В Капернауме Спаситель впервые начал всенародное благовествование о царстве Божьем. Много чудес, в доказательство Своего Божественного посланничества, совершил Господь Иисус Христос пред глазами неблагодарных сограждан Капернаума; но эти люди, неверием и слепотой окаменевшего сердца истощив Его милосердие, навлекли на свою родину грозную кару Его праведного суда и побудили произнести следующие слова: «И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Вследствие этого, чем потом сделался гордый Капернаум! Во дни блаженного Иеронима он назывался ещё городом, а с XIII столетия о нём говорили как о ничтожной деревушке, в которой было до семи рыбачьих хижин; в настоящее же время ни одна тропа не пролегает к нему. Самое место, где он стоял, определяется учёными неодинаково: таково запустение неверующего города. Правдоподобное мнение определяет местоположение его на полчаса от деревеньки Табге, на мысе Тангум. Прибрежные холмы, вместо виноградных лоз, покрыты густым и высоким репейником, сквозь который с большим лишь трудом можно пробраться; и из-за этого колючего леса, на оконечности низменного мыса, виднеются одни лишь груды черных камней. Прошла первая пасха общественного служения Господа Иисуса Христа, и Он, возвратившись в Галилею, пришёл в Назарет. Войдя, по обыкновению, в день субботний в синагогу, Он предложил здесь поучение, которым заставил всех удивляться словам благодати, исходившим из уст Его. Но когда от Него потребовали чудес, какие Он сделал в Капернауме, Он заметил соблазнявшимся незнатным Его происхождением, что «никакой пророк не принимается в отечестве своём». И вдруг все, бывшие в синагоге, пришли в ярость; поднялись со своих мест; изгнали Его вон из города и повели на верх горы, на которой город был расположен, с тем, чтобы оттуда свергнуть Его. Но Он, пройдя посреди них (может быть невидимо) удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Враждебные отношения к Господу Иисусу Христу завистливых фарисеев и их злые толки о Нём стали известны Матери и братьям Его (детям Иосифа обручника от первого брака), и они задумали увести Его домой и таким образом предохранить Его от опасности. Пречистая Матерь, знавшая тайну явления Сына Своего, пошла единственно по влечению материнской любви к Нему, тем более что Она уже несколько времени была в разлуке с Ним; братья же пошли, чтобы взять Его домой. Пришедши к месту, где находился Господь Иисус, и, не имея возможности пробраться к Нему за огромной толпой, они поручили сказать Ему, что Мать, братья и сестры Его пришли и ожидают Его вне дома. Конечно, злобным врагам Христа, усиливавшимся распространить в народе недоверие к Его небесному происхождению, приятно было слышать указания на земные узы Его родства, когда кто-то сказал: «вот Мать Твоя и братья Твои и сестры Твои – вне дома, спрашивают Тебя»! Но Господь, желая внушить народу, что Он, будучи Сыном Марии по плоти, в то же время есть Сын Божий, пришедший в мир для спасения грешных, и будучи обязан Матери Своей повиновением, в то же время имеет несравненно высшие обязанности – проповедовать Евангелие, творить волю пославшего Его Отца небесного, отвечал: «кто Мать Моя и братья Мои»? и, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: «вот матерь Моя и братья Мои! ибо кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат и сестра, и мать!» «Им (т. е. сродникам Христовым) – говорит святой Иоанн Златоуст – следовало бы войти и слушать вместе с народом, или же ожидать конца проповеди , и потом уже подойти к Господу... Если они хотели говорить об истине учения, то надобно было бы сказать это, для общей пользы, вслух всех; если же о чём другом, касающемся себя, то не нужно было бы так настаивать». Давая видеть в Себе Посланника Отца небесного, почитающего выше всего дело спасения людей и устраняющего всё, что могло бы сколько-нибудь воспрепятствовать в том, Господь поставляет исполнение воли Божьей выше телесного родства. Святой Амвросий, объясняя слова Господа, замечает, что в них «нет ничего оскорбительного для сродников Его, но заключается та мысль, что религиозная связь душ превосходнее, чем родство телесное».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

