарчук, поправ каноны, совершил во львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и др. «иерарх» - лжемитр. Мстислав (Скрыпник) , последний из лжеиерархии, восходящей к Поликарпу (Сикорскому). Проживавший в США Мстислав (Скрыпник) поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, к-рого возвел в сан «архиепископа». Новообразованная раскольническая структура открыто декларировала свое преемство по отношению к «самосвятской» УАПЦ, образованной после Киевского «собора» 1921 г., и УАПЦ Поликарпа (Сикорского), провозглашенной в 1942 г. 1 нояб. 1989 г. Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, 14 нояб. на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

http://pravenc.ru/text/76508.html

После присоединения осенью 1939 г. Зап. Украины к СССР вместе с Волынским и Кременецким архиеп. Алексием (Громадским ; с 1941 митрополит) перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1940 г. был переведен настоятелем Воскресенского храма в с. Горка-Полонка Луцкого р-на Волынской обл. В том же году арестован советскими властями, находился в тюрьме г. Луцка, освобожден незадолго до начала Великой Отечественной войны. Летом 1941 г., в условиях нем. оккупации, викарный Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) вернулся в юрисдикцию ПЦП и был назначен архиепископом Луцким и Ковельским. В дек. 1941 г. Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) объявил архиеп. Поликарпа временным главой неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Свящ. М. Тарнавский поддержал еп. Поликарпа, был возведен в сан протоирея и назначен в состав клира кафедрального Троицкого собора в Луцке. В нач. 1942 г. архиеп. Поликарп наметил его кандидатом в «епископы» УАПЦ. В марте того же года переехал в Киев, где принял монашеский постриг с именем Мануил и был возведен в сан архимандрита; служил в киевской Андреевской ц., ставшей кафедральным собором УАПЦ. 11 мая 1942 г. неканонично рукоположенные «епископы» УАПЦ Никанор Абрамович и Игорь Губа провели в Андреевской ц. «хиротонию» М. во «епископа» Белоцерковского, викария Киево-Чигиринской епархии УАПЦ. В нач. июля того же года М. порвал с УАПЦ и через покаяние воссоединился с автономной Украинской Православной Церковью (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским), находившейся в каноническом общении с РПЦ. Был принят в УПЦ в сане архимандрита. 4 авг. (по др. данным, 22 июля) 1942 г. митр. Алексий возглавил в Почаевской лавре хиротонию М. во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии УПЦ. На Владимир-Волынской кафедре М. активно боролся с раскольничьими действиями автокефалистов, обличал их в воззваниях к духовенству и мирянам, которые рассылались по епархии (впосл. их распространение было запрещено нем. оккупационными властями). Основал при кафедральном Успенском соборе курсы по подготовке священнослужителей, организовал и возглавил комиссию по проверке кандидатов в священники. После убийства в мае 1943 г. Волынского и Житомирского митр. Алексия (Громадского) украинскими националистами в июне того же года в Ковеле состоялся Архиерейский Собор УПЦ, избравший первоиерархом епархий Волынского и Подольского церковного округа архиеп. Дамаскина (Малюту) . 6 июня Собор назначил М. епископом Владимир-Волынским и Ковельским, 2-м викарием Волынско-Житомирской епархии «с правом самостоятельного в своей области».

