Глава VII. Император Феодосий II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдош. Августин о граде Божием. Ефесский собор. Монофизиты После падения Западной империи носителем императорского титула оставался малолетний Феодосий II, стоявший во главе Византийской империи почти всю первую половину V в. (408–450). Ни Феодосий II, ни его ближайшие преемники не относятся к числу таких деятелей, которые были бы в состоянии направлять исторические события или подготовлять других к исполнению важных предначертаний. Нет, V столетие не располагает такими людьми на троне, вследствие чего события, не завися от воли отдельных личностей, идут тем нормальным течением, которое определялось как неизбежностью самих событий, так и логическим их развитием. Вступив в 7 лет на престол, Феодосий уже по малолетству не мог управлять делами огромной империи, переживавшей притом необычайно тревожную и критическую эпоху. Впрочем, Феодосий и в юном возрасте, и в зрелых годах не выходил из-под влияния окружавших его и приближенных к нему лиц. То обстоятельство, что судьбы Восточной империи, попав в руки человека, который всего больше прилежал к искусству каллиграфии, т.е. к красивой переписке древних рукописей и к уединенной, почти монастырской жизни, несмотря на это, не испытали сильных потрясений, имеет себе объяснение в том, что вблизи Феодосия оказались лица, способные руководить им ко благу. Первые годы царствования во главе управления стоял префект Востока Анфемий, удерживавший влияние, по-видимому, до 414 г. Это был человек, насколько можно судить по скудным сведениям о нем, стоявший на высоте занятого им положения. Ему ставят в упрек – едва ли, впрочем, основательно – недостаток твердости в деле константинопольского архиепископа И. Златоуста и супруги Аркадия, говорят, что он мог бы при добром желании оказать ему должную защиту. С 414 г. можно считать уже определившимся влияние Пульхерии, сестры Феодосия, которая была старше его только двумя годами и, между тем, приобрела почти безграничное влияние на своего брата. Будучи объявлена августой и состоя в государстве первым лицом после императора, а во дворце будучи законодательницей и образцом, с которым все соображались, Пульхерия стала давать тон придворной жизни и разнообразно обнаруживать влияние на государственные дела. Весь продолжительный период царствования Феодосия отмечается, по справедливости, весьма характерным женским влиянием августы Пульхерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Живая любовь к церкви проходила через всю жизнь Пластова. В его роду священники, церковные архитекторы и строители, иконописцы. Отец в качестве подмастерья помогал расписывать храмы и служил псаломщиком в прислонихинской церкви, которую построил и расписал дед художника. Сама семейная стезя неуклонно вела Аркадия Пластова в церковную жизнь. Его даже отдали в Симбирское духовное училище — была такая семейная мечта, что он станет архиереем. Но пятнадцатилетним мальчишкой он увидел, как работают приехавшие к ним в село реставраторы-иконописцы, тогда и пришло отчетливое решение: буду живописцем и никем больше. Духовное училище он все же окончил, а потом с последнего курса семинарии «полетел за жар-птицей искусства в Москву». Сначала два года отучился в Строгановке, а затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Поругание Христа. 1950-е гг., бумага, гуашь. Собрание семьи художника Даже в советское время каждую неделю Пластов бывал в храме, ездил в Богоявленский собор в Елохове, бывал во Всехсвятской церкви на Соколе, в храме в Путинках. Он хорошо знал службу, молился сердцем: «Запели пасхальный Канон... Я стоял и чуть не плакал, ты поймешь, какое было невыразимое от этого на душе чувство печали и радости. Больше, конечно, печали, т. к. этот торопливый перекат, бесконечную ласковость, ангельское веселье, весеннюю голубизну и светозарность этих стихир просто нельзя было даже с усилием воспринять, как что-то реальное, осязаемое, что взял бы и унес с собой. Все казалось сном, неявью…» В трапезной. 1950-е Куличи, 1950-е РИА Новости Конец службы, 1940 Венчание. 1960-е гг., бумага, акварель. Собрание семьи художника Зимний праздник. Никола. 1950-е гг., бумага, акварель, белила. Собрание семьи художника Именно светозарность, светоносность, огненность — главные живописные черты его акварелей на церковную тему: «Сергиев Посад. В трапезной», «В Успенском соборе», «Куличи», «Зимний праздник. Никола». Его колористические решения в этих акварелях завораживают: пылающий красный, оранжевый, багряный, звонкое золото разлились во всю силу в изображениях церковных праздников и служб. Золотые, охристые рефлексы от горящих свечей падают на лица прихожан в «Венчании»; горящий оранжево-красный в облачении священников («Сергеев Посад. В трапезной»); бело-золотистое полыхание бесчисленных свечей в огромном подсвечнике, который Пластов сделал композиционным центром картины («Зимний праздник. Никола»); на сияющем иконостасе с его ликующими золотисто-охряными, красными тонами вспыхивают светлые и охристые блики, однородные темные пятна толпы прихожан контрастно подчеркивают сверкающее убранство иконостаса («В Успенском соборе»). Пластов пишет в импрессионистической манере, с большой экспрессией, объединяя огненные краски в единый аккорд, и в нем открывается символика внутреннего света церковных таинств, молитвенного горения и света несотворенного.

