Ярославль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Успенский собор Карта и ближайшие объекты В 1918 году при обстреле города Успенский собор сильно пострадал, но его быстро отремонтировали, после чего передали под " биржу труда " , а в 1937 году... взорвали вместе с колокольней. До начала 2000-х гг. здесь был клочок парка сто на сто метров. А в 2004 году на месте старого храма торжественно заложили новый собор. Всё бы хорошо, однако новый собор оказался совсем не похожим на старый. Как выяснилось, воссоздание в прежних формах вообще не входило в задачу архитектора. Видно, что автор пытался взять за пример для подражания старинное зодчество - например, Софийский собор в Вологде. Но то ли выйти за рамки стереотипа не удалось, то ли подвели современные " евроматериалы " - нитрит титана вместо золота в качестве покрытия куполов, белейшая штукатурка, кровельная медь смотрятся слишком бутафорски, с первого взгляда выдавая " новодел " . Получился типовой храм в модном ныне " квазирусском " стиле - при полном отсутствии каких бы то ни было художественных особенностей. Помимо всего прочего, Успенский собор ещё и очень большой - больше храма-предшественника. Специалисты предупреждали, что такая гигантомания исказит вид старинной части города и " раздавит " Стрелку, но к этим доводам не прислушались. В сухом остатке: хорошо, что у Ярославля снова есть кафедральный собор на историческом месте. Жаль, что к его возведению подошли столь потребительски, без уважения к истории и архитектурным традициям города. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 г., находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII в. был взорван в августе 1937 г. Идея восстановить Успенский собор на прежнем месте впервые была высказана ярославским писателем Юрием Бородкиным на страницах газеты «Северный край» в середине 1990-х г.г. В конце 2003 г. в интервью газете «Северный край» мысль о необходимости восстановления собора высказал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, годом ранее назначенный на ярославскую кафедру. Именно после его приезда в Ярославль в 2003 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в городе состоялся первый крестный ход от церкви Спаса на Городу к месту на Стрелке, где стоял когда-то Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=12099

< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

Пермь. Успенский женский монастырь. Храмы монастыря: Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в 1873 году на юго западной, пустынной тогда еще окраине города, возле деревни Данилихи, под именем женской общины на средства братьев-благотворителей Федора и Григоря Каменскимих. В 1882г. указом Святейшего Синода община переименована в общежительный монастырь без всякого содержания казны. Главный Успенский соборный храм, вмещающий в себя до 3 тыс. богомольцев, в 1905-1908 гг. был заново расписан В. М. Васнецовым. Казанский каменный храм-усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери был выполнен на высоком художественном уровне, его внутреннее убранство являлось точным образцом древнерусской церкви, деревянная церковь Жен Мироносиц отличалась изяществом своей архитектуры. С 1923 г. были конфискованы все монастырские помещения, взорван Успенский собор (на его месте сейчас построена МСЧ 5), и деревянная церковь Жен Мироносиц (на ее месте сейчас расположена ср. школа 92). От всего монастырского комплекса в советское время остались два корпуса и каменный храм Казанской иконы Божией Матери. В 1993 г. монастырь был открыт. Успенский монастырь, общежительный, в городе Перми. Основан в 1881 году из существовавшей с 1874 года женской общины. В монастыре находятся две чтимые иконы Божией Матери: Казанская и Черниговская-Ильинская; последняя принесена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ежегодно вокруг монастыря совершаеются крестные ходы: 8 июля и в 10-е воскресение после Пасхи. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Пермь, ул. Плеханова, 39/5) В 1875 г. на пустыре, приобретенном у города братьями Каменскими начато строительство зданий для женской общины. В 1882 г. по решению Синода община переименована в Успенский женский монастырь. Композиционной основой монастыря являлся крупный каменный Успенский собор, в котором располагался иконостас работы М. В. Нестерова. В его оформлении принимал участие и Н.

http://sobory.ru/article/?object=02915

Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Многие храмы по всему православному миру освящены в честь праздника Успения Божией Матери, ведь праздник этот – один из наиболее ярких православных Богородичных праздников. Успение Пресвятой Богородицы в Иерусалиме в окружении апостолов и явление Ее им на третий день после погребения – одно из великих чудес Господа. Успению Божией Матери посвящен и собор Артемиевского монастыря в Верколе (Архангельская обл.). Этот собор поражает: в деревенской глуши, практически в лесу, возносится храм столичных масштабов. В строительстве собора живое участие принимал праведный Иоанн Кронштадтский. Всероссийский батюшка любил Артемиевский монастырь. Еще мальчиком его каждый год привозили сюда: Сура, родное село будущего молитвенника за Россию, расположено недалеко от Верколы. И позже, по дороге на родину, отец Иоанн всегда заезжал в обитель помолиться святому отроку Артемию. Проект Успенского собора Артемиевского монастыря был составлен петербургским архитектором академиком Р.Р. Марфельдом, который участвовал как инженер в создании храма-памятника в честь победного окончания русско-турецкой войны на Шипке в Болгарии. По его проекту был возведен и храмовый комплекс в память чудесного спасения царской семьи во время крушения императорского поезда на станции Борки близ г. Харькова. Марфельд придерживался традиций русской архитектуры XVΙΙ века. Успенский собор Артемиевского монастыря наглядно подтверждает это. Замечательны крыльцо собора и открытая галерея для крестного хода в виде балкона. Престол нижнего храма освящен в честь Рождества Христова. Собор был заложен при наместнике архимандрите Виталии 17 (30) сентября 1891 года. В те годы монастырь как раз набирал силу после недавних времен упадка. И всего лишь через шесть лет, в 1897 году, собор был освящен при участии праведного Иоанна Кронштадтского. Удивительным кажется сейчас тот факт, что в конце XIX века с такой быстротой и в таком неудобном для строительства месте (стройматериалы надо было переправлять через Пинегу) был выстроен столь величественный храм. Хотя чему удивляться, если собор возводился с Божией помощью по молитвам угодника Божия праведного Иоанна.

