Новое испытание ожидало Лосевых в 1941 году, когда был уничтожен бомбой дом, где они жили. Погибла мать Валентины Михайловны, погибли многие рукописи и книги. Раскопками в развалинах дома и спасением рукописей, книг руководила Валентина Михайловна. В 1942 году Лосева пригласили для преподавания логики в МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1943 году он получил звание доктора филологических наук: философских дать побоялись. В 1944 году по доносу с обвинениями в идеализме Лосев был изгнан с философского факультета МГУ. Вероятно, то, что Лосев вообще остался жив и даже получил возможность преподавать античность в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, связано с отношением к нему лично Сталина. Сталин в юности учился в духовной семинарии, поэтому у него сохранялось уважительное отношение к латыни и древнегреческому языку. Кроме того, известен некий «анекдот», его даже называют «апокриф», передававшийся из уст в уста с советских времен. Вот этот «миф»: «Сталину докладывают: – Иосиф Виссарионович, есть у нас тут один идеалист – Алексей Лосев… – А все другие? – Все другие – материалисты, Иосиф Виссарионович. – Тогда пусть будет одын идеалист ». В МГПИ Лосев работал сначала на кафедре классической филологии, а после ее закрытия – на кафедре общего языкознания до самого конца своих дней. На этой кафедре я преподавала в 1986–1993 годах. Помню, как по пятницам, когда у нас затягивались заседания кафедры, Игорь Георгиевич Добродомов давал знак аспирантам, что им пора ехать на Арбат к Алексею Федоровичу, который вел у них древнегреческий и латинский языки и читал курс сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков. После кончины Алексея Федоровича часть курсов, которые он вел, Игорь Георгиевич поручил мне. На кафедре я нашла программу, составленную Алексеем Федоровичем по индоевропеистике, а Аза Алибековна передала мне ксерокопию текстов из учебника Соболевского, по которому предстояло заниматься греческим (сам учебник тогда было невозможно достать).

http://pravoslavie.ru/42918.html

Сценарист многочисленных литературно-музыкальных вечеров, посвященных поэзии, авторской песне. Цикл сценариев вечеров, посвящённых шестидесятникам, с 2008 г. публиковался в журнале «Спутник классного руководителя» и получил премию на Всероссийском конкурсе «Воспитание в классе», проводимом Центром «Педагогический поиск» и редакцией журнала «Спутник классного руководителя» (номинация «Дайджест-материалы и сценарии к памятным и юбилейным датам»). Инициатор возрождения в 2009 газеты филфака «Словесник» (выходила в МГПИ с конца 1940-х до конца 1980-х). Главный редактор интернет-версии «Словесника» в социальной сети Вконтакте. Член жюри Международного литературного конкурса им. С. В. Михалкова (сезон 2017–18 годов). Член литсовета Международной премии им. В. П. Крапивина. Канал Youtube Страница в VK 10 книг для детей о необычных школьных учителях Конец весны и начало лета — время прощаться выпускникам со школой и осмысливать роль, которую сыграли в их жизни учителя. Учитель — человек, перед которым, хотя бы мысленно, хочется, как в хрестоматийных некрасовских стихах, «смиренно преклонить колени»? Или тот, о котором вспоминать не хочется, а если вспоминаешь, то с отвращением и досадой? 28.06.2019 Рассказы для детей 5 лет К пяти годам ребенок накапливает определенный жизненный опыт, который пытается осмысливать, усложняются его связи с миром. Это время, когда формируются «высшие чувства», интеллект, представления о нравственности и красоте. Этому во многом способствуют хорошие рассказы для детей 5 лет. 04.09.2021 Поучительные рассказы для детей 10 лет Поучительные рассказы для детей 10 лет — это всё, что умно и талантливо дает понять, что такое хорошо, а что — плохо. Десятилетнему человеку это нужно преподносить тактично, ведь это время перехода от детства к подростковому возрасту. 01.09.2021 Короткие рассказы для детей 10 лет В 10 лет человек вступает в подростковый возраст, самый, может быть, трудный период в жизни человека. Как никогда, в это время ему нужен образец для подражания, и хорошая книга здесь бесценный помощник.

http://foma.ru/authors/bogatyreva-natalj...

