Некоторые, затем, предполагают, что во время общих движений славянских племён, какое-либо одно из них, поселившись сначала на известном месте, впоследствии – тихо и неслышно переходило, как бы пересовывалось из этого места – в здешнюю местность, которая отсюда и названа была Пересовницею, изменившеюся затем в Переопницу. Другие, далее, думают, что чрез эту местность некогда перегоняли рогатый скот из Полесья в Клевань на Волынь, причём здесь, подобно перекрёстному огню, со всех сторон слышались возгласы – соб! соб! (здешнее понукание рогатого скота); отсюда, быть может, и получила эта местность название Пересобницы, изменившееся потом в Пересопницу. Наконец, иные предполагают, что протекающая здесь речка Студенка, во время перехода чрез неё славянских племён, оказалась пересохшею, от чего и самую местность эту назвали Пересохницею, изменив её потом в Пересопницу 51 . Впервые в истории – Пересопница упоминается в 12 веке. Тогда она входила в состав Туровского княжества и играла немаловажную роль в княжеских междоусобицах. После смерти вел. князя Киевского Всеволода Олеговича (1139–1146), миролюбивый князь Туровский Вячеслав, узнав о восшествии на великокняжеский Киевский престол племянника своего Изяслава Мстиславича в 1146 году, вообразил, себя, по старшинству, Государем России: он захватил города Киевские и своевольно отдал г. Владимир со всею Волынью Владимиру Андреевичу, – внуку Мономаха. Посланный Изяславом Ростислав Мстиславич, брать его, князь Смоленский, изгнал Вячеслава; велел ему княжить только в Пересопнице или Дорогобуже Волынском; а наместников его, окованных цепями, вместе с Туровским епископом Иоакимом, привёл в Киев 52 . Вячеслав смирился и остался княжить в Пересопнице, затаив, однако, в сердце вражду против Изяслава. Но Изяславу недолго пришлось торжествовать. Будучи изгнан из Киева своим дядей Юрием Владимировичем, он обратился к оскорблённому им старшему дяде Вячеславу, льстил ему именем второго отца и предлагал господствовать в Киеве. Но Вячеслав держал сторону Юрия, не веря ласкам, не боясь и угроз племянника, который нашёл себе союзников в Венгерском короле Гейзе, Владиславе Чешском (Богемском) и в Лихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

На эту землю имеются план от 1843 г.. проект от 27 октября 1843 года и акт от 30 ноября 1848 года. Причт: 1 свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 p., причт. дома ветхи, а хоз. построек нет. Приписные деревни: Перча в 5 вер., Рудня-Хочинская в 3 вер. и Рудня-Пержанская в 3 вёрстах. Дворов – 140, прихожан – 1,143 д. об. п., р.-кат. 3 д. об. п. Свящ. – Яков Иван. Иваницкий (с 1886 года) и псаломщ. – Пётр Павлов. Бородич (с 1857 года). Итого в 4-м благочинническом округе Овручского уезда находится всего 23 церкви, из коих 15 приходских самостоятельных, 5 приписных и 3 кладбищенских. Кроме того, есть ещё две по ветхости закрытые церкви, из коих одна, ныне (в 1880 г.) уже отстраивающаяся, находится в. с. Юровой (Журжевичского прихода), а другая – в селе Копищах. Во всём Овручском уезде находится всех церквей – 94; из коих 65 приходских самостоятельных, 22 приписных и 7 кладбищенских. 233 Городской благочиннический округ Овручского уезда соединён с 1-м благочинническим округом того же уезда – в силу указа Волынской дух. Консистории от 5 февраля 1882 года за 788, согласно прошению бывшего благочинного настоятеля Овручского Собора протоиерея Андрея Барановича, причём Овручский соборный причт оставлен в непосредственном ведении епархиального начальства. 234 В области – Малой России – были княжества – местные: Киевское, Древлянское и Черниговское. В Древлянском было 5 удельных княжеств: Туровское, Чарторыйское, Корецкое, Пинское и Дрогичинское. (Созерц. Рос. Государ., изд. 1796 г.). 235 См. Памятники старины в западных губерниях Империи, с Высочайшего соизволения издаваемые К. Н. Батюшковым. Вып. IV. СПб. 1868. Некоторые, впрочем, утверждают, что первоначально Овруч назывался Обруч, потому что, как гласит местное предание, наверху земляных укреплений, окружавших весь город, были вместо палисадов деревянные брусья, имевшие вид обручей. Полагают, что древнее название этого города Вручай произошло от небольшой речки, которая протекала с западной стороны города и называлась Ручай, a ныне – Руч (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

