Глава 13 Соглядатаи Ханаанской земли. Чис.13:4 .  И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых. «Мужи главные», т. е. представители важнейших и почетнейших родов. Чис.13:17 .  Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. С переменой имени И. Навин вступает в обязанности высшие, чем слуга при Моисее ( Исх.24:13 ), становясь его ближайшим помощником. Ошеа, Гошва или Осия означает «освобождение», «спасение». К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, Иаг, предуказывая в Навине Божие орудие для спасения Израиля. В кн. Неем.6:17 имя Иагошеа произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода LXX. По разуму свв. оо. и учит. Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисуса Христа, отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного (св. Иустин Философ , Разговор с Трифоном Иудеем, гл.: 34, 70, 76, 86, 100, 113; св. Кир. Иер., Сл. Огл. X; блаж. Федор.: Толк. на кн. Чис., вопр. 25; Толк. на кн. Втор, вопр. 43; Толк. на кн. Нав., вопр. 1, 3, 4, 16). Чис.13:18 .  И послал их Моисей [из пустыни Фаран] высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, «В эту южную страну» Ханаана, Негеб. Чис.13:22 .  Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; «От пустыни Син». Не следует смешивать пустыню Син (Цин), о которой говорится в данном стихе, с пустыней Син на западном побережье Синайского полуострова ( Исх 16 ). Пустыня Цин составляет северо-восточную часть пустыни Фаран. О пустыне Фаран см. пр. к Чис.10:12 Рехов ( Нав.19:28 ; Суд.1:31 ) – местность в пределах колена Асира, невдалеке от Сидона. Емаф – равнина и горный проход между отрогами Ливана и Антиливана, южнее города Емафа, расположенного в Келе-Сирии, на р. Оронте. Чис.13:23 .  и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

192.  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 56). 193.  …тела ваши суть члены Христовы (1 Кор. 6. 15). 194.  Тело же… для Господа и Господь для тела (1 Кор. 6. 13). 195.  …облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 14). 196. Великий Сисой. См. Скитский патерик. 197. Деян. 5. 15. 198. Деян. 19. 12. 199. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 25. Добротолюбие. Ч. 2. 200.  …иная плоть у человеков, иная плоть у скотов (1 Кор. 15. 39). 201.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21. 34). 202.  …плоть… восторгаются к Богу живому (Пс. 83. 3). 203.  …всем сердцем… и всею душею, …всем разумением, и всею крепостию (Мк. 12. 30). 204.  …не свои? …куплены дорогою ценою. …Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. …Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор. 6. 19, 20). 205. Ин. 6. 56. 206. 1 Кор. 6. 19, 20. 207. 1 Ин. 3. 24. 208. Ин. 7. 39. 209. Символ святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского. Псалтирь с восследованием. 210. Лествица. Слово 1. 211. Гал. 5. 20. 212.  Помышления плотские… смерть, …вражда против Бога; …закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8. 6, 7). 213.  …омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, …заменили истину Божию ложью… Потому предал их Бог постыдным страстям (Рим. 1. 21, 22, 25, 26). 214. Житие преподобного Ефрема Сирина. 215. Церковная история Флери. Том 2, кн. 27, гл. 28. 216. То же. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11. 217. Послание 1 к Граллианам. 218. Святой Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям. 219. Святой Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей. Молитвы от осквернения. Канонник. 220.  …упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю… А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему». Но ты незвержен в ад, в глубины преисподней. …Повержен вне гробницы своей… как труп (Ис. 14. 12–15, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

9 Имена малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. 10 Хотя перечисленных ветхозаветных книг 38, но евреи их считали 23, расположив по 22 буквам своего алфавита. Но кроме них в Библии имеются ещё 11 книг, которые называются неканоническими, и которые также написаны до Рождества Христова. Из них важнейшие: кн. Премудрости – Соломона и Иисуса, сына Сирахова, кн. Товит и 3 кн. Маккавейские. 11 «Соборными» они называются потому, что они написаны не одной какой-нибудь церкви, а собору, т. е. собранию церквей. Их ещё называют окружными. 12 Потому-то у нас перед чтением Евангелия и после него поют: «Слава Тебе; Господи, слава Тебе». 