Иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, в свою очередь, заявил, что не может быть и речи о признании " Киевского патриархата " , потому что Поместные Православные Церкви признают только каноническую Православную Церковь. " Излечение раскола – это внутренний вопрос Украинской Православной Церкви, и решать его она должна так, как сама считает нужным, чтобы не было давления со стороны других Поместных Православных Церквей " , – сказал он. Митрополит Николай высказал суждение о невозможности признавать " таинства " , совершаемые раскольниками, поведав о том, как в похожей ситуации поступили в Греции: Священный Синод Элладской Церкви решил не признавать крещения уклонившихся от церковного общения греческих старостильников, а принимать их только через перекрещивание. Представлявший на торжествах Польскую Православную Церковь архиепископ Люблинский и Холмский Авель подчеркнул: " Раскол – это грех, а любой грех лечится не иначе, как через покаяние. Церковь имеет свою структуру, свою дисциплину, свое каноническое право, Церковью нельзя манипулировать. В Церкви есть простой и определенный канонический путь " . Он также заявил о невозможности признать " священнодействия " раскольников. В продолжение темы польский иерарх рассказал: " Мы в Польше живем в нелегких условиях, потому что православных у нас очень мало. Нам удалось подписать с Римско-Католической Церковью декларацию о взаимном признании Таинства Крещения, потому что в Польше есть смешанные браки, и этот вопрос все равно возникает. Но с Римско-Католической Церковью нет в этом отношении такой проблемы, потому что апостольское преемство сохранено в обеих Церквах... Раскольники могут осуждать это, мол, католиков принимают, а своих не принимают. Но тут надо проникнуть глубже, потому что проблема берет начало от руководителя " . Владыка напомнил, что глава " Киевского патриархата " находится под анафемой и возглавляемая им структура не имеет места среди канонических Церквей. Руководитель делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский) также говорил о том, что принятая в Украинской Православной Церкви практика совершения Таинства Крещения над теми, кто был крещен в расколе, является обычной и для других Церквей. " У нас даже тех, кто переходит из Греко-Католической Церкви, заново перекрещивают. И если приходит священник, его заново крестят, а потом рукополагают " , – рассказал он.

http://religare.ru/2_96163.html

- История знает много примеров столкновений и противостояний католицизма и православия. Чья позиция была более агрессивной? - Противостояние католицизма и православия давнее и традиционное. Начиная с IX в., с патриарха Константинопольского Фотия, православная церковь уже по существу отсоединилась от Римского престола и стала параллельной мировой христианской структурой. В 1054 г. произошел окончательный разрыв между Константинополем и Римом. Произошло каноническое и управленческое разделение на две церкви. С тех пор названные церкви соревнуются между собой на протяжении столетий. Во времена Киевской Руси, особенно на заключительном этапе, были неоднократные попытки перетянуть наших князей в католицизм. На западе - Данила Галицкого, на севере - Александра Невского. Александр Невский был очень тверд в своих убеждениях и не давал повода для того, чтобы с ним вели такие разговоры. А вот Данила Галицкий поддался уговорам. Он даже получил королевскую корону от Папы Римского, надеясь, что Рим поможет ему в борьбе с татарским нашествием. Когда этого не случилось, он резко порвал с католицизмом. Самое крупное разделение произошло в 1596 г. - это известный Брестский собор, Брестская уния, когда православные иерархи, наши украинские пошли на единение с Римским престолом. Пошли, как всегда это делается, по принуждению, под диктатом польского короля и папских нунциев. В результате возникла т. н. Греко-католическая церковь. Ныне она уже называется Украинская католическая церковь в Украине. И это правильнее, потому что от греческого в ней практически ничего не осталось. Брестская уния стала трагедией украинского народа, поскольку по существу с этого времени на Украине образовалось два украинских народа. Один - исповедующий православие, идущее от Владимира, и другой - принявший католицизм в 1596 г. И на бывшем древнерусском пространстве образовалось две цивилизационные структуры, одна - православная, другая - католическая. Как показал опыт истории, это очень негативно отразилось на развитии Украины. Эти две части как бы разорвали единое цивилизационное пространство: большая осталась православной, меньшая стала католической.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/2/pet...

