В авг. 1836 г. курский губ. М. Н. Муравьёв предложил Курскому еп. Илиодору (Чистякову) собрать историко-статистические сведения о Курской епархии, в частности, приступить к выявлению «летописей и старинных описаний», хранящихся в местных церквах и мон-рях. Губернатор предложил также составить биографии «знаменитых духовных лиц, как уроженцев Курской губернии, так равно ознаменовавших какими-либо отличными делами пастырство свое в этой губернии». Для составления описаний отдельных церквей и монастырей была разработана специальная программа. Проект не был реализован. В нояб. 1836 г. член Оренбургского губернского статистического комитета и присутствующий член Оренбургской духовной консистории прот. И. Бреев представил в Оренбургскую духовную консисторию «Программу главнейших статистических вопросов, относящихся до описания состояния церквей Оренбургской епархии и их духовенства». По указу Оренбургской духовной консистории от 19 янв. 1837 г., утвержденному местным еп. Иоанникием (Образцовым), копии с программы были разосланы в духовные правления и благочинным. В течение 1837-1839 гг. были получены сведения по отдельным приходам, однако завершить работу над описанием епархии и издать его не удалось. В 1845 г. бакалавр Казанской духовной академии Г. З. Елисеев предложил подготовить историко-статистическое описание Казанской епархии. Он обратился к Казанскому архиеп. Владимиру (Ужинскому) за содействием в собирании материалов и получил на это его согласие. В 1848 г. Елисеев просил архиерея сделать предписание о присылке из разных мест епархии описаний чудотворных икон, соборных и монастырских летописей, синодиков и описей церковного имущества, составленных ранее 1740 г. Архиеп. Владимир, усомнившись, что подобные материалы удастся получить в обозримый срок, рекомендовал Елисееву обратиться за ними в каждое место лично. Однако средств для поездок по епархии у Елисеева не было, на требование же правления Казанской духовной академии о присылке историко-статистических материалов большинство адресатов сообщило об отсутствии таковых.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

К епископу Владимиру К преосвящ. Владимиру (Ужинскому), епископу Курскому (1822−1831), потом архиепископу Черниговскому (до 1836 г.) и Казанскому (до 1848 г; † 1855 г.), архим. Макарий писал впервые из Глинской пустыни Курской епархии, прося его, как Епархиального Архиерея, ходатайствовать перед Св. Синодом об отправлении его в Сибирь в миссионеры. Затем, через 11 лет, архим. Макарий поручал вниманию его, тогда Казанского архиепископа, своего казанского благодетеля почетного гражданина г. Казани П. Л. Крупеникова. Два первых письма перепечатываются из книги П. В. Птохова: «Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии» (М., 1899 г.), стр. 39−42, нашедшего их в деле Синодального архива 1829 г., 417. Третье печатается по оригиналу, сохранившемуся в доме Н. П. Крупеникова в Казани. 58 Повергаясь мысленно к стопам Вашим, милостивейший Архипастырь, всенижайше прошу исходатайствовать в Св. Синоде установленным порядком, перемещение меня в Иркутскую епархию. Ибо самым темпераментом своим, будучи понуждаем искать, согласной с моими склонностями, деятельности, обретаю желание служить, как Господь повелит, и поможет тем о Христе братиям моим, которые в 1825 году из общежительных монастырей Великой России отправлены в Иркутскую епархию, для проповедания слова Божия народам языческим. 261 Посему всенижайше прошу Ваше Высокопреосвященство представить сие желание Св. Синоду, да соизволят перевести меня в ведение Иркутского Архиепископа, не лишив меня, если возможно, того пособия и содержания, которое получаю доселе по благодетельному снисхождению комиссии Духовных Училищ 262 , дабы Его Высокопреосвященство архиепископ Иркутский соизволил употребить меня на служение означенным братиям в деле проповедания Евангелия народам языческим, если усмотрит во мне какую-либо к тому способность, или в противном случае позволить мне в том Иркутской епархии монастыре, который будет избран мною, жить, как живу в Глинской Пустыни. Если возможно то, чтоб и я был отправлен в Иркутск, как означенные монахи, с подорожною по казенной надобности и с прогонными деньгами из казны; то всепокорнейше прошу исходатайствовать для меня сие милостивое вспоможение. Если же сие невозможно, то