15. Митрополия Гонконга Образована в 1996 г. Митрополит является также экзархом Юго-Восточной Азии. В митрополию входят экзархии: Индии (с центром в Калькутте), Индонезии, Филиппин. Также существуют общины в Сингапуре и Таиланде. 16. Украинские приходы Константинопольского Патриархата Хотя украинские общины в Америках и Европе не имеют своих собственных епархий, они имеют своих архиереев, которые подчиняются вышестоящим церковным властям Константинопольского Патриархата. Так, например, в Америке и Канаде это Американская архиепископия. Антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине 7 сентября 2018 г. было опубликовано коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщалось о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Данное решение было принято без согласования со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и  Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием . Реакцией на антиканонические действия Константинопольского Патриархата стали заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 и от 14 сентября. В заявлении от 14 сентября, в частности,  отмечается : «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев». Проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению «украинского вопроса» Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке решения: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Сообщение об этих решениях было опубликовано Константинопольской Патриархией 11 октября.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244541...

В ходе  заседания  Священного Синода Русской Православной Церкви,  состоявшегося  26 декабря, участники  отметили , что решение о признании раскольнической структуры, действующей на Украине, не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев и не имело соборного характера, а было принято Предстоятелем этой Церкви единолично. Члены Священного Синода Синода Русской Православной Церкви подтвердили невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. Вместе с тем решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола. Решением Синода также приостановлена деятельность  представительства  Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле. Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском решено преобразовать в приход Русской Православной Церкви в Каире. Приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, выведены из юрисдикции Александрийского Патриархата и получили ставропигиальный статус ( журнал 151 ). В дальнейшем Патриарх Александрийский Феодор не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за Литургией на острове Имврос 13 августа 2021 г. Реагируя на многочисленные обращения клириков Александрийского Патриархата, не желавших быть соучастниками антиканонических деяний своего Предстоятеля и просивших о приеме их в юрисдикцию Русской Православной Церкви, и учитывая, что Патриарх Феодор фактически встал на путь раскола, Священный Синод в заседании от 29 декабря 2021 г. ( журнал 100 ) принял решение образовать Патриарший экзархат Африки , назначив его главой митрополита Клинского Леонида . Священный Синод в своем заявлении от 28 января 2022 г. отметил, что решение об образовании экзархата, «принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244531...

Да и те, кто оставались «на свободе», часто были не лучше. Многие люди с наслаждением повторяли откровенный бред Ющенко, который уверял всех, что «его руки не крали», что при нем «Украина вступит в Евросоюз», и «бизнес будет отделен от политики»... Но еще раз была доказана стойкость православных. Меня поразила одна прекрасная православная женщина, которая тогда говорила куда более здравые вещи, чем большинство людей со степенями и дипломами, ретранслировавшими тогда откровенный бред «оранжевого» «5 канала» телевидения. (см. «Смерть схимонахини» ) Воцерковленные люди практически не поддавались пропаганде и манипуляции сознанием с помощью технических и психологических методов. Это еще одна причина, по которой нас всегда будут стараться раздавить архитекторы Нового Мирового Порядка, строящие свою политику на зомбировании масс. Религиозный фактор во всем этом действе сыграл огромную роль. Большая часть «майданщиков» состояла из активистов различных сект. Президентские выборы 2004-2005 годов выявили один интересный факт: проамериканский переворот активно поддержали все основные религиозные конфессии, кроме Украинской Православной Церкви. Она одна встала в оппозицию к происходящему антизаконному захвату власти проплаченными Евросоюзом и США силами. Одними из первых на Майдан побежали представители секты харизматов " Посольство Божье " , созданной гражданином Нигерии Аделаджей, ныне находящимся под следствием за организацию финансовой пирамиды. Серьезно «отметились» там и протестантские секты. Достаточно сказать, что баптисты даже развернули для своих многочисленных адептов на Крещатике импровизированную молельню. Но все-таки секты одни не сумели бы наполнить майдан, да и выглядело бы это не совсем прилично. Поэтому к происходящему подключились и подчиненные Ватикана. Католические и греко-католические священники массово надели оранжевые повязки, проводя агитацию и на своих приходах, и на Майдане. Можно без преувеличения сказать: неизвестно, победили бы оранжевые или нет, если бы не поддержка этих структур. Целые галицкие села по команде своих «парохов» (униатских священников) «сбрасывались» деньгами и снаряжали автобусы для поездки в Киев и участия в антиправительственных митингах.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/24/...