— Устав Русской Православной Церкви определяет существование канонических подразделений с разной степенью самостоятельности: самоуправляемые Церкви, автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Среди всех самоуправляемых Церквей Московского Патриархата Украинская Православная Церковь пользуется самыми широкими правами. Например, решение об учреждении новых епархий, равно как и об избрании новых архиереев, Украинская Церковь принимает абсолютно самостоятельно. Святейший Патриарх Московский и всея Руси лишь информируется о принятых решениях, но их не утверждает. Экзархат же обладает меньшей степенью самостоятельности. Для удобства сравнения с уже сказанным добавлю, что, в частности, избрание его архиереев и учреждение в нем епархий осуществляется Священноначалием Московского Патриархата по представлению Синода экзархата. Когда в 1990 году Русская Православная Церковь предоставила Украинскому экзархату статус самоуправляемой Церкви, это было связано с известными политическими процессами, приведшими к провозглашению независимости Украины, и было продиктовано соображениями пользы для развития украинского Православия. Аналогичные процессы протекали в те годы и в некоторых других бывших советских республиках: Молдавии, Латвии, Эстонии, где также были учреждены самоуправляемые Церкви в составе Московского Патриархата. Как самая крупная из частей Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации, обладающая многими епархиями, УПЦ получила дополнительные права широкой автономии. Как неоднократно свидетельствовал новопреставленный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , именно такой статус является оптимальным для УПЦ, и он создал все необходимые условия для ее свободного развития. — Что Вы ждете после избрания митрополита от действующих на Украине, но не признанных мировым Православием раскольнических структур — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, а также от Украинской греко-католической церкви? Возможны ли, на Ваш взгляд, конструктивный диалог, взаимодействие, какое-то единство с ними?

http://patriarchia.ru/md/db/text/3702651...

— А насколько отлажены взаимоотношения с Украиной?Украинская Православная Церковь — каноническая и является частью Московского Патриархата. Поэтому у нас отношения не двусторонние, а внутренние. В то же время Украинская Церковь обладает правом самоуправления, то есть там имеется свой Священный Синод, который может самостоятельно решать многие вопросы церковной жизни, например, избирать и рукополагать епископов. Одновременно глава Украинской Православной Церкви — митрополит Киевский — является постоянным членом Священного Синода Московского Патриархата. На Украине с начала 1990-х годов существует раскол. Там есть группа во главе с самопровозглашенным «киевским патриархом» Филаретом (Денисенко), который когда-то был митрополитом Киевским в Русской Церкви, а потом провозгласил независимость, учинил раскол, и за это был отлучен от Церкви. И еще есть группа неканонических православных приходов, которые не признают ни Московского Патриарха, ни Киевского лжепатриарха. Но каноническая Церковь составляет абсолютное большинство верующих, а это более одиннадцати тысяч приходов. Однако гражданские власти Украины пытаются слить эти три группы в одну автокефальную, то есть самостоятельную, независимую, Церковь. Хотя большинство верующих, клирики и епископат не хотят отделения от Московского Патриархата. Попытки создать автокефальную Церковь на базе канонической Церкви и неканонических групп могут привести к новому расколу. Поэтому считаю, что процесс исцеления ран, нанесенных расколами, должен осуществляться только церковными средствами, без вмешательства светских властей. — Наверное, усложняет ситуацию и Католическая Церковь? — Да, на Западной Украине очень тяжелая ситуация. Там вновь созданные структуры Греко-Католической Церкви насильственно захватили множество храмов, выгнав оттуда православных верующих. Это очень серьезная проблема. Надеюсь, что визит Святейшего Патриарха на Украину будет способствовать консолидации верующих в этой стране. Его очень хорошо знают и любят на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/689841.htm...