http://foma.ru/arkadij-plastov-ja-rabota...

Колокольня помещается на юг от собора, в 5 саженях от него и соединена с ним каменною галереею. Длина и ширина основания колокольни 7 арш. 12 верш., высота 13 саж. до креста. Она устроена в два яруса, из коих в нижнем помещен один большой колокол в 320 пудов 4 фунта весом, а в верхнем помещен один колокол в 159 пудов на середине и семь колоколов малых, от 25 пудов до 10 ½ фунтов – в просветах. Купол колокольни выкрашен белой краской, а глава его и крест имеют тот же вид, как и в здании собора. В алтаре, кроме престола и жертвенника, сделанных из дубового дерева, помещается шкаф для священных сосудов, евангелий и венцов. В боковых отделениях помещается ризница. Антиминс, освященный епископом Павлом, подписан митрополитом Исидором. Стены собора оштукатуренные, росписаны разноцветными, акварельными фигурами, как то: крестами, розетками, плетенками, бордюрами. Двухъярусный, деревянный иконостас выкрашен белою, под лаком, краскою и имеет множество позолоченных украшений. Иконы писаны художником Шильцовым. По штату причта при соборе положено: протоиерей, священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Жалованья от финляндской казны предназначено протоиерею 750 руб. сер., священнику 600 руб. сер., диакону 400 руб., двум псаломщикам по 275 руб. и просфорне 75 руб. сер. Но так как штат Успенского собора до сего времени еще не утвержден, то причт удовлетворяется жалованием по прежнему штату Троицкой церкви. Впрочем, священник получает жалованье по новому штату из особых сумм, Высочайше предоставленных для того в распоряжение финляндского генерал-губернатора, равно и диакон пользуется из тех же сумм добавкою 100 руб. к получаемому им жалованью по старому штату. Помещается причт, кроме священника, в прежнем деревянном доме, принадлежащем Троицкой церкви. Священник же получает квартирное содержание из особых сумм. Приход Успенского собора тот же, что и при Троицкой церкви. Его составляют местные православные граждане купеческого и мещанского сословия, более значительный процент приходского населения составляют отставные, преимущественно нижние воинские чины и семейства их. Кроме коренных и оседлых прихожан, в приходе есть временные обыватели, проживающие здесь по паспортам, преимущественно уроженцы Ярославской губернии, и занимающиеся торговлей, огородничеством и другими промыслами.

http://sobory.ru/article/?object=07932

Если между пробелами провести вдоль и поперек прямые линии, то и выйдет крест четвероконечный, т. е. слова: IC ХС приспособлены к тому, чтобы надписать их выше поперечника, по ту и другую сторону продольной части креста, a HI-KA —  ниже поперечника таким же образом. Второе следствие: если надпись была греческая, то отсюда следует, что кресты и в последующее время, по крайней мере в Греции, большею частью были четвероконечные с означенною подписью или без нее. Что же скажут нам на это старообрядцы? Сказать против этого решительно нечего: истина необходимо должна восторжествовать. В другой рукописной раскольнической книге, писанной скорописью в не очень давнее время (принадлежащей Архангельской семинарской библиотеке), в главе восьмой — «О начале раздора Федосеевых с Выгорецким общежительством; о причинах того, чего ради оный бысть», в конце, есть ссылка мнимых старообрядцев на один четвероконечный крест, который они признают истинным, настоящим крестом. Некто, раскольник Игнатий Трофимов, утверждал, что на кресте нужно писать титлу из четырех букв — IHЦI и укорял поморян между прочим и за то, что они не принимают этой титлы. Прибывши по случаю в Москву, где были и поморцы, он доказывал им верность своего мнения тем, что и на кресте св. Константина равноапостольного, находящемся в Успенском соборе (в Москве), есть такая надпись. Поморцы — Даниил Матфеич, Федор Калинич, Федор Федорович Яров, Михайло Григорьевич и некоторые другие с их стороны, «собравшеся вкупе, поидоша во Ycnehckiй собор, поемше и онаго учителя Urhamiя и даша cmpaжieм сребреники, да вынесут пред техъ очи оный крест Константинов, иже и вынесен бысть из олтаря и положен на налой, к которому приступивше отцы прилежно смотриша Urhamieм проповеданнаго, но того усмотрети отнюдь не возмогоша, токмо haчepmahie cie: Ic Хс симъ побеждай, якоже и самолично оный благочестивый монарх на небеси звездами изображенное видев и ucmopieю тое засвидетельствовано бысть». — Нужно ли после этого доказывать еще мнимым старообрядцам, что четвероконечный крест — истинный Христов крест, когда