Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день проведения «объединительного собора» 15 декабря 2018 г. 17:26 На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата . И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5323407.ht...

Будем же славить Воскресшего Господа не только устами, но и нашими делами, нашей жизнью. Только тогда Пасха будет для нас спасительной, когда истина Воскресения Христова станет нашей истиной, основой нашей веры, содержанием нашей жизни. Тогда и радость наша будет истинной сердечной радостью, о которой говорил святой евангелист Иоанн Богослов: “…И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин.16:3 ). День Пасхи, день Воскресения Христова — это “Праздников праздник и торжество из торжеств”. Воскресение Христово — торжество не только веры христианской, любви и надежд, но и правды вообще. Правду Свою Господь подтвердил Воскресением. Воскресением он подтвердил и правду человеческую. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” ( 1 Кор.15:3 ). Милостью Божией нам дана еще одна Пасха, а с нею — радость и торжество. Воздадим же Воскресшему хвалу, благодарение и поклонение. Осиянные лучами Воскресения, будем и сами носителями света, радости и совершенства. Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри и все верные чада Украинской Православной Церкви, с великим праздником святой Пасхи. Желаю вам от Воскресшего Господа Жизнедавца великих и богатых милостей. Ныне великие мучения претерпевает наша родная Украина и многострадальный украинский народ на пути возрождения и самоутверждения. Господь судил нам жить в такое время, которое определяет судьбу нашей Украины, ее будущее. И в эти неспокойные дни многим из нас нехватает мирного духа — духа кротости и любви, духа терпения и прощения. Светлое Христово Воскресение — Пасха — это праздник примирения и объединения всех о Господе Иисусе, ибо во Христе, как говорит апостол Павел, “нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания; варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” ( Кол.3:3 ). В это беспокойное и многотрудное время призываю вас, возлюбленные, ревностно беречь мир гражданский и церковный, беречь единство церковное, чистоту православных традиций, наши прекрасные национальные церковные обычаи.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

В этом году, ввиду наступающих Божественных и спасительных для всего мира Пасхальных праздников, считаю насущным и необходимым направить от сердца и в глубоком смирении и скромности свою Пасхальную мольбу и искренние поздравления ко всем Вам, как последний и наименьший среди епископов, не имея совсем целью кого-то поучать, но чтобы вместе задуматься и всем подвизаться в молитве в это последнее и критическое время, когда под угрозой и в опасности единство в Духе Святом, единомыслие и сосуществование всех Святых Божиих Церквей, составляющих единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, по причине, которая не принесла пользы и держит в напряжении и обострении, – серьезнейшей экклезиологической проблемы способа предоставления автокефалии тем, кому она была предоставлена в государстве Украина. Из-за серьезности и чрезвычайной широты этого горячего украинского канонического и экклезиологического вопроса, влекущего за собой страшные канонические последствия для всей православной христоименитой полноты для всех концов света – из-за чего и выходит за пределы одной поместной церковной юрисдикции – попробую коротко, достигнув апогея ожидания, «истинной любовью» , несмотря на личности людей, но как поставленный пред Богом, изложить свое наименьшее свидетельство и горячий призыв. Всех нас объединяет значимая и очень важная Архиерейская молитва Господа нашего Иисуса Христа перед Его крестными страданиями, которая была вознесена к Богу и Отцу, и в течение которой на коленях молился Сам Великий Архиерей: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едины, как и Мы» . Начальник веры и нашего спасения наставил двух родных братьев и Своих учеников, просивших почетное место, сказав им: «кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будем вам рабом» . Божественный Учитель смиренно «взяв лентий, опоясался... и начал мыть ноги ученикам (и сказал) если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, так и вы должны умывать ноги друг другу» . И унизив Себя и показав крайнее смирение «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» .

