По роду своей деятельности К. посещал страны Вост. Европы, оказывал помощь проживавшим в них католикам. Так, в апр. 1963 г. по поручению папы Римского Иоанна XXIII К. встретился в Будапеште с примасом Венгрии кард. Йожефом Миндсенти, скрывавшимся с 1956 г. на территории амер. посольства, затем неоднократно посещал его до осени 1971 г., когда коммунистическое правительство позволило кардиналу-примасу покинуть Венгрию. К. принял кард. Й. Миндсенти в Вене, обеспечив ему проживание до смерти (1975) за счет Венского архиепископства. В 1967 г. после переговоров К. с румын. властями из-под домашнего ареста был освобожден Арон Мартон, католический еп. Алба-Юлии. В 1972 г. К. посетил Польшу, в Ченстохове встречался с кард. Стефаном Вышиньским , архиеп. Краковским К. Войтылой и др. польскими епископами. Деятельность К. во многом влияла на т. н. вост. политику Ватикана. Поездки К. по странам Вост. Европы, Африки и Азии сопровождались экуменическими, межрелиг. и общественно-политическими встречами. Помимо диалога с неверующими К. уделял внимание отношениям религии и науки. В июле 1968 г. на конференции нобелевских лауреатов в Линдау на Боденском оз. К. выступил с докладом реферативного характера на тему «Преодоление «травмы Галилея» в отношениях между Церковью и светской наукой». В Венском архиеп-стве К. осуществлял реформы в духе соборного обновления, в 1969-1971 гг. провел провинциальный синод Венского архиеп-ства. Являясь председателем Конференции епископов Австрии, К. участвовал в обновлении католической Церкви в Австрии, программу которого он изложил на общеавстрийском синоде (1973-1974). К. призывал католиков шире участвовать в церковной жизни, развивать апостольство мирян , осознавать общую ответственность клира и мирян за жизнь и деятельность Церкви. Часто посещал приходы Венского архиеп-ства, проводил встречи в школах и на заводах, обращая особое внимание на катехизацию молодежи, в т. ч. и рабочих, а также на социально-благотворительную деятельность Церкви. Стремясь сохранить влияние католической Церкви в жизни австрийского общества, часто высказывался в СМИ по общественно-политическим вопросам, готовил новогодние обращения по радио и телевидению, пользовавшиеся популярностью.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

Но не дремлет враг человекоубийца искони, иже аки лев ходит рыкаяй, иский кого поглотити. Князь тмы сый, во тме устрои злокозненный ков, да возмутит мирное торжество нашего святаго православия. Како же бысть сие? Начнем же глубоким воздыханием и горьким плачем переданную сию нашу краткую повест и скажем поряду. Сут в Австрийстей нашей державе, в стране зовомой Буковина, нецый от раскольников российских отдавна из отечества своего тайно отбегших, ту во окружии Черновецком в веси нарицаемей Белая Криница (фотена алба по-молдавски) соградиша беглецы сии акибы и храм, егоже и освяти им некий беглый из России поп на антиминсе, из России украденном, властем земским ничтоже зазирающим, яко римско-западнаго вероисповедания сущим. Подобни беглые попове продолжаху и после бегати семо из России и в молитвеннице сей раскольнически поповствовати. Обаче чрез долгое время ничтоже горшее бысть и приключашеся донельже не точию попове, но и инии беглецы российстии в сие безопасное прибежище раскола притекати и тамо любезно прииматися начаху... и пр. Соградивше себе особенное гнездилище в веси Белокриницкой на подобие и чин акибы монастыря устроенное. Киимы непостижимыми хитростми, киими сокровенными способами и средствами учинися сие дивное, никакоже ожиданное, событие: то могут видети главнии белокриническия дубравы жители, имена же им: Алипий, бывший Афанасий Милорадов... (мещанин) и монах Павел (извощик). Сия-то двоица толь чудное и неслыханное дело совершити возможе. Радощами велиими возрадовахуся Белокриницкие поселенцы, таковое благоволение ощутивше от австрийскаго правительства, что в епископа позволяют иметь. Избирают убо абие монастырю своему настоятеля единаго от клеврет своих именем Геронтия, и того под видом купца посылают в великую державу Российскую, да возвестит тамошним раскольником, яже у них содеяшеся, нарочито обаче да соберет довольные пенязи к совершению их злоумышлений на Церковь православную. Отъиде же Геронтий и достиже даже до царствующаго града Москвы и до славнаго Петрограда, образ носяй акибы торговца австрийскаго, якоже и самый паспорт его ложно свидетельствоваше. Но притворный купец сей не имеяше иных товаров с собою, кроме речей льстивых и хитрых проповеданий о Богодарованных раскольником епископстве. Сия обаче вся отай он повсюду разсеваше, еще же и икону некую с собою ношаше, на ней же некто в сане епископском живописан зряшеся, о нем же льстец сей поведаше, яко той самый и ест епископ, уже обретаяйся и на раскол соизволивший. Таковыми басньми обаяни быша нецыи скудоумнии, но богатии раскольницы в России, наипаче жены, имже, по глаголемому, власа долги, но разум краток, и отверзше сокровищницы своя, ущедриша баснотворца зело, иже и возвратися со дары теми восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

