Зайят Х. – Habib Zayat. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahim b. Yuhanna. Document inedit du Xe siecle/Proche-Orient Chretien. 2 (1952). P. 11–38, 333–366. Зевульф. – Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102–1103 гг./Житье и хожденье Даниила, Русскыя земли игумена 1106–1108 г. Ч. 2. Приложение 5. СПб. 1885. С. 263–291. Зосима. – (Прокофьев Н.И.) Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину/Вопросы Русской Литературы. М. 1971. УЗ МГПИ. Т. 455. С. 12–42. Иаков Веронский. – Хождение ко святым местам августинского монаха Иакова Веронского в 1335 г./СИППО. 1896. С. 94–115. Игнатий. – Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, афонскую гору, Св. землю и Египет. 1766–1776 гг. СПб. 1891. Игнатий Смолнянин. – Хождение Игнатия Смолнянина. СПб. 1887. Ильминский Н.И. – Общий отчет бакалавра Н.И. Ильминского за время пребывания его на Востоке/В память о Николае Ивановиче Ильминском . Казань. 1892. С. 357–386. Иоанн Фока. – Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима... конца XII века СПб. 1889. Иоанникий. – Собственноручные записки Иоанникия, патриарха Александрийского, о синайских делах в Египте/Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т 2. С. 210–263. СПб. 1909. Иона. – Повесть и сказание о похождении в Иерусалим и во Царьград черного диакона Ионы Маленького. 1649–1652. СПб. 1895. Историческое сказание о подвижничестве Илии Нового. – Историческое сказание о подвижничестве святого великомученика Илии Нового из илиополитов, пострадавшего в Дамаске/Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб. 1907. С. 49–68. Камаль ад-Дин ибн аль-Адим. – Камаль ад-Дин ибн аль-Адим. Сливки, снятые с истории Халеба/Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. М. 1990. С. 104–217. Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. – Каптерев Н.Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством. Т. I–II. СПб. 1895–1898. Киракос Гандзакеци. – Киракос Гандзакеци. История Армении. Пер., предисл., комм. Л.А. Ханларян. М. 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 сент. по этапу Л. был отправлен в Кемь, в ГУЛАГ, однако вскоре переведен в пос. Важины Ленинградской обл. Л. был освобожден из заключения 7 сент. 1932 г. по состоянию здоровья (резкое ухудшение зрения). Поступил на службу вольнонаемным в Белбалтлаг старшим корректором, чтобы иметь возможность соединиться с В. М. Лосевой (арестована 5 июня 1930, осуждена на 5 лет лагерей). Их лагерная переписка - поразительное свидетельство высокодуховной внутренней жизни (изд. в кн.: Лосев А. Ф., Лосева В. М. «Радость на веки»: Переписка лагерных времен. М., 2005; пер. на франц. Л. Юргенсон под ред. Ж. Нива - Genève, 2014). В связи с окончанием строительства Беломорско-Балтийского канала 4 авг. 1933 г. постановлением ЦИК СССР с Л. была снята судимость, он был восстановлен в гражданских правах. В том же году Лосевы вернулись в Москву. Л. работал почасовиком в вузах, постоянная работа ему не предоставлялась. Еще в лагере Л. начинает писать музыкально-философскую прозу, где художественными средствами выражает свою философию музыки и социологию искусства (повести «Трио Чайковского», «Встреча», роман «Женщина-мыслитель»), философию производства и техники (рассказ «Из разговоров на Беломорстрое»), поднимая при этом и вопрос о взаимоотношении Бога и человека (рассказы «Переписка в комнате», «Епишка», «Вранье сильнее смерти»). Лосевская проза стала издаваться посмертно, впервые полностью собрана в 2002 г. в кн. «Я сослан в ХХ век…» (см. о ней: Тахо-Годи Е. А. 2007). В 1935-1941 гг. Л. работал над кн. «Античная мифология с античными комментариями к ней» (впервые опубл. в 2005), над первой версией «Истории античной эстетики», но напечатать их возможности не имел. В сент. 1942 г. Л. стал преподавателем логики на философском факультете МГУ, откуда был удален, как идеалист, 15 мая 1944 г. переведен в МГПИ им. В. И. Ленина, работал на кафедре классической филологии, кафедре рус. языка и кафедре общего языкознания. В. М. Лосева умерла в янв. 1954 г. Помощником Л. стала его ученица А. А. Тахо-Годи, к-рая в течение мн. лет будет заниматься подготовкой к изданию трудов Л. После 23-летнего вынужденного молчания (единственная публикация за это время - изданные в 1937 г. переводы 3 трактатов кард. Николая Кузанского) в 1953 г. вышла «Олимпийская мифология» (изд-во МГПИ), сильно искаженная редакцией. В 1957 г. увидела свет «Античная мифология в ее историческом развитии». Сочинения Л. начали издаваться регулярно: «Гомер» в 1960 г.; «История античной эстетики», т. I в 1963 г., т. II в 1969 г.; «Проблема символа и реалистическое искусство» в 1976 г.; «Эстетика Возрождения» в 1978 г.; «Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э.» в 1979 г. Л. опубликовал статьи в «Философской энциклопедии» (1960-1970), написал обширные статьи в 4-томник Собрания сочинений Платона (1968-1972).