4 декабря 2022 г. Президент Украины В.А. Зеленский анонсировал ряд репрессивных мер в отношении Украинской Православной Церкви. На рассмотрение высшего законодательного органа Украины были внесены противоречащие международным правовым нормам законопроекты, предполагающие дискриминацию Украинской Православной Церкви и ее ограничение в правах. На фоне этого на Украине усилились противозаконные действия по отношению к структурам и членам Украинской Православной Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 2022 г. ( журнал 126 ) выразил поддержку «архиереям, клирикам, монашествующим и мирянам, стремящимся и в нынешних тяжелых обстоятельствах сохранить единство и канонический строй Украинской Православной Церкви» и посчитал важным «привлечение внимания Поместных Православных Церквей, представителей христианских конфессий и мирового религиозного сообщества, а также международных правозащитных организаций к нарушениям прав верующих на Украине». 17 января 2023 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний в дистанционном формате выступил с докладом на заседании Совета Безопасности ООН с сообщением о положении Украинской Православной Церкви. Председатель ОВЦС изложил основные факты ограничений на Украине прав верующих УПЦ: принятие антиконституционных решений о наложении так называемых санкций на представителей УПЦ и о лишении их украинского гражданства; проводимые украинскими спецслужбами массовые обыски в епархиальных управлениях, монастырях и приходах; регистрация в Верховной Раде законопроектов о запрете деятельности УПЦ; лишение ее права пользования соборами Киево-Печерской лавры и продолжающийся рейдерский захват храмов; клеветническая информационная кампания против Украинской Православной Церкви, приведшая к всплеску насилия в отношении ее верующих, многочисленным случаям поджогов и вандализма в ее храмах, избиениям и покушениям на убийство духовенства. Внимание членов Совета Безопасности ООН было обращено на противоречие действий государственных властей Украины в отношении крупнейшей конфессии страны фундаментальным международным документам, равно как украинской Конституции и законодательству.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1802269...