священник Кирилл Копейкин Протоиерей Герасим Паскин и его учение о слове Петриева Н.Н. (РГСУ) Детство в христианстве Власова Е.И. (Институт общего образования МО РФ) Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов XIX - начала XX века Агеева А.В. (ПСТГУ) Использование наглядных пособий на уроках Основы православной культуры Алисова А.С. (ПСТГУ) Влияние мировоззрения педагога на становление духовных потребностей учащихся Мумрикова Л.И. (ПСТГУ) Игра как средство духовно-нравственного воспитания на уроках основы православной культуры в начальных классах Шпаков А.Э. (КубанскийГУ) Опыт подготовки преподавателей основ православной культуры на базе Кубанского государственного университета Леонтьев В.Г. (Сергиевопосадское отделение Российского философского общества РАН) Православная культура в контексте научно-богословского синтеза Цвелева Наталья Павловна (Тверской ГУ) Подготовка препод. православной культуры в начальной школе в Тверском Государственном Университете ПОДСЕКЦИЯ " ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ " 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) Начало заседания: 10.00 Место заседания: 1-й гуманитарный корпус МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Алексей Касатиков (г. Анапа) Миссионерский аспект православной педагогической деятельности Власова Е. И. (Институт Общего образования МОиН РФ) Специфика организации духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования Бабкин Н. И. (МГУС) Духовно-нравственное воспитание в самообразовании Морозов А. В. (МГПИ) Духовно-нравственное воспитание студентов педагогических учебных заведений средствами учебных спецкурсов и факультативных занятий Миронова М. Н. (КОИПКРО) Православному педагогу о необходимости рассуждения Маликова Р. Н. (КГПУ) Взаимосвязь светской и православно направленной педагогики в сфере дополнительного образования Никитченков А. Ю. (ПСТГУ) Отражение русской духовной культуры в содержании спецкурса " Русский фольклор и методика его преподавания в начальной школе "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

§1. Доклассическое представление Доклассическое представление о космосе тоже разработано в науке весьма подробно. Из наших собственных работ мы привели бы: " Эстетическая терминология ранней греческой литературы (эпос и лирика) " . (Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 83. М., 1954, с. 65 – 138); " Гомер " (М., 1960, с. 128 – 144); ИАЭ I 167 – 183. Здесь же о дофилософском, употреблении слова " космос " . Об этимологии космоса см. нашу статью " Космос " в " Философской Энциклопедии " . Что же касается нефилософского значения слова " космос " в смысле любой упорядоченности, в том числе и государственной, ср., например, у Геродота (I 65, 4), Фукидида (VIII 48, 4), Платона (Legg. VIII 846d, Protag. 322c), Аристотеля (Polit. V 1307b 6) и Демокрита (B 258, 259). В этих же наших работах приводится большое количество гомеровских текстов, а также и анализируются основные современные исследования из этой области. Сейчас мы находим достаточным только перечислить главнейшие особенности доклассического представления о космосе, используя указанные сейчас источники. Термин " космогония " впервые встречается только у Плутарха (в отношении второй части поэмы Парменида 28 B 13). Что же касается существенной разницы между космосом и хаосом, то она характерна уже для Гесиода в его " Теогонии " . 1. Абсолютный (дорефлективный, субстанциальный или буквально понимаемый) мифологизм Что этот доклассический античный космос представляет собою чисто мифологическую картину, это не требует никаких доказательств. Общинно–родовая формация, перенося на всю природу и космос кровно–родственные отношения, иначе и не может себе представлять космос, как только в виде универсальной родовой общины. А это и значит, что космос для общинно–родового сознания только и может быть системой мифологических отношений. 2. Соматизм Греческое слово söma – " тело " максимально близко характеризует собою античную мифологию. Ведь все родственники, в первую очередь, видны самыми обыкновенными глазами, и эти глаза фиксируют всякого родственника, в первую очередь, как именно живое тела.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Завуч сказала: «Вы детям слишком доверяете». Михаил Павловец — о правилах учителя Важно, чтобы человек мог сказать о книге: «Мне не понравилось» 14 сентября, 2021 Важно, чтобы человек мог сказать о книге: «Мне не понравилось» На занятии по Пелевину Михаил Павловец предлагает своим студентам и лицеистам отличить пепси от колы, а в честь выпускного может спеть йодль. Его первое место работы — школа, где семиклассники читали по слогам. О своих педагогических ошибках и правилах он рассказал Веронике Словохотовой. «Я отпустил бороду из-за того, что меня путали со студентками» — На выпускном экзамене в школе вы написали целых три сочинения — одно себе и два одноклассникам. Представьте, что сейчас вы проверяете сочинения своих лицеистов и вдруг узнаете, что кто-то из отличников провернул то же самое. Что делать будете?   — Это непростая педагогическая ситуация. Если у меня только догадки, значит, это мои проблемы — есть презумпция невиновности. Можно считать, что я плохо сработал как педагог и что ответственность на мне. Если я кого-то поймаю за руку, не думаю, что буду ставить «двойки». Скорее, добьюсь, чтобы они написали сочинение сами. Не уверен, что за это надо наказывать оценками, выгонять или исключать — на мой взгляд, репрессии говорят о бессилии. Если можно дать исправиться, почему нет? Мне в свое время ректор одного из институтов, где я работал, по фамилии Кутузов, дал хороший урок. Я не сделал что-то очень важное — а я был проректором по науке — и пришел с повинной головой. Он посмотрел, как у меня руки дрожат, и сказал: «Михаил Георгиевич, есть две ситуации: когда еще можно что-то исправить и когда нельзя. Если можно, зачем вы нервничаете? А если нельзя — так тем более». И я понял, что это очень здорово работает и с учениками. Михаил Павловец — Вы как-то поделились историей о том, что в детстве у вас была война с учителем математики. Как такой сорванец мог сам пойти в учителя? — Я сам не понимаю. Сначала думал пойти на журфак МГУ. А потом приехал в педагогический университет, МГПИ им. Ленина, и меня совершенно очаровал атриум. Там я встретил интересных ребят, с которыми не хотелось расставаться. А кроме того, я всегда очень любил детей. Когда учился в школе, у нас был учебно-производственный комбинат: раз в неделю мы должны были ходить получать профессию. И я записался на воспитателя детских дошкольных учреждений.