http://pravenc.ru/text/2110736.html

Срезневский И.И. Русские калики древнего времени//Записки Имп. Академии Наук. СПб., 1862. Т.1.Кн.2. С.188–209. Докучаев Н. Древнерусское паломничество ко святым местам Востока//Прибавление к Черниговским Епархиальным известиям. 1867. NN14,7. С.8–27, 48–74, 110–128, 157–170, 303–318. Платонов А.И. Древнерусские паломники из среды духовенства и мирян//Сообщения Императорского Православного Палестинского общества 1906.Т.17. Вып.4. С.521–546. Сперанский М.Н. Из старинной новгородской литературы. Л.,1934. Данилов В.В. К характеристике “Хождения” игумена Даниила//Труды отдела древнерусской литературы Ин-та русского языка (далее — ТОДРЛ). М.-Л., 1960. Т.10. С.92–107.Он же. О жанровых особенностях древнерусских “хождений”//ТОДРЛ. М.-Л„ 1962. Т.18.С.21–37. Прокофьев Н.И. “Хождения” как жанр в древнерусской литературе//Ученые записки Московского Государственного педагогического института (далее — УЗ МГПИ). М.,1968. Т.288. С.3–24.Он же. Русские хождения XII-XV вв.//УЗ МГПИ. М., 1970. С.3–264. Седова М.В. Паломнический комплекс в Неревском раскопе//Новгородские археологические чтения. Материалы научной конференции. Новгород, 28 сентября — 2 октября 1992 г. ред.В.Л. Янина и П.Г. Гайдукова. Новгород, 1994. С.90–94. Рождественская М.В. Образ Святой земли в древнерусской литературе//Иерусалим в древнерусской культуре. М., 1994. С.8–14. Царевская Т.Царьградские “дары” новгородского паломника Добрыни Ядрейковича//София. 2000. N3. С.13–16. Корнилов С.В. Древнерусское паломничество. Калининград, 1995. Малето Е.И. Хождения русских путешественников XII-XV вв. М.,2000. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С.1–66. Киево-Печерский Патерик//БЛДР. СПб., 1997. Т.4. С.296–489. Семенченко Г.В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. Л., 1989. Т.42. С.241–254. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы//БЛДР. СПб., 1997. Т.4. С.218–225. Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). М., 2001. Т.1. Ипатьевская летопись//ПСРЛ. М., 2001. Т.2.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevneru...