13 Вселенских соборов семь: 1) Никейский – 325 г., 2) Константинопольский 1-й – 381 г., 3) Ефесскй – 431 г., 4) Хакидонский – 451 г., 5) Константинопольский 2-й – 553 г., 6) Константинопольский 3-й – 680 г. и 7) Никейский 2-й – 787 г. Два первые собора были собраны против еретиков Ария и Македония. 14 «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле – так, как будто бы есть богов много и господ много, но для нас один Бог Отец, из Которого все, и мы у Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Тем» ( 1Кор. 8, 4–6 ). 15 Вездесущие Божие наглядно изображается Давидом так: «куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Вэойду ли на небо, Ты – там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Псл. 138, 7–12). 19 Ап. Иуда говорит о падших духах: «это суть ангелы, не соблюдающие своего начальства, но оставившие свое жилище» (6 ст.). 20 Так и в послании своём евангелист Иоанн писал: «мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его – Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5, 20 ). 21 Помазанниками в Ветхом завете назывались цари (как Давид), первосвященники (как Аарон), и пророки (как Елисей). Господь Иисус назван Помазанником во всех трёх смыслах, ибо Он есть и Царь, и Первосвященник, и Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кн. V гл. 6 п. 6–7. Через самое творение, Слово открывает Бога Творца, и через мир – Создателя мира Господа, и через образование (человека) – Художника, его образовавшего, и через Сына-Отца, Его родившего; и все это все говорят одинаково, но не одинаково веруют. Через Закон и пророков Слово также возвещало и Себя, и Отца, и весь народ одинаково слышал, но не все одинаково веровали. И через Самое Слово, содеявшееся видимым и осязаемым, Отец являлся, хотя не все одинаково веровали, но все видели в Сыне Отца, ибо Отец есть невидимое Сына, а Сын – невидимое Отца (и, как бы, мера Отца – гл. 4 п. 2). И посему, все говорили со Христом во время присутствия Его (на земле) и называли Богом. И демоны, видя Сына, говорили: знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий ( Мк. 1:24 ).И дьявол искуситель, видя Его, говорил: если Ты Сын Божий ( Мф. 4:3 ; Лк. 4:3 ); таким образом, все видели и называли Сына и Отца, но не все веровали. Ибо надлежало, чтобы истина получила свидетельство от всех и была средством суда, во спасение верующих, и в осуждение неверующих, дабы все были судимы справедливо, и вера в Отца и Сына всеми подтверждалась, от всех получая свидетельство – и от своих, так как они ее друзья, и от внешних, так как они ее враги. Посему, не иной был познаваемый, и не иной говоривший: никто не знает Отца, но один и тот же, как Сам Отец все покорил Ему, и от всех получает свидетельство, что Он есть, истинно, человек и, истинно, Бог – от Отца, от Духа, от Ангелов, от самого творения, от людей, от отпадших духов и демонов, и от врага, и, после всего, от самой смерти. Но Сын, все устрояя для Отца, совершает от начала до конца, и без Него никто не может познать Бога. Ибо Сын есть познание Отца, а познание Сына есть в Отце, и через Сына открыто, и посему, Господь говорит: и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ; Лк. 10:22 ). Сказано: хочет открыть – не относительно только будущего, как будто, Слово тогда начало открывать Отца, когда родилось от Марии, но простирается вообще на все время. Ибо изначально, соприсутствуя Своему созданию, Сын открывает Отца всем: кому хочет, и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому, во всем и через все – один Бог Отец, и одно Слово, и Сын, и один Дух, и одно спасение всем верующим в Него (ср. кн. IV гл. 33 п. 15; кн. V гл. 18 п. 2; гл. 20 п. 1). О природе человека и его нравственной свободе:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Заявление о малочисленности колена Симеонова по сравнению с Иудиным подтверждается показаниями Пятикнижия. Именно, во второй год по выходе из Египта в племени Симеоновом считалось 59 300 человек от 20 лет, и оно по численности занимало третье место, после колен Иудина и Данова; но перед вступлением в обетованную землю в нем было только 22 200 человек, так что оно оказалось малочисленнее всех колен ( Чис.1:22,26:14 ). Поэтому симеониты были всегда в тесном союзе с коленом Иудиным, и удел их составлял как бы часть удела Иудина ( Нав.19:1,9 ). Последнее обстоятельство является причиной того, что численность симеонитян сравнивается с численностью именно Иудина колена. 1Пар.4:28 .  Они жили в Вирсавии, Моладе, Хацаршуале, 1Пар.4:29 .  в Билге, в Ецеме, в Фоладе, 1Пар.4:30 .  в Вефуиле, в Хорме, в Циклаге, 1Пар.4:31 .  в Беф-Маркавофе, в Хацарсусиме, в Беф-Биреи и в Шаариме. Вот города их до царствования Давидова, 1Пар.4:32 .  