Такое положение дел расположило греческого императора Иоанна Дуку (1222–1255 гг.) искать союза с Асенем; он даже просил руки дочери Асеня для своего сына. Асень воспользовался этим не только для восстановления общения Болгарской Церкви с Греческой, но и для возвышения своего архиепископа. По настоянию его император и патриарх Константинопольский с другими восточными патриархами предоставили терновскому архиепископу титул патриарха, после чего он стал именоваться, как и архиепископы первого Болгарского царства, патриархом. Впрочем, в последующие времена Константинопольские патриархи, признавая за терновскими архиепископами автокефальные права и патриарший титул, все-таки не признавали их равными себе. Из жизни Болгарской Церкви в последующие века можно отметить только следующие факты. В пятидесятых годах XIV века, при патриархе Феодосии II, в Тернове был собор по поводу ереси богомилов, продолжавшей еще смущать Болгарскую Церковь и после формального суда над еретиками во времена владычества в Болгарии греков 332 . Во второй половине XIV века патриарх Евфимий предпринял и совершил весьма важное дело для Болгарской Церкви – исправление текста болгарских богослужебных книг. В конце XIV века (1393–1398 гг.) Болгария пала под оружием османских турок, успевших еще ранее утвердиться на Балканском полуострове 333 , а вместе с ней окончилось и существование Тырновского патриархата. Последний болгарский патриарх Евфимий, после взятия турками Тырнова, изгнан был из своей соборной церкви, которая была обращена в мечеть, а затем в скором времени сослан в заточение, патриархия же по стараниям греков была закрыта и все епархии терновского патриархата подчинены Константинопольскому патриарху. Что касается Охрид­ской архиепископии, превратившейся из болгарской в греческую с архиепископами и епископами из греков, то она по-прежнему оставалась автокефальной как до падения Византийской империи (1453 г.), так долгое время и после падения ее; только в XVIII веке Константинопольскому патриарху Самуилу I удалось (1767 г.) подчинить ее своей власти 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Болгария окончательно осталась в сфере влияния Византийской Церкви. Многие правители Болгарии получили образование в Византии. Показателен пример преемника Бориса Симеона (893–927), который учился в Константинополе столь усердно, что своими однокашниками был прозван Полуэллином. Несмотря на жестокие войны, развязанные против византийцев Борисом 175 , воспользовавшимся малолетством Константина VII Багрянородного, он устроил свой двор по образцу византийского и был озабочен переводами различных греческих текстов, как богословских, так и светских: Василия Великого , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина и византийских хронографов. Сам он перевел церковные проповеди и составил антологию из 155 гомилий Златоуста. Параллельно с письменностью развивалось и христианское искусство. Болгарская Церковь и позже не прекращала питаться греческими источниками. В XIV в. греческий монах Григорий Синаит , придя со Святой горы, заложил в Болгарии основы умного делания, а его ученик Евфимий Тырновский и другие содействовали новому духовному всплеску, переводя различные греческие религиозные сочинения. Как отмечает французский византолог Шарль Диль, несмотря на страх, который испытывала Болгария перед возможным ее подчинением Византией, «своим вхождением в круг культурных народов она была обязана византийскому влиянию» 176 . 2. Распространение христианства в Моравии. Кирилл и Мефодий Пока в Болгарии разворачивались вышеупомянутые события, в находившейся севернее от нее Моравии, располагавшейся почти на всей территории современной Чехии, развивалась другая систематическая миссионерская деятельность. Как мы видели, в 862 г. моравский князь Ростислав, заключив союз с императором Михаилом III, попросил его прислать в Моравию миссионеров, чтобы они выучили славянский язык и занялись оглашением его народа: «Наш народ, – говорили послы, – уже отверг язычество и придерживается христианского закона. Однако у нас нет учителя, который бы преподавал истинную веру на нашем языке так, чтобы и прочие, смотря на него, стали нашими подражателями.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

