Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАЛЕДЕС [эфиоп.   от греч. Ηρακλεδης - Ираклид] (нач. XIV в.), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 28 тэкэмта (25/26 окт.)). Подвизался на севере страны, учился и принял постриг у св. Габра Крестоса, ученика и последователя знаменитого сев. аскета Абии Эгзиэ . Житие А., изданное К. Конти Россини , дает представление об изменении форм сев. монашества от келлиотства к общежительству. Абия Эгзиэ говорил, что «лучше умереть в пустыне, чем жить в монастырях». Следуя этому завету, полвека спустя А. после смерти св. Габра Крестоса ушел в пустыню, но потом основал новый мон-рь, где велел монахам есть только на совместной трапезе, т. е. ввел общежительный устав. Из дальнейшего повествования видно, что братия не имела собственного имущества. Как заметил Б. А. Тураев, «правила монашеской жизни, завещанные Ираклидом, в общем напоминают известные установления Пахомия». Монастырское монашество было введено в Эфиопии трудами «девяти преподобных» в 2 разновидностях - по уставам прп. Пахомия Великого и Шенуте ; текст жития А. дает основание говорить о сложном пути развития эфиоп. монашества в нач. XIV в. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 111-113 [излож. жития], 114-117; Conti Rossini С. Note di agiografia etiopica («Abiya-Egzi, Arkaledes e Gabra Iyesus»)//RStO. 1938. Vol. 17. P. 409-452. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/text/76072.html

2358 Swainson . The Gr. Lit., 290, 291, 196; Goar Εχολγιον , 93, 151. 2359 Toscani Ad typ., 52; ркп. Моск. Син. библ. 330/380, л. 1. Еп. Порфирий Вероуч., богосл. коптов, 73. Тураев Б . Часосл. ефиоп. ц., 81. Дмитриевский Α , Τυπικα , 607. 2360 Henry W . Angelus. Cabrol . Dictionnaire d " archeologie chretienne. Par., 1903, VII, 2068. 2361 Breviarium romanum, 1. 2362 Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам, 317; ркп. Моск. Рум. муз. 491/35, л. 5 об.; Моск. Синод. библ. 381 греч., л. 5, Goar. Εχολγιον , 5; ερατικν Константинополь, 1895, 15. Εχολγιον . A­ θ ., 1902, 28. 2363 В противоположность аналою, часто делавшемуся на одной ножке. 2364 Так изображено на рисунке в Служебнике Петра Могилы, с. 46. 2365 Хлебы, вино, елей, пшеница. 2366 Симеон Сапунский . О бож. мол., 342 (306). 2367 Уст Моск. Син. б. греч 380 XVI в. «нужно знать, что некоторые Типиконы говорят 3 хлеба и чашу вина, а о пшенице и елее не говорят». 2368 Кекелидзе К., прот . Литург. груз. нам., 317; ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 5 об.; Моск. Син. б. греч. 381, л. 4; 328/383, л. 4, 678/386, л. 7; Старообр. уст., л. 7 (13—14); Goar . Ευχολγων , 4—5; Служ. П. Могилы, 47—48; Старообр., 27—28 об.; Моск. 1647 г., 86—91; 1658 г., 89—91. 2369 Еп. Порфирий Вероуч., богосл. – коптов, 175, 153. Swainson . The Gr. Lit, 202, 72, 318. Серединский Т., свящ . О богослуж. западной церкви. СПб., 1856, IV, 103, 111, 120, 128, 185. 2370 Апостольские Постановления. VIII, 13. 2371 Vita Caesarii, II, 12. 2372 Цитаты в примеч. на с. 605. 2373 Ιερατικν , 17. 2374 Εχολγιον , 28. 2375 Богослужебный Апостол имеет, кроме разделения на главы и зачала, особые отделы в количестве 72, на полях пред коими поставлены пометы седмичных дней: «неделя», «понедельник " … Это разделение сделано для келейного чтения, как и объяснено в ркп. Моск. Син. б. 51. В эти отделы внесены и «сказания» о происхождении посланий. Пользоваться этим делением для настоящих чтений (Никольский К., прот . Пос. к из. уст. богосл., 230) нельзя уже ввиду несоответствия числа отделов воскресным бдениям, на коих полагаются такие чтения и которых менее 50.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

