(сер. X в.), свт. (пам. 7 авг.), еп. Туркии, визант. миссионер, занимавшийся христианизацией венгров в то же время, когда были крещены аланы и Русь. Хронист Иоанн Скилица сообщает, что венг. «князь Вулосуд (Булчу), притворившись, будто полюбил христианскую веру, прибыл в Константинов град. Он был крещен, причем (император) Константин VII (Багрянородный) становится его восприемником. Будучи почтен титулом патрикия и сделавшись обладателем больших богатств, он затем вернулся восвояси. Через некоторое время и Гилас (Дьюла), который также являлся князем турков (т. е. венгров.- С. И.), прибывает в столицу и получает крещение; он тоже удостоился тех же благодеяний и почестей. Назад он взял с собой и одного монаха по имени Иерофей, славившегося своим благочестием, который был рукоположен патриархом Феофилактом в епископа Туркии. Оказавшись там, он многих привел к христианству от варварского заблуждения. Гилас же оставался в вере, и ни сам никогда не совершал набегов против ромеев, ни пленных христиан не оставил без попечения… Что же касается Вулосуда, то он пренебрег заветом с Богом и частенько вместе со всем племенем выступал против ромеев» ( Scyl. Hist. P. 239. 64-74). Судя по расположению этой информации в «Хронике», миссия Иерофея началась между 948 и 954 гг. Булчу, чьи владения находились близ оз. Балатон, был разгромлен герм. имп. Оттоном I и казнен в 955 г. Сложнее определить, кем был Дьюла (скорее всего это не личное имя, а титул) и где находилось его княжество; эта проблема является предметом политически окрашенной полемики. Наиболее вероятно, что Дьюла правил, а И. В. проповедовал по обеим сторонам Тисы между устьями рек Марош и Кёрёш, т. е. в Юго-Вост. Венгрии. Именно здесь археологами найдено много монет имп. Константина VII, а также визант. крестов-энколпионов. Тот факт, что нек-рые кресты сделаны из дерева, может рассматриваться как свидетельство распространения христианства среди простого народа. Там же были найдены остатки неск. церквей. Возможна локализация епископии И. В. в Трансильвании, в р-не древнего г. Алба-Юлия (совр. Румыния). Однако там епископия, видимо, возникла лишь на рубеже X и XI вв.

http://pravenc.ru/text/293774.html

Бухарест, Сектор 5. Церковь Спиридона Тримифунтского. Biserica Spirea Veche /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спиридона Тримифунтского Год постройки:Между 1740 и 1750. Капитально перестроена в 1921-1930. Год утраты:1984 (взорвана при реновации квартала) Адрес: Румыния, г. Бухарест, ул. Уранус, 27, сектор 5 (Str. Uranus, 27, sector 5) Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Церковь Спирея Веке была православным местом молитвы в Бухаресте, Румыния, расположенным в бывшем районе Деалул Арсеналулуй (Dealul Arsenalului). Это была одна из трёх церквей, снесенных коммунистами, вместе с церковью Изворул Тэмэдуири и Алба Постэвари, чтобы освободить место для ансамбля Дома Республики. Церковь была снесена в ночь на 27 апреля 1984 года, и её разрушение произошло в результате последовательных взрывов, и это была одна из первых церквей с железобетонной каркасной конструкцией. Церковь была основана в XVIII веке, вероятно, где-то между 1740-1750 годами, греком с острова Корфу Спиридоном Кристофи (по другим источникам Спирос Христоф, по-румынски Спирея). Ему помогал строить этот храм родственник, а после его смерти зятья наполнили, расписали и обставили церковь. Кристофи был похоронен в основанном им храме, а дата его смерти была указана на надгробии - 1765 год. Церковь позже дала свое название весь район Спирийского холма (Dealului Spirii). После постройки Спиридон Кристофи сделал церковь подворьем митрополичей церкви, а в 1776 году митрополит Григорий передал её монастырю Григориу на горе Афон. Это поклонение было усилено грамотой от 1777 года правителя Александру Ипсиланти. В 1921-1922-х годов, по планам архитектора Иоана Д. Траянеску - энтузиаста неорумынского архитектурного стиля, вместо церкви, существовавшей с XVIII в., была выстроена новая большая церковь с тем же посвящением. На первом месте богослужения был доктор Спиридон Кристофи, происшедший на Корфу, отсюда и церковный праздник. Объём новой церкви, оконченный в 1930 году, вошел в число первых конструкций, для которых использовался железобетон.