На молдав. землях в 1227 г., еще до образования Молдавского княжества, под влиянием венг. короны было создано еп-ство с центром в Милкове (уничтожено монголами в 1241). Позже под давлением королей Польши были основаны еп-ства с кафедрами в Сирете (1371-1434) и в Бае (1413-1523), а в 1607 г.- в Бакэу. В 1818 г. Бакэуское еп-ство было преобразовано в апостольский викариат с резиденцией в Яссах. Все католич. диоцезы лат. обряда до XIX в. управлялись епископами-иностранцами, к-рые в большинстве своем жили за границей, редко посещали свои диоцезы или совсем не приезжали туда; паству окормляли венг. или польск. католич. пресвитеры и прибывавшие из Италии католич. миссионеры (францисканцы, доминиканцы, иезуиты). Период, когда Трансильвания была вассалом Османской империи (1526 - 90-е гг. XVII в., формально до 1711), совпал с распространением среди венгров, саксов и секуев реформационных учений (см. Реформация ). Римско-католическая Церковь утратила здесь право иметь своего епископа, церковное имущество было секуляризовано (1556). После присоединения Трансильвании к владениям Габсбургов (1699) стала проводиться гос. политика по восстановлению позиций и влияния Римско-католической Церкви. Одним из направлений церковной политики была пропаганда церковной унии (см. в ст. Контрреформация ). В 1698 г. в результате унии, принятой правосл. духовенством Трансильвании на синоде в Алба-Юлии, возникла Румынская греко-католическая Церковь, признававшая верховенство папы Римского и подчиненная ему, но сохранившая определенную автономию, духовные и дисциплинарные обычаи и традиц. визант. обряд в богослужении. После обретения Р. независимости папа Римский Лев XIII (1878-1903) по предложению румын. правительства основал как правопреемника Валашского апостольского викариата Бухарестское архиеп-ство, выделив его из юрисдикции Никопольского еп-ства (Болгария) (булла «Praecipuum munus» от 27 апр. 1883), и как правопреемника Молдавского апостольского викариата - епископство Ясс (булла «Quae in christiani nominis incrementum» от 27 июня 1884). Первоначально оба диоцеза подчинялись непосредственно Папскому престолу.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ В РУМЫНИИ [румын. Biserica Evanghelicã de Confesiune Augustanã din România; нем. Die evangelische Kirche Augsburger Bekenntnisses in Rumänien], одна из протестант. церковных орг-ций в стране. «Черная церковь» в Брашове, Румыния. Ок. 1380 г. «Черная церковь» в Брашове, Румыния. Ок. 1380 г. Религ. трактаты М. Лютера дошли до Трансильвании в 20-х гг. XVI в. После поражения при Мохаче в 1526 г. Венгерское королевство находилось в кризисе, который проявлялся и в церковной жизни. В Трансильвании началось движение за обновление. Центрами реформаторского движения в Трансильвании стали города Кронштадт (ныне Брашов) и Германштадт (ныне Сибиу). В Кронштадте, где в 1542 г. вместо католич. мессы было введено протестант. богослужение, движение Реформации возглавил Йоханнес Хонтерус, выпускник Венского ун-та. В 1544 г. он был избран священником Кронштадта. В основном в его типографии печаталась реформаторская лит-ра, имевшая хождение в это время в Трансильвании. В 1547 г. вышло сочинение Хонтеруса (Kirchenordnung aller Deutschen in Siebenburgen), к-рое впосл. по постановлению городского муниципалитета вместе с дополнением легло в основу «Церковного устава всех немцев Трансильвании». Оно пользовалось популярностью и в др. саксон. городах и через Матиаса Рамзера, священника Германштадта, было передано в Виттенберг Ф. Меланхтону и Лютеру, высоко оценившим сочинение Хонтеруса, его рассуждения о Евхаристии и о причащении под 2 видами оказались в русле лютеран. доктрины. В Кронштадте таинства Исповеди и Отпущения грехов были приведены в соответствие с новыми воззрениями. В Германштадте с помощью муниципалитета реформацию провел Рамзер, в отличие от Хонтеруса не прибегавший к таким мерам, как упразднение возношения даров при мессе, отмена частной исповеди и уничтожение изображений внутри церкви. Католич. Церковь пыталась принимать ответные меры против все более распространявшегося протестант. учения. В 1543 г. еп. Гросвардейнский Георг Мартинуцци устроил религ. диспут в Вайсенбурге (ныне Алба-Юлия). В числе проч. туда был приглашен и Хонтерус, к-рый прислал своих представителей. В 1544 г. начал работу Национальный ун-т, задачей к-рого было утвердить по возможности единые по форме и содержанию религ. обряды богослужений во всех общинах, в т. ч. и в тех, где уже приняли учение Лютера. Весной 1547 г. в Германштадте был созван «Совет ученых мужей» для унификации обрядов богослужения и окончательного определения характера реорганизации церковной жизни. В результате его работы появился «Церковный устав всех немцев Трансильвании». В 1550 г. по постановлению Национального ун-та этот устав был определен как руководство для всех трансильванско-саксон. городов и общин.