Нацистская церковная политика на Востоке в целом соответствовала лозунгу «разделяй и властвуй», при этом некоторые чиновники доходили до идеи максимально возможно более мелкого раздробления Православной Церкви. В сущности, об этом речь шла и в скандально известном приказе Э. Коха от 1 октября 1942 г., и в сообщении полиции безопасности и СД от 21 сентября 1941 г., писал об этом и представитель РМО при группе армий «Север» в докладе от 9 декабря 1941 г.: «По моему мнению, нам не может быть все равно, что путем создания охватывающих обширные территории церковных организаций в дальнейшем возникнет фронт против немцев. И эта опасность существует, если допустим или, может быть, даже поддержим церковные организации, превышающие рамки приходов» 1035 . Правда, само РМО с середины 1942 г. подобные идеи не разделяло, полагая, что в условиях существования Московского Патриархата ему должны противостоять сильные сепаратистские национальные Православные Церкви. На оккупированных территориях СССР во многом были оставлены в силе советские антирелигиозные законы. Наиболее заметно это проявлялось на Украине. Например, здесь церковные венчания допускались лишь после регистрации бракосочетания в государственных учреждениях 1036 . Различные ограничения касались церковных праздников. Так, в докладе в мае 1942 г. из генерал-бецирка Николаев сообщалось: «Если это не вызывает простоя в работе, Церкви молчаливо разрешено отмечать ее праздники. Впрочем, согласно строгим указаниям только немецкие праздники считаются законными». На примере этого доклада видно и стремление пресечь всякую несанкционированную деятельность православных архиереев. Резко негативную реакцию германской администрации вызвало появление в Гайворонском районе украинского епископа, самовольно пославшего указания местным священникам: «Если эти мероприятия и были чисто церковного содержания, все равно в интересах сохранения местной субординации и получения влияния необходимо следить за тем, чтобы подобные случаи не повторялись» 1037 . Почти повсеместно из обязательных школьных программ было изъято преподавание Закона Божия. Исключения существовали или в отдельных местностях, управлявшихся военной администрацией (Курск, Полтава), или в Прибалтике. Но и там это преподавание было запрещено священникам. Так, в августе 1941 г. генеральный советник по делам культа при генерал-комиссаре Литвы выступал против передачи преподавания религии из рук священников в руки учителей, считая, что германские мероприятия будут расценены литовцами в качестве близких к большевистским. Однако РМО переслало в январе 1943 г. в рейхс-комиссариат «Остланд» направляющую линию для создания школ в прибалтийских генерал-бецирках, согласно которой религиозные занятия могли проводить только светские учителя, не допускалось преподавание Закона Божия священниками вне школьного времени 1038 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить также, что после распада СССР в декабре 1991 г. часть украинских и белорусских ученых пытаются найти истоки нынешней независимости своих государств в событиях Второй мировой войны. Наконец, краткий обзор истории Русской Православной Церкви и религиозной политики советского государства в военный период содержится в трех обобщающих трудах светских российских исследователей, посвященных церковной истории XX Несмотря на определенную изученность проблемы, некоторые важные темы еще ждут своих исследователей: религиозный фактор как один из источников победы в Великой Отечественной войне; религиозность различных слоев населения до и во время войны; состояние отдельных православных епархий в военный период; патриотическая деятельность Русской Право­славной Церкви на местах; роль Церкви в общественной жизни СССР в 1941–1945 гг.; религиозное образование в военные годы; вклад Русской Православной Церкви в органи­зацию движения сопротивления на оккупированных нацистами территориях; связи Московского Патриархата и зарубежных Православных Церквей в период войны; вклад в Победу и развитие религиозной деятельности в 1941–1945 гг. неправославных конфессий и ряд других. Таким образом, многие аспекты истории Русской Православной Церкви и других конфессий СССР в годы Великой Отечественной войны остаются малоисследованными и требуют дальнейшего изучения, прежде всего на основе ставшего за последние 20 лет доступным огромного комплекса документов российских государственных архивов. Роль существующих публикаций источников пока относительно невелика в силу специфики исследуемой темы и невозможности (за редкими исключениями) как для отече­ственных ученых, так и для зарубежных на протяжении многих лет получить доступ к соответствующим архивным материалам или опубликовать их. Опубликованные источники можно разделить на несколько групп. Во-первых, это источники, характеризующие политику советского го­сударства и коммунистической партии по отношению к религиозным организациям в годы Великой Отечественной войны.

http://religare.ru/2_94013.html

Возвращаясь к рецензируемому изданию отметим, что результаты отбора опубликованных документов порождают ряд вопросов. Так, автор археографического предисловия не дает полного перечня проработанных архивов и их фондов, а лишь констатирует, что документы выявлены «в федеральных архивах и городских архивах Москвы и Санкт-Петербурга», в Курском и Псковском областных архивах, а также в Центральном архиве (ЦА) ФСБ России и Архиве Президента Российской Федерации (АП РФ), в государственных архивах Республики Украины и Республики Беларуси (С. 32). Об использованных фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного военного архива (РГВА) информация приводится, но отсутствуют сведения по ЦА ФСБ России, АП РФ российским региональным архивам, а также по фондам украинских и белорусских архивов. К сожалению, не оговариваются и критерии отбора материалов, а лишь указывается, что историки-архивисты трех стран выявили по теме свыше 600 документов, из которых в книге опубликован 221 (С. 33). Нигде не поясняется и новизна данного издания в сравнении с неоднократно выходившими в свет сборниками . Однако по содержанию видно, что в него включены не охваченные предшественниками архивные источники. В первую очередь, это документы из АП РФ, ЦА ФСБ России, архивов Украины и Белоруссии. (Причем в обеих бывших союзных республиках тема «РПЦ в годы Великой Отечественной войны» до сих пор не привлекала внимание археографов.) К тому же не ясно насколько полно представлены материалы названных архивов. Освещение истории РПЦ в годы войны через столь масштабный корпус документов предполагает и наличие библиографического списка по теме. Здесь же в краткой историографической части предисловия названы только отдельные работы и практически нет журнальных публикаций, в том числе «Журнала Московской патриархии», хотя именно там опубликовано немало важных материалов, например «Послание» патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) к пастве от 7 ноября 1943 г. и «Слово» митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), сказанное 23 января 1944 г. по случаю снятия блокады с города на Неве .

http://bogoslov.ru/article/740624

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей. По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% — Украинской греко-католической церкви.  Как захватчики храмов оправдывают свои действия?   Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма. Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию? При захватах храмов на Украине происходит  подмена понятий , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари),  самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины. Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?  Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ.  По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе. Фото с сайта ruspravda.ru

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-zahvatah...