http://sobory.ru/article/?object=54103

В Бухаресте открываются заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви 19 мая, 2011. Новостная служба В Синодальном зале резиденции Румынского патриарха Даниила с 19 по 20 мая пройдут рабочие заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви. Бухарест. 19 мая. ПРАВМИР — В Синодальном зале резиденции Румынского патриарха Даниила с 19 по 20 мая пройдут рабочие заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви. В повестке дня Синода вопрос замещения вакантной архиерейской кафедры Алба-Юлия. Также Священный Синод рассмотрит вопрос конфликта с Иерусалимской Православной Церковь, разорвавшей евхаристическое общение с Румынским Патриархатом по причине конфликта, связанного со строительством румынского храма в Иерихоне. Предполагается, что после заседаний Священного Синода делегация архиереев Румынской Православной Церкви отправится в Иерусалим на переговоры по сложившейся между двумя Церквями ситуации. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-buxareste-otkryvayut...

В столице Молдавии отметили праздник Покрова Пресвятой Богородицы 17 октября 2016 г. 11:19 14 октября 2016 года, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в столице Молдавии г. Кишиневе были организованы традиционные праздничные мероприятия и народные гуляния. Торжества начались с Божественной литургии, которую совершил митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир в главном храме страны — кафедральном соборе Рождества Христова. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Сорокский Иоанн , секретарь Кишиневской митрополии протоиерей Вадим Кейбаш, соборное духовенство. Участие в праздничной Литургии приняли представители делегации из Румынии в священном сане во главе с деканом Богословского факультета государственного университета «1 декабря 1918» города Алба-Юлия, профессором, доктором богословских наук священником Михаилом Химчинским ( Румынская Православная Церковь ). За Литургией молился генеральный примар муниципия Кишинэу Дорин Киртоакэ, члены муниципального совета, многочисленные прихожане. Песнопения исполнил большой соборный хор (регент — А. Павлюченко). Прямую трансляцию Литургии вел национальный телерадиоканал «Молдова-1». Комментировали праздничное богослужение клирик кафедрального собора Рождества Христова протоиерей Феодор Борта и иподиакон Александр Паскал. После богослужения были совершены крестный ход вокруг храма и молебен. По возглашении многолетий к присутствующим обратился митрополит Владимир. Архипастырь напомнил, что в этот день Православная Церковь, помимо Покрова Пресвятой Богородицы, отмечает еще два важных для Православной Церкви Молдовы  праздника: в честь иконы Божией Матери «Гербовецкая», список которой находится в кафедральном соборе Рождества Христова, и день Всех святых, в земле Молдавской просиявших. Сонм Молдавских святых в этом году пополнился еще двумя угодниками Божиими. В завершение всех присутствующих поздравил градоначальник Кишинева Дорин Киртоакэ, сообщает сайт Кишиневской митрополии . Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Венг. кор. Лайош Великий (1342-1382) укрепил централизованную власть, в результате чего к сер. XIV в. венг. контроль над Марамурешем был усилен. В годы его правления проявилась тенденция к ограничению Православия и окатоличиванию края, что сказалось на положении как румынского, так и русинского и венг. населения Марамуреша. Вассал Лайоша марамурешский воевода Драгош Водэ предпринял в нач. 30-х гг. XIV в. поход за Карпаты; он искоренил последние очаги влияния Золотой Орды на западе от Днестра, новообразованное Молдавское княжество признало сюзеренитет венг. короля. В нач. 60-х гг. XIV в. под управлением молдав. господаря Богдана (в прошлом также марамурешского воеводы) княжество добилось фактической независимости от Венгрии, однако де-юре оно по-прежнему входило в состав земель венг. короны. Оживление в кон. XIV-XV в. правосл. церковной жизни в Молдавском княжестве оказало определенное влияние и на активизацию правосл. Церкви и деятельность мон-рей по др. сторону Карпат, в Марамуреше, на землях, к-рые продолжал контролировать венг. королевский двор. В 1391 г. патриарх К-польский Антоний IV даровал право ставропигии 2 монастырям, ставшим центрами правосл. жизни в Сев. и Юж. Марамуреше: Грушевскому мон-рю (см. Михаила архангела (Мараморошский) монастырь в с. Грушеве, Тяческий р-н Закарпатской обл., Украина; ныне в юрисдикции Хустской и Виноградской епархии) и основанному в 1215 г. мон-рю Сэпынца-Пери в с. Сэпынца (ныне жудец Марамуреш, Румыния). Настоятели этих обителей считались наиболее влиятельными в крае. Сохранял свое значение в качестве центра духовной культуры Угольский мон-рь. С кон. XV в. Грушевский мон-рь находился в ведении Мукачевской епархии. В годы правления в Венгрии кор. Матьяша I Хуньяди (Матвея Корвина) (1464-1490), выходца из мадьяризированного румын. трансильванского магнатского рода, религ. политика в королевстве отличалась относительной веротерпимостью, что сказалось на положении православных в Марамуреше и на облегчении тяжести налоговых сборов. В XVI в. попытки распространить свое духовное влияние на румын. население Юж. Марамуреша предпринимали Вадский и Алба-Юльский епископы, а на русинское население Сев. Марамуреша - архиереи Мукачевской епископии.