http://pravenc.ru/text/180948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ РЫМЕЦКИЙ Свт. Геласий. Икона. XX в. (ц. Св. Троицы в Лос-Анджелесе, Румынская епископия) Свт. Геласий. Икона. XX в. (ц. Св. Троицы в Лос-Анджелесе, Румынская епископия) [румын. Ghelasie], св. (пам. румын. 30 июня), правосл. архиеп. Трансильвании 2-й пол. XIV в. (род. в Трансильвании). Первый известный по имени предстоятель Православной Церкви в Трансильвании. Упоминается в надписи 1377 г. на слав. языке на стене церкви мон-ря Рымец (жудец Алба). В дек. 1978 г., во время проведения реставрационных работ в храме, при изучении 2-го слоя настенной живописи на аркаде, отделяющей наос от пронаоса, была обнаружена надпись следующего содержания: «Писал многогрешный раб Божий Миху, иконописец из Кришу-Алб, по благословению архиепископа Геласия во дни короля Лайоша в год 6885, 2 июля». Имеющиеся сведения позволили отождествить его с настоятелем и духовником мон-ря в долине небольшой р. Рымец в горах Траскэу, жившим в то время и почитавшимся местными крестьянами. Сначала он был игуменом мон-ря, затем стал архиепископом, но не покинул мон-рь. Г. Р. прославился даром чудотворений и исцелений от различных болезней. Недалеко от мон-ря находится источник, появившийся из-под земли по молитвам Г. Р. Предание сообщает обстоятельства кончины Г. Р. по дороге в мон-рь. Когда мул с телом старца появился во вратах обители, колокола монастырских и окрестных церквей сами зазвонили, извещая о кончине старца, и на камне у церкви отпечатался след копыта животного. В акафисте Г. Р. говорится об этом чуде. В мон-ре Рымец в деревянной раке покоятся мощи - чудесно обретенная честная глава святителя. 20 июня 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение о прославлении Г. Р. Торжественная канонизация состоялась 29 июня того же года в мон-ре Рымец. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 1. Passim. В. С. Мухин Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/161955.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИХАИЛ I РУМЫНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Михаил I, король Румынии Михаил I ( Михай , румын. Mihai) ( 1921 - 2017 ), бывш. король Румынии Родился 25 октября 1921 года в семье наследного принца Румынии Карла и его супруги, принцессы Елены Греческой. Принадлежал к династии Гогенцоллерн-Зигмарингенов . В 1925 году отец Михаила, принц Карл, был лишён права престолонаследия из-за супружеской неверности и покинул Румынию, тогда как мальчик остался на родине и жил с матерью. В 1927 году умер король Фердинанд I , и шестилетний Михаил взошёл на румынский трон. При нём был образован Регентский совет в составе его дяди принца Николая, патриарха Румынии Мирона и президента Верховного суда Георгия Буздугана (затем он был заменен на Георгия Саратяну). В 1930 году политики, недовольные правлением регентов, снова призвали в Румынию Карла. Тот низложил сына, наделив его титулом " великого воеводы Алба-Юлии " , а себя провозгласил королём. Территориальные потери 1940 года привели к небывалому взрыву национализма и патриотизма в Румынии, под влиянием которого Карл II был вынужден обратиться за поддержкой к популярному в правых кругах генералу Иону Антонеску , незадолго до этого отправленному королём в ссылку. Условием своего возвращения Антонеску поставил отречение Карла. 6 сентября того года Карл II отказался от трона, а 19-летний Михаил I вновь занял его. Юный король назначил генерала Антонеску, лидера фашистской " Железной гвардии " , премьер-министром. Тот вскорости объявил Румынию " фашистским государством, управляемым военной диктатурой " и повёл страну в фарватере Германии . Молодой король оказался на деле марионеткой Антонеску. Их отношения были натянутыми, порой - открыто враждебными. После поражения Германии и ее союзников на советско -германском фронте Михаил, стремясь сохранить монархию, вступил в секретные переговоры с коммунистическим подпольем. Ему было обещано сохранение монархии в Румынии и его на троне, а также то, что в послевоенных расчётах во внимание будет принято бедственное положение румынской экономики. В марте 1944 года на территорию Румынии вступили советские войска. В мае король начал подготовку к государственному перевороту. 23 августа того же года Михаил вызвал во дворец Антонеску и потребовал от него немедленного заключения перемирия с Красной Армией. Антонеску отказался и был тотчас арестован. После этого Михаил покинул Бухарест (на следующий день его дворец был разрушен германской авиацией) и отбыл в горы Олтении. На следующий день было заключено перемирие с СССР, а затем Румыния объявила войну Германии. В Бухарест были введены советские войска, и союзная румынская армия вместе с советской сражалась против гитлеровской коалиции на территории Венгрии , а потом в Австрии .