И кто знает? Чувствуется, что началось там у нас духовное возрождение, после охватившей русский народ с лишком полувековой тьмы. И быть может, возобновление в этом храме Богослужений будет знаменовать собою воскресение Святой Руси, по милости Пресвятой Богородицы, Успению Которой он посвящен, за искреннее покаяние русских людей и возвращение их к Богу. В первые годы нашей беженской жизни заграницей широко распространился слух, ведший свое начало будто бы от одного из прозорливых старцев, что спасение России от ига лютого безбожия произойдет именно в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. И сколь многие тогда ежегодно ожидали с нетерпением этого дня, но увы до сих пор тщетно! И не удивительно, ибо  «без покаяния нет спасения»,  а этого-то  самого главного – покаяния, все еще не было и не видно доселе,  в той достаточной мере, которая соответствовала бы степени того безмерного падения, в бездну которого низвергся наш несчастный заблудившийся православный русский народ, отрекшийся от своих исторических святынь и слепо пошедший на поводу у исконных врагов Христовых и лютых ненавистников нашего православного Отечества. Для того, чтобы покаяться  по-настоящему, а не только на словах,  нужно прежде всего ясно, без всяких самооправданий, осознать, чем именно и как мы согрешили, и найти правильные пути, идя которыми, мы могли бы загладить наши грехи, породившие столько страшных преступлений, и коренным образом исправить к лучшему всю нашу жизнь. Главный наш грех, вокруг которого группируются и все остальные, заключается, конечно, в том, что мы вместо того, чтобы слушать наших подлинных духовных вождей и следовать их увещаниям и наставлениям, пошли за разного рода всевозможными лже-учителями, от которых так сильно и решительно предостерегал своих последователей еще Сам Господь наш Иисус Христос. Вот, как неоднократно говорил Он во время Своей земной жизни: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак, по плодам их узнаете их» ( Матф 7, 15–18, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но и тут Она после кажущегося суровым ответа: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?... Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Мф. 12, 48; Лк. 8, 21),- как бы исчезает, уходит из поля нашего внимания. Пресвятая Дева любила Бога и людей. Потому что любить Бога - значит любить людей и сочувствовать им. Невидимо людской стон доходил до Ее сердца; не только стон, но и малейшую жалобу человеческую слышала Она. Об этом можно судить из того, что рассказано о браке в Кане Галилейской. Именно здесь мы познаем, какое было сердце у Родившей Иисуса Христа. Оно раскрывается перед нами как чудо. Если читать поверхностно, то наше внимание в этом месте Евангелия сосредотачивается на воде, сделавшейся вином. Но если вдуматься глубже, то мы увидим, что на этом браке раскрывается тайна отношений между Богородицей и Господом и Ее будущее предстательство пред Престолом Сына Своего. Инициатива милосердия принадлежит Ей. Она замечает, что на пире недостает вина: вина нет у них (Ин. 2, 3). В этих кратких словах выражена просьба Ее. Однако Христос медлит: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Но Она настаивает. Сама девственница, Пресвятая Дева заботится о свадебном веселии. Затем жалоба сердца Ее находит выражение в молящем взгляде, и с этим взглядом Сын Ее соглашается. Тогда Пречистая с радостью говорит слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5)! Она умолила Его; как тогда, так и теперь Она все слышит, все видит, всему сострадает. И еще раз, последний в Евангелии, мы видим Богородицу стоящей у Креста, на котором распят Ее Сын. Господь, обращаясь к Иоанну, говорит: се, Матерь твоя (Ин. 19, 27)! Но и тут мы тотчас забываем о Ней, в страхе созерцая Распятого за наши грехи Господа. А Она, Непорочная, в это время стоит у Креста с оружием, которое неоднократно проходило Ее душу. Ничем, нигде не выражает Пресвятая Дева Своих чувств, Она не плачет, не восторгается, как другие жен!ы. Святая Дева была так скромна, так все скрывала в Себе, что и Евангелисты не находили, что сказать о Ней. Читая Евангелие, даже трудно представить себе Ее земное существование, трудно найти Ее в жизни. И при жизни Сына Своего Она была в глубокой тени, и по Вознесении Его осталась в неизвестности. Однако теперь мы знаем, что жизнь Богородицы была лучшая из всех, какие только были на земле. После славного Успения Господь прославил Ее. Токи чудес источаются по милости Пречистой Девы Марии всем, призывающим Ее в молитвах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Кто не удивится тому, что за все время от преступления Адамова до воплощения Слова Божия, пришедшего на землю для спасения рода человеческого в половине шестой тысячи лет, не нашлось на земле ни одной такой девы, которая была бы Чиста не только телом, но и духом? Одна только Она оказалась первой и последней такой Девой, Которая по чистоте Своей телесной и душевной сделалась достойной быть церковью и храмом Святого Духа. И как тогда через девственную чистоту Свою взошла и приблизилась к Богу Духу Святому и соединилась во единый дух с Богом, как сказано в Писании: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ), – так и в пречестном Успении Своем тою же ступенью взошла к небу, на небеса и превыше небес. Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, ибо через смирение сделалась достойной быть Его Матерью. Той же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых. Смирение – это лучшая ступень как к высоким земным, мирским почестям, так и к небесным. Некогда праотец Богородицы и Христа святой Давид, будучи преследуем своим тестем Саулом и, увидев его издали на одном месте, кричал ему: «За кем ты ходишь или за кем гоняешься? За псом ли мертвым или за одной блохой?» Саул же, убедившись в его невинности и кротости, отвечал ему: «Ныне знаю, что ты будешь царствовать, и твердо будет в руке твоей царство Израилево» ( 1Цар. 24:15, 21 ). Смотрите: когда смирился Давид настолько, что уподобил себя мертвому псу и блохе малой, тотчас же услышал уготованный ему Богом царский титул: «Будешь царствовать». Через смирение достиг царской чести, земных почестей. Святой Иоанн Предтеча смирил себя до ног и обуви Христова, сказав: «Недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк. 1:7 ). И что же услышал он от Христа: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11:11 ). Ступенью смирения взошел святой Иоанн к столь высокому достоинству, что удостоился возложить руку свою на пречестнейшую главу Божия Сына. Но и к высочайшим небесным почестям нет более лучшего восхождения и ступени, чем смирение, по словам Господа: «Кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В последние минуты Своей земной жизни, перед самой смертью на Кресте, Иисус Христос позаботился о Своей горячо любимой матери: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жео! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ( Ин.19:25–27 ). Пресвятая Дева оставалась одна. Господь поручает Ее Своему любимому ученику Иоанну. С этого времени до Своего Успения, как свидетельствует Церковное Предание, Она жила у апостола Иоанна. Он заботился о Ней как нежно любящий сын. Православная Церковь с первых веков своей жизни верила, что у Креста произошло усыновление Богородице не только апостола Иоанна, но и всех христиан. Поэтому верующие во Христа всегда относились и относятся к Ней, как к собственной любящей Матери, Которой мы усыновились по вере через Причащение Тела и Крови Христовых. Она стала нашей Матерью, а мы — Ее детьми. По Вознесении Христа Спасителя на небо Пресвятая Богородица пребывала с учениками Господа в молитве ( Деян.1:14 ) и приняла вместе с ними дары Святого Духа в день Пятидесятницы. Для апостолов и всех христиан Она была утешением и укреплением в вере. Как и апостолы Пречистая Дева распространяла и укрепляла христианскую веру Своим присутствием, словом и молитвою. Многие из обращенных к истинной вере приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы самим увидеть и услышать Матерь Господа Иисуса Христа. Особое почитание Божией Матери объясняется Ее праведной жизнью, исключительным достоинством, чистым сердцем и величайшей святостью. Эта духовная высота Пресвятой Девы явилась плодом подвига Ее личной жизни и действия благодати Святого Духа в Ее сердце. Она — единственная из всех сотворенных существ — уже переступила ту грань, которая отделяет время от вечности, и находится теперь в том Царствии, наступления которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. В конце земной жизни Богоматери Господь дал Ей радость услышать из уст апостолов, как в разных странах и народах возвещается вера в Ее Сына и как возрастает Церковь. Перед кончиной Богородицы апостолы чудесным образом были собраны в Иерусалиме и простились с Пречистой Девой. Не успел увидеть Богоматерь живой только апостол Фома. Произошло это по воле Божией.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