http://pravenc.ru/text/2561950.html

За рубежом есть целый круг исследователей, изучающих религиозные аспекты румынского национализма: Р. Кларк, М. Вагнер, Й. Хенкель, Р. Кодреску, К. Николеску, М. Нямцу, М. Дорудиан и др. Их сочинения доступны только на языке оригинала. Данное исследование актуально еще и потому, что известную трудность в изучении вопроса представляет отсутствие переводов на русский язык сочинений по национальной идее самого протоиерея Думитру. Объект исследования ограничен рассмотрением нескольких публикаций протоиерея Думитру Станилое в епархиальной газете Telegraful român («Румынский телеграф»), посвященных разным аспектам национальной идеи. Предметом исследования при этом выступают взгляды протоиерея Думитру на проблематику соотношения понятий «личность», «общество», «нация», «государство», «православие», «Церковь» и др. в контексте идейного поля «румынизма». Цель работы состоит в определении особенностей богословия и мировоззрения протоиерея Думитру Станилое, выраженных в сочетании православного учения и национальных вопросов, характерных для первой половины ХХ века. В работе применяются следующие методы исследования: а) историко-биографический метод, с помощью которого исследуется контекст эпохи и жизнедеятельность протоиерея Думитру Станилое, касающиеся специфики появления тех или иных его статей по национальной идее; б) описательный метод, с помощью которого систематизируется рассматриваемый материал; в) сравнительный метод, с помощью которого анализируется интерпретация этнотеологии протоиерея Думитру Станилое современными учеными. Контекст эпохи Национальная идея была ключевой в румынской политической и социальной жизни в течение XVIII–XIX вв. (освободительное движение от Османской империи) и первой половины ХХ в. (формирование «Великой Румынии»). В разных ракурсах на это влияла политика Российской империи, Франции и Германии. И в эпоху объединения румынских княжеств (1866), и при существовании Румынского королевства (1881–1947) в стране периодически активизировались тенденции к объединению территорий, традиционно населенных румынами. Так, во время Второй Балканской войны (1913) в состав Румынии вошла Южная Добруджа. А условием вступления Румынии в Первую мировую войну на стороне Антанты (1916) было не что иное, как стремление к воссоединению с такими исконно румынскими землями (отторгнутыми Габсбургами в XVIII в.), как Трансильвания, Банат, Кришана, Сатмар, Марамуреш и Буковина. 1 декабря 1918 г. на Национальном собрании в городе Алба-Юлия делегаты из всех избирательных округов страны с румынским населением (Трансильвания, Банат, Кришана, Сатмар, Марамуреш и Буковина) проголосовали за вхождение этих провинций в состав королевства.