http://pravenc.ru/text/2561888.html

Наиболее известным и длительным (до 1946 г.) стал печально известный «обновленческий» раскол, всецело поддержанный властями. Обновленческая («Живая») Церковь, возникшая в 1922 г. в результате раскола РПЦ и при активном содействии органов госбезопасности, выступала за возврат к «апостольскому христианству», активное участие верующих в церковной жизни, против безбрачия епископата и «засилья монашествующих», упрощение богослужения, его ведение на национальных языках, ликвидацию монастырей и «социальное христианство». Созданный в мае 1925 г. Синод обновленцев в Украине ежемесячно получал от ГПУ 400 Один из циркуляров спецслужбы цинично наставлял стравливать между собой «разные направления, течения, секты, церкви, верования», добиваться взаимной борьбы и дискредитации в стане православия, «чтобы враги топили друг друга». Уже 23 июля 1921 г. в Обращении к верующим Украины Патриарх Тихон отмечал: «Враги векового единения православных украинцев со всей Русской Православной Церковью произвели рознь и вражду… сказавшуюся в нарушении церковной дисциплины и самовольном насильственном введении в некоторых храмах богослужения на украинском языке». Украина (где, несмотря на гонения, к 1925 г. оставалось 6453 канонических православных приходов с почти 5 млн стала настоящим «полигоном» для подрыва единства православия путем насаждения расколов. Среди инспирированных властью расколов: Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), оформившаяся в октябре 1921 г. на Первом Всеукраинском Православном Соборе УАПЦ. Представляла собой проявление ереси филетеизма (осужденной в 1871 году), ставившей в церковной жизни политические, национальные и иные мирские мотивы выше канонической жизни Церкви по апостольской традиции. Брала начало от Всеукраинской Православной Церковной Рады (ВПЦР) 1917–1919 гг. протоиерея Василия Липковского. Епископат УАПЦ, рукоположенный из белого духовенства, и рукоположенные ими безблагодатные иереи получили в народе название «самосвятов». Деятели автокефалии публично (и лицемерно) всячески подчеркивали свое «революционное родство» с советской властью, прямо призывая к расправе с канонической церковью. После отстранения (по указания ГПУ) В. Липковского и его сторонников от руководства УАПЦ на ее Всеукраинском Церковном Соборе в октябре 1927 г. верхушка автокефалов стала полностью подконтрольна чекистам. 29-30 января 1930 г. 40 «епископов» на Чрезвычайном съезде объявили о роспуске УАПЦ за «контрреволюционную деятельность», объявив заодно Липковского «иудохристопродавцем» (27 ноября 1937 г. расстрелян).

http://ruskline.ru/opp/2020/11/05/nasazh...

О нем никогда не упоминают. Это и стало причиной нашего особого беспокойства, так как, в то время как Русская Православная Церковь компетентным образом выдвинула серьезнейшие обвинения (некоторые из которых были опубликованы), компетентные органы как Фанара, так и новой «автокефальной» церкви в Киеве хранят молчание. Они не предоставляют никакого объяснения для опровержения обвинений, тем самым создавая почву для распространения беспокойства. Вселенский патриарх в объявлении об акте восстановления Макария говорит о прошении об апелляции Макария Малетича, которое (как известно) было подано с целью отмены обвинительного решения против епископа или иного священнослужителя. Однако Макарий Малетич не имел права подавать прошение об апелляции, так как он не был осужден церковным судом в качестве епископа. Макарий Малетич не имел права подавать прошение об апелляции, так как он не был осужден церковным судом в качестве епископа Он был протопресвитером канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), затем вышел из-под ее юрисдикции и вступил в раскольническую УАПЦ. Церковь Украины отстранила его от служения. 3 ноября 1996 года, состоя в раскольнической группе УАПЦ, он был «рукоположен» во «епископа» архиереями, не имеющими канонической хиротонии, а именно Димитрием Яремой, Игорем Исиченко и Мефодием Кудряковым. Все трое «рукоположивших» Макария не имеют Апостольского преемства, потому что приняли свою хиротонию от известного шарлатана – саморукоположенного Викентия Чекалина . Однако в связи с тем, что Макарий состоял в раскольной группе, в которой и был «рукоположен», Русская Православная Церковь не занималась его делом и, разумеется, никогда не судила его в качестве «епископа». Следовательно, возникают два крайне важных вопроса. С каких это пор Фанар правомочен исправлять отсутствие Апостольского преемства при епископской хиротонии?! Епископы УАПЦ (составляющие 30% Синода новой «автокефальной» церкви Украины) рукоположены двумя лицами: низложенным и саморукоположенным! Низложенным бывшим епископом Иоанном Боднарчуком и саморукоположенным шарлатаном Виктором (Викентием) Чекалиным, которые в 1990-е годы «рукоположили» первых «епископов», основав группу раскольников и неканоническую – не имеющую Апостольского преемства – иерархию УАПЦ.

