Следует несколько раз подвергать пророка испытаниям, и если все слова его окажутся достойными веры, это (истин­ный) пророк, как сказано о Самуиле: «и узнал весь Изра­иль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен был про­роком Божиим» ( 1Цар.3:20 ). § 18 Но скажут, авгуры и волхвы также возвещают события, которые и происходят в действительности; какая же разни­ца между ними и пророками? Та, что только часть предска­заний авгуров, волхвов и подобных им людей исполняется, прочие же не исполняются, как сказано: «пусть выступят наблюдатели небес, и звездочеты, и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно при­ключиться тебе» ( Ис.47:13 ), от части того, а не всего (что должно приключиться тебе). Но весьма возможно, что и ни одно из их предсказаний не исполнится, и они обманываются во всем, как сказано: «(Бог) делает ничтожными знамения пророков и обнаруживает безумие вол­шебников» ( Ис.44:25 ). Но у (истинного) пророка все сло­ва исполняются, как сказано: «не падет на землю ни одно слово Господа» ( 4Цар.10:10 ), и еще библейский текст го­ворит: «пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его, как сон, а у которого Мое слово, тот пусть го­ворит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» ( Иер.23:28 ). Это место оз­начает то, что слова и сны волхвов подобны мякине, в ко­торой можно найти небольшую примесь зерна, тогда как сло­ва Вечного подобны чистому зерну, в котором нет ни ма­лейшей частицы мякины. Итак, писание утверждает, что в то время как предсказания, возвещаемые народам авгурами и волшебниками, суть ложные измышления, пророк говорит лишь слова истины; благодаря этому нет нужды прибегать ни к авгурам, ни к волшебникам, ни к другим подоб­ным людям, как сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына или дочь свою через огонь и т.д. «Ибо на­роды сии» т. д.; и еще Писание говорит: «пророка из среды тебя из братьев твоих» и т. д. ( Втор.18:10–15 ). Из этого следует, что пророк восстает среди нас толь­ко для того, чтобы возвестить нам происшествия, которые должны случиться, напр. изобилие или голод, войну или мир и т. п. Он может также указать кому либо то, в чем тот нуждается, как (напр. это было) с Саулом, который поне­ся потерю, обратился к пророку, и тот указал ему место, (где находилось потерянное) 16 . Вот подобные вещи и воз­вещает пророк; не может быть и речи о том, чтобы он основывал другую религию, прибавлял или уничтожал ка­кую либо заповедь. § 19

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Так и относительно Моисея, нашего учителя; все Израильтяне после Синайских происшествий служили ему свидетелями, и он не имел нужды творить пред ними какого-либо чуда (доказывавшего его посланничество). Поэтому должно следующим образом объяснить слова Святого (да будет Он благословен), сказанные Мо­исею при начале его пророческого служения, когда Он дал ему власть творить чудеса в Египте; когда Бог сказал ему: «они послушают голоса твоего ( Исх.3:18 ), наш учитель Моисей, хорошо зная, что верующий только чудесам хранит в глубине души заднюю мысль и весьма осторожен, старался уклониться от исполнения Божия повеления, говоря Ему: «а если они не поверят мне» ( Исх.4:1 ); тогда Свя­той (да будет Он благословен) дал ему понять, что эти чудеса будут иметь силу, но только до выхода из Египта; после же исхода, когда Израильтяне остановятся у этой горы, все сомнения их относительно него исчезнут: Ибо Я дам тебе знамение, по которому они узнают, что это Я, по исти­не, послал тебя вначале, и в их сердце не останется ни какого сомнения. Так и в Писании сказано: «вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе " ( Исх.3:12 ). Вследствие этого мы, конечно, не ради чудес поверим пророкам, которые придут после Моисея, но ска­жем: Если (пророк) сделал чудо, будем повиноваться все­му, что он нам скажет по приказанию нашего учителя Моисея, данному им в Законе: Если (пророк) делает чудо, «Его слушайте» ( Втор.18:15 ). Подобно тому, как