ж.-дор. ст. Славута 45 вер., от ближ. приход. сс. Козака 6 вер., Кобыльни и Головницы 6 вер., Поддубец 7 вер., Мухарева 10 вер., Косинева 8 вер. и Полчин – 4 версты. В местечке находятся: почтово-телеграфная контора и станция дилижансов. Корец занимает большое пространство и состоит – собственно из местечка с еврейским населением и из нескольких предместий: Жадковки, Зарудья, Юзефика и др. с христианским населением. Несмотря на преобладающую численность еврейского населения, Корец есть одно из лучших местечек Волыни, так что даже некоторые из уездных Волынских городов, например Овруч и Ковель, не могут сравниться с ним. По времени происхождения Корец – весьма древен. В удельный период истории русского государства он составлял одно из пяти удельных княжеств Древлянского местного княжества 158 . Однако на первых порах русской истории мы не находим проживающих здесь удельных князей под именем Корецких. Вероятно, он входил в состав Туровского княжества и управлялся наместниками его. Так как Корец, лежащий на дороге из Киева на Волынь, часто подвергался вражеским нашествиям и опустошениям, то князья в нём и не жили, хотя он и считался княжеством... Впервые о Корце упоминается в Киевской летописи под 1150 годом, когда вел. князь Киевский Изяслав Мстиславич, во время своей междоусобной войны с князем Суздальским Георгием Владимировичем, был изгнан последним из Киева, занял затем г. Луцк и, захватив Глеба, сына Георгиева, пошёл с ним к г. Дорогобужу «и ту пристави сына своего к нему (т. е. Глебу) Мстислава, (пошёл затем) до Корьца, и тако проводи и (т. е., их – Глеба и Мстислава) за (г.) Торческ». Затем Корец упоминается под 1258 г., когда Даниил Романович, изгоняя татар из пределов своего государства, шёл в г. Взвяглю (ныне Новоград-Волынск) наказать жителей его за то, что они, приняв тивуна (судью) от сына его Шварна, не дали однако ж ему тивунить (судить) и тем вызвали неповиновение Даниилу. Идя к этому городу, Даниил с войском имел дневную стоянку у Корца. «Данило с братом (Василько) идоша к Взвяглю в силе тяжце.., и стоя на Корецку днипу, и пойде к Взвяглю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил церемонию открытия Пятых Белорусских Рождественских чтений 30 ноября 2019 г. 15:39 29 ноября 2019 года в Национальной библиотеке Беларуси открылись Пятые Белорусские Рождественские чтения «Великая Победа: наследие и наследники». В масштабном форуме приняли участие: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; министр информации Республики Беларусь А.Н. Карлюкевич; министр здравоохранения Республики Беларусь В.С. Караник; министр труда и социальной защиты Республики Беларусь И.А. Костевич; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви , председатель оргкомитета Белорусских Рождественских чтений; епископ Туровский и Мозырский Леонид ; епископ Слуцкий и Солигорский Антоний ; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Армения в Республике Беларусь А.В. Гевондян; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Молдова в Республике Беларусь В.В. Сорочан; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцев; представители Посольства Республики Казахстан; директор Национальной библиотеки Р.С. Мотульский; руководители отделов и комиссий Белорусского экзархата и Минской епархии , представители научной элиты и творческой интеллигенции. В начале мероприятия было подписано обновленное Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Министерством информации Республики Беларусь. Свои подписи под документом поставили митрополит Павел и министр информации Александр Карлюкевич. В дальнейшем соглашение будет усовершенствовано посредством утверждения программы сотрудничества, в которой будут прописаны конкретные шаги взаимодействия между Министерством информации и профильными синодальными отделами Белорусского экзархата. Затем Патриарший экзарх и министры информации, здравоохранения, труда и социальной защиты вручили награды лицам, внесшим значительный вклад в соответствующие направления церковно-государственного сотрудничества. В частности, наград были удостоены победители Республиканского конкурса «Свет милосердия», проведенного в этом году среди государственных учреждений социального обслуживания и волонтеров. Организаторами конкурса выступили Министерство труда и соцзащиты Республики Беларусь и Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5539740.ht...