http://pravmir.ru/zavuch-skazala-vy-dety...

4. Эстетика и живопись W.Kranz. Die altesten Farbenlehre der Griechen (Herm, 1912, No 47, 126 140). 5. Эстетика и искусствознание Канон Поликлета рассматривает Д.С.Недович в " Поликлете " , М., 1939, стр. 50 — 65, а сравнительно–исторически — А.Ф.Лосев в " Художественных канонах как проблеме стиля " ( " Вопросы эстетики " , М., 1963, ? 6); Э.Мессель. Пропорции в античности и средние века, перев. Н.Б.Бургафт, М., 1936, стр. 34 — 72, 133 247; М.Гика. Эстетика пропорций в природе и искусстве, пер. В.Белюстина. М., 1936, стр. 196 — 223; Д.Хембидж. Динамическая симметрия в архитектуре, пер. В.Белюстина, М., 1936; J.Overbeck. Die antiken Schriftquellen zur Geschichte der bildenden Kunste bis den Griechen. Lpz., 1868; H.Blummer. Technologie u. Terminologie d. Gewerbe u. Kunste bei Griechen u. Romern. I Bd. 2 Aufl. Leipz., 1912, Bd. II Leipz. 1879, Bd. III 1884; Bd. IV 1886 — 1887; E.Utitz. Altgriechische Kunsttheorie als Einfuhrung in die europaische Aesthetik ( " Wissenschaftliche Zeitschrift der Universitat Greifswald " , VI, 1956/7); его же. Bemerkungen zur altgriechischen Kunsttheorie, 1959; A.Kalkmanns. Nachgelassenes Werk, hrg. v. H.Voss, Berl., 1910 (отношение между искусством и философией). 4. Эстетическая терминология 1. Общая терминология B.Snell. Die Ausdrucke fur den Begriff des Wissens in der vorplatonischen Philosophie, Berl., 1924 (особо близкое отношение к эстетике имеют термины sophia и epistCmC); B.Jordan. Beitrage zu einer Geschichte der philosophischen Terminologie (Archiv f. Geschichte der Philosophie, Bd. 24, H. 4, N. F. XVII, H. 4, 1911, 449 — 481); термин archC и др. см. А.Ф.Лосев. Эстетическая терминология ранней греческой литературы ( " Ученые записки МГПИ им. Ленина " , т. 83. M., 1954, стр. 38 — 183); A.Workman. La terminologie sculpturale dans la philosophie presocratique (Actes XI Congr. internat. de philosoph., XII, 1953, 45 — 50); J.Joos. Tyche, physis, technC Studien zur Thematik fruhgriechischer Lebensbetrachtung, Zurich, 1955. Diss. Для понимания эстетических элементов ранней греческой философии огромное значение имеет подробный систематический анализ термина " философия " , для чего полезным является труд A.M.Malingrey, Philosophia: Etude d " un groupe de mots gans la litterature grecque des Presocratiques au IV siecle apres J. — C. Paris, 1961. These.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Эта проделка иногда удавалась худощавому старику; но она-то именно и вызывала бесконечные насмешки и покоры попрошаек. Едва Фомушка-блаженный очутился за спиною купца, как его тяжеловесная лапища легонько давнула загривок старика. – Ты что, леший? опять двурушничать?– просопел он ему шёпотом. Старик только окрысился, защелкал зубами, да часто замигал веками со злости и перебрался подальше от блаженного. Вышла молодая купчиха, охотница до раздач – и на паперти повторился тот же самый процесс. Старик в отдалении от Фомушки снова двурушничал» (Крестовский 1899, 1, с. 93). Ср.: « – Скареда, одно слово! – Торопился!... А сам промеж нашего брата двурушничал – только хлебушки сиротские перебивает» (там же, с. 94); «В компании Фомушки шел разговор о двурушничаньи худощавого старика-халатника... – Надоть ему беспременно ломку, чтоб не двурушничал» (там же, с. 97). Не подлежит сомнению, что с распространением слова двурушничать в литературном языке изменяется не только его значение, но и его