Т. Зонова: Вы абсолютно правы, ситуация, конечно, очень непростая. В истории отношений православных и католиков вопрос унии существует не первое столетие и, конечно, он сейчас не будет решен по мановению волшебной палочки. Нужно предпринять большие усилия с обеих сторон.  Ватикан может оказать соответствующее влияние на позицию греко-католиков на Украине, потому что тесные отношения Ватикана с греко-католиками развивались на протяжении веков. Папа Римский считается главой униатской церкви и, конечно, здесь очень важно, что католики будут способствовать этому примирению. Соответственно и со стороны Русской Православной Церкви будут сделаны какие-то шаги для того, чтобы попытаться все-таки этот вопрос решить в мирном ключе.  Митрополит Иларион: Совсем недавно вспоминался 70-летний юбилей Львовского собора 1946 года. Для наших телезрителей напомню, что это был собор, на котором абсолютное большинство украинских греко-католических священнослужителей приняли решение о возвращении в Православие. Католики этот собор называют псевдособором, — об этом говорят и украинские греко-католики, это прозвучало и в словах Папы Франциска, адресованных греко-католикам, а за десять лет до этого, когда отмечалось 60-летие Львовского собора, тот же термин по отношению к нему употребил Папа Бенедикт XVI. То есть, мы можем говорить о вполне последовательной позиции Католической Церкви в отношении этого собора.  С нашей точки зрения, псевдособором является Брестский собор 1596 года, на котором православным навязали унию, после чего последовали трагические для православных события в Польско-литовском королевстве. Эти события невозможно рассматривать по отдельности, не связывая одно с другим, потому что уния — и это сейчас совместно признается обеими сторонами — является методом насильственного обращения православных в католичество. Этот метод официально отвергнут Католической Церковью.  Тот путь диалога, который предложили Папа и Патриарх в своей Совместной декларации, прямо противоположен пути, который на протяжении веков предлагали униаты. Вот почему это заявление и вызвало в их среде такую негативную реакцию. Тем не менее, мне кажется, и я надеюсь, что Вы с этим согласитесь, задача, которая сейчас стоит перед Церквами — не ворошить прошлое, не вспоминать взаимные обиды, а подумать, в чем мы можем взаимодействовать в настоящем. И эта декларация, как мне кажется, открывает широкое поле для взаимодействия в самых разных направлениях. 

http://patriarchia.ru/db/text/4418563.ht...

В феврале 1990 года, после встречи в Ватикане ратовавшего за «демократические преобразования» Михаила Горбачева с папой Иоанном-Павлом II, была разрешена регистрация греко-католических общин и проведение богослужений. Множество православных храмов на Западной Украине были переданы греко-католикам, православные общины оказались на улице. Представители Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) на этом не успокоились: начались массовые захваты православных храмов по всей территории Западной Украины. Митрополит Филарет, тогда еще законный иерарх, обращался к президенту Горбачеву и в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством защитить права православных верующих. В проповедях он всячески обличал «автокефалистов-националистов», доказывал их каноническую несостоятельность и самозванность, рассказывал о возникновении в 1920-х годах УАПЦ под началом раскольника Василия Лыпкивского, который был кощунственно «рукоположен» возложением руки от мощей святителя Макария на его голову. При этом Филарет оставался ревностным исполнителем повелений советских «партии и правительства». Филарет по-военному ответил премьер-министру: «Я ничего не предлагаю, а сделаю, как вы скажете» После постановления властей о передаче православного Воскресенского кафедрального собора Ивано-Франковской епархии греко-католикам, правящий архиепископ Макарий (Свистун; † 2007) отказался выполнять это решение, закрылся в соборе и объявил бессрочную голодовку. Весть о голодающем епископе разнеслась «радиоголосами» по Европе и США. Я тогда как раз дожидался приема у Филарета для предъявления ему материалов готовящегося номера газеты, и из открытого кабинета был слышен его разговор с приемной премьер-министра УССР В. Фокина. По тональности и содержанию ответов Филарета стало понятно, что речь идет о мятежном архиепископе Ивано-Франковском Макарии. Было очевидно, что премьер чихвостил экзарха. Тот пробовал что-то возражать, ссылаясь на разгул греко-католиков. Видимо, Фокин спросил: «Так что вы предлагаете?» На что Филарет по-военному ответил: «Я ничего не предлагаю, Витольд Павлович, а сделаю, как вы скажете».