ограничиваюсь прошением надлежащего свидетельства из Духовной Белградской консистории, с которым бы мне можно было в Иркутск отправиться, и паки с глубочайшей благодарностью повергаюсь к стопам Вашим, святительского благословения и решения сему, желанно и прошению всенижайше испрашивая, и притом донести осмеливаюсь, что прежние опыты обещают мне укрепление сил от путешествия столь дальнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Вслед за тем Серафим потребовал от Павского объяснений и представил их вместе с замечаниями Филарета императору Николаю I. Императору объяснения Павского не понравились, в результате чего последнему пришлось оставить и службу при дворе, и профессуру. Император определил ему пенсию, которая позволяла Павскому отныне целиком посвятить себя научной работе. Это произошло в 1835 г., а вскоре, в 1841–1842 гг., в связи со своим переводом Ветхого Завета Павский столкнулся с новыми трудностями. Иеромонах Агафангел Соловьев поднял вокруг этой работы, существование которой благодаря многочисленным копиям отнюдь не могло быть тайной, большой шум, повсюду трубя о том, что перевод в отдельных своих частях неверен и искажает смысл Священного Писания; это вынудило церковные власти вмешаться  . Ниже мы еще скажем более подробнее об этом «деле Павского», которое, как и первое, наглядно демонстрирует те трудности, какие приходилось испытывать, работая в области богословской науки. Казанская Академия была реформирована позднее, чем все другие; она возобновила свою деятельность лишь в 1842 г. Обер–прокуроры Нечаев и Протасов затягивали открытие преобразованной академии якобы из–за отсутствия средств, в действительности же — из характерных для николаевской эпохи соображений: умножение такого беспокойного элемента, как студенчество, было политически нежелательно. И только Казанскому архиепископу Владимиру Ужинскому (1836–1848) удалось наконец настоять на открытии академии. Так как здание семинарии сильно пострадало от пожара, аудитории пришлось расположить в чердачном этаже Спасского монастыря, а студентов расселить по монашеским кельям. Ректор академии архимандрит Григорий Митькевич (1844–1851) и архиепископ Григорий Постников (1848–1856) многое сделали для академии в материальном отношении  . Среди преподавателей особенно выделялись уже упомянутые архимандриты Феодор Бухарев и особенно Иоанн Соколов. Курс догматики, читавшийся Соколовым в Казани (и позднее — в Петербурге), производил такое же сильное впечатление на студентов, как и раньше — петербургские лекции по церковному праву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Казанская Академия была реформирована позднее, чем все другие; она возобновила свою деятельность лишь в 1842 г. Обер-прокуроры Нечаев и Протасов затягивали открытие преобразованной академии якобы из-за отсутствия средств, в действительности же — из характерных для николаевской эпохи соображений: умножение такого беспокойного элемента, как студенчество, было политически нежелательно. И только Казанскому архиепископу Владимиру Ужинскому (1836–1848) удалось наконец настоять на открытии академии. Так как здание семинарии сильно пострадало от пожара, аудитории пришлось расположить в чердачном этаже Спасского монастыря, а студентов расселить по монашеским кельям. Ректор академии архимандрит Григорий Митькевич (1844–1851) и архиепископ Григорий Постников (1848–1856) многое сделали для академии в материальном Среди преподавателей особенно выделялись уже упомянутые архимандриты Феодор Бухарев и особенно Иоанн Соколов. Курс догматики, читавшийся Соколовым в Казани (и позднее — в Петербурге), производил такое же сильное впечатление на студентов, как и раньше — петербургские лекции по церковному праву. Один из слушавших в Казани лекции Иоанна с восторгом вспоминал о глубине и ясности его мысли, необыкновенной оригинальности языка и лежавшей на всем печати неповторимой личной одаренности. «Отличительною чертою его лекций было соединение в них тонкого и глубокого философского анализа с некоторым оттенком мистицизма самой, впрочем, чистой, высокой и благородной При всех своих достоинствах Соколов как преподаватель и ректор был, по свидетельству П. Знаменского, также одного из его учеников, властолюбив и полон презрения, иногда граничившего с грубостью, не только по отношению к студентам, но и к профессорам. Превышая свои полномочия, он перемещал профессоров и доцентов с одной кафедры на другую, вмешивался в их преподавательскую деятельность. Его своеобразный характер и эти выходки, как пишет тот же Знаменский, являлись немалой помехой нормальному течению учебного Преемники его, архимандрит Иннокентий Новгородов (1867–1868) и Никанор Бровкович (1868–1871), приложили немало усилий, чтобы ликвидировать отрицательные последствия его