В таком духе были составлены грамоты от Патриарха Иова, царя Бориса Годунова к Восточным Патриархам и вручены для передачи митрополиту Тырновскому Дионисию. «А о том, великий государь со мною, богомольцем своим, – писал Патриарх Иов Константинопольскому Предстоятелю, – и со всем освященным Собором, уложил и утвердил на веки, чтобы и в великой, Соборной и Апостольской Церкви царствующего града Москвы, и во всем великом государстве Российском, на божественных службах, поминать, во-первых, тебя, великого господина, Святейшего Иеремию, Архиепископа Константинополя, Нового Рима и Вселенского Патриарха, во Святом Духе старейшего нашего брата, потом Александрийского Патриарха, потом его великого государя Российского Царства, царствующего града Москвы и всея Руси Патриарха, меня смиренного Иова или кто по нас в Москве Патриарх будет, потом Антиохийского Патриарха и Иерусалимского» (24:255–256). В письме к Патриарху Мелетию Пигасу Феодор Иоаннович просил его быть в согласии со Вселенским Патриархом. Царские просьбы, по обычаю, подкреплялись ценными подарками. В Москве, таким образом, предпринимаются меры к тому, чтобы Восточные Патриархи взглянули на дело с точки зрения русских. Но на Востоке думали иначе. В феврале 1593 г. состоялся в Константинополе новый собор, на котором был представлен весь Православный Восток. Присутствовал на нем и посланник русского царя дьяк Григорий Нащокин. Во всех деяниях собора выделялся Александрийский Патриарх Мелетий Пигас, представлявший и Антиохийский престол из-за кончины Патриарха Иоакима. Он определял ход собора и писал его постановления, как папа и «судия Вселенной». Опираясь на 28 правило Халкидонского собора, Патриарх Мелетий заявил, что возведение Московского Митрополита в Патриарший сан законно, ибо «царствующий град», православнейший, должен быть «и в церковных делах возвеличен». Он принимает Московского Патриарха равным всем другим Патриархам, но в силу 6 правила Никейского собора и 36 Трульского, устанавливающих «преимущество чести», не может согласиться на предоставление ему третьего места в иерархической последовательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Действительно, Никея стремилась добиться признания своей легитимности, и решающую роль в этой борьбе сыграла церковь . Для Константинопольского патриарха, находившегося в изгнании в Никее, было бы неразумно продолжать по отношению к церквам славянских государств политическую линию жесткой централизации, которой придерживались его предшественники на заре Византийской империи. Столкнувшись с угрозой со стороны как латинян, так и греков Эпира, претендовавших на имперское наследие, он нуждался в признании со стороны славянских дочерних церквей и поэтому был достаточно мудр, чтобы отнестись к ним либерально. Так, например, он добился поддержки богатого и развивающегося Сербского королевства Неманичей, учредив по просьбе св. Саввы, брата короля, независимую архиепископию. В 1235 году он признал и Тырновский патриархат, совершив бракосочетание, соединившее никейскую и болгарскую династии. Позднее, в 1246 году, назначил митрополитом Киевским и всея Руси русского по происхождению Кирилла, что позволило покровителю Кирилла могущественному князю Галицкому и Волынскому Даниилу сохранить связь с византийским миром 560 . Учреждение церковной независимости Сербии свидетельствует о незаметной, но значительной эволюции в понимании автокефалии. В прошлом – за единственным исключением в виде отдаленной Грузии – «автокефальные церкви… были частью одной империи и добивались юридического подтверждения своего статуса либо изданным в одностороннем порядке императорским указом, либо постановлением Вселенского собора. Новые кафедры [то есть Сербия и Болгария] возникли в результате двусторонних переговоров между двумя светскими правителями. Это отражает тенденцию видеть в автокефалии прежде всего атрибут независимого национального государства» 561 . Так возникнет очевидный прецедент для событий Нового времени, когда много более яростная национальная политика – не только на Балканах, но и за их пределами – приведет к превращению борьбы за национальную автокефалию в то, что мы сегодня называем экклезиологическим филетизмом 562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Феодосий Тырновский, возглавили интеллектуальное возрождение в Болгарии при царе Иоанне Александре . Другой ученик Григория Синаита, Каллист, дважды патриарх Константинополя (1350-1354, 1355-1363), поддерживал тесные связи со своими болгарскими друзьями, проявляя в то же время гораздо менее терпимости к сербам, чей сварливый правитель, император Стефан Душан, в 1375 г. возвел Печскую архиепископию в ранг патриархата . Несомненно, что именно дружба и сотрудничество Каллиста с болгарами позволили ему в своих северных пределах, насколько простиралась юрисдикция болгарских епископов, учредить новую митрополию — Ογγροβλαχα с резиденцией в Аргес, переместив туда прежнего митрополита Вицинии Гиацинта. Новая кафедра должна была находиться под непосредственной юрисдикцией Константинополя . Учрежденная по официальной просьбе воеводы Александра Басараба, эта митрополия призвана была защищать область от католичества, которому покровительствовала Венгрия . Характерный для независимой политики патриархата, этот шаг предпринят был в 1359 г., во время постоянных прозападных усилий правящего императора Иоанна V Палеолога. Он будет иметь большое значение для будущей культурной и политической идентичности Валахии, судьба которой так резко отлична от судьбы ее славянских соседей. У нас гораздо меньше сведений о точном смысле действий патриархата на далеком Кавказе, но документы