http://pravoslavie.ru/103919.html

— Существует еще одна важная тема — она связана с Украиной. Какова Ваша оценка нынешней ситуации в этой стране? Следует ли Украине подписывать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС? — Как Вы знаете, Крещение Руси и вся последующая история Русской православной церкви берут свое начало с Киева. Исторически Киев — это самое сердце Святой Руси: не только как город, «откуда есть пошла Русская земля», но и как место, где родилась Русская православная церковь. И по сей день Украина — это немалая часть верующих Русской церкви. Сейчас вся наша Церковь с тревогой следит за тем, что происходит в этой стране и вместе со всей православной Украиной горячо молится о достижении мира и согласия на украинской земле. Несомненно, Украина как суверенное государство имеет право самостоятельно решать вопрос о целесообразности подписания соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Большая ответственность лежит на государственном руководстве. Именно ему предстоит принять то решение, которое послужит украинскому народу во благо — не только в материальном, но и в духовном аспекте. Убежден, что несмотря на все изменения политической конъюнктуры — а они на Украине случаются нередко — наше духовное единство разрушить невозможно. Сегодня Русская церковь остается основой цивилизационной идентичности восточнославянского мира, сохраняет его единство поверх государственных границ, языковых, национальных и прочих различий. Принадлежность к этой общности не оспаривает суверенитета национальных государств, но, напротив, помогает стать сильнее в мире, полном разделений. — Вы осуществляете регулярные контакты с Ватиканом. Есть ли какая-то динамика в осознании им ошибок, которые были допущены греко-католиками на Украине? Ведь Московский патриархат, как известно, так и не дождался извинений за избиения православных священников и захваты храмов. — Ватикан никогда не высказывал одобрения в отношении тех насильственных действий, которые греко-католики применяли при захвате храмов Русской православной церкви в Западной Украине в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Святой Престол участвовал в работе четырехсторонней комиссии из представителей Московского патриархата, Римско-Католической церкви, Украинской православной церкви и Украинской греко-католической церкви, созданной 16 января 1990 года по инициативе Московского патриархата для урегулирования ситуации в Западной Украине. К сожалению, деятельность этой комиссии была прервана — не по вине Православной церкви.

http://pravmir.ru/novaya-russkoyazychnay...

После Второго Ватиканского Собора по отношению к Православной Церкви стал употребляться термин «Церковь-сестра». В энциклике Папы Римского Иоанна Павла II " Ut unum sint " эта позиция выражена довольно ясно: «После Второго Ватиканского Собора, сообразуясь с этой традицией, был восстановлен обычай применять наименование «Церкви сестры» к Поместным Церквям, собранным вокруг их епископов. Последующая отмена взаимных анафем, устраняя болезненное препятствие канонического и психологического порядка, стало весьма знаменательным шагом на пути к полному единству» ( " Ut unum sint " , параграф 56). Эти решения Собора и Предстоятеля Римско-Католической Церкви означают, что она в своих отношениях с Православными Церквами перешла от принципов межконфессионального соперничества к принципам братского сотрудничества в среде Церквей, признающих друг друга таковыми. Это, естественно, предполагает и признание различных сфер пастырской ответственности — канонических территорий. Таким образом, признавая «одно и тоже происхождение» православных и греко-католиков на Украине, но отвергая необходимость соблюдения принципа канонической территории из-за отсутствия «канонического сопричастия», руководство Украинской Греко-Католической Церкви не только отвергает решения Второго Ватиканского Собора, имеющего в Римско-Католической Церкви статус Вселенского, но и отказывается следовать выработанной этике православно-католических отношений, которая не предполагает учреждения параллельных иерархических структур. «Греко-католики, как и многие православные в Украине, не считают, что привилегия Киевской Церкви, как колыбели византийского христианства, перешла в Москву». Киев не был колыбелью византийского христианства. Он, как известно, получил крещение от Византии и стал таким образом колыбелью русского — в самом широком смысле этого слова — христианства. Можно соглашаться или нет с тем, что привилегии Киевской епископской кафедры перешли в Москву, однако несомненным историческим фактом является то, что Киевские митрополиты с середины XIII века начинают регулярно посещать северо-восточные области Руси, пока окончательно не поселяются сначала во Владимире, а позже в Москве, при этом долгое время сохраняя свой титул.