В современном греческом тексте этого канона (и исходящем из него славянском послениконовском) конец ирмоса и тропарей 8-й песни имеет отличие: «препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси». Но в других канонах прп. Козмы и более поздних песнописцев мы такого окончания не встречаем. Любовь к Богу, сопротивляясь бесстыдной ярости и огню, орошала огонь и смеялась над яростью, звучанием боговдохновенной разумной трехголосой лиры святых споря с музыкальными инструментами среди пламени. Препрославленный Боже отцов наших, Ты благословен! Тропарь 1. Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя божественым Духом, яростию сокрушь. Но сего Владыка Рождьшую невреждену в небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели. С Нею, играюще, вопием Христови: препрославленыи отец наших Боже, благословен еси. Здесь прп. Козма продолжает созерцание ветхозаветных прообразований Пресвятой Девы. В шестой песни он уже именовал Богородицу «Скрижалью богописанной». Теперь же он вводит контраст между прообразом и его исполнением. Библейская книга «Исход» повествует, что, когда Моисей сорок дней и сорок ночей пребывал в беседе с Богом на горе Синайской, его соплеменники, оставшиеся без твердого руководства пророка, заставили Аарона сделать им идола для поклонения. «Они… сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! " " (Исход, 32, 8). Когда сошедший с вершины Моисей увидел идола и совершаемый в его честь праздник с плясками, «он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали (на которых Божия сила чудесно начертала слова заповедей – С. С.) , и разбил их под горою» (Исход, 32, 19). Но это – прообраз, «тень истины», и он сам показывает в себе свое несовершенство, свое временное и преходящее назначение. Истинная же и совершенная Скрижаль Слова Божия – Приснодева Мария – по благодати Божией, была и остается непричастной какого-либо греховного осквернения. Она ни в чем не уклонилась от воли Бога, и Он сохранил Ее девственной в рождении, а в смерти избавил тело Пречистой от тления и вселил в небесные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Некогда возник между апостолами спор о том, кто из них высший в апостольском лике и кто будет начальствующим на небе? Они пришли за разрешением этого вопроса к Самому Господу и сказали Ему: «Кто больше в царстве небесном? Господь же, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф. 18:1–3 ). Но, о Господи! Что означает это учение Твое? Неужели Твоим ученикам нужно превратиться из зрелых мужей в малых детей? Петр уже стар, и Андрей тоже, и прочие апостолы уже немолоды. Возможно ли им возвратиться в прежний, давно прошедший возраст и сделаться малыми отроками? А Господь говорит: «Будьте детьми, если желаете войти в царство небесное и быть в нем великими». Но, о Господи! Укажи нам способ обращения к отрочеству. Говорит Господь: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном» ( Мф. 18:4 ). Вот способ отрочествования: будучи даже старыми, быть смиренными, кроткими, незлобивыми, как дети. Хорошо говорит об этом и апостол: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы» ( 1Кор. 14:20 ). Кто младенец по незлобию и смирению, тому отверзается для входа дверь небесная, тот войдет в небесное царство и будет в нем великим. Необходимо было такое обращение к отрочеству для учеников Христовых, ибо они в гордости начали мало помалу превозноситься в уме своем: то они просят сидения по правую и по левую руку Христа в Его царстве, то рассуждают о том, кто из них больший, ищут начальствования. Но не требовалось такое обращение для Пресвятой Девы, ибо Она от младенчества Своего была неизменна в Своем смирении, и, возрастая телом, Она нисходила по духу смирения и всегда младенчествовала, как дитя, по незлобию и смирению. Возрастала годами, возрастала и разумом, а богомысленным умом Своим достигала неба. Возрастала и по высоте достоинства, ибо уже знала, что Она, а не иная какая-либо дева, должна родить Сына Божия, что было открыто Ей Самим Богом Отцом во время полуночной молитвы во Святая Святых. Ибо осветил Ее Божественный свет, и услышала Она голос Бога Отца, говорящий: «Ты родишь Сына Моего». Сколь великая честь, сколь великое достоинство!