По соборному определению 1361 года епископии Малой Руси, то есть земли галицкой митрополии, были выведены из подчинения киевской митрополии и переданы митрополии литовской. В 1364 году, спустя два года после смерти митрополита Романа, был подготовлен проект о передаче этих епископии опять в ведение киевской митрополии. Однако проект не был утвержден, и Малая Русь с 1362 года, со смерти Романа, действительно оставалась без пастырского надзора. Тем самым, с одной стороны, патриарх упрекает митрополита Алексия в пренебрежении западными русскими землями, а с другой – эти же западные земли юридически не закрепляет за киевской митрополией. Может быть, именно этим объясняется отсутствие сведений о поездках митрополита Алексия в Малую Русь. Следовательно, фраза о незамещенности существовавшей галицкой митрополии в соборном деянии являлась отражением глубоко продуманной политики патриарха. Он одновременно пытался сохранить целостность русской митрополии, но вынужден был идти на уступки местной светской власти. В соборном деянии также говорится, что митрополит Галицкий Антоний «уполномочен временно взять в свое ведение священнейшие епископии Холмскую, Туровскую, Перемышльскую, Владимирскую, пока не прекратятся там происходящие теперь брани и не настанет мир и конец соблазнам» 253 . Итак, галицкая митрополия была восстановлена в тех же пределах, в которых она существовала до 1347 года. Переданные литовской митрополии епархии Малой Руси вновь перешли в галицкую. Исключение составляла лишь луцкая, ее земли оставались в руках литовского князя Любарта и не были политически подчинены польскому королю. Политическая подоплека решения патриарха о пределах галицкой митрополии подтверждается в его письме митрополиту Алексию, датированному тем же 1371 годом. Разъясняя свое решение об образовании галицкой митрополии, патриарх пишет: «Мы отдали ему Галич, где бы он имел митрополию, а из епископии – Владимирскую, Перемышльскую и Холмскую, которые находятся под властью Ляшского короля, больше этого мы ничего ему не дали» 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Рогожскому летописцу, притязания митрополита Романа не ограничивались западными землями, а распространялись и на тверскую епархию. «К Тферьскому епископу послы к владыце Феодору от обою их из Царя-города, а священьскому чину тягость бяшеть везде» 238 . Взаимные жалобы митрополитов привели к разбирательству между ними на патриаршем соборе. В определении отсутствует дата тяжбы, но ее мы можем приурочить к 1356 году. Именно под этим годом большинство русских летописей сообщает о поездке митрополита Алексия в Константинополь, а Рогожский летописец уточняет: «Алекси митрополит всея Роуси ходил в другие в Царьгород, да Роман преже его пришел, и тамо межи их бысть спор велик, и Грьцемь от них дары великы» 239 . Следовательно, кроме всего прочего, патриарх использовал суд между митрополитами еще и для пополнения своей казны. По тому же рассказу соборного определения в 1356 году были наконец-то очерчены границы между литовской и русской митрополией. К литовской митрополии присоединялись полоцкая, туровская епархии и Но-вогородок. Это явилось значительной уступкой литовской стороне. Однако Киев оставался за русской митрополией. Тут патриарх оказался непоколебимым. Было бы абсурдно передавать другой митрополии город, который являлся историческим центром русской и собственно дал ей название. Далее в соборном определении говорится о том, что если митрополит Алексий подчинился, то митрополит Роман «тайно ушел в свою область и, прибыв туда, многое учинил (как донесено нашей мерности) вопреки канонам: так, придя в Киев, он не по праву совершал здесь литургии и рукоположения и дерзостно называл себя единственным митрополитом Киевским и всея Руси, что вызывало смуту и замешательства в области пресвященного митрополита Киевского и всея Руси и побудило литовского государя восстать против христиан и причинить им немало беды и кровопролития» 240 . Видимо, здесь имеется в виду завоевание Ольгердом Киева. Только, конечно, Роман не мог сам, лично, «побудить» князя. Он мог лишь поддержать его действия. Кроме этого, как указывает патриарх в своем письме к митрополиту Роману, тот еще присоединил к своей митрополии Брянск и Алексин 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К вопросу о начальной истории Сугдейской епархии//Культовые памятники в мировой культуре: Археол., ист. и филос. аспекты. Севаст., 2003; он же. Крымская агиография как отражение изменений в полит. и церковной структуре Таврики иконоборческого периода//Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск, 2003. Вып. 13. С. 261-280; он же. О некоторых вопросах истории Вост. Крыма VIII-IX вв.