http://patriarchia.ru/db/text/31375.html

- Не кажется ли вам, что нынешняя петиция спровоцирована властью и тоже работает на раскол? Отец Игорь (Якимчук): Думаю, что это попытки определенных политических сил набрать очки в сложной ситуации нестабильности на Украине. " Быть Европой " - из этой идеи вышла и петиция. Но, повторюсь, она вышла не из церковных кругов. - Сколько католиков и протестантов, которым было бы интересно отмечать Рождество в декабре, живет на Украине? Отец Игорь (Якимчук): Приведу данные РИСУ (Религиозно-информационная службы Украины). По состоянию на 1 января 2011 года 97 процентов зарегистрированных религиозных общин на Украине являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции. Остальные почти поровну делят католики и протестанты. На Украине действуют две поместные католические Церкви: Украинская Греко-Католическая Церковь и Римо-Католическая Церковь в Украине. Первая насчитывает 3 825 зарегистрированных организаций (приходов 3 646), в которых несут служение 2 424 священника. Римо-Католическая Церковь (официально зарегистрированная как Римско-Католическая Церковь) имеет 1 081 зарегистрированное религиозное объединение (из них 909 приходов). Служение совершают 579 священнослужителей. Среди протестантских деноминаций наиболее распространенными на Украине является Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов - 2 705 зарегистрированных общин и Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников - 1 595 объединений. - А сколько верующих традиционно отмечает Рождество 7 января? Отец Игорь (Якимчук): Самой большой Церковью по количеству зарегистрированных общин Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. На сегодняшний день эта конфессия имеет 12 251 зарегистрированную религиозную единицу (из них - 11 952 общины). Служение несут 9 680 священника. Второй по численности зарегистрированных общин на территории Украины является Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Она насчитывает 4 508 зарегистрированных объединений (из них 4 371 общин) и 3 021 священнослужителей.Третьей по величине Православной Церковью в Украине является Украинская Автокефальная Православная Церковь, которая насчитывает 1 227 зарегистрированных религиозных объединений (из них 1 190 приходов), в которых несут служение 699 священников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

— Сразу после избрания архиепископа Святослава Шевчука главой Украинской греко-католической церкви нами были сделаны определенные шаги в сторону установления прямых контактов с руководством этой Церкви. Мною было направлено личное поздравление с избранием новому верховному архиепископу, состоялся обмен письмами. К сожалению, последующие действия руководства УГКЦ не способствовали росту взаимопонимания и доверия между нашими Церквами. Украинская греко-католическая церковь продолжает добиваться от Рима официального признания за собой статуса патриархата, который она самостоятельно провозгласила в 2002 году. Причем это не просто желание повысить свой статус в рамках Католической Церкви. За этим стремлением стоит претензия изначально региональной Церкви, большинство верующих которой проживает в Западной Украине, на общенациональное положение и распространение своей миссии на те регионы Украины, где никогда не было греко-католиков. УГКЦ активно развивает свои епархиальные структуры на востоке и юге Украины. Есть сведения о том, что в этих регионах клирики УГКЦ занимаются откровенным прозелитизмом. Руководство УГКЦ поддерживает тесные контакты с раскольническим «Киевским патриархатом». Было несколько случаев, когда греко-католические и раскольнические иерархи участвовали в совместных богослужениях (молебнах, панихидах и т.п.). В феврале этого года архиепископ Святослав Шевчук и глава УПЦ КП совместно посетили Вашингтон, где приняли участие в традиционном молитвенном завтраке, устроенном президентом США. И подобных примеров довольно много. Диалог между Церквами возможен лишь в том случае, когда стороны уважают канонический порядок и традиции друг друга. Наша Церковь, например, принципиально не вступает в контакт с общинами, отколовшимися от Католической Церкви, потому что ценит развитие православно-католических отношений. Руководство же УГКЦ, на словах заявляя о своей заинтересованности в выстраивании диалога с Московским Патриархатом, на деле поддерживает раскольников, не только отпавших от канонической Украинской Православной Церкви, но и занимающих откровенно враждебную по отношению к нашей Церкви позицию.

http://patriarchia.ru/db/text/3679897.ht...

