5. Во время Великой Отечественной войны глава преподобного Сергия находится в алтаре храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово под Москвой у иеросхимонаха Илариона (Удодова), не позднее 19 августа 1941 г. – лето 1945 гг. В воспоминаниях Е. П. Васильчиковой этот и последующие периоды изложены очень путано, но все же выделяются два момента: 1) П. А. Голубцову передали главу преподобного Сергия в связи с ожидавшимся арестом С. В. Олсуфьевой и началом войны (для хранения у схиархимандрита Илариона, о чем Е. П. Васильчикова вообще не упоминает). 2) П. А. Голубцов вернул главу Е. П. Васильчиковой в связи с открытием Троице-Сергиевой лавры, в которой впоследствии он сам был пострижен (это уже было «крещение» Павлика в отца Сергия»). 24 января 1938 г. был арестован Ю. А. Олсуфьев. После начала войны 22 июня 1941 г. риск хранить главу в Люберцах был слишком велик, так как С. В. Олсуфьеву могли арестовать каждый день (что и случилось 1 ноября 1941 г.) и каждый день могли призвать П. А. Голубцова в армию. Е. П. Васильчикова тогда бы осталась единственной, кто знал, где находится глава преподобного Сергия, а это было слишком рискованно, тем более при наступлении немцев. Вероятно, в промежуток от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941 г.) 197 П. А. Голубцов и перенес главу из Люберец к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову, 186315 марта 1951 г.) 198 , который с 1936 г. служил в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове под Москвой (по Савеловской железной дороге, близ станции Долгопрудная). Е. П. Васильчикова вспоминала об этом периоде очень противоречиво, но несколько раз говорила, что глава была перемещена «после ареста дяди Юрия, когда подходили немцы». Из воспоминаний Е. П. Васильчиковой, июль 1991 г. Е. В. Она ко мне попала, когда уже там было неспокойно. Тетя Соня мне ее привезла 199 . А потом, когда подходили немцы, было очень страшно. Она была вот отправлена, когда дядю Юрия взяли. П. Ф. А унесли... Это делал Голубцов, да? Уносил далеко?