http://pravoslavie.ru/120984.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Управляющий Овручской епархией обратился в полицию из-за угроз священникам 15.04.2022 14 апреля 2022 года митрополит Овручский и Коростенский Виссарион (Стретович) направил председателю Житомирской обладминистрации, начальнику облуправления Национальной полиции и депутатам местных советов открытое письмо. Текст обращения разместили на сайте Овручской епархии . Еще 28 марта 2022 года из управления Овручской епархии Украинской Православной Церкви неизвестные вывезли богослужебные и церковные книги на церковнославянском и русском языках, воспользовавшись отсутствием митрополита. Литературу они изъяли в присутствии полиции. Владыка подчеркнул, что книги приобретены по просьбе и на пожертвования верующих. Митрополит Виссарион призвал всех причастных покаяться и вернуть книги обратно в епархиальное управление. Он добавил: «Эти люди совершили безнравственный греховный поступок, который является вызовом Богу и нашим верующим». Владыка сообщил, что такие же акции и угрозы священникам зафиксированы в городе Радомышль, в селах Рыжаны, Першотравневое, Иршанск, Селец, Девошин, Небеж, Грушки. Митрополит добавил: «Такими действиями хотят священников заставить перейти в ПЦУ ». В заключение владыка напомнил слова из 2-го послания к коринфянам: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» и процитировал Евангелие от Матфея: «Бог воздаст каждому по делам его». Письмо архиерея подписали духовенство и миряне Овручской епархии УПЦ. Пресс-служба Овручской епархии прокомментировала обращение митрополита Виссариона: «Местным властям, выступающим против УПЦ, напоминаем: Украинская Православная Церковь административно и финансово независима; согласно уставу Церкви люди, не являющиеся членами прихода, не имеют права решать вопросы внутреннего уклада жизни общины. Это прямое вмешательство в церковные дела, нарушение Конституции Украины и дискриминация верующих». Spzh.news / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 15.04.2022 21:10:42

http://drevo-info.ru/news/28054.html

Вынуждены предупредить, что те пастыри, которые угрожают отлучением от Святого Причастия христиан, которые приняли код, те, кто призывает к публичному отказу от всяких номеров, поступают безответственно, призывая паству на необоснованное и преждевременное исповедничество. Ведь такая позиция только нарушает мир и согласие среди народа Божьего, сея страх, “где нет страха” (Пс. 52,6) Напротив, мы призваны в молитве и христианском спокойствии ожидать не апокалипсиса, а Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда, то есть сосредоточить внимание не на антихристе, а на Спасителе мира. Под печатью антихриста необходимо понимать не столько внешний знак, сколько внутреннее состояние души, которая постепенно теряет желание жить во Христе. В этом заключается главная опасность сегодняшних недоразумений. Нас тревожит, чтобы во время последних испытаний, когда Церковь действительно предупредит о лжехристе и его знаках, люди, которые устали от безосновательных тревог, не сказали: “вы снова обманываете нас, как это раньше делали многие секты”. Именно тогда сработает тактика запугивания: если человек живет в постоянном страхе — то то, чего он боится, в конце концов настигнет его. Нам же, православным христианам, бояться необходимо только Господа Бога и в страхе Божием трезвиться и молиться, чтобы очами духовными своевременно увидать настоящего врага (1 Пет, 5,8). В связи с этим, напоминаем вам, братья и сестры, что важно “не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто бы уже наступает день Христов” (2 Фес. 2.2). Священный Синод Украинской Православной Церкви обращается к взволнованным и растерянным чадам Святой Церкви словами Христа, с которыми Он обратился после Святого Воскресения к Апостолам: “Мир вам!”. Ибо, если мы будем бежать от символов, знаков, которые нас смущают, то вскоре для нас не останется места на земле. А именно этого и хочет враг рода человеческого! Но “Господня есть земля, и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней” (Пс. 23,1). “Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос” (Гал. 5,1), помня, что никакие из существующих номеров: ни номер паспорта, ни телефона, ни идентификационного кода, и никакой другой — ничто, без нашего на то согласия, не отлучит нас от Христа и Его Святой Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Любое улучшение жизни, любое смягчение нравов, любое возрастание в цивилизованности, в признании ценности и достоинства человека есть результат долгой, терпеливой работы. Результат революции — обезображенный город, пожары и убитые люди. Те, кто с восторгом приветствовал киевский майдан как пример для Москвы, должны хорошенько рассмотреть, чем кончаются майданы. И здесь особенно важно вспомнить о миссии христиан . Позиция Украинской Православной Церкви Московского Патриархата была и остается последовательно миротворческой. Церковь делает то, к чему и призвана — молится за мир. Но некоторых христиан затянуло в воронку политической борьбы. Увы, так много раз бывало в истории, когда люди кощунственно призывали Христа как пособника в братоубийстве. Как сказано в Евангелии, «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22–23). Христианину дана заповедь «не убий». Христианин слышит за каждой Литургией, что «блаженны миротворцы». Именно мы, верующие, призваны созидать более человечное и цивилизованное общество. И делать это, не призывая людей на баррикады, а ровно наоборот: примиряя враждующих и успокаивая смертоносные страсти. Как сказал апостол Иоанн: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан. 3:14–15). Рейтинг: 9.7 Голосов: 36 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Dimitriy Frolov 24 октября 2014, 00:45 Война многих превратила в людоедов...многих, но не всех. Слава Богу за то, что есть ещё чистые сердцем! Игорь 20 октября 2014, 14:39 Елене М. Категорически с вами не согласен. Во-первых, что может быть хуже, чем режим, при котором людей умерщвляют в газовых камерах? Во-вторых, это что же получается - ошиблись, проголосовали не за тех, так потом терпи все эксцессы новой власти и не вздумай сопротивляться? Ну, и в третьих, давайте не будем судить, кто что заслужил. Еще неизвестно, чего мы сами достойны.