Православная Церковь накопила богатый опыт пастырского попечения о семье. В ней всегда сохранялся институт брачного духовенства. Семьи священников, как правило, являются многодетными, и дети в них воспитываются в духе христианского благочестия и верности церковному учению. Священник, сам имеющий опыт семейной жизни и воспитания детей, может лучше понять проблемы семейных отношений и оказать своим духовным чадам необходимую пастырскую помощь. Полагаю, было бы полезно обратить внимание на этот опыт, присутствующий также и в Католических Церквах восточного обряда. Говоря о Церквах восточного обряда, хотел бы несколько отклониться от тематики форума и затронуть вопрос, который сегодня стал камнем преткновения в отношениях между Православной и Католической Церквами. Речь идет о проблеме унии, резко обострившейся в связи с последними событиями на Украине. К сожалению, конфликт в этой стране, уже унесший тысячи жизней, с самого начала приобрел религиозное измерение. В его зарождении и развитии существенную роль сыграла Украинская Греко-Католическая Церковь. С первых же дней конфликта греко-католики однозначно встали на одну из сторон противостояния. Вопреки принятому между Католической и Православной Церквами уважению канонических норм греко-католики вступили в активное взаимодействие с раскольниками. Смешанная комиссия по православно-католическому диалогу еще в 1993 году в Баламанде признала, что уния не является путем к единству. Мы благодарны нашим католическим братьям за откровенное признание ошибочности унии. И мы с сожалением сегодня вновь констатируем, что уния не сближает православных с католиками, а наоборот, разъединяет их. От имени Русской Православной Церкви обращаюсь к присутствующим в этом зале представителям Украинской Греко-Католической Церкви с просьбой отказаться от любых заявлений на политические темы и от любых видимых форм поддержки раскола, а также от призывов к созданию «единой Поместной Церкви Украины». Ибо за этим призывом кроется простая истина: православных верующих Украины хотят оторвать от Матери-Церкви, Московского Патриархата, с которым она связана многовековыми кровными узами.

http://patriarchia.ru/db/text/3797892.ht...