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Сергий (Голубцов), епископ Будущий архиепископ Сергий (в миру Павел Александрович Голубцов) родился 16 апреля 1906 г. в Сергиевом Посаде в семье профессора Московской духовной академии по кафедре церковной археологии и литургики А. П. Голубцова . В 1930 г. окончил этнологический факультет Московского государственного университета. Работал в Государственном историческом музее. 26 марта 1930 г. был арестован по доносу одного из сокурсников по университету за критическое высказывание по поводу сноса храмов в Москве. Приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Проживал в пос. Коноша Архангельской обл. Освобожден в 1933 г. Вернулся в Москву. Выполнял работы по оформлению художественных выставок в музеях Москвы. С 1940 г. работал в Государственном историческом музее как научный художник-реставратор. Павел Александрович Голубцов был участником сокрытия главы прп. Сергия Радонежского. После начала войны П. А. Голубцов перенес главу из Люберец к старцу схиархимандриту Илариону (Удодову) в с. Виноградово. Там она хранилась под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери до конца войны. Летом 1945 г. Он перенес главу прп. Сергия на квартиру Е. П. Васильчиковой в Москве. С 1941 г. служил батальонным, затем полковым художником в звании сержанта. После окончания войны Павел Александрович вернулся в Москву. Осенью 1945 г. поступил на второй курс Православного богословского института, преобразованного затем в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1951 г. Одновременно вел реставрационные работы в Троицком соборе лавры, в Успенском храме Новодевичьего монастыря, в Елоховском соборе в Москве и в Покровском академическом храме. Удостоен степени кандидата богословия за сочинение на тему «Способы воплощения богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева». 2 апреля 1950 г. принял монашеский постриг. Рукоположен в иеродиакона, затем иеромонаха. Поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1951 г. преподавал церковную археологию и древнееврейский язык в Московской духовной академии. 16 марта 1954 г. утвержден в звании доцента. С 1954 г. архимандрит. В 1955 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Временно управлял Новгородской епархией. С 1959 г. епископ Новгородский и Старорусский. Проводил большие работы по реставрации и живописи в Никольском соборе, церкви Апостола Филиппа в Новгороде и в Георгиевской церкви в Старой Руссе. С 1963 г. архиепископ Новгородский и Старорусский. 1 октября 1964 г. избран почетным членом Московской духовной академии. С 1967 г. архиепископ Казанский и Марийский. В 1967 г. уволен по болезни на покой. Проживал в Троице-Сергиевой лавре, в 1971 г. Назначен руководителем братских духовников лавры. Написал свыше 500 икон, много времени и сил уделял постановке духовничества в лавре 617 . Скончался 16 июня 1982 г. 1. 15 июня 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Из него даже вышел кто-то, должно быть водитель, оставив открытой дверцу, обошел машину и чем-то раза два стукнул. Я уже был совсем близко и еще больше напряг силы, казалось — добегу, но тут резко хлопнула дверца, и автобус сорвался с места. Все еще не теряя надежды, я остановился на асфальте и отчаянно замахал рукой: дескать, стой же, возьми! Мне даже показалось, что автобус притормозил, и тогда я снова бросился к нему чуть ли не под самые колеса. Но на ходу открылась дверца кабины, и сквозь взметенную автобусом пыль донесся голос водителя: — Нету, нету остановки. Чеши дальше… Я остался один посреди гладкой полосы асфальта. Вдали, затихая, гудел мотор комфортабельного «Икаруса», на взгорке смутно маячила одинокая фигура Ткачука. — Чтоб ты провалился, гад! — вырвалось у меня: надо же так обмануть. Было обидно, хотя я и понимал, что не такое уж это большое несчастье — действительно, разве здесь была остановка? А раз не было, так какая нужда междугородному скоростному экспрессу подбирать разных ночных бродяг — для этого есть автобусы местных линий. И все-таки вид у меня был, наверно, довольно убитый, когда я добрел до Ткачука. Терпеливо дождавшись меня, тот спокойно заметил: — Не взял? И не возьмет. Они такие. Раньше бы всех подобрал, чтобы на бутылку сшибить. А теперь нельзя — контроль, ну и жмет. Назло себе и другим. — Говорит, остановки нет. — Но ведь останавливался. Мог бы… Да что там. Я уже в таких случаях предпочитаю помалкивать: себе дешевле обойдется. Может, он и был прав: не надо было надеяться — не было бы и разочарования. Значит, придется помаленьку топать дальше. Правда, ноги уже порядком устали, но раз мой попутчик молчал, то и мне, пожалуй, следовало вести себя сдержаннее. — Да, так, значит, про Мороза, — начал Ткачук, возвращаясь к прерванному рассказу. — Второй раз наведался я в Сельцо зимой. Холода стояли лютые, помнишь же, наверно, зиму сорокового — сорок первого года: сады вымерзли. Мне-то еще повезло, подъехал с каким-то дядькой в санях, ноги зарыл в сено, и то замерзли, думал, отморозил совсем. До школы едва добежал, было поздно, вечер, но в окошке горит свет, постучал. Вижу, будто кто-то глядит сквозь намерзшее стекло, а не открывает. Что, думаю, за напасть, уж не завел ли тут мой Алесь Иванович какие-нибудь шуры-муры? «Открой, — говорю. — Это я, Ткачук, из районо». Наконец открывается дверь, где-то лает собака, вхожу. Передо мной парнишка с лампой в руках. «Ты что тут делаешь?» — спрашиваю. «Ничего, — говорит. — Чистописание пишу». — «А почему домой не идешь? Или, может, Алесь Иванович после уроков оставил?» Молчит. «А где сам учитель?» — «Повел Ленку Удодову с Ольгой». — «Куда повел?» — «Домой». Ничего, не понимаю: какая нужда учителю учеников по домам разводить? «А что, он всех домой провожает?» — спрашиваю, а сам уже злюсь за такую встречу. «Нет, — говорит, — не всех. А этих потому, что маленькие, а через лес идти надо».

http://azbyka.ru/fiction/obelisk-vasil-b...