Моисей повелел нам произносить решение на основании показания двух свидетелей, хотя бы мы и не знали, истинно или ложно их свидетельство, точно также он приказал нам верить этому пророку, хотя бы мы не знали, истинны ли его чудеса, или произведены магией и чародейством 10 . § 10 Вот почему, если восстанет какой-либо пророк, делаю­щий чудеса и великие знамения, но старающийся противодей­ствовать пророческой миссии нашего учителя Моисея, мы не послушаем его, будучи вполне уверены, что его чудеса про­изведены магией и чародейством; потому что пророческое посланничество Моисея утверждено не чудесами, которым можно бы противопоставить и чудеса другого, но мы своими глазами видели и своими ушами слышали, также как сам Моисей, пророческое посвящение, (которое он получил).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Толкователи, считающие образ сожжения Гога и Магога строго библейским, приводят два рода данных в подтверждение своего мнения: 1) исторические показания Библии , относительно чудесного сожжения небесным огнем людей нечестивых, и 2) символические описания Богоявлений, открывающих величие Бога, как Судии. По отношению к первым из указанных данных, мы ограничимся общей цитацией: – это Быт.19:24 , Лев.10:2 , Чис.16:35 , 2Цар.1:10 , 2Цар.1:12 и 2Цар.1:14 (ср. Лк.9:54 ). Что касается до изображения теофаний, то мы приведем некоторые из наиболее типичных в данном отношении библейских мест: у Ис.66:15 читаем: Приидет Господь в огне и Колесница Его, как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и крещение Свое с пылающим огнем; в псалмах и торжественные Богоявления нередко изображаются, как огненная буря, напр., в псалме Пс.96:3 : пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его, или в Пс.49:3 : грядет Бог наш и не в безмолвии, пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (ср. 2Фес.1:8 ). Если поставить вопрос, какое из двух приведенных толкований предпочтительнее, то более оснований склонится в пользу второго, ведущего изъяснение на почве строго-библейской. Несомненно, что Тайнозритель говорит о том же, что имел в виду Апостол Петр, по которому нынешние небо и земля предназначены сгореть в день суда и погибели нечестивых людей ( 2Пет.3:7 ), так что нет нужды видеть в данном месте Апокалипсиса только библейский троп, по образцу Притч.1:26 : Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас, когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь принесется на вас; или Пр. Сына Сирахова: Сборище беззаконных, – куча пакли и конец их, – пламень огненный ( Сир.21:10 ). В описании казни Гога в Откровении можно усматривать желание подчеркнуть таинственный характер этого события: Тайнозритель допустил, как бы излишнюю полноту в описании, – огонь, пожирающий Гога, ниспадает не только с неба, но и от Бога, последнее выражение, повидимому, должно было устранить выше упомянутое нами представление древних, что землю постигнет естественный огненный потоп пред временем ее окончательного разрушения, хотя допустим и внутренний логический параллелизм членов в том месте Откровения: огонь нисходит от Бога на воинство сатаны и он нисходит с неба на землю, тогда это т. н. амплификация.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Что касается до наказаний, возвещаемых пророком, гово­рящим например «такой то умрет» или «в таком-то году будет голод или война» и т. п. угрозы, то не следует от­рицать его пророческое посланничество, если угрозы не испол­няются; не должно говорить: «вот он сказал, и его слова не осуществились», ибо Святой (да будет Он благословен) медлен в гневе, изобилует благостию и раскаивается во зле, (которое хотел совершить). (Кроме того) возможно, что виновные принесут покаяние, и их грехи простятся им, как жителям Ниневии, или наказание, угрожавшее им за­медлено, как Езекии. Но если пророк обещает благополу­чие, говоря, что оно будет состоять в том-то и том-то, а оно не приходит, – это, конечно, ложный пророк, потому что благословения, которые