//Сугдейский сб. 2006. Вып. 2. С. 237-248; он же. Православные святые средневековой Тавриды. Симф., 2012; он же. К вопросу о ссылке в Херсон Иосифа Гимнографа//Нартекс: Byzantina Ukrainensis. Х., 2013. Т. 2. С. 288-294; он же. Средневековый Крым (VI - сер. XIII в.): История, религия, культура. Симф., 2014; Оверман Э., Макленнан Р., Золотарев М. И. К изучению иудейских древностей Херсонеса Таврического//Apxeoлoriя. К., 1997. 1. С. 57-63; Рыжов С. Г. Новые данные о «базилике в базилике»//Античный мир. Византия. Х., 1997. С. 290-299; он же. Малые храмы-часовни Херсонеса//Древности, 2004. Х., 2004. С. 160-166; Созник В. В., Туровский Е. Я., Иванов А. В. Новый христ. памятник из некрополя Херсонеса у Карантинной бухты//Apxeoлoriя. 1997. 1. С. 64-74; Соломоник Э. И. Древнейшие евр. поселения и общины в Крыму//Евреи Крыма: Очерки истории. Симф.; Иерус., 1997. С. 9-22; Тур В. Г. Археологические исследования средневек. мон-ря на г. Перчем-Кая//Археология Крыма. Симф., 1997. Т. 1. С. 117-125; он же. Особенности нац.-религ. политики Российской империи в Таврической губ.: (По архивным мат-лам XIX ст.)//Mamepiaлu VII зbimhoï науково-практичноï конф. професорсько-викладацького складу Кримського юридичного ih-my НУВС. Ciмф., 2005. Ч. 1. С. 23-32; он же. Православные мон-ри Крыма в XIX - нач. XX вв. К., 20062; Бочаров С. Г. Фортификационные сооружения Каффы (кон. XIII - 2-я пол. XV в.)//ПричернСВ. 1998. Вып. 3. С. 82-116; он же. Фортификационные сооружения генуэзского Воспоро в XIV-XV вв.//Там же. 2015. Вып. 9. С. 127-147; Золотарев М. И., Коробков Д. Ю. Новое о еп. Капитоне и крещении жителей Херсонеса в IV в.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Владимир Василькович умер в 1289 г, 10 декабря. Это был один из наиболее замечательных потомков Романа Мстиславича. Обладая благодушным и правдивым характером, он пользовался искреннею привязанностью подданных и уважением соседей, отличался любовью к образованию, прилежным чтением книг и охотою к душеспасительным беседам с епископом, игуменами и вообще людьми сведущими. Волынский летописец называет его «великим книжником и философом». Любовь к книгам, однако, не мешала ему быть храбрым вождём на ратном поле и страстным охотником. Он был умным и деятельным правителем своей земли и усердным строителем укреплённых городов для её защиты (так, на севере своего княжества он основал г. Каменец на берегу р. Лесны, возле Беловежской пущи)... Литовские князья соседней Черной Руси (братья Будикид и Будивид), чтобы укрепить мир с Волынью, уступили Мстиславу Даниловичу г. Волковыск. В 1301 году умер Лев Данилович, король галицкий, оставив свои земли сыну своему Юрию, который раньше владел гг. Бельзом, Червенем, Холмом, Дрогичином и Мельником. Около того же времени умер и брат его Мстислав. Тогда Юрий (или Георгий) Львович соединил в своей власти обе юго-западные Руси – галицкую и Волынскую. В его же власти находились ещё князья Пинские и некоторые удельные на Полесье и Киево-Волынской украине. Подобно деду своему Даниилу, он именовал себя королём Российским (Rex Russiae), как изображено па печати этого князя, хранящейся в Кёнигсбергском архиве 11 . В это время Волынское княжество граничило на востоке с владениями княжества Туровского и Киевского, на севере граница шла от верховьев р. Случи, при которой стоял г. Случеск, к верховьям р. Немана (здесь к югу от р. Немана пограничными городами были Несвиж и Клеческ), далее, вероятно, по р. Щаре, р. Пареву к устьям р. Бобра (где стоял г. Визна), потом граница на юге по р. зап. Бугу, от которого ниже, Берестья сворачивала ещё дальше на запад к р. Вепрю, от верховьев которого она шла к верховьям р. зап. Буга (здесь пограничным городом был Бужск), потом по водоразделу между реками систем р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Роман, митрополит Литовский и Галицкий Родился около 1305 года. Происходил из русского княжеского рода. В 1352 году (по другим сведениям, в 1353 году) по смерти митрополита Феогноста (память 14/27 марта) освободилась митрополичья кафедра в Киеве, и тверской инок Роман, движимый