с селами их: Етам, Аин, Риммон, Фокен и Ашан, – пять городов. 1Пар.4:33 .  И все селения их, которые находились вокруг сих городов до Ваала; вот места жительства их и родословия их. Перечень большей части принадлежащих симеонитинам городов совпадает с перечислением их у ( Нав.19:2–8 ) как в отношении имен, так и со стороны разделения на две группы: города ст. ( 1Пар.4:28–31 ) соответствуют городам ( 1Пар.4:2–6 ); города ст. ( 1Пар.4:32 ) – городам ( Нав.4:7 ). Но при этом общем сходстве замечается и некоторое различие. И прежде всего, среди городов первой группы у нас нет Шевы после Беэр-Шевы (Вирсавии – ( Нав.4:2 ) ). Но ввиду замечания ( Нав.19:6 ), что всех городов было 13, тогда как на самом деле, если считать и Шеву, их выходит 14, можно думать, что имя Шева означает не отличный от Беэр-Шевы город, но вошло в текст кн. Иисуса Навина по ошибке, через повторение последней составной части слова Беэр-Шева. Далее, вторая меньшая группа состоит из четырех городов ( Нав.4:7 ), но не из пяти, как в кн. Паралипоменон ( 1Пар.4:32 ) – опущено имя Фокен, но не по ошибке, так как в том и другом месте определенно названо число городов. Наконец вместо «Билга» ( 1Пар.4:29 ) в кн. Иисуса Навина стоит «Вала» ( Нав.4:3 ), вместо «Фолад» – «Елтолад», вместо «Бетоэл» – «Бетол». Какое из этих чтений правильнее, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В пс. 15-м упоминается о тех, „которые текут к богу чужому» и „совершают кровавые возлияния“ (ст. 4). Но псалмопевец решительно ничем не показывает, что он имеет в виду именно „отвратительные обычаи самарян» (Чейн). Точно также в пс. 108-м, представляющем изложение молитвы о погибели врага псалмопевца, нельзя найти, вопреки мнению Чейна, ни одного определенного указания на Санаваллата и отношение его к Неемии. Напротив, такие места псалма, как ст. 4–5 („за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. Воздают мне за добро злом, за любовь мою ненавистью»), скорее говорит против толкования Чейна, потому, что заключающаяся в них характеристика отношения Неемии к Санаваллату не находит подтверждения для себя в свидетельствах о том же книги Неемии (ср. 4:4–5; 6:14). Из сказанного следует, что ни одно из указываемых новейшими авторами мест Псалтири не может быть истолковано в отношении к самарянам. Нам остается теперь рассмотреть приведенные выше ссылки на книги малых пророков. Что касается попытки Винклера привлечь к истории самарян кн. Авдия, то она может быть отвергнута без всяких колебаний. В том описании нападения на Иерусалим, которое содержится в ст. 10–14 кн. Авдия, по нашему мнению, естественнее всего видеть речь о взятии Иерусалима вавилонянами при Навуходоносоре 35 . Частности описания, во всяком случае, показывают, что пророк говорит о чрезвычайно тяжелой катастрофе, постигшей священный город, о таком моменте, когда народ доведен был до последней крайности и близок был к погибели. Между тем разрушение стены Иерусалима и сожжение ворот, совершившееся пред приходом Неемии ( Неем. 1:2–3 ), без сомнения, не было особенно большой катастрофой, так-как писатель 1 кн. Ездры о ней и не упоминает; это было, кроме того, не результатом неприятельского нападения, а произошло по приказанию властей ( 1Ездр. 4:17–22 ). Более оснований, по-видимому, имеет ссылка Гоонахера на Зах. 9:6–7 , как на свидетельство о самарянах. В данном месте пророк говорит о судьбе филистимлян и от имени Божия возвещает: „чужое племя (mamser) будет жить в Азоте, и Я уничтожу высокомерие филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Основываясь на общем описании периода царствования орла, учёные заключают, что псевдо-Ездра говорит в своём видении о времени римского владычества. Черты, которыми описывается последнее царство, скорее всего, действительно, могут относиться к римскому владычеству: «оно победило всех прежде бывших, и держало век в большом трепете и всю вселенную – в лютом угнетении и с тягостнейшим утеснением подвластных, и столь долгое время обитало на земле с коварством. Ты (орёл, т. е. четвёртое царство) судил землю не по правде; ты утеснял кротких, обижал миролюбивых, любил лжецов, разорял жилища тех, которые приносили пользу, и разрушал стены тех, которые не делали тебе вреда. Поэтому исчезни ты, орёл, со страшными крыльями твоими, со злыми головами твоими, с жестокими когтями твоими и со всем негодным телом твоим, чтоб отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия и надеялась на суд и милосердие своего Создателя»( 3Ездр.11:40–46 ). Итак, автор 3 кн. Ездры ожидал явления Мессии после погибели римского царства. Какие же это признаки и знамения, имеющие предшествовать, по верованию иудеев, явлению Мессии и концу мира? Эти знамения будут происходить как в духовной жизни людей, так и во всей физической природе. Это будет время духовного обнищания людей. Мудрость не найдёт себе места на земле и возвратится на небо (Кн. Еноха 42 гл.; ср. 99, 8. 