внутренняя форма. Ср. у В. И. Ленина в статье «Критические заметки по национальному вопросу»: «Либералы и к вопросу о языках, как и ко всем политическим вопросам, подходят как лицемерные торгаши, протягивающие одну руку (открыто) демократии, а другую руку (за спиной) крепостникам и полицейским». Впервые глагол двурушничать, как слово, близкое к литературному языку и, во всяком случае, встречающееся в стилях художественной литературы, был включен в словарь Грота – Шахматова: «Двурушничать, аю, ают, ср. На жаргоне нищих: пользуясь теснотою, в толпе, выставлять обе руки при выпрашивании милостыни» (1895, 1, с. 987). Любопытно, что слова двурушник, двурушничество, двурушничать не были зарегистрированы А.  М.  Селищевым в его книге «Язык революционной эпохи» (М., 1928). Следовательно, они стали очень активными позднее – в 30-х годах ХХ в. Опубликовано в Ученых записках МГПИ им. Ленина (т. 46. М., 1948. Кафедра рус. яз., вып. 2) в серии статей под общим названием «Из истории русской литературной лексики.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Правда, случай с Колей в своем роде единственный — не помню, чтобы кого-то еще Семен взял прямо из зала суда. Но ребят, отчисленных из других детских учреждений за недостойное поведение, присылали часто. Например, последний председатель совета командиров Володя Гражданкин попал к нам из Солнечногорского детского дома. Дело в том, что там он тоже был активистом, и его отправили отдыхать в «Артек». Тогда каждое лето детским домам выделяли довольно много путевок в пионерские лагеря, в том числе и в «Артек» — элитный лагерь, где отдыхали и дети советской партийной номенклатуры. Они, конечно, держались особняком и всячески задавались, и однажды Володя с товарищем решили их проучить — отобрали плавки и пустили «элиту» голыми по пляжу. Это скорее не разбой, а восстановление ребячьей справедливости, но номенклатурные сынки нажаловались, и даже шел разговор о том, чтобы отправить «хулиганов» в колонию. Но потом решили, что пусть едут к Калабалину, он их наставит на путь истинный. Приехали, их расхватали по отрядам, показали, где они будут жить, а после обеда Семен Афанасьевич пригласил к себе в кабинет и усадил играть в шахматы. Всех, а Володю особенно, поразило, что он их ни о чем не спрашивал. Через три месяца Володя стал командиром группы, а когда заканчивал 10 класс, был уже председателем совета командиров. Как раз в 1972 году, когда Семена Афанасьевича не стало. Многие истории я узнал относительно недавно, когда писал книгу «Колокола памяти. Записки детдомовца». В ней собраны воспоминания более двадцати воспитанников, студентов — наших шефов, а также воспитателей и школьных учителей. Потому что хоть сельская школа и не относилась к детскому дому, директор и учителя всегда участвовали в воспитательном процессе. Как и студенты. Супруга Калабалина Галина Константиновна Студенты — не шефы, а часть большой семьи В детский дом постоянно приезжали студенты двух педагогических вузов — Московских — областного (МОПИ) и городского (МГПИ) — и авиационного (МАИ). Они были ненамного старше нас, года на три- четыре, и органично вписывались в нашу жизнь. Приезжали студенты не как шефы, а составили сводный студенческий отряд, который назывался пионерским, им повязали галстуки, чтобы они слились с ребячьей средой, и этот отряд стал одним из структурных подразделений, прочим среди равных.

http://pravmir.ru/v-pedagogiku-dolzhny-i...