http://bogoslov.ru/article/6191795

Святой Софроний Чоарский Этот неустрашимый исповедник родился в священнической семье. Он был сначала приходским священником, но после того, как его жена упокоилась, принял монашеский постриг. Тьма унии и иезуитских миссий накрыла всю Трансильванию. И этот угодник Божий ощутил, что пришло время исповедовать правую веру даже ценою жизни, подобно святым мученикам первых веков христианства. Своими беседами, посланиями и письмами он сеял семена истинной веры и противостоял насаждению унии. Он сподвиг и организовал народ на борьбу за сохранение отеческой веры. И он советовал народу изгонять униатских священников и не посещать их и стремиться быть под «юрисдикцией Иерусалимского Патриархата». За исповедание православной веры несколько раз его бросали в тюрьму, откуда его освобождали сельчане, которые видели в нем великого светильника истины. Святой Софроний созвал большой собор священников и верующих в Алба Юлии. Но после встречи с генералом Николаусом Адольфом Буком, командующим императорскими войсками в Трансильвании (который был известен тем, что разрушал православные храмы и монастыри), этот святой Божий должен был перейти в Валахию, где и преставился ко Господу. В конце концов исповедничество и сопротивление, которое организовал святой Софроний, трудясь с 1759 по 1761 годы, в истории Румынской Церкви считается решительной победой Православия в Трансильвании, ибо в унии осталось не более 7% от общего числа румынского населения. Святой Опря Микалуш Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную.

http://pravoslavie.ru/41537.html

М. стремился к выдвижению на вакантные места в церковной иерархии людей, способных наилучшим образом исполнять пастырские обязанности и обеспечивать эффективность работы административного аппарата Церкви. Достижения М. в поддержке церковного и богослужебного единства считают наиболее важными в его деятельности. В процессе реорганизации церковной жизни были созданы новые епархии: в Ораде (1920), Армейская епископия с кафедрой в Алба-Юлии (1921), епископия Хотинская с кафедрой в Бельцах (ныне Бэлць, Молдова), епископия Белгородская с кафедрой в Измаиле (ныне в Одесской обл., Украина) (1923); возобновили деятельность древние епископские центры в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) (1921), в Констанце (1923), миссионерская епископия для румын в Америке (1934), в Марамуреше (1937). Конституция Румынии 1923 г. предоставила Церкви определенную автономию и защиту в случае вмешательства в церковную жизнь политических сил. В целях интенсификации пастырско-миссионерской деятельности М. создал в 1922 г. Библейский ин-т в Бухаресте для издания богослужебных книг и др. церковной лит-ры. Возобновил издание ж. «Biserica Ortodox Român» (Румынская Православная Церковь), прекратившего существование в годы первой мировой войны. По инициативе М. также был создан ж. Бухарестской епископии «Apostolul» (Апостол), появились епархиальные журналы и в др. епархиях. 4 февр. 1925 г. М. был возведен в сан патриарха (интронизирован 1 нояб. того же года), т. о. РумПЦ приобрела статус Патриархии, М. стал 1-м патриархом Румынским. 6 мая 1925 г. Парламент Румынии принял закон и статут об организации и функционировании РумПЦ. В административном отношении в нее входили: митрополии Унгро-Влахийская (включавшая Бухарестскую архиепископию и епископии Рымника и Ноул-Северина, Бузэу, Арджеша, Констанцы), Молдавская и Сучавская (состоявшая из Ясской архиепископии, Романской, Хушской и Нижнедунайской епископий), Ардяльская (делившаяся на архиепископию Албы-Юлии и Сибиу и епископии Арада, Карансебеша, Оради и Клужа), Буковинская (объединившая Чернэуцкую (Черновицкую) архиепископию и Хотинскую епископию) и Бессарабская (в составе с Кишинёвской архиепископией и епископией Четатя-Албэ-Измаил).