И еще один важный момент. Визит Патриарха Варфоломея, что показательно, очень тепло приветствовали представители Украинской греко-католической церкви. Да и сам гость из Стамбула демонстрировал большое радушие в отношении УГКЦ. — Было ли неучастие Патриарха Варфоломея в Благословении Украины в День независимости непосредственным результатом донесения позиции УПЦ до властей и Всеукраинского Совета Церквей? Как проходили переговоры, участвовал ли в них Константинопольский Патриархат — или же его просто поставили перед фактом? Свидетельствует ли это о том, что даже для нынешних властей государства позиция канонической Церкви остается решающей, и как в этом случае можно оценить слова Варфоломея о том, что ПЦУ «станет главенствующим ориентиром на пути к церковному единству»? — Это было условием нашей Церкви. И мы донесли свое видение как Всеукраинскому Совету Церквей и религиозных организаций, так и государству. Благо, что наша позиция была услышана. Ведь, как я уже однажды сказал, гости приезжают и уезжают, а нам здесь жить. И хочется жить во внутреннем мире и взаимопонимании. Уверен, что подобный подход разделяют все здоровые силы — как в религиозной среде, так и в сфере государственной власти. Что и было продемонстрировано в данном конкретном случае. — Усилилось ли за последние месяцы перед визитом, а тем более после него, давление на Украинскую Православную Церковь, в том числе информационное? Есть ли дружественные вам СМИ среди ведущих масс-медиа? Как вы оцениваете санкции, примененные к ряду телеканалов, вплоть до их закрытия? — Последние годы мы живем в перманентном состоянии информационного давления на Церковь. За этим стоят одни и те же СМИ, которые с подачи своих собственников, а также ангажированных журналистов пытаются дискредитировать УПЦ даже без привязки к каким-то определенным знаковым событиям. При этом складывается впечатление, что у журналистов или иссякла фантазия, или они давно уже поставили кампанию по очернению канонической Церкви на конвейер, потчуя своих зрителей повторами одних и тех же провокаций. Иначе назвать то, что они демонстрируют, попросту нельзя.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5850277...

«Наша Церковь, в отличие от Греко-Католической Церкви и раскольнических групп, не поддерживает какую-то одну сторону конфликта, потому что наши верующие — и на востоке, и на западе, — констатировал Святейший Владыка. — И мы считаем, что наша миссия — это миссия примирения. Мы не должны вдохновлять одних на борьбу с другими. Как Патриарх Тихон отказался от того, чтобы занять одностороннюю позицию в гражданской войне, которая началась после революции, так и наша Украинская Православная Церковь отказывается от принятия односторонней позиции. Мы знаем, что Патриарх Тихон оказался прав, и если бы он эту позицию не занял, то трудно понять, что произошло бы с Церковью и с Православием. Поэтому уверены, что позиция, которую занимают сегодня митрополит Онуфрий, епископат нашей Церкви, духовенство и верующий народ, — единственно правильная. Ее оценит весь украинский народ, и оценит очень скоро». Однако, с сожалением отметил Святейший Патриарх Кирилл, эту позицию сегодня не воспринимают власти Украины, и поэтому каноническая Украинская Православная Церковь подвергается нападкам. Более 30 храмов захвачены раскольниками. Сравнительно недавно двумя выстрелами в голову был убит один из священников; также совершено убийство пожилой монахини. «Все это свидетельствует о том, что Церковь не находится в благоприятном положении, — считает Его Святейшество, — но она продолжает нести свое свидетельство — единственно правильное свидетельство о необходимости мира и примирения на Украине». Он особо обратил внимание собеседника на прозвучавшие в день недавнего государственного праздника слова митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия: «Я считаю, что владыка митрополит Онуфрий произнес в присутствии властей пророческую речь. Он действительно был голосом Божиим и говорил правду о необходимости примирения людей, о том, что никакими войнами нельзя исцелить этот конфликт. Я очень надеюсь, что Предстоятели Церквей будут сегодня вместе с Украинской Православной Церковью, чтобы не давать никакого повода врагам Церкви считать, что Поместные Православные Церкви косвенно поддерживают раскол и недостаточно поддерживают каноническое Православие».

http://patriarchia.ru/db/text/4206410.ht...