http://pravoslavie.ru/120370.html

Филарет был для них исчадием КГБ, партии и советов, поскольку преследовал их за национализм и антисоветчину вместе с КГБ, партией и советской властью. Он даже всех склонных к автокефалии православных священников оптом и скопом, безымянно, решением Синода запретил в священнослужении, объявив автокефалию «клоакой» и «сточной канавой». В числе запрещенных и нынешний лидер УАПЦ Макарий, которого сейчас патриарх Варфоломей как-то забавно «восстановил» в митрополитах, то есть в сане, в котором Макарий никогда не пребывал. Более того, Филарет привез в 1991 году в Киев того же нынешнего патриарха Константинопольского Варфоломея, который вбил в автокефалистов осиновый кол, объявив их богооступными изуверами, ведущими народ в геенну огненную. Филарет издал отдельной книжицей памятку против автокефалистов и разослал по всем приходам, чтобы верующие и на выстрел не приближались к расколу. В 1997 году в Одессе патриарх Варфоломей назвал богоотступниками уже не только автокефалистов, но и Филарета и филаретовцев, вступивших в ту же раскольничью клоаку. Так что сволочизм нынешней ситуации заключается еще и в том, что не разные стамбульские греки, а один и тот же сначала впаривает десятилетиями нам, зулусам, одно, а теперь - другое, запросто меняя добро и зло, правду и ложь местами. Что же стало со щирой и сердечной безмосковской украинской независимой автокефальной церковью, именуемой УАПЦ-Киевский патриархат? В нее вошли несколько сот православных общин Галиции, ее опорой стал Рух Вячеслава Черновола, который обязывал свои партячейки основывать автокефальные общины. Вскоре у УАПЦ появился и свой епископ – «первоиерарх УАПЦ» Иоанн Боднарчкук. Этот архиерей УПЦ, по его собственному признанию, стал жертвой Евгении Петровны, «владычицы Киевской и всея Украины», супруги Филарета, которая невзлюбила Боднарчука, в результате чего он был запрещен в священнослужении и оказался у автокефалистов, где создал для них «иерархию». Затем обзавелись своим патриархом из США – Мстиславом Скрипником, племянником Симона Петлюры.

http://radonezh.ru/2018/11/13/epc-kak-ka...

имел место ряд событий, свидетельствовавших о дальнейшем углублении автокефалистского раскола и продолжении агрессивных действий греко-католиков против правосл. верующих. В марте 1990 г. представители греко-католиков в одностороннем порядке покинули четырехстороннюю комиссию, призванную урегулировать церковное положение в Галиции. В течение 1990 г. галицкие униаты продолжали кампанию по насильственному отторжению правосл. храмов, кульминацией к-рой стал захват кафедрального собора св. Юра во Львове, осуществленный 12 авг. при попустительстве правящего архиерея Львовско-Дрогобычской епархии РПЦ еп. Андрея (Горака) (в 1992 ушел в раскол, ныне лжемитр. Львовский в юрисдикции Украинской православной церкви Киевского патриархата ). Вскоре после этих событий из Рима во Львов возвратился пребывавший ранее в эмиграции кардинал Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), митр. Мирослав-Иван Любачивский . Тем самым УГКЦ полностью восстановила свою структуру на территории Украины и дальнейшие усилия направила по пути количественного роста своих общин и орг-ций. Усиливалось и автокефалистское движение: к нач. 1990 г. в раскол перешло свыше 200 западноукр. приходов, и их число возрастало с каждым месяцем (к кон. 1990 - свыше 900 общин). В мае 1990 г. Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) , 7 июня Совет зарегистрировал устав УАПЦ. Практически одновременно с этими событиями, 5-6 июня 1990 г., раскольники провели в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», на к-ром они еще раз провозгласили автокефалию Украинской Церкви. На «соборе» заочно был избран «патриарх Киевский и всея Украины», к-рым стал проживавший в США Мстислав (Скрыпник) , последний представитель «епископата», восходящего к автокефалистскому расколу времени второй мировой войны. Лишенный сана бывш. епископ РПЦ Иоанн Боднарчук был избран на раскольничьем лжесоборе «Местоблюстителем патриаршего престола» и «Блаженнейшим митрополитом Львовским и Галицким».