9). Автор 3-й книги Ездры говорит, что пред концом настоящего века «сокроется ум, и разум удалится в своё хранилище; многие будут искать его, но не найдут, и умножится на земле неправда и невоздержание» (по эфиопскому переводу – «неправда и безумие (stultitia)» 32 3Ездр.5:9–10 ; ср. Откр. Варуху 48:33:36). Потеря мудрости выразится в забвении людьми правильного исчисления дней года, новолуний и годовых праздников (Енох. 82:4, 5–6; ср. Кн. Юбил. 6 гл.), в отвержении Божественного закона (Юбил. 23 гл.; Откр. Вар. 48:40 ; Sota IX, 15), в широком нравственном развращении людей (Юбил. 1 и 23 гл.), в забвении религиозных обязанностей (Ен. 80, 7; 99, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Перейдем к повествованию книги Судей о Самсоне ( Суд. 13:2–16:31 ), которое со стороны критики также признается достоверным. Здесь, между прочим, сообщается, что Самсон со дня своего рождения должен был нести обеты назорейства. Ангел Господень, явившийся родителям Самсона и возвестивший им о рождении сына, сказал: младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий 21 , и бритва не коснется головы его; пусть (он) не ест ничего, что производит виноградная лоза, пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого ( Суд. 13:7,14 ). И обеты эти действительно были исполняемы Самсоном; в дни его младенчества и отрочества за исполнением их наблюдали его родители; возросши Самсон сам считал своею священною обязанностью соблюдать все, что было связано с назорейством. Филистимлянке Далиле, которая потом выдала еврейского героя своим соплеменникам, он сказал: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ( Суд. 13:3–6, 7, 12–14, 16, 17 ). Но что же служило побуждением, во времена Судей, принимать обеты назорейства, и почему эти обеты считались обязательством по отношению к Богу и таким образом носили религиозный характер? Ответ на этот вопрос мы находим в законах Пятикнижия, именно в кн. Числа 6:1–21 ; здесь излагаются постановления относительно назорейства, в том числе и те, которые были исполняемы Самсоном и его матерью перед его рождением ( Числ. 6:3–5 ; ср. Суд. 13:4, 5, 7, 14; 16:17 ); здесь же говорится, что назорей во все дни назорейства посвящен Богу, свят Господу ( Числ. 6, 7, 8 ). Ясно, что обеты назорейства во времена Судей и религиозное значение, которое им тогда придавали, всецело основывались на законах Пятикнижия, в частности на постановлениях кн. Числа, и значит, эти постановления и законы были, в период Судей, известны Израилю, который ими и руководствовался, по крайней мере, в лице лучших своих представителей. Это обстоятельство еще раз свидетельствует о неосновательности выводов современной критики, относящей, как мы уже знаем, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Прем.10:12 . сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее. 12 . Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном ( Быт. 31:23 ) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава ( Быт. 32:7–8 ); «…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом ( Быт. 32:24, 28, 30 ; Ос. 12:3–4 ). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия. Прем.10:13 . Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: Прем.10:14 . она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу. 13–14 . Пример Иосифа, «проданного праведника» ( Быт. 37:25–28 ), которого премудрость «спасла от греха», разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:7–12 ). – «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья ( Быт. 37:22 ) и из египетской тюрьмы ( Быт. 39:20–21 ); «принесла ему скипетр царства…» – ср. Быт. 41:39–40 . «…Показала лжецами обвинявших его…» – разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:14–18 ); «даровала ему вечную славу…» – бессмертную память в потомстве (ср. Прем.4:1, 8:13 ). Прем.10:15 . Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его, 15–21 . В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства. 15 . Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта ( Иез. 20:8, 23:3 ). Непостоянство в религии, склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение ( Исх. 19:5–6 ; Втор. 26:18–19 ). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010