свящ. Владислав Мишин Предисловие Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой наиболее полное жизнеописание старца схиархимандрита Илариона, вобравшее в себя опыт предшествующих исследователей. В основу жизнеописания старца положены воспоминания его духовных чад – иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Сергия (Голубцова), протоиерея Владимира Жаворонкова, схимонахини Феоктисты (Говоровой), а также людей, которым посчастливилось знать батюшку во время его земной жизни. При составлении жизнеописания старца привлекались архивные материалы, часть которых была передана нам сёстрами Московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Однако многое из жизни схиархимандрита Илариона осталось сокрытым. В первую очередь это касается афонского периода жизни отца Илариона, его отношения к Высоко-Дечанской Лавре в Сербии, а также периода пребывания в России с 1905(?) по 1914 год. В архивах Московской Патриархии и Московской епархии послужной список схиархимандрита Илариона не сохранился. Сохранился только послужной список его родного брата и преемника протоиерея Петра Удодова, жизнеописание которого включено в книгу. В дополнение к сказанному заметим, что в настоящее время в архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне работает группа специалистов из Москвы. Поэтому не исключено, что через несколько лет о старце схиархимандрите Иларионе появятся новые, дополнительные сведения. Детские и юношеские годы. На Святой Горе Афонской Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном» ( Мф. 5:19 ). Эти слова Господа в полной мере можно отнести к схиархимандриту Илариону (Удодову), одному из смиренных избранников Божиих, о котором протоиерей Константин Сперанский 1 говорил: «У него молитва в устах, а работа в руках». Схиархимандрит Иларион, во святом крещёнии Иоаким, родился 20 сентября 1862 года в селе Буйловке Воронежской губернии в простой крестьянской семье. Его отца звали Хрисанфом (преставился 16 июня 1906 года), мать – Агриппиной (преставилась 11 декабря 1908 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После окончания войны из армии вернулся Павел Голубцов. После демобилизации он забрал честную главу Преподобного из храма в Виноградове и передал ее наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Павловне Когда стало известно, что Лавра открывается, Васильчикова сумела передать святыню Патриарху Алексию I , а тот, узнав тайну сокрытия честной главы в Виноградове, поручил схиархимандриту Илариону (Удодову) облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия, которые уже поставили на свое место в Троицком соборе. Таким образом, обратная замена главы князя Трубецкого на главу преподобного Сергия также прошла в строжайшей тайне, во время переоблачения честных останков святого. Официальная же передача мощей преподобного Сергия Лавре состоялась накануне Пасхи 1946 года. 20 апреля первый наместник возрождаемой обители архимандрит Гурий (Егоров) принял от директора Загорского музея-заповедника В.К. Ряховского святые мощи в серебряной раке XVI века — той самой, в которую их переложили при царе Феодоре Открытие Лавры в 1946 году описано непосредственным участником этого события протодиаконом Сергием «Великая Пятница 19 апреля. О. Гурий открыл царские врата, совершил Малое освящение престола, и по окроплении собора святой водой началась вечерня. Пришел старец схиархимандрит Иларион (Удодов), вдвоем с о. Гурием они выносили и Плащаницу. В шесть часов вечера началась утреня по чину Великой Субботы, с обнесением Плащаницы вокруг собора. В семь часов вечера из Троицкого собора в Успенский собор в закрытой серебряной раке принесли святые мощи преподобного Сергия. Раку поставили на деревянный помост у правой стены Успенского собора. Вечер Великой Субботы. Находящиеся в алтаре сосредоточенно молились. Незабываемые минуты ожидания. И вот донеслось: первый удар, второй, третий… — и родной, с детства знакомый звон, звон с лаврской колокольни. Торжественно несутся звуки древнего колокола в тиши ночи ранней весны. Город не спал, все слушали. В переполненном соборе все как бы затаили дыхание. Светлое Христово Воскресение 21 апреля. После 26-летнего онемения в обители преподобного Сергия в пасхальную ночь зазвонили колокола, сразу, неожиданно. Народ, заполнивший площадь, стоял с зажженными свечами. Крестный ход свободно обошел собор и вышел на паперть. Началась утреня и первое " Христос воскресе "

http://patriarchia.ru/db/text/5933933.ht...

