Среди статей о памятниках древнеславянской письменности были напечатаны энциклопедические своды заметок и наблюдений: «Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературе» А. И. Яцимирского (90 заметок в томах 2-5, 7, 11, 13, 16, 21 и 22) и «Материалы и заметки по древнерусской литературе» А. И. Соболевского (1912. Т. 17. Кн. 3. С. 77-96; 1915. Т. 20. Кн. 1. С. 261-290; 1916. Т. 21. Кн. 2. С. 206-214). Выходили обзоры рус. и зарубежных собраний рукописей и старопечатных книг: «Заметки о славянских и русских рукописях в Bodleian library в Оксфорде» П. А. Сырку (1902. Т. 7. Кн. 4. С. 325-345; 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 87-140), «Заметка о рукописях Седмиозерной пустыни» (1902. Т. 7. Кн. 4. С. 358-365) и «Опись рукописей Тихвинского Успенского монастыря» (1908. Т. 12. Кн. 4. С. 346-357) Кунцевича, «Церковно- и русско-славянские рукописи Публичной библиотеки Народного дома во Львове» И. С. Свенцицкого (1904. Т. 9. Кн. 3. С. 350-414), «Печорская старина: Рукописи и архивы церквей низовой Печоры» Н. Е. Ончукова (1905. Т. 10. Кн. 2. С. 339-363; Кн. 3. С. 210-238), «Описание рукописей и старопечатных книг в Слуцком (Минской губ.) Тройчанском монастыре» А. К. Снитко (1911. Т. 16. Кн. 1. С. 210-231), «Славяно-русские старопечатные книги древнехранилищ г. Житомира» А. А. Требина (1912. Т. 17. Кн. 4. С. 305-332), «Описание рукописей Киевского художественно-промышленного и научного музея» С. А. Щегловой (1916. Т. 21. Кн. 1. С. 143-191; Кн. 2. С. 13-64), «Славянская письменность XI-XIV вв. на Синае и в Палестине» М. Н. Сперанского (1927. Т. 32. С. 43-118). Ряд статей был посвящен слав. переводам Библии: «В. Н. Тяпинский, переводчик Евангелия на белорусское наречие» М. В. Довнар-Запольского (1899. Т. 4. Кн. 3. С. 1031-1064), «Заметки по древнеславянскому переводу Св. Писания» И. Е. Евсеева (1900. Т. 5. Кн. 3. С. 788-823), «К вопросу о редакциях Толковой Палеи» К. К. Истомина (1905. Т. 10. Кн. 1. С. 147-184; 1906. Т. 11. Кн. 1. С. 337-374; 1909. Т. 13. Кн. 4. С. 290-343), «К вопросу о древнейших переводах на старославянский язык библейских текстов: Супрасльская рукопись» Н. Н. Дурново (1926. Т. 30. С. 353-429). Еще больше было публикаций, посвященных библейским апокрифам и «отреченной» лит-ре: «Критические заметки к славянскому переводу двух апокрифических сказаний» И. В. Ягича (1898. Т. 3. Кн. 2. С. 315-338; Кн. 3. С. 793-822), «К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы» А. С. Архангельского (1899. Т. 4. Кн. 1. С. 101-147), «Охридский список первоевангелия Иакова» П. А. Лаврова (1901. Т. 6. Кн. 1. С. 9-36), «Евангелие Фомы в старинной украинской литературе» В. П. Адриановой-Перетц (1909. Т. 14. Кн. 2. С. 1-47), «К истории апокрифов и легенд в южнославянской письменности» (Там же. С. 267-322; 1910. Кн. 3. С. 103-159; Т. 15. Кн. 1. С. 1-62) и «К истории ложных молитв в южнославянской письменности» (1913. Т. 18. Кн. 3. С. 1-102; 1914. Кн. 4. С. 16-126) Яцимирского.