– Сегодня много говорят про создание единой поместной церкви, и нужно отметить, что эта идея принадлежит политикам. Мне самому трудно понять, какое значение вкладывают политики в термин " поместная церковь " . Потому что поместная церковь уже существует на Украине, она существует с момента крещения Руси святым князем Владимиром. – Каковы сегодня отношения Украинской Православной Церкви с “киевским патриархатом” и “украинской автокефальной церковью”? – У нас сегодня нет диалога, и не может быть диалога с " киевским патриархатом " . Чтобы устранить раскол, нужен единый путь. Те, кто отошли от Церкви, они должны вернуться через покаяние. Не перед Москвой покаяние, а покаяние в первую очередь перед Богом, и перед теми канонами, которые нарушены. С “украинской автокефальною церковью” переговоры велись. В 1997-98 годах была создана совместная комиссия. От нашей Церкви ее возглавлял нынешний митрополит Днепропетровский Иреней, состоялось несколько заседаний, однако, к сожалению, раскол, который потом начался в “автокефальной церкви”, заставил прекратить переговоры. – А почему Украинская Православная Церковь ведет переговоры с “автокефальной церковью”, однако отказывается от диалога с “киевским патриархатом”? – Дело в том, что нынешний глава “киевского патриархата” Денисенко не имеет священнических достоинств, прав, он мирянин, поэтому для нашей Церкви он не является патриархом, стороной для переговоров. С анафематствованным Денисенко мы не можем не только молиться, но и даже общаться на бытовом уровне. В “автокефальной церкви” никто не был предан анафеме. И хотя сегодня мы не признаем их титулов, они могут быть стороной для переговоров. Точно также мы общаемся, допустим, с протестантами на дискуссионном уровне. – Как относится Православная Церковь к возможному появлению греко-католического патриархата на Украине? – Предоставление статуса патриархата в стране, где уже существует церковь, где есть церковные структуры, означает, что параллельный патриархат отрицает благодать, которую имеет сейчас Православная Церковь.

http://pravoslavie.ru/4580.html

«Служба патриарха Варфоломея и Думенко, как зафиксировали телекамеры, вновь не отметилась огромным количеством приверженцев т.н. ПЦУ. Хотя людей активно собирали на мероприятие силами, видимо, того же Петра Порошенко. Что потом, к слову, отчетливо и проявилось: овации бывшему президенту со стороны присутствующих на территории Святой Софии звучали громче, чем овации патриарху Варфоломею», - подчеркнул он. «Поэтому определенно нельзя сказать, что приезд последнего в Киев стал значительным событием в духовной жизни страны. Он, скорее, был нужен лишь определенным политическим силам, да и организации Думенко, для собственного, как говорят в светской среде, пиара. Что интересно – этот визит сыграл во многом и против непосредственно главы Фанара. Ведь весь православный мир увидел, что за его решением легализовать раскольников из УАПЦ (т.н. Украинская автокефальная православная церковь – РНЛ) и УПЦ КП (т.н. Украинская православная церковь Киевского патриархата – РНЛ) не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев», - сказал митрополит. «И еще один важный момент. Визит патриарха Варфоломея, что показательно, очень тепло приветствовали представители Украинской греко-католической церкви. Да и сам гость из Стамбула демонстрировал большое радушие в отношении УГКЦ», - добавил он. «Как отметил Думенко, приезд патриарха Варфоломея следует считать историческим. Более того, он окрылил т.н. ПЦУ в отношении вопроса " объединения " православных вокруг " Киевского престола " . Что именно вкладывал в эти слова глава так называемой православной церкви Украины, показали дальнейшие действия сторонников данной структуры. Приведу лишь несколько примеров: 12 сентября во Львове глава т.н. ПЦУ в окружении большого количества полицейских совершил так называемый чин освящения места строительства нового кафедрального собора своей религиозной организации. Сделано это было на захваченном у общины Украинской Православной Церкви земельном участке. При этом наши верующие выиграли все соответствующие судебные тяжбы у раскольников. Но, как мы видим, вердикты судов не стали каким-либо серьезным препятствием ни для местной власти, ни для т.н. ПЦУ на пути совершения незаконных действий», - отметил иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/07/ko...