http://drevo-info.ru/articles/13677222.h...

Священник Мирон Михайлеску Священник Мирон Михайлеску — румынский подвижник благочестия. Родился 22 января 1914 г. в уезде Хунедоара. В 1926–1933 гг. учился в лицее им. Михая Витязула в г. Алба Юлия, затем в 1934–1938 гг. в Андреевской богословской академии г. Сибиу. Одним из его преподавателей был знаменитый профессор прот. Думитру Стэнилоае , близким другом и секретарем которого он стал. Поддерживал тесные дружеские отношения и с великими духовниками, иеромонахами Арсением (Бокой) , Феофилом (Пэрэяном) и Серафимом (Попеску). В 25-летнем возрасте вступил в брак, 25 октября в том же 1939 г. рукоположен во иерея и целых 59 лет, до конца жизни, неизменно, почти каждый день, служил литургию в храме Рождества св. Иоанна Крестителя города Окна Сибиулуй. Проводил святую жизнь, пользовался огромной любовью верующих и воспитал достойных учеников. Упокоился о Господе 11 сентября 1998 г. на 75-м году жизни. После кончины отца Мирона ученики собрали его слова и опубликовали в трех книгах: «Любить как Бог» (2004), «Говорит Бог» (2005) и «Святая Литургия, хлеб наш насущный» (2007). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9: 15). — Сейчас вы радуетесь в меру Моей радости, радуетесь оттого, что мы вместе пиршествуем, что вы со Мной. А когда Меня не будет, вы будете поститься; тогда ваше сердце расширится, — в этом цель поста, — для того чтобы Меня ждать. Когда Меня не будет, вы будете Меня ждать, ваше сердце будет преисполнено ожидания! От нас требуется сердце, которое выдержало бы всесожжение в духовном огне любви. В посте мы осветляем его (в библейском смысле слова, Пс. 11: 7) в истиннейшем свете ожидания. Оно уже не привязывается ни к чему. А к чему еще привязываться сердцу нашему, если не к посту? Вот это пост. Не могут печалиться сыны чертога брачного! Они будут преисполнены радости оттого, что Он с ними, у них не будет никаких причин для тревоги, поскольку с ними Жених, Которого они попросту вкушают. Ты тогда действительно постишься, когда вкушаешь Бога. Истинная жизнь — это пост, в том смысле, что в нее уже не входит никакая суета. Когда Жениха нет, пост подготавливает сердце к терпеливому ожиданию и радости Воскресения.