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

по определению Синода от 25 июня 1842 г. завершило преобразование российских духовных академий по Уставу 1814 г. По мнению И. К. Смолича , «обер-прокуроры Нечаев и Протасов затягивали открытие преобразованной академии якобы из-за отсутствия средств, в действительности же - из характерных для николаевской эпохи соображений: умножение такого беспокойного элемента, как студенчество, было политически нежелательно». Однако архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому ; 1836-1848) удалось настоять на открытии академии, преодолев сопротивление нек-рых членов Синода. Предполагалось, что новая академия разместится в зданиях КазДС, поскольку количество учащихся семинарии сократилось после открытия в 30-х гг. XIX в. в Казанском духовно-учебном окр. Симбирской ДС и 8 духовных уч-щ. Однако в результате пожара 1842 г. сгорел комплекс зданий КазДС. Во избежание переноса Синодом открытия КазДА на неопределенное время архиеп. Казанский Владимир (Ужинский) разместил академию в постройках казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а квартиры ректора и части преподавателей устроил в архиерейском доме Казанского кремля. Лишь 8 нояб. 1842 г. состоялось торжественное открытие КазДА. В нач. 1844/45 уч. г. академия переехала в съемные помещения Казанского подворья на ул. Б. Проломная (ныне гостиница «Казань» на ул. Баумана). Заранее, еще в 1843 г., по проекту архит. А. И. Песке началось строительство комплекса зданий на окраине города, на Арском поле. Помещения академии заняли квартал, ограниченный Сибирским трактом (ныне ул. Николая Ершова) и улицами Госпитальная (ныне Чехова), 1-я Солдатская (ныне Лейтенанта Шмидта), 1-я Академическая (ныне Вишневского). Трехэтажный с антресольным этажом главный корпус и два 2-этажных флигеля на углах квартала были выстроены фасадами на Сибирский тракт. В 1848/49 уч. г. академия переехала в собственные здания. Во флигеле на углу ул. Госпитальной находились квартира ректора и б-ка, на углу ул. 1-я Академическая разместились квартиры преподавателей, в главном корпусе - домовая ц. во имя арх. Михаила, аудитории, общежитие, столовая и кухня. На территории большого по площади квартала был разбит сад, построены деревянный корпус больницы, дома с квартирами служителей. В 1887-1889 гг. главный корпус и флигели были расширены. Главный фасад увеличен с 20 до 40 окон, в глубь двора построено 2 крыла, и здание из прямоугольного стало П-образным. Фасады флигелей по Сибирскому тракту остались прежними, а боковые увеличены с 4 до 16 окон.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Кончина митрополита Михаила произошла в такое время, когда в рядах церковной иерархии никто еще не выдвигался достойным и соответственным ему преемником. В высших сферах происходила борьба двух направлений: против мистицизма, поддерживаемого министром духовных дел, князем Голицыным, все более и более укреплялось и расширялось течение церковно-консервативное. Управление митрополией поручено было Петербургскому викарию, епископу Ревельскому Владимиру (Ужинскому) 3954 . Преосвященный Владимир был викарием в Петербурге с 1819-го года. До хиротонии во епископа Ревельского 17-го мая 1819-го года он был, после принятия в 1807-м году монашества, ректором Новгородской Семинарии с 1812-го года и с 1816-го года настоятелем Иверского Монастыря. В 1822-м году, 12-го апреля, он назначен был епископом Курским, в 1831-м году переведен архиепископом в Чернигов, в 1836-м году в Казань, где при нем в 1842-м году открыта была Духовная Академия. В 1848-м году вышел на покой в Свияжский Богородицкий Монастырь и скончался 16-го декабря 1855-го года. Владыка был сын причетника Ужинского погоста, Валдайского уезда, в мире Василий Кононович Ужинский, родился в 1777-м году, образование получил в Новгородской Семинарии и, по окончании в ней курса, с 1803-го года