ниспосылает Бог , даже под условием, Он не отменяет. Мы знаем, что Он никогда не отнимал своих благословений, кроме времени первого разрушения 17 : Он обещал тогда верным, что они не умрут с нечестивыми и не исполнил Своего обещания. Это разъяснено в трактате Sabbath. Из этого следует, что только в предсказаниях о благополучии может быть испы­тываем пророк. Действительно, вот что отвечает Иере­мия Анании, сыну Азура, когда сам предсказывал несчастие, а этот счастье; он сказал Анании: «если мои слова не сбудутся, это не будет доказательством того, что я ложный пророк; если же твои слова не исполнятся, то будет дока­зано, что ты ложный пророк» (Ср. Иер.28 ); ибо сказано: «Выслушай слово сие... если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, ко­торого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» ( Иер.28:7:9 ). § 20 Пророк, посланничество которого подтверждается другим пророком, должен почитаться истинным пророком, и нет нужды испытывать его. Моисей, наш учитель, свидетель­ствовал в пользу Иисуса, и Израиль поверил ему ранее, чем он сотворил чудеса. Итак, на будущее время: если пророческое посланничество пророка известно; если его слова не раз подтвердились; если другой пророк свидетельство­вал в его пользу, и он подвергался пророческому воспита­нию, – запрещается возбуждать против него сомнения и по­дозрения в том, что посланничество его неистинно; запре­щается испытывать его более, чем нужно, ибо мы не дол­жны постоянно искушать Бога, как сказано: «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» ( Втор.6:16 ), где Израильтяне восклицали: «есть ли Господь среди нас или нет» ( Ис.17:7 ). Но с того времени, как пророк будет признан таковым, надо верить ему помня, что с ним Вечный, и не возбуждать против него подозре­ний и сомнений, ибо сказано: «узнают что среди них (был) пророк» ( Иез.33:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Октября 8-го, Воронцов выполнил превосходно поручение: при деревне Куримбек, разбил на голову 3000 турок вышедших из Виддина и награжден за это Георгием 3-го класса. Разбитие визиря перед тем (2-го октября), заставило Измаила-бея вступить с Зассом в переговоры, прося, дозволить ему переправиться через Дунай, под условием не воевать больше с ними, но Кутузов не соглашаясь на это, еще раз поручил Воронцову, переправившись через Дунай, действовать на турок от Лом-Паланки. В результате получился полный роспуск войск Измаилом, но Воронцову пришлось пробыть за Дунаем до 2-го декабря. Переправившись через Дунай и поставив войска на зимние квартиры. М. С. Воронцов отозван с Дуная и к весне (в марте) 1812 г. уже прибыл во 2-ю армию, собранную для встречи Наполеона, на Волыни, под начальством князя Воронцов получил в команду сводную Гренадерскую дивизию, в корпусе Бороздина. При нашествии Наполеона, вторая армия успела соединиться с первою под стенами Смоленска, и здесь (4-го августа) Воронцов со своею дивизией, участвовал в отбитии нашими всех нападений французов, наконец увидевших невозможность овладеть Смоленском. Но и мы были не в состоянии удержать напор неприятеля, потому Багратион отступил к Дорогобужу, оставив в 4-х верстах от города арьергард, под начальством князя Горчакова, в котором находился М. С. Воронцов. 7-го августа арьергард 2-ой армии весь день удерживал наступление врагов и отступил, получив приказание, к деревни Соловьевой. При Бородине (24-го августа) в войсках Горчакова защищавших Шевардинский редут была дивизия Воронцова и мужественно выполнила долг свой, отбив все нападения французов. Редут этот мы оставили сами 25-го августа и Кутузов сводным гренадерским батальоном Воронцова приказал 26-го августа занять Семеновское укрепление и, сам Воронцов, укрепивший здесь свою дивизию, выразился: «что хотя сопротивление мое не было продолжительно, но оно прекратилось лишь существованием дивизии». Граф М. С. Воронцов был ранен тут в левую ногу и был вынесен из боя и привезен в дом свой, в Москву, в Немецкой слободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бестужев победил; врагов, которые до сих пор вели против него такую сильную борьбу, – одних уже нет в России, другие готовы удалиться – потеряли значение: Но в это самое время против торжествующего канцлера поднимается новый соперник, бывший до сих пор верным союзником, – вице-канцлер граф Воронцов. Как же произошла эта перемена? До назначения своего вице-канцлером Воронцов принадлежал к числу тех русских вельмож, которые старались высвободить Россию из-под влияния Франции и утвердить национальную политику, состоявшую в поддержании слабейших 12 государств против сильнейших – Австрии и Саксонии против Франции и Пруссии, причем по единству интересов морские державы Англия и Голландия были естественными союзницами России. До сих пор Воронцов действовал заодно с Бестужевыми. Сильный своим приближением к императрице, родством с нею по жене, участием в перевороте 25 ноября, дружбою с фаворитом Разумовским, Воронцов, естественно, играл роль покровителя в отношении к Бестужевым, что и видно из переписки обоих братьев с ним. Но теперь Алексей Петр. Бестужев стал канцлером, а Воронцов – вице-канцлером, покровитель должен играть второстепенную роль подле покровительствуемого, и стоило только Воронцову стать официально подле Бестужева, как второстепенность, незначительность его роли обозначились резко в глазах всех своих и чужих. Бестужев сделал все, Бестужев поборол противников своей системы. Воронцову оставалось быть скромным спутником блестящей планеты, но для его самолюбия это положение было тяжело, а тут искушения со всех сторон: враги канцлера ухаживают за вице-канцлером, он теперь их единственная надежда, им необходимо сделать его соперником ненавистного Бестужева, они утешают друг друга тем, что Воронцов свергнет Бестужева; такие утешения не могут скрыться ни от канцлера, ни от вице-канцлера и, естественно, кидают между ними нож. Единственное средство для Воронцова выйти из подчиненного положения, выделиться, получить самостоятельное значение, засветить собственным светом – это порозниться в мнениях с канцлером, а это легко и выгодно: недавно окончена шведская война, ни императрица, ни большинство людей знатных не хотят новой войны, а канцлер слишком рьян, он непременно хочет употребить сильные средства, двинуть войска, грозить ими Пруссии; легко сказать – двинуть войска: чего это будет стоить и где взять денег? А если Пруссия не испугается одного движения войск и нужно будет действительно начать войну? Для чего подвергаться такой опасности? Изменять системы не нужно; можно помогать Австрии и Саксонии, сдерживая Пруссию сильными представлениями. Такое мнение очень понравится императрице и многим другим, а между тем нельзя было забыть и внушений Шетарди: благоразумно ли вооружать против себя молодой двор, идя резко наперекор его привязанностям? Елисавета может вдруг умереть...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Как директор Института востоковедения РГПУ имени Герцена, который существует всего третий год, не могу не вспомнить, что при создании нашего института именно Алексей Васильевич Воронцов всегда, в том числе и на заседаниях большого ученого совета, нас активно поддерживал, он выступал на наших мероприятиях в ТАСС и являлся приверженцем активного сотрудничества Института востоковедения РГПУ имени Герцена со странами арабского мира. В этом отношении нельзя не упомянуть о таком смелом его поступке, как поездка в Сирию в 2011 году. В тот период, когда многим уже казалось, что сирийский народ ждёт трагическая судьба народов Ирака и Ливии, Алексей Васильевич Воронцов оказался среди активных поборников российско-сирийской дружбы. Его мужественный поступок был высоко оценён в Сирийской Арабской Республике. Алексея Васильевича Воронцова принимал сам президент Сирии Башар Асад. Сегодня, когда наша страна оказывает сирийскому народу огромную помощь в борьбе с мировым терроризмом, мы не должны забывать и об этой важной