Преподаватель истории в гимназии им. И. и А. Медведниковых, секретарь Археографической комиссии МАО (1911–1917). В 1920–1922 – профессор кафедры истории хозяйственного быта Военно-хозяйственной академии РККА и профессор всеобщей истории Военно-педагогического ин-та. Зам. председателя Археологической комиссии Московской секции ГАИМК, зав. Историко-этнологическим отделом и член Президиума Всероссийской (позднее Всесоюзной) научной ассоциации востоковедения (с 1921), зав. отделом Советского Востока музея Восточных культур. В 1922–1930 – профессор Ин-та востоковедения, зав. кафедрой древней истории (до 1935) МГПИ, сотрудник Госплана, член РАНИОН (до 1929), член Союза писателей СССР. В 1935 арестован, выслан в Алма-Ату, преподавал в Алма-Атинском педагогическом ин-те, в 1937 вновь арестован, отправлен в концлагерь на 10 лет, освобожден в 1942. После освобождения, зав. кафедрой всеобщей истории Ашхабадского педагогического ин-та (1943–1948), зав. кафедрой всеобщей истории Воронежского государственного ун-та (1949–1959); Бороздина Юлия Владимировна (?–1916), педагог, мать И. Н. Бороздина; Борухин, беженец; Бочкарев Валентин Николаевич (1880–1967), историк, магистр русской истории (1915), заслуженный деятель науки РСФСР. Преподаватель Московских высших женских педагогических курсов им. Д. И. Тихомирова и МВЖК (с 1907). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1915–1919). Преподаватель Ярославского ун-та, Ярославского отделения Московского археологического ин-та (1920–1924), Ярославского педагогического ин-та (1924–1930). Возглавлял Ярославский филиал НИИ Верхнего Поволжья и Русского севера (с 1928). В 1930 арестован. После освобождения – преподаватель Московского государственного и Коломенского педагогических ин-тов; Брандт Роман Федорович (псевдоним Орест Головнин) (1853–1920), филолог-славист, писатель, поэт, переводчик, общественный деятель, магистр (1881) доктор (1886) славянской филологии, член-корр. Петербургской АН (1902). Профессор Историко-филологического ин-та кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Иванов-Полосин (Полосин) Иван Иванович (1891–1956), историк. Выпускник (1916), магистрант историко-филологического ф-та М. у. Сотрудник Румянцевского музея (с 1917), Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИ ОН (1922–1929). В 1920–1930-е преподаватель педагогических вузов Курска, Твери, Ярославля. Преподаватель МГПИ им. В. И. Ленина (1940– 1956); Иванцов Николай Александрович (1863–1927), зоолог, доктор зоологии. Директор частного реального уч-ща в Москве (с 1905), после Октябрьской революции профессор зоологии Ассоциации НИИ при физико-математическом ф-те М. у. (с 1922), умер в заграничной командировке; Игнатьев Павел Николаевич (1870–1945), граф, государственный и общественный деятель, почетный член АН (1917, в 1928 исключен, восстановлен в 1990). Председатель Киевской губернской земской управы (1904–1907), губернатор Киевской губ. (1907–1909; в 1907 и. д. губернатора). Директор Департамента земледелия Главного упр-ния землеустройства и земледелия (1909–1911), товарищ главноуправляющего землеустройством и земледелием (1912–1915), министр народного просвещения (1915–1916). После Февральской революции выехал в Кисловодск для лечения, в октябре 1918, в числе других заложников, арестован, но вскоре освобожден. С марта 1919 в эмиграции в Болгарии, Франции, Англии, Канаде. Возглавлял Российское Главное упр-ние Красного Креста за границей; Иконников Владимир Степанович (1841–1923), историк, историограф, магистр (1866), доктор (1869) русской истории, член-корр. (1893), академик (1914) Петербургской АН, академик Всеукраинской АН (1920), почетный член Юрьевского (1902), Харьковского (1906), Петербургского (1913), Московского (1915) ун-тов и др. Приват-доцент Харьковского ун-та (1866–1867), преподаватель гимназий в Одессе (1867–1868). Доцент (1868–1870), профессор (с 1870), заслуженный профессор (1892), декан историко-филологического ф-та (1877–1880, 1883–1887, 1906), почетный член (1910) ун-та Св. Владимира в Киеве, редактор «Университетских известий» (1873–1914). Заведующий ВЖК в Киеве (1878–1889). Председатель Киевской временной комиссии для разбора древних актов. Член-учредитель (1872), председатель (1874–1877, 1893–1895) Исторического об-ва Нестора-летописца;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010