http://pravoslavie.ru/28883.html

Москва. Кремль. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор Кремля Карта и ближайшие объекты Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Дата создания: 1474-1479 гг. Автор: Аристотель Фиораванти. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм - первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Гремячево. Лихвинский Успенский Гремячев монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: 249131, Калужская область, село Гремячево, Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь Координаты: 54.240318, 36.264941 Проезд: в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до остановки " поворот на Гремячево " . От остановки до монастыря - 3 км. Время в пути из Калуги - 40 минут. Автобусы ходят с интервалом 1 - 1,5 ч. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский женский Гремячев монастырь существовал, по разным сведениям, с XV века, по другим - не позднее XVI как мужской Лихвинский Успенский Гремячев монастырь (г. Лихвин ныне - г. Чкалов). Есть сведения, что царь Алексей Михайлович, проездом на богомолие в г. Киев, останавливался в этом монастыре, т.к. ему очень понравилась местность. Впоследствии он пожертвовал деньги, на которые в 1673 году был выстроен Успенский собор. Братия обители в 1701 году отстроили храм в честь великомученика и победоносца Георгия. В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы превращены в приходские. В 1935 году храмы закрыли, Успенский собор сделав хранилищем для удобрений, а Георгиевскую церковь тракторными мастерскими. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей многочисленные могилы вокруг храмов. В настоящее время в монастыре 4 насельницы - сестры Свято-Николаевского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. В обители нет ни воды, ни отопления, ни других коммуникаций, электросеть нуждается в полной замене. Храмы в плачевном состоянии, собор Успения Матери Божией в трещинах, без куполов, от фресок почти ничего не осталось, нужно перекрывать крышу. Колокольня дала крен, шпиль ее утрачен. Георгиевский храм требует капитального ремонта. Необходимо построить жилой сестринский корпус, трапезную и все остальные помещения, нужные для существования обители.

http://sobory.ru/article/?object=05240

Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь. Келейный корпус, построенный в 1859 г. Пострадал от пожара в 2002 г. Здание оставалось в таком же состоянии и в августе 2011 г. К августу 2012 г. уже рухнули крыша и мезонин. А к концу июля 2013 г. корпус уже был почти полностью разобран. Сергей Прохоров 19 июля 2008 Карта и ближайшие объекты Старо-Ладожский Успенский монастырь, 3 класса, в 12 верстах от уездного города Новой Ладоги, в селе Старая Ладога. Упоминается в XV веке; после шведского погрома был возобновлен в 1619 году. В монастыре находятся две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. При монастыре школа. В Санкт-Петербурге (на углу Петергофского и Нарвского проспектов) монастырь имеет подворье с благолепным Успенским храмом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов. Датой его основания принято считать 1156 год. Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесённой кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. Главная достопримечательность монастыря – Успенский собор, самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Он полностью сохранился. Источник: " Православная газета. Екатеринбург " (704) декабрь 2012г. К северу от Староладожской крепости располагается Успенский женский монастырь. Он появился здесь не позднее начала XVI века. Особую известность эта обитель приобрела в связи с тем, что в начале XVIII века сюда была отправлена в заточение постриженная в монахини бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В монастыре тогда разместили военный караул, сюда запрещался вход прихожанам, пострижение новых сестёр приостанавливалось. Жемчужина монастыря - уникальный собор XII века. В книге " Старая Ладога - древняя столица Руси " читаем: " Успенский собор полностью сохранился.

http://sobory.ru/article/?object=04522

Кромы. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Одновременно с основанием в 1594 г. города Кромы в Кромском кремле – рубленом возвели и деревянный Успенский собор. Во время осады в 1605 г. Кром войсками царя Бориса Годунова собор сгорел вместе с кремлем. Переживший в годы Смутного времени (1604–1612) две тяжелые осады и ряд татарских и литовских набегов городок сильно обезлюдел, и кромляне по бедности своей долго не могли возобновить соборную церковь. В 1673–1674 гг. собор, наконец, срубили, но не в кремле, вероятно, по причине тесноты последнего, а на соседнем холме в остроге Завитай, на месте, где ранее стояла Покровская церковь (сейчас здесь находится районный Дом культуры. – В.Н.). Собор строился на средства попа Герасима, который собрал деньги, «испродавжи пожитки свои и всякую рухледишку». В сметном списке 1682–1683 гг. содержится его краткое описание: «... соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянноя с приделам и папертью. Олтари круглые, главы на осьмереках побиты чешуею, кресты опаены белым железом, церковь крыта тесом». Судя по описи, храм был двухшатровым – второй шатер венчал придел. В 1759 г. вместо деревянного выстроили кирпичный «изрядной работы» Успенский собор. Он был небольшим и представлял собой четверик, увенчанный четырехскатной крышей с небольшой главкой, к главному объему с западной стороны примыкала небольшая трапезная. В начале XIX в. согласно новому регулярному плану, утвержденному в 1780 г., собор перенесли во второй раз на новое место. Новый храм заложили на месте разобранной кирпичной Пятницкой церкви, построенной в 1775 г., вокруг которой ранее разбили обширную площадь, где располагались дом городничего и присутственные места. Собор строился на средства прихожан, среди которых особенно выделялся кромской купец Петр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований по домам с чудотворной иконой Страстной Божией Матери. Крестообразный в плане, храм внутри имел три престола: Успения Божией Матери (центральный), теплый – Покрова Богородицы (южный), освященный епископом Никодимом в 1837 г., и Св.

http://sobory.ru/article/?object=44930

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010