служил, в ней учителем 3955 . Неопределенное положение разрешено было высочайшим указом 19-го июня 1821-го года о бытии митрополитом Новгородским, Санктпетербургским, Эстляндским и Финляндским твердому хранителю церковных преданий. митрополиту Московскому Серафиму 3956 . Глава четвертая. Митрополит Серафим (Глаголевский) 1821–1843 Биографические сведения. Перевод из Москвы в Петербург. Борьба с мистицизмом. Характер архипастырской деятельности владыки. Научная и литературная деятельность. Наместники – архимандриты: Товия, Палладий (Белевцев), Аарон (Петров). Окончание церкви Святого Духа. Церковь преподобного Сергия. Обновление Лазаревской церкви. Упразднение Алексанлро-Невского придела в соборной церкви. Переделка иконостасов в лаврских церквах. Новое Лазаревское кладбище. Постройки и перестройки в лаврских помещениях. Сооружение зданий и церкви Всех Святых в Киновии; колокольня и церковь архистратига Михаила в архиерейском доме. Дело о рыбной ловле в Финляндии, Посещение Императором Алекеандром иеросхимонаха Алексия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ивангород. Церковь Сошествия Святого Духа. Пещанская церковь, Свято-Духовская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты 18 июля 2020 года, в день праздника обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент совершил Чин великого освящения возрожденного Свято-Духовского храма УПЦ в селе Ивангород Ичнянского района Черниговской области. Каменную церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов в городе Ивангород заложили стараниям прихожан в 1820 году. Храм был окончательно построен в 1836 году и освящен по благословению архиепископа Черниговского и Нежинского Владимира (Ужинского) 18 октября того же года. Во времена советской власти святыня была почти разрушена. По воспоминаниям старожилов, в 1958 году церковное здание окончательно отобрали у верующих и установили там дизельные генераторы для производства электроэнергии. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20585

Мы их и избегали по детской простоте, пока священники не внушили нам, что сынам Израиля не должно чуждаться Владыки Израилева». 25 Обучение в военно-кантонистских заведениях предполагало, помимо прочего, приобщение всех их воспитанников (среди которых находились представители различных вероисповеданий, старообрядческих «толков» и сект) к православию. И в этом отношении опасения раввинов о том, что вырванные из еврейско-иудейской среды дети под влиянием православных миссионеров примут христианство , были вполне обоснованы. Вместе с тем, наблюдавшееся в КБВК равнодушно-терпимое отношение к иудеям даже позволяло им выбирать раввинов и отправлять иудейские обряды. Причём, в ряде случаев это делалось с прямого разрешения военно-кантонистского начальства. А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) вспоминал, как в бытность свою большим ревнителем иудаизма решился просить командира КБВК И.А.Войденова, освободившего по субботам евреев-кантонистов от «фронтового учения» для создания дополнительной возможности посещения ими «классов» Закона Божьего, о выделении «отдельного места», куда они «могли бы собираться на общую молитву». Вот что, по словам А.А.Алексеева (В.Ю.Нахласа) произошло дальше: 26 « – «Хорошо», – сказал Иван Авимович и тотчас призвал офицера хозяйственной части и приказал отвести нам комнату для молитв. Все кантонисты обрадовались этому. И так мы уже обзавелись молитвенным домом, который назвали синагогою, в которую я и был избран уставщиком. Служение и пение моё нравилось всем кантонистам, но особенно были они довольны тем, что я соблюдал по возможности заповеди талмуда, напр[имер], постился дважды в неделю, а такой уставщик весьма приятен израилю 27 . С этого времени мы всегда были благодарны начальнику училища за отведённую нам комнату для молельни, поэтому и мы с своей стороны старались исполнять его желание, слушать священника». 28 Данный факт подтверждается информацией, имевшейся в распоряжении архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (В.К.Ужинского), которую тот в 1844 – 1845 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