http://pravenc.ru/text/293854.html

Непосредственно к церковной истории, историографии и источниковедению относятся статьи Н. К. Никольского «Материалы для истории древнерусской духовной письменности» (1897. Т. 2. Кн. 1. С. 65-89; 1902. Т. 7. Кн. 1. С. 212-232; Кн. 2. С. 52-75), С. Л. Пташицкого «Письмо первого Самозванца к папе Клименту VIII» (1899. Т. 4. Кн. 2. С. 375-422), В. И. Срезневского «Три письма Посошкова митр. Стефану Яворскому» (1900. Т. 4. Кн. 4. С. 1411-1457), В. Н. Перетца «Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII и XVIII вв.» (1900. Т. 5. Кн. 1. С. 123-190), С. Н. Браиловского «Темные места в биографии Сильвестра Медведева» (1901. Т. 6. Кн. 2. С. 203-209) и «К литературной деятельности Гавриила Домецкого» (1904. Т. 9. Кн. 4. С. 17-96), Е. Е. Голубинского «Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии» (Там же. Кн. 2. С. 49-59), Н. И. Петрова «Воспитанники Киевской академии из сербов с начала Синодального периода и до царствования Екатерины II (1721-1762 гг.)» (Там же. Кн. 4. С. 1-16), П. Н. Жуковича «Брестский собор 1591 г.: (По новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)» (1907. Т. 12. Кн. 2. С. 45-71) и «О неизданных сочинениях Иосафата Кунцевича» (1910. Т. 14. Кн. 3. С. 199-231), А. И. Никольского «Катехизис Арсения Мацеевича» (1907. Т. 12. Кн. 3. С. 297-312) и «Несколько слов о житии и сочинениях св. Димитрия Ростовского» (1909. Т. 14. Кн. 1. С. 160-171), Г. З. Кунцевича «Заметка о грамотах митр. Макария» (1909. Т. 13. Кн. 4. С. 212-215) и «Сказание о последних днях жизни митр. Макария» (1910. Т. 14. Кн. 4. С. 155-165), М. Д. Присёлкова «Афон в начальной истории Киево-Печерского монастыря» (1912. Т. 17. Кн. 3. С. 186-197), В. А. Пархоменко «Три момента начальной истории русского христианства» (1914. Т. 18. Кн. 4. С. 371-380), Е. Ю. Перфецкого «Религиозное движение в XVI и нач. XVII в. в Угорской Руси» (1915. Т. 20. Кн. 1. С. 24-77), Д. И. Абрамовича «О трудах митрополита Макария (Булгакова) в области древней русской литературы» (1918. Т. 22. Кн. 2. С. 276-290), а также рецензия Б. А. Будиловича на кн. Г. А. Воскресенского «Православные славяне в Австро-Венгрии» (1915. Т. 20. Кн. 2. С. 289-325).

http://pravenc.ru/text/293854.html

Соч.: Об индифферентизме и веротерпимости//ДБ. 1859. 31. С. 137-145; 32. С. 170-180; Христианская Церковь на Западе Европы в средние века//ПО. 1860. 2. С. 105-124; Современные религиозные партии в протестантстве//ПО. 1860. 9. С. 83-112; Из Германии//ПО. 1861. 11. С. 388-413; 1862. 1. С. 31-71; 5. С. 64-103; Сивекингская благотворительная община в Гамбурге//ПО. 1861. 5. С. 67-88; Очерки быта народа Божия//ДЧ. 1864. Т. 1. Кн. 2. С. 168-194; Кн. 3. С. 261-290; Кн. 4. С. 390-402; Т. 2. Кн. 5. С. 24-35; Кн. 6. С. 130-150; Кн. 7. С. 233-239; Кн. 8. С. 339-348; Т. 3. Кн. 9. С. 75-93; Кн. 10. С. 160-171; Кн. 11. С. 219-227; Кн. 12. С. 387-392; 1865. Т. 1. Кн. 1. С. 11-27; Кн. 2. С. 101-120; Кн. 3. С. 244-248; Кн. 4. С. 281-293; Т. 2. Кн. 7. С. 230-241; О катехизическом преподавании христ. учения детям: [Из: Sailer J. M. Téologie Pastorale. P., 1860. Т. 1]//Калужские ЕВ. 1866. 4. Ч. неофиц. С. 89-103; 12. С. 341-347; Из Калуги: Неск. известий о Калужском ДУ//ПО. 1866. Т. 19. Заметки. 1. С. 17-31; 3. С. 95-115; Кр. хронологическое обозрение истории св. церкви от начала ея до последнего времени//ДЧ. 1867. Т. 1. Кн. 1. С. 1-15; Очерки библ. древностей//Калужские ЕВ. 1865. 15. С. 396-404; 19. С. 522-532; 21. С. 576-590; 1866. 3. С. 65-79; 9. С. 265-279; Очерки быта древних евреев: Пособие к изъяснению Св. Писания//ВЧ. 1867. 24. С. 450-459; 25. С. 469-477; 26. С. 495-508 (отд. изд.: К., 1869; переизд. в кн.: История Израиля и Иудеи: Обществ. и полит. жизнь. М., 2004. С. 502-643); Основные начала обучения//ТКДА. 1868. 8. С. 296-324; 9. С. 519-544; Руководство к начальному обучению: (Для учителей нар. школ). К., 1869 (совм. с И. И. Малышевским, И. Т. Экземплярским). Пер.: Вольтер Ф. М. Философия истории: Пер. с франц. СПб., 1868; Гоббс Т. Левиафан, или О сущности, форме и власти гос-ва/Пер. с англ.: Н. Л. Зайцев, С. П. Автократов. СПб., 1868; Эттинген А., фон. Реализм в области наук о духе и в особенности - о нравственности: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//ТКДА. 1870. 12. С. 610-644; он же. О социальной этике, основанной на нравственной статистике, и о значении посл. для нравственного богословия: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//Там же. 1871. 10. С. 40-106.