Реставратор В 1924 году Голубцов переехал в Москву и поступил внештатным сотрудником в Государственный исторический музей, где работала его старшая сестра Мария, практикантом по зарисовке экспонатов отдела крестьянского быта. С 1925 года - внештатный технический сотрудник в читальном зале библиотеки музея, с 1 марта 1926 года - штатный сотрудник в читальном зале. С 1925 по 1929 год по совместительству с работой в ГИМе трудился внештатным сотрудником в Отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских под руководством академика И.Ю. Грабаря. Там его учителями в реставрации были такие мастера, как Г.О. Чириков и И.И. Суслов. В 1929 году поступил на второй курс Московского государственного университета по отделению теории и истории изобразительных искусств этнологического факультета. С 1 декабря 1929 года - научный сотрудник второго разряда реставрационно-муляжного отдела Государственного исторического музея. 26 марта 1930 года был арестован по доносу одного из сокурсников по университету за критическое высказывание в отношении сноса храмов в Москве. В июне того же года был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Первоначально жил в поселке Коноша Архангельской области, состоял на хозяйственных работах. С 5 ноября 1931 года жил в поселке Няндома , работал художником-оформителем в клубе железнодорожников. В 1933 году вернулся из ссылки в Мытищи Московской области, работал по разовым трудовым договорам с ГИМом и другими государственными учреждениями в качестве художника и реставратора. С 1940 года - научный художник-реставратор Государственного исторического музея. Среди реставрационных работ П.А. Голубцова в 1920-40-е годы: В те же годы он написал несколько научных работ. Павел Голубцов был участником событий тайного сокрытия главы преподобного Сергия Радонежского . После изъятия ее о.Павлом (Флоренским) и Ю.А.Олсуфьевым в 1921 г. глава долго хранилась в доме Олсуфьевых в Сергиевом Посаде, затем была закопана в саду. В конце лета 1928г. Павел Голубцов перевез главу в Люберцы, где уже тогда жил Олсуфьев Ю.А. В поезде Павел ходил по вагонам взад и вперед или стоял и никуда не ставил сумку из уважения к мощам. Зимой 1938 г. Олсуфьев Ю.А. был арестован. После начала войны хранить главу в Люберцах было слишком рискованно, т.к. С.В.Олсуфьеву также могли арестовать (что и случилось 1 ноября 1941г.), а Павла каждый день могли призвать в армию. Было решено перенести главу в другое место и Павел Голубцов перенес главу из Люберец к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову) в с.Виноградово. Там она хранилась под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери до конца войны, а после войны ее перевезли на московскую квартиру Е.В. Васильчиковой.

http://drevo-info.ru/articles/13672114.h...

Докладывая заместителю председателя Совета министров СССР Клименту Ворошилову, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Карпов писал об этом: " Открытие собора в Лавре явилось большим событием в жизни Русской Православной Церкви. Оно вызвало также многочисленные отклики за границей. Ряд иностранных газет расценивали открытие Успенского собора в Лавре как весьма положительный акт со стороны Советского Правительства. Большой интерес к Лавре проявляют представители иностранных посольств в Москве, которые являются довольно частыми посетителями Лавры " . Стоит подчеркнуть, что переход от уничтожения Церкви к политике использования её для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошёл во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трёх митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив её жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиреев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила " всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР " . Московская Патриархия с надеждой восприняла перемены. Патриарх Сергий, рассчитывая на смягчение условий существования Церкви, согласился на участие во внешне- и внутриполитических мероприятиях советской власти. В апреле 1946 года по решению Совета министров состоялось открытие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры как монастыря. С этого времени в Успенском соборе стали проходить богослужения. Так, вечером Великой Субботы, 21 апреля, в пасхальную ночь, после 26 летнего перерыва, зазвонили колокола. После состоялся многочисленный Крестный ход возле собора. Святые мощи преподобного Сергия с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года находились в эвакуации в Соликамске вместе с другими особо ценными музейными экспонатами. На историческое место в Троицкий собор Лавры мощи вернули в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Москве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Алексий (Симанский) поручил схиархимандриту Илариону (Удодову) " облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия " . Митрополит знал, что глава Преподобного хранилась у него в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово " на Долгом пруде " (ныне территория Москвы). Отец Иларион должен был быть готовым возвратить честную главу Преподобного в Лавру, как только откроется монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00497

ЖМП 4 апрель 2021 /  17 мая 2021 г. 13:30 Первая Пасха после четвертьвекового забвения Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».   PDF-bepcuя. Московская Патриархия с надеждой восприняла перемены. Патриарх Сергий, рассчитывая на смягчение условий существования Церкви, согласился на участие во внешне- и внутриполитических мероприятиях советской власти. В апреле 1946 года по решению Совета министров состоялось открытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры  как монастыря1. С этого времени в Успенском соборе проходили богослужения. Святые мощи преподобного Сергия с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года находились в эвакуации в Соликамске вместе с другими особо ценными музейными экспонатами. На историческое место в Троицкий собор Лавры мощи вернули в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Мос­кве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций. Местоблюститель Патриаршего престола мит­рополит Алексий (Симанский) поручил схиархимандриту Илариону (Удодову)2 «облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия». Митрополит знал что глава Преподобного хранилась у него в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово «на Долгом пруде» (близ станции Долгопрудная). Отец Иларион должен был быть готовым возвратить честную главу Преподобного в Лавру, как только откроется монастырь3.

http://e-vestnik.ru/history/pervaya_pash...