24 декабря 1845 г. ректор КДС направил архиепископу Владимиру (В.К.Ужинскому) представление с просьбой «посвятить их обоих в стихарь», обосновывая это тем, что «присланные в Казанскую епархию миссионеры, поступившие из кантонистов в духовное звание, Николай Кузнецкий и Александр Софронов, ревностно и с желаемым успехом занимались обращением евреев кантонистов Казанских баталионов в христианство». И уже на второй день – 25 декабря – местный епархиальный архиерей совершил их посвящение в стихарь в Казанском Кафедральном Благовещенском соборе. 82 11 марта 1849 г. – по «окончательном испытании в науках», пройденных в КДС, несмотря на свою молодость, Н.В.Кузнецкий (1-й) был принят в Казанскую Духовную Академию. 83 В 1853 г., после её окончания, он был утверждён в степени кандидата богословия, в дальнейшем служил в Полтаве. Об А.И.Софронове известно, что он служил также в Одессе. После отъезда Н.В.Кузнецкого (1-го) и А.И.Софронова в Казань миссионерские обязанности, помимо священников, возложили на себя А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) и ещё несколько «новообращённых», в лице уже упоминавшихся выше Н.П.Громова, Н.В.Кузнецкого (2-го) и Н.И.Софронова. По словам А.А.Алексеева (В.Ю.Нахласа), «из четырёх новообращённых составилась в г[ороде] Вольске как бы миссия»: «Одно было у нас на уме: – писал он, – пещись об обращении израиля ко Христу. Мы постоянно пребывали в единодушии, читали вместе слово Божие и усердно молились Иисусу Христу, чтобы он руководил нас немощных в важном, предстоящем деле». 84 Вообще, 1845 г. и несколько последующих лет оказались в СБВК необычайно «урожайными» по части крещения евреев-кантонистов. Как вспоминал А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас), когда он «сподобился принять Православие (это было в 1845 году), в один день в реке Волге, в гор[оде] Вольске, крестилось более 600 евреев». 85 А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) вспоминал, например, что П.И.Бибиков призвал его и других новокрещённых евреев, объявив им, что «жатвы предстоит много, а делателей мало», указав, что в Вольск назначено «до 500 человек рекрутов из евреев».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

«Это было так: – вспоминал он, – бригадный командир, осмотрев инспекторским смотром казанские баталионы, приказал петь «Боже, царя храни». Русские кантонисты исполнили приказание начальника, а мы молчали. Бригадный, заметив это, жестоко рассердился и спросил нас: «Вы отчего не поёте»? – Мы – евреи! – Разве евреи не должны возносить хвалу Богу за царя? Я вас неблагодарных! В это время подошёл к нам Иван Авимович [Войденов] и стал убеждать нас, чтобы мы пели «Боже, царя храни»! «Дети, зачем противитесь начальству? Я угадываю, что вы не поёте потому, что думаете, что «Боже, царя храни» есть молитва Иисуса. Поверьте мне, что это ни что иное, как гимн, воспеваемый нами – сынами России в честь царя; в доказательство можете даже и в шапках пропеть». При этом он скомандовал: «Накройсь»! Тогда мы охотно послушались доброго своего начальника и пропели единодушно наш народный гимн. Бригадный успокоился, но всё-таки угрожал рассортировать нас по всей бригаде. И действительно, на другой же день он исполнил своё намерение. Явившись по утру рано в заведение, он приказал выстроить оба баталиона и назначил нас кого куда. Одних в Пермь, других в Симбирск. Меня в числе 80 назначили в город Вольск (Сар[атовской] г[убернии])». 56 Помимо прочего, в целях усиления миссионерской работы на уровне СПС был поднят вопрос об устройстве батальонной церкви, в которую по необходимости предполагалось определить «особый причт для ближайшего надзора над кантонистами-евреями». Были учтены и ценные наблюдения, сделанные надзирающим за действиями законоучителей КБВК священником В.П.Вишневским. Так, например, 28 сентября 1845 г. в рапорте на имя архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (В.К.Ужинского), он указывал на следующие причины, препятствующие, по его мнению, обращению в православие кантонистов-иудеев: «а) то, что кантонисты евреи, ныне слушающие увещания, не имеют понятий о в[етхо]заветной истории, потому, что на вопросы о пророчествах касательно Мессии отзываются все неведением; б) язык русский мало знают, хотя и умеют читать и писать, отчего объяснений, делаемых им, не понимают, в) к тому же ни в одном классе нет Библии , чтение которой для лучшего уразумения доказательств пришествия Мессии необходимо». 57

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

  001     002    003