http://pravenc.ru/text/1618918.html

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блгв. кн. Димитрия на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пасхи: «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален блгв. кн. Димитрия, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос блгв. кн. Димитрия, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блгв. кн. Димитрия (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Чашу имеяй...» (см. в среду Преполовения). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и блгв. кн. Димитрия, глас 8-й – 3. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас тот же: «Да помянуты будут...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие...» (см. на хвалитех). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия. Кондаки Преполовения и блгв. кн. Димитрия читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и блгв. кн. Димитрия, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь блгв. кн. Димитрия; кондак храма святого. «Слава» – кондак блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и блгв. кн. Димитрия. Апостол и Евангелие – дня и блгв. кн. Димитрия. Задостойник Пасхи. 1 Общая память благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии установлена согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июля 2015 года. 2 См.: Минея-Май. Ч. 2. М., 2002. С. 442–453. 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-01/

Творения В своей автобиографии Б. Д. перечислил 40 сочинений, большая часть к-рых сохранилась. Все сочинения можно разделить на неск. групп: 1) экзегетические; 2) риторико-грамматические и натурфилософские; 3) исторические и агиографические; 4) поэтические сочинения и молитвы; 5) письма. Экзегетические В эту группу входят комментарии и гомилии. К комментариям на ВЗ относятся: «Hexaemeron sive In principium Genesis» (Шестоднев, или На начало книги Бытия; в 4 кн., между 725 и 731 - CCSL. 118А. P. VI-X), охватывает время до рождения Исаака и изгнания Измаила ; «De Tabernaculo» (О скинии; в 3 кн., после 729? - датировка, кроме указанной по др. источникам, по: Plummer С. On the Chronology of Bede " s Writings// Baedae Opera Historica. Vol. 1. P. CXLV-CLIX); «In primam partem Samuhelis Prophetae» (На первую книгу пророка Самуила; аллегорическое толкование, в 3 кн., 716); «In libros Regum quaestiones XXX» (30 вопросов на книги Царств; ок. 725); «De Templo Salomonis» (О Храме Соломоновом; в 2 кн., 716); «In Ezram et Neemiam prophetas» (На книги пророков Ездры и Неемии; аллегорическое толкование, в 3 кн., 725-731); «In librum Tobiae» (На книгу Товита); «In Parabolas Salomonis» (На Притчи Соломоновы; в 3 кн.); «In Cantica canticorum» (На Песнь Песней; аллегорическое толкование, в 7 кн.). В прологе кн. 1 Б. Д. опровергает пелагианские заблуждения оппонента блж. Августина Юлиана Экланского (V в.), также составившего комментарий к Песни Песней, в кн. 7 приводит собрание высказываний свт. Григория Великого относительно Песни Песней; «Super Canticum Habacum» (На песнь Аввакума). Отдельные вопросы ВЗ Б. Д. обсуждает в письмах 5, 6, 14 (об остановках сынов Израилевых в кн. Чисел) и 15 (на слова Ис 24. 22). Из комментариев на НЗ Б. Д. принадлежат толкования на Евангелия от Марка (в 6 кн., до 716) и Луки (в 6 кн., между 709 и 716; комментарии на Евангелия от Матфея и Иоанна считаются неподлинными); на кн. Деяний (в 2 кн., между 708 и 716). К ним присоединяется «Liber retractationes in Actus Apostolorum» (Пересмотренное толкование Деяний Апостольских; между 725 и 731?).

http://pravenc.ru/text/77776.html

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста...». По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды). На часах – тропарь Преполовения. Кондак только Преполовения. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 6 (со ирмосом). По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 4 , и блгв. кн. Димитрия, глас 4-й – 4. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Благословен еси...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. Паримии блгв. кн. Димитрия – 3. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными) . «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святилище пришел еси...». По Трисвятом – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание блгв. кн. Димитрия и избранный псалом. Седальны блгв. кн. Димитрия по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «От возраста отроческаго...», и глас 4-й: «Яко во дни мира...»). «Слава» – седален блгв. кн. Димитрия по полиелее, глас 5-й: «Воспоем, людие...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Празднику преполовившуся...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блгв. кн. Димитрия, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – блгв. кн. Димитрия. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго великаго князя Димитрия...». Стихира блгв. кн. Димитрия, глас 6-й: «Егда время...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-01/