http://pravoslavie.ru/145338.html

Наибольшее количество В. к. Ц. (13 из 22) исторически связано с Поместными Православными Церквами. Заключенная в 1596 г. Брестская уния , ставшая основой для образования совр. Украинской и Белорусской греко-католических Церквей, явилась образцом для Ужгородско-Мукачевской унии (1646) и Мармарошских уний (1687-1720) в Закарпатье, положивших начало Русинской греко-католической Церкви. В 1698 г. в результате унии, принятой правосл. духовенством Трансильвании в Дьюлафехерваре (см. ст. Алба-Юльское национальное церковное собрание 1948 г. ), возникла Румынская греко-католическая Церковь. В 1777 г. для окормления перешедших в католицизм правосл. сербов и русинов папой Пием VI была создана греко-католич. епархия Крижевци (совр. Хорватия), ныне являющаяся отдельной В. к. Ц., в юрисдикцию к-рой входят греко-католики, проживающие на территории бывш. Югославии, за исключением Македонии, где в янв. 2001 г. была образована Македонская греко-католическая Церковь. В 1818 г. в Русинской греко-католической Церкви папа Пий VII учредил Прешовскую епархию, из к-рой впосл. развилась Словацкая греко-католическая Церковь. В связи с начавшимся национальным движением венг. униатов в 1873 г. был основан греко-католич. викариат в Хайдудороге, преобразованный в 1912 г. папой Пием Х в самостоятельную епархию Венгерской греко-католической Церкви. В Российской империи после издания в 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» для пребывавшего на нелегальном положении небольшого числа рус. католиков визант. обряда появилась возможность легализации. В 1908 г. по предложению Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого папа Пий Х одобрил создание миссии греко-слав. обряда в Российской империи. С 1909 г. в С.-Петербурге открыто действовал первый приход Русской католической Церкви, канонически утвержденной Римом после организации экзархата рус. католиков визант. обряда в 1917 г. Патриарх Мелькитской католической Церкви Григорий III Лахам. Фотография. 2001 г. Патриарх Мелькитской католической Церкви Григорий III Лахам. Фотография. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/155376.html