http://pravoslavie.ru/68557.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский патриарх утратил свое первенство во Вселенском Православии// http://www.patriarchia.ru/db/text/5361350.html . «Константинопольская патриаршая кафедра обладает первенством чести на основании священных диптихов, признаваемых всеми Поместными Православными Церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей, выраженным, в частности, на всеправославных совещаниях по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви». – Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви// http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексий Родионов 23 февраля 2021, 21:56 Выводы в конце статьи совершенно верные. Но дезавуировать прежние документы нужно публично, а не просто забыть о них. Юлия 2 апреля 2019, 18:09 Сообщению Владимира от 12.03 Речь, возможно, об этих документах http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html Вадим К. (продолжение) 18 марта 2019, 13:52 " Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов " , - внушает Моисей сынам Израилевым в кн. Второзакония и продолжает, - " Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов " . Пределы народов, т.е. границы. А что говорит ап. Павел эллинским мудрецам в Ареопаге? " Бог сотворил от одной крови всякий язык людей, чтобы населить по всему лицу земли, определив сроки и границы их поселения, дабы взыскали Господа " . Из всего этого следует давно известная истина: разделение человечества на народы и обитание каждого народа на своей земле было сделано Самим Богом, хотя и не без сожаления. Он же и соберет их воедино и уже собрал в 50-цу верующих в Троицу. Вадим К. 18 марта 2019, 13:15 " мы, конечно же, признаем, что идея национальных государств является поздней и имеет массу отрицательных сторон, но система автокефалий сложилась задолго до нее " . Но кто это " мы " ? И какие основания нам делать такие признания? Идея нац. государств имеет древнейшее происхождение и является идеей не чьей-то, а Самого Бога. " И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык... сойдем же и смешаем там их язык... И рассеял их Господь оттуда по всей земле " . 10-я глава Бытия посвящена целиком родословию народов и там же сказано: " от сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих "

http://pravoslavie.ru/119831.html

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил епископа Нектария духовенству новообразованной Джанкойской епархии 28 ноября 2008 г. 20:14 В джанкойском Свято-Покровском храме  митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил правящего архиерея новообразованной Джанкойской и Раздольненской епархии  епископа Нектария духовенству и пастве. Владыка Лазарь зачитал Указ Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины о назначении епископа Нектария на вновь образованную Джанкойскую кафедру. Был отслужен благодарственный молебен с испрашиванием помощи Божией новому архипастырю новой епархии. После молебна митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь произнес перед собравшимися архипастырское слово, в котором отметил, что Священный Синод Украинской Православной Церкви, принявший решение об образовании новой Джанкойской и Раздольненской епархии путем выделения ряда благочиннических округов из состава Симферопольской и Крымской епархии определил владыке Нектарию стать первым архиереем новообразованной епархии. Митрополит Лазарь призвал помнить, что после святых апостолов передача по преемству благодатных даров Святого Духа в Церкви принадлежит епископам: «Именно епископы преемственно от апостолов получили власть созидать церковную жизнь. Их власть имеет духовную природу и простирается на душу человека и на его удел в вечности. Что свяжешь на земли, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земли, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19) — сказал Господь апостолу Петру. Но власть епископа — это прежде всего власть любви, власть, осуществляемая в служении. Об этом ясно говорит нам Святое Евангелие: цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий — как служащий (Лк. 22, 25–26) …ибо Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих (Мк. 10. 45)». Затем митрополит Лазарь обратился к духовенству новообразованной епархии: «Дорогие собратья мои священнослужители! Обращаясь к вам сегодня в последний раз как правящий архиерей, прошу вас: храните не только учение веры, ограждая его от всякого рода искажений, но и установленный порядок церковной жизни. Будьте верны и своему новому правящему архиерею владыке Нектарию, будучи для него во всем добрыми сынами, истовыми соработниками и помощниками во всех добрых трудах и начинаниях».