Сочинение “О правилах…”, посвящённое внешней и внутренней сторонам монашеской жизни, состоит из 12 книг. Первые четыре, — об устройстве “внешнего жития” монахов: о правилах поступления в монастырь, о внешнем виде и одежде монахов (кн. 1), об общих молитвах ночью и днём (кн. 2 и 3), об обетах, о послушании по уверенности, что старец ничего ненужного не прикажет, о покаянии и др. (кн. 4), с примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. В остальных книгах Преподобный рассуждает “о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, по учению Отцов, искоренить сии пороки” 7 , посвящая описанию каждого из них отдельную книгу: о чревоугодии (кн. 5), о блудной страсти (кн. 6), о корыстолюбии (кн. 7), о гневе (кн. 8), о печали (кн. 9), об унынии, или тоске сердца (кн. 10), о тщеславии (кн. 11) и о гордости (кн. 12), которую называл самой лютой страстью, “свирепее всех предыдущих” 8 . Вскоре преподобный Иоанн написал “Собеседования”, в основе которых лежат достоверные свидетельства, воспоминания и записи его духовных бесед со знаменитыми египетскими подвижниками — аввами Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Всего Собеседований 24, они посвящены современникам преподобного Иоанна — монахам, настоятелям монастырей, епископам — и касаются внутренней жизни монаха: о целях монашеской жизни, о молитве, о покровительстве Божием, о деятельной и созерцательной жизни, о последствиях грехопадения и пр. Оба этих сочинения сыграли огромную роль в знакомстве западного монашества с опытом восточной христианской аскетики и в становлении западной монашеской традиции. Они были высоко оценены современниками преподобного Иоанна и последующими христианскими авторами. Епископ Евхерий Лионский составил краткое извлечение из “Собеседований” и “Правил” — так называемый “Устав Кассиана”; преподобный Бенедикт Нурсийский (основатель ордена бенедектинцев, †543) использует их в своём “Уставе” и предписывает монахам ежедневное чтение “Собеседований” в своём монастыре; изречения из “Правил” вошли в сборник “Изречений” египетских Отцов (Apophtegmata). Последнее сочинение преподобного Иоанна “О воплощении Христа. Против Нестория” (в 7 книгах) написано по просьбе римского архидиакона Льва, впоследствии папы Льва Великого (†461). Это одно из первых сочинений против несторианства, появившихся на Западе. Изложенные в нём в полемике с Несторием христологические взгляды преподобного Иоанна оказали заметное влияние на развитие христологии на Западе, в том числе и христологии святителя Льва Великого.

http://pravmir.ru/marsel-i-vifleem/

21 Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 2. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. М., б.г., с.82. 22 То есть па Евхаристическом собрании, на Литургии. — Прим. пер. 23 Против иудеев. Слово 3, См.; Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—675. 24 О священстве. Слово 6. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.471. 25 Имеется в виду, если эти грехи мы не исповедуем. — Прим. пер. 26 Кн.8, гл.14. 27 Литургия св. Василия Великого, молитва священника на «Главы ваша Господеви приклоните». 28 Литургия св. Иоанна Златоуста, молитва священника после преложения Святых Даров. 29 Молитва 2-я ко Святому Причащению. 30 Буквально — «обнаженным от благодати». — Прим. пер. 31 См. Лавсаик Палладия, епископа Еленопольского. М., 1992, с.37—38. Гл.18. О Макарии Египетском. 32 Беседа 32 на Евангелие от Матфея. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.7. Кн.1. СПб., 1901, с.359—360. 33 Толкование на Второе Послание апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18. См.: Указ. издание. Т.10. Кн.1. СПб., 1904, с.632. 34 См.: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994, с.93. 35 Гл. 13. 36 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.674. 37 Слово 2. На сотворение мира. 38 Слово 28. 39 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—676. 40 Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. См ; Указ. изд. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.406. 41 Слово о серафимах. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.6. Кн.1. СПб., 1900, с.427. 42 Кн.4, гл.2. На Евангелие от Иоанна. 43 «Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