самые их учители признают его, как бы поневоле, — за истинный крест? Кто из любителей древности не знает, что в Успенском соборе находится крест Константина, принесенный с Афонской горы, — крест четвероконечный и что на небе этот монарх видел четвероконечное изображение креста? Но раскольники весьма часто сами признают истинным крестом четвероконечный крест, когда, например, предостерегают своих единоверцев от того, чтобы они не осмеливались наступать на сложившуюся случайно или намеренно сложенную на земле или на полу фигуру креста о четырех концах, а также когда осуждают православных за пренебрежение четвероконечною фигурою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Покидая собор, все митрополиты запаслись копиями соборных определений и громили сторонников оппозиции. Ф. И. Успенский в своём исследовании коснулся и движения богомилов 163 . Хотя он и не мог подняться до оценки этого движения как борьбы угнетённых классов против растущего гнёта феодальной эксплуатации, тем не менее он наметил правильные линии в характеристике этого движения как движения, имеющего социально-революционное направление, которое скрывалось за оболочкой религиозно-догматических споров. После ожесточённой идеологической борьбы в Византии XII и начала XIII вв. в истории общественно-политической мысли наступает некоторый перерыв до тридцатых годов XIV в. 164 Это не значит, конечно, что развитие общественной мысли совершенно остановилось в этот период. Несомненно, оба враждующих направления на крайних полюсах византийского общества собирались с силами, чтобы в определенный момент снова выступить друг против друга на фронте идеологической борьбы. К началу XIV в. усиленно развивается мистическое направление в философско-богословской мысли в Византии. Мистическая философия активно выступает против права разума на обоснование и объяснение положений веры, против познаваемости истины, выдвигая, в противовес дедукциям схоластической „диалектики», непосредственное созерцание как единственно возможное и дозволенное орудие познания. В религиозно-философской борьбе первой половины XIV в. центральное место занимает борьба сторонников Варлаама с Григорием Паламой по поводу отношения к движению исихастов. Борьба варлаамитов и паламитов, будучи одним из наиболее выдающихся явлений в истории общественной мысли в Византии XIV в., привлекала внимание многих византинистов, не говоря уже о большой церковно-исторической литературе, в которой эта борьба получила специфическое освещение, затрагивая почти исключительно каноническую сторону дискуссии, волновавшей умы в Византии в первой половине XIV в. Ф. И. Успенский первым отошёл от установившегося взгляда и подошёл к исследованию корней идеологической борьбы варлаамитов и паламитов, как к борьбе на арене философско-политической мысли, посвятив ей значительное место в своей работе 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Система размещения традиционных сюжетов была определена заказчиком. В центральном куполе помещено изображение Саваофа в окружении херувимов. На сводах боковых глав располагаются евангелисты. В клеймах над иконостасом: в центре - " Распятие " , с правой стороны - " Снятие с креста " , с левой - " Положение во гроб " . Стены расписывались в два регистра. Десять священных исторических сцен нижнего пояса выполнил Иван Мамаев, получивший живописное образование частным образом у учителя рисования Вятской духовной семинарии Фёдора Черепанова. Алтарная часть была украшена росписями позднее, в 1825 году. Здесь иллюстрировались сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Живопись свободных участков стен и столбов имитировала мрамор. Богатая лепнина и " сие расписание... в прочности, доброте и искусстве " , не должны были уступать " росписанию здешнего кафедрального собора " . Во время капитального ремонта собора, проведённого в 1894-1896 годах, первоначальная живопись была записана - за исключением изображений в верхних частях храма. Для исполнения новых росписей был приглашён известный художник и реставратор из Палеха - Лев Иванович Парилов, обладавший большим опытом по реставрации древней стенописи. Богатая фантазия мастера " рисует " на стенах соборного храма мир, в котором всё красиво и радостно. Дух народного искусства лежит в основе цветового строя росписей Успенского собора. Подчёркнутая простота форм, идущая от традиций новгородской школы, и пристрастие к богатейшей орнаментике, характерной для строгановского письма, демонстрируют особый строй образного языка живописи главного храма Трифоновой обители. Архаичный для конца XIX века стиль росписей Успенского собора, отличающийся иллюстративным, повествовательным характером, по-своему оригинален и выразителен. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05187