Печатать свои труды Алексей Федорович смог опять только после смерти Сталина. Валентина Михайловна успела напечатать в «Ученых записках» МГПИ им. Ленина работы Лосева «Олимпийская мифология» , «Эстетическая терминология ранней греческой литературы» и «Гесиод и мифология» . В 1954 году Валентина Михайловна скончалась от рака крови. Это была удивительная женщина, которая видела, по ее словам, в любви к Алексею Федоровичу «весь смысл жизни своей на земле». В воспоминаниях историка и краеведа Николая Павловича Анциферова о лагерной жизни мы читаем: «Как живо помню я эту дружную высокую чету, направляющуюся... на работы. Жена Лосева... произвела на меня глубокое впечатление какой-то особой душевной грацией, одухотворяющей все ее движения. Блестяще образованная, умная, талантливая, она могла бы многого достигнуть в своей специальности – астрономии. Но она всю свою жизнь, все силы своей богато одаренной души посвятила мужу, любя его как человека, безгранично и страстно веря в его великое призвание философа. Каждая встреча с ними была для меня большой радостью» . После ее кончины был зарегистрирован брак Лосева с Азой Алибековной Тахо-Годи, дочерью врага народа Алибека Тахо-Годи, пришедшей в дом Лосева аспиранткой МГПИ в 1944 году и жившей в семье Лосевых уже несколько лет. Алексей Федорович как-то раз во время занятий сказал мне: «Видишь, над дверью портрет? И еще один, на другой стене? Это Валентина Михайловна, моя супруга. Она была математик, астроном. Такого брака, какой был у нас, я больше никогда ни у кого не встречал. Когда Валентина Михайловна умерла, мы остались в доме вдвоем с Азой. И я сказал: «Неприлично, что профессор живет со своей ученицей. Надо расписаться». Ты думаешь, это я сделал Азу? Нет, ее сделала Валентина Михайловна. Аза и сама очень умный человек. У всех Тахо-Годи природный острый ум». Тогда я поняла ровно столько, сколько было сказано. Это теперь, после опубликования Азой Алибековной книг «Лосев» и «Жизнь и судьба. Воспоминания», я понимаю (и то наверняка не до конца), сколько было не сказано. Алексей Федорович тогда не мог даже предположить, что откроется тайна их монашества, ведь об этом не знала даже любимая Лосевыми как родная Аза Алибековна. Впервые она рассказала об этом в 1993 году в МГУ на Международной конференции «А.Ф. Лосев. Философия, филология, культура», посвященной 100-летию со дня рождения Лосева в связи с новыми материалами из его архива.

http://pravoslavie.ru/42918.html

Даниила»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 112-131; Водовозов Н. В. «Хождение» Даниила и первый крестовый поход//УЗ МГПИ. М., 1962. Т. 178. С. 16-35; Глушакова Ю. П. О путешествии игум. Даниила в Палестину//Проблемы обществ.-полит. истории России и слав. стран. М., 1963. С. 79-87; Прокофьев Н. И. Рус. хождения XII-XV вв.//УЗ МГПИ. 1970. Т. 363. С. 27-64; Заборов М. А. Известия рус. современников о крестовых походах//ВВ. 1971. Т. 31. С. 84-107; Творогов О. В. Даниил//СККДР. Вып. 1. С. 109-112 [Библиогр.]; Гардзанити М. «Хожение» игумена Даниила в Св. землю: Лит-ра и богословие на Руси XII в.//Славяноведение. 1995. 5. С. 22-37; Пентковский А. М. Историко-литург. анализ повествования игум. Даниила «О свете небесном, како сходит ко Гробу Господню»//БТ. 1999. Вып. 35. С. 145-161; Малето Е. И. Хожения рус. путешественников XII-XV вв. М., 2000; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.); Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания/Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 85-88 [Библиогр.]. И. Н. Данилевский, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/171234.html