http://pravenc.ru/text/2563338.html

Об освобождении святых неоднократно ходатайствовали. В 1755 г. (документ опубл.: Ibid. P. 153) и 4 дек. 1756 г. (документ опубл.: Ibid. P. 161-162) представители правосл. населения Юж. Трансильвании отправили 2 письма митр. Павлу (Ненадовичу), в которых описывали трудности, с которыми они сталкиваются, отстаивая свое право на исповедание Православия (священники-униаты и представители местных властей мучают их, арестовывают, опустошают дома и земли, верующие скрываются в лесах); они также просили обратиться с ходатайством к властям об освобождении святых Опри и М. 14 февр. 1761 г. в Алба-Юлии сщмч. иером. Софроний из Чоары провел собрание, на к-ром было решено вновь обратиться с просьбой об освобождении святых Опри, М. и свящ. Иоанна из Саду. 3 марта был составлен соответствующий документ, речь шла об освобождении не только 2 узников Куфштайна, но и православных священников из других тюрем: «...nominanter Opre Miklos ex Szelistye, popa Matsinik ex Sibiel, popa Janos ex Gales, popa Iuon ex Szad et popa Iuon ex Etselo» (опубл.: Ibid. P. 222-223). 7 апр. 1761 г. новый меморандум вручили только что прибывшему к месту службы ген. Н. А. фон Букову, который был назначен имп. Марией Терезией военным комендантом и губернатором Трансильвании и активно насаждал унию. 24 июля 1784 г. супруга мч. Опри Стана ходатайствовала перед имп. Иосифом II об освобождении мужа, однако администрация тюрьмы ответила на запрос правительства, что о нем ничего не известно (опубл.: Dragomir. 1930. Vol. 2. P. 308). На основании этих сведений исследователями были высказаны соображения, что оба арестанта, очевидно, погибли в Куфштайне до 1784 г. 21 июня 1992 г. на Соборе Румынской Православной Церкви они были причислены к лику святых с общим днем почитания (21 окт.) православных священников и мирян из Трансильвании, пострадавших за веру. Ист.: Nilles N. Symbolae ad illustrandum historiam Ecclesiae Orientalis in terris Coronae S. Stephani. Oeniponte, 1885. Vol. 2. P. 571-573; Bogdan-Duic G. Clugerul Visarion Sarai (1744): Studiu istoric din istoria Transilvaniei.

http://pravenc.ru/text/2563974.html

Осенью 1991 года, недолго пробыв в монастыре Секу, он приехал в родное село Петру Водэ, чтобы, по благословению высокопреосвященного Даниила (Чоботя), митрополита Молдовы и Буковины, а ныне Патриарха Румынии, основать мужской монастырь в имя святых архангелов. В 1992 году в Петру Водэ был введен афонский устав, по благословению викарного епископа Ясской архиепископии, присутствовавшего на освящении храма. У отца настоятеля было желание посвятить монастырь поколению, павшему жертвой за Христа в тюрьмах, тем, чьи святые останки покоятся и в храме в раках, и на монастырском кладбище, каковы священник Георгий Калчу, священник Штефан Марку, поэт Раду Гир, Тудор Попеску и другие. Вспоминая о святых узниках коммунистических тюрем, батюшка говорил: «Я так тоскую по ним и так радуюсь при мысли, что мы снова увидимся! Радуюсь гораздо больше, чем при мысли о том, что увижусь с родителями».      Петру Водэ в скором времени стал очагом монашеского жительства и мысли, обновлявшим и вдохновлявшим всю румынскую жизнь, подлинным оазисом духовной христианской свободы. Неукоснительное соблюдение учения православной веры и хранение исторической правды румынского народа делает этот монастырь чистым проводником воли Бога, проповедуемой и исполняемой отцом настоятелем Иустином. Больше всего он старался о том, чтобы Христос во- о бразился в нас, его чадах, объединенных духовным родством. Любовь отца Иустина к нам, ученикам, явилась подобием любви Божией к его святости. Во всех своих ктиторских и благотворительных служениях батюшка особо заботился о том, чтобы они совершались по уставу и благословению Церкви. Для финансирования он использовал только пожертвования верующих, так что в строительстве его монастырей участвовала вся страна – в знак победы Духа Святого, всеобщего духовного и литургического единства, которому он с любовью служил.      Батюшка активно вникал как в детали, так и в принципиальные стороны румынской православной жизни. Он делал это, прежде всего, как духовник, но также и как ктитор множества скитов, монастырей и приходских храмов по всей стране. Строительство монастыря во имя святого Иустина Философа и святых мучеников румынских, осуществленное попечением батюшки и трех других бывших узников коммунистических тюрем на месте трудового лагеря в Поарта Алба (Канал), где погибло столько священников, доставило ему самое высокое душевное удовлетворение, ибо таким образом и Румыния отныне сможет по достоинству чтить своих мучеников.

http://pravoslavie.ru/63003.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010