2807. Мефодий (Немцов), митр. Астанайский и Алма-Атинский. «Православие в Эстонии» глазами православного архиерея: (К выходу в свет книги Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Православие в Эстонии»)//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 5–30. 2808. Оболенский Д. [Рец. на кн.:] Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Париж, 1959//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 247–251. 2809. Петр (Л’Юиллье), архиеп. Нью-Йоркский. [Рец. на кн.:] Тахиаос А.-Э. Н. Влияние исихазма на церковную политику в России: Дис. на степень доктора богословия: На греч. языке. Фессалоники, 1962/Архим. Петр (Л " Юиллье)//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 251–252. 2810. [Рец. на кн.:] Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. Прил. к журн. «Страницы». М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 473–474. 2811. [Рец. на кн.:] Примирение: Сб. материалов коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре. Шеветонь (Бельгия). Прил. к журн. «Страницы». М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 473. 2812. Рубан Ю. И. [Рец. на кн.:] Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов)/Пер. с лат.: А. И. Рубан; Под ред.: Ю. А. Голубец; Коммент.: А. И. Рубан и Ю. И. Рубан. СПб.: Герменевт, 1996. 64 с., иллюстрации//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 151. 2813. Русская Православная Церковь в борьбе за мир, 1948–1950: [Отзыв о кн.: Русская Православная Церковь в борьбе за мир. М., 1950]//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 43. 2814. [Рец. на кн.:] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство: Док-ты и фотоматериалы. 1917–1941/Отв. ред.: Я. Н. Щапов; Сост.: О. Ю. Васильева. М., 1996. 348 с.//Страницы. 1996. 3. С. 157. 2815. [Рец. на кн.:] Соборность: Статьи из журн. Содружества св. Албания и прп. Сергия. М.: ББИ, 1998. 256 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 313–314. 2816. Юдин А. В. [Рец. на кн.:] Брестская церковная уния: критическая переоценка. М.: ББИ, 1977. 256 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 150. 2817. Юдин А. В . [Рец. на кн.:] Павел (Стефанов), иером. История на Руската православна църква през XX век. Шумен: Аксиос, 1997. 142 с.//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 138–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близкие связи с половецкой степью пригодились О. С., когда со смертью киевского кн. Всеволода Ярославича политическая ситуация на Руси принципиально переменилась. Летом 1094 г. О. С. с половецким войском появился под стенами Чернигова, где тогда сидел кн. Владимир Всеволодович Мономах, и 25 июля, после непродолжительной осады, вынудил последнего удалиться в Переяславль (Русский). Силовое вокняжение О. С. в Чернигове нарушило установившийся на Руси после смерти последнего из Ярославичей баланс сил и потребовало нового перераспределения волостей, к-рое было бы оформлено междукняжеским договором. Однако О. С. в нач. 1096 г. отверг предложение киевского кн. Святополка (Михаила) Изяславича и переяславского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха явиться в Киев для заключения такого договора, либо опасаясь за личную безопасность, либо не будучи уверен, что за ним утвердят Чернигов. Основания для опасений у О. С. были, т. к. в 1095 г., дорожа союзом с половцами, он отказался участвовать в походе киевского и переяславского князей против степняков и укрыл у себя сына хана Итларя, после чего курский кн. Изяслав Владимирович, вероятно с санкции или молчаливого согласия отца, захватил принадлежавший Черниговскому княжеству Муром. Весной 1096 г. Святополк Изяславич и Владимир Всеволодович Мономах двинулись на О. С., к-рый 3 мая бежал из Чернигова и затворился в Стародубе, где после месячной осады был вынужден сдаться, приняв условие удалиться в Смоленск к брату кн. Давиду Святославичу , чтобы оттуда с ним вместе явиться в Киев для заключения договора. Однако смоляне не приняли одиозного князя, и тот, получив от брата дружину, двинулся на Муром, где в сражении 6 сент. был убит кн. Изяслав Владимирович. Продолжая поход, О. С. не только вернул себе Рязань (ныне с. Ст. Рязань Спасского р-на Рязанской обл.), но и захватил принадлежавшие Владимиру Всеволодовичу Мономаху Суздаль и Ростов. После этого в конфликт вступил старший сын переяславского князя новгородский кн. Мстислав (Феодор) Владимирович Великий, к-рый в кон. февр. 1097 г. нанес О. С. решительное поражение под Суздалем (в битве «на Кулачце»), в результате к-рого тот лишился не только всех приобретений, но и Рязани и Мурома. Эхом этих событий стало послание кн. Владимира Всеволодовича Мономаха к О. С.- замечательный образец не только собственно эпистолярного жанра, но и древнерус. политической этики того времени (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 252-255). Автор послания не обвинял адресата в гибели своего сына (т. к. гибель князя «в полку» была в порядке вещей), но считал, что вправе ждать от О. С. личного покаяния, тем более что Изяслав Владимирович был, как следует из послания, крестником О. С. (как и Мстислав Владимирович), что свидетельствует об особой близости двоюродных братьев в сер. 70-х гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010