честолюбием, предложил себя князю Литовскому Ольгерду в качестве исполнителя политических замыслов последнего. Снабженный Ольгердом достаточным количеством подарков, грамотами и просьбой к патриарху назначить своего избранника митрополитом Киевским, Роман явился в Царьград, но опоздал. Митрополитом Киевским был уже посвящен архиепископ Владимирский Алексий (Бяконт, † 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября). В 1354 году, считаясь с желанием Ольгерда, Константинопольский патриарх посвятил Романа в митрополита Литовского. Литовский князь Ольгерд, враждовавший с Москвой, хотел через своего ставленника влиять на всю Россию. Митрополиту Роману были определены кроме двух Литовских епархий (Полоцкой и Туровской) и епархии Малой Руси, т. е. Владимирская, Холмская, Галицкая, Перемышльская и Луцкая. Таким назначением митрополит Роман остался недоволен, так как вместе с Ольгердом добивался Киевской митрополии. В 1356 году он снова отправился в Царьград «искать себе Киева», но патриарший Синод подтвердил ему свое прежнее постановление «быти митрополитом Малой Руси». Это нисколько не смутило митрополита Романа, и он в конце того же 1356 года приехал в Киев, который в политическом отношении принадлежал Ольгерду, а в церковном подчинялся Москве, и, объявив себя единственным митрополитом Киевским, совершал литургии, рукоположения. Это вызвало недовольство и столкновения, т. к. Роман выказывал притязания и на Тверскую епархию. В 1361 году для прекращения притязаний Романа и для разрешения недоразумений митрополита Романа с митрополитом Алексием Константинопольский патриарший Синод под председательством самого императора вновь подтвердил свое первоначальное распределение епархий между митрополитами Романом и Алексием. Для разбора дела на Русь были отправлены патриарший апокрисиарии 17 с заготовленной особой грамотой. Но разбор дела не был закончен, т. к. вскоре после приезда апокрисиариев в Россию, в конце 1361 года или в начале 1362-го, митрополит Роман скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

13 лет правительствовал Матфей. Фотиево же прибытие в России по Киевскому летописцу полагается в 1408 г., а по Московскому каталогу в 1409 году. Разность может быть от того, что Фотий прожил в Киеве целый год. Но по Никоновой летописи он пришел в Киев в 1410 г. сентября 1, а в Москву на день пасхи апреля, что случилось уже в 1411 году. Сей иерарх не наследовал от своего предместника искусства угождать двум государям иерархии своей, и предоставил Киевскую в управление своим наместникам, а сам занимался в Москве тяжбами с боярами и другими мирянами, во время нашествия татар завладевшими при Киприане многими церковными угодьями и митрополичьими пошлинами, чем и в Москве навлек на себя ропот и неудовольствие не только бояр, но и Великого Князя. Тогдашний Великий Князь Литовский Витовт еще более причин имел к неудовольствию на него. Будучи ревностным исповедователем римской веры, он снисходил умевшему угождать ему Киприану: но Фотий, воспитанный в открытой ненависти к римской Церкви, не хотел искать снисхождения у Витовта, не думал даже обозревать церквей государства его, к коим принадлежала тогда и Волынская область, и вся Белоруссия с пределами к Московскому, Новогородскому и Псковскому княжествам, а только требовал с церквей и духовенства даней, которых честолюбивый Витовт не хотел выпускать в Россию из своих областей. Шесть лет однако же Витовт терпел сие Фотиево правление над православными церквями обширного своего государства. Наконец, в 1414 г. созвал 9 своих православных епископов: Черниговского, Полотского, Луцкого, Владимирского, Галицкого, Смоленского, Хелмского, Червенского и Туровского и, представив им, что Фотий обирает сокровища из Соборного храма и увозит в Москву и проч. требовал, чтобы они избрали особого на Киевскую иерархию митрополита, и, хотя епископы ответствовали ему, что они не имеют власти приступить к тому без обвинения Фотия и без дозволения Константинопольского патриарха, но Витовт принудил их самих написать на Фотия донос, который они по его же наставлению подали ему, написав; что Фотий якобы небрежет о стаде Христове, не имущем у себя пастыря, и не хочет видеть своей Соборной Киевской церкви а только обирает церковные доходы, все древние утвари, драгоценные вещи и сокровища переносит в Москву и церкви опустошает.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010