http://patriarchia.ru/db/text/495761.htm...

Мы не знаем, что будет завтра. А астролог заявляет гордо: «А я знаю, что будет завтра». Или экстрасенс: «А я знаю, что будет через год!» К кому они обращаются за знаниями о будущем? Это же не наука. Она может быть наукообразием, как в своё время марксизм, объявленный высшим научным достижением («учение Маркса всесильно, потому что оно верно» – говорил Ленин). Астрология тоже зачастую наукообразна. Необходимо чётко понимать, что духовные практики могут иметь источником инфернальную сферу – общение с сатаной и его демонами и бесами. Мы ясно это видим в событиях на Украине, когда тела украинских воинов-нацистов расписаны сатанинскими символами и фашистскими знаками. Они сами обозначили духовный источник, из которого черпали своё мировоззрение и отношение к людям. К таковым говорил Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Несовместимость с Истиной, со Христом наглядно проявлена в том, что на Украине устраивают гонения против канонической Украинской Православной Церкви! Православная Церковь чётко фиксирует различие между духовностью от Бога и духовностью от дьявола. В России предлагают легализовать сатанинскую духовность, так, чтобы люди не пострадали от шарлатанства, предлагая отделить шарлатанов от настоящих сатанистов, служащих бесам и губящих человеческие души. В данном случае шарлатаны менее вредны – они грабят людей, а настоящие служители сатаны губят бессмертные души! Более того, не только души, но и телесное здоровье. Общение с бесами ради мнимой пользы не проходят бесследно. Решив какую-то локальную проблему с помощью демонов, человек получит проблемы не только на свою голову, но и могут пострадать его близкие. Человек вовлекается в круговерть бесовского общения и вслед за «слепыми вождями» становится слепым и вместе их «ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:42).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/in...

Политик также подчеркнул, что сегодня идет спор о том, какой быть Украине, и предложил в Конституцию Украины заложить принципы федерализма. «Они на Западе на наши деньги устанавливают памятники Бандере, они живут на наши средства». «Сейчас мы должны решить, какой вектор нам избрать, в какую сторону двигаться. Быть самостоятельными или стать чьей-то колонией. Когда идет спор, самый умный, сильный и уважаемый всегда высказывается последним. И сегодня Юго-Восток своего последнего слова еще не сказал. И то, что сегодня делает Михаил Добкин, собрав нас здесь, - это великое дело. На вас смотрит вся страна и поддерживает вас. Мы должны быть сильными!» - сказал днепропетровский депутат. Иерей Сергий Белянов рассказал собравшимся, что в то же утро в Благовещенском кафедральном соборе Харьковской епархии состоялся Детский молебен - о мире на Украине, прошедший в рамках Всеукраинской детской молитвы, инициированной Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в связи с обострением ситуации в стране, что на молебен пришли дети с родителями, ученики воскресных школ, школьники, студенты, учителя, а также о том, что издавна на Святой Руси, когда были тяжелые времена, дети собирались и молились Господу, «ведь детская душа - это искренняя душа». Он также назидательно процитировал послание к римлянам святого апостола Павла: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». От тернопольской делегации выступила Надежда Хоптян (единственная участница, говорившая в этот день со сцены на украинском языке). По образованию - преподаватель русской словесности, уверившая собравшихся, что разумных и взвешенных людей на Тернопольщине, земле Свято-Успенской Почаевской лавры, гораздо больше, чем радикалов-нацистов и экстремистов, которые сегодня держат многих в страхе, запрещают высказываться и даже мыслить иначе, чем они, выливая свои «грязь и желчь». Оратор при этом привела поговорку своей матери: «Розумного жаль, а дурного bдbiччi».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010