Итак, с помощью Константинопольского Патриарха президент Ющенко и украинские националисты добиваются " создания " (бюрократический термин, свидетельствующий о невоцерковленности этих " ревнителей " веры) " независимой " Церкви. На деле же – разрушения канонического православия и легитимации раскольничьих организаций. Среди последних – Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). УАПЦ была образована в Канаде в годы советской власти эмигрантами из числа украинского священства – выходцами из Галиции. Объявив себя " автокефалами " , они тем самым преступили каноническое право. Эта Церковь фактически является ответвлением униатской Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ). Первым главой УПЦ КП был Владимир Романюк, бывший националист-диссидент. Его преемником в 1995 году стал Филарет (Михаил Денисенко), бывший митрополит Киевский. До этого Филарет был лишен монашеского сана и предан анафеме Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Ни для кого на Украине не секрет, что создание УПЦ КП было инспирировано высшей государственной властью. Прежде всего, президентом Леонидом Кравчуком, который сегодня является лидером оппозиционной СДПУ (о). Но и сменивший Кравчука на посту главы украинского государства Леонид Кучма также поддерживал деятельность самосвятских Церквей. На Украине представителям УПЦ КП и УАПЦ удалось приобрести определенную часть сторонников путём националистической демагогии, посулов, угроз, а также силовых антиправовых акций, проведенных совместно с УНА-УНСО и ОУН-УПА (захват в 1992-1996 гг. ряда зданий, храмов Московского Патриархата, разгром западно-украинских епархий РПЦ, избиение православных священников и прихожан и др.). Главная цель самосвятских Церквей и поддерживающих их организаций (помимо УНА-УНСО и ОУН-УПА к ним следует также отнести Конгресс украинских националистов и др.) – создание единой украинской поместной Церкви, которая объединила бы УАПЦ и УПЦ КП и униатскую УКГЦ в единый " патриархат " . Вполне возможно, что следующим шагом после этого слияния станет подчинение объединенных самосвятов церковной юрисдикции Ватикана.

http://religare.ru/2_56461.html

Разумеется, создание новой церковной институции на Украине (интересный вопрос — а может ли она быть названа поместной церковью страны, т. к. Украинская митрополия Московского патриархата никуда не исчезнет, как и Украинская греко-католическая церковь, и все эти церкви имеют полное право в сложившейся ситуации называть себя поместной церковью Украины) – тоже прежде всего вопрос политики, и эти банальности уже были многократно высказаны всеми, кому не лень. Но то, что это вопрос политики, а не веры, само по себе не хорошо и не плохо, это просто закономерное следствие процессов, происходивших на Украине последние годы. Кроме того, люди имеют право выбирать себе в том числе и церковь по своим вкусам и запросам, и спорить с этим — все равно что спорить с идущим на наши головы сентябрьским дождем. Если обобщить аргументы (нет, не так — эмоционально окрашенные реплики) сторонников или противников создания новой церкви на Украине, то можно выделить две наиболее яркие позиции. Одна — объявить Вселенского патриарха раскольником, припомнить ему всё сразу — и «экспансионизм», и претензии на роль вселенского арбитра в межправославных отношениях, и, самое главное, вторжение на каноническую территорию Московского патриархата. Разумеется, позиция Константинопольского патриархата в сложившейся ситуации, скажем обтекаемо, менее канонически безупречна, но называть патриарха Варфоломея раскольником, сколь не нравились бы кому его действия, как минимум преждевременно. Даже Священный синод Московского патриархата (в данной ситуации единственный голос, который вправе поименовать от имени Русской православной церкви кого-либо раскольником или еретиком) в своем «Заявлении» не назвал ни Вселенский патриархат, ни самого патриарха Варфоломея схизматиком (лишь действия последнего он охарактеризовал как «прямую поддержку украинского раскола»). Да, формулировку заявления можно трактовать как признание Вселенского первоиерарха раскольником, но поскольку это не было высказано прямо, это хотя бы оставляет возможность для дальнейшего диалога и признание друг за другом статуса полноценных его участников. Да, сейчас по большому счету такой диалог не особенно возможен, но позже, возможно, у него появятся повод и основания.

http://blog.predanie.ru/article/cherez-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010