http://pravenc.ru/text/76512.html

На самом деле, угроза нешуточная, учитывая вполне уголовную лексику Порошенко, который не так давно заявил, что после дарования автокефалии " … пальцы веером Московский патриархат тут расставлять больше не будет " . Надо заметить, впрочем, что широта души, такая, что из-за расставленных пальцев скоро в двери не смогут пролезать, свойственна многим участникам истории этой автокефалии. Не так давно, глава ныне как бы упраздненного " Киевского патриархата " Филарет Денисенко посоветовал отдать Константинопольскому патриархату Андреевскую церковь, бывшую дотоле в пользовании других раскольников – УАПЦ ( " Украинской автокефальной православной церкви " ). Что и было сделано, не спрашивая их согласия. Чуть позже уже представитель этой самой УАПЦ Гавриил Кризина призвал жителей Закарпатья передать Константинопольскому патриархату монастырь Архистратига Михаила канонической Украинской Православной Церкви в селе Грушево. Так сказать, аттракцион невиданной щедрости. Эти же щедрость и широта, надо заметить, и не только к церковным делам применяются. На днях секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Турчинов объяснял, что Украина должна доказать всему миру, что в Азовском море действует международное право. А как такое доказать? А вот просто: " не будет для нас проблемой, в случае угрозы, уничтожить любую переправу или мост, в том числе и тот, очень разрекламированный " . Непонятно, правда, как он, при таком-то умище, в райкоме ВЛКСМ работал. Или пастором. Странно, что столь широко растопыренные пальцы, при общении с вышестоящими сжимаются и быстро куда-то исчезают. Командующий Военно-морскими силами Украины Игорь Воронченко выступил с идеей уговорить Турцию закрыть для этих клятых м-м-м … северных агрессоров Босфор: " … будем пытаться просить закрытия пролива Босфор в Турецкой Республике… " . Ага. Письмо султану, новая редакция – будем пытаться просить. Трогательно, да. Возвращаясь же к теме " как бы автокефалии " , итог на конец года таков – из двух раскольничьих сборищ – " Киевского патриархата " и УАПЦ создано одно новое, ничуть не менее раскольничье. Какая будет аббревиатура – ЕПУЦ, УПАЦ, ПЦУ – до сих пор непонятно, да и неважно. Никакой автокефалии реально предоставлено не будет – Варфоломей твердо настроен на приобретение себе в подчинение целой церковной области, и вовсе не собирается с кем-то властью делиться. Он ради этого с анафемой Денисенко и всем его раскольным сборищем в церковное общение решил войти. Правда, в самом раскольном сборище думают иначе – Денисенко столь же твердо намерен и дальше оставаться " патриархом " . Ну и что, что с приставкой " почетный " ? Это даже хорошо – почета больше будет.

http://radonezh.ru/2018/12/21/itogi-goda

В среде националистически настроенной украинской эмиграции продолжало сохраняться подобное отношение к " собору " 1921 г. Наиболее ярким примером апологии самосвятской лжеирархии и обновленческих по своему характеру новшеств, провозглашенных Липкивским и его соратниками, является " Очерк истории Украинской Православной Церкви " , написанный Иваном Власовским . Раскольничьи группировки, действующие сегодня на Украине - т.н. " Украинская православная церковь - Киевский патриархат " (УПЦ КП), возглавляемая преданным анафеме бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), и т.н. " Украинская автокефальная православная церковь " (УАПЦ), во главе которой ныне стоит лжемитрополит Мефодий Кудряков, - напрямую возводят свое происхождение к УАПЦ, провозглашенной в 1921 г. В связи с этим нынешние раскольники-автокефалисты стараются всячески подчеркивать свое утрированно благоговейное отношение к памяти самосвятского лжесобора. Так, например, раскольниками широко отмечалось 75-летие " Всеукраинского собора " 1921 г., в связи с чем в октябре 1996 г. ими была проведена посвященная ему " научная конференция " и опубликован сборник прозвучавших на ней докладов . Большинство из них было посвящено восхвалению " собора " 1921 г. как оказавшего исключительное влияние на рост националистических настроений на Украине, громко именуемых докладчиками " процессом национально-духовного возрождения " . Как образчик подобной риторики, полностью повторяющей традицию Липкивского, можно привести слова из доклада Леонида Пилявца: " ..Решения Всеукраинского Собора УАПЦ были судьбоносными. Они подняли Украинскую Церковь на качественно новый уровень развития " . В связи с сохранением подобного отношения к лжесобору 1921 г., равно как и по той причине, что националистические политики Украины продолжают активно использовать в своих интересах раскольническое движение, представляется вполне целесообразным рассмотреть, кого собственно представляли делегаты т.н. " Всеукраинского собора " 1921 г.? Был ли этот " собор " действительно " целиком свободным " и действительно церковным, как характеризуют его Липкивский и его последователи? И действительно ли, " никакие внешние силы не угнетали его, не влияли на его свободу " ? Думается, что первичное представление об этом может прежде всего дать рассмотрение состава делегатов " собора " , что мы и попытаемся предпринять.