свидетельствуют, что Византийская Церковь продолжала осуществлять административный контроль над митрополией Алании, на северной границе независимой Грузинской Церкви. Патриарх Иоанн Калека разделил митрополию, назначив отдельного «митрополита Сотериополиса», но этот акт был аннулирован при Исидоре, в 1347 г. Будучи снова разделена при Каллисте в июле 1356 г., Алания окончательно объединилась еще раз при Филофее в 1364 г. Эти различные действия, безусловно связанные с внутренними политическими событиями в Алании, представляют собой точную параллель политике тех же самых императоров и Кантакузина на Руси. В обеих областях Иоанн Калека и Каллист поддерживали децентрализацию, тогда как Филофей и Кантакузин благоприятствовали созданию сильной церковной власти, зависимой от Константинополя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Особую страницу в истории Болгарского Патриархата времен Второго Царства составляют отношения с Римом: в 1274 году патриарх Игнатий не принял Лионской унии. Не в последнюю очередь это решение связано с позицией византийского императора Михаила VIII Палеолога, который хитроумно заявил на Лионском Соборе, что и Болгарская Патриархия, и Сербская архиепископия были созданы без согласия папы, в умаление прав Охридской архиепископии – наследницы Юстинианы Первой, которая была основана императором Юстинианом и папой Вигилием . Вследствие этого болгары, которые, по некоторым свидетельствам, пред Собором были открыты к идее унии и подчинения папе , категорически отказались ее признавать. Позднейшие призывы к унии папы Николая IV в 1291 году успеха не имели . В XIV веке Болгарский Патриархат стремится активно участвовать в международной церковной политике. Так, патриарх Симеон участвовал в Соборе в Скопье (1346), на котором была учреждена Печская Патриархия и венчан на царство сербский король Стефан Душан . Его участие в Соборе и согласие на этот рискованный с канонической точки зрения акт было обусловлено временным союзом болгарского царя Ивана Александра с царем Стефаном Душаном. В Соборе участвовали сербские и болгарские иерархи, монахи-святогорцы. Для середины – второй половины XIV века характерна определенная напряженность в отношениях с Константинополем. Так, Болгарский патриарх Феодосий II в 1352 году в нарушение канонов рукоположил Феодорита в митрополита Киевского после того, как это отказался сделать Константинопольский патриарх Каллист I В свою очередь, Константинопольский патриарх в 1371 году принимает под свой омофор Видинскую митрополию по просьбе видинского царя Ивана Срацимира, отделившегося от своего брата Ивана Шишмана и стремившегося подчеркнуть свою церковную независимость от Тырнова. Последним патриархом Второго Болгарского царства явился великий богослов, проповедник, писатель и просветитель, «духовный сеятель» святитель Евфимий Тырновский . При нем Тырново было взято штурмом турками в 1393 году , часть церквей разрушена, большинство священников перебито, а сам святой патриарх Евфимий был заточен в Бачковском монастыре, где и скончался около 1402 года.

http://pravoslavie.ru/33796.html

Лаврой в то время управлял игумен Филофей, муж просвещенный, известный как разносторонний духовный писатель, возведенный в 1354 г. на патриарший престол Константинопольской церкви. И опять Филофей временно пребывал на Афоне, по оставлении патриаршего престола в первый раз (с 1355 по 1364 год). Ученый инок Киприан, занимавшийся переводами с греческого, сделался известным благочестивому Филофею; отсюда идет их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю любовь и преданность со стороны первого и отеческое расположение и покровительство со стороны второго. И таким образом, в 1364 г., со вторичным восшествием Филофея на патриарший престол по смерти Каллиста († 1363 г.), Киприан уже состоял при особе патриарха «ближним его монахом». Очевидно, что он прибыл вместе с ним с Афона. При вторичном вступлении на патриарший престол Филофей застал дела церковные в весьма расстроенном виде. Нарушен был и союз любви и мира с соседними славянскими самостоятельными церквами. В 1350 г. патриарх Каллист наложил на Сербию, ее царей, духовенство и народ церковное отлучение за то, что в 1346 году Стефан Душан на соборе в Скопле, под председательством Охридского патриарха и при участии патриарха Тырновского, провозгласил сербского архиепископа Иоанникия II-ro (бывшего своего логофета) патриархом, а сам венчался от него царским венцом без соизволения византийского императора и патриарха [ 239 ]. Не более мирны были отношения вселенской патриархии и с болгарскими патриархиями Охридской и Тырновской. Одна только Русская церковь продолжала еще строго хранить свое подчиненное отношение к Константинопольской церкви, хотя и там уже давно начали тяготиться присылкой к ней митрополитов, не знакомых ни с обычаями страны, ни с языком ее народа. Желание иметь посредника в примирении с соседними славянскими самостоятельными Церквами и