После окончания войны из армии вернулся Павел Голубцов. После демобилизации он забрал честную главу Преподобного из храма в Виноградове и передал ее наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Павловне Васильчиковой 16 . Когда стало известно, что Лавра открывается, Васильчикова сумела передать святыню Патриарху Алексию I , а тот, узнав тайну сокрытия честной главы в Виноградове, поручил схиархимандриту Илариону (Удодову) облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия, которые уже поставили на свое место в Троицком соборе. Таким образом, обратная замена главы князя Трубецкого на главу преподобного Сергия также прошла в строжайшей тайне, во время переоблачения честных останков святого.  Официальная же передача мощей преподобного Сергия Лавре состоялась накануне Пасхи 1946 года. Двадцатого апреля первый наместник возрождаемой обители архимандрит Гурий (Егоров) принял от директора Загорского музея-заповедника В. К. Ряховского святые мощи в серебряной раке XVI века — той самой, в которую их переложили при царе Феодоре Иоанновиче 17 .  Открытие Лавры в 1946 году описано непосредственным участником этого события протодиаконом Сергием Боскиным 18 . «Великая Пятница 19 апреля. О. Гурий открыл царские врата, совершил Малое освящение престола, и по окроплении собора святой водой началась вечерня. Пришел старец схиархимандрит Иларион (Удодов), вдвоем с о. Гурием они выносили и Плащаницу. В шесть часов вечера началась утреня по чину Великой Субботы, с обнесением Плащаницы вокруг собора. В семь часов вечера из Троицкого собора в Успенский собор в закрытой серебряной раке принесли святые мощи преподобного Сергия. Раку поставили на деревянный помост у правой стены Успенского собора. Вечер Великой Субботы. Находящиеся в алтаре сосредоточенно молились. Незабываемые минуты ожидания. И вот донеслось: первый удар, второй, третий… — и родной, с детства знакомый звон, звон с лаврской колокольни. Торжественно несутся звуки древнего колокола в тиши ночи ранней весны. Город не спал, все слушали. В переполненном соборе все как бы затаили дыхание. Светлое Христово Воскресение 21 апреля. После 26-летнего онемения в обители преподобного Сергия в пасхальную ночь зазвонили колокола, сразу, неожиданно. Народ, заполнивший площадь, стоял с зажженными свечами. Крестный ход свободно обошел собор и вышел на паперть. Началась утреня и первое “Христос воскресе”» 19 .

http://e-vestnik.ru/analytics/600_letiye...

В 1933 году, когда арестовали отца Павла Флоренского, Юрий Александрович Олсуфьев с супругой Софьей Владимировной уехали в Новгород. Через какое-то время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в село Мешаловка возле Люберец. Когда предоставилась подходящая возможность, Софья Владимировна вместе с близким другом семьи Павлом Голубцовым (будущим архиепископом Новгородским и Старорусским Сергием) пробрались в сад, где была закопана честная глава, и выкопали ее. «Когда выкапывали, было очень жутко, — вспоминал впоследствии архипастырь. — Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцево или Хотьково и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не Какое-то время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке у Олсуфьевых, а в 1938 году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к своему духовнику схиархимандриту Илариону (Удодову), настоятелю храма в честь Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово «на Долгих прудах» (близ станции Долгопрудная). После тяжелых испытаний, вызванных октябрьским переворотом, на Русь обрушилась новая беда — Великая Отечественная война. Мощи Преподобного вместе с частью особо ценных музейных экспонатов были направлены в эвакуацию в Соликамск и находились там с июля 1941 года по ноябрь 1944-го. А честная глава преподобного Сергия Радонежского всю войну, в том числе в самые трудные дни битвы за Москву, тайно пребывала в алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово, в восьми километрах от линии фронта. Возвращение в обитель Ко времени открытия Лавры в 1946 году святые мощи преподобного Сергия уже были в Троицком соборе. На свое историческое место их возвратили за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Москве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия иностранных делегаций, которые могли пожелать посетить и закрытую Лавру.

http://patriarchia.ru/db/text/5933933.ht...

  001     002