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По широким ступеням спускаемся в пещеру — в церковь Успения, место захоронения родителей Девы Марии праведных Иоакима и Анны. Справа видна ниша — место положения Иоакима и Анны. Слева — место захоронения Иосифа. По ступеням спустились еще ниже. Там, в обширной пещере — гробница Богородицы. Она находится в небольшой каменной часовне, украшенной росписью, ценными иконами и светильниками. Поклонились и припаду ко гробу Богородицы. Пресвятая Богородице, спаси нас. Сразу за гробницей Богородицы увидели чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери. С умилением запели: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице…» И такая снизошла благодать, что не описать словами. Недалеко от гробницы Богородицы — храм, построенный на месте страданий первомученика Стефана. Здесь некогда стоял и охранял одежды бросающих камни в Стефана молодой Савл. Пресвятая Богородица благословила отца Николая Манихина новой скуфьей. А случилось это так. Один из монахов в пещере-усыпальнице подошел к нам и отдал забытую каким-то батюшкой из прежних паломников скуфью. Мы все по очереди стали ее примерять. Единственный, кому она оказалась впору, был отец Николай Манихин. Эта скуфья несколько дней ожидала нашего приезда. Поклонившись Гробнице, отправились к претории, от которой начинается Крестный путь Спасителя. Путь, по которому Христос шел на Голгофу, сгибаясь под тяжестью Креста. Вот и претория, где располагались римские солдаты и куда привели Христа. Здесь Спаситель предстал перед Пилатом и был осужден. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам» ( Ин. 19:1-3 ). Рядом с Преторией — пещерный дом Иоакима и Анны — место рождения Богородицы. Спустились в пещеру. Поклонились святому месту, спели тропарь Рождества Богородицы и, поднявшись на улицу, пошли дальше по Крестному пути. А на этом месте «Пилат вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» ( Ин. 19:4-5 ). Сохранилась и часть мощеного покрытия под названием Лифостротон — каменный помост, судилище, где Пилат вынес свой приговор.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

После посещения Успенского храма мы проходили мимо полуразрушенных городских стен, держа путь к Живоносному Источнику. Укрепления говорили о некогда величественной греческой столице – славной Византии, а главное о непрочности могущества человека. Придет праведный гнев Божий, и в прах рассыплются все его изобретения и физическая сила. Происхождение Живоносного Источника относят к V веку и связывают его с именем Императора Льва I Маркелла, явившегося здесь свидетелем одного поразительного чуда. В VI веке тут же получил исцеление Царь Иустиниан, построивший в благодарность храм и при нем мужскую обитель. По сказанию Синаксаря, «на этом месте совершалось такое обилие благодатных знамений», что их «ни описать, ни изрещи невозможно». Св. Православная Церковь отмечает сие, когда в пятницу на Пасхальной неделе поет особо положенную службу Пресвятой Богородице в честь Ее Живоносного Источника. И до сих пор он привлекает множество молящихся. Внутри, где находится св. кладенец, всегда можно застать дежурного иеромонаха, отправляющего желающим молебны: тот же священнослужитель при отпуске, полагая на голову каждого епитрахиль и руку, кроме формулы благословения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», произносит еще молитву благопожелания. Образец ее дан в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: тако благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Числ. 6, 22–26 ). В наших св. обителях, церквах и часовнях около чтимых святынь также стоят очередные пастыри, но они, благословляя приходящих, к сожалению, опускают напутствие, так утешительно действующее на сердца верующих. Приятно было бы, если бы греческий порядок и у нас получил распространение. Далее мы посетили Влахерну, некогда величайший и славнейший храм Царьграда; здесь покоилась риза Богоматери и пояс Ее. Здесь было явление Преблагословенной «на воздусе» Андрею Христа ради юродивому в дни нашествия варваров, отраженных по предстательству Владычицы мipa. Здесь совершилось сверхъестественное призвание четырех храмоздателей Киево-Печерской Лавры, которым Царица Небесная вручила чудотворную икону Успения. Здесь стоял образ «Одигитрии», писанный евангелистом Лукою, источавший множество чудес. Отсюда, наконец, во время тяжких испытаний и народных бедствий выходили крестные ходы, направляясь на городские стены и к морю. История при этом гласит, что Матерь Божия после подобного рода молений неоднократно спасала Константинополь от врагов, например, скифов, в память чего Церковию установлено акафистное пение в субботу пятой недели Великого Поста (Похвала Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010