В апреле 1954 года дирекция Азовской чулочной фабрики начала процесс возвращения фабрике здания Успенского молитвенного дома, принадлежащего ей до оккупации. 27 июля 1954 года Ростовский облисполком принял решение об освобождении православной общиной здания молитвенного дома. По согласованию с горсоветом община за 60 тыс. руб. купила глинобитный дом 1912 года постройки, площадью 103,25 кв. м, располагавшийся по Черноморскому переулку, 16. 12 октября 1954 года общине было разрешено пристроить алтарь к купленному дому. 3 марта 1960 года Азовский горисполком вынес решение о закрытии молитвенного дома и в устном виде передал старосте распоряжение о закрытии храма. 27 мая 1960 года было принято решение на уровне Ростовского областного исполнительного комитета «О прекращении дальнейшей эксплуатации здания общиной верующих Успенского молитвенного дома в г. Азове в связи с его аварийным состоянием». 14 октября 1999 года на Петровской площади, на месте алтаря бывшего собора, был освящен памятный камень. 25 февраля 2013 года под председательством депутата Государственной Думы В. П. Водолацкого прошло заседание оргкомитета и Попечительского совета Успенской соборной церкви города Азова. На повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся выделения земельного участка под восстановление храма, изготовления эскизного проекта и макета будущего храма. Участники совещания обсудили план работы на текущий год, были созданы рабочие группы по направлениям предполагаемой деятельности. Не позднее 2013 года был назначен настоятель прихода восстанавливаемого храма. По многочисленным просьбам православных верующих Азова и донских казаков пошла подготовительная работа для воссоздания собора. 28 августа 2016 года, в престольный праздник храма, митрополит Ростовский Меркурий (Иванов) совершил Божественную литургию на историческом месте Успенской соборной церкви. http://drevo-info.ru/articles/22340.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=49017

Но, как верно заметил Д С , Л И чужда вопросам, в круге которых мы вращаемся, вопросам русской религиозности и религиозным вообще. Вот почему возражение ее бьет мимо цели. Она говорить, что Германия наиболее религиозная страна, в ней больше всего религиозных мыслителей и русские мистики заимствуют кое-что из германских книг. Это все верно. Несомненно, Германия поставляет наибольшее количество людей, занимающихся религией с глубоким интересом. Но вся-то суть в том, что мы различаем религиозность и религиозность и не случайно связываем свои симпатии с религиозностью русской. Мы считаем, что та религиозность, которую знает Россия, иная, нежели та, которою живут протестантские страны. В протестантизме есть элементы, которых мы не принимаем ни в каком случае. Так как немецкая культура действительно выросла на почве протестантизма, то несомненно, что в ее идеалах и нормах сказывается влияние этой именно религии. Может быть, из всех существующих христианских вероисповеданий наиболее примиримо с современной культурой вероисповедание протестантское. Поэтому-то в Германии и больше религиозных мыслителей. Но это не плюс, а минус этой религиозности. Если скажут, что в Германии вся буржуазия религиозна, мы не удивимся, потому что такова эта религиозность, чтобы ее исповедовала современная буржуазия. В том факте, что в России интеллигентная буржуазия атеистична, мы видим плюс для русской религиозности. В.В. Успенский Я взял слово, чтобы высказать чувства глубочайшего возмущения по поводу речи г. Гирш! Председатель Может быть, Вы можете более осторожно выбирать слова? В.В. Успенский Нет, не могу. Речь г-жи Гирш – порождение ужасающего сатанинского самомнения... Ведь смысл речи такой: «все, что у вас, русских, есть хорошего, ценного, это вам дали немцы. А ваше русское это грязь, мракобесие, невежество» ... И это ее мнение называется «беспристрастным»! К нему должны прислушаться мы, русские, имеющие Ломоносова, Лобачевского, Менделеева, Пушкина, Толстого, Достоевского, Глинку. Если вот такое настроение немцы выдают за религию поэтов, мыслителей, Бетховена, я понимаю, почему Реймсский собор разрушается и Лувен гибнет.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