Будет ли обсуждаться, и в каком ключе, болезненный вопрос о греко-католиках на Украине? «Проблема, связанная с агрессивными действиями греко-католиков на Украине» является камнем преткновения в православно-католических отношениях, периодически она обостряется, ответил журналистам представитель Московского патриархата. Но надежды на разрешение этого вопроса связаны, по его словам, с официальной четкой позицией Ватикана в отношении всего украинского кризиса: «Никогда не было никаких заявлений  Святого Престола, которые можно было бы использовать для провокаций, для выведения политического конфликта в религиозную плоскость». Иеромонах подчеркнул, что Украинская Православная Церковь Московского патриархата «остается крупнейшей религиозной общиной, которая последовательно уклоняется от политики и призывает к миру». Кроме того, он напомнил, что как РПЦ, так и Ватикан оказывают гуманитарную помощь пострадавшим от военного противостояния на Украине, невзирая на конфессии и политические предпочтения. О. Игорь Ковалевский знает многих представителей Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), которые готовы вести прямой диалог с РПЦ. К этому же диалогу призывает и Папский Совет по содействию христианскому единству. Священник возлагает надежды на «диалог в духе Евангелия, но не политических амбиций». Позиция УГКЦ зачастую остро политизирована, и именно поэтому у греко-католиков есть проблемы не только с РПЦ, но и со Святым Престолом, который четко выражает свою позицию: «никаких политических акцентов», отметил А. Юдин. Говоря о программе визита кардинала Паролина в Россию, участники пресс-конференции сообщили, что запланированы, по меньшей мере, три официальных встречи: с Патриархом Кириллом, с президентом РФ В. Путиным в Сочи и с министром иностранных дел С. Лавровым. Другие планы госсекретаря Ватикана, в том числе возможность итоговой пресс-конференции, выступавшим неизвестны. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Оставим споры о крещении «огнем и мечом» историкам. Ясно одно — заставить верить в реалиях того времени было технически невозможно, аппарата принуждения к вере попросту не было. Могу предположить, что язычество выродилось так, что у него не осталось защитников. Нет ни одного святого, который был бы канонизирован Церковью за убийство. Убийство противно человеческой природе, запрещено заповедью. У любого верующего оно вызывает нравственное отторжение. Другое дело, что Церковь никогда не призывала к отлучению от Церкви воинов, которые несли свою службу и во времена Христа, как и сейчас. Все святые воины причислены к лику святых за то, что они поднимали меч для защиты своих ближних. Ведь наш мир, поврежденный грехом, несовершенен. Приходится выбирать: либо мы применяем насилие в отношении тех, кто угрожает уничтожением нашему Отечеству и смертью — нашим близким, либо своим бездействием мы предаем на смерть и страдания всех, кто нам дорог. Церковь всегда благословляла воинский подвиг. Благочестивые воины были готовы «положить жизнь свою за други своя», а не за свое эго. Это принципиально важно. — Сейчас народы, «крещенные в Киевской купели», — Россия, Украина и Белоруссия — переживают очень сложный период. Как долго продлится особая молитва Церкви о мире на украинской земле? — Мы верим, что молитвы о мире, которые возносятся Церковью с 2014 года, будут услышаны Создателем, ведь никакая молитва не остается без ответа. Нет сомнений и в том, что любой военный конфликт заканчивается миром. — Каковы последние данные о положении канонической Украинской Православной Церкви на фоне российской военной спецоперации? Каким видите будущее Украинской Православной Церкви? Возможны ли объединение с созданной на базе раскольнических структур «Православной церковью Украины», рост Украинской греко-католической церкви? — Мы наблюдаем попытки использовать военную спецоперацию для окончательной расправы над Украинской Православной Церковью и подчинения ее определенной политической воле. Сложно делать прогнозы относительно того, какие еще эксперименты над Церковью захотят поставить радикалы. Попыток перекроить Церковь под свои задачи было немало, но история не раз показывала их ущербность.

http://radonezh.ru/2022/07/29/vladimir-l...

Получается, что сегодня церковь должна быть всецело на стороне Юго-Востока Украины, потому что здесь народ восстал именно против того самого «своеволия власти». Или на востоке и западе Украины живут не одинаково равноправные граждане? Что именно подразумевается под понятием «Церковь» становится ясно из раздела «Религия и Церковь в украинском обществе: социологическое исследование». Оказывается, сегодня, согласно приводимым данным, среди православных (70% по опросу) большинство составляют сторонники «УПЦ-КП» - 22%. Верующих УПЦ (без указания патриархата) - 17%. Кто это такие - остается только гадать и удивляться. Куда же делась УПЦ МП на Украине? В прошлом году, по данным этого же центра, «филаретовцев» было 18%, православных 20%, в 2010 году - 15% и 24% соответственно. Вывод, казалось бы, на поверхности - «свидомисть» украинских верующих растет год от года, а после «евромайдана» и во время «российской агрессии» особенно. Но, как известно, диавол кроется в деталях. На 25 странице материалов приводится диаграмма результатов опроса о целесообразности существования «украинской поместной церкви». При этом сначала опрашиваемым было предложено ответить на вопрос «Если Вы согласны с необходимостью существования на Украине государственной церкви, то какая церковь должна приобрести такой статус?». Респонденты в предложенных вариантах ответов указали, что такой церковью должна быть «Украинская православная церковь» (41,8%), «Украинская православная церковь - Киевский патриархат» (24,4%), «Украинская православная церковь (МП)» (4,2%), «Украинская Автокефальная православная церковь» (0,9%), «Украинская Греко-Католическая церковь» (5,6%), «Все церкви» (5,7%). Комментарии излишни. И в отношении «главенства» «Киевского патриархата», и униатов на Украине. И в отношении профессионализма социологов в плане формулировок вопросов (какие церкви существуют на Украине), и в отношении ответов (особенно по части удельного веса тех, кто считает, что все церкви должны быть государственными). Но, видимо, главное и состоит в том, чтобы у опрашиваемых, а затем у читающих материалы так называемого мониторинга было смешение всего и вся.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010