d " après un manuscrit du Musée Britannique et trad. franç. avec un résumé de l " histoire des Zagüés et la description des églises monolithes de Lalibala par J. Perruchon. P., 1892. (Publ. de l " École des lettres d " Alger: Bull. de correspondance africaine; 10); Conti Rossini C. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos: Nota//RRAL. 1901. Vol. 10. Fasc. 5-6. P. 186-193; idem. Gli atti di re Nä " akuto Lä " ab//AION. N. S. 1943. Vol. 2. P. 105-232; Kur St. Édition d " un manuscrit éthiopien de la Bibliothèque Vaticane: Cerulli 178//Atti d. Accad. nazionale dei Lincei. Anno 369: Memorie d. Classe di Scienze morali, storiche e filologiche. R., 1972. Ser. 8. Vol. 16. Fasc. 7. P. 383-426; Strelcyn S. Quelques inscriptions éthiopiennes sur des «manäb « rt» des églises de Lalibäla et de sa région//Bibliotheca Orientalis. 1979. Jg. 36. Mei-Juli. N 3/4. S. 137-156; Marrassini P. Il Gadla Yemrehanna Krestos/Introd., testo crit., trad. Napoli, 1995. (Suppl. N 85 agli AION; Vol. 55. Fasc. 4); Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары: Арабские источники XII-XIII вв./Подгот. текстов и пер.: В. В. Матвеев, Л. Е. Куббель. Л., 1985. С. 32-51 [«История» Абу-ль-Макарима под именем Абу Салиха Армянина]. Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâguê e Takla Hâymânot: Nota//RRAL. 1895. Vol. 4. P. 341-359, 444-468; idem. Storia d " Etiopia. Mil., 1928. P. 303-321; Perruchon J. Notes pour l " histoire d " Éthiopie: Le Pays de Zâguê//Revue sémitique. 1897. Vol. 5. P. 275-284; Тураев Б. А. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.//ЗВОРАО. 1901. Т. 13 (1900). С. 157-171; он же. [Рец. на:] Conti Rossini C. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos: Nota. RRAL. 1901. Vol. 10. Fasc. 5-6. P. 177-219//ЗВОРАО. 1902. Т. 14 (1901). C. 062-071; он же. Агиологическое повествование о падении Аксумского царства//Сб. в честь В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 1-8 (отд. отт.);                                                                                        С. 391-443; Tubiana J. Le frère de saint Lâlibalâ//Objets et Mondes. 1963. T. 3. Automne. Fasc. 3. P. 221-228; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 25-34, 53-68; Мисюгин В. М., Чернецов С. Б. Следы архаических норм права в «Житии царя Лалибалы» (Эфиопия)//Africana: Африканский этногр. сб. Л., 1984. Вып. 14. С. 142-175. (Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Н. с.; Т. 113); Marrassini P. A Note on Zâgwê Kingship//Paideuma. Wiesbaden, 1990. N 36. P. 185-187; Wudu Tafete Kassu. Bugna//EncAeth. Vol. 1. P. 636-637; Чернецов С. Б. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 15-33, 41-47; Derat M.-L. Lalibäla//EncAeth. Vol. 3. P. 477-480; eadem. Nä " akkweto Lä " ab//Ibid. P. 1091-1093; Kur St., Derat M.-L. Mäsqäl Kebra//Ibid. P. 844-845. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБИЯ ЭГЗИЭ [эфиоп.   - великий у Бога], аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава. Житие святого (изд. К. Конти Россини ) написано через полвека после его смерти и, как и его жизнь, не изобилует внешними событиями, но богато подвигами благочестия. Еще в юном возрасте А. Э. был столь богобоязнен, что простодушно отдавал все, что бы у него ни попросили именем Божиим. Окончив учебу, он был рукоположен во священника, но душа его не лежала ни к миру, ни к общежительному монашеству. Говоря «лучше умереть в пустыне, чем жить в монастырях», он мечтал поселиться в пуст. Вальдебба - известном центре эфиоп. аскетизма. Это желание А. Э. нашло отражение в его житии, согласно к-рому доставленный туда огромным зверем ужасного вида святой хотел остаться там навсегда, но был перенесен обратно на родину арх. Гавриилом. Скудость внешних событий жизненного пути А. Э. привела к тому, что житие его, по выражению Б. А. Тураева, «не столько связная и последовательная биография, сколько ряд отдельных повествований о чудесах святого». Тем не менее оно показывает, как, в то время когда южноэфиоп. монашество вело активную монастырскую колонизацию языческих земель, на давно христианизированном севере местное монашество закладывало основы национальных эфиоп. традиций аскетизма. Эфиопская Церковь почитает А. Э. святым (пам. 19 гэнбота - 14 мая). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 26, 32-35, 51, 101-111 [изложение жития]; Conti Rossini C. Note di agiografia etiopica («Abiya-Egzi, Arkaledes e Gabra Iyesus»)//RStO. 1938. T. 17. P. 409-452. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви

http://pravenc.ru/text/62462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБСАДИ Абсади [эфиоп.  ], эфиоп. церковный деятель XIV в., ученик знаменитого Евстафия (1273-1352), к-рый оставил его во главе общины своих сторонников, отправляясь ок. 1338 г. в странствие. Последователям Евстафия, подвергавшимся преследованиям со стороны как царского, так и митрополичьего престола за исповедуемый ими принцип нестяжательства, строгого соблюдения апостольских постановлений, а гл. обр. за соблюдение субботы, пришлось нелегко: А. с братией вынужден был уйти в необжитые места и основать в 1374 г. новый мон-рь Энди-Абуна-Абсади ( Дэбрэ Марьям ) в исторической обл. Кохайн (ныне Юж. Эритрея). Эфиопский митрополит отказывался рукополагать их последователей; в ответ на это евстафиане отказались принимать в свои общины иереев господствовавшей Церкви и практически впали в беспоповство. Полвека спустя, уже после смерти А., стараниями царя Зара Якоба (1434-1468) раскол был преодолен и А. стал почитаться святым Эфиопской Церкви (пам. 30 маскарама, т. е. 11 окт.). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 154-203, 295-373; Cerulli E. Gli Atti di Zena-Marqos, monaco etiopico del sec. XIV//ST. 1962. Vol. 219/220. P. 191-212; Taddese Tamrat. Church and state in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 198. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка»

http://pravenc.ru/text/62488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДХАНИ [эфиоп.   - спаситель] (1-й пол. XIV в.), св. Эфиопской монофизитской Церкви, один из учеников св. Такла Хайманота , много сделавший для организации монашеской общины своего учителя. Его усилия нашли поддержку со стороны митрополичьего престола: митр. Эфиопский Яэкоб (1337-1344) назначил его благочинным обл. Дамот, наряду с 11 учениками Такла Хайманота, назначенными в др. области Эфиопии. А. и сам оставил немало учеников, и его имя часто упоминается в эфиоп. житийной лит-ре. Неопубликованная рукопись его жития хранится в мон-ре Кей-Афар Марьям в обл. Уолло. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 177, 392-394; Taddese Tamrat. Church and state in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 176; Kenefe-Rigb Zelleke. Bibliography of the Ethiopic Hagiographical Traditions//J. of Ethiopian Stud. 1975. Vol. 13. Fasc. 2. P. 61-62. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАЛА КРЭСТОС [эфиоп.   - тело Христово] († 30.09.1707), эфиоп. монофизитский богослов, сторонник и выразитель доктрины «помазания» , в к-рой особый христологический смысл признавался за Помазанием Иисуса Христа. Полемизируя в окт. 1681 г. на Соборе в г. Аринго со своими оппонентами, сторонниками доктрины «соединения» , главным из к-рых был его родной брат авва Николавос, А. К. заявил: «Не соединением прославилась [плоть], но когда была помазана, была прославлена Духом Святым и стала Сыном Существенным». Относительно же роли «соединения» как такового он говорил, что «во время соединения Слова с плотью [Слово] обеднело, плоть же соединением со Словом стала Словом». Собор отверг подобную т. зр., провозгласив принцип «прославилась плоть соединением», а А. К. с его сторонниками были отлучены и изгнаны из этих мон-рей. Однако на этом дело не кончилось, потому что нашлись, по выражению В. В. Болотова , «политические дельцы, которые шли далее нравственной поддержки осужденным и готовы были эксплуатировать их одушевление для политических смут». В 1707 г. они задумали низложить царя Такла Хайманота и убедили сторонников «помазания», что начинают гражданскую войну ради торжества их доктрины. В решающей битве 30 сент. 1707 г. отлученные «помазанники» пошли в первых рядах мятежных войск и пали в бою. В их числе был и А. К. Лит.: Болотов В. В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии//ХЧ. 1888. 1-2; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 273-274; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII в. М., 1990. С. 228-229. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель

http://pravenc.ru/text/63808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМДА МИКАЭЛЬ [эфиоп.   - столп Михаила], эфиоп. св., военачальник 2-й пол. XV в. При жизни А. М. прославился как выдающийся полководец, в течение многих лет успешно защищавший пограничные области от мусульм. набегов. После смерти царя Баэда Марьяма А. М. вмешался в борьбу за престол, но его ставленник потерпел поражение, и победитель велел казнить А. М. В 1525 г., когда опасность набегов мусульман возросла, молодой царь Лебна Денгел счел нужным публично реабилитировать А. М., перенести его прах в царскую усыпальницу, собор Атронса Марьям , и установить день празднования памяти святого. Было составлено краткое житие А. М., автор к-рого создал идеальный образ этого военачальника-христианина: А. М. «обновил все церкви своим иждивением, и преследовал утеснителей и злодеев во дни свои, и разорил все города язычников направо и налево молитвою и постом и помощью святых, так что они подчинились царям и принесли дань». Память А. М. Эфиопская Церковь чтит 3 хэдара (30/31 окт.; см. Календарь эфиопский ); перенесение мощей отмечено в синаксарях под 29 сэне (23 июня). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 3 (прим. 1), 18 (прим. 2), 205-206; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. Р. 286-292; idem. Problems of Royal Succession in 15th Century Ethiopia//IV Congr. Intern. di Studi Etiopici. R., 1974. T. 1. P. 501-536; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 151-162. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНОРЕВОС [Гонорий; эфиоп.   от лат. Honorius] (XIV в.), эфиоп. св. Уогдский, младший. Ученик св. Зена Маркоса, современник Аноревоса Старшего; также по назначению митр. Яэкоба был благочинным областей Морэт (где проповедовал христианство его учитель) и Уогди. Память его в наст. время чтится только в обл. Уогди. Житие А. не опубликовано, рукописи хранятся в мон-рях Дэбрэ-Либанос и Сет-Амба в обл. Шоа. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 124, прим. 1; Gerulli E. Gli atti di Zena Marqos. R., 1962. P. 205-206; Zelleke Kenefe-Rigb. Bibliography of the Ethiopic Hagiographical Traditions//J. of Ethiopical Stud. Addis Ababa, 1975. Vol. 13. Fasc. 2. July. P. 64. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФЦЕ [Эфиоп.    ] (кон. V - нач. VI в.), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 29 гэнбота (24 мая)), один из «девяти преподобных» . Краткие сведения об А. содержатся в эфиоп. синаксаре. Согласно его житию (до сих пор полностью не изданному), А. был сирийцем из Эдессы. Оттуда он отправился в Рум (Византию), где встретился с др. из «девяти преподобных» - Йисхаком-Гаримой , визант. имп., только что отрекшимся от престола и от мира. Из Рума А. направился в Эфиопию, куда прибыл в царствование Эламиды и где снова встретился с Йисхаком-Гаримой. Они не остались в столичном Аксуме, но отправились в глубь страны проповедовать христианство и учреждать мон-ри. После мн. злоключений А. прибыл в Йеха, где на месте святилища языческого сабейского бога Алмакаха основал мон-рь. В этом мон-ре его навещал аксумский царь Калеб , отомстивший за награнских мучеников . Умирая в весьма преклонном возрасте, авва передал мон-рь своему ученику Косме. Лит.: Dillmann A. Zur Geschichte des Axumitischen Reichs im 4. bis 6. Jh.//Abhandl. d. Königl. Akad. d. Wiss. B., 1880; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 64-65; Wallis Budge E. A. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 3. P. 944; Coulbeaux J. -B. Histoire politique et religieuse de l " Abyssinie. P., 1929; Conti Rossini C. La leggenda di Abba Afse in Etiopia//Mélanges syriens offerts à R. Dussaud. P., 1939. Vol. 1. P. 151-156. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.)) ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан

http://pravenc.ru/text/77154.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010