политической стороне деятельности Алексея Васильевича Воронцова. Профессор Воронцов явился и одним из создателей Российско-Белорусского братства. Его многолетняя работа направлена на укрепление тесных связей с братской нам Белоруссией. Алексей Васильевич Воронцов по праву может считаться и одним из основателей Петровской академии наук и искусств. Сегодня он является её президентом. Жители Ленинградской области, конечно, помнят и о том, как он помогал создавать Крестьянский университет в городе Луге. Даже этот краткий перечень деяний Алексея Васильевича Воронцова показывает масштаб его личности. А ведь он, помимо прочего, ещё является автором более четырехсот научных и публицистических работ, преимущественно связанных с проблемами истории русской и зарубежной социологии, демографии, русской культуры, образования и защиты традиционных нравственных ценностей. Алексей Васильевич Воронцов сыграл выдающуюся роль в работе «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург». Вспоминается, как в начале двухтысячных, будучи ещё достаточно молодым начинающим автором и ведущим этой часовой радиопередачи, я нередко обращался к Алексею Васильевичу Воронцову за помощью. И он всегда был готов обсуждать в радиоэфире острые, злободневные вопросы, неизменно подчеркивая исторические корни тех или иных социальных явлений. Неслучайно Алексей Васильевич Воронцов был избран почетным членом «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/01/pa...

Воронцов внушал Финкенштейну, что если Фридрих возвратит несколько из них в Россию, то нет сомнения, что это произведет самое полезное впечатление в мыслях императрицы; он, Воронцов, знает наверное, что это дело представлено ей с религиозной точки зрения и всякий день толкуют ей об этом, чтоб раздражить ее против прусского короля. Воронцов в разговорах с Финкенштейном укорял Бестужева, что тот посылкою тридцатитысячного корпуса вовлекал Россию в европейские замешательства. Бестужев по этому случаю замечает: «Ее и. в-ства слава и интересы требуют в европейские дела мешаться. Петр Великий столько о том старался, что помощный корпус на своем собственном иждивении отправить рад был бы. Инако же разве турками или персианами быть запертыми в своих границах? Пример тому недавно сделался, что когда король прусский в чужие дела вмешался, а с здешней стороны никакого движения против того чинено не было, то он до такой силы дошел, что подлинно наиопаснейшим соседом есть». В конце марта месяца Финкенштейн доносил своему двору об опасной грудной болезни генерал-прокурора князя Трубецкого, прибавляя: «Смерть князя Трубецкого подлинно была бы великая потеря, и канцлер избавился бы от самого опасного неприятеля, какого он в здешней земле когда-либо имел. Графы Лесток и Воронцов, которые связаны с ним дружбою, очень беспокоятся». Бестужев заметил: «Из сего ее имп. величество усмотреть изволит, в каких людях сия шайка состоит». Бестужева очень обрадовала депеша Финкенштейна от 23 июля, из которой оказалось, что Воронцов получает пенсию от прусского двора. Финкенштейн писал королю: «Так как срок пенсии, которую вашему величеству угодно жаловать важному приятелю, истек 1 сентября прошлого года, то я считаю долгом испросить приказаний вашего величества относительно ее, тем более что приятель, не называя вещь ее именем, однако, дал мне знать, что надеется на продолжение к нему милостей вашего величества. Я должен также прибавить, что хотя настоящее положение дел не дает ему возможности быть полезным в той же степени, в какой он был прежде, однако он продолжает быть одинаково благонамерен и сообщать мне от времени до времени то, что, по его мнению, может быть полезно службе вашего величества».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