http://pravoslavie.ru/29008.html

Интересно, что несмотря на крайнюю антимосковскую направленность УАПЦ, ее «собор» послал обращение к проходившему почти в то же самое время Поместному Собору Русской Православной Церкви, избиравшему своего Предстоятеля. В обращении говорилось, что УАПЦ призвана ликвидировать пропасть, возникшую между Русской Церковью и украинским народом из-за якобы «русификаторской политики» Московского Патриархата с.425]. У Поместного Собора Русской Православной Церкви взгляд на раскольников из УАПЦ был совершенно другим. Еще накануне соборных заседаний митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), управляющий делами Московской Патриархии (ныне митрополит Киевский и всея Украины), дал развернутое интервью корреспонденту ТАСС с. 9]. В нем митрополит среди причин, побудивших Русскую Церковь безотлагательно приступить к выборам нового Предстоятеля еще до истечения сорока дней с момента кончины Патриарха Пимена, указал и церковную смуту на Украине. Одним из факторов, породивших ее, Владыка назвал наряду с униатским экстремизмом и «раскольническую деятельность так называемой Украинской автокефальной православной Церкви» с. 9]. Поместный Собор, проходивший в Троице-Сергиевой Лавре 7-8 июня и избравший новым Предстоятелем Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), в своих определениях коснулся и чрезвычайно осложнившейся религиозной ситуации на Украине. Собор отметил, что униатская проблема до крайности обострила взаимоотношения Русской Православной Церкви и Ватикана, подорвала надежду на успешное продолжение православно-католического диалога. Собор также осудил действия украинских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине. При этом еще раз были отмечены пагубные последствия отступничества бывшего епископа Иоанна (Боднарчука). Собор отмечал, что «справедливое стремление к самоуправлению Православной Церкви на Украине, вместо того, чтобы осуществляться в рамках церковных канонов с сохранением церковного единства, пошло по ложному пути разделения со всеми вытекающими из этого пагубными последствиями»

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

Новоучрежденное Н. в. возглавил живший с нач. 20-х гг. XX в. в Новомосковске еп. Иоасаф (Попов), управлявший в 1924-1925 гг. Бахмутско-Донецкой епархией и удаленный на покой скорее всего из-за связей с отпавшим в автокефалистский раскол архиеп. Иоанникием (Соколовским). Еп. Иоасаф жил в предместье города, на ул. Комсомольской, где у него имелся домовый храм. Согласно материалам следственного дела, ранее нояб. 1928 г. еп. Иоасаф вернулся в юрисдикцию РПЦ и в 1928 - нач. 1929 г. имел титул «епископ Новомосковский, викарий Днепропетровской епархии» ( Соколовський О. К., дияк. Церква Христова, 1920-1940: Nepecлiдybahhя християн в СРСР. К., 1999. С. 161). В нач. 1929 г. архиерей находился в подчинении одного из лидеров «непоминающих» - Гдовского еп. Димитрия (Любимова). Еп. Иоасаф посетил еп. Димитрия в кон. 1928 г. и получил от него полномочия самостоятельного «епископа Бахмутского и Донецкого». На этом основании Иоасаф претендовал на управление приходами Артёмовского (Бахмутского) и Сталинского округов (ныне территория Донецкой обл., Украина). В мае 1929 г. еп. Иоасаф начал открыто служить в Артёмовске (бывш. Бахмут), с авг. 1929 г. рукополагал священников для «истинно православных» приходов (см. Истинно православные христиане ) в различных регионах Украины. 16 янв. 1931 г. еп. Иоасаф был арестован по делу о «Днепропетровском филиале Истинно-православной церкви». Возобновить епископскую кафедру в Новомосковске в период нем. оккупации края пытался Геннадий (Шиприкевич), епископ Днепропетровский Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Он имел в Новомосковске кафедру до тех пор, пока оккупационные власти не передали ему в 1942 г. кафедральный собор в Днепропетровске, куда он позднее переехал. Настоятелем Троицкого собора в Новомосковске стал приехавший с еп. Геннадием из Волынской епархии его родной брат свящ. Иоанн Шиприкевич. Троицкий храм был передан УАПЦ в июле 1942 г., богослужение в нем совершалось на укр. языке. Однако значительная часть населения Новомосковска была русскоязычной и не принимала УАПЦ, поэтому не позднее 6 сент.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010