Этот паренек за последние 7 лет оставил на околоправославных и православных форумах около 20 000 (!) сообщений, в большинстве из которых он требует автокефалии-реабилитации мазепы-украинизации богослужения-григорианского календаря и тому подобного ультра-обновленчества. Настоящая одержимость. Из трех священников, открыто агитировавших за Ющенко на майдане (этот, другого слова не подберешь, цирк они назвали «молитвами» за честные выборы), двое вообще не могут и не могли находится в сане, поскольку являются второженцами. Некоторые представители РПЦ, ныне вставшие на сторону московского «Сахаровского Болота» тоже уже заявили о необходимости «молиться за честные выборы». Хотя честные выборы при либеральной демократии невозможны по определению. При этой системе дикие обещания оппозиции из серии «всем все» ничуть не лучше фальсификации голосов. При такой системе власть всегда может принадлежать только денежным мешкам, манипуляторам и демагогам. Нам намного важнее молиться за возрождение Православного Царства в будущем, а в настоящем - за армию и флот, единственных верных союзников России. Но такие молитвы для насквозь либеральных нео-обновленцев - «кощунство». К счастью, такие политические агитаторы в рясах - это исключения в рядах священства РПЦ. При этом киевские «оранжевые» тесно связаны с московскими обновленцами. В т.ч. - со скандально известным «богословом» А. Десницким, который ныне ведет политическую агитацию за «цветную революцию» в России и «перестройку» в Церкви в духе либеральной политкорректности. «Либерало-православие» - это политический фанатизм вместо веры в Бога, утопическая мечтательность вместо надежды, сентиментальность вместо любви... (развернутую информацию о киевских обновленцах можно прочитать тут: «Духовные причины зуда церковного «реформаторства» ; «Либеральные маргиналы в Церкви» ). Православные активисты Украины составляли значительную часть «антимайданов». Конечно, не следует переоценивать роль массовки в «оранжевых революциях». Она обычно бывает только необходимым фоном для действий закулисных кукловодов по захвату власти.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/24/...

Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви. Вместе со всею массою русских православных верующих, со всею своею паствою сомневаюсь и очень, что Ваше Святейшество, как заявляете, “изучили точно течения русской церковности”, сомневаюсь потому, что Вам не угодно было ни разу обратиться к Нам за документальными объяснениями того, кто же подлинный и настоящий виновник смуты и раскола». Завершая анализ документа Константинопольской Патриархии, повторим за святителем Тихоном его приглашение из процитированного выше письма: «Всякий, кто явится к Нам, если пожелает беспристрастно, без предвзятых идей и определенных заданий, познакомиться с положением церковных дел в России встретит с Нашей стороны благожелательное отношение, если он явится к Нам, как к законному главе Русской Православной Церкви». Тогда чуть не совершили роковую ошибку, не стоит повторять ее и сегодня. Рейтинг: 9.8 Голосов: 199 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Богданов А. П.  Русские Патриархи (1589–1700). М., 1999. Т. 1. С. 88–97.   Фонкич Б. Л.  Из истории учреждения Патриаршества в России: соборные грамоты 1590 и 1593 гг.//  Он же.  Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVII в. М., 2003. С. 377–384.   Фонкич Б. Л.  Акт Константинопольского Собора 1593 г. об основании Московского Патриархата//  Он же.  Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVII в. М., 2003. С. 385–399.  Ср. 28-е правило того же Собора, где эксплицитно указывается, что и сам Константинопольский престол получил свои особые преимущества по причине нахождения в городе царя.

http://pravoslavie.ru/116317.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010