(67) Тарас Кирилов – один из уголовных преступников, заключенных в кишиневском остроге. Сохранился рассказ о том, что один из арестантов острога, полюбивший поэта, часто навещавшего заключенных и беседовавшего с ними, признался ему в намерении бежать из тюрьмы и действительно на другой день удачно совершил побег. Возможно, что этот заключенный и был именно Т. Кирилов. (68) Крупенские – семья кишиневского вице-губернатора Матвея Егоровича Крупенского (р. 1781 – ум. после 1823), полугрека-полумолдаванина по происхождению, жившего открытым домом. Пушкин часто посещал этот дом и хорошо знал как самого Крупенского, так и его жену Екатерину Христофоровну. (69) M-r Deguilly – г. Дегильи, француз, уклонившийся от дуэли с Пушкиным. Помимо начала записки Пушкина к нему, приведенной в дневнике, сохранился более полный текст самого письма к Дегильи (см. в т. X). Сохранилась также карикатура Пушкина на Дегильи с такой подписью под нею: «Ma femme… ma culotte… et mon duel donc!.. ah ma foi, qu " elle s " en tire comme Ilée voudra, puisque c " est elle qui porte culotte…». (70) «Nouvelle de la mort de Napoléon». – Наполеон умер на острове св. Елены 5 мая нов. стиля (23 апреля) 1821 г. Таким образом, известие об этом дошло до Пушкина лишь спустя почти три месяца. (71) L " archevêque Arménien – армянский архиепископ Григорий Захарьянов. (72) Schachovskoy – вероятно, адъютант графа М. С. Воронцова, князь Валентин Михайлович Шаховской (1801–1850). (73) Siniavin – адъютант графа M. С. Воронцова, Иван Григорьевич Сенявин (1801–1851). (74) Comtesse Elise Woronzoff – жена графа M. С. Воронцова – графиня Елизавета Ксавериевна Воронцова. (75) Дата смерти лорда Д. Г. Байрона (ум. 19 апреля нового ст. 1824 г.) занесена Пушкиным в тетрадь по старому и новому стилю. (76) «Mai 26» – день рождения Пушкина. 22 мая 1824 г. Пушкин получил предписание графа М. С. Воронцова отправиться в командировку на обследование саранчи в Херсонский, Елиэаветградский и Александровский уезды, а 28 мая возвратился в Одессу.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Тонкорунное овцеводство тоже развитием своим обязано почину Воронцова, заслуги которого уже оценил и Александр первый, перед кончиною произведя достойного сановника в полные генералы (29-го марта 1825 г.). Воронцов из уст Благословенного слышал лестные отзывы о своем управлении и только расставшись с Государем получил известие о его болезни, а затем, вернувшись в Одессу, опечален вестью о кончине Монарха. Преемник Его, в первые же месяцы своего правления, выказал уважение к административным трудам Воронцова, мая 24-го 1826 г. назначив его членом Государственного Совета. Николаю первому вслед за коронацией оказалась надобность готовиться к войне с турками, но прежде чем вступить в борьбу, Государь хотел испытать над турецким правительством силу дипломатических сношений. Рибопьер и граф М. 0. Воронцов, открыли с турецкими уполномоченными переговоры в Аккермане и заключили конвенцию, дополняющую условия бухарестского трактата, не давая нарушать его постановления. За заключение конвенции Воронцов награжден алмазными знаками ордена св. Александра Невского. Заботясь о мирном преуспеянии страны, граф Воронцов, проводя дороги по сухому пути, завел в 1828 году срочное пароходство по Черному морю, между Одессой и Крымом, употребив для того коммерческий пароход «Одесса». Из этого развились с течением времени, срочные отправления вдоль всего северного черноморского берега, по Азовскому морю, и непрерывные сообщения с Константинополем. На Воронцова возложена была доставка морем провианта войскам нашим, действовавшим в 1828 и 1829 гг. в Турции, а когда контузия в обе ноги, лишила князя Меньшикова возможности продолжать осаду Варны. Государь поручил тоже графу Воронцову принять команду над корпусом нашим при Варне. 16-го. августа 1828 г. Воронцов отплыл из Одессы к Варне, а 27-го августа прибыл Государь. Меры, принятые Воронцовым, не смотря на отчаянные попытки турок вредить осаждающим, привели к взрыву (2-го сентября) части контр эскорта приморского бастиона крепости. Отбив наши два штурма, турки 29-го сентября сдали Варну, не могшие долее обороняться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010