На столпах собора написаны лицевые изображения, совершенно точно расположенные и орнаментированные с открытыми на таких же столпах за иконостасом. Цоколь собора весь украшен рисунками развернутых полотенцев с кругами разнообразно орнаментированными, из которых многие открыты в целом и неповрежденном виде. Все письмо в соборе, по своей чрезвычайной характерности, обращает на себя особенное внимание, и вся внутренность храма в своем целом представляет собой образец благолепия церковного XII века. Так, по благопромышлению Божию суждено было Владимирскому Архиепископу Феогносту восстановить и обновить внутреннее древнее благоукрашение Владимирского Успенского Собора. По восстановлении чудного благоукрашения внутри собора Владимирский Архипастырь не мог уже более переносить запустение сего благознаменитейшего храма и по наружной его стороне. По обновлении внутри собора еще яснее стало видно, что настоящий наружный вид собора, по своей подверженности и по изменению многих его частей, не соответствует внутреннему благоукрашению. В настоящем своем состоянии собор почти повсеместно утратил свои колонны и полуколонки, и рельефные на нем изображения некоторые сбиты, а некоторые замазаны несколькими слоями извести. На место узких продольных окон в некоторых его местах, как и прежде было сказано, устроены большие широкие окна, исказившие его Византийскую архитектурную красоту, а на белокаменных его стенах и даже на сводах его сделаны массивные кирпичные накладки, гнетущие своей тяжестью семи-вековое здание; верхние арки собора, построенного Великим Князем Андреем, полуразрушенны, пять соборных трибунов закрыты на целую половину кровлей собора, и окна в них под крышей заложены кирпичом; все украшения трибунов, высеченные из камня, частью сбиты и повсеместно повреждены; над средним главным трибуном массивная глава, имеющая в окружности 16 сажень и в высоту 5 сажень, покрытая по железному решетнику красной позлащенной медью, от семи-векового времени в верхних своих частях проржавела и сделалась худой, и позолота на ней уцелела только в нижних частях. На остальных четырех трибунах, построенных Великим Князем Всеволодом, главы покрыты в позднее время простым железом, и устроены не в стиле уже первоначального их покрытия, древние же кресты на сих главах едва держатся от ветхости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Дворяном и всяких чинов дворовым людям: капуста же, огурцы, учаски хлеба. Отпущено в Успенской собор блюдо болшее колива. Да в Крестовую блюдо же среднее колива ж. Февраля в 25 день, в субботу первые недели поста Папошник. 3 пирога долгих з грибами. Пирог круглой з грибами. Пирошки маленкия с малиной. Пироги караси. Блюдо пряжья. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой. Грибы холодныя под хреном. Чернослив со пшеном да с ягоды. Капуста шатковая. Грузди гретые с соком. Грибы гретые с луком. Горох хлебаной з маслом. Галушки з грибами. Кашка соковая. Лапша з гороховым отваром. Казначею с началною братьею: пироги, папошники, горох тертой с маслом, грузди гретые с соком, лапша гороховая с маслом, шти с соком. Священникам и братье и поселским старцам тож, кроме папошников. Певчим дьяком и поддьяком: шти с соком, горох тертой с маслом, лапша гороховая, пироги с горохом, калачи хомутинныя. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с соком, лапша гороховая. Кормлено 12 человек нищих да дворян лебедянцов 14 человек. Февраля в 26 день, в неделю первую поста Папошник. 3 пирога долгих з грибами. Пирог круглой з грибами. Блюдо пирогов ягодников. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Кисель холодной с соком. Оладьи в патоке. Кисель гарячей с патокой. 2 головы гороху. Грибы холодные под хреном. Манты. Горох хлебаной с маслом. Грузди гретые с соком. Капуста шатковая. Галушки з грибами. Кисель клюковной. Кашка соковая. Казначею с началною братьею: шти с соком, грибы тяпаныя, горох тертой с маслом, лапша гороховая, пироги круглыя, калачи хомутинныя. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с соком, лапша гороховая, пироги с горохом. Кормлено 12 человек нищих, да дворян лебедянцов 14 человек, да воронежских подводчиков 27 человек. Да по имянному святейшего патриарха указу, кормлено разных городов дворян 60 человек. Указ сказал скатертник Василей Панфилов. Изготовлено на подачи: 10 голов гороху тертого, 10 нарядов мант, 10 блюд пирогов на троицкое дело, 20 блюд пряжья, 4 блюда ягодников. Февраля в 27 день, в понедельник вторые недели поста

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010