пособника в продлении своего влияния на зависимую, но отдаленную митрополию русскую, достаточно объясняет нам причину, по которой просвещенный и дальновидный Филофей приблизил к себе ученого инока, которого узнал и оценил еще на Афоне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Быть может, кто-нибудь, по неведению или помраченный мраком неверия, скажет: «Кто, когда и откуда приходил, какие великие святители, да еще со всей вселенной? Ведь в книге о нем того не написано». Мы ответим. Первым был на Святой Руси и в Сергиевом монастыре Святейший Иоаким, Патриарх великой Антиохии 158 . Потом приезжал Святейший Иеремия, Вселенский Патриарх Царьграда 159 , который украсил саном патриаршества престол Российский – поставил в Москве Преосвященного Митрополита Иова 160 в Патриархи. Потом Святейший Феофан, Патриарх святого града Иерусалима 161 , поставил на Москве в Патриархи Филарета Никитича 162 ; находясь в обители святого Сергия и стоя у мощей Преподобного, он снял со своей святительской головы клобук и возложил на голову Архимандрита Дионисия 163 , произнес некие молитвы на возложение клобука и повелел носить этот клобук, знак особой власти, ему и следующим после него Архимандритам Троице-Сергиева монастыря. В 7157 (1649) году приезжал Святейший Паисий, Патриарх святого града Иерусалима 164 . В нынешнем же, 161 (1653) году в Сергиевом монастыре снова побывал Святейший Вселенский Патриарх – Афанасий Царьградский 165 . А перед тем был тырновский святитель, из Болгарской земли, который тамошними жителями именовался Патриархом 166 . Мы сказали только о Первосвятителях, которые бывали в Московском государстве и в обители святого Сергия, чудотворца, поклонялись его преподобным мощам. А митрополитам, архиепископам и епископам, архимандритам и игуменам и честным мирянам со всей вселенной, как мы уже сказали, несть числа, они и доныне приходят каждый год и поклоняются его святым мощам, и написать обо всем этом в книге его жития невозможно. Но если кто-нибудь захочет узнать о том доподлинно, пусть сделает выписки из монастырских книг келарской и казенной службы и уверится воистину, какую честь им оказывают, какие дары преподносят и как снабжают всем необходимым в дорогу. Преподобный Сергий не стремился увидеть ни Царьград, ни Святую Гору Афонскую, ни Синайскую гору, ни Иерусалим, ни прочие святые места, но оставался на том месте, где дал обет с открытой душой и чистым сердцем, прося милости у Пресвятой Троицы и возложив надежду на Пресвятую Богородицу, – и Бог, увидев его благое изволение, кротость и незлобие, привел к нему в обитель пастырей, и учителей, и благочестивых людей всякого звания не только из дальних краев Русской земли, но и со всей вселенной, дабы они и в северных краях узрели образ благочестия и насладились плодом терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Синодик царя Борила (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289) Синодик царя Борила (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289) В 1211 г. в Тырнове царем Борилом был созван Церковный Собор против богомилов и составлена новая редакция Синодика в Неделю Православия (Синодик царя Борила), к-рая неоднократно дополнялась и перерабатывалась в течение XIII-XIV вв. и служит важным источником по истории Болгарской Церкви. В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II (1218-1241) встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи. В 1234 г., после смерти архиеп. Василия, болг. Архиерейский Собор остановил свой выбор на иером. Иоакиме. Выбор был одобрен царем, и Иоаким отправился в Никею, где была совершена его хиротония. Этим были продемонстрированы принадлежность Болгарской архиепископии к Вост. Церкви, каноническое общение с Вселенской К-польской Патриархией (временно находившейся в Никее) и окончательный разрыв с рим. курией. В 1235 г. был созван Церковный Собор в г. Лампсаке под председательством К-польского Патриарха Германа II, на к-ром за Тырновским архиеп. Иоакимом I было признано патриаршее достоинство (ГИБИ. Т. 8. С. 163). Новому Патриарху помимо Тырновского и Охридского диоцезов были подчинены 14 епархий, 10 из к-рых возглавлялись митрополитами (митрополии Преславская, Червенская, Ловчанская, Средецкая, Овечская (Проватская), Дристрская, Серрская, Видинская, Филиппийская (Драмская), Месемврийская; епископии Вельбуждская, Браничевская, Белградская и Нишская) ( Попруженко. 1928. С. 92-93). Воссозданию Болгарского Патриархата посвящено 2 летописных рассказа, совр. событию: один в составе дополнений к Синодику Борила, второй в составе особой повести о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) в Тырнов ( Кожухаров. 1974. 2. С. 126-129). Как отметил И. Снегаров, такого обширного диоцеза Болгарская Церковь не имела ни до этого, ни после до конца 2-го Болгарского царства.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.)

http://pravenc.ru/text/168057.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010