Постернак 1988 – Пастернак О. П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII века//Оригинал и по- вторение в живописи: Экспертиза художественных произведений. М., 1988. С. 47 – 60. Постернак 1999 – Постернак О. П. «Государев живописец» Иван Салтанов//Искусство христианского мира. М., 1999. Вып. 3. С. 205 – 207. Поучение Владимира Мономаха – Поучение Владимира Мономаха/Подг. текста О. В. Творогова, пер. и коммент. Д. С. Лихачева//БЛДР. СПб., 2000. Т. 1 (XI – XII века). С. 456 – 475. ППБЭС – Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. Т. I. Православная энциклопедия – Православная энциклопедия. Русская православная Церковь . М., 2000. Правящая элита 2006 – Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII в.: Очерки истории/Отв. ред. А. П. Павлов. СПб., 2006. Преображенский 1904 – Преображенский А. В. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII века. М., 1904. (ОЛДП. Вып. 155). Приселков 1916 – Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916. Прокофьев 1949 – Прокофьев Н. И. Видения крестьянской войны и польско-шведской интервенции начала XVII в. (из истории жанров литературного средневековья). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1949. Прокофьев 1964 – Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе//Ученые записки МГПИ. М., 1964. Вып. 231. С. 35 – 56. Прокофьев 1967 – Прокофьев Н. И. Образ повествователя в жанре видений литературы древней Руси//Ученые за- писки МГПИ. М., 1967. Вып. 256. С. 36 – 53. Пролог 1652 – Пролог. М., 1652. Пролог 1978 – Литературный сборник XVII века. Пролог: Русская старопечатная литература (XVI – первая четверть XVIII в.)/Изд. подг. О. А. Державина, А. С. Демин, А. С. Елеонская, Ф. С. Капица, А. С. Курилов, Л. И. Сазонова, Л. А. Черная. М., 1978. Протасьева 1970 – Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева ). М., 1970. Ч. 1. Протасьева 1973 – Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в Описание А. Горского и К. Невоструева ). М., 1973. Ч. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попов 1975 – Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. М., 1975. Попова 1974 – Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. М., 1974. С. 181–230. Порфиридов 1966 – Порфиридов И.Г. Два сюжета древнерусской живописи в их отношении к литературной основе//ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 112–118. Порфирьев 1873 – Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань. 1873. Посольская книга 1988 – Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями). 1588–1594 гг. М., 1988. Постернак 1988 – Постернак О.П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII века//Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза художественных произведений. М., 1988. С. 47–60. Постернак 1999 – Постернак О.П. «Государев живописец» Иван Салтанов//Искусство христианского мира. М., 1999. Вып. 3. С. 205–207. Поучение Владимира Мономаха – Поучение Владимира Мономаха/Подг. текста О.В. Творогова, пер. и коммент. Д.С. Лихачёва//БЛДР. СПб., 2000. Т. 1 (XI–XII века). С. 456–475. ППБЭС – Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. Т. 1. Православная энциклопедия – Православная энциклопедия. Русская православная Церковь . М., 2000. Правящая элита 2006 – Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII в.; Очерки истории/Отв. ред. Л.П. Павлов. С. 116., 2006. Преображенский 1904 – Преображенский А.В. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII века. М., 1904. (ОЛДП. Вып. 155). Приселков 1916 – Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916. Прокофьев 1949 – Прокофьев Н.И. Видения крестьянской войны и польско-шведской интервенции начала XVII в. (из истории жанров литературного средневековья). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1949. Прокофьев 1964 – Прокофьев Н.И. Видение как жанр в древнерусской литературе//Учёные записки МГПИ. М., 1964, Вып. 231. С. 35–56. Прокофьев 1967 – Прокофьев Н.И. Образ повествователя в жанре видений литературы древней Руси//Учёные записки МГПИ. М., 1967. Вып. 256. С. 36–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Основание аббатства Сазавы, как главной школы туземного богемского монашества; Кончина Стефана Венгерского Обращение датчан в христианство в Ирландии Три папы в Риме Низложение папы Григория VI Основание Вендского королевства Готтшалком и ревность его о введении христианства среди своих подданных Собор при Льве IX, постановивший отменять все рукоположения, сделанные симонийцами; Собор в Реймсе и тело св. Ремигия Постановление Льва IX против наложниц духовенства Обличение Михаилом Керуларием и Львом, архиепископом Ахридским, митрополитом Болгарским, латинян по вопросу об Евхаристическом Хлебе Кончина папы Льва IX Разделение церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Последовательно хронологический список императоров Римских и Византийских, пап Римских и патриархов Константинопольских, а также королей и князей позднейших народов, принимавших христианство. Римские императоры Годы от Р. Х. Тиверий Калигула Клавдий Гальба Вителлий. Веспасиан Домициан 98–117 Адриан 117–138 Антонин 138–161 Марк Аврелий 161–180 Коммод 180–192 Пертинакс 192–192 Дидий Юлиан 192–193 193–211 Каракалла 211–217 Макрин 217–218 Елагабал 218–222 Александр Север 222–235 Максимин 235–238 Гордиан 238–244 Филипп 244–249 249–251 251–253 Валериан 253–260 Галлиен 253–268 Клавдий 268–270 Аврелиан 270–275 275–276 276–282 282–283 283–285 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Максимин 284–305 Констанций I 305–306 Галерий 305–311 Константин I 306–337 Лициний 307–324 Максимин 308–313 Константин II 337–340 Констанций II 337–361 Констанс 337–350 361–363 Иовиан 363–364 Валериан I 364–375 Валент 364–378 Грациан 367–383 Валентиниан 375–392 Феодосий 375–395 Императоры Западной империи Годы после Р. Х. Гонорий 395–423 Валентиниан 423–455 Максим 455–455 455–456 Майорант 457–461 Север (Рицимер) 461–467 Антемий 467–472 Олибрий 472–472 Глицерий 472–474 472–475 Августул 475–476 Императоры Восточной империи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большой интерес представляет фундаментальный пятитомный труд Феоклита Странгаса «Греческая Церковь в 1817–1967 гг. на материале достоверных источников» 367 . Важной публикацией источников является двухтомный труд А. Вакалопулоса «Источники по истории новой Греции» 368 : значительная часть публикуемых материалов относится к области истории Церкви и роли, которую она сыграла в становлении нового греческого государства. К.Н. Сатас, предпринявший источниковедческие разыскания в европейских библиотеках, обнаружил много имеющих важное значение для истории средневековой Греции и для истории образования новогреческого языка сочинений; они были им изданы в 7–ми томах под общим заглавием Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη , или, по–латыни, Bibliotheca Graeca medii aevi (Венеция, 1872–1894; репринт: Hildesheim, 1972), и 9–ти томах Documents inédits relatifs à l’histoire de la Grèce au moyen–âge (Париж, 1880–1890). Сводное издание византийских историков Corpus scriptorum historiae Byzantinae в 49–ти томах было предпринято в Бонне в 1828–1897 гг. 369 § 3. Латинские церковные хронисты В латинской литературе традиция написания хроник развивается во многом под влиянием Иеронимова латинского перевода «Хроники» Евсевия. Труд Иеронима продолжил (впервые – в 433 г., затем – в новых редакциях, последняя из которых датируется 455 г.) ученик блаженного Августина Проспер Аквитанский (ок. 390 – после 455) в Epitoma Chronicon (или Chronicon integrum 370 ), где автор, акцентируя антипелагианские посылки, дает собственный взгляд на современную ему историю («Хроника» Проспера охватывает 379–455 гг.) 371 . Большой интерес (особенно – для тех событий, которые не нашли отражения в других источниках) это сочинение представляет для 425–455 гг., о коих Проспер писал, как современник и очевидец; для этого времени «Хроника» является важным и общепризнанным источником. Работу Проспера продолжил аноним, начав с 456 г. и доведя изложение до эпохи Юстиниана (гибель вандалов). Параллельно с Проспером хроники Евсевия–Иеронима продолжал испанский епископ Идаций Аквэфлавийский (к. 4 в. – между 468 и 474), начав с 379 и окончив 468 г. – возможно, под впечатлением состоявшейся в раннем детстве встречи с Иеронимом Стридонским в его келье в Вифлееме 372 . До 427 г. Идаций пишет на основании свидетельств предшественников, а с этого года – как современник и даже участник событий (главным образом, в Галлии и Испании), много потерпевший от варваров–ариан и церковной анархии. Основной его принцип как дееписателя – максимальная историческая аккуратность. Идацию приписываются также (вероятно, безосновательно) Fasti consulares за 245–468 гг. – в первую очередь на том основании, что они содержатся в единственной относительно сохранной рукописи, дошедшей до нас, как приложение к его «Хронике».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010