То есть инициатива добра в жизни человека всегда принадлежит Богу. Ты говоришь: «Это моя мысль. Это мой порыв!» Да ладно, она не твоя. Это Бог передал ее тебе. Ну и тогда я сказал себе, когда попал в Сымбэту: «Если существует этот монастырский мир, такой чистый, красивый, а я свободный человек, то что же мне мешает выбрать этот путь? Что меня может остановить?» И тогда я решился. Окончил вуз, поговорил с родителями, свел все счеты с миром. А потом пошел по своему пути до конца. Самое трудное – сделать одного из нескольких Монастырь Оаша      – Чувствуются мир, гармония в вашем монастыре. Не везде так. Некоторые монахи признаются, что и в среду монахов проникают зависть, клевета, искушения. Как вам удается держать в руках такую разнородную и большую общину? – Это действительно нелегко. Особенно когда в монастыре появляются еще сотни паломников. Мы самая многочисленная община в архиепископии Алба. В Трансильвании нет таких больших монастырей, как в Молдове. Как говорил отец Арсений (Бока) , самое трудное – сделать одного из нескольких. Нужно раскрывать ценность каждого, чтобы он оставался самим собой. Связь воедино, в которой, однако, каждый сохраняет свою уникальность. Монастырь должен бы быть симфонией. В людях еще столько хорошего, что вы даже не представляете себе, какими богатыми мы могли бы быть, если бы были более открытыми друг для друга… Например, вот мы говорим теперь с вами. Беседуем, чтобы я обогатился всем, что имеется у вас. Какое неоценимое богатство скрыто в этом нашем диалоге! Но вы не даете мне этот дар за деньги. Вы просто предлагаете себя. Мы общаемся. А вы представляете себе, что было бы, если бы можно было приобщиться ко всем остальным – ко всем! Какими богатыми мы могли бы быть со всеми этими радостями, такими простыми? Что же нас закрывает на самом деле? Гордость, надменность. И только. Между тем, церковь могла бы быть местом, где небо встречается с людьми. У нас в монастыре много образованных монахов. За коровами ухаживают два послушника, оба с высшим образованием. Монахи огромной ценности. Можно задаться вопросом: почему же эти люди не становятся отсталыми? Потому что они переживают единение с Богом через всё. В то время как монах трудится при коровах, тем самым в нем совершается единение с Богом – посредством того, что он делает.

http://pravoslavie.ru/74882.html

Мозаики с образами небесных сил можно датировать также посл. четв. VIII - нач. IX в. или временем после 843 г., поскольку остается открытым вопрос об их одновременном появлении с образом Богоматери с Младенцем на столпе. Если верна идентификация личности Навкратия с монахом Студийского мон-ря, умершим в 848 г., то можно предположить создание мозаик в сер. IX в. Аргументом в пользу этой датировки служит сходство ликов Богородицы и небесных сил, к-рое объясняется единством классического стиля в до- и послеиконоборческое время. Имеются стилистические сходства, напр. в приемах рисунка с памятниками круга Каролингского возрождения (мозаики оратория Теодульфа в Жерминьи-де-Пре, 806, позднейшие реставрации; фрески в ц. Санта-Мария в Кастельсеприо, если они выполнены до нач. IX в.; миниатюры рукописей из придворного скриптория Карла Великого, в частности «Коронационного Евангелия», кон. VIII в. (Музей истории искусства, Вена); Евангелия (Codex Aureus) из Лорша, между 778 и 820 гг.; его разные части в б-ке Баттяни, Алба-Юлия (Румыния), в Ватиканской б-ке, в Музее церковного искусства (Museo Sacro, Рим), в Британском музее). При всей упрощенности письма их создатели основывались на тех же стилистических принципах: подвижном силуэте фигуры, «светотеневой» лепке лица, эскизности живописной манеры, использовании сложных градаций цвета. Богоматерь Оранта. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы. 3-я четв. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы. 3-я четв. XI в. Мозаики И. м., судя даже по фотографиям и акварелям, отличались исключительным качеством и редкой художественной свободой. Постановка фигур, почти незаметное и потому более естественное движение всех структурных элементов, гибкий рисунок со светотенью, качество почти эллинистической живописи (прежде всего в написании ликов) свидетельствуют о знании классического искусства. Цветовая гамма сложная, с использованием множества оттенков, с переливами цвета. Тессеры смальты при воспроизведении поверхности мастер кладет без линейной схемы, следуя объему; тени, румянец не имеют жестких очертаний. Мастер свободно владеет приемами иллюзионизма: сквозь державы просвечивают ладони и драпировки одежд ангелов, блестящие глаза увлажнены, в уголках губ написаны прозрачные тени. По манере письма и типу лика образы ангелов различаются, что свидетельствует, по-видимому, о работе не менее 2 мозаичистов. Возможно, фигуры Господств и Властей были переделаны при Навкратии: их классический облик неск. утрирован ( Лазарев. 1986. С. 203).

http://pravenc.ru/text/200147.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010